Бадр аль-Джамали

редактировать
Бадр аль-Джамали. بدر الجمالى
Мечеть Джуюши, Каир (1).jpg Мечеть Джуюши в Каире, основанная Бадром
Умер1094. Каир
НациональностьФатимидский халифат
Род занятийВоенный командующий, губернатор визирь
Годы работыдо 1063 - 1094
Детиаль-Афдал Шаханшах

Абу'л-Наджм Бадр ибн Абдаллах аль-Джамали аль-Мустандири, более известный как Бадр аль-Джамали (арабский : بدر الجمالى) был визирем и видным государственным деятелем Фатимидского халифата при халифе аль-Мустансире. Его назначение на пост визиера в 1073 году восстановило состояние государства Фатимидов, которое столкнулось с крахом в предыдущие десятилетия, но также положило начало периоду, когда в визиерате доминировали военные лидеры, которые держали власть благодаря своей военной мощи, а не через власть халифа. деловое свидание, встреча. армянин, Бадр аль-Джамали инициировал волну миграции армян в Египет и был первым из ряда визирей армянского происхождения, сыгравших важную роль в судьбах Фатимидского халифата в последующие годы. век.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и карьера в Сирии
  • 2 Визиерат
    • 2.1 Приход к власти
    • 2.2 Внутреннее управление
    • 2.3 Военная деятельность
    • 2.4 Смерть и наследие
  • 3 Здания
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
  • 6 Дополнительная литература
Ранние годы и карьера в Сирии

Бадр армянина этнического происхождения, родился где-то в 1005–1008 гг. ; записано, что на момент смерти ему было более 80 лет. Бадр был куплен в рабство (мамлюк ) Джамалом ад-Давла ибн Аммаром, правителем Триполи, откуда он получил свой эпитет (нисбах ) ал- Джамали. В остальном его ранняя жизнь и карьера до c. 1063 остаются неясными. Однако историк Сета Дадоян предполагает, что его можно идентифицировать с однофамильцем Абу'л-Наджмом Бадром, армянином гулямом, который недолго правил Алеппо в 1022 году.

Карьера Бадра начинает документироваться в апреле 1063 года, когда он был назначен военным губернатором (вали ) Дамаска и его провинции, носят почетные титулы Короны командиров (Тадж аль-Умарах), командующего войсками (Мукаддам аль-Джуюш) и Чести Королевства (Шараф аль-Мульк). Он сделал своей резиденцией Миццу близ Дамаска. Его пребывание в должности было прервано немногим более чем через год после столкновений между его войсками и местной милицией (адат ) под руководством местного Алида известного Абу Тахира Хайдара и Абу аль-Хусейна. В июле 1066 г. он был повторно назначен на этот пост. Его резиденция находилась в Каср аль-Салтанах на равнине Баб аль-Хадид. Его сыновья также служили офицерами в армии Фатимидов под его командованием. Один из них, Шаабан, умер в Акко в это время. Его пребывание в Дамаске снова было проблемным. В 1068 году Абу Тахир поднял еще одно восстание в 1068 году, в результате которого его дворец был сожжен дотла, прежде чем восстание было подавлено.

Проблемы Бадра в Сирии были симптомом более широкого недуга, поразившего государство Фатимидов, которое во время этого Период приближался к полному краху. Воцарение недееспособного халифа аль-Мустансира (r. 1036–1094) открыли центральное правительство для интриг и соперничества; Визиерат держали фавориты матери халифа, и вспыхнула межфракционная борьба между различными этническими контингентами армии Фатимидов, нанесшая вред администрации и истощившая казну. В Каире между турками и черными нубийцами (Судан) в 1062–1067 годах царила открытая гражданская война, до того как турки при Насире ад-Дауле ибн Хамдане захватили власть в столице. и в Нижнем Египте. Ситуация ухудшилась из-за сильного голода с 1065 по 1072 год и тиранического режима Насира ад-Давлы: его турки разграбили фатимидские дворцы и библиотеки, разрушили большую часть столицы, а в 1070 году Ибн Хамдан даже пятничную молитву читали от имени халифа Аббасидов, тем самым эффективно свергнув аль-Мустансира. Преобладающая анархия оставила королевскую семью Фатимидов обездоленной, казну опустела, и различные части империи Фатимидов оказались под военной оккупацией: турки в Каире, Лавата и другие берберы на побережье, нубийцы в Верхний Египет и Сирия под вторжением турок-сельджуков.

Фатимиды уже потеряли эффективный контроль над северной Сирией в начале 1060-х годов. В 1070 Махмуд ибн Мирдас из Алеппо приказал читать пятничную молитву от имени Аббасидского халифа, а 19 января 1071 года сельджукский правитель Алп Арслан пересекли реку Евфрат в Сирию, прежде чем был поспешно направлен на север для борьбы с византийцами у Манцикерта. Вдобавок Фатимиды начали терять контроль над прибрежными городами Леванта, которые номинально находились под сюзеренитетом Фатимидов: Ибн Абу Акиль из Тира и Амин ад-Давла Абу Талиб аль-Хасан ибн Аммар из Триполи, поддерживаемый торговой аристократией городов, правил как автономные князья. Чтобы противостоять этим угрозам, в 1069/70 г. Бадр был назначен главнокомандующим армией (Амир аль-Джуюш) и отправлен в Сирию во главе армии, состоящей из берберов и армян. Чтобы следить за прибрежными городами и обеспечивать свои собственные сообщения с Египтом по морю, он поселился в прибрежном городе Акко.

. В свое отсутствие Ибн Хамдан, временно потерявший власть, однажды снова захватил контроль над столицей. Чтобы закрепить свое положение, Ибн Хамдан попытался обеспечить, чтобы его могущественный соперник оставался оккупированным в Сирии. Пока Бадр осаждал Тир, Ибн Хамдан поощрял восстания среди бедуинов племен бану калб и бану тайи, а также отправлял воодушевляющие послания отступник правителя Дамаска и даже самого Алп Арслана, пригласив его вторгнуться в Сирию и завоевать ее у Фатимидов. И наоборот, Бадр завербовал для своего дела клан огузов из навики, который спасался от нападения сельджуков, чтобы бороться с бедуинами. Вскоре навики начали ссориться с Бадром, требуя большей платы за свои услуги. Некоторые присоединились к бедуинам, в то время как другие под Ацизом ибн Уваком основали независимое княжество в Палестине и в южной части Сирии, которое признало сюзеренитет аббасидского халифа и сельджуков Султан в Багдаде. К 1076 году Иерусалим, Рамлах и другие города перешли к навикам, оставив только прибрежные земли в руках Фатимидов.

Визиерат

Rise к власти

В 1073 году Насир ад-Давла был убит конкурирующим турецким полководцем. В том же году голод закончился после хорошего урожая. Аль-Мустансир нашел радикальное решение своих проблем и тайно обратился за помощью к Бадру. Последний согласился при условии, что сможет привезти с собой свою армянскую охрану. В конце 1073 года Бадр находился в Дамиетте и прибыл в Каир в январе 1074 года.

Не подозревая о причине его прибытия, турецкие лидеры не подозревали его в дурных намерениях. В результате Бадр смог добиться убийства всех турецких военачальников в столице за короткое время после его прибытия. После этого подвига аль-Мустансир провозгласил Бадра визирем с множеством полномочий и титулов: оставаясь Амир аль-Джуюш, он также был главным судьей в качестве «Защитника судей мусульман» (Kāfil quḍāt al-Muslimīn), и глава исмаилитов данва в качестве «Руководителя миссионеров верующих» (Hādī du alāt al-Muʿminīn). Хотя халиф Фатимидов остался на месте, Бадр установил военный режим, в котором правил «как военный, но популистский диктатор» (Сета Б. Дадоян). Средневековые арабские авторы описывают его положение как «визиера с полной властью» (wizārat al-tafwīḍ), что во всех смыслах и целях было похоже на положение султана, установленное правителями-сельджуками по отношению к аббасидским халифам. Военный характер офиса Бадра был проиллюстрирован титулом Амир аль-Джуюш (в народе миргуш), который не только стал именем, наиболее часто связанным с ним, но также использовался Бадром в качестве своего собственного отчества. Его частная армия численностью около 7000 человек составила ядро ​​новой силы, названной Джуюсийя, а его собственное имущество и слуги были обозначены как Джуюш-и.

Внутреннее управление

После создания контроль над Каиром, Бадр приступил к восстановлению централизованного контроля в дельте Нила, с востока на запад, что привело к штурму Александрии. Восстановление контроля Фатимидов над Верхним Египтом оказалось более трудным, поскольку местные арабские племена защищали виртуальную независимость, которую они приобрели в предыдущие годы. К 1076 году Бадр восстановил власть центрального правительства над Египтом, и халиф аль-Мустансир был сведен к чисто ритуальной роли главы общины исмаилитов. Хотя исмаилизм был восстановлен в качестве официальной доктрины, обряды фатимидов были сокращены, а суннитам и другим шиитским общинам было разрешено исповедовать свою веру. Бадр сохранил полный контроль над религиозными делами и спонсировал строительство мечетей и церквей.

Бадр также провел крупную административную реформу Египта. До этого времени страна была разделена на большое количество (от 60 до 96) небольших районов (кура), которые в той или иной форме относились к пагархиям греко-римского Египта.. Бадр отменил их и заменил их 23 провинциями (14 в Нижнем Египте и 9 в Верхнем Египте), которые в общих чертах сохранились до наших дней. Кроме того, Бадр поощрял иммиграцию армян, мусульман и христиан, в Египет. Бадр также спонсировал Армянскую церковь, которая стала серьезным конкурентом Коптской церкви и установила свою собственную отдельную иерархию. К концу столетия армянская община в Египте насчитывала почти 100000 человек и была представлена ​​среди высших гражданских и военных должностей Египта Фатимидов.

Военная деятельность

В 1075 г. священные города, Мекка и Медина, которые какое-то время признавали аббасидских халифов, вернулись под сюзеренитет Фатимидов. В том же году между Ацизом и его братьями возникли разногласия. Один из них, Манкли, вступил в контакт с Бадром и даже восстановил имя аль-Мустансира в пятничной молитве на его территории вокруг Акко. Однако он продержался недолго против Ациза и был вынужден бежать в Руфайну на севере. В октябре 1076 года Ациз выступил против Египта, но Бадр объявил против него джихад. Потерпев поражение, Ациз ушел в Сирию. В 1079 году Бадр послал своего собрата-армянина Насра ад-Давлу против Ациза в Дамаске, в то время как с севера к городу подошли сельджуки Тутуша (октябрь 1079). В этом случае Фатимиды отступили, и Дамаск, вместе с большей частью Сирии, пал перед сельджуками.

Смерть и наследство

Бадр умер 21 июня 1094 года. Аль-Мустансир пытался вернуть себе власть. полномочия, которые он передал ему, но большинство офицеров Бадра поддержали преемственность сына Бадра аль-Афдаля на посту визиря.

Положение Бадра в истории государства Фатимидов имеет решающее значение. В то время как слияние административных и судебных полномочий в лице визиря было кульминацией процесса, уже очевидного при прежних владениях, Бадр был первым военным, поднявшимся до визирата («визиря меча») при Фатимидах, и более того, своим положением он был обязан не халифу, а поддержке частных военных сил, лично преданных ему. В этом Бадр также задавал тон своим преемникам: до конца режима Фатимидов в 1171 году визиерат удерживался в основном военными властителями, которые оттесняли халифов и были де-факто правителями государства. Многие из этих властителей были армянами, как Бадр: Бадр со своим сыном аль-Афдалом и внуком Кутайфат составлял «миниатюрную династию» визирей, и еще трое армянских визирей-мусульман следовали за ними до тех пор, пока не убили последнего из них. их, Руззик ибн Талаи, в 1163 году. В этот «армянский период» в истории Фатимидского Египта армяне были опорой династии Фатимидов.

Здания

В 1080-х годах, чтобы защитить город от возможного нападения сельджуков, Бадр приказал укрепить Каир. Старые стены из сырцового кирпича, построенные при основании Каира в 970-х годах, были полностью заменены новым каменным укреплением, которым руководили строители из северной Сирии. Три ворот городской стены Бадра стоят и по сей день (Баб аль-Футух, Баб аль-Наср и Баб Зувейла ), а также участок северной городской стены. Он также построил мечеть Джуюши на холме Мукаттам в память о своем сыне Аухаде, который восстал в Александрии и был убит в 1085 году. Среди наиболее известных сохранившихся деревянных предметов искусства периода Фатимидов также минбар по заказу Бадра для святыни главы Хусейна ибн Али в Аскалоне (сейчас находится в мечети Ибрагими в Хеврон ; см. Минбар мечети Ибрахими ).

Ссылки
Источники
  • Портал биографии
  • logo Портал Фатимидского халифата
Далее чтение
Предшественник. or.визиря из Фатимидского халифата. 1074–1094Преемник. аль-Афдал Шаханшах
Последняя правка сделана 2021-05-11 06:15:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте