Атмосферы

редактировать

Атмосферы - это произведение для оркестра, сочиненное Дьёрдь Лигети в 1961 году. Известно, что оно воздерживается. обычные мелодии и метр в пользу плотных звуковых текстур. После «Призраков» это была вторая работа, которую Лигети написал, используя то, что он назвал «микрополифонической » текстурой. Он получил дальнейшее распространение после использования в фильме Стэнли Кубрика 2001: Космическая одиссея.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Музыка
    • 2.1 Инструменты
    • 2.2 Стиль
    • 2.3 Чувство безвременья
    • 2.4 Музыкальная теория Лигети
  • 3 В 2001 году: Космическая одиссея
  • 4 Известные недавние выступления
  • 5 Переработка
  • 6 Дискография
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
История

Atmosphères был заказан в 1961 году Радио Юго-Западной Германии. Мировая премьера состоялась 22 октября 1961 года под управлением Ганса Росбауда, дирижировавшего Симфоническим оркестром SWF на Донауэшингенском фестивале. Лигети посвятил пьесу памяти Матьяша Зайбера, композитора венгерского происхождения, погибшего в автомобильной катастрофе годом ранее. SWF записал это исполнение для трансляции, и эта запись несколько раз выпускалась на коммерческом компакт-диске. Пол Гриффитс пишет, что это выступление сделало Лигети «предметом обсуждения». Лигети говорит, что после этого и своей более ранней пьесы «Явления» он «стал знаменит».

Леонард Бернстайн дирижировал нью-йоркской премьерой в 1964 году, хотя американская премьера состоялась ранее на концерте в Государственном колледже Сан-Фернандо, организованном Кубинский композитор Аурелио де ла Вега. Позже Бернштейн дирижировал его с New York Philharmonic и записал с ними в Манхэттенском центре в Нью-Йорке 6 января 1964 года для Columbia Masterworks, переизданного в 1968 году на Columbia Records и в 1999 году на компакт-диске Sony Classical..

Музыка

Инструменты

Атмосферы оцениваются для 4 флейт (все двойные пикколо), 4 гобоев, 4 кларнетов (4-й также кларнет E), 3 фаготов, контрафагот, 6 валторн, 4 трубы, 4 тромбона, туба, фортепиано (играют 2 перкуссиониста) и струнные (14 первых скрипок, 14 вторых скрипок, 10 альтов, 10 виолончелей, 8 контрабасов).

Стиль

Atmosphères отказывается от традиционных мелодий, гармонии и ритма в пользу «звуковых масс» со скользящими и объединяющимися оркестровыми кластерами, которые предполагают, что тембр является центральным фокусом произведения.. Он иллюстрирует представление Лигети о «статичной, самодостаточной музыке без развития или традиционных ритмических конфигураций». Гарольд Кауфман писал, что музыка Лигети сворачивает передний план и фоновые элементы музыкальной структуры в «магму развивающегося звука».

В пьесе широко используются тональные кластеры нот (означающее, что играются несколько смежных нот на шкале), в которой обычно никакие два инструмента никогда не играют одну и ту же ноту. Популярное музыкальное издание All Music Guide описывает произведение как имеющее группы нот, из которых выпадают части, оставляя «массу естественных нот». В пьесе представлены «быстрое мерцающее вибрато, несколько высоких глиссанди, волны струнных гармоник на разных метрах, [и] движущиеся ноты тот же путь, но с разными скоростями ».

Программные примечания, предоставленные Ensemble Sospeso, описывают Атмосферы как« первую серьезную альтернативу европейскому сериализму : статические массы оркестрового звука, которые дают одновременное ощущение неподвижность и движение ". С другой стороны, тщательное исследование отношения Лигети к дармштадтскому авангарду приходит к выводу, что Атмосферы следует «рассматривать как часть эволюции в рамках серийной традиции и ответ на проблемы, сформулированные в ней, а не как полный отход от этой традиции ". звуковые массы в Атмосфере особенно соответствуют последовательным предписаниям «статистической формы» Карлхайнца Штокхаузена, как это проиллюстрировано в Gesang der Jünglinge (1955). –56) и Gruppen (1955–57).

Чувство безвременья

Пьеса вызывает ощущение безвременья, в котором слушатель теряется в паутине текстуры и тональность. Харальд Кауфманн описал его как «акустически неподвижный», неподвижный звук, внутри которого есть движение, подобное дыханию. В издании All Music Guide по классической музыке говорится, что музыка «почти не намекает на движение вперед. Скорее, слушатель слышит почти неподвижную серию звуковых эволюций, разворачивающихся в разные моменты». По словам Питера Лаки:

Одна из центральных идей в Атмосфере, реализация полного застоя посредством обширного внутреннего движения, зародилась в годы правления Лигети в Венгрии. Позже композитор отмечал, что ему предшествовали в написании «статической» музыки Вагнер (Прелюдия к Das Rheingold и Прелюдия к Акту I Лоэнгрин ), Барток (начало Деревянный принц ) и Шенберг («Фарбен», третья в Пять пьес для оркестра, соч. 16 ). Но ни Барток, ни Вагнер, ни Шенберг никогда не достигали застоя посредством его полной противоположности, как это сделал Лигети в «Атмосфере». Большие части пьесы состоят из чрезвычайно плотного контрапункта, содержащего до 56 голосов (у каждого струнного инструмента есть своя собственная партия). Но имитационные входы настолько близки друг к другу, что невозможно воспринимать их по отдельности, что приводит к кажущейся неподвижности.

Ларри Сицки написал, что в музыке Лигети «плотность последовательных структур такова, что условные параметры через которую традиционно воспринимается музыкальная форма (мелодия, ритм, гармония), кажется, была эвакуирована. Следовательно, эти развивающиеся звуковые структуры кажутся неподвижными, как бы отделенными от времени. Перефразируя самого композитора, микрополифонический текстуры имеют тенденцию висеть, как могучий восточный гобелен, подвешенный вне времени ». Точно так же Томас Мэй заявляет, что в своих революционных оркестровых произведениях Apparitions и Atmosphères Ligeti «новая музыкальная точка зрения... выходила за рамки традиционных основных элементов мелодии, гармонии и ритма, обездвиживая их в пользу массы и фактуры самого звука.. Гигантские группы аккордов парят в стазисе, который сводит на нет знакомые указатели гармонии и пульса. Этот плотный звуковой туман стал известен как фирменный стиль Лигети ».

Музыкальная теория Лигети

В эссе под названием «Метаморфозы музыкальной формы» Лигети разработал концепцию музыкальной «проницаемости», согласно которой музыкальная структура «проницаема», если она позволяет свободный выбор интервалов, и «непроницаема», если нет. Здесь Лигети считает музыку Палестрины имеющей «возможно самую низкую степень проницаемости», потому что ее обращение с созвучием и диссонансом было наиболее чувствительным из всех исторических стилей. Лигети видел проницаемость и непроницаемость групп, структур и структур в сериальной музыке как замену формообразующей функции мелодических линий, мотивов и гармоний в старых стилях. Некоторые текстуры можно было накладывать друг на друга и накладывать друг на друга; одни музыкальные структуры будут легко смешиваться с другими, в то время как другие структуры будут выделяться.

Атмосферы во многом являются примером теории Лигети, прерывающей гармонию в пользу продолжительных звуков. Пьеса открывается «полностью хроматическим кластером, охватывающим более пяти октав, удерживаемых струнными и мягкими деревянными духовыми инструментами <123.>", из которых последовательно выпадают различные группы инструментов, а затем в композицию повторно входят различные" нити звуковой ткани ", сначала белые ноты, затем черные ноты вместе со сдвигами в тембре и продолжительности нот, которые движутся кусок вперед. Следовательно, пишет Гриффитс, «вся пьеса представляет собой исследование того, что в эссе Лигети названо« проницаемостью »музыкальных структур, как некоторые из них будут смешиваться с очень многими другими, а некоторые всегда стоят отдельно; это также демонстрация того, что может быть достигается, когда все обычные регуляторы, столь тонко настроенные в то время другими композиторами, остаются открытыми ".

Лигети отметил, что Атмосфер имел полифоническую структуру, но одну организовал он сам правила. По его словам, полифоническая структура не может быть услышана слушателем, но остается «подводной», скрытой от слушателя. Лигети ввел термин «микрополифония » для описания этой текстуры.

В 2001 году: Космическая одиссея

Стэнли Кубрик выбрал эту и другие работы Лигети для сцен в глубоком космосе и сцен с монолитом в своем фильме 1968 года 2001: Космическая одиссея потому что его таинственность была хорошей звуковой реализацией его видения. Это привело к тому, что музыка Лигети увидела гораздо более широкую аудиторию. Запись Атмосфера, использованная в саундтреке к фильму 2001: Космическая одиссея, была сделана с Оркестром радио Юго-Западной Германии под управлением Эрнеста Бур. Кубрик продолжал использовать другие композиции Лигети в своих фильмах Сияние и Широко закрытые глаза.

Согласно программным заметкам, опубликованным Симфоническим оркестром Сан-Франциско, Лигети был недоволен тем, что его музыка присутствует в саундтреке к фильму, который разделяют композиторы Иоганн и Рихард Штраус. Тем не менее, это произведение несколько раз исполнялось в концертах с другими произведениями, показанными в фильме 2001: Космическая одиссея, такими как исполнение в 2010 году Nashville Symphony, которое исполнило его вместе с полнометражной версией. Рихарда Штрауса Так говорил Заратустра.

Известные недавние выступления

Выступление Лондонской филармонии «Атмосферы» в 2006 году было отмечено прямым переходом без перерывов в Стравинского Весна священная, которую музыкальный критик «Санди Таймс» Хью Кэннинг назвал «гением программирования», продолжение:

Юровски предшествовал «Ритуалу» Стравинского статичным облачным пейзажем Лигети «Атмосферы». Вместо того, чтобы представлять эти основополагающие модернистские работы как отдельные элементы, Юровский плавно перешел от небытия финала Лигети к вступительному соло фагота Стравинского. Контраст между этими двумя пьесами - «Лигети» - этюд в неподвижности, «Стравинский» - конвульсивное извержение движения - только усилился устройством Юровски, заставляющим слушать освеженными ушами.

Эдвард Секерсон из британской The Independent также описал этот переход как «поразительный переворот», в то время как Ричард Моррисон из ежедневного выпуска The Times отметил, что «Юровски даже держал ритм, чтобы обмануть нас... так что фагот Стравинского появился из тонких, бесконечно дрейфующих облаков скоплений Лигети».

Другим недавно получившим признание выступлением было выступление австрийского Густава Малера Югендорчестера (Молодежный оркестр Густава Малера) в Англии, выступление, описанное как «целенаправленное чтение», в котором дирижер «Нотт должным образом принуждал к изысканности. из каждой секции оркестра, особенно центробежных струн, что придавало великолепной плавности игре ".

Переработка

Бельгийский гитарист Том Пауэлс написал сокращенную аранжировку Атмосферы для небольшого камерного оркестра из восьми инструментов с использованием графической партитуры для кларнета, виолончели, аккордеона, гитары и ноутбука (синусоидальные тона) на основе оригинала Ligeti. Он был исполнен ансамблем Плюс-минус и опубликован ансамблем в виде видео.

Дискография

В хронологическом порядке записи, многие из которых были выпущены в разных муфтах.

  • SWF-Sinfonieorchester Baden-Baden, дирижер Ханс Росбауд [запись мировой премьеры в Донауэшингене 22 октября 1961 года]
    • 1990. 40 Jahre Donaueschinger Musiktage 1950–1990. Col Legno AU-031800 CD. Комплект из 4 компакт-дисков + 1 буклет. Мюнхен: Col Legno Musikproduction; Штауфен им Брайсгау: Аурофон. (На музыку Хартманна, Булеза, Ноно, Ксенакиса, Пендерецкого, Штокхаузена, Стравинского, Циммерманна, Холлигера, Лахенманна, Расеги, Мессиана, Картера, Рима и Калицке.)
    • 1996. 75 Jahre Donaueschinger Musiktage 1921–1996: CD 9. Col Legno WWE 12CD 31899 (набор из 12 компакт-дисков); Col Legno WWE 1CD 31908 (единый CD-номер). Мюнхен: Col Legno Musikproduction; Штауфен им Брайсгау: Aurophon.
    • 2000. Musiktage Donaueschingen: Uraufführungen 1955–1989. Musik in Deutschland 1950–2000; Konzertmusik; Musik für Orchester; Sinfonische Musik; Porträt. RCA Red Seal / BMG 74321-73510. 1 CD, 12 см. + буклет. [Мюнхен]: BMG Classics. [Примечание: в буклете дирижер ошибочно идентифицируется как Эрнест Бур] (С музыкой Ксенакиса, Пендерецкого, Мессиана, Холлигера, Лахенманна и Рима.)
  • Нью-Йоркский филармонический оркестр, дирижер Леонард Бернстайн [записано в Нью-Йорке в Манхэттенском центре 6 января 1964 г.]
    • 1965. Леонард Бернштейн дирижирует музыкой нашего времени. Columbia Masterworks / CBS MS 6733 (стерео). LP, 1 звуковой диск, 33 ⁄ 3 об / мин, 12 дюймов. Нью-Йорк: CBS Records. (С музыкой Мортона Фельдмана, Ларри Остина и четырьмя импровизациями Нью-Йоркского филармонического оркестра. Программные ноты Эдварда Даунса на куртке.)
    • 1968. Музыка из 2001: Космическая одиссея. Сюита из балета Аниара. Columbia Masterworks / CBS MS 7176 (стерео). LP, 1 звуковой диск, 33 ⁄ 3 об / мин, 12 дюймов. Нью-Йорк: CBS Records.
    • 1999. Музыка нашего времени. Sony Classical SMK 61845. 1-CD. Нью-Йорк: Sony Music Entertainment. (С музыкой Мортона Фельдмана, Эдисона Денисова, Гюнтера Шуллера, Оливье Мессиана и четырех импровизаций Нью-Йоркской филармонии. Программные ноты Тима Пейджа на английском языке с немецким и французским переводами, вставленными в контейнер.)
  • Sinfonie-orchester des Südwestfunks, Баден-Баден, конд. Эрнест Бур [записано в апреле 1966 года]
    • [1966]. Дьёрдь Лигети: Атмосфера (1961) для большого оркестра и оркестра. Continuum für Cembalo solo. Wergo Taschen-Diskothek Neuer Musik. Wergo WER 305. Запись на LP, 2 стороны, 7 дюймов, 33 ⁄ 3 об / мин, стерео. Баден-Баден: Wergo Schallplattenverlag, GmbH.
    • 1966. Дьёрдь Лигети: Приключения (1962), Новые приключения (1966): для 3 Зангера и 7 Инструментальных композиций, Атмосферы, Volumina für Orgel. Studio-Reihe neuer Musik. Wergo WER 60 022. LP-запись, 1 диск, 33 ⁄ 3 об / мин. стерео, 12 дюймов. Баден-Баден: Wergo Schallplattenverlag, GmbH.
    • 1968. 2001, Космическая одиссея: музыка из саундтрека к фильму. LP-запись, 1 звуковой диск, 33 ⁄ 3 об / мин, стерео, 12 дюймов MGM 1SE 13 ST. [Нью-Йорк]: MGM.
    • 1970. Дьёрдь Лигети: Приключения (1962); «Новые приключения» (1962–65); Атмосферы; Volumina (1961–62, 1-я редакция). Гелиодор. (Программные заметки композитора и других о контейнере и листе, вставленном в контейнер.)
    • 1988. Дьёрдь Лигети: Kammerkonzert für 13 Instrumentalisten; Разветвления для Штрайхорчестера; Разветвления для 12 Solostreicher; Lux aeterna; Атмосферы. Wergo WER 60162-50. Компакт-диск, 1 звуковой диск, 4 ⁄ 4 дюйма. Майнц: Верго. (Программные заметки композитора и других на немецком языке с английским и французским переводами, вставленными в контейнер.)
    • [1990-е]. 2001: Космическая одиссея - оригинальный саундтрек. Polydor / PolyGram 831 068. Компакт-диск, 1 звуковой диск: цифровой, стерео., 4 ⁄ 4 дюйма. Гамбург: Полидор.
    • 1996. 2001: Космическая одиссея - оригинальный саундтрек. Rhino / Atlantic 72562. Компакт-диск. 1 звуковой диск, стерео, 4 ⁄ 4 дюйма
    • 2000. Musik in Deutschland 1950–2000: Konzertmusik, Musik für Orchester, Sinfonische Musik, Porträt. RCA Red Seal / BMG Classics 74321-73508; 74321 73509; 74321 73510; 74321 73511; 74321 73512; 74321 73513; 74321 73656. Компакт-диск 6 звуковых дисков, стерео, 4 ⁄ 4 дюйма. [Германия]: BMG Classics: Deutscher Musikrat ; [N.p.]: RCA Red Seal.
  • Ёмиури Нихон Кокё Гакудан, конд. Сэйдзи Одзава [программа, записанная вживую в токийском театре Ниссей 1, 2 и 4 мая 1966 года]
    • 1967. Пространство оркестра в театре Ниссей, 1966, т. 2. Victor SJV 1513. 1 LP звуковой диск: аналоговый, 33 ⁄ 3 об / мин, стерео. ; 12 дюймов [Япония]: Виктор.
    • 1978. Оркестровое пространство. Варезе Сарабанда / MCA VS-81060. LP, 1 диск, 33 ⁄ 3 об / мин, стерео, 12 дюймов [Лос-Анджелес]: Варез Сарабанда. Переиздан в 1986 году на компакт-диске, Varèse Sarabande / MCA VSD-47253.
  • Венский филармонический оркестр, конд. Клаудио Аббадо [запись вживую, Вена, Musikverein, Grosser Saal, октябрь 1988]
    • 1990. Wien Modern. Deutsche Grammophon / PolyGram 429 260. 1 звуковой компакт-диск, цифровой, стерео, 4 ⁄ 4 дюйма. Гамбург: Deutsche Grammophon.
    • 2006. Дьёрдь Лигети: Ясно или облачно. Deutsche Grammophon / Universal Classics 477 6443–477 6447. Компакт-диск 4 звуковых диска, цифровой, стерео, 4 ⁄ 4 дюйма. Гамбург: Deutsche Grammophon.
  • Hollywood Bowl Orchestra, cond. Джон Мосери [записано в Голливуде, Калифорния: 11, 20 и 22 сентября 1994 г.]
    • 1995. Путешествие к звездам: научно-фантастическое фэнтези-приключение. Philips / PolyGram 446 403. [N.p]: Philips; Нью-Йорк: классика полиграмм. (С музыкой Карла-Биргера Бломдала, Бернарда Херрманна, Джерри Голдсмита, Луи и Бебе Бэррон, Франца Ваксмана, Джона Корильяно, Рихарда Штрауса, Алекса Норта, Джона Уильямса, Дэнни Эльфмана и Артура Блисса.)
  • Симфонический оркестр Бирмингема Оркестр, дир. Саймон Рэттл [запись 1996]
    • 2005. Уходя из дома - Музыка в ХХ веке: тур сэра Саймона Рэттла и Симфонического оркестра Бирмингема, т. 2: Ритм. Arthaus Musik 102035. Видеозапись DVD, 4 ⁄ 4 дюйма, регион 0 (весь мир). Arthaus Musik 102 073 также доступен как часть набора из 7 DVD. Лейпциг: Arthaus Musik GmbH. (Отрывки из «Атмосфера», а также из музыки Стравинского, Вареза, Райха, Булеза, Мессиана, Малера и Нанкарроу.)
  • Филармонический оркестр Гейдельберга, конд. Томас Калб [записано в конце 1990-х].
    • 1999. Nacht der Planeten, vol. 1. Классика Хёпфнера. Antes Edition BM-CD 31.9131. Компакт-диск, 1 звуковой диск, цифровой, стерео, 4 ⁄ 4 дюйма. Бюль: Bella Musica Edition. (На музыку Вольфганга Амадея Моцарта и Александра Раскатова.)
  • Берлинский филармонический оркестр, конд. Джонатан Нотт [запись, Берлин, филармония, 13–16 декабря 2001 г.]
    • 2002. Проект Лигети II. (С: Ligeti, Lontano, San Francisco Polyphony, Apparitions и Concert românesc.). Teldec / Warner Classics 8573-88261. Запись на компакт-диск. Гамбург: Teldec Classics
    • 2008. Переиздан как диск 2 проекта Ligeti: Atmosphères, Chamber Concerto и др. 5 компакт-дисков. Teldec / Warner Classics 510998; Уорнер Классикс 2564 69673-5. Гамбург: Teldec Classics.; [Соединенное Королевство]: Warner Classics.
  • Симфонический оркестр Финского радио, конд. Ханну Линту [записано Хельсинки, Musiikkitalo, 29–31 августа 2012 г.]
    • 2013 г. Дьёрдь Лигети. (С: Лонтано, Концерт для скрипки (солист Бенджамин Шмид), Атмосфер, Полифония Сан-Франциско). Ундина ODE 1213-2. Запись на компакт-диск. Ondine Oy.
Ссылки
  • Дротт, Эрик. 2000. "Стазис и подобие в" Атмосфере "Дьердь Лигети. Документ, представленный на ежегодном собрании Общества теории музыки штата Нью-Йорк, Итака, штат Нью-Йорк.
  • Гриффитс, Пол. 1990. «Wien Modern»: работы Ноно, Лигети, Булез, Рим ». Примечания к буклету компакт-диска для Wien Modern. Венский филармонический оркестр; Wiener Jeunesse-Chor (Гюнтер Тьюринг, хормейстер); Клаудио Аббадо, конд. Deutsche Grammophon 429 260–2. 1 звуковой компакт-диск, цифровой, стерео, 4 ⁄ 4 дюйма. Гамбург: Deutsche Grammophon.
  • Айверсон, Дженнифер Джой. 2009. «Историческая память и звуко-массовая музыка Дьёрдя Лигети 1958–1968 ». Кандидат наук. Тезис. Остин: Техасский университет, Музыкальная школа Батлера.
  • Лигети, Дьёрдь. 1960. "Wandlungen der musikalischen Form". Die Reihe 7 ("Форма - Raum"): 5–17; английское издание (1964), как "Метаморфозы музыкальной формы", перевод Корнелиуса Кардью. Die Reihe 7 («Форма - пространство»): 5–19.
  • Уилсон, Чарльз. 2004. «Дьёрдь Лигети и риторика автономии». Музыка XX века 1, № 1: 5–28. doi : 10.1017 / S1478572204000040
Дополнительная литература
  • Бауэр, Эми. 2001. «Сочинение самого звука»: вторичные параметры и структура в музыке Лигети ». Теория Индианы Обзор 22, № 1 (Весна): 37–64.
  • Бауэр, Эми. 2004. «« Цвет тона, движение, изменение гармонических плоскостей »: познание, ограничения и концептуальные сочетания в модернистской музыке». В The Pleasure of Modernist Music: Listening, Meaning, Intention, Ideology, под редакцией Арведа Эшби, 121–52. Рочестер, Нью-Йорк: University of Rochester Press. ISBN 1-58046- 143-3.
  • Байер, Фрэнсис. 1989. «Атмосферы Дьёрдь Лигети: Элементы для анализа». Analyze Musicale, № 15 (Ap ril): 18–24.
  • Бёрманн, А. Э. и А. Шнайдер. 1991. "Struktur, Klang, Dynamik: Akustische Untersuchungen an Ligetis Atmosphères". Hamburger Jahrbuch für Musikwissenschaft 11: 311–34.
  • Burde, Wolfgang. 1993. Дьёрдь Лигети: Eine Monographie. Цюрих: Atlantis-Musikbuch-Verlag.
  • Энгель, Йенс Маркус. 2005. "Состав группы как postserielle Strategie: Дьердь Лигетис Mikropolyphonie und Helmut Lachenmanns musique concrète instrumentale ". Дипломная работа. Люнебургский университет.
  • Флорос, Константин. 1996. Дьёрдь Лигети. Jenseits von Avantgarde und Postmoderne. Österreichische Musikzeitedition 26. Вена: Lafite.
  • Floros, Constantin. 1997. "Der irisierende Klang: Anmerkungen zu Ligetis Atmosphères". В «Lass singen, Gesell, lass rauschen...»: Zur Ästhetik und Anästhetik in der Musik, под редакцией Отто Коллерича, 182–193. Studien zur Wertungsforschung, no. 32. Вена: универсальное издание. ISBN 3-7024-0220-9.
  • Гриффитс, Пол. 1997. Дьёрдь Лигети, второе издание. Современные композиторы. Лондон: Robson Books.
  • Гриффитс, Пол. 2001. "Лигети, Дьёрдь (Шандор)". Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Macmillan Publishers.
  • Кауфманн, Харальд. 1969. "Strukturen im Strukturlosen: Über Gyögery Ligetis" Atmosphères "". В Spurlinien: analytische Aufsätze über Sprache und Musik, 107–17. Вена: Э. Лафите.
  • Лобанова, Марина. 2002. Дьёрдь Лигети: стиль, идеи, поэтика. Берлин: Kuhn.
  • Nordwall, Ove. 1971. Дьёрдь Лигети: собственная монография. Майнц: Шотт.
  • Рестаньо, Энцо. 1985. Лигети. Musica contemporanea 1; Biblioteca di cultura musicale: Autori e opere. Турин: Edizioni di Torino / Musica. ISBN 88-7063-036-6.
  • Рихтер, Кристоф. 2004. Religiöse Erfahrungen mit Musik: Иоганн Себастьян Бах: Отставание Христа в Тодесбандене, Kantate zum Ostersonntag, Дьёрдь Лигети: Атмосфер, Арво Пярт: Fratres. Ein musikpädogogisches Projekt für den Musikunterricht, für den Religionsunterricht und für die kirchenmusikalische Arbeit. Альтенмединген: Юнкер. ISBN 3-937628-02-9.
  • Салменхаара, Эркки. 1969. Das musikalische Material und seine Behandlung in den Werken "Явления", "Атмосферы", "Приключения" и "Реквием" фон Дьёрдь Лигети. Forschungsbeiträge zur Musikwissenschaft 19. Регенсбург: Bosse-Verlag.
  • Шнайдер, Альбрехт и Андреас Э. Бёрманн. 1991. "Struktur, Klang, Dynamik: Akustische Untersuchungen an Ligetis Atmosphères". Hamburger Jahrbuch für Musikwissenschaft 11: 311–34.
  • Schneider, Sigrun. 1975. "Zwischen Statik und Dynamik: Zur formalen Analyze von Ligetis Atmosphères". Musik Bildung: Praxis Musikerziehung 7, no. 10: 506–10.
  • Стейниц, Ричард. 2003. Дьёрдь Лигети: Музыка воображения. Лондон: Фабер и Фабер ISBN 0-571-17631-3 ; Бостон: издательство Северо-Восточного университета. ISBN 1-55553-551-8 (cloth).
  • Suplicki, Markus. 1995. "Дьёрдь Лигети, Атмосферы: Eine unkausale Form?". Musiktheorie 10, no. 3: 235–47.
  • Туп, Ричард. 1999. Дьёрдь Лигети. Лондон: Phaidon Press. ISBN 0-7148-3795-4.
  • Фогт, Ханс. 1982. Neue Musik seit 1945. Штутгарт: Reclam.
  • Винке, Герхард. 1990. "Дьёрдь Лигети: Атмосферы". In 111 Schlüsselwerke der Musik: von der Mehrstimmigkeit zum emanzipierten Geräusch, 182–83. Бонн: Бувье-Верлаг.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-12 16:22:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте