Деловые шахматы

редактировать
Фотография комнаты с несколькими шахматными досками на столах, группы мужчин играют вокруг двух из них.. На стене несколько больших демонстрационных досок Фотография 1. Идет сессия Business Chess

Деловые шахматы - это вариант шахмат Играл в командах. Он был изобретен в 1992 году доктором Грачей Овакимяном из Москвы с целью сделать шахматы более увлекательными и зрелищными.

По мнению изобретателя, бесплатные и открытое обсуждение между членами команды и коллективный процесс принятия решений может сделать игру зрелищной за счет повышения ее динамизма и представления различных этапов мышления шахматистов, оценки позиций, расчета вариантов, выбор альтернатив и так далее. В свою очередь, для обеспечения активного командного обсуждения и эффективного процесса принятия решений был разработан Интерактивный когнитивный сценарий.

Овакимян описывает эту версию шахмат как спортивную бизнес-игру.,

Содержание
  • 1 Ключевые идеи
  • 2 Описание
  • 3 Интерактивный когнитивный сценарий
    • 3.1 Демонстрационные доски
    • 3.2 Обсуждение
  • 4 Параметры игры
  • 5 Зрители
    • 5.1 Сосредоточьтесь на шахматах
    • 5.2 Ориентация на людей
  • 6 Турниры
  • 7 Более широкие аспекты
    • 7.1 Научная модель
    • 7.2 В школе
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Ключевые идеи
  • Ветвь - вариант шахматной партии, имеющей собственный рейтинг, которая разыгрывается на одной демонстрационной доске (Фото 2).
  • Рейтинг ветки - число, указывающее, насколько важна ветка, на которой стоит отметка (цветные фишки), расположенный в верхней части демонстрационной доски (Фото 2). Оценка каждой ветви равна ее шахматному результату, умноженному на рейтинг данной ветви.
  • Ветвление - разделение ветви одного хода путем разделения одной из существующих ветвей («родительский ») на две и распределения оценок между двумя ветвями «дочерняя ». Впоследствии в каждой ветке будут сделаны разные ходы. Это можно сделать только при наличии бесплатной демонстрационной шахматной доски.
  • Выбор - удаление ветки одним ходом в знак признания поражения с позиции на этой ветке и перераспределение ее рейтинга ветки между рейтингами оставшихся братья и сестры. Команда противника получает очки, равные рейтингу потерянной ветви.
  • Передача - передача одной единицы (цветной фишки) за один ход из одной ветки рейтинга к брату или сестре без увеличения или потери очков.
Описание
План комнаты, показывающий размещение столов, досок и других игровых принадлежностей Рисунок 1. Обустройство комнаты

Доска, фигуры, их положение и правила передвижения такие же, как в стандартных шахматах. Но в несколько параллельных веток (версий одной игры) можно играть одновременно на нескольких досках с помощью показателей рейтинга (важности) определенной ветки (красные отметки наверху доски, см. Фото 2). Игра рассчитана на две команды, в каждой рекомендуется по пять человек. Во время игры участники одной команды могут обсуждать это, а также активно двигаться, а затем образовывать альтернативные (параллельные) ветви. Также они могут изменить рейтинг каждой ветки, передав ее оценки. С возможностью изменения количества одновременно разыгрываемых ветвей и их рейтингов появляются качественно новые, тактические и стратегические методы соревнования, присущие только данной версии шахмат.

В интерактивном когнитивном сценарии действуют следующие механизмы. предусмотрено: (Фото 1 и Рисунок 1):

  1. Официальные ходы в деловых шахматах делаются на демонстрационных шахматных досках. Рядом могут отображаться до пяти таких досок, каждая из которых имеет ветвь, возникающую во время одной игры. Каждая демонстрационная доска, участвующая в игре, имеет свой рейтинг (фото 2). Основные механизмы сценария - ветвление, выбор и переход шахматных позиций - показаны на демонстрационных досках. Эти механизмы влияют на текущий и окончательный счет в игре и требуют, чтобы члены обеих команд координировали свои действия и выполняли свои решения.
  2. Для обсуждения позиций и расчета вариантов каждой из команд предоставляется пять обычных шахматных досок. с полными наборами фигур.
  3. Чтобы ограничить время игры, есть только одни шахматные часы, однако много ветвей играются параллельно. Запускается после того, как команда сделает ход во всех ветвях. Время каждой команды ограничено одним часом. Если одна ветвь остается в эндшпиле, дается еще пять минут.
Интерактивный когнитивный сценарий
Мужчина смотрит на три большие шахматные доски на стене в разных положениях Фото 2. Ветви. Фишки красного цвета в верхней части каждого табло показывают рейтинг каждой ветви.

Демонстрационные доски

Параллельные варианты игры (ветки ) могут быть воспроизведены на пяти ближайших демонстрациях. доски, пронумерованные от 1 до 5, каждая из которых имеет свой рейтинг (см. Фото 2). Команды могут решить изменить количество веток и их рейтинги. Оценка каждой ветви (на определенной доске) равна ее шахматному результату, умноженному на рейтинг данной ветви. Итоговый счет игры равен сумме результатов всех веток.

Игра начинается только на одной демонстрационной доске, представляющей ветку 1 (см. рис. 1) с рейтингом 10. Используется ветвление (см. рис. 2), чтобы увеличить количество филиалов.

A diagram with one box above, labelled "before", and two below, labelled "after". The boxes are labelled with chess moves outside and a score inside (10 above, 7 and 3 below), and the box above has arrows to those below Рисунок 2. Разветвление

Для выполнения разветвления команда на своем ходу копирует позицию с доски 1 на бесплатную демонстрационную доску, применяя различные продолжения (например, на демонстрационной доске 1 ход e4, а на доске 2 - g3 ). В этом случае рейтинг исходной (материнской) ветви распределяется между дочерними ветвями в соответствии с решением, принятым командой, создавшей ветвь. В результате последующего ветвления появятся ветки 3, 4 и 5.

Если в процессе игры одна из команд получит ветку с проигранной позицией (например, ветка 1 в Рис. 3), то команда может прекратить игру в этой ветви и передать все фишки своего рейтинга на демонстрационную доску другой (параллельной) ветви, где у команды есть непобежденная позиция (например, ветка 2). Это представляет собой так называемый Selection, который предлагает команде возможность вернуть то, что было потеряно.

A diagram with three boxes showing the branches before, labelled as for the previous schemes, and two showing the branches after. One box "after" is thus eliminated. The total of the ratings in the boxes above equals the total for those in the branches below. Рисунок 3. Выбор.

В результате такого перераспределения рейтинг потерянной ветви добавляется к рейтингу оставшейся, и противник получает очки, равные рейтингу потерянной ветви (в данном случае, три балла).

Древовидная структура бизнес-игры , полученная в результате операций ветвления и выбора, показана на рисунке 4.

Сложная диаграмма, состоящая из нескольких ветвей и выборки, растущие вниз, чтобы показать развитие различных игр по мере выполнения различных ходов. Подсчет очков на каждом этапе приведен слева. Рисунок 4. Дерево бизнес-шахматной игры без шахматной передачи. Прямоугольниками обозначены ветви (от 1 до 5) и их соответствующие рейтинги (от 1 до 10)

На Рисунке 4 показано возрастающее количество ветвей (после перемещения 7 уже есть две ветви, после перемещения 11, третий, после 12-го хода, четвертый и после 18-го, пять ветвей). Затем в результате выбора и розыгрыша (на 24, 25, 29 и 37 ходах соответственно) количество ветвей постепенно уменьшается. После 37-го хода и до конца игры остается только одна ветка с рейтингом восемь.

Очень важным тактическим элементом сценария деловых шахмат являются шахматы Прохождение . Такой проход позволяет одним ходом переводить одну единицу рейтинга из одной ветви в другую без потери очков. Это способ корректировки рейтингов филиалов по мере того, как команда переоценивает свои позиции. Дерево игры с передачей имеет более сложный вид (см. рис. 5).

Рис. 5. Дерево деловых шахматных игр с шахматными проходами. Прямоугольниками обозначены ветви (от 1 до 5) и их соответствующие рейтинги (от 1 до 10)

Только один член команды может перемещать фигуры и рейтинги на демонстрационной доске после того, как команда примет коллективное решение. Это не позволит игрокам скапливаться перед демонстрационными досками. Для этого зона перед рядами демонстрационных стендов отделяется от зоны расположения команд красными линиями, которые может пересечь только один член команды.

Обсуждение

Изображение четырех мужчин, которые смотрят через шахматную доску и жестикулируют. На заднем плане - другие шахматные доски на столах, расположенные по-другому. Фото 3. Команда черных обсуждает одну из ветвей. На заднем плане можно увидеть обсуждающую белую команду.

Каждой команде предоставляется пять обычных шахматных досок для свободного обсуждения позиций и расчета вариантов (рис. 1). На каждой доске команда (или ее часть) обсуждает позицию, возникающую в одном из ответвлений игры (фото 3 и видео). Команда сама определяет, как она организует обсуждения и принимает решения. Интерактивный когнитивный сценарий предполагает только возможность альтернативных действий каждого члена команды (с использованием ветвления) в сочетании с возможностью последующего отказа от них, когда команде становится ясно, что эти действия были ошибочными (с помощью выбора).

Параметры игры

Существует огромное количество возможных способов реализации интерактивного когнитивного сценария. Следовательно, перед началом игры необходимо согласовать некоторые параметры:

  • Начальный рейтинг игры
  • Количество демонстрационных досок (максимально допустимое количество ветвей)
  • Количество игроков в каждой. команды и правила их замены во время игры
  • Правила ветвления, отбора, распределения, перераспределения и передачи
  • Время, отводимое на обдумывание ходов и форма контроля времени.
Зрители

Сосредоточьтесь на шахматах

Во время игры зрители могут слышать и видеть обсуждения команд: какую информацию и в каком объеме анализируют игроки, сколько и какие варианты предлагаются для продолжение, на какой глубине они рассчитываются, как меняются оценки позиций при передаче и какие окончательные решения принимаются в результате. Впервые это становится доступным для зрительской оценки напрямую, а не через экспертный анализ.

На демонстрационных досках показано несколько конкурирующих версий игры (веток). Их количество и рейтинги меняются на протяжении игры и напрямую влияют на текущий и окончательный счет игры.

Ориентация на людей

Деловые шахматы создают командный дух и социально-психологическую атмосферу, не свойственную шахматам. Это может быть интересно даже зрителям, которые не очень любят шахматы.

Игра в деловые шахматы вызывает знакомые социальные проблемы для команд, такие как лидерство и психологическая совместимость, разделение труда и специализация, выбор эффективные способы управления (авторитарный, демократический и т. д.) и решения проблем, генерации новых идей, их обсуждения, реализации и развития в конкурентной среде и т. д.

Зрители также могут наблюдать практически все разновидности ситуаций, типичных для группового соревнования, и их постоянное изменение в зависимости от наличия или недостатка преимуществ, времени, альтернативных путей развития и т. Д..

Турниры

Турниры проводятся регулярно с 1997 года. Текущий комментарий одного из них транслировался по Армянскому национальному телевидению.

В Москва Ведущие гроссмейстеры России приняли участие в двух представительных турнирах. Первый был проведен в Центральном Доме шахмат М. М. Ботвинником в 2004 г., ход которого транслировался на Спортивном канале Российского телевидения. Второй был проведен в Московском шахматном клубе Т.В. Петросяном в 2005 году.

Более широкие аспекты

Бизнес-шахматы не только являются спортом, но и могут использоваться для научного моделирования умственной деятельности, процессы решения задач и выбора стратегии, как общая образовательная деловая игра, метод психологическая оценка, психологическая тренировка и игровая терапия. Такая возможность обусловлена ​​групповым активным обсуждением и многоступенчатым процессом группового принятия решений на основе социокультурной эволюции в зависимости от меняющихся условий (игра ). Можно видеть, что основные механизмы интерактивного когнитивного сценария (ветвление и отбор) напоминают биологические механизмы эволюции (генетическая мутация и естественный отбор ).

Научная модель

Деловые шахматы как научная модель могут быть эффективно использованы для исследований в следующих областях: теория игр, теория бифуркаций, теория информации, теория управления и теория принятия решений, теория распространения инноваций, наука управления, социокультурная эволюция, когнитивная психология и социальная психология, исследования естественного интеллекта и искусственного интеллекта и так далее. Таким образом, в качестве экспертной системы возможно применение существующих шахматных компьютерных программ.

В школе

Специалисты в области детской психологии сходятся во мнении, что система национального школьного образования должна в первую очередь социализировать учеников, то есть приучать и адаптировать их к жизни. в социальных структурах. С этой целью бизнес-шахматы целесообразно использовать как общеобразовательную деловую игру. Основная цель подобных уроков - провести интеллектуальные и социально-психологические тренинги для учащихся, чтобы научить их конструктивному общению, коммуникативной компетентности, эффективному управлению, социальная самоорганизация, психологическая сила и адаптация в группе. Предполагается, что он способствует эффективной социализации и гармоничному развитию мыслительного (когнитивного ), поведенческого (интерактивного ) и эмоционального (мотивационного ) компонентов учащихся. 10>личность учится в общеобразовательных школах.

. Также целесообразно использовать Business Chess для проведения психологической оценки в школах. Возможность одновременно регистрировать множество индивидуальных и групповых психологических параметров, чтобы наблюдать их изменения в динамике, позволяет комплексно оценить интеллект, способности, уровень достижений, личностные ситуативные взаимосвязи и умственное развитие. Доступные экспертные системы в виде современных шахматных компьютерных программ повышают достоверность таких исследований.

Этой теме посвящен раздел книги «Деловые шахматы», а также множество популярных статей включено в сборник «Спортивные деловые игры: деловые шахматы, го, рэндзю и другие», 2007 г..

Источники
Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Деловые шахматы.
  • icon Шахматный портал
Последняя правка сделана 2021-05-13 06:47:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте