Камуфляж для самолета

редактировать

Подрывная маскировка A-7D Corsairs на разрушительно окрашенной бетонной поверхности, Таиланд, 1972 г.

Камуфляж для самолетов - это использование камуфляжа на военных самолетах, чтобы их было труднее увидеть, будь то на земле или в воздухе. Учитывая возможные фоны и условия освещения, ни одна схема не работает в каждой ситуации. Обычным подходом была форма затенения, когда самолет был окрашен в разрушающий рисунок основных цветов, таких как зеленый и коричневый вверху и цвета неба внизу. Для более быстрых и летающих самолетов цвета неба иногда использовались повсюду, в то время как вертолеты и самолеты с неподвижным крылом, используемые вблизи земли, часто полностью окрашивались в наземный камуфляж. Самолеты, летящие ночью, часто окрашивались в черный цвет, но на самом деле из-за этого они казались темнее, чем ночное небо, что приводило к более бледным схемам ночного камуфляжа. Есть компромисс между камуфляжем и опознавательными знаками самолета, а также между камуфляжем и весом. Соответственно, видимый свет камуфляж не использовался, когда превосходству в воздухе не угрожала или когда не ожидалось значительного воздушного сопротивления.

Самолеты были впервые замаскированы во время Первой мировой войны ; С тех пор широко применяется авиационный камуфляж. В Второй Мировой Войне разрушительный камуфляж получил широкое распространение для истребителей и бомбардировщиков, иногда в сочетании с контрастным затенением. Некоторые военно-воздушные силы, такие как немецкие люфтваффе, меняли схемы окраски, чтобы соответствовать различным условиям полета, таким как небесное сияние над немецкими городами или песками Средиземноморского фронта.

Во время и после Второй мировой войны в рамках проекта Yehudi lights был разработан камуфляж с противосветовым освещением с использованием ламп для увеличения яркости самолета в соответствии с яркостью неба.. От этого отказались благодаря улучшениям в радаре, которые, казалось, сделали излишний камуфляж в видимом свете. Однако самолеты по-прежнему окрашиваются в камуфляжные схемы; В недавних экспериментах снова были исследованы системы активного камуфляжа, которые позволяют изменять цвета, рисунки и яркость, чтобы соответствовать фону, и некоторые военно-воздушные силы окрашивают свои истребители в шаблоны цифрового камуфляжа. Технология Stealth, как и в Lockheed F-117 Nighthawk, направлена ​​на минимизацию эффективного радиолокационного сечения самолета и инфракрасной сигнатуры. обеспечение многоспектральной маскировки за счет снижения летных характеристик. Скрытность может распространяться на избежание или предотвращение испарения инверсионных следов.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Первая мировая война
    • 1.2 Вторая мировая война
    • 1.3 Холодная война и после
  • 2 Методы
    • 2.1 Наземный камуфляж
    • 2.2 Воздушный камуфляж
    • 2.3 Ночной камуфляж
    • 2.4 Активный камуфляж
    • 2.5 Технология невидимости
    • 2.6 Предотвращение инверсионных следов
    • 2.7 Цифровой камуфляж
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
История

Первая мировая война

Подрывной образец Французский Nieuport 16

Французы были одними из первых, кто ввел камуфляж, начиная с истребителей Ньюпор, с которыми они проверяли различные схемы во время битвы при Вердене в начале 1916. Светло-сине-серый Nieuport 11 пилотировал Жорж Гинемер, который он назвал Oiseau Bleu (Синяя птица), в то время как некоторые Voisin III были также окрашены в такого же цвета. Одновременно были опробованы подрывные схемы с использованием нескольких цветов. К середине 1916 года серебристо-серый алюминиевый лак стал нормой для Nieuports, пока в 1917 году французы не представили стандартизированную схему разрушающей маскировки для боевых самолетов. Она широко использовалась на таких самолетах, как Breguet XIV. и SPAD XIII, которые состояли из темно-светло-зеленого, темно-светло-коричневого, черного (иногда опускается) и нижней стороны серого или бежевого.

Fokker D.VII в ромбовидный камуфляж

В середине 1916 года немцы экспериментировали с прозрачным ацетатцеллюлозным покрытием на нескольких самолетах, в том числе на Fokker E.III, которые делали самолет почти невидимым. с большинства углов, однако солнце, отражающееся от него, победило его еще до того, как это сделало отсутствие прочности. Когда немцы выставили на вооружение биплан Albatros D.III , пилоты легко перепутали их с Nieuports аналогичной формы, в которых использовалось такое же сочетание цветов. Решение, которое придумали немцы, заключалось в замене красно-коричневого на пурпурный, который издалека все еще хорошо работал в качестве камуфляжа, но легко мог идентифицировать самолет как немецкий. Как и во Франции, отдельные производители применяли различные камуфляжные покрытия, в зависимости от их собственных интерпретаций требований. Светло-серый (LFG Roland C.II ), пятна зеленого и коричневого цветов (Fokker D.II ) и полосатая оливково-зеленая отделка на бирюзовой основе (Fokker Dr.I ) все использовались до апреля 1917 года, когда был представлен предварительно напечатанный ромбовидный камуфляж (Lozenge-Tarnung), содержащий до 5 цветов.

Самолеты британской Royal Flying Corps и Royal Naval Air Service были окрашены сверху и по бокам защитным веществом под названием PC.10 (смесь желтой охры и ламповой сажи) или PC.12 (оксид железа и ламповая сажа), в то время как нижние стороны были покрыты прозрачной пастой. Эти цвета изначально не предназначались для маскировки, но были разработаны для предотвращения повреждения ткани УФ-излучением от солнца, а их маскирующий эффект был дополнительным бонусом. Обе службы также использовали черный цвет для ночных бомбардировщиков, в то время как большое количество экспериментальных камуфляжей было опробовано для конкретных ролей, таких как обстрел траншей, с несколькими цветами. Альтернативы были испытаны в конце 1917 года на экспериментальной станции Орфорднесс, в результате чего в начале 1918 года был введен NIVO (ночной невидимый лак Орфорднесс); это использовалось для всех внешних поверхностей ночных бомбардировщиков, пока не было заменено цветами Второй мировой войны. Корабельный ослепляющий камуфляж был испытан на таких самолетах, как Sopwith Camels, но не использовался на боевых самолетах.

Вторая мировая война

Supermarine Spitfire в разрушительно. с рисунком RAF «Песок и шпинат», камуфляж для верхней поверхности, 1941

Во время Мюнхенского кризиса 1938 года Королевские ВВС реализовали планы по маскировке его самолет в его разрушительном узоре Схема умеренного климата: «Темная Земля» и «Темно-зеленый» вверху и «Небо» (похожее на синее утиное яйцо) внизу. Эта схема была известна в просторечии как «Песок и шпинат», когда узор был нанесен на фабрике, а большие резиновые коврики служили ориентирами. Для многих типов самолетов, особенно истребителей, резиновые коврики были перевернуты для четных и нечетных серийных номеров, названных образцами A и B. Нижняя часть и нижняя половина фюзеляжа ночных бомбардировщиков были окрашены в черный цвет. Варианты истребителей в начале войны включали окраску нижней части крыла в черный цвет. Позже, во время войны, темная земля была заменена «серым океаном», а нижняя сторона стала «серой морской». Морская авиация использовала два оттенка серого над небом. Прибрежное командование, которое осуществляло патрулирование вражеских судов над открытым морем, использовало белый цвет вместо неба. В кампании в Северной Африке для верхних поверхностей использовалась комбинация «Темная Земля» и «Средний камень», нижняя сторона была «Лазурно-синей». Та же лазурь использовалась на дневных бомбардировщиках за границей. Высоко летающие самолеты RAF Photographic Reconnaissance Unit были полностью окрашены в синий цвет, но им дали «лицензию на маскировку» их самолетов.

Некоторые ВВС США В самолетах использовалась разновидность британских схем маскировки (в основном на самолетах, изначально построенных по заказу британских ВВС), но на большинстве самолетов USAAF не использовалось несколько оттенков на верхней стороне самолета. Вместо этого, большинство из них были замаскированы оливково-серым цветом сверху и нейтрально-серым снизу, хотя у некоторых края летающих поверхностей были окрашены в средне-зеленый цвет. На более поздних этапах войны от камуфляжа часто отказывались, как для экономии времени на производстве, так и для снижения веса, оставляя самолеты с естественной металлической отделкой.

самолеты ВВС СССР были окрашены в оттенки зеленого, либо однотонный, либо с разрушительным рисунком сверху, и сине-серым на нижней поверхности.

Заштрихованный Ночной истребитель Messerschmitt Bf 110 G, с бледной нижней стороной в тон небесное сияние

Базовое Немецкий (Люфтваффе ) камуфляж на протяжении большей части войны основывался на голубой нижней поверхности и двухцветном осколочном узоре различной зелени для верхних поверхностей. В первый год войны главными цветами были темно-зеленый и черно-зеленый; позже для истребителей стали использоваться более светлые и сероватые цвета, хотя бомбардировщики в основном сохранили темно-зеленый / черно-зеленый камуфляж. Боковая часть фюзеляжа истребителей и некоторых легких бомбардировщиков часто имела пятна неправильной формы, смягчавшие переход от верхней поверхности к нижней. Нижняя сторона ночных бомбардировщиков и ночных истребителей была окрашена в черный цвет в начале войны, но к 1943 году они перешли на более светлые базовые цвета их обычных светло-голубых нижних поверхностей самолетов, летающих днем, и светло-серое базовое покрытие поверх верхних поверхностей, чтобы соответствовать небесное сияние над немецкими городами, которые им было поручено защищать. Для Средиземноморского фронта был разработан специальный узор, состоящий из песочно-желтого цвета, который часто переходил в желто-коричневый, с оливково-зелеными пятнами или без них. По мере того как Германия теряла господство в воздухе, наземный камуфляж становился все более важным, и истребители поздней войны получили двухцветную схему, такую ​​как British Sand and Spinach, в темно-коричневом и светло-зеленом.

Холодная война и после

автомимикрия : нижняя часть A-10 Thunderbolt II с фальшивым навесом, окрашенным, как если бы самолет находился в правильном положении

во время холодной войны частично отказались от камуфляжа; например, глянцевый белый с защитой от вспышки использовался на самолетах в качестве защиты от ядерной вспышки, включая высоколетящие ядерные бомбардировщики Королевских ВВС V-бомбардировщиков. Когда зенитно-ракетные комплексы сделали атаку на высоком уровне слишком опасной, планы бомбардировщиков Королевских ВВС изменились на атаку на низком уровне, и вернулись замаскированные верхние поверхности. Однако, за исключением американских и советских стратегических сил, маскировка продолжала применяться тактически. Например, во время корейской войны американские бомбардировщики B-29 были переведены на ночные полеты с черным днищем, когда китайские истребители стали серьезной угрозой. Во время войны во Вьетнаме истребители Северного Вьетнама МиГ-21 раскрашивались вручную в зеленый камуфляж, в то время как USAAF и ВМС США возобновили эксперименты с раскрашенным камуфляжем. В советско-афганской войне советские вертолеты Ми-24 были замаскированы под песок и шпинат.

В 1970-х тепловыводящих Были разработаны ракеты, которые имели дальность полета больше, чем острота зрения пилотов. Камуфляж самолета теперь имел две основные угрозы, которые он не мог полностью устранить: радар и инфракрасное обнаружение. Соответственно, маскировка стала менее важной. Однако к 1980-м годам человеческий глаз снова стал рассматриваться как достаточно серьезная угроза, и самолеты, подобные штурмовику A-10 Thunderbolt (Warthog), были окрашены в схемы камуфляжа, которые включали как разрушительную окраску земли, так и автомимикрия (обманчивая самоимитация) в виде ложного навеса на нижней стороне.

Методы
Камуфляж самолета имеет компромисс с опознавательные знаки, такие как этот Lockheed F-5 Lightning 1944 года полосы вторжения, используемые для того, чтобы союзные самолеты не были приняты за врага во время вторжения во Францию ​​

Камуфляж для самолетов осложняется тем фактом, что фон самолета широко варьируется в зависимости от местоположения наблюдателя, характера фона и движения самолета. По этой причине военные самолеты часто раскрашивали так, чтобы они соответствовали небу, если смотреть снизу, и чтобы соответствовать земле, или нарушать очертания самолета, если смотреть сверху. Это форма затенения, которая, вероятно, лучше всего работает с самолетами, такими как тяжелые бомбардировщики, которые не летают в перевернутом положении во время боя. Из-за того, как на него падает свет, на самолете часто будут присутствовать темные и светлые узоры, даже если он полностью одного цвета, что упрощает просмотр отражений и зеркальных бликов, которые можно нейтрализовать, покрасив самолет. в нейтральных тонах с антибликовым матовым покрытием. Существует компромисс между эффективностью маскировки и размером опознавательных знаков : более крупные отметки снижают риск дружественного огня из-за нераспознавания, но ухудшают маскировку.

Наземный камуфляж

Вертолет Sea King в снежном камуфляже

Наземный камуфляж используется для задержки визуального обнаружения с воздуха самолета, который находится на земле или рядом с ней. Светлый песок использовался для самолетов, которые использовались над пустынями, синие и серые цвета для самолетов над морем, а зеленые и коричневые цвета для самолетов, которые, как ожидается, будут работать в лесных массивах области. Однако замаскированный самолет на земле или низко летящий над землей при ярком солнечном свете остается уязвимым для обнаружения сверху из-за своей собственной тени, отбрасываемой на землю. Это может снизить эффективность маскировки самолета на высоте до 3000 футов (910 м), особенно если поверхность земли бледная и относительно однородная. Вертолеты часто окрашиваются в наземный камуфляж, иногда в региональных или сезонных формах, например как снежный камуфляж. Самолеты тоже иногда окрашиваются в снежный камуфляж, как, например, на советских истребителях и люфтваффе Stukas на Восточном фронте зимой, на шведских испытаниях в 1970 году и на ВВС Великобритании. Jaguars на учениях в Норвегии.

Воздушный камуфляж

Камуфляж для бортового самолета может попытаться обеспечить маскировку с помощью цветов, напоминающих фон. Например, до 1941 года истребители Королевских ВВС окрашивались в цвета земли (темно-зеленый и коричневый) вверху и цвета неба внизу. Однако самолеты терялись, и пилоты сообщали, что использованные цвета делали их истребители заметно темнее неба. Отдел развития воздушного боя в RAF Duxford изучил проблему и летом 1941 года заменил темно-коричневый цвет на более бледный цвет, «серый океан»; небесно-голубой цвет на нижней стороне был аналогичным образом заменен на более бледный «морской серый», чтобы уменьшить видимость на фоне яркого неба. Аналогичные корректировки были внесены Люфтваффе. К концу войны превосходство союзников в воздухе сделало видимый свет менее важным камуфляжем, и некоторые американские самолеты использовали неокрашенный (серебристый) металл для экономии веса.

Вторая мировая война Hawker Hurricane ночной истребитель в общем черном камуфляже

Ночной камуфляж

Военные самолеты, летящие ночью, часто окрашивались в черный или другие темные цвета только на нижней стороне некоторых самолетов и всех других, в надежде снизить риск быть замеченным прожекторами противника или ночными истребителями. Однако самолеты, замаскированные черной краской, на самом деле темнее, чем ночное небо, что делает их более заметными для наблюдателей, не использующих прожекторов. Нижняя сторона ночных бомбардировщиков Heinkel 111 была окрашена в черный цвет. De Havilland Mosquito изначально был окрашен в черный цвет, когда использовался в качестве ночного истребителя; Было обнаружено, что матовый черный лучше всего снижает видимость самолета против прожекторов, но скорость самолета была снижена на 15 миль в час (24 км / ч) по сравнению с глянцевым черным, который, будучи более гладким, давал меньшее сопротивление. Однако, поскольку черный камуфляж делал самолеты заметными в лунные ночи и на фоне облаков, в конечном итоге был выбран вариант дневной схемы камуфляжа.

Активный камуфляж

Огни Йехуди повысили среднюю яркость самолет, чтобы соответствовать небу.

В первые годы Второй мировой войны немецкие подводные лодки часто избегали атаки самолетов, потому что они заметили самолет, когда он был еще далеко, как черная точка на небо, какие бы цвета камуфляжа ни использовались. Чтобы решить эту проблему, в 1943 году ВМС США после испытаний рассеянного светового камуфляжа на военных кораблях провели секретные эксперименты по контр-освещению в огнях Иегуди проект. Герметичный луч фары были установлены на передней кромке крыла Grumman TBM-3D Avenger и вокруг его капота двигателя, причем фары были направлены вперед. Интенсивность ламп была отрегулирована так, чтобы соответствовать фону неба, наблюдаемому на надводном корабле . Самолеты с огнями Иегуди не были обнаружены на расстоянии до 2 миль (3,2 км) в условиях, когда самолеты без огней были обнаружены на расстоянии 12 миль (19 км). Несмотря на успех, система не была запущена в производство из-за улучшенного обнаружения радаров.

Во время войны во Вьетнаме снова были опробованы огни Иегуди, на этот раз установленные на F-4 Phantom окрашен в тусклый сине-белый камуфляж. Эксперимент сократил на 30% расстояние, на котором наблюдатель визуально воспринимал Фантом. В 1997 году был снова исследован активный камуфляж, на этот раз с использованием тонких флуоресцентных панелей с компьютерным управлением или светоизлучающего полимера, покрывающего большую часть поверхности самолета.

Lockheed F-117 Nighthawk, первый действующий самолет, использующий стелс-технология для минимизации его радиолокационного поперечного сечения

Стелс-технология

Стелс-технология направлена ​​на то, чтобы сделать самолет почти не обнаруживаемым радаром или другими датчиками, инфракрасными, видимыми или акустическими. По сути, это многоспектральный камуфляж. Работа над стелс-технологией началась в Америке в 1958 году.

Lockheed F-117 Nighthawk был первым летательным аппаратом, в котором использовалась стелс-технология для минимизации его радиолокационного поперечного сечения ; он начал операции в секрете в 1983 году. Его низкая обнаруживаемость уступила место характеристикам в других областях, включая пониженную тягу и только дозвуковую скорость. Форма самолета с фасеткой уменьшала отражение радара обратно в приемник за счет создания аэродинамической нестабильности, что требовало системы полета по проводам для поддержания управляемого полета. инфракрасные сигнатуры самолетов-невидимок можно уменьшить, разработав выхлопные сопла для смешивания горячих газов с холодным окружающим воздухом, разместив сопла над крылом, чтобы скрыть их от наземных наблюдателей, и избегая их использования. из форсажных камер, как и у бомбардировщика Northrop Grumman B-2 Spirit.

Lockheed U-2 имел внешнее зеркало (вверху, в центре), позволяющее пилоту проверять раздача инверсионных следов.

Предотвращение инверсионных следов

Маскировка может выходить за пределы планера самолета. Высоколетящие самолеты иногда можно обнаружить по их парам инверсионных следов. Исследователи подумали, можно ли их уменьшить с помощью химических добавок. В 1994 году велась работа над системой управления инверсионным следом для бомбардировщиков-невидимок B-2. Начиная со Второй мировой войны, летчики-разведчики старались избегать образования инверсионных следов, при необходимости изменяя их высоту; Разведывательный самолет Lockheed U-2 был оснащен зеркалом, позволяющим пилоту видеть, создает ли самолет инверсионный след, и принимать соответствующие меры.

Цифровой камуфляж

Цифровые камуфляжные рисунки, широко используемые для униформы с такими узорами, как CADPAT и MARPAT, были применены к самолетам некоторых вооруженных сил. Например, в 2008 году Словакия перекрасила свои истребители МиГ-29 в разрушительный узор, разработанный HyperStealth, «Digital Thunder». В 2017 году прототип ВВС России Су-57 летал с цифровой камуфляжной схемой с потайной тенью, все темные цвета сверху, за исключением разномасштабного рисунка по краям.

См. Также
Примечания
Ссылки
Источники
Дополнительная литература
  • Робертсон, Брюс (1966). Камуфляж и маркировка самолетов, 1907–1954 гг. (Шестое изд.). Aero Publishing. ISBN 0-8168-6355-5.
Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с авиационным камуфляжем.
Последняя правка сделана 2021-06-09 21:20:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте