Город мертвых (Каир)

редактировать
Общий вид Северного кладбища, части Города мертвых. Описание: На переднем плане находятся многочисленные гробницы (называемые хошем) с отдельными входами, обычно содержащие гробницы одной семьи. Вдали слева видны купола средневековых мавзолеев мамлюков. На дальнем фоне - блоки недорогого жилья Маншиет Наср, возвышающиеся на холмах Мокаттам. Интерьер южной камеры мавзолея в ханке султана Фараджа ибн Баркука, на Северном кладбище

Город мертвых, или Каирский некрополь, также называемый Карафа ( арабский : القرافة, романизированный : аль-Карафа; местно произносится как аль-'арафа), представляет собой серию обширных исламских -эра некрополи и кладбища в Каире, Египте. Они простираются к северу и к югу от Каирской цитадели, ниже холмов Мокаттам и за пределами исторических городских стен, занимая территорию длиной примерно 4 мили. Они включены в ЮНЕСКО объект всемирного наследия из «Исторический Каир ".

Некрополь разделен примерно на два региона: Северное кладбище и север Цитадели (также называемый Восточным кладбищем или Карафат аш-шарк по-арабски, потому что он находится к востоку от старых городских стен), и более старое Южное кладбище к югу от Цитадели. еще одно меньшее кладбище к северу от Баб аль-Наср.

Некрополь, составляющий «Город мертвых», разрабатывался на протяжении многих веков и содержит как могилы обычного населения Каира, так и тщательно продуманные мавзолеи многих его исторических правителей и элиты. Он начался с раннего города Фустат (основан в 642 г. н.э.) и, возможно, достиг своего апогея с точки зрения престижа и монументальности в эпоху мамлюков (13-15 вв.). На протяжении всей своей истории некрополи были домом для различных типов живых жителей. ркеры, чьи профессии были связаны с кладбищами (например, могильщики, хранители гробниц), суфии и религиоведы, обучающиеся в религиозных комплексах, построенных султанами и другими богатыми покровителями, и постоянные жители небольших городских поселений и деревень в этом районе. Это население росло и сокращалось в зависимости от обстоятельств в разные эпохи. Однако, начиная с конца 19 века и усиливаясь в 20 веке, давление интенсивной урбанизации Каира и связанная с этим нехватка жилья привели к значительному увеличению числа людей, живущих в зонах некрополей. Некоторые люди прибегали к на корточках в мавзолеях и оградках гробниц и превращали их в импровизированные жилища; Однако эти «обитатели гробниц» оставались небольшой частью всего населения в этом районе. Это явление привело к многочисленным комментариям в средствах массовой информации и к популярным представлениям о положении тех, кто живет в некрополях, символически связывая их с широко обсуждаемыми проблемами перенаселения Каира и иногда приводя к завышенным оценкам количества людей, сидящих на корточках в мавзолеях.

Содержание
  • 1 Имя и этимология
  • 2 История
    • 2.1 Ранняя история (7-10 вв.)
    • 2.2 Период Фатимидов (969-1171 гг. Н.э.)
    • 2.3 Период Айюбидов (1171-1250 гг. Н.э.)
    • 2,4 Мамлюкский период (1250-1517 гг. Н.э.)
    • 2,5 Османское владычество и период хедивал (16-19 вв.)
    • 2,6 Новейшая история (с 20-го века до наших дней)
  • 3 География и описание
    • 3,1 Южный Кладбище
      • 3.1.1 Район Имама аль-Шафии
      • 3.1.2 Мечеть Сайида Нафиса и квартал аль-Халифа
      • 3.1.3 Мечеть Сайида Айша и квартал Аль-Кадирия
    • 3.2 Северное кладбище
      • 3.2.1 Кладбище Баб-аль-Вазир
    • 3.3 Кладбище Баб-аль-Наср
  • 4 Население и социально-экономический статус (сегодняшний день)
    • 4.1 Население оценки
    • 4.2 Условия жизни
    • 4.3 Социальная стигма и проблемы
  • 5 В популярной культуре
  • 6 Список известных памятников
    • 6.1 Памятники на Южном кладбище
    • 6.2 Памятники на Северном кладбище
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Имя и этимология

В то время как «Город мертвых» - это обозначение, часто используемое в английском языке, арабский имя - "аль-Карафа" (арабский : القرافة, романизированный : аль-Карафа). Название представляет собой топоним, происходящий от клана Бану Карафа ибн Гусн ибн Вали, йеменского клана, происходящего от племени Бану Маафир, у которого когда-то был участок земли в городе. из Фустат (предшественник Каира). Земля стала заброшенной и заброшенной после голода в 11 веке и, вероятно, затем использовалась в качестве могильника, что привело к тому, что название Карафа использовалось для обозначения городских кладбищ Каира в целом. Этот термин, по-видимому, специфичен для этого контекста и не используется для обозначения кладбищ в других местах, таких как сельская местность, а также не обязательно используется в других арабских диалектах.

История

Ранняя история ( 7-10 вв.)

Раскопанные остатки бывшего города Фустат около Старого Каира

Истоки некрополя Каира восходят к основанию и последующему росту города Фустат, основанный в 642 г. н.э. Амром ибн аль-Ас, арабским мусульманским полководцем, который руководил завоеванием Египта. Ранний мусульманский город был разделен на несколько хиттатов, или участков земли, которые были выделены различным племенам, и каждое племя, в свою очередь, построило свое собственное кладбище и погребальный район - часто включая мечеть - в пустынной местности к востоку от города. Место, где сейчас находится мавзолей Имама аль-Шафии, когда-то было кладбищем племени курайшитов, племени Пророка Мухаммеда и одного из самый престижный, и этот район, вероятно, лежал в центре кладбищ, которые впоследствии распространились на север и юг вокруг него. В середине VIII века, незадолго до возникновения халифата Аббасидов, некрополь города, как говорят, занимал около 300 гектаров, хотя его точные границы неясны, за исключением того факта, что он находился за пределами восточные городские стены.

При правлении Аббасидов (начиная с 750 г. н.э.) центр управления переместился в новый город, основанный к северо-востоку от Фустата, названный ал-'Аскар, а затем снова в другой город, аль-Катай, построенный полунезависимым правителем Ахмадом ибн Тулуном в IX веке. Таким образом, развитие некрополя переместилось на северо-восток, отражая эти новые центры силы. Например, сам Ибн Тулун, вероятно, был похоронен на недавно построенном кладбище к югу от аль-Катаи (к югу от все еще сохранившейся мечети Ибн Тулуна ), хотя его могила больше не может быть найдена сегодня. Важно отметить, что этот район также стал местом расположения многих важных гробниц, принадлежащих ряду потомков Пророка, эмигрировавших в Египет в этот период, некоторые из которых, например, Сайида Рукайя, Сайида Нафиса и Сайида Аиша, все еще присутствуют сегодня. Южнее, имам аш-Шафи'и, суннитский религиозный деятель большого значения и основатель шафиитского мазхаба, был похоронен посреди кладбища в начале 9 века на месте раннего курайшского кладбища. Его могила стала одним из самых важных мест на кладбищах даже по сей день, привлекая множество паломников и способствуя развитию этого района в разные периоды.

К концу правления Аббасидов в Египте в 10 веке некрополь, как сообщается, занимал огромную территорию, простирающуюся на несколько километров от южной окраины Аль-Катай (недалеко от мечети Ибн Тулуна и более поздней цитадели Салах ад-Дина ) до бывшее озеро Биркат аль-Хабаш (к югу от современной кольцевой дороги сегодня в районе Басатин). Некоторые историки считают, что зона некрополя была разделена на два кладбища: Карафат аль-Сугра, или «Малый Карафа», расположенный дальше на север, и Карафат аль-Кубра, или «Большой Карафа», простирающийся на большой территории южнее. В любом случае, однако, позже эти термины будут использоваться по-разному.

В этот ранний период монументальные мавзолеи были довольно редкими, могилы не украшались, и только самые важные гробницы могли вообще иметь какую-то отличительную структуру, поскольку ранний ислам не одобрял показных гробниц. Традиция строительства купольных мавзолеев возникла только с периода Фатимидов.

Период Фатимидов (969-1171 гг. Н. Э.)

Куполообразный мавзолей (Мешхед) Сайида Рукайи, относящийся к временам Фатимидов

Династия Фатимидов возродила или вновь ввела древние египетские традиции строительства монументальных мавзолеев и посещения могил предков, что впоследствии изменило характер кладбищ. Одним из стимулов для этого было наличие гробниц нескольких потомков пророка Мухаммеда и Али, захороненных здесь ранее. Они были особенно важны для шиитской версии ислама, приверженцами которой были Фатимиды. Фатимиды даже построили три святилища, которые предназначались для размещения останков Пророка и первых двух шиитских халифов / имамов, но останки никогда не переносились сюда. Ряд других мавзолеев эпохи Фатимидов сохранился и сегодня в районе между мечетями Ибн Тулуна и Сайиды Нафиса, например, мавзолей Сайиды Рукайи. В течение этого периода имя аль-Карафат аль-Кубра («Великий Карафа»), по-видимому, обозначало обширные кладбища, связанные с Фустатом, которые, возможно, еще не слились с кладбищами времен Аббасидов Аль-Аскар и Аль-Ката.

Фатимиды построили ряд дворцов и резиденций на кладбище Большого Карафа и вдоль дорог между Фустатом и их новым королевским городом аль-Кахира (от которого происходит название «Каир») до к северо-востоку. Они не вытеснили Великие дворцы (расположенные на месте Байн аль-Касрейн сегодня), но служили неторопливым убежищем от города и местами для проживания во время посещения гробниц потомков Пророка. Наряду со своими дворцами Фатимиды также построили мечети, медресе и рибаты для религиозного обучения и деятельности, все из которых требовали создания инфраструктуры для водоснабжения и других предметов первой необходимости. Среди прочего, был отремонтирован Акведук Ибн Тулуна, построенный для обеспечения водой Аль-Катай и проходящий через этот район. Самой важной из построек Карафы, по-видимому, был монументальный дворцовый комплекс под названием «аль-Андалус», построенный в 977 году Дурзаном (или Тагридом), матерью халифа аль-Азиза. Сообщается, что во дворце также проживал халиф аль-Амир (годы правления 1100–1130). Дурзан также построил большую мечеть, возможно, сопоставимую по размеру и планировке с мечетью Аль-Азхар, описанной современными летописцами и известной просто как мечеть Карафа. Позже дворец был разрушен Салах ад-Дином, и мечеть больше не существует сегодня.

Эти разработки и обычаи в эпоху Фатимидов привели к появлению или возрождению популярной традиции посещения могил членов семьи и предков на праздники и каникулы. Это также создало прецедент для людей, живущих на кладбищах, поскольку для работы новых заведений внутри Карафы требовались рабочие, а религиозные фонды привлекали ученых и суфиев.

Сами халифы Фатимидов и члены их семей были похоронены в своих могилах. собственный мавзолей (называемый Турбат аз-За'фаран) на месте нынешнего Хан аль-Халили, внутри города и рядом с Великими дворцами Фатимидов. Однако многие официальные лица и представители элиты Фатимидов предпочли быть похороненными в Карафе. Присутствие дворца и мечети Тагрида могло побудить их похоронить здесь вместе с остальной частью населения Фустата. В другом месте кладбище Баб ан-Наср, расположенное прямо напротив городских ворот Баб ан-Наср, вероятно, также было основано в этот период, вероятно, начиная с могущественного Фатимидского визиря Бадр аль-Джамали (построивший ворота и городские стены) решил быть похороненным здесь, когда умер в 1094 году.

К концу периода Фатимидов некрополь, возможно, пришел в упадок как политическая ситуация ухудшилась. Сожжение Фустата в 1168 году привело к упадку этого города и его важности, а разрушенные части города могли стать захоронениями, интегрированными в Большой Караф.

Период Айюбидов (1171-1250 гг. Н. Э.)

Гробница имама аль-Шафии сегодня. Мавзолей датируется периодом Айюбидов, но с тех пор его много раз реставрировали.

Карафа привлекла новое внимание при династии Айюбидов (основанная Салах ад-Дином после упразднения Фатимидского халифата в 1171 году), который отремонтировал некоторые памятники и акведуки и возобновил урбанизацию в некоторых частях кладбищ (несмотря на то, что также разрушил памятники Фатимидов). Наиболее важно то, что Салах ад-Дин построил первое суннитское медресе в Египте (чтобы противостоять влиянию Фатимидов шиитов ), основываясь на шафиитский мазхаб, рядом с могилой Имама аль-Шафии, а в 1211 году султан аль-Малик аль-Камиль построил мавзолей и огромный купол над ал- Гробница Шафии, которая до сих пор остается одной из самых впечатляющих в Каире.

Развитие и строительство вокруг мавзолея Имама аш-Шафии привело к тому, что этот район стал самостоятельным миниатюрным районом, известным как аль -Карафат аль-Сугра («Малый Карафа») в более крупном некрополе, все еще известном как аль-Карафат аль-Кубра («Большой Карафа»), который к тому времени, возможно, был относительно ветхим. Эти двое позже снова слились бы, поскольку развитие распространилось на другие области.

Мамлюкский период (1250-1517 гг. Н. Э.)

Южное кладбище, около Цитадели. Видны различные комплексы мавзолеев Мамлюк, а также Акведук Цитадели вдали. (Фотография 1890 г.) Вид на мавзолей и ханку Хаванд Тугхай (или Умм Анук), жены ан-Насира Мухаммада, построенный до 1348 г. на севере Кладбище

султаны мамлюков (с 1250 по 1517 гг.) Были плодовитыми строителями, но большинство султанов и элиты мамлюков предпочитали хоронить в монументальных мавзолеях при мечетях и медресе, построенных в городе, а не в Карафа. В 1290 году они основали новое кладбище к югу от Цитадели, к востоку от существующего кладбища вокруг гробницы Сайиды Нафиса, на земле, ранее использовавшейся для военных учений и учений. Здесь было построено относительно небольшое количество погребальных памятников мамлюков, хотя они были высокого архитектурного качества и некоторые сохранились до наших дней. Самым значительным фундаментом здесь, по-видимому, был дом в 1299 году, который привлек паломников и сформировал ядро ​​нового жилого района, который позже стал районом аль-Кадирия.

При долгом правлении султана ан-Насир Мухаммад (1293-1341), процветание Каира привело к более широкому использованию некрополя Карафа и к его возрождению с появлением «Малого Карафа» времен Айюбидов (вокруг мавзолея Имама аль-Шафии) в настоящее время повторное слияние с «Великим Карафом». Этот период ознаменовал пик богатства и могущества Каира и, в свою очередь, вероятно, ознаменовал высшую точку Карафы с точки зрения престижа и великолепия.

Погребальный комплекс султана Кайтбая (на литографии 1848 г.))

В конце 14 века население Каира значительно сократилось из-за прихода чумы. Несмотря на бедствия, элита мамлюков продолжала активно строить в Каире. Однако центр развития сместился со старого Карафа, который к тому времени был полностью насыщен, на новые районы развития к северу от Цитадели, которая позже стала тем, что теперь известно как Северное кладбище. Эту пустынную местность, расположенную между Цитаделью, городскими стенами и холмами Мокаттам, пересекала важная паломническая дорога, которая вела в Мекку. Дорога приобрела большое значение в период мамлюков, поскольку военное господство мамлюков в регионе обеспечивало безопасность маршрута паломничества. Дорога была усеяна постройками, такими как караван-сараи, ресторанами и конюшнями, которые обслуживали путешественников. Начиная с 1265 года султан Бейбарс превратил местность в большой ипподром для конных игр, тренировок и военных парадов, и он стал известен как Майдан аль-Кабак. В 1320 году султан ан-Насир Мухаммад положил конец играм, и военные функции этого района были оставлены, но его заселили суфийские ордена, ищущие место за пределами переполненного города. В свою очередь мамлюки начали строить здесь свои мавзолеи, тоже ища больше места. Бахри Мамлюки построили здесь некоторые погребальные сооружения, в первую очередь мавзолей любимой жены ан-Насира Мухаммада, принцессы Тугай (также известной как Умм Анук), которая была похоронена здесь в 1348 году, что делает его одним из самых ранних сохранившиеся строения на Северном кладбище сегодня. Ее мавзолей сопровождался ханкой для суфиев, которая стала повторяющимся архитектурным форматом для будущих погребальных комплексов. Однако наибольший вклад внесли бурджи или черкесские мамлюки, и в их время новое Северное кладбище стало превосходить старое Южное кладбище (старое Карафат аль-Кубра) своим великолепием. Как и везде в городе, их памятники обычно представляли собой сочетание мавзолея, мечети, медресе, ханки и других функций. Однако здесь они смогли построить гораздо более крупные комплексы на более широкой территории. Многие историки считают, что масштаб и характер построек указывают на целенаправленные усилия по урбанизации территории, а не просто на ее использование в качестве еще одного некрополя. Погребальный комплекс султана Кайтбая, например, считающийся шедевром мамлюкской архитектуры, часто описывается как «королевский пригород», поскольку он включает в себя множество служб и заведений для обслуживания как краткосрочное пребывание, так и долгосрочное проживание. Население кладбища в середине 15 века, по оценкам, составляло около четырех тысяч человек.

Кладбище Баб аль-Вазир, к северу от стен Цитадели и к югу от главного Северного кладбища, также датируется из мамлюкского периода. Начиная с 1348 года, ряд мамлюкских амиров построили мавзолеи и религиозные фонды в этой области, образовав еще один небольшой некрополь, который все еще виден сегодня, хотя он не смешался с остальной частью Северного кладбища до позднего времени.

К концу В период мамлюков в 16 веке сокращение численности населения и богатства Каира также привело к упадку зон некрополей в целом, особенно старого южного Карафа. Многие из вакф трестов, которые управляли функционированием и содержанием религиозных фондов, построенных по всему Каиру и его некрополям, были присвоены с целью присвоения их доходов. В годы чумы в 15 веке власти в какой-то момент официально запретили людям жить в Карафе, в результате чего многие строения остались без охраны и уязвимы для грабежей. Тем не менее, в начале 16 века Лев Африканский описывает старую Карафа (Южное кладбище) как населенную примерно двумя тысячами семей.

Погребальная архитектура мамлюков на Южном кладбище, около 1867 г. Погребальная архитектура мамлюков на Северном кладбище, около 1860 г. Кладбище Баб аль-Вазир, фотография конца XIX века

Османское владычество и период хедивалов (16-19 века)

Внешний вид Хош аль- Баша, мавзолей семьи Мухаммеда, начат в 1854 г. Интерьер Куббат Афандина, царский мавзолей, построенный в «неомамлюкском» стиле в 1894 г.

под османским владычеством (1517–1798) Египет стал провинцией огромной империи со столицей Стамбул. В течение следующих трех столетий Египтом правили паши, правители, назначаемые османским султаном. Провинция была очень важна для империи из-за ее сельскохозяйственной и финансовой поддержки, и губернаторы часто назначались из высших кругов режима султана. Однако губернаторы обычно назначались на несколько лет, прежде чем их отозвали, потому что султаны боялись их накопления власти. В этот период эту должность занимали сто десять пашей, и многие из них закончили свой срок в тюрьме или под домашним арестом. Из-за коротких сроков и других проблем в управлении паши были ослаблены в финансовом и политическом отношении. Лишь небольшая часть из них оставила памятники, свидетельствующие о своем пребывании в Египте, и только шесть таких памятников были в Карафе. Даже мамлюки (которые оставались политической элитой под властью Османской империи) не построили много новых памятников на кладбищах в то время, хотя многие завий и культовые сооружения поддерживались и ремонтировались.

Население кладбищ уменьшилось на протяжении всего периода Османской империи, но некрополи, тем не менее, оставались важной частью Каира, и многие иностранные посетители в этот период отмечали их размер и монументальность.

Османское владычество было внезапно прекращено Наполеон Бонапарт вторжение в Египет в 1798 году. Французы, сославшись на соображения гигиены, запретили все захоронения внутри города, и кладбища внутри городских стен были в конечном итоге разрушены, а останки их жителей перемещены, оставив только Карафа (который находился за пределами городских стен) в качестве основного могильника Каира. После краткой французской оккупации Мухаммад Али, османский паша, посланный из Стамбула для восстановления порядка в 1805 году, основал свою правящую династию над Египтом. Он и его преемники, как хедивы, стремились модернизировать Египет и провели множество реформ. Это включало попытки ограничить использование кладбищ только захоронениями и похоронами и препятствовать тому, чтобы живые жители поселялись на них. Режим также облагал налогом вакфы, юридические трастовые соглашения, которые регулировали многие из мавзолеев и религиозных зданий, что ограничивало возможности тех, кто управлял ими, платить за содержание памятников.

Несмотря на это, некрополи вновь привлекали внимание в 19 веке и позже. Семья самого Мухаммеда Али была похоронена в роскошном мавзолее, известном как Хош эль-Паша, построенном около 1854 года недалеко от мавзолея Имама аль-Шафии. Возможно, следуя этому примеру, многие элиты, королевские чиновники и представители буржуазии снова начали строить богато украшенные мавзолеи и погребальные комплексы на кладбищах Карафа. Эти новые заведения, как и старые мамлюкские, включали в себя различные службы, которые требовали постоянного присутствия рабочих и, как следствие, обеспечения их жильем. В результате кладбища начали заселять в 19 веке, несмотря на изменение отношения властей к городскому планированию.

Новейшая история (20 век до наших дней)

Город мертвых, северный Кладбище, 1904 год, автор Эдуард Спелтерини Вид на Северное кладбище сегодня с дороги Салах Салем, с холмами Мокаттам вдалеке

К концу XIX века однако стали ощущаться жилищные проблемы Каира. Усилия по модернизации привели к сносу многих старых зданий в исторических районах города, вытеснив большую часть бедняков и рабочего класса на окраины города. Более того, миграция из сельских районов в города стала значительно расти (и будет только увеличиваться в течение 20 века). По данным переписи 1897 года, население районов, в которые входили кладбища, составляло 30 969 человек (хотя, возможно, сюда входили и некоторые обычные районы, учитывая трудности определения границ кладбищ).

В некоторых районах Карафа, особенно район Имама аш-Шафии, постоянное жилье для живых, было менее осуждено и даже получило некоторую помощь от правительства. В 1907 году район Имама аш-Шафии был соединен с остальной частью Каира трамвайной линией, которая тянулась отсюда до пирамид в Гизе (хотя сегодня ее уже нет). Позже, во время президентства Насера ​​ в 1960-х годах, правительство даже построило государственное жилье на окраине квартала Имам аш-Шафии, чтобы разместить некоторых людей, перемещенных в результате строительства шоссе Салах Салем. были построены и несколько школ. (Строительство шоссе Салах-Салем, однако, также повлекло за собой разрушение некоторых кладбищ по краю Северного кладбища.) К 1947 году перепись подсчитала население районов, включая кладбища, в 69 367 человек с плотностью населения.

Во второй половине 20-го века быстрая урбанизация и модернизация промышленности в Каире и его окрестностях привели к массовой миграции, с которой город был плохо приспособлен. Интенсивная урбанизация самого Каира и исключение самых бедных из государственных инициатив привели к более острой потребности в неформальном или импровизированном жилье. Как и в других местах в Каире, это включало строительство неофициального жилья без одобрения правительства в тех районах, где люди могли найти место для строительства - или где они могли снести или надстроить старые постройки. Более того, кладбища уже были заполнены строениями, построенными для размещения семейных гробниц - некоторые из них были довольно роскошными - которые хорошо подходили для создания импровизированного жилья для бездомных и перемещенных лиц. В 1966 году правительство запретило кому бы то ни было оставаться на кладбищах после захода солнца, но не смогло добиться этого. Разрушения в результате Каирского землетрясения 1992 года были еще одним случаем, заставившим многих людей переехать в семейные гробницы, что увеличило количество людей, уже живущих в Городе мертвых.

Явление "обитателей гробниц" (людей, сидящих на корточках в могилах из-за перемещения или отсутствия жилья в городе), вероятно, достигли своего пика в 1980-х годах, когда, по оценкам, их было около 6000 человек. Эти скваттеры по-прежнему составляли очень небольшую часть от общего населения кладбищенских зон: около 3% от почти 180 000 человек в то время. Сами гробницы часто были лучшей альтернативой сквотированию или низкокачественному жилью в центральной части города, поскольку они предоставляли уже построенные постройки с относительно большим пространством, хотя и с ограниченным доступом к удобствам.

В последнее время условия жизни изменились постепенно улучшается благодаря расширению доступа к водопроводу и электричеству, в то время как более плотные районы обслуживаются такими объектами, как медицинский центр, школы и почтовое отделение. В 2020 году были высказаны опасения по поводу плана правительства построить мост через Северное кладбище, в результате чего некоторые мавзолеи начала 20 века были снесены без особых консультаций с местными жителями.

География и описание
Карта основных районов и ключевых местоположений некрополя Карафа в Каире Типичные гробницы и гробницы (известные как хавш) на кладбищах

Город мертвых состоит из длинной полосы кладбищ и мавзолеев, простирающихся примерно на 4 мили вдоль восточной окраины исторического города. Цитадель Каира разделена на две части: «Южное» кладбище и «Северное» кладбище, относящиеся к регионам к югу и северу от Цитадели. К востоку от кладбищ возвышаются холмы Мокаттам, которые исторически блокировали их расширение в этом направлении. К северу от исторического города также находится кладбище Баб ан-Наср, названное в честь северных городских ворот, которые занимают гораздо меньшую площадь, чем два других.

Кладбища расположены в засушливых пустынных районах за пределами главного города и недалеко от традиционных пойм Нила. Эти земли обычно не подходили для проживания, но их сухая пустынная почва способствовала естественному высыханию тел, таким образом сохраняя их дольше и обеспечивая более гигиеничное захоронение тел в целом. В наше время Город мертвых был окружен городской тканью Большого Каира, который давно перерос свой исторический центр. Некоторые районы с плотной городской застройкой развились на нескольких участках в границах исторического некрополя, образуя свои собственные городские кварталы. Сегодня кладбища также пересекаются и разделяются железнодорожными линиями и основными дорогами, такими как кольцевые дороги Шариата Салах Салем и Кобри Аль-Эбиджах, тем самым создавая заметные барьеры между частями некрополя, которые когда-то были смежные друг с другом.

Кладбища заполнены огромным количеством гробниц, датируемых от разных периодов до наших дней. Гробницы одной семьи часто группируются вместе и заключены в обнесенное стеной строение или двор, известный как хавш или хош (арабский: حوش; что также имеет общее архитектурное значение ). Некрополи также содержат большое количество монументальных мавзолеев и погребальных комплексов, в которых находятся гробницы различных исламских святых, ученых, важных государственных чиновников и египетских правителей и их семей, что делает их важным хранилищем исторического архитектурного наследия. в Каире.

Южное кладбище

Южное кладбище, недалеко от Цитадели, перемежается памятниками мамлюк -эра (мавзолей Султанийа, справа, и мавзолей Амира Кавсуна, слева)

Южное кладбище (также известное как «Большой Карафа», «Карафат аль-Кубра» или просто «Карафа») является самым большим и самый старый некрополь. Это обширная территория гробниц, простирающаяся от подножия Каирской цитадели на севере до густонаселенного современного района аль-Басатин на юге. Его истоки восходят к основанию Фустата, первого мусульманского города и столицы Египта, основанного в 642 году нашей эры. Первоначальное место кладбища, вероятно, находилось к востоку от Фустата (около мавзолея Имама аль-Шафии ) и расширялось оттуда, при этом центр развития смещался в разные районы в разные периоды. Густонаселенный городской район существует к востоку от комплекса Имама аш-Шафии и обычно известен под тем же названием, в то время как другой городской блок, аль-Кадирия, существует непосредственно к югу от мечети Сайида Айши и бывшие ворота Баб аль-Карафа. К северу от нее кладбища вокруг мечети Сайида Нафиса отделены от остальной части некрополя современной кольцевой дорогой Салах-Салем и образуют район аль-Халифа, который вписывается в главную городскую ткань Каира. в этот момент. Часть Мамлюкского акведука, который когда-то снабжал водой Цитадель, проходит через северные районы кладбища, частично по пути старых городских стен Айюбидов и проходит параллельно дороге Салах Салем.

Южное кладбище находится в пределах аль-Халифа кисм (район) мухафазы Каир. В 2019 году в округе в целом проживает около 108000 человек; однако этот район также охватывает другие густонаселенные районы за пределами кладбищ Карафа.

Район Имама аш-Шафии

Купол мавзолея Имама аль-Шафии на юге Кладбище Одна из купольных гробниц в Хош аль-Баша, мавзолее (хауше) семьи Мухаммеда Али, 19 век

Пожалуй, самый важный на Южном кладбище находится мавзолей Имама аш-Шафии и примыкающая к нему мечеть. Аш-Шафи'и был чрезвычайно важным исламским ученым, основавшим шафиит мазхаб (школа исламского юриспруденция ), которая преобладает во многих частях мусульманского мира. Его могила имеет большое религиозное и духовное значение для многих, поскольку является важным местом барака и местом притяжения паломников со всего мусульманского мира. Его мавзолей также является памятником большого архитектурного и исторического значения сам по себе: это самый большой отдельно стоящий мавзолей в Египте, а его нынешняя структура была основана султаном Айюбидом аль-Камилем в 1211 году. (со многими последующими доработками и реставрациями). Салах ад-Дин также построил здесь первое Сунни медресе в Египте на основе шафиитского мазхаба, чтобы противостоять давним миссионерским усилиям. из Ши'а Фатимидов (которых он низложил). Это медресе позже стало местом нынешней мечети, примыкающей к мавзолею.

Сегодня территория к востоку от мавзолея Имама аш-Шафии - это густонаселенный район, названный в его честь, восточная часть которого также известен как аль-Тунси. В 1907 году он был включен в транспортную сеть города через трамвай (больше не существующий), который шел от площади Имами аш-Шафии (перед мечетью) до пирамид на западе, что способствовало развитию его развитие. Этот район также является местом расположения других памятников: в частности, Хош аль-Баша, роскошный мавзолей 19-го века, принадлежавший семье Мухаммеда Али, находится к западу от Имама аль- Мавзолей Шафии. Также задокументирован ряд менее известных погребальных памятников эпохи Фатимидов, имеющих архитектурное сходство с Мешхедом Сайида Рукайи на севере. В записи Всемирного наследия ЮНЕСКО Исторический Каир этот район указан как «Некрополь Аль-Имам аш-Шафи».

Мечеть Сайида Нафиса и район аль-Халифа

Мечеть Сайида Нафиса

Северная часть некрополя, к северу от дороги Салах Салем, известна как квартал аль-Халифа. («Аль-Халифа» - это также название более широкого административного района, или кизма в провинции Каир, где сегодня находится Южное кладбище.) Это место мечети Сайида Нафиса, а рядом с ней - гробницы аббасидских халифов, которые, вероятно, дали этому месту название. Ведущая мимо него главная дорога, Шариат аль-Халифа, исторически является южным продолжением проспекта Касаба (который на его северном конце известен как улица аль-Муизза ) и являлась главным северным - южная дорога Каира на протяжении веков, начинающаяся в Баб аль-Футух и ведущая вплоть до Карафы. В мечети находится могила Сайиды Нафиса, внучки Хасана, второго шиитского имама и внука пророка Мухаммеда. Она была иммигрантом в Фустат и приобрела прочную репутацию за барака перед своей смертью в 824 году н.э., и ее могила по-прежнему очень важна и популярна сегодня. Позади (к востоку от) ее мечети находятся гробницы аббасидских халифов, мавзолей, в котором хранятся останки преемников аббасидских халифов Багдада. Последние были восстановлены в Каире в 1261 году султаном Бейбарсом после разрушения Бага монголами. папа, но впоследствии они были ограничены строго церемониальной ролью в султанате мамлюков.

К северу от мечети Сайида Нафиса гробницы и кладбища сливаются с плотной городской тканью города. Здесь есть несколько исторически и архитектурно важных гробниц вдоль Шариа аль-Халифа, в том числе Фатимид -эра Мешхед Сайиды Рукайи (дочери Али ) и гробница 13-го века Шагарат ад-Дурр (единственная женщина-правительница Египта в исламскую эпоху, сыгравшую решающую роль в переходный период от Айюбида к мамлюку. правило).

Из-за важности святилища Сайида Нафиса, этот район также упоминается как «Некрополь Ас-Сайида Нафиса» (ЮНЕСКО) или «Кладбище Сайида Нафиса».

Мечеть Сайида Аиша и квартал аль-Кадирия

Сочетание жилых кварталов, шоссе и кладбищ возле мечети Сайиды Айши (внизу слева)

в северной части Карафы, к востоку от аль-Халифа и возле Цитадели находится мечеть Сайида Айши. В нем находится гробница Айши, дочери Джафара ас-Садика, шестого шиитского имама и потомка Пророка. Она умерла в 762 году нашей эры в Египте. Мечеть была украшена и перестроена многими покровителями на протяжении веков, и она до сих пор популярна.

Прямо к югу от мечети, через дорогу Салах Салем, находится район Аль-Кадирия, сосредоточенный вокруг улицы. этим именем. У входа находятся остатки Баб аль-Карафа, старых ворот в городских стенах, дающих доступ к Карафе, которые были перестроены в 15 веке султаном Кайтбаем. Теперь его затмевает обход Салаха Салема . Ряд других исторических мечетей и памятников находится в этом районе, в том числе Мавзолей и (датируемые 1298–1299 гг.) На улице Аль-Кадирия, присутствие которой, вероятно, было ранним катализатором поселения в этом районе. Кладбище на восточной стороне этого района содержит остатки группы памятников эпохи мамлюков. Они впечатляют своей архитектурой, но за долгие годы были частично разрушены. К ним относятся мавзолей и ханка Амира Кавсуна (основан в 1335 году) и так называемый мавзолей «Султанийа» (считается, что он посвящен султану Хасану ' мать, в середине 14 века).

Северное кладбище

Вид на Северное кладбище с минарета мечети султана Кайтбая (купол его мавзолея на переднем плане), вид на юг, на жилой квартал и кладбища, простирающиеся к Цитадели. главной дороге в районе Кайтбай Северного кладбища Типичные ограды кладбища на Северном кладбище вдоль шоссе Салах Салем

Северное кладбище (также называемое Восточным кладбищем, или Карафат аш-шарк по-арабски, потому что оно находилось к востоку от городских стен) относительно моложе главного Карафа на юге и восходит к мамлюкскому периоду. Он также известен как кладбище в пустыне Мамлюк (араб. صحراء المماليك, Сахарет аль-Мамалик, «Пустыня мамлюков»). Сегодня он зажат между двумя основными дорогами: Шариат Салах Салем на западе и Кобри Аль-Эбиджах на востоке. В его центре территория вокруг мечети Кайтбая и к северу от нее - это урбанизированный квартал с многоэтажными многоквартирными домами. К востоку от Кобри аль-Эбиджаха находится трущобы поселение Маншиет Наср, поднимающееся на холмы Мокаттам. К западу от шариата Салах Салем находится квартал Аль-Дарраса и парк Аль-Азхар, расположенный вдоль края старых городских стен.

Это место начиналось как малонаселенная пустынная территория за пределами городских стен Каира, через которую проходил путь паломничества в Мекку. Эта дорога приобрела большое значение в период мамлюков, когда угроза крестоносцев прекратилась и Каир напрямую контролировал Святые города (Мекку и Медину ). Этот район постепенно развивался мамлюкскими султанами в XIV и XV веках, поскольку они искали место для строительства своих собственных великих погребальных памятников за пределами перенаселенного города и уже насыщенного к тому времени Карафы к югу от Цитадели. Некоторые из их проектов, похоже, были разработаны для урбанизации этого района, и к середине 15 века здесь, по оценкам, проживало 4000 человек. Однако большая часть региона превратилась в продолжение некрополя Каира и теперь густо заполнена гробницами.

Некоторые из самых известных примеров архитектуры мамлюков находятся в этом районе, особенно в период Бурджи. Самыми известными являются комплекс мечети и мавзолея султана Кайтбая (изображен на египетской банкноте 1 фунт ), комплекс мавзолея султана Барсбая и Ханка-мавзолей султана Фарага ибн Баркука. Также примечательны большие погребальные комплексы Амира Куркумаса и Султана Инала дальше на север, наряду с другими небольшими, но выдающимися мавзолеями, увенчанными каменными куполами, которые стали отличительной чертой архитектуры мамлюков. Внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО исторический Каир относится к этой области как «Некрополь Кайтбай», учитывая известность мавзолея Кайтбая.

Сегодня большая часть Северного кладбища находится в Маншият Насер qism (район) мухафазы Каир. Население района в целом составляет 266 000 человек, но это охватывает обширную территорию густонаселенных поселений и кварталов за пределами Северного кладбища.

Кладбище Баб аль-Вазир

Мавзолей Тарабая аль-Шарифи и остатки его погребального комплекса в Баб аль-Вазир

Южный конец зоны Северного кладбища также упоминается как кладбище Баб аль-Вазир, названное в честь бывшего Баб аль-Вазир городские ворота поблизости. Он расположен недалеко от стен Цитадели, примыкая к району ад-Дарб аль-Ахмар, и отрезан от остальных кладбищ современной дорогой Салах Салем. Первоначально оно развивалось отдельно от остальной части Северного кладбища, но тоже восходит к мамлюкскому периоду. Он содержит еще одну группу памятников, находящихся в разной степени сохранности, таких как отреставрированный мавзолей Тарабай аль-Шарифи и характерный высокий узкий купол мавзолея Юнуса ад-Давадара. В отличие от остальной части Северного кладбища дальше к северу, кладбище Баб аль-Вазир является частью Аль-Дарб аль-Ахмар qism (район) мухафазы Каир.

Баб-аль-Наср Кладбище

Кладбище Баб-аль-Наср намного меньше по размеру, чем другие некрополи, и находится прямо к северу от исторических городских стен, зажатое между районом аль-Хусайния (исторически северный пригород Каира) и тем, что здесь есть. теперь северная часть квартала Аль-Дарраса (отделяющая его от Северного кладбища). Он расположен в районе Аль-Гамалийя-кисм (район) Каирской губернии.

Кладбище отличается от двух других некрополей отсутствием монументальных погребальных построек, а также характерными деревянными ограждениями, которые укрывают хошь здесь. Тем не менее, считается, что здесь захоронен ряд известных исторических личностей, в том числе Фатимид визир Бадр аль-Гамали, ученый и путешественник Ибн Халдун и, вероятно, историк аль-Макризи ; хотя, к сожалению, местонахождение их гробниц сейчас неизвестно. Бадр аль-Гамали несет ответственность за строительство близлежащих городских стен (включая ворота Баб аль-Наср ), и его решение быть похороненным здесь, возможно, положило начало кладбищу, состояние которого впоследствии росли и падали вместе с соседними кварталами.

Население и социально-экономический статус (сегодняшний день)
Жилые кварталы в районе Кайтбай Северного кладбища

Оценка населения

Оценка Население «Города мертвых» проблематично из-за трудностей с его точным определением. Он не соответствует одному административному району (qism ) в египетской переписи, но простирается на несколько, причем некоторые кладбища сливаются с основной городской структурой Каира, не представляя четкой границы между городом и некрополем. Южное кладбище находится в районе «Аль-Халифа», а большая часть Северного кладбища (кроме кладбища Баб аль-Вазир) находится в районе «Маншият Насер », но оба этих административных района охватывают более плотные городские районы за пределами зоны некрополя.

По оценкам, основанным на научных исследованиях и переписи населения 1986 года, население всех кладбищенских зон за это время составляло почти 180 000 человек. По часто цитируемым оценкам, нынешнее население составляет полмиллиона или более человек, а некоторые даже считают, что оно достигает двух миллионов. Однако эти оценки считаются ненадежными, поскольку они не соответствуют текущим демографическим тенденциям в Каире и могут быть основаны на предыдущих преувеличениях численности населения кладбища. Общая численность населения административных районов Аль-Халифа и Маншиет-Наср, согласно предыдущим данным переписи населения, оценивается примерно в 375000 человек в 2019 году. Тем не менее, как упоминалось выше, эти районы также охватывают густонаселенные городские районы за пределами некрополя, а это означает, что количество людей живущих на самих кладбищах, вероятно, намного меньше.

Условия жизни

Гробница в Городе Мертвых, приспособленная для проживания

Город Мертвых был охарактеризован как трущобы ; однако эта характеристика не всеми одобряется и подвергается критике за то, что слишком сильно полагается на историю «обитателей гробниц» (людей, сидящих на корточках в структурах гробниц), существование которых было сенсационным в СМИ и число которых почти наверняка сильно преувеличены или неверно истолкованы. Фактически, большинство жителей живут в обычных городских домах и кварталах, которые в силу различных исторических обстоятельств возникли внутри кладбищенских зон. Как и во многих частях современного Каира, кварталы здесь развивались частично за счет строительства нерегулируемого «неформального» жилья; то есть недорогие постройки, часто многоквартирные дома, построенные в частном порядке без официального разрешения властей.

К концу двадцатого века значительная часть жителей зарабатывала средства к существованию в преобразовании (или материальном обеспечении). обрабатывающая) промышленности, обрабатывающей промышленности и строительства. Даже из тех, кто жил среди настоящих гробниц, по крайней мере половина из них в 1980-х годах (когда население гробниц, по-видимому, достигло своего пика) были рабочими вместе со своими семьями, чьи средства к существованию были напрямую связаны с самими гробницами, такими как гробницы, могильщики, каменщики и частные хранители гробниц.

Сегодня районы аналогичны по качеству другим рабочим кварталам Каира и имеют ограниченную, но относительно приличную инфраструктуру, включая воду, электричество, школы, почтовое отделение, и другие объекты. При этом для тех, кто живет в «неофициальном» или импровизированном жилье в гробницах, ситуация в целом хуже. Трущобы в основном исчезли, но только часть жителей гробниц имеет хороший доступ к обычным удобствам. Ограждения гробниц, обычно обнесенные стенами конструкции, построенные для размещения гробниц одной большой семьи (также известные как hawsh), тем не менее, в некоторых отношениях считаются лучше, чем некачественное жилье в других частях города.

Социальная сфера. стигма и вызовы

Независимо от реальных условий жизни в кладбищенских зонах, жители живут в нестабильном социальном и политическом положении. Хотя традиция посещать могилы родственников и проводить время у них (даже ночевать в могилах) восходит к Древнему Египту и до некоторой степени практикуется до сих пор, идея постоянного проживания среди гробниц, возможно, возникла. потеряли свою культурную легитимность в наше время из-за более ограничительного отношения к функциям кладбищ. Сегодня многие египтяне избегают этого района ночью и считают, что кладбища в основном населены социальными изгоями и являются местами большей преступной активности. Это может быть до некоторой степени преувеличено, поскольку нет четких доказательств того, что бедность или преступность являются здесь более серьезными проблемами, чем в других рабочих районах Каира, хотя в какой-то момент торговля наркотиками действительно была задокументирована.

Власти исторически неоднозначно относились к тому, как поступать с растущим населением на кладбищах. Проблема заключается в сохранении исторических памятников, и критики правительства часто ссылаются на него как на свидетельство его неадекватной жилищной политики и политики планирования. Позиция официальных властей варьировалась от скромных мер по улучшению условий жизни до смелых предложений о насильственном переселении жителей, но до сих пор не был реализован общий план. Жители кладбищ социально разнородны и живут в разных сообществах по всему региону, что, вероятно, помешало им сформировать единый фронт в отношениях с властями.

В массовой культуре

Автор бестселлера Исторический триллер Уоррена Адлера (Война роз) Мать Нил действие происходит в Городе мертвых во время правления короля Фарука из Египта.

Список выдающихся памятников
Погребальные комплексы Султана Инала (на переднем плане) и Амира Куркумаса (слева), два образца средневековой мамлюкской архитектуры в г. Мертвые

Кладбища зарегистрированы как часть исторического Каира, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и содержат многочисленные исторические мавзолеи и религиозные объекты самых разных периодов. Ниже приводится список известных исторических памятников и религиозных мест на кладбищах.

Памятники на Южном кладбище

Памятники на Северном кладбище

Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Городом мертвых (Каир).

Координаты : 30 ° 02′48 ″ N 31 ° 16′35 ″ E / 30,04667 ° N 31,27639 ° E / 30,04667 ; 31.27639

Последняя правка сделана 2021-05-15 09:12:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте