Торгуется как | LSE : FIVE. MCX : FIVE |
---|---|
Отрасль | Розничная торговля |
Основана | 2006 |
Головной офис | Москва, Россия |
Ключевые люди | Игорь Шехтерман, Стефан Дюшарм |
Выручка | 1,73 трлн (2019) |
Операционная прибыль | 60 251 000 000 российских рублей (2019) |
Чистая прибыль | 25 908 000 000 российских рублей ( 2019) |
Итого активы | 1 074 330 000 000 рублей (2019) |
Количество сотрудников | 250 874 |
Веб-сайт | x5.ru / en / |
X5 Retail Group является ведущим российским продуктовым ритейлером.
. Компания управляет несколькими форматами розничной торговли: магазины близкого доступа под брендом Пятерочка, супермаркеты под брендом Под брендом «Перекресток » и под брендом гипермаркеты, а также интернет-рынок «Перекресток.ру», посылка «5Почта» и службы доставки еды «Доставка.Пятерочка» и «Перекресток.Быстро».
Глобальные депозитарные расписки Компании котируются на Лондонской фондовой бирже (LSE) и Московской фондовой бирже (MSE).
Ее доля рынка розничной торговли продуктами питания поднялся с 47-го на 42-е место среди 250 крупнейших мировых ритейлеров в рейтинге Global Powers of Retailing 2020 и занял 11-е место в топ-50 быстрорастущих глобальных ритейлеров (по данным Deloitte); он занял 41-е место среди 50 крупнейших мировых розничных продавцов (по данным Kantar Consulting).
В 1995 г. был открыт первый магазин «Перекресток». открыт в г. Москва. В 1999 году была основана торговая сеть «Пятерочка» и открыт первый магазин в Санкт-Петербурге. В 2005 году Пятерочка завершила IPO на Лондонской фондовой бирже.
Х5 была основана в мае 2006 года в результате слияния розничных форматов «Пятерочка» и «Перекресток». В 2008 году X5 приобрела сеть гипермаркетов «Карусель».
Среди других крупных приобретений: 82 супермаркета «Патэрсон» (2009 г.), более 660 магазинов «Копейка» (2010 г.), 103 магазина «Покупочка» в Самарской области (2014 г.), 104 магазина Группы «Росинка» на Юго-Западе России и 100 магазинов розничной сети «Соседдушка» в Оренбургской области (2015) и 99 магазинов «Полушка» в Башкортостане (2018), а также как 85 магазинов Тележка, Тверской купец и Вольный купец в четырех регионах (2019). В 2018 году ГДР X5 начали торговаться на Московской бирже.
В 2018 году структура акционеров X5 выглядит следующим образом: CTF Holdings SA (структура Альфа-Групп ): 47,86%; Intertrust Trustees Ltd (Axon Trust): 11,43%; Директора X5: 0,06%; казначейские акции : 0,01%, акционеры с менее чем 3%: 40,63%.
В 2017 году Компания утвердила свою дивидендную политику.
Ключевые принципы дивидендной политики:
1) Дивиденды политика устанавливает целевой коэффициент выплат не менее 25% от консолидированной чистой прибыли X5 Retail Group по МСФО при условии, что финансовое положение Компании позволяет это.
2) При рассмотрении предложения о выплате дивидендов Общему собранию акционеров Наблюдательный совет будет руководствоваться целевой консолидированной чистой задолженностью / EBITDA ниже 2,0x, что соответствует финансовой стратегии Компании. Окончательное решение о выплате дивидендов всегда принимается Общим собранием акционеров.
Дивиденды за 2017 г. составили 21,6 млрд руб., Дивиденды за 2018 г. - 25 млрд руб., Тогда как плановый показатель на 2019 г. - 30 млрд руб.
В 2012 г. Стефан Дюшарм был назначен генеральным директором и председателем правления компании.
В 2015 году Игорь Шехтерман был назначен генеральным директором компании, а Стефан Дюшарм - председателем наблюдательного совета.
Каждый из брендов Компании предлагает уникальное ценностное предложение для клиентов и ориентирован на ключевые группы потребителей в России. Эта многогранная стратегия позволяет X5 Retail Group захватить значительную часть роста, который прогнозируется для каждого из трех крупнейших сегментов российского рынка розничной торговли продуктами питания.
Московские магазины-близнецы Пятерочка в новой концепции 2019 годаПятерочка - розничная сеть продуктовых магазинов-магазинов.
Пятерочка запустила новую программу обновления магазинов в 2019 году. Новая Пятерочка будет предлагать почти вдвое больше свежих продуктов на торговой площади около 150 кв. М, что составляет примерно половину торговой площади. Овощи, фрукты и некоторые скоропортящиеся продукты разложены в специальной зоне для свежих продуктов. Кроме того, обновленная «Пятерочка» продает широкий ассортимент продуктов на вынос и готовые к употреблению блюда, а также имеет специальную зону, где покупатели могут выпить кофе или свежевыжатый апельсиновый сок и зарядить свои гаджеты. Собственная пекарня позволила расширить предложение хлеба и кондитерских изделий.
В 2019 году розничная сеть «Пятерочка» насчитывала 15 354 магазина с оборотом 1,37 трлн руб.
Московский супермаркет «Перекресток» в новой концепции 2020 года«Перекресток» - розничная сеть продуктовых супермаркетов.
В мае 2019 года была запущена самая большая и современная умная кухня в России для производства полуфабрикатов для магазинов, что позволило в 2,5 раза увеличить объемы готовых к употреблению и готовых к употреблению продуктов. готовить ассортимент под брендом Perekrestok Chef в супермаркетах компании, а также повысило качество.
В феврале 2020 года «Перекресток» начал развертывание новой концепции магазина. Среди основных особенностей новой концепции - обновленный дизайн интерьера и экстерьера, а также ряд новых услуг, предлагаемых в магазине. Новая концепция «Перекрестка» разработана с учетом потребностей сегодняшних клиентов, включая частые покупки готовых к употреблению продуктов и готовых к употреблению продуктов. Около 50% торговой площади будет отведено под свежие категории (фрукты, овощи, молочные продукты, сыр, деликатесы, а также свежие рыбы и мясо ) или салат-бары, пекарни и кафе. Особое внимание будет уделено категории здоровое питание.
С. Петербургский гипермаркет «Карусель» в новой концепции 2018 года«Перекресток» - крупнейшая в России сеть супермаркетов, состоящая на момент закрытия 2019 года из 852 супермаркетов с оборотом 273 млрд руб.
Карусель - розничная сеть продуктовых гипермаркетов.
В 2019 году Х5 Retail Group объявила о своем решении трансформировать сеть гипермаркетов «Карусель» в течение двух лет: - к началу 2021 года 34 магазина станут крупноформатными супермаркетами под управлением торговой сети «Перекресток»; - 20 магазинов закрыть к 2022 году; - 37 гипермаркетов продолжат работу под брендом «Карусель».
На конец 2019 года в торговой сети «Карусель» был 91 гипермаркет с оборотом 87 млрд руб.
Помимо розничных сетей, X5 Retail Group управляет интернет-супермаркетом «Перекресток.ру» и службами доставки еды «Доставка.Пятерочка» и «Перекресток. Быстро» и 5Post.
Темный магазин интернет-супермаркета «Перекресток.ру» в МосквеВ 2017 году интернет-магазин «Перекресток.ру» был открыт в Москве, а в октябре 2018 года - в Санкт-Петербурге.
A Темный магазин сочетает в себе черты традиционного магазина и склада: он не предназначен для совершения покупок, но товарная витрина похожа на витрину магазина. В отличие от традиционного склада, в темном магазине онлайн-заказы и товары отображаются индивидуально.
Результаты интернет-супермаркета «Перекресток.ру» | ||
---|---|---|
Показатель / год | 2018 | 2019 |
Чистая выручка, млн руб., Млн | 1 290 | 4 310 |
Количество заказов, тыс. | 408 | 1367 |
Средний чек, российские рубли | 3 526 | 3 584 |
По состоянию на 31 декабря 2019 г. у интернет-супермаркета было два темных магазина в Москве и один темный магазин в Санкт-Петербурге.
В 2019 году запущена экспресс-доставка Доставка.Пятерочка ; заказы собираются в магазинах «Пятерочка». Для проекта компания разработала собственное программное обеспечение, охватывающее все операционные и вспомогательные процессы проекта. ИТ-система интегрирована в инфраструктуру Х5 Retail Group, что позволяет подключать новые магазины к услуге всего за несколько часов и отслеживать остатки товаров виртуально в режиме реального времени. Действует запатентованная система приема заказов в магазине; это значительно сокращает время сборки и оптимизирует работу персонала. По состоянию на апрель 2020 года сервис действовал в Москва, Сходня, Люберцы и Казань.
Перекресток.Быстро Экспресс-доставка запущена в 2020 году, заказы собирают в супермаркетах «Перекресток». Программное обеспечение аналогично ИТ-системе, используемой сервисом «Доставка.Пятерочка». По состоянию на апрель 2020 года сервис работал в Москве.
5Post является подразделением X5 Retail Group, развивающегося сервиса доставки заказов из интернет-магазинов и торговых площадок в магазины компании. Летом 2018 года подразделение приступило к открытию первых шкафчиков и пунктов приема заказов.
В июне 2019 года X5 Retail Group и таможенный брокер Unitrade разработали комплексный сервис для зарубежных интернет-магазинов. Партнеры забирают заказы со складов интернет-магазина в Китае, доставляют их в Россию, проходят таможенное оформление и доставляют в распределительный центр X5 в Новосибирске. Затем 5Post доставляет посылки в магазины.
На конец 2019 года 5Post управляла 12 сортировочными пунктами в распределительных центрах Х5 Retail Group и 8000 постаматов и пунктов приема заказов. В течение 2019 года клиентам было доставлено более пяти миллионов посылок.
Доля компании на рынке по выручке на конец 2019 года составила 11,5%. Ближайшим конкурентом был Магнит с долей рынка продуктового ритейла 7,6% (вместе с непродовольственным и непродовольственным бизнесом - 9,6%).
Доля рынка продуктового ритейла | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Компания / Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
X5 Retail Group | 5,5% | 5,9% | 6,3% | 8,0% | 9,5% | 10, 7% | 11,5% |
Магнит | 5,8% | 6,9% | 6,8% | 7,4% | 7,5% | 7,7% | 7,6% |
DKBR | 1,8% | 2,1% | 2,9% | 3,6% | 3, 9% | 5,1% | 5,7% |
Лента | 1,5% | 1,8% | 1,8% | 2,1 % | 2,5% | 2,8% | 2,5% |
Ашан | 3,9% | 3,1% | 2,8% | 2,9% | 2,2% | 1,9% | 1,5% |
1. В выручку Магнита включена только выручка от продуктового формата | |||||||
2. В 2013-2014 годах рассчитывалась только доля Дикси Групп; в 2015-2017 гг. - совокупность «Дикси Групп» и Красное и Белое, без учета алкогольных рынков Бристоля; в 2018-2019 годах - DKBR (в январе 2019 года Группа Дикси объединилась с Бристольским алкогольным рынком и сетями Красное и Белое) |
По состоянию на 31 декабря 2019 года у Компании было 16 297 магазинов, в том числе 15 354 магазина "Пятерочка", 852 супермаркета "Перекресток" и 91 гипермаркет "Карусель", интернет-супермаркет "Перекресток.ру" (два темных магазина в Москве и один темный магазин в Санкт-Петербурге) и службу доставки 5Post для заказов из интернет-магазинов и торговых площадок (8000 постаматов пункты приема заказов).
Ключевые финансовые показатели | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Параметр / год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Выручка, российские рубли, млн | 534 560 | 633 873 | 808 818 | 1 033 667 | 1 295008 | 1 532 537 | 1 734 347 |
Валовая прибыль, млн руб. | 130 348 | 154 982 | 198 390 | 249 985 | 308938 | 369 720 | 425 798 |
Маржа валовой прибыли,% | 24,4 | 24,5 | 24,5 | 24,2 | 23,9 | 24,1 | 24,6 |
EBITDA, млн руб. | 38 350 | 45 860 | 55 233 | 76 267 | 96 193 | 107628 | 122585 |
Маржа EBITDA,% | 7,2 | 7,2 | 6,8 | 7,4 | 7,4 | 7,0 | 7,1 |
Операционная прибыль, млн руб. | 25 296 | 28 288 | 34 449 | 45 631 | 57 758 | 58 154 | 60 251 |
Маржа операционной прибыли,% | 4,7 | 4,5 | 4,3 | 4,4 | 4,5 | 3,8 | 3,5 |
Чистая прибыль, российские рубли, млн | 10 984 | 12 691 | 14 174 | 22 291 | 31 394 | 28 642 | 25 908 |
Маржа чистой прибыли,% | 2,1 | 2,0 | 1,8 | 2,2 | 2,4 | 1,9 | 1,5 |
Обновление ликвидности | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Параметр / год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Итого долг, млн руб., В т.ч.: | 110 523 | 130 986 | 144 215 | 156 033 | 194 296 | 207 764 | 227 933 |
Краткосрочная задолженность, млн руб. | 30 680 | 15 834 | 42 670 | 45 168 | 58 674 | 60 435 | 74 755 |
Долгосрочная задолженность, российские рубли, млн. | 79 843 | 115 152 | 101545 | 110 865 | 135 622 | 147 329 | 153 178 |
Чистый долг, российские рубли, млн | 102 912 | 105 363 | 135 257 | 137 843 | 166 691 | 183 396 | 209 331 |
Чистый долг / EBITDA | 2,68х | 2,30х | 2,45х | 1,81х | 1,73х | 1,70х | 1,71х |
Число o f магазинов (по состоянию на 31 декабря) | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Марка / Год | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Пятерочка | 848 | 1 039 | 1392 | 2 525 | 3 220 | 3 882 | 4 789 | 6 265 | 8 363 | 11 225 | 13 522 | 15 354 |
Копейка | - | - | 660 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Перекресток | 207 | 275 | 301 | 330 | 370 | 390 | 403 | 478 | 539 | 638 | 760 | 852 |
46 | 58 | 71 | 77 | 78 | 83 | 82 | 90 | 91 | 93 | 94 | 91 | |
круглосуточный магазин Express | - | - | 45 | 70 | 134 | 189 | 209 | 187 | 194 | 165 | 55 | - |
В 2013 году X5 Retail Group запустила программу по привлечению субарендаторов, и к концу В 2017 году более 29000 торговых точек открыли в магазинах X5 5500 частных предприятий. С 5000 субарендами Пятерочка лидирует по количеству партнеров, что составляет более 8% от общей торговой площади. Более 3000 из них - это фермеры и малые и средние предприятия, торгующие продуктами питания и детскими товарами и оказывающие повседневные услуги возле касс за пределами торгового района Пятерочки или внутри как магазин в магазине.
В апреле 2017 года X5 Retail Group запустила проект сотрудничества с Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз). Формат КООП-Пятерочка может добавить до 1000 магазинов за трехлетний период. Стороны также договорились открыть к 2021 году 5 000 торговых точек в Пятерочке для продажи продукции фермерских и потребительских кооперативов.
Х5 вышла на рынок инноваций в 2017 году: к июлю 2019 года Х5 инноваций привлекли более 800 стартапов. Четыреста решений прошли тщательную оценку бизнес-экспертов, и некоторые из них перешли на этап бизнес-моделирования. Более 100 стартапов вышли на стадию прототипа / пилотирования, реализовано 14 проектов. Х5 рассматривает технологические решения для четырех ключевых сфер розничной торговли: клиентский опыт, операции в магазинах, цепочка поставок и бэк-офис. Х5 уделяет особое внимание проектам умных стеллажей, гибким системам ценообразования, автоматизации контроля качества и свежести продуктов питания и отслеживанию товаров.
Развитие инновацийВ июне 2017 года X5 Retail Group и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) запустил специализированный ритейл акселератор, партнерами которого стали сети «Петрович» и «Спортмастер». Стартапы, присоединяющиеся к программе акселератора ФРИИ, могут не только привлечь от 2 до 25 млн рублей инвестиций от фонда, но и получить консультацию экспертов X5 и протестировать свои бизнес-идеи на анонимной базе данных X5 объемом более 3 млрд рублей. покупки.
В мае 2018 года X5 и Университет Иннополис начали совместную работу над научно-исследовательскими проектами, в частности, над пилотным магазином для будущего проекта. В марте 2019 года Х5 стала резидентом Особой экономической зоны Иннополис и открыла Центр развития Х5.
В октябре 2018 года Х5 Retail Group открыла лабораторный магазин в магазине ближнего действия Пятерочка для тестирование возможности внедрения новых технологий. В магазине технологии ESL, видеоанализа, интеллектуальных полок, цифровых информационных панелей, самоконтроля и сценариев оплаты, а также других технологий интеллектуального магазина проходят испытания в «полевых условиях». В ноябре 2019 года в супермаркете «Перекресток» открылся второй лабораторный магазин.
В июне 2019 года X5 Retail Group совместно с Израильско-Российской торговой палатой (IRCC) запустила старт X5 Retail-Tech Challenge. Макет конкурса. В июле 2019 года X5 начала отбирать стартапы из Эстонии, Латвии и Литвы. В октябре 2019 года X5 Retail Group подвела итоги конкурса стартапов, проведенного совместно с Испанским институтом внешней торговли (ICEX).
В июле 2019 года Сбербанк венчурный фонд, Fort Ross Ventures и X5 Retail Group подписали соглашение о стратегическом партнерстве в области инноваций, обмена технологиями и поиска стартапов. В декабре того же года X5 Retail Group и стартап-акселератор Orange Fab начали совместную программу поиска и внедрения инноваций в России.
ИТ-инфраструктураВ апреле 2019 года X5 запустила платформу цифровой доставки посылок. В решении использовались информационные системы для объединения постаматов, сортировочного комплекса и складского оборудования. При доставке по России интернет-магазины и торговые площадки доставляют товары в распределительные центры X5, а розничные продавцы забирают трансграничные поставки на таможне. Платформа может отправлять до миллиона отправлений в день.
ПродажиВ ноябре 2017 года X5 представила машинное обучение для поддержки целевого маркетинга в сети супермаркетов «Перекресток»., а также разработали персонализированные предложения для всех участников программы лояльности «Перекресток Клуб .
. В декабре 2017 года Mail.Ru Group и X5 начали партнерство в сети таргетинг рекламы и оценка ее влияния на офлайн-продажи в определенных магазинах. Клиенты платформы MyTarget получают доступ к анонимным данным X5 о поведении потребителей с целью повышения точности таргетинга рекламы и связывания данных о показах рекламы с показателями продаж в сетях Пятерочка, Перекресток и Карусель.
В июне 2018 года X5 приступила к внедрению видеоаналитики и технологий компьютерного зрения на основе нейронных сетей и искусственного интеллекта. Это в десять раз ускоряет управление планировкой магазина и количеством продуктов на полках, а также снижает количество людей, покидающих магазин без покупки, и снижает уровень усадки на 10% и 20% соответственно.
В мае 2018 года Х5 успешно завершила масштабный проект по автоматизации процессов спроса и планирования пополнения в обоих магазинах, а также в распределительных центрах «Перекресток» и «Карусель». С этой целью Компания изменила основные процессы логистики, маркетинга и продаж и внедрила сквозную систему управления цепочкой поставок., что повысило точность прогнозов на 17% и увеличило доступность продуктов на полках на 5%. Компания также сократила запасы на 13%.
В мае 2018 года X5 внедрила автоматизированное детальное планограмм для гипермаркетов. Он учитывает характеристики торгового оборудования, предпочтения покупателей, исторические данные об обороте запасов по типам товаров, ассортименту по категориям, размеру и типу упаковки и т. Д. После трех месяцев использования система увеличила продажи до 10,5% в некоторых категориях..
Летом 2019 года X5 Retail Group начала производство кассовых аппаратов самообслуживания. Компания разработала устройство и собственно программное обеспечение: машины оснащены мультисенсорным экраном, 2D сканером штрих-кода, стереодинамиками, микрофоном. для аудиоприложений и голосовых сервисов, а также 3D-камеру. На втором этапе X5 добавила платформу для взвешивания товаров, и есть планы по созданию системы быстрой оплаты, использующей QR-коды и Face ID.
Сделки с недвижимостьюВ В феврале 2018 года компания X5 запустила онлайн-сервис, который помогает владельцам недвижимости рассчитывать среднюю арендную плату в любом месте присутствия Пятерочки. Услуга также позволяет арендодателям немедленно предлагать помещения или недвижимость в аренду или продажу, если недвижимость соответствует всем критериям для открытия магазина, или предлагать земельный участок для строительства магазина.
X5 приступила к реализации своей стратегии логистического разделения в 2013 году с целью разделения товарных потоков для магазинов у дома, с одной стороны, и супермаркетов и гипермаркетов, с другой.
По состоянию на 31 декабря 2019 года под управлением X5 Retail Group находилось 42 распределительных центра площадью 1,2 млн кв. М, в том числе 31 центр с питанием в «Пятерочке» и 11 центров, обслуживающих форматы супермаркетов и гипермаркетов («Перекресток» и «Карусель»).
По состоянию на 31 декабря 2019 года парк X5 включает 4124 собственных грузовика.
В декабре 2019 года наблюдательный совет X5 Retail Group утвердил стратегию устойчивого развития, включающую четыре цели: поддержка местные сообщества через развитие социальных инвестиций и благотворительных проектов; пропаганда здорового образа жизни и доступности качественной и здоровой пищи; обеспечение достойных условий труда и равных возможностей для всех сотрудников; содействие ответственному потреблению и использованию ресурсов.