Концессии в Китае были группой концессии, существовавшие в период позднего Имперского Китая и Китайской Республики, которые управлялись и оккупировались иностранными державами и часто ассоциировались с колониализмом.
Большинство из них имели экстерриториальность и были анклавами внутри ключевых городов, которые стали портами договора. За исключением других второстепенных экстерриториальных регионов, этих концессий больше нет.
Имперский Китай предоставил уступки во время последнего Период династии Цин (1644–1911), в результате серии «Неравных договоров ». Они начались в 1842 г. в Нанкинском договоре с Соединенным Королевством. По каждому договору Китай обычно был обязан открывать больше договорных портов для торговли и сдавать в аренду дополнительные территории в рамках концессии или полностью сдавать их. Единственным исключением, предшествовавшим этому периоду, был Макао, который был сдан в аренду в 1557 году Королевству Португалия во время династии Мин (1368–1644); Португалия продолжала платить арендную плату до 1863 года, чтобы остаться в Макао.
В каждом городе было разное количество уступок. Например, концессии в Тяньцзине достигли всего девяти на пике эпохи. Уступки обычно находились под контролем одной западной державы или Японской империи. Однако в Шанхайском международном урегулировании Соединенное Королевство и Соединенные Штаты объединили свои концессии, в то время как французы сохранили свои отдельные французские концессии.
В этих уступках гражданам каждой иностранной державы было дано право свободно жить, торговать, выполнять сокращение миссионерской деятельности и путешествовать. Они развили свои собственные субкультуры, изолированные и отличные от внутренней китайской культуры, и колониальные администрации пытались уступить своим уступкам качества «родины». На концессиях возникли церкви, трактиры и различные другие западные коммерческие учреждения. В случае Японии естественно процветали ее собственные традиции и язык. Некоторые из этих концессий в конечном итоге имели более совершенную архитектуру каждой культуры происхождения, чем большинство городов в странах происхождения иностранных держав. Со временем и без официального разрешения Великобритания, Франция, Япония и Соединенные Штаты создали свои собственные почтовые системы в своих концессионных и торговых зонах. После жалоб Китая на потерю почтовых доходов и отсутствие таможенных проверок все они были отменены в конце 1922 года.
Китайцам изначально было запрещено делать большинство уступок, но для улучшения коммерческой деятельности и услуг к 1860-м годам большинство уступок разрешалось китайцам, но относились к ним как к гражданам второго сорта, поскольку они не были гражданами иностранного государства, управляющего концессией. В конечном итоге они стали большинством жителей концессий. Некитайцы в концессиях, как правило, подчинялись консульскому закону, и некоторые из этих законов распространялись на жителей Китая.
У каждой концессии также были свои собственные полицейские силы и разные правовые юрисдикции со своими собственными отдельными законами. Таким образом, деятельность может быть законной в одной концессии и незаконной в другой. Многие концессии также содержали собственный военный гарнизон и постоянную армию. Иногда присутствовали военные и полицейские силы китайского правительства. Одни полицейские разрешили китайцев, другие - нет.
Иностранные концессии продолжались на материковой части Китайской Республики ( 1912–1949) период. В крупных городах, таких как Шанхай и Тяньцзинь, из-за большого количества юрисдикций преступники могли совершить преступление в одной юрисдикции, а затем легко скрыться в другой. Это стало серьезной проблемой в период Китайской Республики, с подъемом постимперской эпохи военачальников и крахом центральной власти в 1920–30-е годы. Преступность часто процветала, особенно организованная преступность со стороны различных групп полевых командиров.
Иностранные державы предприняли некоторые попытки заставить различные полицейские силы сотрудничать и работать вместе, но без особого успеха. Образ гангстеров и обществ триады, связанных с крупными городами и концессиями того периода, часто возникает из-за экстерриториальности внутри городов.
В начале Второй китайско-японской войны (1937–1945) постоянная армия японских концессий будет использоваться против материковой части Китая и китайских войск.
Страна | Концессия | Местоположение (современное название) | Год основания | Год роспуска | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
International | Шанхайское международное поселение | Шанхай | 1863 | 1945 | Образовано на основе британских и американских концессий |
Пекинский квартал дипломатической миссии | Пекин | 1861 | 1945 | ||
остров Гуланъюй | Сямэнь | 1903 | 1945 | ||
Австро-Венгрия | Австро-венгерская концессия в Тяньцзине | Тяньцзинь | 1902 | 1917 | Передан Италии после Первой мировой войны |
Бельгия | Бельгийская концессия в Тяньцзине | Тяньцзинь | 1902 | 1931 | |
Франция | Кван-Чжоу-Ван арендованная территория | Чжаньцзян | 1898 | 1946 | |
Французская концессия | Шанхай | 1849 | 1946 | ||
Французская концессия на острове Шамянь, Гуанчжоу | Гуанчжоу | 1861 | 1946 | ||
Французская концессия на Ханькоу | Ханкоу | 1896 | 1946 | ||
Французская концессия в Тяньцзине | Тяньцзинь | 1861 | 1946 | ||
Французская железная дорога, Куньмин | Куньмин | 1904 | 1940 | После французов во время Второй мировой войны наблюдался значительный приток американских войск. | |
Германия | арендованная территория залива Кяучоу | Циндао | 1898 | 1914 | |
Немецкая концессия в Ханкоу | Ханкоу | 1895 | 1917 | ||
Немецкая концессия в Тяньцзине | Тяньцзинь | 1895 | 1917 | ||
Италия | Итальянская концессия в Тяньцзине | Тяньцзинь | 1901 | 1947 | |
Япония | Арендованная территория Квантун / Железнодорожная зона Южно-Маньчжурии | Далянь | 1905 | 1945 | Получено из России |
Залив Киаучи сдан в аренду территория | Циндао | 1914 | 1922 | Получено у Германии | |
Японская концессия в Тяньцзине | Тяньцзинь | 1898 | 1943 | ||
Японская концессия в Ханькоу | Ханкоу | 1898 | 1943 | ||
Японская концессия в Чунцине | Чунцин | 1897 | 1943 | ||
Японская концессия в Сучжоу | Сучжоу | 1897 | 1943 | ||
Японская концессия в Ханчжоу | Ханчжоу | 1897 | 1943 | ||
Японская концессия в Шаши | Шаши | 1898 | 1943 | ||
Португалия | Португальский Макао | Макао | 1557 | 1999 | |
Россия | Русский Далянь | Далянь | 1898 | 1905 | |
Русская концессия в Тяньцзине | Тяньцзинь | 1900 | 1924 | ||
Русская концессия в Ханкоу | Ханькоу | 1896 | 1924 | ||
Китайско-Восточная железная дорога, Харбин | Харбин | 1896 | 1952 | ||
Советский Союз | Далянь | 1945 | 1955 | ||
Соединенное Королевство | Новые территории, Гонконг | Гонконг | 1898 | 1997 | |
Арендованная территория Вэйхайвэй | Вэйхай | 1898 | 1930 | Остров Люгун оставался под британским контролем как отдельная территория до 1940 г. | |
Остров Люгун | Вэйхай | 1930 | 1940 | Ранее часть арендованной территории Weihaiwei с 1898 г. | |
британская концессия в Тяньцзине | Тяньцзинь | 1860 | 1943>1943 | ||
британская концессия в Ханкоу | Ханкоу | 1861 | 1927 | ||
Британская концессия в Цзюцзян | Цзюцзи анг | 1861 | 1927 | ||
Британская концессия в Чжэньцзян | Чжэньцзян | 1861 | 1929 | ||
Британская концессия на острове Шамянь, Гуанчжоу | Гуанчжоу | 1861 | 1945 | ||
Британская концессия в Сямэнь | Сямэнь | 1852 | 1930 | ||
Британия концессия в Даляне | Далянь | 1858 | 1860 | ||
Британская концессия в Шанхае | Шанхай | 1846 | 1863 | Слияние с образованием Шанхайское международное поселение | |
Торговые склады в Тенгчун (Тэнъюэ) | Юньнань | Конец XIX - начало XX века. | Все еще стоит, с пулевыми отверстиями. Британский дипломат Август Маргари убит здесь в 1875 году. Консульство построено в 1921 году. | ||
Соединенные Штаты | Американская концессия в Шанхае | Шанхай | 1848 | 1863 | Объединено в Шанхайское международное поселение |
Американская концессия в Тяньцзине | Тяньцзинь | 1860 | 1902 | Объединена в британскую концессию в Тяньцзине |
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Концессиями в Китае. |