Тогарма (Иврит : תֹּגַרְמָה Tōgarmā [h]; Армянский : Թորգոմ T'orgom) - фигура в «таблица народов» в Бытие 10, список потомков Ноя, который представляет народы, известные древним евреям. Фогарма является одним из потомков Иафета и считается представителем некоторых людей, проживающих в Анатолии. Средневековые традиции по-разному утверждали, что Тогарма является мифическим предком народов Кавказа и Западной Азии, включая грузин, армян и некоторых тюркских народов (т.е. огузы, хазары ).
Фогарма упоминается в Бытие 10: 3 как третий сын Гомера и внук Иафета, брат Ашкеназ и Рифат. Это имя снова упоминается в книге Иезекииля как народ с «далекого севера». Иезекииль 38: 6 упоминает Тогарма вместе с Фувалом как поставляющих солдат в армию Гога. Иезекииль 27:14 упоминает Фогарма вместе с Фувалом, Иаваном и Мешехом как поставщиками лошадей тирианцам.
. Большинство ученых отождествляют Тогарма со столицей, названной хеттами Тегарама и Тиль-Гаримму ассирийцами. ИЛИ. Гурни разместил Тегараму в Юго-Восточной Анатолии.
Несколько более поздних этнологических традиций заявили, что Тогарма является мифическим предком различных народов, расположенных в Западной Азии и на Кавказе. Еврейский историк Флавий Иосиф (37 - ок. 100 г. н.э.) и христианские богословы Иероним (ок. 347 - 420 г. н.э.) и Исидор Севильский (ок. 560 - 636 гг.) Считал Фогарма отцом фригийцев. Несколько древнехристианских авторов, в том числе святой Ипполит (ок. 170-ок. 236 г. н. Э.), Евсевий Кесарийский (ок. 263 - ок. 339 г. н.э.) и епископ Феодорет (ок. 393 - ок. 457 г. н.э.) считал его отцом армян. Средневековые еврейские традиции связывали его с тюркскими народами, включая хазары.
Другой Тогарма, сын обоих Тирас и Гомер, есть упомянуты армянином Моисеем Хоренским (ок. 480) и грузинским Леонтием Мровели, которые считали Тогарма основателем своих народов наряду с другой кавказский народ.
Согласно Моисею Хоренскому История Армении и средневековым Грузинским хроникам Леонтия Мровели, «Фаргамос», как полагали, жил в Вавилоне, прежде чем он получил в свое владение «землю между двумя морями и двумя горами» (т.е. Кавказ ). Затем он поселился около горы Арарат и разделил свою землю между своими сыновьями:
Тогарма был связан со средневековыми тюркскими народами еврейско-хазарскими традициями. Хазарский правитель Иосиф бен Аарон (ок. 960) пишет в своих письмах :
Затем он перечисляет десять имен, которые могут быть идентифицированы как современные племена, живущие у Черного и Каспийского морей: «Уджур» (Уйгур ), «Тавриды» (Тавры ), «Аварцы» (Авар ), «Угуз "(Огуз )," Бизал "," Тарна "," Хазар "(Хазар )," Джанур "," Булгар "(Булгар ) и" Савир ».
Средневековый еврей Иосиф бен Горион перечисляет десять сыновей Тогармаса в своем Иосиппон следующим образом:
В Хрониках Иерахмеила они перечислены как:
Другой средневековый раввинский труд, Книга Яшера, дайте имена:
В арабском переводе Иосиппона XI века йеменцем Еврей, племена Тогормы следующие:
Однако в арабском отчете также добавлен 11-й клан: Ансзу.
В XVIII веке французский бенедиктинский монах и ученый Кальме (1672–1757) поместили Тогарма в Скифии и Туркомании (в евразийских степях и Средней Азии ).