Битва за Фолклендские острова

редактировать
Морское сражение Первой мировой войны
Битва за Фолклендские острова
Часть Первой Мировая война
Битва за Фолклендские острова, 1914 г. (ретушировано).jpg . Битва за Фолклендские острова, Уильям Лайонел Уилли
Дата8 декабря 1914 г.
МестоУ берегов Фолклендских островов, Южная Атлантика
Результат

Победа Британии

Воюющие стороны
Соединенное Королевство Германская империя
Командиры и лидеры
Доветон Стерди. Джон Люс Максимилиан фон Шпее
Сила
2 линейных крейсера. 3 броненосных крейсера. 2 легких крейсера. 1 наземный до дредноута2 броненосных крейсера. 3 легких крейсера. 3 транспортных корабля
Потери и потери
10 убитыми. 19 ранеными1871 убитыми. 215 захваченными. 2 броненосных крейсера потоплены. 2 легких крейсера потоплены. 2 транспорта затоплены

Битва за Фолклендские острова была Первой мировой войной. ар военно-морское сражение между британским королевским флотом и германским имперским флотом 8 декабря 1914 года в Южной Атлантике. Британцы после своего поражения в битве при Коронеле 1 ноября послали большие силы, чтобы выследить и уничтожить эскадру немецких крейсеров. Битва отмечается ежегодно 8 декабря на Фолклендских островах как государственный праздник.

Адмирал Граф Максимилиан фон Шпее, командующий немецкой эскадрой из двух бронетранспортеров. крейсеры, SMS Scharnhorst и Gneisenau, легкие крейсеры SMS Nürnberg, Dresden и Лейпциг, и угольщики SS Baden, SS Santa Isabel и SS Seydlitz попытались совершить набег на британскую базу снабжения в Стэнли на Фолклендских островах. Британская эскадра, состоящая из battlecruisers HMS Invincible и Inf flexible, броненосных крейсеров HMS Carnarvon, Cornwall и Kent, вооруженный торговый крейсер HMS Macedonia и легкие крейсеры HMS Bristol и Glasgow прибыли в порт накануне.

Видимость была максимальной; море было безмятежным, дул легкий ветерок, а день был ясным и солнечным. Авангардные крейсеры немецкой эскадры были обнаружены рано. К девяти часам утра британские линейные крейсеры и крейсеры преследовали немецкие суда. Все, кроме Дрездена и Зейдлица, были выслежены и затоплены.

Содержание
  • 1 Предыстория
    • 1.1 Эскадрилья Спи
    • 1.2 Британские приготовления
  • 2 Битва
    • 2.1 Начальные приемы
    • 2.2 Контакт
  • 3 Результат
  • 4 Британская разведка во время битва
  • 5 Обломки Шарнхорста
  • 6 Примечания
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Предыстория

На каждом британском линейном крейсере было установлено по восемь 12-дюймовых (305-мм) орудий, в то время как у Spee лучшие корабли (Scharnhorst и Gneisenau) были оснащены восемью 210-мм (8,3 дюйма) орудиями. Кроме того, линейные крейсеры могли развивать скорость 25,5 узлов (47,2 км / ч ; 29,3 миль / ч ) против 22,5 узлов (41,7 км / ч; 25,9 миль / ч) Спи; Таким образом, британские линейные крейсеры не только значительно превосходили своих противников по вооружению, но и могли обогнать их. Устаревший линкор до дредноута HMS Canopus был остановлен в Стэнли, чтобы служить импровизированной батареей обороны для этого района.

Эскадрилья Шпее

СМС Шарнхорст, флагман немецкой эскадры

В начале военных действий Восточноазиатская эскадрилья Германии под командованием Шпее была превзойдена и по вооружению уступила Королевскому флоту и Императорский флот Японии. Спи и верховное командование не верили, что азиатские владения Германии можно защитить, и сомневались, что эскадрилья сможет выжить на этом театре военных действий. Спи хотел вернуть свои корабли домой и начал с направления на юго-восток через Тихий океан, хотя пессимистично оценивал их шансы.

Флот Спи выиграл битву при Коронеле у побережья Коронель, Чили, 1 ноября 1914 года, где его корабли потопили крейсера HMS Good Hope (флагман адмирала Крадока ) и Монмут. После битвы 3 ноября Шарнхорст, Гнейзенау и Нюрнберг вошли в гавань Вальпараисо и были встречены немецким населением как герои. Фон Шпее отказался участвовать в праздновании; когда ему подарили букет цветов, он отказался от них, отметив, что «они подойдут для моей могилы». В соответствии с требованиями международного права для воюющих судов в нейтральных странах, корабли вышли в течение 24 часов, двигаясь в Мас Афуэра, 400 миль (350 морских миль ; 640 км ) у побережья Чили. Там они получили известие о гибели крейсера SMS Emden, который ранее отделился от эскадры и совершал набег в Индийском океане. Они также узнали о падении немецкой колонии в Циндао в Китае, который был их портом приписки. 15 ноября эскадрилья двинулась на побережье Чили, где прошла церемония вручения 300 Железных крестов второго класса членам экипажа и железного креста первого класса адмиралу Спее.

Офицеры Шпее посоветовали вернуться в Германию. Эскадрилья израсходовала половину боеприпасов в Коронеле; пополнить запасы не удалось, даже уголь было трудно достать. Согласно отчетам разведки, британские корабли HMS Defense, Cornwall и Carnarvon размещались в River Plate и что британских военных кораблей в Стэнли не было, когда недавно их посетил пароход. Спи обеспокоен сообщениями о британском линкоре «Канопус», но его местонахождение неизвестно. 26 ноября эскадра отправилась к мысу Горн, которого достигла 1 декабря, затем встала на якорь у острова Пиктон, где пробыла три дня, распределяя уголь с захваченного британского угольщика., барабан и охота. 6 декабря британское судно было потоплено, а его экипаж переброшен во вспомогательный Зейдлиц. В тот же день Шпее предложил совершить набег на Фолклендские острова, прежде чем взять курс на Германию. В налете не было необходимости, потому что теперь у эскадрильи было столько угля, сколько она могла унести. Большинство капитанов Спи выступили против рейда, но он, тем не менее, решил продолжить.

Британские приготовления

30 октября в отставке Адмирал Флота сэр Джон Фишер был повторно назначен Первым морским лордом вместо адмирала принца Людовика Баттенбергского, который был вынужден уйти в отставку из-за общественного протеста против предполагаемого немецкого принца, руководящего британским флотом, хотя Людовик был британцем и служил в Королевском флоте с 14 лет. 3 ноября Фишеру сообщили, что Шпее был замечен у Вальпараисо и действовал, чтобы подкрепить Крадока, отдав приказ Обороны, уже отправленной для патрулирования восточного побережья Южной Америки, для подкрепления. его эскадрилья. 4 ноября пришло известие о поражении при Коронеле. Удар по британскому военно-морскому престижу был ощутим, и британская общественность была шокирована. В результате линейным крейсерам «Инвинсибл» и «Инфгиби» было приказано покинуть Гранд Флот и отправиться в Плимут для капитального ремонта и подготовки к службе за границей. Начальником штаба Адмиралтейства был вице-адмирал Доветон Стерди. У Фишера были давние разногласия со Стерди, который был одним из тех, кто призывал к его более раннему увольнению с поста Первого морского лорда в 1911 году, поэтому он воспользовался возможностью, чтобы назначить Стерди главнокомандующим в Южной Атлантике и Тихом океане, чтобы командовать новая эскадрилья из «Инвинсибл».

11 ноября «Инвинсибл» и «Ингибибл» покинули Девонпорт, хотя ремонт «Инвинсибла» был незавершенным, и она отплыла с рабочими на борту. Несмотря на безотлагательность ситуации и их максимальную скорость около 25 узлов (46 км / ч; 29 миль / ч), корабли были вынуждены двигаться со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч), чтобы сэкономить уголь для завершения долгое путешествие на юг через Атлантику. Два корабля также были сильно загружены припасами. Хотя секретность миссии считалась важной, чтобы удивить Спи, лейтенант Херст из Глазго услышал, как местные жители обсуждали предстоящее прибытие кораблей, находясь на берегу в Кабо-Верде 17 ноября; однако новость до Спи не дошла. Стерди прибыл к скалам Абролос 26 ноября, где его ждал контр-адмирал Стоддарт с остальной частью эскадры.

Стерди объявил о своем намерении отправиться на Фолклендские острова 29 ноября. Оттуда быстрые легкие крейсеры «Глазго» и «Бристоль» будут патрулировать в поисках Спи, вызывая подкрепление, если они его найдут. Капитан Люс из Глазго, участвовавший в битве при Коронеле, возразил, что нет необходимости ждать так долго, и убедил Старди уйти на день раньше. Эскадра была задержана во время пути на 12 часов из-за того, что трос, буксирующий мишени для тренировочной стрельбы, намотался на один из гребных винтов «Инвинсибл» , но корабли прибыли утром 7 декабря. Два легких крейсера пришвартовались во внутренней части Stanley Harbour, в то время как более крупные корабли остались в более глубокой внешней гавани Port William. Дайверы принялись снимать с "Инвинсибла" оскорбительный кабель; Пожары в котле Корнуолла были потушены для ремонта, а в Бристоле был демонтирован один из двигателей. Знаменитый корабль SS Great Britain - превращенный в угольный бункер - поставлял уголь компаниям «Инвинсибл» и «Ингибибл». вооруженному торговому крейсеру «Македония» было приказано патрулировать гавань, в то время как «Кент» поддерживал пар в своих котлах, готовый заменить Македонию на следующий день, 8 декабря; Флот Спи прибыл утром того же дня.

Маловероятным источником информации о движении немецких кораблей была миссис Мюриэл Фелтон, жена управляющего овцеводческой станцией в Фицрой, и ее горничные Кристина Госс и Мэриан Маклауд. Они были одни, когда Фелтону позвонили из Порт-Стэнли и сообщили, что к островам приближаются немецкие корабли. Горничные по очереди поднимались на вершину близлежащего холма, чтобы записывать движения кораблей, которые Фелтон передал в Порт-Стэнли по телефону. Ее отчеты позволили Бристолю и Македонии занять лучшие позиции для перехвата. Позже Адмиралтейство подарило женщинам серебряные пластины, и Фелтон получил OBE за свои действия.

Битва
Битва на Фолклендских островах; N находится слева на этой диаграмме

Начальные ходы

Крейсеры Шпее - Гнейзенау и Нюрнберг - первыми подошли к Стэнли. В то время весь британский флот углялся. Некоторые считают, что если бы Спи продолжил атаку, корабли Стерди стали бы легкой добычей, хотя это является предметом предположений и некоторых споров. Любой британский корабль, который попытался бы уйти, столкнулся бы с полной огневой мощью немецких кораблей; затонувшее судно могло также заблокировать остальную часть британской эскадры в гавани. Однако немцы были удивлены обстрелом из неожиданного источника: HMS Canopus, который был остановлен в качестве охранного корабля и находился за холмом. Этого было достаточно, чтобы остановить продвижение немцев. Вид отличительных треножных мачт британских линейных крейсеров подтвердил, что они столкнулись с более оснащенным противником. HMS Kent уже выходил из гавани, и ему было приказано преследовать корабли Спи.

Узнав о немецких кораблях, Стерди приказал экипажам завтракать, зная, что Канопус выиграл у них время, пока идет пар.

Спи, его экипаж измотан в боях, а его корабли не вооружены, исход казался неизбежным. Слишком поздно осознав опасность и упустив шанс атаковать британские корабли, когда они стояли на якоре, Спи и его эскадра ринулись в открытое море. Британцы покинули порт около 10:00. Spee был впереди на 15 миль (13 морских миль; 24 км), с немецкими кораблями, идущими в ряд, направлявшимися на юго-восток, но оставалось много дневного света для более быстрых линейных крейсеров, чтобы их догнать.

Контакт

Было 13:00, когда британские линейные крейсеры открыли огонь, но им потребовалось полчаса, чтобы добраться до зоны действия СМС Лейпциг. Понимая, что он не сможет убежать от британских кораблей, Спи решил сразиться с ними своими броненосными крейсерами в одиночку, чтобы дать легким крейсерам шанс спастись. Он перешел на бой сразу после 13:20. Немецкие броненосные крейсеры обладали освежающим северо-западным бризом, из-за которого дымовые трубы британских кораблей закрывали цель практически на протяжении всего боя. Заместитель командующего Гнейзенау Ганс Поххаммер указал, что у немцев была долгая передышка на ранних этапах битвы, поскольку британцы безуспешно пытались оттеснить адмирала Шпее с его выгодной позиции.

Непобедимый и Непреклонный, идущий в погоню из Порт-Стэнли, картина Уильяма Лайонела Уилли

Несмотря на первоначальный успех Шарнхорста и Гнейзенау в нанесении удара по «Инвинсибл», британские крупные корабли понесли незначительные повреждения. Затем Спи повернулся, чтобы убежать, но через 40 минут линейные крейсеры оказались на предельной дальности стрельбы.

HMS Invincible и HMS Inf flexible вступили в бой с «Шарнхорстом» и «Гнейзенау», в то время как Штурди отправил свои крейсера в погоню за SMS Leipzig и SMS Nürnberg.

HMS Inf Flexible и HMS Invincible развернулись, чтобы открыть огонь по броненосным крейсерам, и Спи в ответ попытался сократить дистанцию. Его флагманский корабль SMS Scharnhorst получил серьезные повреждения в результате сглаживания воронок, пожаров и крена. В 16:04 список ухудшился, а к 16:17 она затонула, забрав с собой фон Шпее и всю команду. СМС Гнейзенау продолжала вести огонь и уклоняться до 17:15, к этому времени ее боеприпасы были исчерпаны, и ее команда позволила ей затонуть в 18:02. Во время ее предсмертных агоний адмирал Стерди продолжал атаковать СМС Гнейзенау со своими двумя линейными крейсерами и крейсером HMS Carnarvon, вместо того, чтобы отделить один из линейных крейсеров, чтобы выследить убегающий Дрезден. 190 человек экипажа SMS Gneisenau были спасены из воды. Оба британских линейных крейсера получили около 40 попаданий между ними из немецких кораблей, при этом один член экипажа был убит и четверо ранены.

Тем временем СМС Нюрнберг и СМС Лейпциг бежали с британских крейсеров. SMS Nürnberg работала на полной скорости, но нуждалась в техническом обслуживании, в то время как команда преследовавшего HMS Kent доводила до предела ее котлы и двигатели. СМС Нюрнберг наконец развернулся к битве в 17:30. HMS Kent имел преимущество по массе снаряда и броне. В SMS Nürnberg около 18:30 произошли два взрыва котла, что дало преимущество в скорости и маневренности HMS Kent. Немецкий корабль перевернулся и затонул в 19:27 после долгой погони. Крейсеры HMS Glasgow и HMS Cornwall преследовали SMS Leipzig; HMS Glasgow закрылся, чтобы закончить SMS Leipzig, у которого кончились боеприпасы, но он все еще летел на своем боевом прапорщике. СМС Лейпциг выпустила две сигнальные ракеты, так что HMS Glasgow прекратил огонь. В 21:23, более чем в 80 милях (70 морских миль; 130 км) к юго-востоку от Фолклендов, он также перевернулся и затонул, оставив только 18 выживших.

В ходе основных сражений Старди отправил капитана Фэншоу на HMS Bristol вместе с HMS Macedonia, чтобы уничтожить угольщиков. Баден и Санта-Исабель были преследованы, остановлены и (после удаления экипажей) потоплены HMS Bristol и HMS Macedonia в 19:00. Зейдлиц взял отдельный курс и сбежал.

Результат
HMS «Негибкий» подобрал немецких моряков из Гнейзенау после битвы

Потери и ущерб были чрезвычайно несоразмерными; англичане пострадали очень легко. Адмирал Шпее и два его сына были среди погибших немцев. Спасенные немецкие выжившие, всего 215 человек, стали пленными на британских кораблях. Большинство из них были из Гнейзенау, девять из Нюрнберга и 18 из Лейпцига. Шарнхорст был потерян со всеми руками. Один из оставшихся в живых офицеров Гнейзенау был единственным выжившим с тремя разными орудиями на потрепанном крейсере. Его вытащили из воды, заявив, что он двоюродный брат британского командира (Стоддарта).

Из известных немецких войск, состоящих из восьми кораблей, спаслись два: вспомогательный Зейдлиц и легкий крейсер Дрезден, который бродил по в течение следующих трех месяцев, прежде чем ее капитан был загнан в угол британской эскадрой (Кент, Глазго и Орама) у островов Хуана Фернандеса 14 марта 1915 года. После короткого сражения, Капитан Дрездена эвакуировал свой корабль и затопил его, взорвав главный магазин боеприпасов.

В результате битвы немецкая восточноазиатская эскадра, единственное постоянное морское соединение Германии за рубежом, фактически прекратила свое существование. Торговые набеги в открытом море регулярными военными кораблями Kaiserliche Marine были прекращены. Однако Германия поставила несколько вооруженных торговых судов на службу в качестве торговых рейдеров до конца войны (например, см. Феликс фон Люкнер ).

Британская разведка во время битвы

После битвы немецкие военно-морские эксперты были озадачены тем, почему адмирал Шпее атаковал базу и как две эскадрильи могли так случайно встретиться на стольких тысячах миль открытого пространства. воды. В рукописной заметке Кайзера Вильгельма II к официальному отчету о сражении говорится: «Остается загадкой, что заставило Спи атаковать Фолклендские острова. См.« Морская стратегия Махана ».

Обычно считалось, что Шпее был введен в заблуждение немецким адмиралтейством и заставил его атаковать Фолклендские острова, базу заправки топлива Королевского военно-морского флота, после получения разведывательной информации от немецкой радиостанции в Вальпараисо, которая сообщила, что порт свободен от военных кораблей Королевского флота. Несмотря на возражения трех капитанов своих кораблей, Шпее продолжил атаку.

Однако в 1925 году немецкий морской офицер Франц фон Ринтелен взял интервью у адмирала Уильяма Реджинальда Холла, начальника отдела военно-морской разведки (NID) Адмиралтейства, и был проинформирован о том, что эскадрилью Спи заманили в сторону британских линейных крейсеров с помощью поддельного сигнала, отправленного в немецком военно-морском кодексе, взломанном британскими криптографами. (Точно так же 14 марта 1915 года SMS Dresden был перехвачен британскими кораблями, когда он занимался углем в море в месте, определенном кодовыми взломщиками NID.)

Обломки корабля Scharnhorst

Обломки корабля Шарнхорст были обнаружены 4 декабря 2019 года примерно в 98 морских милях (181 км; 113 миль) к юго-востоку от Стэнли на глубине 1610 м (5280 футов).

Примечания
Мемориальная доска 8 погибшим HMS Kent в Кентерберийском соборе
Ссылки
  • Беннетт, Джеффри (1962). Коронель и Фолклендские острова. Лондон: Б. Т. Бэтсфорд Лтд.
  • Жак, Тони (2007). Словарь битв и осад: справочник по 8 500 битвам от древности до двадцать первого века. Издательская группа «Гринвуд». ISBN 9780313335389.
  • Мэсси, Роберт К. (2004). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море. Лондон: Джонатан Кейп. ISBN 0-224-04092-8.
  • Ирвинг, Джон (1927). Коронель и Фолклендские острова. Лондон: A. M. Philpot, ltd.
  • Halpern, Paul (1994). Военно-морская история Первой мировой войны. США: Военно-морской институт США. ISBN 1-85728-295-7.
  • Майкл МакНалли (2012). Коронел и Фолкленды, 1914 г.; Дуэль в Южной Атлантике. Кампания скопы, тираж № 248. Osprey Publishing. ISBN 9781849086745
  • Скотт, Р. Нил (2012). Многие из них были задержаны морем: трагическое крушение HMS Otranto. Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442213425.
  • фон Рителен, Франц (1933). Темный захватчик. Лондон: The Bodley Head / Penguin Books.
Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Битвой на Фолклендских островах.

Координаты : 52 ° 29′58 ″ ю.ш. 56 ° 9′59 ″ з.д. / 52,49944 ° ю.ш. 56,16639 ° з.д. / -52,49944; -56.16639

Последняя правка сделана 2021-05-12 07:22:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте