Шаджар аль-Дурр

редактировать
Султанат Мамлюкского султаната
Шаджар аль-Дурр
Dinar sheger ed durr.jpg Динар монета Шаджар аль-Дурр
Султана Египта
Правление2 мая - июль 1250
ПредшественникАль-Муаззам Тураншах
ПреемникИзз ад-Дин Айбак
Умер(1257-04-28) 28 апреля 1257 года. Каир
ПогребениеКаир
СупругаАс-Салих Айюб ​(умер в 1249 году) ​. Изз аль- Дин Айбак. ​​(m.1250; умер в 1257 г.) ​
ВыпускХалил
Полное имя
аль-Малика Ахмат ад-Дин Умм-Халил Шаджар ад-Дурр
РелигияИслам

Шаджар аль- Дурр (арабский : شجر الدر, лит. «Жемчужное дерево»), также Шаджарат аль-Дурр ( شجرة الدر), чье королевское имя было аль-Малика ʿAmat ad-Dīn ʾUmm-Khalīl Shajar ad-Durr (الملكة عصمة الدين أم خليل شجر الللين م ليل شجر اللين م خليل شجر اللين ر الللين م خليل شجر الللين; от ее <131200>hal, 'мать Халила';? - 28 апреля 1257 г.), был правителем Египта. Она была женой Ас-Салиха Айюба, последнего египетского султана из династии Айюбидов, а позднее Изз ад-Дина Айбака, первый султан из династии Бахри. До того как стать женой Айюба, она была рабыней и наложницей Айюба.

В политических делах Шаджар аль-Дурр сыграла решающую роль после смерти своего первого мужа во время Седьмого крестового похода против Египта (1249–1250). Она стала султаной Египта 2 мая 1250 года, что ознаменовало конец правления Айюбидов и начало мамлюкской эры. Есть несколько теорий об этнических корнях Шаджар ад-Дурр. Многие мусульманские историки считали, что она имела либо бедуинское, черкесское, греческое или тюркское происхождение, а некоторые полагали, что она имела Армянское происхождение.

Содержание

  • 1 Заголовок
  • 2 Предпосылки
  • 3 Поражение Седьмого крестового похода
  • 4 Конфликт с Тураншахом
  • 5 Приход к власти
  • 6 Конфликт с Айюбиды
  • 7 Смерть
  • 8 Архитектура
  • 9 Удар
  • 10 В египетском фольклоре
  • 11 В литературе
  • 12 Монеты
  • 13 См. также
  • 14 Примечания
  • 15 Ссылки
  • 16 Внешние ссылки

Заголовок

Некоторые источники утверждают, что Шаджар аль-Дурр принял титул султаны (سلطانة sulṭānah), женской формы султана. Но «Кембриджская история ислама» оспаривает это утверждение, заявляя, что «женской формы, султана, в арабском языке не существует: название султан встречается на единственной сохранившейся монете Шаджара аль-Дурра». Тем не менее, жители Запада часто называли ее султаной, потому что с их точки зрения султан использовался для женщин, а султан - для мужчин.

Предпосылки

Шаджар ад-Дурр была армянского или тюркского происхождения и описывалась историками как красивая, набожная и умная женщина. Она была куплена в рабство Ас-Салихом Айюбом в Леванте до того, как он стал султаном и сопровождал его и Мамлюк Байбарс (не Байбарс, который стал султаном) в Аль-Карак во время его заключения там в 1239 году. Позже, когда Ас-Салих Айюб стал султаном в 1240 году, она отправилась с ним в Египет и родила их сына Халила, которого назвали аль-Малик аль-Мансур. Через некоторое время после рождения Ас-Салих Айюб женился на ней.

В апреле 1249 года Ас-Салих Айюб, тяжело больной в Сирии, вернулся в Египет и отправился в Ашмум-Танах, около Дамиетты, после того, как услышал, что король Людовик IX Франции собрал армию крестоносцев на Кипре и собирался начать атаку против Египта. В июне 1249 года крестоносцы высадились в заброшенном городке Дамиетта в устье реки Нил. Ас-Салиха Айюба перенесли на носилках в его дворец в более защищенном городе Аль-Мансура, где он умер 22 ноября 1249 г., правив Египтом почти 10 лет. Шаджар ад-Дурр сообщил эмиру Фахр ад-Дину Юсуфу Бен Шейху (командующему всей египетской армией) и Таваши Джамал ад-Дину Мухсину (главному евнуху, который контролировал дворец) о смерти султана, но поскольку страна была атакована крестоносцы решили скрыть его смерть. Тело султана в гробу было тайно перевезено на лодке в замок на острове аль-Руда в Ниле. Хотя покойный султан не оставил никаких показаний относительно того, кто станет его преемником после его смерти, Фарис ад-Дин Актай был отправлен в Хасанкейф, чтобы позвонить аль-Муаззаму Тураншаху, сын покойного султана. Перед смертью султан подписал большое количество чистых бумаг, которые использовались Шаджаром ад-Дурром и Эмиром Фахр ад-Дином при издании указов и отдаче султанских приказов, и вместе им удалось убедить народ и других правительственных чиновников в том, что султан был скорее болен, чем мертв. Шаджар ад-Дурр продолжал готовить еду для султана и приносить в его палатку. Высоким чиновникам, мамлюкам и солдатам султана было приказано - по воле «злого» султана - принести присягу на верность султану, его наследнику Тураншаху и атабегу Фахр ад-Дину Юсуфу. 116>

Поражение седьмого крестового похода

Известие о смерти ас-Салиха Айюба дошло до крестоносцев в Дамиетте и с прибытием подкрепления во главе с Альфонсо, графом Пуату, брат короля Людовика IX, они решили выступить на Каир. Войска крестоносцев во главе с другим братом Людовика IX Робертом I из Артуа пересекли канал Ашмума (известный сегодня как Альбахр Альсагир) и напали на египетский лагерь в Гидейле, в двух милях (3 км) от Аль-Мансура. Эмир Фахр ад-Дин был убит во время внезапного нападения, и силы крестоносцев двинулись к городу Аль-Мансура. Шаджар ад-Дурр согласился с планом Байбарса по защите Аль-Мансуры. Силы крестоносцев оказались в ловушке внутри города, Роберт Артуа был убит, а силы крестоносцев были уничтожены египетскими войсками и горожанами во главе с людьми, которые собирались основать государство, которое будет доминировать на юге. Средиземноморье на десятилетия: Байбарс аль-Бундукдари, Изз ад-Дин Айбак и Калавун аль-Альфи.

В феврале 1250 года сын мертвого султана Аль-Муаззам Тураншах прибыл в Египет и был возведен на трон в Аль-Салхия, поскольку у него не было времени ехать в Каир. С его прибытием Шаджар ад-Дурр объявил о смерти ас-Салиха Айюба. Тураншах направился прямо в Аль-Мансура, и 6 апреля 1250 года крестоносцы были полностью разбиты в битве при Фарискуре, а король Людовик IX попал в плен.

Конфликт с Тураншахом.

После того, как Седьмой крестовый поход был побежден и Людовик IX попал в плен, начались беспорядки между Тураншахом с одной стороны и Шаджар ад-Дурром и мамлюками с другой. Тураншах, зная, что у него не будет полного суверенитета, пока будут Шаджар ад-Дурр, мамлюки и старая гвардия его покойного отца, задержал нескольких чиновников и начал заменять старых чиновников, включая заместителя султана, своими собственными последователями, у которых были Пойдем с ним из Хасанкейфа. Затем он отправил сообщение Шаджар ад-Дурр, когда она была в Иерусалиме, предупредив ее и попросив передать ему богатство и драгоценности его покойного отца. Просьба и манеры Тураншаха огорчили Шаджара ад-Дурра. Когда она пожаловалась мамлюкам на угрозы и неблагодарность Тураншаха, мамлюки, особенно их лидер Фарис ад-Дин Актай, пришли в ярость. Вдобавок Тураншах употреблял алкоголь, а в пьяном виде оскорблял рабынь своего отца и угрожал мамлюкам. 2 мая 1250 года Тураншах был убит Байбарсом и группой солдат-мамлюков в Фарискур. Он был последним из султанов Айюбидов.

Приход к власти

Набросок, изображающий Шаджара ад-Дурра

После убийства Тураншаха мамлюки и эмиры встретились в султаническом Дихлизе и решили назначить Шаджара ад-Дурра новым монархом с Изз ад-Дином Айбаком в качестве Атабега (командующего в начальник). Шаджар ад-Дурр сообщили об этом в Цитадели Горы в Каире, и она согласилась. Шаджар ад-Дурр взяла королевское имя «аль-Малика Исмат ад-Дин Умм-Халил Шаджар ад-Дурр» с несколькими дополнительными титулами, такими как «Маликат аль-Муслимин» (царица мусульман) и «Валидат аль-Малик аль». -Мансур Халил Эмир аль-Моаминин "(Мать аль-Малика аль-Мансура Халила Эмира верующих). Она упоминалась в пятничных молитвах в мечетях с такими именами, как «Умм аль-Малик Халил» (Мать аль-Малик Халил) и «Сахибат аль-Малик ас-Салих» (Жена аль-Малик ас-Салих). Монеты чеканили с ее титулами, и она подписывала указы именем «Валидат Халил». Используя имена ее покойного мужа и ее мертвого сына, она пыталась добиться уважения и легитимности своего правления как наследника султаната.

После поклонения Шаджару ад-Дурру эмир Хоссам ад-Дин был отправлен к королю Людовику IX, который все еще находился в заключении в Аль-Мансура, и было решено, что Людовик IX покинет Египет живым после уплаты половины выкупа. навязала ему ранее и сдала Дамиетту в обмен на его жизнь. Луи сдал Дамиетту и отплыл в Акко 8 мая 1250 года в сопровождении около 12000 освобожденных военнопленных.

Конфликт с Айюбидами

Известие об убийстве аль- Муаззам Тураншах и инаугурация Шаджар ад-Дурра в качестве новой султаны достигли Сирии. Сирийских эмиров попросили отдать дань уважения Шаджару ад-Дурру, но они отказались, и заместитель султана в Аль-Караке восстал против Каира. Сирийские эмиры в Дамаске передали город ан-Насиру Юсуфу эмиру Айюбидов Алеппо, и мамлюки в Каире в ответ арестовали эмиров, которые были верны айюбидам в Египте. Помимо Айюбидов в Сирии, Аббасид Калиф аль-Муста 'сим в Багдаде также отверг движение мамлюков в Египте и отказался признать Шаджара аль- Дур как монарх. Отказ халифа признать Шаджар ад-Дурр в качестве новой султаны был большим препятствием для мамлюков в Египте, поскольку в эпоху Айюбидов султан мог получить легитимность только через признание халифа Аббасидов. Поэтому мамлюки решили назначить Изз ад-Дина Айбака новым султаном. Он женился на Шаджар ад-Дурр, которая отреклась от престола и перешла к нему после того, как правила Египтом как султана около трех месяцев. Хотя период правления Шаджара ад-Дурра как монарха был непродолжительным, он стал свидетелем двух важных исторических событий: первое - изгнание Людовика IX из Египта, которое положило конец стремлению крестоносцев завоевать юг; и, во-вторых, смерть династии Айюбидов и рождение государства мамлюков, которое десятилетиями доминировало в южном Средиземноморье.

Чтобы угодить халифу и добиться его признания, Айбак объявил, что он всего лишь представитель аббасидского халифа в Багдаде. Чтобы умилостивить айюбидов в Сирии, мамлюки выдвинули аюбидского ребенка по имени аль-Шараф Муса своим со-султаном. Но это не удовлетворило айюбидов, и между мамлюками и айюбидами вспыхнули вооруженные конфликты. Багдадский халиф, озабоченный монголами, совершавшими набеги на территории недалеко от его столицы, предпочел мирное урегулирование вопроса между мамлюками в Египте и Айюбидами в Сирии. Путем переговоров и посредничества халифа, последовавших за кровопролитным конфликтом, мамлюки, продемонстрировавшие военное превосходство, достигли соглашения с Айюбидами, которое дало им контроль над южной Палестиной, включая Газу и Иерусалим и сирийское побережье. По этому соглашению мамлюки не только добавили новые территории к своему владению, но и получили признание своего нового государства. Помимо конфликта с айюбидами Сирии, мамлюки успешно противостояли серьезным восстаниям в Среднем и Верхнем Египте. Затем Айбак, опасаясь растущей мощи салихийских мамлюков, которые вместе с Шаджаром ад-Дурром сделали его султаном, убил их лидера Фариса ад-Дина Актая. За убийством Актая мгновенно последовал исход мамлюков в Сирию, где они присоединились к Айюбиду ан-Насиру Юсуфу. Выдающиеся мамлюки, такие как Байбарс аль-Бундукдари и Калавун аль-Альфи, были среди тех мамлюков, которые бежали в Сирию. Айбак стал единственным и абсолютным правителем Египта после того, как салихийские мамлюки, которые были сторонниками Шаджар ад-Дурра, покинули Египет и обратились против него.

Смерть

К 1257 году споры и подозрения стали частью отношений между Айбаком, султаном, который стремился к безопасности и превосходству, и его женой Шаджар аль-Дурр, бывшей султаной, которая имела сильная воля и управляемая страной на грани краха во время внешнего вторжения. Шаджар ад-Дурр хотел единоличного правления Египтом. Она скрывала от Айбака дела султаната; она также не позволяла ему видеться с другой женой и настаивала на разводе с ней. Вместо этого Айбак, которому нужно было заключить союз с сильным эмиром, который мог бы помочь ему противостоять угрозе бегущих в Сирию мамлюков, в 1257 году решил жениться на дочери Бадр ад-Дина Ло'ало'а. Айюбид Эмир аль-Мусиля. Бадр ад-Дин Лоалоа предупредил Айбака, что Шаджар ад-Дурр контактировал с ан-Насиром Юсуфом в Дамаске. Шаджар ад-Дурр, чувствуя себя в опасности и преданный Айбаком, человеком, которого она сделала султаном, убила его слугами, когда он принимал ванну. Он правил Египтом семь лет. Шаджар ад-Дурр утверждал, что Айбак внезапно скончалась ночью, но его мамлюки (Муизийя) во главе с Кутузом не поверили ей, а причастные слуги признались под пытками. Шаджар ад-Дурр и слуги были арестованы, и мамлюки Айбака (муизийские мамлюки) хотели убить ее, но мамлюки салихийа защитили ее, и она была доставлена ​​в Красную башню, где она осталась. Сын Айбака, 15-летний аль-Мансур Али, был назначен мамлюками Музия новым султаном. 28 апреля рабыни аль-Мансура Али и его матери раздели и забили до смерти Шаджар ад-Дурр сабо. Ее обнаженное тело было найдено лежащим за пределами Цитадели. Согласно историку Ибн Ийасу, Шаджар ад-Дурр стащили с ног и бросили сверху обнаженной, с тканью вокруг талии. Она пробыла во рву три дня, не погребенная, пока однажды ночью не пришла толпа и не сняла ткань вокруг ее талии, потому что она была шелковая с жемчугом и пахла мускусом. Слуги, причастные к убийству Айбака, были казнены.

Шаджар ад-Дурр был похоронен в гробнице, недалеко от мечети Тулуна, которая является жемчужиной Исламская погребальная архитектура. Внутри находится михраб (молитвенная ниша), украшенная мозаикой «древа жизни», выполненная художниками, привезенными из Константинополя специально для этого заказа. Деревянная куфическая надпись, которая проходит по внутренней части ее гробницы, хотя и повреждена, также чрезвычайно тонкой работы.

Архитектура

Аль-Дурр был хорошо известен тем, что перенял местную архитектуру гробниц бахри-мамлюк и объединил их с медресе или школами ислама. Она была первым исламским султаном Египта, который использовал эту культурно-синкретизированную архитектуру. Погребальные сооружения Аль-Дурра будут по-прежнему использоваться лидерами султаната мамлюков, что показывает, что медресе ислама были приняты, и они оставались в использовании мамлюков Бахри еще долгое время после исламского правления.

Воздействие

Перед своей смертью Айбак и Шаджар ад-Дурр прочно установили династию мамлюков, которая в конечном итоге отразила монголов, изгнала европейцев крестоносцев из Святая Земля и остается самой мощной политической силой на Ближнем Востоке до прихода османов.

В египетском фольклоре

Шаджар ад-Дурр является одним из персонажей Сират аль-Захир Байбарс (Жизнь аз-Захира Байбарса), народного эпоса, составленного в Египте. во время ранней эры мамлюков и приобрела свою окончательную форму в начале Османской эры. Сказка, представляющая собой смесь вымысла и фактов, отражает восхищение простых египетских людей как Байбарсом, так и Шаджар ад-Дурр. Фатма Шаджарат ад-Дурр, как в сказке называют Шаджар ад-Дурр, была дочерью халифа аль-Муктадира, чье королевство в Багдаде подверглось нападению монголов. Ее звали Шаджарат ад-Дурр (жемчужное дерево), потому что отец одел ее в платье из жемчуга. Ее отец подарил ей Египет, поскольку она хотела быть царицей Египта, и ас-Салих Айюб женился на ней, чтобы остаться у власти, поскольку Египет принадлежал ей. Когда Байбарса привезли в Цитадель в Каире, она любила его и относилась к нему как к сыну, а он называл ее своей матерью. Злой человек Айбак аль-Туркумани приехал из аль-Мусиля, чтобы украсть Египет у Шаджарат аль-Дурр и ее мужа аль-Салиха Айюба. Шаджарат ад-Дурр убил Айбака мечом, но, убегая от его сына, она упала с крыши цитадели и умерла. Кроме того, имя Шаджар ад-Дурр на самом деле означает «Жемчужное дерево», поэтому в стихах ее упоминание показывает фруктовое дерево, образованное кусочками перламутра.

В литературе

Тайеб Салих в своем рассказе «Свадьба Зейна» упомянул «Шаджар ад-Дурр» как «бывшую рабыню, правившую Египтом в тринадцатом веке».

У него есть персонаж в рассказе, который говорит: «Мужчина - мужчина, хотя он пускает слюни, а женщина - женщина, даже если она такая же красивая, как Шаджар ад-Дурр».

Монеты

На монетах Шаджар ад-Дурра были начертаны следующие имена и титулы: аль-Мустасимия ас-Салихия Маликат аль-Муслимин валидат аль-Малик аль-Мансур Халил Амир аль-Муминин. (Мустасимия, королева мусульман Салихия, мать короля аль-Мансура Халила Эмира верующих) и Шаджарат ад-Дурр. Имена Аббасидов Халифа также были начертаны на ее монетах: Абд Аллах бен аль-Мустансир Биллах.

См. Также

Примечания

Сноски

Ссылки

  • Абу аль-Фида, Краткая история человечества.
  • Аль-Макризи, Аль Селук Лемерефатт Девалл аль-Мелук, Дар аль-Котоб, 1997.
  • То же на английском языке: Bohn, Henry G., Дорога к знаниям о возвращении королей, Хроники крестовых походов, AMS Press, 1969.
  • Аль-Макризи, аль-Маваиз ва аль-'и'тибар би Зикр аль-Хитат ва аль- ' athar, Matabat aladab, Cairo 1996, ISBN 977-241-175-X.
  • То же на французском языке: Bouriant, Urbain, Description topographique et Historique de l'Egypte, Paris 1895
  • Ибн Ияс, Бадаи Альзухур Фи Вакайи Альдухур, сокращено и отредактировано доктором М. Альджаяром, Альмисрия Лилкитаб, Каир 2007, ISBN 977-419-623- 6
  • Ибн Тагри, аль-Нуджум аль-Захира Фи Милук Миср ва аль-Кахира, аль-Хайа аль-Мисреях 1968
  • История Египта, 1382–1469 гг. Н.э. Юсеф. Уильям Поппер, переводчик Абу Л-Махасин ибн Тагри Берди, Калифорнийский университет Press 1954
  • Аслы, Б., аз-Захир Байбарс, издательство Dar An-Nafaes, Бейрут 1992
  • Голдстоун, Нэнси (2009). Четыре королевы: провансальские сестры, правившие Европой. Феникс в мягкой обложке, Лондон.
  • Садави. H, Аль-Мамалик, Маруф Ихван, Александрия.
  • Махди, доктор. Шафик, Мамалик Миср ва Альшам (Мамлюки Египта и Леванта), Алдар Аларабия, Бейрут 2008
  • Шайял, Джамал, профессор исламской истории, Тарих Миср аль-Исламия (История Исламский Египет), Дар аль-Мареф, Каир 1266, ISBN 977-02-5975-6
  • Сират аль-Захир Байбарс, Отпечатано Мустафой аль-Сабой, Каир, 1923 Отражено в 5 томах Альхая Альмисрия, редактором Гамаль Эль-Гитани, Каир, 1996, ISBN 977-01-4642-0
  • Сират аль-Захир Байбарс, собранные Х. Джохар, М. Браник, А. Атар, Дар Мариф, Каир, 1986, ISBN 977-02-1747-6
  • Хроники Мэтью Пэрис (Мэтью Пэрис: Chronica Majora) в переводе Хелен Николсон 1989
  • Мемуары лорда Жуанвилля в переводе Этель Веджвуд 1906
  • Новая Encyclopædia Britannica, Macropædia, HH Издательство Бертон, 1973–1974 гг.
  • Мери, Йозеф В. (редактор). Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия. Рутледж, 2006. веб-страница
  • Перри, Гленн Эрл. История Египта - Мамлюкский султанат. Greenwood Press, 2004. стр. 49
  • Касим, Абду Касим, доктор, Аср Салатин Аль-Мамлик (эпоха мамлюкских султанов), Eye for Human and Social Studies, Cairo 2007
  • Ирвин, Роберт. Ближний Восток в средние века: ранний мамлюкский султанат, 1250–1382 гг. Рутледж, 1986. веб-страница

Внешние ссылки

Шаджар ад-Дурр Родился: ? Умер: 28 апреля 1257 г.
Королевские титулы
Предшествовал. Аль-Муаззам Тураншах Султана Египта. 2 мая - июль 1250 г.Преемник. Изз ад-Дин Айбак
Последняя правка сделана 2021-06-08 03:01:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте