Византизм

редактировать

Византизм или Византизм - политическая система и культура Византийской империи, и его духовные преемники православные балканские страны Болгарии и Греции особенно, и в меньшей степени Сербия и православные страны Восточной Европы (Беларусь, Грузия, Россия и Украина ). Сам термин византизм был придуман в 19 веке. У этого термина в основном есть негативные ассоциации, подразумевающие сложность и автократию.

. Эта негативная репутация подчеркивала сбивающую с толку сложность министерств Империи и сложность ее придворных церемоний. Точно так же «византийская система» также предполагает склонность к интригам, заговорам и убийствам и в целом нестабильное политическое положение дел. Этот термин подвергся критике со стороны современных ученых за то, что он обобщение, не очень отражающее реальность византийской аристократии и бюрократии.

Содержание
  • 1 Аристократия и бюрократия
  • 2 Критика
  • 3 Похвала
  • 4 Современный дискурс
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
Аристократия и бюрократия

Византийская империя - это современный термин, применяемый жителями Запада к Восточной Римской империи (которая сохранилась через тысячу лет после краха западной в 476 году) и, таким образом, имела сложную систему аристократии и бюрократии, который произошел от более ранних римских систем. На вершине пирамиды стоял Император, единоличный правитель и божественно назначенный, а под ним множество чиновников и придворных функционеров управляли административным аппаратом государства. Ключевой составляющей государственной власти был престиж имперского института и его давняя древность. Церемония вручения и почетных титулов, и ценных должностей была поэтому обширной и сложной.

За почти полторы тысячи лет существования империи были приняты и отвергнуты различные титулы, и многие из них потеряли или приобрели престиж. Ко времени Ираклия в VII веке многие ранние римские титулы, основанные на латинском языке и традициях старой Римской республики, устарели в империи, которая теперь в основном грекоязычная, хотя латынь сохранилась. дольше в законе и в армии. Ираклий формально изменил официальный язык с латыни на греческий в 610 году. Титулы, вдохновленные их греческой традицией, часто лишь грубое приближение к латинским понятиям, стали обычным явлением (например, «базилевс» [βασιλεύς] вместо «цезарь» или «август» для титула самого императора). Остальные титулы изменили значение (например, «Патриарх») или со временем обесценились (например, «консул»).

Среди важных качеств Империи был также цезаропапизм, подчинение церкви государству.

Критика

Византийская Империя приобрел отрицательную репутацию в западном мире еще в средневековье. Создание Священной Римской империи Карлом Великим в IX веке и раскол между Востоком и Западом в XI веке сделали Империю изгоем для западноевропейских стран. страны, следующие за римской церковью и осадой и разграблением Константинополя во время Четвертого крестового похода в 1204 году, только укрепили эти различия. Следовательно, европейские средневековые стереотипы людей Византийской империи изображали их как вероломных, предательских, рабских, женоподобных и не воинственных.

Средневековье Стивен Рансимен описал средневековье Европейский взгляд на Византийскую империю, говоря:

С тех пор, как наши грубые крестоносцы впервые увидели Константинополь и встретили, к своему презрительному отвращению, общество, где все читали и писали, ели еду с вилками и предпочитая дипломатию войне, было модно обходить византийцев с презрением и использовать их имя как синоним декаданса.

Стивен Рансимен, Император Роман Лакапин и его правление: исследование десятого -Век Византия, 1988

Критика Империи продолжалась среди историков 18-го и 19-го веков, особенно в трудах историков и философов, испытавших влияние Просвещения. Эдвард Гиббон ​​, Гегель, Иоганн Готфрид Гердер, Уильям Лек y, Монтескье и Вольтер были среди многих западных писателей того периода, критиковавших византийскую систему.

В отношении этой Византийской империи универсальный приговор История состоит в том, что он составляет, без единого исключения, наиболее низкую и презренную форму, которую когда-либо приняла цивилизация. Не существовало другой устойчивой цивилизации, столь полностью лишенной всех форм и элементов величия, и ни одна из них, к которой эпитет «означает» не могла быть применена так решительно... История империи - это однообразная история происков священников, евнухов и женщин, отравлений, заговоров, униженной неблагодарности.

Уильям Леки, История европейской морали от Августа до Карла Великого, 2 тт. (Лондон, 1869 г.) II, 13f.

Его [Византийский] общий аспект представляет отвратительную картину слабоумия: жалкие, более того, безумные страсти, подавляют рост всего благородного в мыслях, делах и людях. Мятеж со стороны генералов, низложение императоров посредством интриг или интриг придворных, убийства или отравления императоров их собственными женами и сыновьями, женщины, предавшиеся похотям и мерзостям всех видов.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Лекции по философии истории

Эдвард Гиббон ​​, первый английский историк, написавший полную историю Византийской империи в своей Истории упадка и падение Римской империи (1776–1789), был резким критиком Империи. Джейкоб Буркхардт, влиятельный историк 19-го века, разделял точку зрения Гиббона:

На вершине был деспотизм, бесконечно усиленный союзом церковной и светской власти; вместо морали он навязал ортодоксальность; вместо необузданного и деморализованного выражения естественных инстинктов, лицемерия и притворства; перед лицом деспотизма развилась жадность, маскирующаяся под бедность, и глубокая хитрость; в религиозном искусстве и литературе проявлялось невероятное упорство в постоянном повторении устаревших мотивов.

Якоб Буркхардт, Эпоха Константина Великого

Критики отмечали, что Византийская империя и ее последователи не находились под влиянием таких основные сдвиги в западной философии, такие как Споры об инвестировании, Реформация и Ренессанс ; и свел византийскую политическую культуру к цезаропапизму и авторитарной политической культуре, описанной как авторитарный, деспотический и империалистический.

. Византийская империя, критики византийской системы указали, что она выжила и «развратила» другие государства, в частности, она использовалась в дискурсе политической системы, культуры и общества Русь (со времен Великого княжества Московского через царство Русское до Российской Империи - см. Также царское самодержавие ), Советский Союз, Османская империя и Балканы государства (бывшие европейские провинции Османской империи ).

Современные историки укажите, что эта отрицательная репутация не обязательно является правдой и, по крайней мере, является очень упрощенным обобщением. Как сконструированный термин, византизм также разделяет эти заблуждения с тесно связанным термином, Бал канизм. Ангелов резюмирует это следующим образом:

Византинизм начинается с простых стереотипов, проходит через редукционизм и эссенциализацию, а затем продолжает вменять предполагаемую сущность Византии современным Балканам или России в качестве бремени. истории.... Как дискурс "инаковости", византинизм развивается из худших мечтаний и кошмаров Запада о самом себе и отражает их.

— Димитер Г. Ангелов, Византизм: воображаемое и реальное наследие Византии в Юго-Восточной Европе
Похвала

Хотя Византийская империя обычно воспринималась негативно, были исключения. Византия была реабилитирована во Франции в эпоху абсолютизма, с 17 века до Французской революции, в трудах таких людей, как иезуит Пьер Пуссин.

Когда Просвещение охватило Западную Европу, французские традиции нашли убежище в Российской Империи. Термин византинизм был использован в позитивном контексте русским ученым 19 века Константином Леонтьевым в книге «Византизм и славянство» (1875) для описания типа общества, в котором Российская империя могла противостоять «вырождающееся влияние» Запада. Леонтьев восхвалял Византийскую империю и царское самодержавие, а также общество и политическую систему, в которых заключена авторитетная власть монарха, благочестивого последователя Русской Православной Церкви, содержание общины для крестьян и резкое сословное деление ; он также критиковал всеобщее образование и демократию.

Когда мы мысленно представляем себе Византизм, мы видим перед собой как будто... строгий, ясный план просторной и вместительной структуры. Мы знаем, например, что в политике это означает самодержавие. В религии это христианство с ярко выраженными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В области этики мы знаем, что византийский идеал не имеет такого возвышенного и во многих случаях сильно преувеличенного представления о земной человеческой индивидуальности, введенного в историю немецким феодализмом. Мы знаем склонность византийского этического идеала к разочарованию во всем, что есть в этом мире, в счастье, в постоянстве нашей собственной чистоты, в нашей способности здесь, внизу, достичь полного нравственного совершенства. Мы знаем, что византинизм (как и христианство в целом) отвергает всякую надежду на всеобщее благополучие народов; это самая сильная противоположность идее благополучия наций; это сильнейшая противоположность идее человечества в смысле всеобщего мирского равенства, универсальной мирской свободы, универсальной мирской совершенствования и всеобщего удовлетворения.

Константин Леонтьев, Византизм и славянство (1875)

В российском политическом дискурсе Россию иногда ласково называют Третьим Римом, вторым Римом является Восточная Римская империя, пережившая свою западную аналог самого Рима, первого Рима, на тысячу лет.

В своей статье «Был ли когда-нибудь византизм?» Александр Миркович утверждал, что многие западные авторы создали воображаемую картину Византии как проекцию своих собственных опасений.

Современный дискурс

В современном контексте его можно использовать для обозначения недемократических практик и использование насилия в политической жизни; он часто использовался в контексте политики Юго-Восточной Европы (Балканы ). «Багаж» византийской традиции используется для объяснения задержек в развитии демократических институтов, предпочтения сильных, даже автократических правительств, недоверия людей к бизнесменам и избранным политикам и в целом для объяснения разницы между Запад, Юго-Восток и Восточная Европа. Слово «византизм» и родственные ему слова, например «византийский», приобрели отрицательную коннотацию в нескольких западноевропейских языках, включая английский язык.

См. Также
Список литературы
Источники
Последняя правка сделана 2021-05-13 07:40:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте