Битва при Коронеле

редактировать

Битва при Коронеле
Часть Первой мировой войны
Die Seeschlacht bei Coronel. Gemälde von Hans Bohrdt.jpg . Die Seeschlacht bei Coronel, Ханс Бордт
Дата1 ноября 1914 г.
МестоВыкл. Коронель, Тихий океан
РезультатПобеда Германии
Воюющие стороны
Германия Соединенное Королевство
Командиры и лидеры
Максимилиан фон Шпее Кристофер Крадок . Джон Люс
Сила
2 броненосных крейсера. 3 легких крейсера2 броненосных крейсера. 1 легкий крейсер. 1 вспомогательный крейсер
Потери и потери
3 раненых1660 убитых. 2 броненосных крейсера потоплены. 1 легкий крейсер поврежден
.

Битва при Коронеле была Первой мировой войной Победа Имперского флота Германии над Королевским флотом 1 ноября 1914 года у берегов центральной Чили близ города Коронель. Восточноазиатская эскадра (Ostasiengeschwader или Kreuzergeschwader) из Kaiserliche Marine (Императорский флот Германии) во главе с вице-адмиралом Графом Максимилиан фон Шпее встретил и одолел британскую эскадру под командованием контр-адмирала сэра Кристофера Крадока.

Схватка, вероятно, произошла в результате недоразумений. Ни один из адмиралов не ожидал встретить другого в полную силу. Когда они встретились, Крэдок понял, что ему приказано сражаться до конца, несмотря на то, что шансы были против него. Хотя Спи одержал легкую победу, уничтожив два вражеских броненосных крейсера и всего трех раненых, сражение также стоило ему почти половины его боеприпасов, что было незаменимым. Потери британцев заставили Адмиралтейство отправить больше кораблей, в том числе два современных линейных крейсера, которые, в свою очередь, уничтожили Спее и большую часть его эскадры 8 декабря в битве за Фолклендские острова.

Содержание
  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Линии связи
  • 2 Прелюдия
    • 2.1 Британские приготовления
  • 3 Битва
  • 4 Последствия
  • 5 Поминовение
  • 6 Сноски
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
История вопроса

В начале войны Королевский флот и Королевский флот Австралии при поддержке из Новой Зеландии и японских военно-морских и сухопутных войск на Дальнем Востоке, захватил немецкие колонии Кайзер-Вильгельмсленд, Яп, Науру и Самоа, вместо поиска немецкой восточноазиатской эскадры под командованием вице-адмирала Максимилиана фон Шпее, которая покинула свою базу на немецкой концессии в Циндао в ожидании начала войны но с Японией. Восточноазиатская эскадра встретилась на Пэган-Айленде в Марианских островах в начале августа 1914 года. В конце концов, осознав потенциал немецкой эскадры в нарушении торговли в Тихом океане, британское Адмиралтейство решило уничтожить ее и обыскали западную Тихий океан после того, как восточноазиатская эскадра произвела бомбардировку Папеэте (22 сентября 1914 г.), где французский пароход сообщил о своем присутствии.

Остров Паган, Марианский архипелаг

4 октября 1914 года британцы узнали из перехваченного радиосообщения, что Спи планирует атаковать суда на торговых путях вдоль западного побережья Южной Америки. Правильно угадав намерения немецкого командующего, контр-адмирал сэр Кристофер Крадок патрулировал местность с эскадрильей, состоящей из броненосных крейсеров HMS Good Hope (флагман) и HMS Monmouth, современный легкий крейсер HMS Glasgow и вооруженный торговый корабль HMS Otranto. Адмиралтейство планировало усилить эскадру, отправив из Средиземного моря более новый и более мощный броненосный крейсер HMS Defense, но временно отвлекло этот корабль для патрулирования западной Атлантики. Защита достигла Монтевидео через два дня после битвы, и вместо этого Крадок получил линкор до дредноута HMS Canopus.

. Изменение плана означало, что британская эскадра состояла из устаревших или легковооруженные суда, укомплектованные неопытными военно-морскими резервистами. Monmouth и Good Hope имели большое количество 6-дюймовых орудий, но только Good Hope была вооружена двумя 9,2-дюймовыми орудиями, установленными в одинарных башнях. У Spee было пять современных судов (броненосные крейсеры SMS Scharnhorst и Gneisenau и легкие крейсеры SMS Dresden, Leipzig и Нюрнберг ) во главе с офицерами, подобранными гросс-адмиралом Альфредом фон Тирпиц. Шарнхорст и Гнейзенау имели по восемь 8,2-дюймовых орудий каждый, что давало им подавляющее преимущество в дальности и огневой мощи; Перед войной экипажи обоих кораблей заслужили похвалы за артиллерийское искусство. Адмиралтейство приказало Крэдоку «быть готовым к встрече с ними в компании», не прилагая никаких усилий, чтобы уточнить, какие действия он должен предпринять, если найдет Спи. Получив приказ, Крадок попросил у Адмиралтейства разрешения разделить его флот на две части, каждая из которых сможет противостоять Спи независимо. Обе группы будут действовать на восточном и западном побережьях Южной Америки, чтобы противостоять возможности Спи проскользнуть мимо Крэдока в Атлантический океан. Адмиралтейство согласилось и учредило эскадру восточного побережья под командованием контр-адмирала, состоящую из трех крейсеров и двух вооруженных торговых судов.

Остальные суда сформировали эскадру западного побережья, которая была усилена Канопусом 18 октября. Canopus, освобожденный от слома из-за начала войны и остро нуждающийся в ремонте, имел максимальную скорость всего 12 узлов (22 км / ч; 14 миль / ч), что составляет примерно две трети ее расчетной скорости. и чуть больше половины от остальной части эскадрильи. (После того, как флот отплыл, было обнаружено, что корабль может развивать скорость 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час), а старший инженер психически болен). Адмиралтейство согласилось, что с Канопусом флот будет слишком медленным, чтобы форсировать сражение с немецкими крейсерами и то, что без Канопуса у эскадры западного побережья не было шансов. Крэдок отплыл с Фолклендских островов 20 октября, все еще считая, что скоро прибудет Оборона и с приказом Адмиралтейства атаковать немецкие торговые суда и разыскать Восточно-Азиатскую эскадру. Когда британская эскадра обогнула мыс Горн, мощность радиопередач из Лейпцига увеличилась, и казалось, что британцы поймают корабль, пока он изолирован, но Спи встретился с Лейпцигом 14 октября и установил молчание по беспроводной связи на других кораблях.

Линии связи

30 октября, перед боем, но из-за задержек связи слишком поздно, чтобы оказать какое-либо влияние, адмирал Джеки Фишер был повторно назначен Первым морским лордом, заменив Принц Луи Баттенбергский, который вместе с Черчиллем был озабочен борьбой за сохранение своего положения Первого морского лорда перед лицом всеобщей обеспокоенности по поводу того, что старший британский адмирал имеет немецкое происхождение. Баттенберг был проверенным и надежным адмиралом, но его заменили, чтобы успокоить общественное мнение. Кризис отвлек внимание самых высокопоставленных членов Адмиралтейства от событий в Южной Америке: Черчилль позже утверждал, что, если бы его не отвлекали, он бы поставил под сомнение намерения своего адмирала в море более глубоко.

27 октября Черчилль получил сигнал от Крэдока, уведомляющий Адмиралтейство о своем намерении оставить Канопус позади из-за его низкой скорости и, как ранее было приказано, взять оставшиеся корабли на поиски Спи. Он вновь заявил, что все еще ожидает подкрепления в виде защиты, о которой ему ранее сказали, что прибудет, и что он отдал ей приказ следовать за ним как можно скорее. Хотя Оборону когда-то послали для подкрепления Крадока, затем ее частично отозвали, вернули в Средиземное море, а затем снова отправили в состав новой эскадры, патрулирующей восточное побережье Южной Америки. Между Крэдоком и Адмиралтейством возникло недопонимание по поводу того, как следует назначать и использовать корабли. Крэдок полагал, что он должен выступить против Спи с теми силами, которые у него были, в то время как Адмиралтейство ожидало, что он будет проявлять осторожность, используя Канопус для защиты и просто для разведки врага или использования любой ситуации, в которой он может натолкнуться на часть врага. сила. Черчилль ответил на сигнал, сказав Крэдоку, что Оборона должна оставаться на восточном побережье и что Крэдок, как полагают, обладает достаточными силами для выполнения своей задачи, не комментируя свой план оставить Канопус. Черчилль передал сообщение штабу Адмиралтейства, заявив, что он не совсем понял, что имел в виду Крадок.

Крэдок, вероятно, получил ответ Черчилля 1 ноября с сообщениями, собранными Глазго в Коронеле, что дало ему время прочитать его. перед боем. Таким образом, Крэдок воспринял бы сообщение как окончательное подтверждение того, что он делал то, что ожидалось. Отправляясь из Стэнли, он оставил письмо, которое в случае его смерти должно быть отправлено адмиралу флота сэру Хедворту Ме. В этом он отметил, что не намерен постигать судьбу контр-адмирала Эрнеста Трубриджа, друга Крэдока, который в то время ожидал военного трибунала за неспособность вступить в бой с противником. Губернатор Фолклендских островов сообщил, что Крэдок не ожидал выживания, как и его помощник. Люси сообщила, что «Крэдок был конституционно неспособен отказать или даже отложить действие, если был наименьший шанс на успех».

3 ноября Фишер в Лондоне получил известие от Вальпараисо о том, что Спи был замечен. Он срочно приказал Дефенс присоединиться к Крадоку и подчеркнул необходимость держать Канопус вместе с другими кораблями. 4 ноября немецкие сообщения о битве начали доходить до Лондона.

Прелюдия

Британские приготовления

Контр-адмирал сэр Кристофер Крадок Вице-адмирал Граф Максимилиан фон Шпее Контр-адмирал Крэдок и вице-адмирал Максимилиан фон Шпее

22 октября Крэдок телеграфировал в Адмиралтейство, что собирается обогнуть мыс Хорн и покидал Канопуса, чтобы сопровождать своих угольщиков. Адмирал Джон Фишер сменил Баттенберга на посту Первого морского лорда 27 октября, а на следующий день Фишер приказал Крэдоку не вступать в бой со Спи без Канопуса. Затем он приказал HMS Defense усилить Крадок. На прошлой неделе Крэдок послал Глазго в Коронель, чтобы забрать все сообщения, которые могло послать Адмиралтейство. Спи, узнав о присутствии Глазго у Коронеля, отплыл на юг от Вальпараисо со всеми пятью военными кораблями с намерением уничтожить его. Глазго перехватил радиопередачу с одного из немецких крейсеров и сообщил об этом Крадоку, который повернул свой флот на север, чтобы перехватить крейсер.

Учитывая превосходство Германии в скорости, огневой мощи, эффективности и численности, Крэдок решил разгадать загадки историков. В то время контр-адмирал Эрнест Трубридж, друг Крэдока, ожидал военного трибунала за неспособность вступить в бой с противником, и ему сказали Адмиралтейство, что его сила была «достаточной». Среди коллег Крэдока было принято мнение, что он «конституционно неспособен отказаться от действий». 31 октября он приказал своей эскадрилье перейти в атакующий строй. Предполагается, что обе стороны столкнутся с одним кораблем, пока не увидят друг друга в 16:40 1 ноября.

Битва
Движение кораблей во время битвы при Коронеле. Британские корабли показаны красным цветом; Немецкие корабли показаны синим цветом.

31 октября Глазго вошел в гавань Коронель, чтобы получить сообщения и новости от британского консула. Также в гавани находился корабль снабжения «Геттинген», работавший на Шпее, который немедленно сообщил по радио новости о заходе британского корабля в гавань. Глазго слушал радиопередачу, которая говорила о близости немецких военных кораблей. Дело было запутано, потому что немецкие корабли были проинструктированы использовать один и тот же позывной, что и в Лейпциге. Спи решил перебросить свои корабли в Коронель, чтобы заманить в ловушку Глазго, в то время как адмирал Крадок поспешил на север, чтобы поймать Лейпциг. Ни одна из сторон не осознала, что основные силы противника были поблизости.

В 09:15 1 ноября Глазго покинул порт, чтобы встретиться с Крадоком в полдень, 40 миль (34,8 морской мили ; 64,4 км ) к западу от Коронеля. Море было неспокойным, так что было невозможно послать лодку между кораблями для доставки сообщений, которые приходилось передавать по тросу, плывущему в море. В 13:05 корабли выстроились в линию в 15 миль (13,0 миль; 24,1 км) друг от друга, с Глазго на восточной оконечности, и начали плыть на север со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч) в поисках Лейпциг. В 16:17 Лейпциг в сопровождении других немецких кораблей заметил дым с линии британских кораблей. Шпее приказал полную скорость, так что Шарнхорст, Гнейзенау и Лейпциг приближались к британцам со скоростью 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час), а более медленные легкие крейсеры Дрезден и Нюрнберг были немного позади.

В 16:20, Глазго и Отранто видели дым на севере, а затем три корабля на расстоянии 12 миль (10,4 морских миль; 19,3 км). Британцы изменили направление, так что оба флота двинулись на юг, и началась погоня, которая длилась 90 минут. Крэдок стоял перед выбором; он мог либо взять свои три крейсера, способные развивать скорость 20 узлов (23 миль / ч; 37 км / ч), покинуть Отранто и бежать от немцев, либо остаться и сражаться с Отранто, который мог управлять только 16 узлами (18 миль / ч; 30 км / ч).). Немецкие корабли замедлились на расстоянии 15000 ярдов (13720 м), чтобы перестроиться и занять лучшие позиции и дождаться лучшей видимости, когда британцы на западе будут выделены на фоне заходящего солнца.

SMS Scharnhorst

At 17:10, Крэдок решил, что он должен сражаться, и сблизил свои корабли. Он изменил курс на юго-восток и попытался приблизиться к немецким кораблям, пока солнце оставалось высоким. Спи отказался вступить в бой и развернул свои более быстрые корабли в сторону, поддерживая дистанцию ​​между силами, которые плыли примерно параллельно на расстоянии 14 000 ярдов (12 800 м). В 18:18 Cradock снова попытался сблизиться, направившись прямо к противнику, который снова повернул на большую дальность 18 000 ярдов (16 460 м). В 18:50 солнце село; Spee приблизился к 12 000 ярдов (10970 м) и начал стрельбу.

Немецкие корабли имели шестнадцать 21-см (8-дюймовых) орудий сравнимой дальности с двумя 9,2-дюймовыми (234-мм) орудиями на Доброй Надежде. Один из них был поражен в течение пяти минут после начала боя. Из оставшихся 6-дюймовых (152-мм) орудий на британских кораблях большинство находилось в казематах по бокам кораблей, которые постоянно затоплялись, если открывались двери орудий для ведения огня в штормовых водах. Торговый крейсер «Отранто», имеющий всего 4 дюйма (100 мм) орудий и являющийся гораздо более крупной целью, чем другие корабли, на полной скорости удалился на запад.

Поскольку у британских 6-дюймовых (152-мм) орудий дальность действия недостаточна. Чтобы соответствовать немецким 21-см (8 дюймов) орудиям, Cradock попытался приблизиться к немецким кораблям. К 19:30 он достиг 6000 ярдов (5490 м), но когда он приблизился, огонь немцев стал соответственно более точным. Добрая Надежда и Монмут загорелись, представляя легкие цели для немецких артиллеристов теперь, когда сгустилась темнота, а немецкие корабли растворились в темноте. Первым заставили замолчать Монмаута. «Добрая надежда» продолжала стрелять, продолжая приближаться к немецким кораблям и получая все больше и больше огня. К 19:50 она тоже перестала стрелять; впоследствии ее передняя часть взорвалась, затем она развалилась и затонула, при этом никто не свидетельствовал о потоплении.

«Шарнхорст» переключил огонь на Монмут, а Гнейзенау присоединился к Лейпцигу и Дрездену, которые вели огонь по Глазго. Немецкие лёгкие крейсеры имели только 10,5-сантиметровые (4-дюймовые) орудия, которые оставили Глазго почти невредимым, но теперь к ним присоединились 21-сантиметровые (8-дюймовые) орудия Gneisenau. Джон Люс, капитан Глазго, решил, что ничего не получится, если вы останетесь и попытаетесь сражаться. Было замечено, что каждый раз, когда он стрелял, немцы использовали вспышку его орудий для прицеливания нового залпа, поэтому он также прекратил стрелять. Один отсек корабля был затоплен, но он все еще мог управлять 24 узлами (28 миль / ч; 44 км / ч). Сначала он вернулся в Монмут, который был уже темным, но все еще на плаву. Ничего не нужно было делать с кораблем, который медленно тонул, но попытался бы выйти на берег у чилийского побережья. Глазго повернул на юг и ушел.

HMS Good Hope

Среди немецких кораблей возникла некоторая неразбериха в отношении судьбы двух броненосных крейсеров, которые исчезли в темноте после прекращения огня, и началась охота. Лейпциг увидел что-то горящее, но при приближении обнаружил только обломки. «Нюрнберг» - медленнее, чем другие немецкие корабли - прибыл в бой поздно и заметил Монмаут, который кренился и сильно пострадал, но все еще двигался. Ярко направив луч прожектора на флаг корабля, получив приглашение сдаться - которое было отклонено - он открыл огонь и, наконец, потопил корабль. Не имея достоверной информации, Спи решил, что Доброй Надежде удалось сбежать, и прекратил поиски в 22:15. Помня о сообщениях о том, что где-то поблизости находится британский линкор, он повернул на север.

Не имея выживших ни из Доброй Надежды, ни из Монмута, 1600 британских офицеров и солдат погибли, включая адмирала Крэдока. Глазго и Отранто сбежали (первый получил пять попаданий и пять раненых). В «Шарнхорст» попали всего два снаряда, ни один из них не разорвался: один 6-дюймовый снаряд попал над броневым поясом и проник в складское помещение, где, по словам Спи, «существо просто лежало там как своего рода приветствие». Другой пробил воронку. В свою очередь, «Шарнхорст» удалось по крайней мере 35 попаданий по «Доброй Надежде», но за счет 422 снарядов диаметром 21 см (8 дюймов) у нее осталось 350. Четыре снаряда попали в Гнейзенау, один из которых чуть не затопил кают-компанию офицеров. Снаряд из Глазго попал в ее кормовую башню и временно выбил ее из строя. Трое людей Гнейзенау были ранены; она израсходовала 244 снаряда, а осталось 528.

Последствия
HMS Canopus; выброшен на берег в Стэнли; Позже он был повторно спущен на воду и принял участие в Галлиполийской кампании.

Это было первое морское поражение Великобритании после битвы при озере Шамплейн в войне 1812 года и первая военно-морская эскадра Великобритании после битвы при Гранд-Порт в 1810 году. Как только весть о поражении достигла Адмиралтейства, были собраны новые военно-морские силы под командованием вице-адмирала Доветона Стерди, в том числе линейные крейсеры HMS «Инвинсибл» и ее родственный корабль «Несгибаемый». Это нашло и уничтожило силы Спи в битве за Фолклендские острова.

Глазго, избежав битвы, три дня шел на юг со скоростью 20 узлов (23 миль в час; 37 км / ч), проходя через Магелланов пролив. Канопус, предупрежденный сообщениями из Глазго, развернулся и направился обратно с максимальной скоростью, которую могла выдержать, 9 узлов (10 миль / ч; 17 км / ч). 6 ноября два корабля встретились и медленно двинулись к Фолклендам. Дважды во время плавания Канопусу приходилось сообщать, что она вышла из-под контроля. После угля оба корабля были отправлены на север, но Канопус снова сломался. В конце концов ей было приказано высадиться на берег во внутренней части Гавани Стэнли, где она могла бы служить в качестве оборонительной батареи.

Отранто проплыл 200 морских миль (370 км; 230 миль) вглубь реки. Тихий океан перед поворотом на юг и огибанием мыса Горн. 4 ноября Адмиралтейство приказало уцелевшим кораблям перейти к скалам Абролью, где собирались новые силы. Контр-адмирал Арчибальд Стоддарт с броненосными крейсерами HMS Carnarvon и Cornwall должен был встретить их там и ждать прибытия обороны. Стерди было приказано путешествовать с линейными крейсерами HMS Invincible и Inf flexible - затем он был присоединен к Великому флоту в Северном море - чтобы командовать новая эскадрилья с явным превосходством над Spee.

Несмотря на свою победу, Спи был пессимистичен в отношении своих шансов на выживание и пренебрежительно относился к ущербу, нанесенному британскому флоту. Официальное объяснение поражения, представленное Палате общин Уинстон Черчилль сказал: «Чувствуя, что он не может немедленно привести врага к действию, пока он держится с Канопусом, он решил атаковать их только своими быстрыми кораблями, полагая, что даже если он сам будет уничтожен... он нанесет удар. нанесенный им ущерб, который... приведет к их последующему уничтожению ".

3 ноября Шарнхорст, Гнейзенау и Нюрнберг вошли в гавань Вальпараисо, где их приветствовало немецкое население. Спи отказался присоединиться к празднованию; когда ему подарили букет цветов, он отказался от них, отметив, что «они подойдут для моей могилы». Он должен был умереть вместе с большинством людей на своих кораблях 8 декабря 1914 года, в битве на Фолклендских островах.

Память
Мемориальная библиотека Коронеля в Университете Королевских дорог

Мемориал Коронеля Библиотека в Военном колледже Royal Roads, ныне Royal Roads University в Виктории, Британская Колумбия, Канада, была названа в честь четырех канадских гардемаринов, погибших в HMS Добрая надежда в битве при Коронеле. В 1989 году на площади 21 мая в Коронеле, Чили, был установлен памятник погибшим в битве. Наряду с двумя табличками с изображением HMS Good Hope и HMS Monmouth, на нем есть центральная мемориальная доска (на испанском языке) с надписью

В память о 1418 офицерах и матросах британской военной эскадры и их главнокомандующем контр-адмирале. Сэр Кристофер Крэдок, Королевский флот, пожертвовавший своими жизнями в морском сражении при Коронеле 1 ноября 1914 года. Море - их единственная могила.

— Мемориальная доска на площади 21 мая
Сноски
Ссылки
  • Беннетт, Джеффри (1962). Коронель и Фолклендские острова. Лондон: Б. Т. Бэтсфорд. OCLC 556709898.
  • Черчилль, У.С.С. (1923–1931). Мировой кризис. 6 томов. Лондон: Торнтон Баттерворт. OCLC 752891301.
  • Корбетт, Дж. С. (2009) [1920]. Морские операции. История Великой войны на основе официальных документов по распоряжению исторического отдела Комитета имперской обороны. I (Имперский военный музей и изд. Naval Military Press). Лондон: Лонгманс. ISBN 978-1-84342-489-5. Проверено 20 июня 2016 г.
  • Фридман, Норман; Бейкер, А. Д. (2008). Морская огневая мощь: орудия линкора и артиллерия в эпоху дредноута. Аннаполис, Мэриленд: Институт морской прессы. ISBN 978-1-59114-555-4.
  • Герман, Артур (2005). Управлять волнами: как британский флот сформировал современный мир. Нью-Йорк: Harper Perennial. ISBN 978-0-06-053424-0.
  • Мардер, Артур (1961–1970). От дредноута до Скапа-Флоу, Королевский флот в эпоху рыболова, 1904–1919. 5 томов. Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19215-170-4.
  • Мэсси, Роберт К. (2004). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море. Лондон: Джонатан Кейп. ISBN 978-0-224-04092-1.
  • МакНалли, Майкл (2012). Коронель и Фолклендские острова 1914: Дуэль в Южной Атлантике. Кампания. Оксфорд: скопа. ISBN 978-1-84908-674-5.
  • Питт, Барри (1960). Коронель и Фолкленд. Лондон: Касселл. OCLC 185488206.
  • Страчан, Х. (2001). Первая мировая война: к оружию. Я . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-926191-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • «Хорошая надежда утрачена». The Times (40689). 7 ноября 1914. стр. 9. OCLC 859592764.
  • Wiechmann, Gerhard (2004). Vom Auslandsdienst in Mexiko zur Seeschlacht von Coronel. Kapitän Karl von Schönberg. Reisetagebuch 1913–1914 [От дипломатической службы в Мексике до морского сражения при Коронеле. Капитан Карл фон Шёнберг. Дневник путешествия 1913–1914]. Бохум: доктор Винклер Верлаг. ISBN 978-3-89911 -036-4.
Дополнительная литература
  • Перес Ибарра, Мартин (2014). Señales del Dresden (на испанском языке). Чили: Uqbar Editores. ISBN 978 -956-9171-36-9.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с битвой при Коронеле.

Координаты : 36 ° 59′1 ″ ю.ш. 73 ° 48'49 ″ Вт / 36,98361 ° S, 73,81361 ° Вт / -36,98361; -73.81361

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:23:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте