Ахмад ибн Тулун

редактировать

Эмир Египта и Сирии
Ахмад ибн Тулун. حمد بن ولون
Эмир Египта и Сирия
Правило15 сентября 868 - 10 мая 884
ПредшественникАзжур аль-Турки (как губернатор халифата Аббасидов в Египте), Амаджур ат-Турки (в качестве губернатора халифата Аббасидов в Сирии)
ПреемникХумаравайх ибн Ахмад ибн Тулун
Родилсяc.(835-09-20) 20 сентября 835 года. Багдад
Умер10 мая 884 г. (884-05-10) (48 лет). аль-Катаи. Аббасидский халифат
Проблемааль-Аббас, Хумаравайх, Раби'ах, Шайбан и другие
Династия Династия Тулунидов
ОтецТулун
РелигияСуннитский ислам

Ахмад ибн Тулун (арабский : أحمد بن ولون, латинизированный : Ахмад ибн Цулун; ок. 20 сентября 835 - 10 мая 884) был основателем династии Тулунидов, правившей Египтом и Сирией между 868 и 905. Первоначально тюркский раб-солдат, в 868 году Ибн Тулун был отправлен в Египет в качестве губернатора Аббасидским халифом. В течение четырех лет Ибн Тулун зарекомендовал себя как фактически независимый правитель, изгнав финансового агента халифа Ибн аль-Мудаббира, взяв на себя контроль над финансами Египта и создав большую военную силу, лично лояльную самому себе. Этому процессу способствовали нестабильная политическая ситуация при дворе Аббасидов и озабоченность регента Аббасидов аль-Муваффака войнами против Саффаридов и восстанием Занджей.. Ибн Тулун также позаботился об установлении эффективной администрации в Египте. После реформ налоговой системы, ремонта ирригационной системы и других мер годовая налоговая прибыль заметно выросла. В качестве символа своего нового режима он построил новую столицу, аль-Катай, к северу от старой столицы Фустат.

. После 875/6 он вступил в открытый конфликт с аль-Катаи. Муваффак, который безуспешно пытался сбросить его. В 878 году при поддержке брата аль-Муваффака, халифа аль-Мутамида, Ибн Тулун взял на себя управление Сирией, а также приграничными районами с Византийская империя, хотя контроль над Тарсом в особенности оказался незначительным. Во время своего отсутствия в Сирии его старший сын и заместитель, Аббас, попытался узурпировать власть в Египте, что привело к заключению Аббаса в тюрьму и назначению второго сына Ибн Тулуна, Хумаравайха, как его наследник. Бегство в 882 г. старшего военачальника Лу'лу к аль-Муваффаку и дезертирство Тарса вынудили Ибн Тулуна вернуться в Сирию. Будучи практически бессильным, аль-Мутамид попытался бежать из-под контроля своего брата во владения Ибн Тулуна, но был схвачен агентами аль-Муваффака, и ибн Тулун созвал собрание юристов в Дамаске, чтобы осудить аль-Муваффака. как узурпатор. Осенью 883 года его попытка подчинить Тарса провалилась, и он заболел. Вернувшись в Египет, он умер в мае 884 года, и ему наследовал Хумаравей.

Ибн Тулун выделяется как первый губернатор крупной провинции халифата Аббасидов, который не только утвердился в качестве его хозяина независимо от двора Аббасидов, но также передал власть своему сыну. Таким образом, он был также первым правителем со времен птолемеевских фараонов, который снова сделал Египет независимой политической державой, с сферой влияния, охватывающей Сирию и части Магриба, задав тон для более поздних исламских режимов, основанных в Египте. от Ихшидидов до Мамлюкского султаната Каира.

Содержание
  • 1 Первичные источники
  • 2 Жизнь
    • 2.1 Ранние годы и карьера
    • 2.2 Губернатор Египта
    • 2.3 Новый режим Ибн Тулуна
    • 2.4 Экспансия в Сирию
    • 2.5 Последние годы и смерть
    • 2.6 Потомство
  • 3 Наследие
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Дополнительная литература
Основные источники

Несколько средневековых авторов писали об Ахмаде ибн Тулуне. Два основных источника - это две биографии двух авторов X века и аль-Балави. Оба они называются Сират Ахмад ибн Тулун, и работы аль-Балави в значительной степени опираются на работы Ибн ад-Дайи, хотя они гораздо более обширны. Ибн ад-Дайя также написал книгу (Китаб аль-мукафа'а) с анекдотами из египетского общества Тулунидов. Дополнительная информация поступает от современника Ибн Тулуна, географа и путешественника Якуби, чьи работы охватывают первые годы его правления в Египте, а также от более поздних египетских авторов, особенно историков 15-го века и ал-Макризи, который опирался на множество более ранних источников, чтобы писать об истории государства Тулунидов. Некоторые другие средневековые арабские летописцы с 13 по 16 века упоминают Ибн Тулуна или его чиновников, но большинство из них относятся к более позднему времени и не очень надежны, особенно по сравнению с Ибн Дукмаком и аль-Макризи.

Жизнь

Ранняя жизнь и карьера

Ахмад ибн Тулун родился 23 числа месяца Рамадан 220 хиджры (20 сентября 835 г.) или чуть позже. позже, вероятно, в Багдаде. Его отец, Тулун, был турком из местности, известной в арабских источниках как Тагаргар или Тогуз [о] гуз, т. Е. уйгурской конфедерации. В 815/6 году (200 г. хиджры) Тулун был взят в плен вместе с другими турками и отправлен как часть дани Саманидского правителя Бухары Нух ибн Асада Калифу аль-Мамуну (годы правления 813–833), который в то время проживал в Хорасане. После того, как аль-Мамун вернулся в Багдад в 819 году, эти турецкие рабы были сформированы в охранный корпус солдат-рабов (гилман, синг. Гулам), доверенный брату аль-Мамуна и возможному преемнику аль-Мутасим (годы правления 833–842). Тулун хорошо себя зарекомендовал и в конце концов стал командовать личной охраной халифа. Мать Ахмада, по имени Касим, была одной из рабов его отца. В 854/5 г. Тулун умер, и обычно считается, что Касим женился во второй раз, на турецком генерале Баякбаке или Бакбаке. Это сообщение, однако, не появляется у Ибн ад-Дайи или аль-Балави и может быть ложным. По словам аль-Балави, после смерти отца Ахмад попал под опеку Ялбаха, близкого соратника Тулуна, который был взят в плен вместе с ним. На смертном одре Тулун призвал своего друга позаботиться о его жене и сыне, и Бакбак после этого относился к молодому Ахмаду как к собственному сыну.

Молодой Ахмад ибн Тулун получил всестороннее образование, включая военную подготовку. новая столица Аббасидов Самарра и изучает исламское богословие в Тарс, получив репутацию не только своими знаниями, но и своим благочестивым и аскетическим образом жизни. Он стал популярным среди своих собратьев-турок, которые доверяли ему свои секреты и доверяли свои деньги и даже своих женщин. Находясь в Тарсе, Ибн Тулун участвовал в пограничных войнах с Византийской империей. Там он также встретил другого высокопоставленного турецкого лидера, дочь которого, которую называют Маджур или Хатун, стала его первой женой и матерью его старшего сына Аббаса и его дочери Фатимы. Источники также сообщают, что во время пребывания в Тарсе Ибн Тулун был связан с визирем халифа аль-Мутаваккиля Убайд Аллахом ибн Яхья ибн Хаканом и двоюродным братом последнего. Однажды, возвращаясь в Самарру, он спас караван с посланником халифа, возвращавшимся из Константинополя с набегом бедуинов, и сопровождал его в Самарру. Этот поступок принес ему благосклонность халифа аль-Муста'ина (годы правления 862–866), а также тысячу золотых динаров и руку раба Мияса, матери его второго сына, Хумаравайх. Когда халиф отрекся от престола и отправился в изгнание в Васите в 866 году, он выбрал Ибн Тулуна своим охранником. Кубайха, мать нового халифа, ал-Мутаз (годы правления 866–869), замышляла сместить свергнутого аль-Мустаина и предложила Ибн Тулуну пост губернатора Васита, если он пожелает убить его. Ибн Тулун отказался, и его заменил другой, который совершил это дело. Сам Ибн Тулун не принимал участия в убийстве, но похоронил своего хозяина и вернулся в Самарру.

Губернатор Египта

Фотография минарета на четырех уровнях с зубцами на переднем плане Спиральный минарет мечети Ибн Тулуна в Каир

Уже при халифе аль-Мутасиме высокопоставленные турецкие лидеры стали назначаться губернаторами провинций халифата как форма удельного владения. Тем самым они обеспечили немедленный доступ к налоговым поступлениям провинции для себя и своих войск, минуя гражданскую бюрократию. Турецкие генералы обычно оставались близко к центру власти в Самарре, посылая своих депутатов для управления от своего имени. Таким образом, когда аль-Му'таз в 868 г. передал Бакбаку контроль над Египтом, Бакбак, в свою очередь, послал своего пасынка Ахмада своим заместителем и постоянным губернатором. Ахмад ибн Тулун вошел в Египет 27 августа 868 года, а столицу Египта, Фустат, 15 сентября.

Положение Ибн Тулуна после его назначения было далеко не бесспорным в его провинции. В качестве губернатора Фустата он курировал гарнизон провинции и был главой мусульманской общины, что было признано в его титуле «надзиратель армии и пятничной молитвы » (вали аль-джайш ваʾл-халат), но налоговое администрирование, в частности сбор земельного налога (харадж ), находилось в руках могущественного ветерана-администратора Ибн аль-Мудаббира. Последний был назначен фискальным агентом (āmil) уже ок. 861, и быстро стал самым ненавистным человеком в стране, поскольку он удвоил налоги и ввел новые как для мусульман, так и для немусульман. Ибн Тулун быстро сообщил о своем намерении стать единственным хозяином своей провинции: по прибытии в Фустат, когда Ибн аль-Мудаббир и Шукайр, глава почтовой службы (барид ) и корреспондента с халифом правительство вышло ему навстречу с подарком в размере 10 000 динаров, он отказался его принять. В течение следующих четырех лет Ибн Тулун и его соперники сражались через своих эмиссаров и родственников при дворе халифа в Самарре, чтобы нейтрализовать друг друга; в конце концов, Ибн Тулун сумел обеспечить перевод Ибн аль-Мудаббира в Сирию в июле 871 года и взял на себя харадж сам. В то же время Ибн Тулун также добился увольнения Шукайра, который умер вскоре после этого. Таким образом, к 872 году Ибн Тулун взял на себя контроль над всеми ветвями администрации в Египте, став де-факто независимым от центрального правительства Аббасидов.

Во время назначения Ибн Тулуна Египет претерпевал трансформационный процесс. В 834 г. ее ранняя мусульманская элита, семьи арабских поселенцев (jund ) из Фустата, потеряли свои привилегии и правительственную зарплату, и власть перешла к чиновникам, посланным судом Аббасидов. Примерно в то же время мусульманское население впервые стало превосходить христиан-коптов по численности, а сельские районы все больше подвергались как арабизации, так и исламизации. Скорость этого процесса и приток поселенцев после открытия золотых и изумрудных рудников в Асуане означали, что Верхний Египет, в частности, лишь поверхностно контролировался местным правителем. Более того, постоянство междоусобной борьбы и беспорядков в самом сердце государства Аббасидов - так называемой «анархии в Самарре » - привело к появлению миллениалистских революционных движений в провинции. под серией претендентов Алид. Одним из них был Ибн ас-Суфи, потомок сына Али Умара, который восстал в конце 869 г. и истребил население Эсны. Зимой 870 года он разбил армию, посланную против него Ибн Тулуном, но весной был отброшен к оазисам пустыни. Он оставался там до тех пор, пока не потерпел поражение в борьбе с другим региональным сильным лицом, Абу Абдаллахом ибн Абд аль-Хамидом аль-Умари в 872 году, бежав в Мекку. Там он был схвачен и на некоторое время заключен в тюрьму Ибн Тулуном. Один из его последователей, Абу Рух Сукун, восстал в оазисах в 873/4 г. и добился успеха, и Ибн Тулун предложил ему амнистию. Победитель Ибн ас-Суфи, аль-Умари, был еще одним потомком Али, который создал автономное княжество вокруг золотых приисков, разбив силы, посланные против него. Другое восстание вспыхнуло в 874/5 г. правителем Барки Мухаммадом ибн аль-Фараджем аль-Фергани. Ибн Тулун сначала пытался примириться с ним, но в конце концов был вынужден отправить армию для осады и штурма города, хотя репрессалии были ограниченными. Однако восстановление его власти над Баркой привело к укреплению связей с Ифрикией на западе, включая, согласно Ибн аль-Асир, строительство ряда маяков и сигнальных маяков вдоль побережья.

Тем временем в Палестине местный губернатор Иса ибн аль-Шейх аль-Шейбани использовал анархия в Ираке с целью установления квазинезависимого бедуинского режима, перехвата налоговых караванов из Египта и угрозы Дамаску. Когда халиф аль-Мухтади взошел на престол в июле 869 года, он объявил всеобщую амнистию и написал Ибн аль-Шейху, предлагая прощение в обмен на передачу им незаконно присвоенного сокровища. Когда Ибн аль-Шейх отказался, халиф приказал Ибн Тулуну выступить против него. Ибн Тулун подчинился и начал массовую закупку черных африканских (Судан) и греческих (Рам ) рабов для формирования армии зимой 869/70 г., но не успел прибыть. в аль-Ариш со своей армией летом 870 г., когда пришел приказ повернуть назад. Восстание Ибн аль-Шейха было подавлено вскоре после этого другим турецким солдатом, Амаджуром ат-Турки, который продолжал править Сирией от Аббасидов до своей смерти в 878 году. Тем не менее этот эпизод имел большое значение, поскольку позволил Ибн Тулун набирает собственную армию с санкции халифа. Армия Тулунидов, которая в конечном итоге выросла до 100 000 человек - по другим источникам, 24 000 турецких гильманов и 42 000 черных африканских и греческих рабов, а также наемный корпус, состоящий в основном из греков, - стала основой силы и независимости Ибн Тулуна. Сообщается, что для своей личной защиты Ибн Тулун нанял отряд гильманов из Гура.

Отчим Ибн Тулуна Бакбак был убит в 869/70 году, но, к счастью, летом 871 года надзор Египта перешел к его отцу. зять Ярюх. Ярджух не только утвердил Ибн Тулуна на его посту, но вдобавок наделил его властью над Александрией и Баркой. В 873 году Ибн Тулун доверил управление Александрией своему старшему сыну Аббасу. Растущая мощь Ибн Тулуна проявилась в создании нового дворцового города к северо-востоку от Фустата, названного аль-Катаи, в 870 году. Этот проект был сознательным подражанием и соперником Аббасидов. столица Самарра. Как и Самарра, новый город был спроектирован как квартал для новой армии Ибн Тулуна с целью уменьшения трений с городским населением Фустата. Каждый отряд получил участок или участок (отсюда и название города) для поселения, после чего и получил название. Центральным элементом нового города стала мечеть Ибн Тулуна, построенная в 878–880 годах под руководством месопотамского христианского архитектора Ибн Катиба аль-Фергани. К мечети примыкал царский дворец, а вокруг них был разбит остальной город. Помимо правительственных зданий, в него входили рынки, больница (al-bimāristān), которая оказывала услуги бесплатно, и ипподром. Тем не менее, сам Ибн Тулун предпочел проживать в коптском монастыре Кусайр за пределами Фустата.

Новый режим Ибн Тулуна

Управление Египтом было хорошо развито еще до прибытия Ибн Тулуна, с несколькими отделы (dīwāns ), отвечающие за сбор земельного налога, надзор за почтой, общественные зернохранилища (dīwān al-ahrāʿ), земли дельты Нила (dīwān asfal al- arḍ) и, возможно, личный кошелек (dīwān al-kha) для личного пользования губернатора. Канцелярия (dīwān al-inshāʾ), возможно, уже существовала, или же была создана при Ибн Тулуне, когда он перестроил египетскую администрацию после центрального правительства Аббасидов. Большинство чиновников, нанятых Ибн Тулуном, были, как и он, обучены при халифском дворе в Самарре. Канцлер Ибн Тулуна был способным (умер в 891 г.), в то время как другие важные посты в администрации занимали четыре брата Бану аль-Мухаджир и Ибн ад-Дайя. Аль-Балави также сообщает несколько анекдотов об обширном использовании Ибн Тулуном шпионов и его собственной способности выявлять шпионов, посланных против него, и утверждает, что канцелярия была создана для того, чтобы Ибн Тулун мог проверять каждую часть корреспонденции с халифским судом. 213>

Неудивительно, учитывая его собственное происхождение как солдата-раба, режим Ибн Тулуна во многих отношениях был типичным для «системы гулям», которая стала одной из двух основных парадигм исламских государств в IX и X веках, как Аббасидский халифат распался, и возникли новые династии. Эти режимы основывались на мощи регулярной армии, состоящей из гильманов, но, в свою очередь, согласно Хью Н. Кеннеди, «оплата войск была главной заботой правительства». Следовательно, именно в контексте возросших финансовых требований в 879 году контроль за финансами в Египте и Сирии перешел к Абу Бакру Ахмаду ибн Ибрагиму аль-Мадхараи, основателю аль-Мадхараи бюрократическая династия, которая доминировала в фискальном аппарате Египта в течение следующих 70 лет. Хотя, как отмечает Заки М. Хассан, «отрывочные свидетельства не позволяют провести тщательную оценку экономической и финансовой политики Тулунидов», похоже, что мир и безопасность, обеспечиваемые режимом Тулунидов, создание эффективной администрации, а также ремонт и расширение к ирригационной системе в сочетании со стабильно высоким уровнем наводнений Нила, привело к значительному увеличению доходов. К моменту смерти Ибн Тулуна доход от одного только земельного налога увеличился с 800 000 динаров при Ибн аль-Мудаббире до 4,3 миллиона динаров, и Ибн Тулун завещал своему преемнику фискальный резерв в размере 10 миллионов динаров. Решающее значение имела реформа системы налогообложения и сбора налогов, включая введение налогового фермерства, что в то же время привело к появлению нового класса землевладельцев. Дополнительные доходы были получены от коммерческой деятельности, в первую очередь текстильной и, в частности, льняной.

Режим Ибн Тулуна был высоко централизованным, но также отличался «последовательными попытками заручиться поддержкой коммерческой, религиозной и социальной элиты Египта», согласно Заки М. Хасану. Примечательно, что богатый купец Мамар аль-Джавхар действовал одновременно как личный финансист Ибн Тулуна и как глава неформальной разведывательной сети через свои контакты в Ираке. Еще одной «примечательной характеристикой» правления Ибн Тулуна, согласно историку Тьерри Бьянки, было «качество отношений, которые он поддерживал с христианами и евреями»; согласно письму патриарха Иерусалима, Илии III, когда он захватил Палестину, он назначил христианина правителем Иерусалима и, возможно, даже столица провинции, Рамла, тем самым положив конец преследованиям христиан и позволив восстановить церкви.

Расширение в Сирию

Геофизическая карта Восточного Средиземноморья, с городами, отмеченными черным цветом, и провинциями красным Карта владений Тулунидов после завоевания Сирии, ок. 881

В начале 870-х годов в правительстве Аббасидов произошли серьезные изменения, когда принц Аббасидов аль-Муваффак стал фактическим регентом империи., уводя в сторону своего брата, халифа аль-Мутамида (годы правления 870–892). Официально аль-Муваффак контролировал восточную половину халифата, в то время как сын аль-Мутамида и первый наследник аль-Муфаввад контролировал западную с помощью турецкого генерала Мусы ибн Буги. На самом деле бразды правления были у аль-Муваффака. Однако Аль-Муваффак был озабочен более непосредственными угрозами правительству Аббасидов, которые представляли подъем Саффаридов на востоке и восстание Занджа в самом Ираке, а также сдерживая турецкие войска и управляя внутренней напряженностью халифского правительства. Это дало Ибн Тулуну необходимое пространство для упрочения своего положения в Египте. Ибн Тулун держался подальше от конфликта в Зандже и даже отказался признать аль-Муфаввада своим сюзереном, который, в свою очередь, не подтвердил его позицию.

Разразился открытый конфликт между Ибн Тулуном и аль-Муваффаком. в 875/6 г. по случаю крупного перевода доходов центральному правительству. Рассчитывая на соперничество между халифом и его могущественным братом за сохранение своего положения, Ибн Тулун направил большую часть налогов аль-Мутамиду вместо аль-Муваффака: 2,2 миллиона динаров пошло халифу и только 1,2 миллиона. миллион динаров брату. Аль-Муваффак, который в своей борьбе с занджем считал себя имеющим право на основную долю доходов провинции, был возмущен этим и предполагаемыми махинациями между Ибн Тулуном и его братом. Аль-Муваффак искал добровольца, чтобы заменить его, но все чиновники в Багдаде были куплены Ибн Тулуном и отказались. Аль-Муваффак направил египетскому правителю письмо с требованием отставки, в котором тот, как и следовало ожидать, отказался. Обе стороны настроены на войну. Ибн Тулун создал флот и укрепил свои границы и порты, включая Александрию, и новую крепость на острове Равда для защиты Фустата. Аль-Муваффак назначил Мусу ибн Бугу наместником Египта и отправил его с войсками в Сирию. В конце концов, из-за отсутствия оплаты и припасов для войск и страха, порожденного армией Ибн Тулуна, Муса так и не продвинулся дальше Ракки. После десяти месяцев бездействия и восстания его войск Муса вернулся в Ирак. В публичном жесте поддержки аль-Мутамида и противодействия аль-Муваффаку Ибн Тулун принял титул «Слуга Повелителя правоверных» (мала амир аль-мухминин ) в 878 году.

Ибн Тулун перехватил инициативу. В юности он участвовал в пограничных войнах с Византийской империей в Тарсе, и теперь просил передать ему командование приграничными районами Киликии (Тугур ). Аль-Муваффак сначала отказался, но после византийских успехов в предыдущие годы аль-Мутамид одержал верх над своим братом, и в 877/8 г. Ибн Тулун получил ответственность за всю Сирию и киликийскую границу. Ибн Тулун лично прибыл в Сирию. Он получил представление от недавно умершего сына Амаджура, которого он назначил губернатором в Рамле, и приступил к захвату Дамаска, Хомса, Хамы и Алеппо. В Дамаске Ибн Тулун столкнулся со своим старым соперником Ибн аль-Мудаббиром, который с момента его выселения из Египта служил Шамилем Амаджура в Палестине и Дамаске. Ибн аль-Мудаббир был оштрафован на 600 000 динаров и брошен в тюрьму, где скончался в 883/4. В остальной части провинциальной администрации, однако, он в основном оставил на месте людей, служивших при Амаджуре. Только губернатор Алеппо Сима аль-Тавиль оказал сопротивление и бежал в Антиохию. Ибн Тулун осадил город, пока Сима не был убит местной женщиной. Затем он продолжил путь в Тарс, где начал подготовку к походу против византийцев. Однако присутствие его многочисленных солдат привело к быстрому росту цен, вызвав сильную враждебность среди тарсов, которые потребовали, чтобы он либо ушел, либо сократил свою армию. В этот момент из Египта пришло известие о том, что его сын Аббас, которого он оставил своим регентом, готовился узурпировать свое положение под влиянием своего окружения. Ибн Тулун поспешно покинул Тарс, но по мере того, как стало поступать больше информации о ситуации в Египте, поясняющей, что Аббас не представляет реальной угрозы, Ибн Тулун решил провести больше времени в Сирии и укрепить свою власть. Он исправил несправедливость Симы, разместил войска в Алеппо (под его гуламом Лу'лу) и Харраном, обеспечил сотрудничество племени Бану Килаб и их лидера Ибн ал -Аббас и захватил в плен мятежника Муса ибн Атамиша. В какой-то момент после захвата Сирии Ибн Тулун приказал переоборудовать Акка, и эту задачу взял на себя Абу Бакр аль-Банна, дед аль-Мукаддаси, который подробно описание работы.

Только тогда, в апреле 879 года, Ибн Тулун вернулся в Египет. Аббас бежал на запад со своими сторонниками и из Барки попытался захватить Ифрикию. Побежденный Ифрикиянами (вероятно, зимой 880–881 гг.), Он отступил на восток, в Александрию, где, наконец, столкнулся и был захвачен войсками Ибн Тулуна. После того, как Ибн Тулун публично выставил напоказ сидящего на муле, приказал своему сыну казнить или изувечить своих товарищей, которые заставили его восстать. Сообщается, что Ибн Тулун втайне надеялся, что его сын откажется от такого бесчестного поступка, но согласился. В слезах Ибн Тулун избил Аббаса и заключил его в тюрьму. Затем он назвал своего второго сына, Хумаравайха, своим наследником.

Последние годы и смерть

Аверс и реверс круглого золота монета с арабскими надписями Золотой динар Ахмада ибн Тулуна, отчеканенный в Фустате в 881/2 г.

После своего возвращения из Сирии Ибн Тулун добавил свое имя к монетам, выпущенным монетными дворами под его контролем, наряду с монетами халифа и наследника аль-Муфаввада. Осенью 882 года тулунидский генерал Лу'лу перешел на сторону Аббасидов. В то же время назначенный Тулунидом губернатор Тарса и Тугура умер, и его заместитель Язаман аль-Хадим при поддержке народа отказался признать правление Тулунидов. Ибн Тулун немедленно лично уехал в Сирию, взяв с собой в качестве меры предосторожности прикованного цепью Аббаса, и направился в Тарс. В Дамаске он получил сообщение от аль-Мутамида, в котором сообщалось, что почти бессильный халиф сбежал из Самарры и направляется в Сирию. Заключение под стражу аль-Мутамида значительно укрепило бы авторитет Ибн Тулуна: не только единственный источник политической легитимности в мусульманском мире находился бы под его контролем, но он также мог бы изображать из себя «спасителя» халифа.. Поэтому Ибн Тулун решил остановиться и дождаться прибытия аль-Мутамида. Однако в случае, если халиф был настиг в аль-Хадита на Евфрате губернатором Мосула, Исхаком ибн Кундаджем, который победил эскорт халифа и вернул его в Самарру (февраль 883 г.), а оттуда на юг в Васит, где аль-Муваффак мог лучше контролировать его. Это вновь привело к расколу между двумя правителями: аль-Муваффак назначил Исхака ибн Кундаджа губернатором Египта и Сирии - на самом деле это в значительной степени символическое назначение - в то время как Ибн Тулун организовал собрание религиозных юристов в Дамаске, которое осудило аль-Муваффака как узурпатора., осудил жестокое обращение с халифом, объявил свое место в наследовании недействительным и призвал к джихаду против него. Только трое участников, в том числе главный кади Египта Баккар ибн Кутайба, отказались публично объявить призыв к джихаду. Ибн Тулун должным образом осудил своего соперника в проповедях в мечетях в владениях Тулунидов, в то время как регент Аббасидов ответил тем же ритуальным осуждением Ибн Тулуна. Однако, несмотря на воинственную риторику, ни один из них не предпринял никаких шагов, чтобы противостоять другому в военном отношении.

После того, как ему не удалось взять под контроль халифа, Ибн Тулун повернулся против Тарса. Он назначил Абдаллаха ибн Фатха на место Лу'лу в Алеппо и лично отправился в Киликию. Осенью 883 года египетский правитель осадил Тарс, но Язаман отклонил местную реку, затопив лагерь Тулунидов и вынудив Ибн Тулуна отступить. Ибн Тулун заболел по возвращении в Египет, и его привезли в Фустат на колесной машине. В том же году кампания по захвату двух священных городов ислама, Мекки и Медины, также потерпела неудачу. Вернувшись в Египет, он приказал арестовать Баккара и заменить его Мухаммадом ибн Шадханом аль-Джавхари. Однако тщательное изучение счетов Баккара, возглавлявшего благотворительный фонд, не выявило хищений. Хотя Ибн Тулун приказал освободить его, пожилые и больные кани отказались покинуть его камеру. В то же время обострилась болезнь самого Ибн Тулуна. «Мусульмане, христиане и евреи, в том числе женщины и дети, раздельно собрались на фланге Мукаттам, чтобы умолять Бога спасти его», как пишет Бианкис, но Ибн Тулун умер в Фустате 10 мая 884 г. похоронен на склонах Мукаттама. Согласно аль-Балави, Ибн Тулун оставил своему наследнику 24 000 слуг, 7 000 мужчин и 7 000 лошадей, 3 000 верблюдов, 1000 мулов, 350 церемониальных лошадей и 200 полностью экипированных военных кораблей.

После смерти Ибн Тулуна Хумаравайх с поддержка тулунидской элиты прошла без сопротивления. Ибн Тулун завещал своему наследнику «опытную армию, стабильную экономику и кружок опытных командиров и бюрократов». Хумаравайх смог сохранить свою власть против попытки Аббасидов свергнуть его в битве при Тавахине и даже добился дополнительных территориальных успехов, но его экстравагантные траты истощили казну, а его убийство в 896 году положило начало быстрому упадку режим Тулунидов. Внутренние раздоры подорвали власть Тулунидов. Сын Хумаравайха Джейш был пьяницей, казнившим своего дядю, Мудара ибн Ахмада ибн Тулуна; всего через несколько месяцев он был низложен и заменен своим братом Харуном ибн Хумаравайхом. Харун тоже был слабым правителем, и хотя восстание его дяди Рабиаха в Александрии было подавлено, Тулуниды не смогли противостоять нападениям карматов, которые начались в то же время. время. Вдобавок многие военачальники перешли на сторону Аббасидов, чья власть возродилась под умелым руководством сына аль-Муваффака, халифа аль-Мутадида (годы правления 892–902). Наконец, в декабре 904 года два других сына Ибн Тулуна, Али и Шайбан, убили своего племянника и взяли под свой контроль государство Тулунидов. Это событие не только не остановило упадок, но и оттолкнуло ключевых командиров в Сирии и привело к быстрому и относительно не встречавшему сопротивления отвоеванию Сирии и Египта Аббасидами под командованием Мухаммада ибн Сулеймана аль-Катиба, который вошел в Фустат в январе 905 года. За исключением великой мечети Ибн Тулуна, победившие войска Аббасидов разграбили Аль-Катаи и разрушили его.

Потомство

Согласно аль-Балави, от его различных жен и наложниц У Ибн Тулуна было 33 ребенка, 17 сыновей и 16 дочерей. Единственное современное издание аль-Балави содержит следующий список:

  • Дети мужского пола: Абу аль-Фахл аль-Аббас (старший), Абу аль-Джайш Хумаравайх, Абу аль-Ашатир Мухар, Абу аль-Мукаррам Рабида, Абу аль-Маканиб Шайбан, Абу Нахих 'Иях, Абу Махд Аднан, Абу аль-Карадис Казрадж, Абу Табшун Шади, Абу Шуджах Киндах, Абу Мансур Аглаб, Абу Лахуу Худай аль-Бахас, Абу Лахуу Худау аль-Баха, Абу Лахуу Аль-Бахас аль-Бахас, Абу Лахуу Худау аль-Бахас, Абу Лахуу Аль-Бахас аль-Майсара, -Фарадж Мубарак, Абу Абдаллах Мухаммад и Абу аль-Фатадж Мудаффар.
  • Дети женского пола (обратите внимание, что перечислены только 15 имен): Фатима, Ламис (неразборчиво), Сафия, Хадиджа, Маймунанах, Марьяхам, Умм аль-Худа, Мухмина, Азиза, Зайнаб, Самана, Сара и Гурайра.
Наследие
Карта фрагментированной империи Аббасидов, с областями, все еще находящимися под прямым контролем центрального правительства Аббасидов (темно-зеленый) и под автономные правители (светло-зеленые), придерживавшиеся номинального сюзеренитета Аббасидов, ок. 892

Несмотря на непродолжительность его династии, правление Ибн Тулуна было даже основополагающим. т не только для Египта, но и для всего исламского мира. Для самого Египта его правление знаменует собой поворотный момент, поскольку страна впервые после фараонов перестала быть пассивной провинцией, подчиненной иностранной имперской власти, и снова стала самостоятельным политическим игроком. Новое царство, созданное Ибн Тулуном, охватившее Египет и Сирию, а также Джазиру и Киликию, и в меньшей степени восточные части Магриба, образовало новую политическую зону, отделенную от исламских земель дальше на восток. восстановление границ, существовавших между римско-византийскими и персидскими царствами сасанидов в древности. Египет был основой власти Ибн Тулуна; он уделял особое внимание восстановлению экономики страны, а также созданию автономной бюрократии, армии и флота. Эту политику продолжили более поздние режимы, основанные в Египте: Ихшидиды (935–969) и, в конечном итоге, Фатимиды (969–1171), которые аналогичным образом использовали богатство Египта для установления контроля над частями страны. или даже большая часть Сирии. В самом деле, как отмечает Тьерри Бианки, территория, управляемая Ибн Тулуном в Сирии, была удивительно похожа на территорию, контролируемую более поздними режимами Саладина и Мамлюкского султаната.

, основанными в Египте. Мэтью Гордон, отношения Ибн Тулуна и стремление к автономии от Аббасидов - «центральная проблема истории Тулунидов». Современные ученые видят в политике Ибн Тулуна «осторожный баланс» и замечают, что он так и не отделился полностью от Халифата, оставаясь явно лояльным к личности аль-Мутамида, который, в конце концов, был бессильным номинальным главой. Тем не менее, движение к увеличению автономии очевидно на протяжении всего его правления. В его отношениях с правительством Аббасидов доминировал конфликт с аль-Муваффак, возникший в результате попыток последнего установить контроль над Египтом, богатство которого было крайне необходимо во время дорогостоящей войны против Занджа, и предотвратить дальнейшее восстание Ибн Тулуна. В определенном смысле, пишет Мэтью Гордон, многие меры Ибн Тулуна «были в такой же мере средствами, с помощью которых имперские интересы были защищены от амбиций аль-Муваффака и его (в основном турецкой) военной дружины в Ираке, насколько они были попытками защитить Тулунид. орган власти". Учитывая, что Ибн Тулун по крайней мере дважды (в 871 и 875/6 гг.) Переводил огромные суммы в казну халифа, остается открытым вопрос, было бы это более обычным явлением без конфликта с аль-Муваффаком.

Тем не менее, ретроспективно, роль Ибн Тулуна в более широком контексте исламской истории - это провозвестник распада Аббасидского халифата и подъема местных династий в провинциях. Это стало особенно очевидно с преемственностью Хумаравайха: как объясняет Тьерри Бианкис, «это был первый случай в истории Аббасидов в отношении правительства такой большой и богатой территории, что вали, легитимность которого происходила от назначившего его халифа открыто сменил амир, заявивший о своей легитимности по наследству ". Таким образом, Заки М. Хасан называет Ибн Тулуна "типичным примером турецких рабов, которые со времен Харуна ар-Рашида были зачислены на частную службу халифа и главного государственных чиновников, чьи амбиции и дух интриги и независимости [в конечном итоге сделали] их настоящими мастерами ислама ».

См. также
Ссылки
Источники
  • Бретт, Майкл (2010). "Египет". В Робинсон, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, шестой-одиннадцатый века. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. С. 506–540. ISBN 978-0-521-83823-8.
Дополнительная литература
  • Беккер, Карл Генрих (1903). Beiträge zur Geschichte Ägyptens unter dem Islam (на немецком языке). 2 . Страсбург: Карл Й. Трюбнер.
  • Боннер, Майкл (2010 "Джихад Ибн Тулуна: Дамасское собрание 269/883". Журнал Американского восточного общества. 130 (4): 573–605. ISSN 0003- 0279. JSTOR 23044559.
  • Гордон, Мэтью С. (2015). «Ахмад ибн Цулун и политика почтения». In Behnam Sadeghi; et al. др. (ред.). Islamic Cultures, Islamic Contexts: Essays in Honor of Professor Patricia Crone. Leiden and Boston: BRILL. pp. 226–256. ISBN 978-90-04-25201 -1.
  • Грабарь, Олег (1957). Чеканка Чулунидов. Нумизматические заметки и монографии ANS 139. Нью-Йорк: Американское нумизматическое общество. LCCN 58014523.
  • Хассан, Заки М. (1933). Les Tulunides, étude de l'Égypte musulmane à la fin du IXe siècle, 868–905 (на французском языке). Парижский университет. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Кашиф, Сайида Исмаулл (1965). Ахмад б. Тулун (на арабском). Каир: Муассасат аль-Мисня аль- 'Амма.
  • Ранда, Эрнест Уильям-младший (1990). Династия Тулунидов в Египте: лояльность и формирование государства во время распада халифата Аббасидов (доктор философии). Университет Юты. OCLC 34361121.
  • Тиллье, Матье. (2011). Каниды Фустаг-Мюра при Тулунидах и Ихшидидах: судебная власть и египетская автономия. Журнал Американского восточного общества, 131, стр. 207- 222.
  • Tillier, Mathieu. (2019). Dans les prisons d'Ibn ūlūn. In Catherine Pinon (ed.), Savants, amants, poètes et fous. Séances offertes à Katia Захария. Бейрут: Прессес де ль'Ифпо, стр. 233-251.
Предшествующий. Азжур аль-Турки. как губернатор Египта при Аббасиде. Халифат Тулунид эмир Египта (де-юре для Аббасидского халифата,. де-факто автономный) . 15 сентября 868 - 10 мая 884Преемник. Хумаравайх ибн Ахмад ибн Тулун
Предыдущий. Амаджур аль-Турки. на посту губернатора Сирии Аббасидский халифат Тулунид эмир Сирии (де-юре для Аббасидского халифата,. де-факто автономный) . 877 / 8 - 10 мая 884
Последняя правка сделана 2021-06-09 18:50:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте