Заявление о библейском происхождении династии Багратионов

редактировать

Легенда о грузинском царском династии Багратионов имели еврейское происхождение и произошли от Давида. восходит к появлению семьи на грузинской земле во второй половине восьмого века. По мере роста власти Багратидов это утверждение трансформировалось в официально одобренную парадигму, закрепленную в средневековой исторической литературе, такой как хроника XI века Сумбат Давитис-дзе, и легло в основу политической идеологии династии. продолжительность их тысячелетнего господства в Грузии. Предлагаемое происхождение Давида позволило Багратионам заявить о родстве с Иисусом Христом и Девой Марией и обосновать свою легитимность на библейском архетипе Бога - помазанник королевской семьи.

Легенда о происхождении Багратиони иврита или дэвида не пользуется доверием со стороны современной господствующей науки. Происхождение семьи оспаривается, но историки, такие как Эквтиме Такаишвили и Кирилл Туманов, сформулировали точку зрения о том, что грузинская династия произошла от принца-убежища армянского Дом Багратуни преобладает.

Содержание
  • 1 Происхождение легенды
  • 2 Константин VII Порфирогенит
  • 3 Летопись Сумбата
  • 4 Другие источники
  • 5 Более поздние источники
  • 6 параллелей
  • 7 Современные интерпретации
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
Происхождение легенды
Царь Давид играет на арфе. Миниатюра из рукописи грузинских псалмов XV века.

Легенда возникла в армяно-грузинской среде во второй половине VIII века. Еврейское происхождение впервые приписывается армянским Багратидам (Багратуни ) раннесредневековым армянским историком Мовсесом Хоренаци, но он никоим образом не предполагает, что семья произошла от царя Давида. Около 800 г. ранние грузинские Багратиды творчески манипулировали этим заявлением, чтобы представить себя прямыми биологическими потомками библейского царя. Они не применяли явным образом давидское происхождение к своим армянским кузенам, хотя впоследствии армяне восприняли нововведение грузин как свое собственное.

Первым армянским источником, знакомым с давидским происхождением Багратидов, является «История Армении». историк начала X века Оганес Драсханакертци, который мог быть подвергнут грузинской легенде, добровольно проживая при дворе грузинского правителя Багратидов Адарнасе IV (умер в 923 году). В целом, армянские Багратиды не проявляли особого интереса к еврейской теории и ее давидскому развитию, по сравнению с их грузинскими аналогами.

Самое раннее сохранившееся упоминание грузинских Багратидов и их давидских криков - у Псевдо-Джаншера. краткий исторический труд, написанный между 800 и 813 годами, в котором рассказывается о прибытии в Картли, основной грузинской области, где-то после 772 года, Адарнасе, «который был из Дома Давида. пророк". Житие св. Григола Хандзтели, написанное в 951 году грузинским агиографом Георгием Мерчуле, является следующей ссылкой на традицию давидского происхождения, существующую во времена Ашота I, Сын Адарнаса и первый грузинский монарх Багратидов, которого монах Григол называет «господином, называвшимся сыном Давида, пророком и помазанником Бога».

Константин VII Порфирогенит

Легенда стала достаточно известной, чтобы ее можно было увидеть в 45-й главе трактата De Administrando Imperio, написанного ок. 950 г. византийским императором Константином VII Porphyrogenitus, к которому претензии, по-видимому, доходили через кавказцев, служивших при императорском дворе в Константинополе. По словам Константина, грузины считали себя отпрысками жены Урии Вирсавии, с которой царь Давид совершил прелюбодеяние и у которой были дети от него. Таким образом, они утверждали, что были связаны с Девой Марией, поскольку она также произошла от Давида.

Отчет Константина Порфирогенитуса выдает грузинское влияние, но некоторые его детали не подтверждаются в других местах. Это противоречит более разработанной версии грузинского историка Сумбата, цитируя генеалогическую линию, ведущую к Деве Марии, а не к Иосифу, мужу Марии. Наконец, генеалогия Константина достигает двух братьев, Давида и Спандиатиса, которые покинули Иерусалим по совету оракула и обосновались на границах Персии, где они основали свое царство в Иберии (т. е. Картли) и увеличили свою власть с помощью императора Ираклия. Спандиатис был бездетным, но у Давида был сын Панкратий, у которого был сын Асотий, чьего сына Адарнаса сделал куропалат императором Львом, отцом Константина.

Сумбата. летопись

Наиболее полное выражение давидских притязаний грузинских Багратидов в грузинской литературе сохранилось в «Житии и повести Багратидов» XI века Сумбата Давитис-дзе (Сумбат, сын Давид), который, возможно, сам принадлежал к грузинской семье Багратидов. Этот труд, дошедший до нас как часть более крупного сборника, известного как Грузинские хроники, содержит наиболее разработанную версию легенды о семье Багратидов. История Сумбата начинается с длинной стеммы, прослеживающей изначальное происхождение грузинских Багратидов от Адама через царя Давида до Иосифа, мужа Девы Марии; а затем от Клеопы, брата Иосифа, к некоему Соломону, семь сыновей которого покинули Святую Землю и отправились в Армению, где их крестила некая царица Рахиль. Трое из них остались в Армении, и их потомки позже правили этой страной, а четыре брата прибыли в Картли. Один из них, Гуарам, стал там правителем и стал, как утверждает Сумбат, праотцом Багратиони. Брат Гуарама Саак обосновался в Кахети, в то время как два других брата, Асам и Варазвард, завоевали к востоку от Кахетии от персидского правителя.

Генеалогия Сумбата от Адама до царя Давида основана на Евангелие от Луки (3:32 и сл.), в то время как Евангелие от царя Давида Иосифу заимствовано из Евангелия от Матфея (1: 1-16). Источником генеалогии Клеопы и его потомков, по-видимому, является римский ученый Евсевий Кесарийский, который в своей Церковной истории цитирует Гегезиппа, согласно которому, римляне искали потомков царя Давида, чтобы удалить с территории иврита потенциальных претендентов на престол, которые имели бы библейское признание. Добавив Клеопу в генеалогию Багратидов, Сумбат целенаправленно привел предков династии к помазанному Богом царю Израиля. Таким образом, произведение Сумбата содержит версию семейной легенды, которая стала основой династической и политической идеологии и в ходе истории повлияла на мировоззрение династии Багратионов.

Генеалогия династии Багратионов по Сумбату
  1. Адам
  2. Сет
  3. Енос
  4. Кенан
  5. Махалалель
  6. Джаред
  7. Енох
  8. Мафусаил
  9. Ламех
  10. Ной
  11. Шем
  12. Арпахшад
  13. Каинан
  14. Салах
  15. Евер
  16. Фалег
  17. Реу
  18. Серух
  19. Нахор
  20. Фарра
  1. Авраам
  2. Исаак
  3. Иаков
  4. Иуда
  5. Перес
  6. Хезрон
  7. Рам
  8. Амминадав
  9. Нахшон
  10. Лосось
  11. Вооз
  12. Овид
  13. Джесси
  14. Давид
  15. Соломон
  16. Ровоам
  17. Авия
  18. Аса
  19. Иосафат
  20. Иорам
  1. Амасия
  2. Озия
  3. Иоафам
  4. Ахаз
  5. Езекия
  6. Манассия
  7. Амон
  8. Иосия
  9. Иехония
  10. Шеалтиил
  11. Зоровавель
  12. Абиуд
  13. Элиаким
  14. Азор
  15. Задок
  16. Ахим
  17. Элиуд
  18. Элеазар
  19. Матфан
  20. Клеопа
  1. Иаков
  2. Наом
  3. Салах
  4. Робуам
  5. Мохтар
  6. Елиаким
  7. Вениамин
  8. Ихеробем
  9. Моисей
  10. Иуда
  11. Элиазар
  12. Левий
  13. Иорам
  14. Манассия
  15. Иаков
  16. Микия
  17. Иоаким
  18. Ирубем
  19. Авраам
  20. Иов
  1. Акаб
  2. Саймон
  3. Изахкар
  4. Авия
  5. Асер
  6. Исаак
  7. Дан
  8. Соломон
  9. Гуарам
  10. Стефаноз
  11. Адарнас
  12. Стефаноз
  13. Гуарам
  14. Вараз-Бакур
  15. Нерсе
  16. Адарнас
  17. Багратиони династия
Другие источники
Рельеф IX или X веков из Опизы, якобы изображающий царя-пророка Давида.

Помимо текстовых источников, легенда о давидском происхождении Багратидов, возможно, хранится на каменном изображении в барельеф из средневекового грузинского монастыря Опиза, в Шавшети, и сейчас экспонируется в Художественном музее Грузии в Тбилиси. Скульптура изображает дворянина, который предлагает модель церкви Иисусу Христу, восседающего на троне, благословляющего жертвователя и сопровождаемого мужчиной, держащим руки в мольбе. Основываясь на сопровождающих минимальных грузинских надписях, рельеф традиционно интерпретируется Эквтиме Такаишвили, Иване Джавахишвили и Кириллом Тумановым как современное изображение куропалатов Ашот I (умер в 830 г.) со Христом и библейским царем Давидом. Туманов, например, был убежден, что здесь «безошибочен намек на происхождение донора от предка нашего Господа и его заступничество». Однако более поздняя интерпретация таких людей, как Нодар Шошиашвили и Вахтанг Дджобадзе, предполагает идентификацию этих лиц как более поздних куропалатов Ашота (умер в 954 году) и старшего брата этого Ашота Дэвид (умер в 937 г.).

Кроме того, Дэвид Уинфилд утверждал, что наличие шестиконечной звезды в средневековой грузинской архитектуре, например, в церкви X века Долискана в Кларджети упоминается о предполагаемом происхождении багратионов от царя Давида, но нет никаких доказательств того, что этот символ имел какие-либо давидские ассоциации в Грузии в этот период

.
Более поздние источники
Герб князей XIX века Багратион-Грузинский, традиционно изображающий давидскую арфу и пращу.

Последующие исторические труды во многих случаях ссылаются на библейские произведения династии. происхождение. Сразу после того, как Сумбат составил свою историю, анонимный автор XI века так называемой Хроники Картли упоминает, рассказывая о событии накануне прихода к власти грузинского Багратида, давидскую традицию, существовавшую во времена отца Ашота I. Адарнас. Тем не менее, последний источник предполагает, что во времена Адарнаса это заявление не было широко известно, поскольку принцесса Картли, чей сын женился на дочери Адарнаса, как показывает летопись, не знала о своем зяте. происхождение закона от царя Давида.

Еще одна грузинская летопись, анонимная жизнь царя царей Давида, написанная ок. 1123–1126, заявляет, что его подданный, царь Давид IV Грузинский (r. 1189–1125), был 78-м потомком его библейского эпонима. Позже хроника сравнивает коронацию Давидом IV своего сына Деметрия I перед смертью первого с возведением на престол Соломона библейским Давидом и еще раз подчеркивает «сходство с его предками». склад". Современная стихотворная освящающая надпись на почитаемой иконе Богородицы, известная как триптих Хахули, в которой упоминаются Давид IV и Деметрий I, сравнивает давидское происхождение Девы Марии с происхождением грузинских монархов Багратидов. Легендарная библейская родословная также нашла отражение в более поздней династической фамилии Джессиан-Давидиан-Соломониан-Багратиони, нередко встречающейся в багратидских документах. Символы, связанные с Давидом, арфа и праща, появляются в геральдике Багратиона, самом раннем известном примере, датируемом концом 16-го века.

Наконец, багратидский историк XVIII века князь Вахушти попытался включить теорию Давида в свою хронологию, в то время как его отец, царь Вахтанг VI Картлийский, составили генеалогическое древо, объединив библейское происхождение Багратионов с происхождением грузинского народа, происхождение которого в средневековых хрониках прослеживается до Тогармы, потомка Ноя. принц Давид Грузинский, сын последнего царя Грузии, писал в начале XIX века, вскоре после свержения Багратионов расширяющимися русскими «Империя» резюмировал давидское происхождение его семьи, будучи первым, кто напрямую включил в свою историю, написанную на русском языке, оригинальный армянский рассказ о еврейском происхождении династии Багратидов, составленный Мовсесом. Как говорит современный историк Стивен Х. Рэпп, «его история была попыткой обобщить историю Джорджии и в последний раз провозгласить божественную санкцию, стоящую за Багратидами».

Таким образом, Утверждение Багратидов о том, что они происходят от библейского Давида, сохранялось до захвата их престолов русскими в начале 19 века и даже поддерживается некоторыми сохранившимися Багратионами сегодня.

Параллели
A царской грамоты, изданной Ираклий II из Грузии называет его «милостью Божией... из иезийского - Давитяна - Соломона - Багратовани, сын помазанника царь Теймураз, Ираклий Второй, царь Грузии, Картли, Кахети,... »

Так как царем-пророком считался Давид как образец правителя и символ установленной Богом монархии во всем средневековом Западной Европе и Восточном христианском мире, грузинские Багратиды были не единственной правящей семьей, претендовавшей на связь с Давидом. Каролинги часто связывали себя с Давидом, но не утверждали, что произошли непосредственно от него. Как предположил историк Иван Билярский, кавказская парадигма царской власти Давида, возможно, повлияла на ветхозаветное видение царствования в ранней средневековой Болгарии, которая в то время находилась в переходной стадии от этнической от языческого государства к христианской империи, что очевидно в случае царя Изота, цитируемого в повествовании Исайи, так называемых болгарских апокрифических хрониках одиннадцатого века.

Самая близкая параллель с грузинским опытом Багратидов - это Эфиопия. Средневековый эфиопский исторический труд Кебра Нагаст утверждает, что эфиопские правители были прямыми потомками библейского первенца Соломона, Менелика. Грузинская и эфиопская династии могли знать о претензиях друг друга; грузинский князь Багратион Иоанн в своем дидактическом энциклопедическом романе Калмасоба, написанном между 1817 и 1828 годами, цитирует письмо 1787 года, отправленное эфиопским императором - «также потомком пророка Давида» - деду Иоанна, царю Ираклий II из Грузии, в котором эфиопский коллега, по сообщениям, обращался к грузинскому монарху как к «любимому брату, связанному по общей родословной».

Современные интерпретации

Еврейское или давидское происхождение Багратиони рассматривается современной наукой как чисто легендарное, созданное грузинской династией в начале своей истории, чтобы помочь отстоять свою легитимность. Предполагаемое еврейское происхождение семьи было использовано и переработано грузинскими Багратидами, чтобы заявить о своем происхождении от божественно назначенного образцового библейского царя Давида, который сам является потомком по непрерывной линии Адама и предка Иисуса Христа, в то же время скрывая истинное происхождение династии и кровные узы с армянскими кузенами. Эти утверждения были сформулированы в средневековых грузинских текстах, особенно в летописи Сумбата Давитис-дзе, который сам якобы был Багратидом. Более того, Сумбат ошибочно или целенаправленно представил более раннюю, предбагратидскую династию Гуарамидов Картли как первых Багратидов на грузинской земле, идентифицировав гуарамидского принца Гуарама как потомка библейского царя Давида. Однако верно, что ранние грузинские Багратиды были связаны с Гуарамидами брачными узами, и приданое Гуарамидов составляло важную часть первоначального царства Багратидов.

В 20 веке британский историк Стивен Рансимен попытался реабилитировать теорию еврейского происхождения Багратидов. Рансимен предположил, что нет причин сомневаться в их еврейском происхождении, учитывая присутствие евреев, спасающихся из ассирийского плена на Кавказе, «где, как в Вавилонии, были потомственные вожди. который утверждал, что произошел от Давида, известного как "князья диаспоры ", вплоть до высокого средневековья ". Гипотеза не была принята другими учеными, и Туманов полностью отверг такую ​​возможность.

Примечания
Ссылки
  • Бичикашвили, Иосеб (2004). ჩხეიძეთა საგვარეულო. დანართი 1: ქართული საგვარეულო ჰერალდიკა [Семья Чхеидзе. Приложение 1. Грузинская семейная геральдика] (PDF) (на грузинском языке). Тбилиси: Национальная парламентская библиотека Грузии. п. 3. ISBN 99928-0-213-8. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Иван Билярский (2013). Пророк Исайя: Судьба и значение апокрифического текста. Лейден: Brill. ISBN 90-04-25438-2. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Константин Порфирогенитус (1949). De Administrando Imperio, греческий текст отредактировал Дьюла Моравчик, английский перевод Р. Дженкинса. Будапешт: Pazmany Peter Tudomanyegyetemi Gorog Filologiai Intezet. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Дджобадзе, Вахтанг (1992). Раннесредневековые грузинские монастыри в историческом Тао, Кларджети и Шавшети. Штутгарт: Franz Steiner Verlag. ISBN 3-515-05624- 6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Истмонд, Энтони (1998). Королевские образы в средневековой Джорджии. Университетский парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 0-271-01628-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Карбелашвили, Мариам (1999). "იოანე ბატონიშვილის ცნობა საქართველოსა და ეთიოპიის სამეფო დინასტიათა ნათესაობის შესახებ " [Информация Иоана Батонишвили о взаимоотношениях грузинских и эфиопских царских династий]. literaturuli dziebani (на грузинском и английском языках). 26 (1): 244–254. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Папамасторакис, Титос (2002). «Реконструкция триптиха Хахули» (PDF). Deltion of the Christian Archaeological Society. 23 (4): 225–254. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Рапп, Стивен Х.., Младший (1997). Представляя историю на перекрестке: Персия, Византия и архитекторы письменного грузинского прошлого. Докторская диссертация, Мичиганский университет. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Рапп, Стивен Х., мл. (2000). «Сумбат Давитис-дзе и словарь политической власти в эпоху объединения Грузии». Журнал Американского восточного общества. 120 ( 4): 570–576. doi : 10.2307 / 606617. JSTOR 606617. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Рапп, Стивен Х. (2003). Исследования средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийские контексты. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Лёвен: Peeters Publishers. ISBN 90- 429-1318- 5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Такаишвили, Эквтиме (1935). «Грузинская хронология и начало правления Багратидов в Грузии». Георгика. 1 : 9–27. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Туманов, Кирилл (1949–1951). «Багратиды пятнадцатого века и институт коллегиального суверенитета в Грузии ». Traditio. 7 : 169–221. JSTOR 27830207. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Toumanoff, Cyril (1963). Исследования христианской истории Кавказа. Вашингтон, округ Колумбия: Georgetown University Press. CS1 maint: ref = harv (link )
Последняя правка сделана 2021-05-15 09:37:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте