Битва за Гранд-Порт

редактировать
Морское сражение 1810 года между французским флотом и британским королевским флотом
Битва за Гранд-Порт
Часть Наполеоновские войны
Combat de Grand Port, автор: Пьер-Жюльен Жильбер, MNM . Combat de Grand Port, Пьер-Жюльен Жильбер
Дата20–27 августа 1810 г.
МестоГранд-Порт, Остров Франс 20 ° 23'25 ″ ю.ш. 57 ° 44'02 ″ в.д. / 20,39028 ° ю.ш. 57,73389 ° в.д. / -20,39028; 57.73389
РезультатПобеда Франции
Воюющие стороны
Франция Соединенное Королевство
Командиры и лидеры
Ги-Виктор Дюперре. Жак Амлен Сэмюэль Пим Surrendered
Численность
5 фрегатов. 1 корвет. 1 бриг. 2 торговых корабля4 фрегата. 1 военный корабль
Потери и потери
37 убитыми. 112 раненых. 1 торговый корабль захвачен105 убитых. 163 раненых. 2 уничтоженных фрегата. 2 захваченных фрегата. 1 военный корабль захвачен

Битва при Гранд Порт был морским сражением между эскадрильями фрегатов из французского флота и британского королевского флота. Сражение велось 20–27 августа 1810 г. за владение гаванью Гранд-Порт на острове Франс (ныне Маврикий ) во время наполеоновских Войны. Британская эскадра из четырех фрегатов заблокировать порт, чтобы предотвратить его использование французами, захватив укрепленный Иль-де-ла-Пас у его входа. Эта позиция была захвачена британским десантом 13 августа, и когда девять дней спустя французская эскадра под командованием капитана Ги-Виктора Дюперре подошла к заливу, британский командующий капитан Сэмюэл Пим, решил заманить их в прибрежные воды, где его превосходящие силы могли бы выступить против них.

Четыре из пяти французских кораблей сумели прорваться через британскую блокаду, укрывшись в защищенной якорной стоянке, доступ к которой можно получить через серию сложных маршрутов между рифами и отмелями, которые были непроходимы без опытного лоцман гавани. Когда 22 и 23 августа Пим приказал своим фрегатам атаковать стоящих на якоре французов, его корабли застряли в узких каналах бухты: два из них были безвозвратно остановлены; третья, превосходящая по численности объединенная французская эскадра, потерпела поражение; а четвертый не смог приблизиться к эффективной дальности действия орудия. Хотя военные корабли были подожжены, чтобы предотвратить их захват французскими абордажными группами, оставшееся оружие было захвачено. покинул гавань основной французской эскадрой из порта Наполеон под командованием коммодора Жака Амлена.

Британское поражение было самым тяжелым поражением для Королевского флота за всю войну и покинуло Индийский океан. и его жизненно важные торговые конвои, подвергшиеся атаке фрегатов Хамелина. В ответ британские британские военные попытались усилить эскадру на Иль-Бурбон под Джозиасом Роули, направив все доступные корабли в этот регион, но это частичное подкрепление привело к серии отчаянных действий, как отдельные страны. атакованы уверенной и более мощной французской эскадрой. В декабре было собрано соответствующее подкрепление с предоставлением сильной боевой эскадры под командованием адла Альбемара Берти, которое быстро вторглась и захватила остров Франс.

Содержание
  • 1 Основанием
    • 1.1 Операции у Гранд- Порта
    • 1.2 Прибытие Дюперре
  • 2 Битва
    • 2.1 Британская атака
    • 2.2 Попытка отступления
    • 2.3 Французский ответ
    • 2.4 Британская капитуляция
  • 3 Последствия
  • 4 В литературе
  • 5 Памятники
  • 6 Боевой порядок
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Справочная информация

В начале 19 века, Индийский океан составлял важную часть сети торговых путей, связывающих Британскую империю. Тяжело нагруженные жителей Восточной Индии прибыли из британских индийских портовых городов, таких как Бомбей и Калькутта, в Соединенное Королевство, неся миллионы фунтов стоимость товара. Из Великобритании корабли возвращались тем же маршрутом, часто неся солдат для растущей британской индийской армии, тогда находившейся под контролем Почетной Ост-Индской компании (HEIC). После начала наполеоновских войн в 1803 году британское адмиралтейство сделало безопасность этих маршрутов своим приоритетом, а к 1807 году голландские базы на Мыс Доброй Надежды и Ява были нейтрализованы экспедиционными войсками, чтобы предотвратить их использование вражескими налетчиками. Французские владения в Индийском океане, в основном Иль-Бонапарт и остров-де-Франс, были более сложными целями, защищенными от атаки не только большими расстояниями, необходимыми для подготовки вторжения, но также мощными усилениями и значительным гарнизоном Французская армия солдат, усиленными многочисленными местными ополченцами.

Французские революционные войны (1793–1801 гг.)), Но к концу 1807 года единственными военно-морскими ресурсами, выделенными военно-морскими ресурсами региону, были несколько старых фрегатов и большое количество местных каперов. Французские военно-морские силы предприняли серьезную попытку нарушить британскую торговлю в регионе, в пяти большом современном фрегатам. отплыть. на остров де Франс под командованием коммодора Жака Амлена. Четыре из этих кораблей прорвали британскую блокаду французского побережья, прибыв в Индийский океан весной 1809 года, где Хамелин рассредоточил их в Бенгальском заливе с приказом перехватить, атаковать, захватить или уничтожить хорошо вооруженные, но большие ценные конвои Восточной Индии. Первый успех французов пришелся на конец весны, когда фрегат Кэролайн успешно атаковал конвой в Акции 31 мая 1809 года, захватив два тяжеловесных торговых корабля.

Коммодору Джозиасу Роули было поручено командование британским ответом на французское развертывание - поспешно собранный отряд, состоящий в основном из тех кораблей, которые находились у мыса Доброй Надежды в начале 1809 года. Приказано остановить французских рейдеров, Роули не смог расширить свою ограниченную эскадру достаточно широко, чтобы преследовать блуждающие французские фрегаты, вместо этого используя свои силы для блокады и набегов на французских островах в Индийском океане в ожидании возвращения Хамлена. В августе Кэролайн прибыла со своими призами в Сен-Поль на острове Бонапарт, и Роули решил захватить фрегат. Он запланировал успешное вторжение в город, начатое 20 сентября, в результате которого были захвачены оборонительные сооружения порта, Кэролайн и захваченные жители Восточной Индии. Выполнив свои задачи, Роули ушел пять дней спустя. Почти год спустя Роули вернулся с большей группой и совершил вторую высадку вокруг столицы острова Иль-Бонапарт, Сен-Дени. Маршируя на резиденцию правительства, войска Роули быстро сокрушили оборону и вынудили гарнизон острова сдаться, переименовав остров Ильбон и назначившего британского губернатора.

Хамелин использовал британскую озабоченность Иль Бонапарт, чтобы отправить дополнительных фрегатов в море в 1809 г. и в начале 1810 г., в том числе его флагман Венус, который захватил трех жителей Восточной Индии в Действия 18 ноября 1809 г., и Bellone, который захватил португальский фрегат Минерва в Бенгальском заливе днями позже. Минерва, переименованная в Минерву в руках французов, участвовала в Акции 3 июля 1810 г., когда были захвачены еще два жителя Ост-Индии. Эскадрой в этой операции командовал Ги-Виктор Дюперре в Беллоне, эти корабли были настолько сильно повреждены, что Дюперре был вынужден потратить почти месяц на ремонт своих судов на Коморских островах. готовы вернуться на остров де Франс.

Операции в Гранд-порту

Маврикий - это остров диаметром примерно 20 миль, расположенный примерно в 500 милях к востоку к юго-востоку от Мадагаскара. Его застроенные районы находятся на северо-западе. Гранд-Порт - это залив, защищенный рифами. современная карта острова де Франс. Гранд-Порт находится на юго-восточном берегу недалеко от Маэбурга.

. В июле 1810 года, когда остров был захвачен, британцы заняли большую укрепленную базу на острове, недалеко от острова де Франс. Еще до того, как остров Бурбон был полностью в руках британцев, Роули выделил HMS Sirius из эскадрысжения с приказом восстановить блокаду острова Франс. Вскоре после этого капитан Сириуса Сэмюэл Пим повел своих людей в набег на прибрежное судно, пришвартованное у южной стороны острова. Через два дня после этой успешной операции прибыло подкрепление в виде фрегатов HMS Iphigenia, HMS Nereide и небольшого brig HMS Staunch. Нереида несла 100 специально отобранных солдат из 69-го и 33-го полков и нескольких артиллеристов из гарнизона в Мадрасе, которые использовались для штурма и гарнизона прибрежных островов, Начиная с с Иль-де-ла-Пас от Гранд-Порт, хорошо защищенного островка, который защищал естественную гавань на юго-восточном берегу. Эти укрепленные острова можно использовать, чтобы заблокировать вход в порты острова де Франс и таким образом, заманить в ловушку эскадру Амлена.

Большой порт был защищен от открытого моря большим коралловый риф, через который петлял сложный канал, известный только опытным местным лётчикам. Иль-де-ла-Пас был жизненно важен для контроля над Гранд-портом, потому что на нем была тяжелая батарея, которая прикрывала вход в канал, тем самым контролируемый проход в защищенную внутреннюю лагуну. Британцы планировали использовать войска на Нереиде под командованием ее капитана Несбит Уиллоуби, чтобы штурмовать Иль-де-ла-Пас и захватить батарею. Затем Уиллоуби использовал служащего на его корабле местного жителя по имени Джон Джонсон (известный в некоторых текстах как «черный пилот»), чтобы проехать через пролив и высадить войска возле города, распространяя листовки, обещающие свободу и процветание под британским правлением в попытке подорвать боевой дух защитников.

Первая атака на Иль-де-ла-Пас была начата вечером 10 августа, когда на буксирных катерах Стойко находилось более 400 солдат, Royal Marines и Под покровом темноты отправляйте на остров моряков под руководством пилота Нереиды. Ночью пилот потерялся; лодки были разбросаны из-за сильного ветра и не собрались на рассвете. Чтобы отвлечь внимание французов от дрейфующих лодок, Пим приказал капитану Генри Ламберту в Ифигении заметно отплыть от порта Наполеон, где основные силы французской эскадры во главе с Амелином в Венусе, основывался. Позже Пим присоединился к Ламберту, и фрегаты вернулись в воду Гранд-порта разными маршрутами, сбив с толку французских наблюдателей с берега относительно британских намерений. К 13 августа лодки, используемые предназначенные для атаки, еще не были собраны, и Пим решил, что не может больше ждать, пока французы не начнут контратаку. Спустив свои лодки на воду в 20:00, под управлением пилота и под командованием заместителя Пима, лейтенанта Нормана, морские пехотинцы и моряки Пима приземлились на острове в темноте под шквальным огнем защитников. Норман был убит в первой перестрелке, но его заместитель лейтенант Уотлинг захватил остров, штурмовав укрепления, окружавшие батарею. Семь британских военнослужащих были убиты и 18 ранены в бою, в которых штурмовикам удалось захватить целые французские военно-морские кодовые книги и взять 80 пленных. Уиллоби был в ярости из-за того, что Пим принял на себя командование операцией без его разрешения, и офицеры обменивались гневными письмами, что является частью продолжающегося разногласия между ними, которое породило взаимное недоверие.

Обеспечив безопасность на Иль-де-ла-Пас, Пим дал команду блокаду Гранд-Порта на Уиллоуби и вернулся на свою станцию ​​у Порт-Наполеона с Ифигенией. Уиллоуби использовал свое независимое положение, чтобы совершить набег на береговую линию, высадив 17 августа в Пуэнт-дю-Дьябл на северной окраине Гранд-порт со 170 солдатами и штурмовав форт, уничтожив десять пушек и захватив еще одну. Маршируя на юг, к самому городу Гранд-Порт, люди Уиллоби отбивали французские контратаки и распространяли пропагандистские брошюры на фермах и деревнях, мимо которых они проезжали. Вечером Уиллоби снова погрузил свои войска на борт, но на следующий день снова высадился на Гранд-Ривьер, чтобы понаблюдать за результаты своих усилий. Сжигая сигнальную станцию, Уиллоуби продвинулся вглубь суши, но был остановлен прибытием 800 французских подкреплений из порта Наполеон и вернулся на HMS Nereide. Краткосрочная экспедиция британцам двух раненых и одного пропавшего без вести, а французам стоило не менее десяти человек убитыми или ранеными. Уиллоби последовал за атакой на Гранд-Ривьер 19 и 20 августа, не встретив сопротивления.

Прибытие Дюперре

утра Рейд Уиллоби был прерван в 10:00 20 августа, когда быстро были замечены пять кораблей. приближается с юго-востока. Этими кораблями были эскадра Гая-Виктора Дуперре из Беллоне, Минерв, корвет Виктор и призы Виндхэм и Цейлон, вернувшиеся с Коморских островов. После месяца ремонта на Анжуане Дюперре отплыл на остров де Франс, не встретив сопротивления на обратном пути, и намеревался войти в Гранд-порт через канал, защищенный Иль-де-ла-Пас. Дюперре не знал о британской оккупации острова, и Уиллоби намеревался заманить французскую эскадру в пролив, скрывая британское присутствие от гавани. Оказавшись там, Уиллоби надеялся победить их или повредить их серьезно, что они смогли вырваться без посторонней помощи, таким образом изолировав эскадру Дюперре от сил Хамлена в Порт-Наполеоне и удерживая французов в отдельных гаванях, чтобы не сконцентрироваться против своих блокадных эскадрилий.. Уиллоуби подвел Нереиду к Иль-де-ла-Пас, чтобы объединить их грузовики, которые везли 160 человек обратно в Нереиду от рейда у Гранд-Порта этим утром.

Четыре корабля лежат вместе на мелководье под тенью горы. Французская эскадра в Гранд-Порт. Слева направо: Беллоне, Минерв, Виктор (на заднем плане) и Цейлон, фрагмент из Combat de Grand Port, автор Пьер-Жюльен Жильбер

Подняв французский триколор над Иль-де-ла-Пас и на Нереиде, Уиллоби передал французский код, зафиксированный на острове: «L'ennemi croise au Coin de Mire» и получил подтверждение от Дюперре. Использование этих сигналов убедило Дюперре, несмотря на возражения капитана Пьера Буве на Минерве, что Нереида была капером Сюркуфа Шарлем, которого ждали из Франции. Французская эскадра закрылась с гаванью утром, Виктор вошел в канал под Иль-де-ла-Пас в 13:40. Когда Виктор миновал Нереиду, и форт Уиллоуби открыл огонь, лейтенант Николас Морис сдал корвет, превосходивший по численности, после первого залпа. Уиллоби смог добраться до лодки, чтобы попытаться завладеть Виктором, но они не смогли добраться до корабля. Позади корвета Минерв и Цейлон вошли в канал и дали Морису знак следовать за ними, перестрелившись с фортом. Когда Морис снова поднял свой флаг и последовал за Минерв, большой прогремел на Иль-де-ла-Пас, где фальшивый французский флаг загорелся на жаровне, когда она была опущена, и поджег соседнюю стопку патронов, которая взорвалась в непосредственной близости. пределы форта. Трое мужчин были убиты и 12 сильно обожжены, один неожиданно разрядился, убив британского моряка в лодке, пытавшейся попасть на борт Виктора. Выведена из строя, а значительная часть ее экипажа рассеяна на небольших лодках в проливе, Нереида одна не смогла заблокировать вход французов в Гранд-Порт.

Когда план засады Уиллоуби был провален, разбросанные попытки попытались атаковать присоединиться к Нереиде, пройдя через французскую эскадру. Хотя несколько лодок подверглись опасности быть сбитыми французскими кораблями, а одна даже столкнулась с Минервой, все в итоге благополучно вернулись к Нереиде. Возможность нанести значительный урон был упущен, и Беллоне присоединился к эскадре при переходе через пролив с минимальным сопротивлением. Помимо потерь британцев в результате взрыва в форте, два человека были убиты и один ранен на Нереиде. Потери французов были более серьезными, Минерв потеряла 23, а Цейлон - восемь человека. Обе поддержки осознали, что дальнейшие действия неизбежны, Уиллоби послал лодку Сириусу с просьбой о дополнительной помощи, а Дюперре отправил сообщение по суше с лейтенантом Морисом с просьбой о эскадры Хамлена (Морис упал с лошади во время миссии и был серьезно ранен). Команда Виктора перешла к. Днем Уиллоуби использовал минометы на Иль-де-ла-Пас, чтобы обстрелять французскую эскадру, вынудив Дюперре отступить в мелкую гавань в Гранд-Порт, и Уиллоби впоследствии послал офицеров в Гранд-Порт 21 августа под флагом перемирия, требуя освобождения Виктора, который, как он настаивал, сдался и, таким образом, должен быть передан блокадной эскадрилье в качестве приза. Дюперре отказался рассматривать просьбу. Одно французское судно не смогло войти в пролив у Гранд-Порта: захваченное судно East Indiaman Windham. Рано утром 21 августа ее французский командир попытался укрыться в Ривьер-Нуар. Сириус заметил там торговое судно под батареями и послал две лодки на якорную стоянку, штурмовал корабль и вывел его без единой жертвы, несмотря на то, что абордажная группа забыла взять с собой какое-либо оружие и была вооружена только деревянными носилками.

Битва
Схема сражения, показывающая позиции британских и французских кораблей относительно береговой линии, как описано в тексте План битвы. Французские корабли синего цвета, британские - красного.

От пленных, захваченных в Виндхэме, Пим узнал о характере и положении эскадры Дюперре и отправил приказы в Порт-Наполеон с капитаном Люциусом Кертисом на недавно прибывшем HMS Magicienne для Ифигении, чтобы присоединиться к Сириусу и Нереиде у Гранд-порта. Сириус и Нереида встретились утром 22 августа, Уиллоби приветствовал Пима сигналами, описывающими «врага меньшей силы». Хотя эскадра Дуперре технически была слабее четырех британских фрегатов вместе взятых, сигнал Уиллоби вводил в заблуждение, поскольку французы заняли сильную линию фронта в форме полумесяца в заливе и могли прикрыть устье канала, через который британские корабли можно было пройти только по одному. Дюперре также ожидал прибытия подкреплений из порта Наполеон под командованием губернатора Чарльза Декаена в любое время и мог обратиться за поддержкой к солдатам и артиллерийским батареям на берегу. Вдобавок французские катера переместили буи, обозначающие канал, через коралловый риф, чтобы запутать любое продвижение британцев.

Британская атака

22 августа в 14:40 Пим возглавил атаку. на эскадре Дюперре, не дожидаясь Ифигении и Магиенны, заходя в канал, ведущий к якорной стоянке в Гранд-Порт. За ним последовала Нереида, но Уиллоуби отказался позволить Пиму сесть на борт лоцмана гавани: единственного человека в британской эскадрилье, знавшего проход через рифы. Без руководства опытного пилота Сириус сел на мель в считанные минуты, и его нельзя было вывести на берег до 8:30 утра 23 августа. Нереида бросила якорь неподалеку ночью, чтобы защитить флагман. В 10:00 прибыли Ифигения и Мэджиэнн, а в 14:40, после переговоров между капитанами относительно наилучшего курса действий, силы снова попытались перейти на канал. Хотя теперь эскадрилью руководил пилот Нереиды, Сириус снова приземлился в 15:00, а Мэджиэнн через 15 минут после чрезмерной корректировки, чтобы избежать столкновения с рифом. Нереида и Ифигения продолжили атаку, Ифигения атаковала Минерву и Цейлон с близкого расстояния, а Нереида атаковала Беллоне. Дальний огонь Magicienne был также направлен на Виктора, который стрелял в Nereide.

Через несколько минут после британской атаки, Цейлон сдался, и лодки Magicienne пытались овладеть ею, но не смогли. Французский экипаж выгнал захваченного восточно-индийского корабля на берег, к которому вскоре присоединилисьМинерв, Беллоне, а затем Виктор, так что к 18:30 все французские силы были остановлены, и все, кроме Беллоне, не позволили вести огонь своими занятиями бортовыми судами, заблокировав выброшенные на берег корабли. их дуга огня. Беллоне была идеально использована, чтобы вести огонь по Нереиде со своим берега, и в 19:00 пушечный выстрел перерезал кормовой якорь Нереиды. Британский фрегат развернулся, подставив корму Беллоне и отведя оба своих борта от французской эскадры. Подбитый Беллоне и отчаянно пытаясь открыть ответный огонь, Уиллоуби перерезал носовой якорный трос, принеся часть своего корабля. правый борт корабля направить на Беллоне. В 20:00 Дуперре был серьезно ранен в щеку осколком от выстрела из винограда, сделанного Нереидой; Энсин Вигуро спрятал свое бессознательное под флагом и незаметно спустил его под палубу, в то время как Буве принял на себя командование французской эскадрой на борту «Беллоне», назначив лейтенанта Альбина Руссена ответственным за Минерв. Построив импровизированный мост между французскими кораблями и берегом, значительно увеличил количество людей и боеприпасы, достигнув Беллоне, и, таким образом, значительно увеличил ее скорость. Он также снял поручень между носовой частью и квартердеком Minerve и прибил железные крюки к надводному под правым бортом трап, чтобы обеспечить точки крепления дополнительных орудий, таким образом, построив на его территории непрерывную вторую палубу. фрегат, где он составлял полную вторую батарею. К 22:00 Нереида превратилась в затонувшую машину, большая часть ее орудий была снята, и потери составили более 200 человек: первый лейтенант, второй был серьезно ранен, а левый глаз Уиллоби был выбит из орбиты. деревянная занозой. Признавая ее разбитое состояние, Буве затем отвел огонь из Нереиды, чтобы сосредоточиться на Магиенне.

Отказавшись сдаваться, пока не будут исчерпаны все возможности, Уиллоби отправил лодки на Сириус, спрашивая Пима, будет ли он практичен в отправке лодок. буксировать Нереиду за пределы досягаемости. Пим ответил, что с лодками, занятыми попытками отбуксировать Сириуса и Магиенну с рифа, невозможно было использовать их под огнем для буксировки Нереиды. Пим также распространяется Уиллоби высадить своих людей и поджечь свой корабль в надежде, что пламя распространится на французские корабли, сгруппированные на берегу. Уиллоуби отказался от этого предложения, поскольку было непрактично высадить десятки раненых на борту Нереиды в сгущающейся темноте, и отказался покинуть своих людей, когда Пим приказал ему перейти на Сириус. В 23:00 Уиллоуби приказал лодке плыть к Беллоне и уведомить французского командира о том, что тот сдался. Лодка Уиллоби была выбита выстрелом и не смогла совершить короткое путешествие. Сообщение было передано французскими пленными из Нереиды, которые нырнули за борт и ночью достигли берега. Вспомнив фальшивые флаги, использованные 20 августа, решил подождать до утра, прежде чем принять капитуляцию.

Картина с высоким разрешением битвы при Гранд-Порт, изображающая капитуляцию британцев. Детали такие же, как на изображении, описанном в информационном окне. Фрагмент из «Комбат де Гранд Порт», автор Пьер-Жюльен Жильбер. Слева направо видно: HMS Iphigenia (видно бросается в глаза), HMS Magicienne и HMS Sirius, подожженные их экипажами, HMS Нереида сдаётся, французский фрегат Bellone, французский фрегат Minerve, Виктор (на заднем плане) и Цейлон. Многие, изображенные на картине, детали произошли не одновременно, а были распределены на несколько дней.

Попытка отступления

В 1:50 утра 24 августа Беллоне прекратилть по разрушенной Нереиде. Введенные часы темноты Пим продолжал свои усилия по вытеснению Сириуса с рифа и послал приказ Ламберту, чья Ифигения была заблокирована от огня из-за Нереиды, а также не позволила преследовать Минерву из-за большого рифа, блокирующего доступ к рифу. пляж. Теперь, когда Ифигения затихла в прибрежных водах, Пим приказал Ламберту начать вывести свой корабль из гавани, используя якоря, прикрепленные к шпилю, чтобы медленно тащить корабль по мелководью. Мэджиэнн, как и Ифигения, оказалась вне зоны действия выброшенных на берег батареях, и поэтому она уничтожила на берегу батарее, которую она уничтожила к 2 часам ночи. Когда рассвело, это показало картину великого замешательства, когда Сириус и Магиенна приземлились на подходах к гавани, французские корабли «на берегу в кучу», по словам Пима, Ифигения медленно отрывалась от французской эскадры и Нереида лежала разбитая и разбитая под обстрелами Беллоне, Флаг Союза прибит к ее мачте. Этот флаг вызвал новую пушечную очередь из Буве, и только когда Уиллоби приказал срубить мизен-мачту, французы признали капитуляцию и прекратили огонь.

В 7: 00:00 Ламберт уведомил Пима, что он очистил риф, отделяющий Ифигению от французских кораблей, и предположил, что, если Пим пришлет подкрепление с Сириуса, он сможет сесть на абордаж и захватить всю французскую эскадру. Пим отказал ему в разрешении, настаивая на том, чтобы Ламберт вместо этого ему спустить Сириуса с рифа. Хотя Ламберт намеревался атаковать французов в одиночку, Пим запретил ему и послал приказ Ламберту покинуть зону досягаемости врага. В 10 часов утра Ифигения достигла Сириуса, и вместе корабли начали стрелять по французским войскам на берегу, которые пытались поднять артиллерийскую батарею в пределах досягаемости фрегатов. Магиэнна, безвозвратно застрявшая на рифе, теперь несла на себе основную тяжесть дальнего французского огня как из Беллоне, так и с берега, пока Пим не приказал Кертису покинуть свой корабль, перебросить своих людей на борт Ифигении. В 19:30 Magicienne была подожжена, а ее журналы взорвались в 23:00. На берегу Дуперре не мог щадить людей, чтобы овладеть Нереидой до 15:00. Группа под командованием лейтенанта Руссена, заместитель командира Виктора и временно обороншего Минерв, была отправлена, но получила приказ вернуться, как только корабль будет разоружен: освобождив оставшихся французских пленных, Руссен укрепил орудия, чтобы предотвратить их дальнейшее использование, оказали базовую медицинскую помощь и вернулись на берег, сообщив, что более 100 человек лежали мертвыми или умирающими на борту британского фрегата.

В 4 часа утра 25 августа недавно построенная французская артиллерийская батарея открыла огонь на Сириус и Ифигению, которые, как могли, ответили огнем. Признав, что Сириус не подлежит ремонту, Пим убрала весь свой персонал и военное снаряжение, поджег фрегат в 9:00, вскоре после того, как Ифигения вышла за пределы досягаемости батареи, используя пушку в качестве якоря после потерь своего предыдущего дня. Французские лодки попытались достичь Сириуса и захватить ее, прежде чем она взорвалась, хотя они повернули назад, когда Пим спустил свои лодки, чтобы оспорить владение обломками. Оставшиеся на фрегате боеприпасы взорвались в 11:00. Утром Дюперре отправил официальный абордаж на борт Nereide, который намочил палубы, чтобы предотвратить любой риск пожара от горящих в гавани кораблей, и удалил с фрегата 75 трупов.

Французский ответ

Когда Дюперре достигло Декаена в Порт Наполеон, он немедленно отправил быстрых курьеров в Гранд-Порт и приказал эскадре Амлена, состоящей из фрегатов Венус, Манш, Астре и бриг Entreprenant, чтобы подготовиться к отплытию в поддержку Дюперре. Хамелен покинул Порт-Наполеон в полночь 21 августа, намереваясь плыть на северо-восток, а затем на юг, вдоль восточного берега острова. 23 августа эскадра Хамлена заметила и захватила британский транспортный корабль «Рейнджер», отправленный 24 днями ранее с мыса Доброй Надежды с 300 тоннами Продовольствия и обширными военно-морскими запасами для Роули на острове Бурбон. Обогнув северный мыс острова Франс, Амлен обнаружил, что не может продвинуться против встречного ветра, и изменить направление, миновав западный берег острова и прибыв из Гранд-порта в 13:00 27 августа.

Два дополнительных дня, которые Хамлен провел вокруг острова Франс, вызвали активность британских войск, оставшихся в Гранд-Порт. В бухте не было сильных ветров, и Ифигения была вынуждена прибегнуть к медленному продвижению устью в надежде избежать приближающегося французского подкрепления. Лодки отправили экипажи Сириуса и Мэджикьенна на Иль-де-ла-Пас, где укрепление было усилено, но припасы были на исходе, и катер Мэджикьен был отправлен на остров Бурбон, чтобы запросить срочное подкрепление и пополнение запасов у оставшейся эскадры Роули. Утром 27 августа Ламберт обнаружил у входа в гавань бриг Антрепренант и три приближающихся вдалеке французских паруса. Ифигения все еще находилась в 1,2 км (⁄ 4 миль) от Иль-де-Пас, на краю лагуны, и могла не маневрировать в безветренную погоду без якорей. Понимая, что сопротивление в таких условиях превосходящим силам бесполезно, Ламберт вел переговоры с Амелином, предлагая сдать Иль-де-ла-Пас, если Ифигении и людям на острове будет дано разрешение плыть к Иль-Бурбону без помех.

Британцы сдача

Утром 28 августа Ламберт получил сообщение от Хамельна с обещанием освободить всех заключенных на условиях условно-досрочного освобождения в течение одного месяца, если Иль-де-ла -Пас и Ифигения сдадутся без сопротивления. В сообщении также содержалась угроза, если Ламберт откажется, французы атакуют и сокрушат сильно превосходящие по численности британские силы. Признавая, что запасы продовольствия были на низком уровне, подкрепление не прибыло, а его склады боеприпасов были почти пустыми, Ламберт согласился с условиями. Позже Ламбер получил сообщение от Декаена, в котором предлагалось аналогичные условия, и уведомил французского губернатора о том, что он сдался Хамлену. Декаен был в ярости, что Хамелин согласился с условиями, не посоветовавшись с ним, но в конце концов согласился принять и условия капитуляции. Раненых лечили французские врачи в Гранд-Порте, а затем репатриировали, хотя остальные заключенные были помещены в тесную и неприятную тюрьму в Порт-Наполеоне, из которой, несмотря на условия капитуляции, их не выпускали, пока британские войска не захватили остров в декабре.

Роули впервые узнал об операциях у Гранд-порта 22 августа, когда Виндхэм прибыл у Сент-Пола. Стремясь поддержать атаку Пима, Роули немедленно отправился в плавание на своем фрегате HMS Boadicea, а за ним следовал транспортный Бомбей с двумя ротами 86-го пешего полка для обеспечения гарнизона на любой захваченной территории. в операции. Встречный ветер был сильным, и только 29 августа Роули прибыл из Гранд-Порта, будучи уведомленным о ситуации на борту Magicienne накануне. Заметив группу фрегатов вокруг Иль-де-ла-Пас, Роули приблизился к острову, прежде чем резко повернуть, когда Венус и Манш подняли свои знамена и бросились в погоню. Роули неоднократно делал ложные выпады в сторону французских кораблей, а затем отстранился, надеясь увести их от Гранд-порта в надежде, что Бомбей сможет сесть на теперь уже незащищенную Ифигению и захватить ее. Бомбею помешало новое появление Астре и Энтрепренана, и Венус и Манш преследовали Роули обратно в Сен-Дени, где он встал на якорь 30 августа. Роули попытался во второй раз спасти Ифигению из Гранд-порта на следующей неделе, но к тому времени, когда он вернулся, Беллоне и Минерв были сняты с мели, а французские силы были слишком сильны, чтобы флагман Роули мог атаковать в одиночку.

Последствия

Битва отмечена как самое значительное поражение Королевского флота во время наполеоновских войн. Было потеряно не только четыре фрегата со всем их экипажем, но и 105 опытных моряков были убиты и 168 ранены в одном из самых кровавых столкновений фрегатов в войне. Потери французов также были тяжелыми: Дупер сообщил о 36 убитых и 112 раненых в своей эскадрилье и среди солдат, стрелявших с берега.

Потеря такой большой части его войск поставила Роули в очень невыгодное положение в сентябре., поскольку эскадра Амлена, усиленная только что введенной в строй Ифигени, теперь значительно превосходила его собственную численностью (разрушенная Нереида также была присоединена к французской эскадре, но понесенные повреждения были настолько серьезными, что корабль больше никогда не выходил в плавание). Уходя на остров де Франс, Роули потребовал, чтобы подкрепления были отвлечены от других задач в регионе, чтобы заменить его потерянные корабли и прорвать французскую блокаду острова Бурбон во главе с Буве. Эти недавно прибывшие британские фрегаты, курсирующие в одиночку в незнакомых водах, стали целями для Хамелина, который дважды заставлял сдавать одиночные фрегаты, только для того, чтобы Роули каждый раз отбивал свои корабли от своей добычи. Во втором случае Роули смог преследовать и захватить Хамлена и его флагман Венус, положив конец его рейдерской карьере и действиям его эскадры, которая оставалась на острове Франс, пока все они не были захвачены при падении . острова в декабре вторгшимся флотом под командованием вице-адмирала Альбемара Берти.

Во Франции это событие было встречено торжеством, и оно стало единственным морским сражением, отмеченным на Триумфальной арке. Британский ответ был унылым, хотя все четыре капитана впоследствии были допущены к ответственности и хвалили их военно-полевые суды, расследовавшие потерю их кораблей. Единственная критика была в адрес Уиллоуби, которого обвиняли в том, что он дал вводящий в заблуждение сигнал, указав, что 22 августа французы имели меньшую силу. Современный историк Уильям Джеймс описал британскую реакцию на сражение так: «благородное поведение ее офицеров и команды бросило такой ореол славы вокруг поражения в Гранд-Порт, что, по крайней мере, по мнению общественности, потеря из четырех фрегатов вряд ли можно было считать несчастьем ». Он также отмечает, что «Ни один из известных нам случаев не повлиял более глубоко на характер Королевского флота, чем поражение, которое он потерпел в Гранд-Порте». 30 декабря 1899 года в гавани Гранд-Порта был установлен памятник в память о погибших в бою британских и французских моряках.

В литературе

Битва привлекла внимание авторов из Великобритании, так и из Франции, в романе 1843 года Жорж Александр Дюма, «Мертвая расплата »К. Норткот Паркинсон и роман 1977 года Маврикийское командование автора Патрик О'Брайан.

Памятники

30 декабря 1899 года в гавани Гранд был установлен памятник. Порт в память о погибших в бою британских и французских моряках.

Гранд Порт в 2007 году. В центре - памятник битве. Надпись, посвященная битве на Триумфальной арке
Боевой порядок
Эскадрилья капитана Пима
КорабльСтавкаПушкиФлотКомандирПотериПримечания
УбитыеРаненыеВсего
HMS Sirius Пятого ранга 36Капитан Сэмюэл Пим 000Затоплен, чтобы избежать захвата.
HMS Iphigenia Пятого ранга36Капитан Генри Ламберт 51318Сдался 27 августа
HMS Нереида Пятый ранг32Капитан Несбит Уиллоуби 92130222Сдался 24 августа
HMS Magicienne Пятого ранга32Капитан Люциус Кертис 82028Затоплен, чтобы избежать захвата
Потери: 105 убитых, 163 раненых, всего 268, все выжившие захвачены
Эскадра капитана Дюперре
КорабльСтавкаПушкиВМФКомандирПотериПримечания
УбитоРаненоВсего
Беллоне Пятый ранг40Капитан Гай-Виктор Дюперре 133548
Минерв Пятый класс48Капитан Пьер Буве 154257
Виктор Корвет 18Лейтенант Николас Морис. Заменен Анри Муассоном415
Джейланом Плененный Восточно-Индиамец 26лейтенант Винсент Мулак 41923
Виндхэм Плененный восточно-индийский мужчина26Энсин д'Арод000Захвачен HMS Sirius 21 августа
Потери: 36 убитых, 112 раненых
Подкрепление коммодора Хэмлена
Венус Пятый ранг40Коммодор Жак Амлен
Манш Пятый -рейт40Капитан Жан Дорналь де Ги
Астре Пятый класс40Капитан Рене Ле Маран
Entreprenant Бриг 16Капитан Пьер Буве
Источники: Макмиллан, стр. 29–37, Джеймс, стр. 273–289
Примечания
Ссылки
Библиография
  • Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 г., том V. Chatham Publishing. ISBN 1-86176-014-0.
  • Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1998]. Победа морской мощи. Издания Caxton. ISBN 1-84067-359-1.
  • Granier, Hubert (1998). Histoire des Marins français 1789–1815. иллюстрации Алена Коза. Поступления морских пехоты. ISBN 2-909675-41-6.
  • Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 5, 1808–1811 гг. Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-909-3.
  • Macmillan, Allister (2000) [1914]. Маврикий иллюстрированный. W.H. и Л. Коллингридж. ISBN 978-81-206-1508-3.
  • Тейлор, Стивен (2007). Буря и завоевание, Битва за Индийский океан, 1808–1810 гг. Фабер и Фабер. ISBN 0-571-22465-2.
  • Труд, Онесим-Иоахим (1867 г.). Batailles navales de la France (на французском языке). 4 . Challamel Ainé.
  • Вудман, Ричард (2001). Морские воины. Констебль издателей. ISBN 1-84119-183-3.
Внешние ссылки
  • СМИ, относящиеся к Битве при Гранд-Порт на Викискладе

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:30:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте