Урия Хеттеянин ( иврит : אוּרִיָּה הַחִתִּי - riyyāh haḥittī) - второстепенная фигура в еврейской Библии, упоминаемая в Книгах Самуила, элитного солдата в армии Давида, царя Израиля и Иудеи, и мужа Вирсавии, дочь Элиама. Пока Урия служил в армии Давида за границей, сам Давид с крыши своего дворца смотрел вниз на свой город и наблюдал за Вирсавией, купающейся в уединении своего двора. Движимый похотью при виде ее, Давид призвал ее привести к себе и переспал с нею, оплодотворяя ее. Пытаясь скрыть свои проступки, Давид позвал Урию домой с войны, надеясь, что у него и Вирсавии будут отношения и что он сможет выдать ребенка за принадлежащего Урии. Но Урия, будучи дисциплинированным солдатом, отказался навестить жену. Итак, Давид убил его по доверенности, приказав всем товарищам Урии бросить его в разгар битвы, так что в конечном итоге он был убит противоборствующей армией. После смерти Урии Давид взял Вирсавию своей восьмой женой.
Название Урия имеет еврейское происхождение, в Теофорных Имена ссылающихся Яхве, что означает «L ORD (Яхве) мой свет.»
Основываясь на библейском повествовании, Урия, вероятно, был представителем этнического хеттского меньшинства, проживавшего в Израиле, которое проживало в этом регионе, «Земле Ханаан », и его окрестностях еще до времен Авраама. Евреям, когда они вошли в Ханаан, было приказано (Второзаконие 20: 16–17) убить «все, что дышит... в городах народов, которые Господь, Бог ваш, дает вам в наследство», с объяснением: что «иначе они научат вас следовать всем мерзостям, которые они делают, поклоняясь своим богам, и вы согрешите против Господа, Бога вашего» (Второзаконие 20:18). Тем не менее, некоторые из более ранних жителей были избавлены, в некоторых случаях за сотрудничество с евреями (Иисус Навин 2: 12–14, 6:23, Судей 1: 24–25), в других случаях - от невыполнения приказа об истреблении ( Иисуса Навина 15:63, 16:10, Судей 1:19, 21, 27–36).
Эпоха правления Давида наступила через несколько поколений после этого времени, и это было настолько продолжительным периодом времени, что к его дням многие жители неизраильского происхождения, исповедующие израильскую религию, стали считаться израильтянами. Вероятно, сюда входил и Урия, так как его имя на иврите означает «Яхве - мой свет». Кроме того, его статус офицера армии и одного из «могучих людей» Давида указывал на то, что его приняли в этнической общине.
Талмуд высказывает два мнения относительно того, кем был Урия. 1) Он был обращенным в иудаизм. 2) Он жил среди хеттов и поэтому известен как хеттеянин, несмотря на то, что родился евреем. (Киддушин 76б) В любом случае, он не был фактически частью хеттской нации, так как ему было бы запрещено жениться на Вирсавии, если бы он был язычником.
Могучие люди Давида составляли группу из тридцати семи его лучших бойцов (позже их число увеличилось примерно до восьмидесяти). Хотя списки его воинов (2 Царств 23: 8–39 и 1 Паралипоменон 11: 10–47) даны после того, как Давид стал царем, многие из них, возможно, были его верными последователями, которые остались с ним, когда он бежал от Царя. Саул. По крайней мере, они сражались с ним бок о бок. Близость Урии к Давиду иллюстрируется тем, насколько близко он жил ко дворцу, а его положение как одного из сильных мира сего позволило Давиду сформулировать и осуществить свой план.
Согласно Второму Самуилу, царь Давид испытал искушение, увидев Вирсавию, купающуюся в своем дворе с крыши своего дворца. Он привел ее в свои покои и занялся с ней сексом, что привело к беременности. Узнав, что ее мужем был Урия, Давид вызвал Урию из битвы, чтобы встретить его, предложив ему пойти домой и «вымыть ему ноги», то есть провести время дома и позаботиться о своей жене.
Урия отказался, потребовав кодекса чести со своими товарищами-воинами, пока они были в битве. Воины, готовящиеся к битве, обычно воздерживались от секса в качестве дисциплины. После того, как Урия неоднократно отказывался видеть свою жену Вирсавию, Давид послал его своему командиру Иоаву с письмом, в котором он приказал поставить Урию на передовую, а других солдат отойти от него, чтобы он был убит вражеские солдаты.
Несмотря на статус Урии как одного из могущественных людей Давида, британский раввин Ионафан Магонет отмечает, что Урия называет Иоава, а не Давида, «господином моим (или полководцем)» (2 Царств 11:11). Как отмечает Магонет, Иоав является царем, который безжалостно расправляется со своими военными соперниками, Авениром и Амасом. Он достаточно силен, что Давид на смертном одре советует Соломону устроить его смерть (3-я Царств 2: 5–6). Это побуждает Магонет предположить, что Давид видел более серьезную политическую угрозу со стороны Иоава в связи с женой Урии.
Вскоре после этого пророк Нафан рассказал Давиду об этом убийстве, сначала рассказав ему притчу о богатом и бедном человеке: у богатого было много овец, а у бедного была только одна маленькая овца, о которой он очень заботился. Путешественник подошел к богачу за едой, и тот взял овцу бедняка и приготовил ее, чтобы отдать путешественнику.
Услышав эту историю, Давид рассердился и ответил: «Конечно, как жив Господь, человек, который сделал это, заслуживает смерти! Он должен заплатить за этого ягненка четыре раза, потому что он сделал такое и не пожалел».
Нафан ответил: «Ты человек! Вот что говорит Господь, Бог Израиля:« Я помазал тебя в царя над Израилем и избавил тебя от руки Саула. Я отдал тебе дом твоего господина и твой дом ». жены господина в твои руки Я отдал тебе дом Израилев и Иуду.
«И если бы всего этого было слишком мало, я дал бы тебе даже больше. Почему ты пренебрегал словом Господа, делая зло в Его глазах? Ты поразил Урию Хеттеянина мечом и взял его жену в жертву. будь своим.
«Ты убил его мечом Аммонитян. Итак, теперь меч никогда не отступит от твоего дома, потому что ты презрел Меня и взял жену Урии Хеттеянина себе в собственность». NIV [1]
Затем Натан сообщает Давиду, что его ребенок от Вирсавии должен умереть. Действительно, их первый ребенок умирает через семь дней. Позже у Давида и Вирсавии родился второй сын, будущий царь Соломон.
Все ссылки из перевода JPS (1917 г.), если не указано иное.
Uriah изображается в американских фильмах Давид и Вирсавия (1951) по Кирону Муру, царь Давиду (1985) по Джеймс Листер и Марк Бернетт «ы и Roma Downey » s Библия: Эпический минисериале (2013) по Дафферу Лаабидина.