Триджата

редактировать
Демоница в индуистском эпосе Рамаяна

Триджата
COLLECTIE TROPENMUSEUM Houten wajangpop voorstellende Trijata TMnr 4283-4.jpg Триджата, изображенная как дочь Вибхишаны в сунданском Ваянг-голек марионетка
Деванагари त्रिजटा
Санскрит транслитерацияТриджана
ПринадлежностьРакшаси
ОбительЛанка
Личная информация
Родители

Триджата (санскрит : त्रिजटा, IAST : Trijaā) - это ракшаси (демоница) в Рамаяне, которой поручено охранять Ситу, похищенную королем Ланки Раваной. В последних версиях Рамаяны Триджата описывается как дочь Вибхишаны.

. В Рамаяне Триджата появляется как старый мудрый ракшаси, мечтающий о разрушении Раваны и победе Рамы. Она сопровождает Ситу при осмотре поля битвы войны между Рамой и Раваной и заверяет Ситу в благополучии Рамы, когда Сита видит ее мужа без сознания и считает его мертвым. В более поздних адаптациях Рамаяны Триджата становится дочерью Вибхишаны, брата Раваны, который встает на сторону Рамы. Она играет гораздо большую роль в более поздних версиях, особенно в Юго-Восточной Азии.

За исключением нескольких исключений, когда Триджата является агентом Раваны, ее обычно изображают другом и верным товарищем Ситы в ее невзгодах. Во многих случаях она утешает Ситу и приносит новости из внешнего мира; она также отговаривает Ситу от самоубийства. После победы Рамы и смерти Раваны Триджата щедро вознагражден Ситой и Рамой. В то время как в некоторых адаптациях Рамаяны она упоминается как преданная Рамы, версии из Юго-Восточной Азии часто изображают ее как жену ванара генерала Ханумана Рамы, от которого она рожает сына. Ей поклоняются как местной богине в Варанаси и Удджайн ; как в Индии.

Содержание
  • 1 Имена
  • 2 Рамаяна
  • 3 Триджата и Вибхишана
  • 4 Триджата и Сита
  • 5 Триджата как агент Раваны
  • 6 После войны
  • 7 Воспоминания и оценка
  • 8 заметок
  • 9 источников
Имена

Хотя в индийских, яванских и балийских версиях Рамаяны ее называют Триджатой, в лаосском языке она известна как Пунукай Пхра Лак Пхра Лам, Бенякай (เบ ญ กาย) в тайском Рамакиен и Деви Сери Джали в малайском Хикаят-сери Рама.

Рамаяна
Сцена из Юдды Канда из Рамаяны, где Триджата трижды изображается с Ситой. Вверху справа Триджата (в красном сари) дважды виден в Пушпака Вимане, обозревая поле битвы и видя Раму и Лакшману, связанных оружием Индраджита. В правой части (нижняя панель) она изображена с Ситой в ватике Ашока.

В оригинальном Рамаяне от Валмики Триджата описывается как престарелая ракшаси (демоница), который стал заметным участником двух инцидентов. Первое действие происходит в Сундара Канда, пятой книге эпоса. Похищенная принцесса Сита заключена в тюрьму Ашока Ватика на Ланке. Король демонов Ланки Равана приказал раскшаси, охраняющим Ситу, убедить ее выйти за него замуж любыми возможными способами, поскольку Сита категорически отказывается и остается верной своему мужу Раме. После того, как Равана уходит, ракшасы начинают беспокоить Ситу, чтобы заставить ее изменить свою волю. Престарелая Триджата вмешивается и рассказывает пророческий сон, который предсказывает гибель Раваны и победу Рамы.

Во сне Триджата видит Раму и его брата Лакшману верхом на небесном слоне Айравата в сторону Ситы. Рама берет Ситу к себе на колени и поднимается высоко в небо, позволяя Сите коснуться Солнца и Луны. Затем трио едет на Ланку и садится в Пушпака Вимана (воздушная колесница Раваны), чтобы лететь на север, в то время как Равана, залитый маслом и с красным цветом лица, лежит на земле. Затем Равана направляется на юг на осле и падает в яму с навозом. Черная женщина в красном сари тащит его на юг. Другие члены семьи Раваны, такие как его брат Кумбхакарна и сын Индраджит, сталкиваются с подобной судьбой. Брат Раваны Вибишана показан в царственных белых одеждах верхом на слоне с четырьмя бивнями возле Пушпака Вимана. Город Ланка тонет в океане, и ванара ) посланник Рамы сжигает город. Триджата советует ракшасам найти прибежище в Сите и извиниться перед ней; В свою очередь, Сита обещает, что, если мечта Триджаты материализуется, она защитит своих ракшаси-стражников.

Второй случай описан в шестой книге, Юддха Канда. Рама и его брат Лакшмана пришли с армией ванара, чтобы спасти Ситу из лап царя-демона. В первый день войны сын Раваны Индраджит связывает братьев оружием Нагапаша (змея-петля), и братья теряют сознание. Равана отправляет Ситу с Триджатой посмотреть на поле битвы. Думая, что ее муж мертв, Сита сетует, но Триджата заверяет, что братья все еще живы. Триджата выражает свою любовь к Сите и говорит ей, что «нравственный характер и мягкий характер пленницы» заставили ее любить ее.

Триджата и Вибхишана

В Рамаяне у Ситы есть несколько других ракшасов. благотворители помимо Триджаты. Когда Хануман - генерал-ванара Рамы, которому было поручено найти Ситу, - встречает ее на Ланке, она говорит ему, что жена Вибхишана (брат Раваны, который встает на сторону Рамы во время войны) послала свою дочь Калу (в других редакциях Рамаяны, известную как Нанда или Анала), чтобы провозгласить намерение Раваны не отдавать Ситу Раме, несмотря на совет мудрого министра и Вибхишаны. Другой друг, Сарама, утешает Ситу, когда Равана показывает Сите иллюзорно отрубленную голову Рамы. Она также сообщает ей о благополучии Рамы и его прибытии на Ланку со своей армией. В некоторых версиях Рамаяны вставленная песнь упоминает, как Сарама также рассказывает Сите о сожжении Ланки Хануманом после его встречи с Ситой. В некоторых версиях говорится, что жена Раваны Мандодари спасла Ситу, когда Равана пытается убить Ситу. В более поздней литературе, посвященной Раме, Сарама определялась как жена Вибишаны, а Триджата считалась его дочерью.

Тамильский эпос Камба Рамаяна, комментарий Говиндараджа к Рамаяна (Бхушана), Ория, яванцы Какавин Рамаяна и Малай Сери Рама - все придают статус дочери Вибхишаны Триджате, тенденция, которой обычно придерживается пост-Рамаянская литература. Хотя в комментарии Говиндараджа к Рамаяне говорится, что Триджата является дочерью Вибхишаны в эпосе, Гольдман считает это «странным», учитывая ее преклонный возраст в оригинальном эпосе.

В некоторых работах Триджата соотносится с Вибхишаной в другой позиции, чем он. дочь. Ананда Рамаяна и маратхи из Экнатх считают Триджату женой и сестрой Вибхишаны (таким образом, сестрой Раваны) соответственно. Джайнская версия, Васудевахинди Самгадаса Гани, говорит, что Триджата является сестрой Раваны, Вибхишаны, Кумбхакарны и Шурпанакхи. Комментарий Джаямангалы к Бхаттикавье также описывает Триджату как сестру Раваны.

Триджата и Сита
Хануман встречает Ситу в ватике Ашока, где она окружена ракшасами, такими как Триджата.

В более поздней литературе Триджата играет роли, которые были приписаны Кале, Сараме и Мандодари в первоначальной Рамаяне. Она становится более важным персонажем в версиях Рамаяны в Юго-Восточной Азии, особенно в индонезийских пересказах, таких как Какавин Рамаяна.

В Рамопакхьяна (повествование о Раме в эпосе Махабхарата ), Сита сообщает Хануману, что Триджата принес ей послание от Авиндхьи о благополучии Рамы и что он и Лакшамана скоро придут спасти ее из Ланки. Таким образом, Триджата принимает на себя роль, отведенную Кале в первоначальной Рамаяне. Рагхувамса, Баларамадас Рамаяна, Какавин Рамаяна и Сери Рама - все заменяют Сараму Триджатой в эпизоде, где Сите открывается истина об иллюзорной главе Рамы. Триджата сообщает Сите о сожжении Ланки вместо Сарамы. Баларамада Рамаяна делает Триджату спасителем Ситы, когда она останавливает Равану от убийства Ситы в Ашока Ватике; изначально эта роль была отведена Мандодари. Триджата снова спасает Ситу жизнь, когда мстительный Равана бросается убить своего пленника после того, как его сын Индраджит убит на войне. В Рамаяне Супаршва - служитель Раваны - останавливает его, в то время как другие адаптации приписывают этот акт по-разному Авиндхье или Мандодари.

Помимо приписывания Триджате действий, приписываемых другим в оригинальном эпосе, более поздняя литература добавляет новые элементы которые дают Триджате большую роль. В «Рамаяне», непосредственно перед встречей с Хануманом, Сита приходит в голову о самоубийстве, но она никогда не пытается этого сделать. В Прасаннарагхаве Триджата и Сита вступают в «дружескую беседу», прежде чем Равана приходит ей навстречу. После ухода Раваны Сита рассказывает Триджате о своем намерении покончить жизнь самоубийством и призывает Триджату помочь ей развести костер. Однако Триджата отказывается, говоря, что дров не хватает. Какавин Рамаяна также повествует, что, когда Сита видит иллюзорные отрубленные головы Рамы и Лакшмана, она готовит костер. Триджата готова умереть вместе с Ситой, но сначала хочет сообщить своему отцу Вибхишане. Она возвращается с новостями о благополучии Рамы. Позже, увидев Раму и Лакшману, скованных Нагапашей Индраджита, Сита приказывает Триджате снова создать костер, но Триджата сдерживается, пока она не сможет подтвердить правду от своего отца, и возвращается с новостями о том, что Рама жив.

Многие адаптации Рамаяны повествуют о дружбе и товариществе, развившихся между Триджатой и Ситой. Триджата выполняет две важные задачи: она утешает Ситу и постоянно сообщает Сите о событиях войны и благополучии Рамы. Баларамада Рамаяна описывает Триджату, утешающую горе Ситы, когда они слышат, что Индраджит ранил Раму и Лакшману во второй раз. В Раджашекхара Триджата использует двух ракшасов, чтобы доставить ей новости с поля битвы. Ананда Рамаяна повествует, что, услышав звук раковины Лакшмана, Сита призывает Триджату выяснить, что произошло. Триджата узнает о смерти Индраджита Лакшманой и передает эту новость Сите. Рамчаритманас из Тулсидас также изображает Триджату, сообщающую Сите известие о смерти Индраджита по ее запросу. В другом эпизоде ​​текста они обсуждают надвигающуюся дуэль между Рамой и Раваной в последний день войны. Сита обеспокоена тем, что десятиголовый Равана непобедим и волшебным образом восстановит свои отрубленные головы. Триджата заверяет Ситу, что Рама убьет Равану, выпустив стрелу в сердце короля демонов. В тексте подчеркивается, что Триджата - преданный Рамы, что также можно найти в Бхаварта Рамаяне.

Какавин Рамаяна говорит, что, когда Ситу мучают ее 300 охранников-ракшасов, только Триджата приходит ей на помощь и предлагает ее утешение, составляя ей компанию и играя с ней в игры. В Сери Рама Триджата (здесь именуемый «Деви Шриджати») отвечает за опеку над Ситой на Ланке. Сита говорит Раване, что она даже не рассмотрит предложение руки и сердца Раваны, пока ее муж жив, и поверит, что он мертв, только если она увидит его голову в руках Раваны. Чтобы обмануть Ситу, Равана навещает ее с двумя головами и объявляет, что они принадлежат Раме и Лакшмане, но Триджата останавливает его и просит вернуться на следующий день. Она представляет головы Сите, которая решает покончить жизнь самоубийством, но Триджата просит ее подождать, пока она не подтвердит правду. Неся кинжал Ситы, она встречает Раму и взамен получает от Рамы пояс, сотканный Ситой. Хануман уносит ее обратно на Ланку. Когда Равана приходит на следующий день, Триджана упрекает его в обмане и сообщает, что накануне она сама встречалась с Рамой. Разъяренный Равана пытается убить Триджату, которая бежит и ищет убежища в Сите, которая берет на себя всю вину. Триджату отводят от своих обязанностей, а Ситу переводят в железный замок, охраняемый армией под командованием одного из министров Раваны.

Триджата в качестве агента Раваны
В балийском Кечак танцует, Триджата пытается убедить Ситу выйти замуж за Равану.

В то время как Триджата обычно изображается в положительном свете, ранние джайнские версии Рамаяны либо игнорируют ее, либо демонизируют как агент Раваны. Паумакриу Сваямбхудевы, а также Йогашастра и Рамаяна Хемачандры говорят, что, когда Хануман встречает Ситу и показывает ей перстень Рамы, Сита очень обрадовалась; Триджата сообщает об этом своему учителю Раване. Хемачандра подчеркивает, что работа Триджаты заключалась в том, чтобы «искушать» Ситу по указанию Раваны. Криттиваси Рамаяна, на которую, возможно, повлияли повествования джайнов, изображает Триджату, призывающую Ситу выйти замуж за Равану и править как королева Ланки; в этой версии Сарама выступает в роли друга Ситы.

После войны

Многочисленные адаптации Рамаяны отражают благодарность Ситы и Рамы, которые щедро награждают Триджату. В версии Махабхараты Триджата награждается и почитается Рамой в конце войны.

Баларамаяна упоминает, что после войны Триджата сопровождает Ситу в ее царство Айодхья в Пушпака Вимана ; Рама использует Пушпака Вимана, чтобы вернуться в Айодхью. В Ананда Рамаяне и Триджата, и Сарама отправляются в Айодхью в Пушпака Вимане. Позже, когда Сита посещает Ланку, она говорит Сараме относиться к Триджате так, как если бы она относилась к ней. Какавин Рамаяна упоминает, как Триджата удостоена богатых даров Ситой в Айодхье как ее верный спутник и утешение, а также тот, кто дважды спас ей жизнь.

Самая старая индийская рукопись, в которой упоминается присутствие Триджаты в Айодхье, - это Паумакриу.. Многие предполагают, что после изгнания Ситы и последующей битвы между Рамой и его сыновьями Рама снова примет Ситу. Триджата и Ланкасундари вызываются с Ланки, чтобы засвидетельствовать целомудрие Ситы, и оба они предлагают испытание, чтобы убедить мир в ее чистоте.

В тайском Рамакиен Хануман помогает Вибхишане (здесь он называется Phipek) убить демона. Затем Хануман женится на Триджате (Бенчакай); их союз приводит к рождению сына Асурапады, демона с обезьяньей головой. В малайской версии после Великой войны Вибхишана просит, чтобы Хануман женился на его дочери Триджате (Сери Джати). Хануман соглашается, при условии, что он останется с ней всего на месяц. Пока Хануман вместе с Рамой уезжает в Айодхью, Триджата рожает его сына Ханумана Теганггу (Асурапада). Яванский и сунданский Ваянг марионеточная традиция также изображает Триджату как жену Ханумана.

Говорят, что Триджата переродилась как Субхадра в своем следующем рождении во время Двапара Юга.

Воспоминания и оценка

Триджату помнят как друга и верного спутника Ситы в трудную минуту. Камилла Балке, знаток литературы Рамы, резюмирует характер Триджаты:

На протяжении более двадцати веков поэты, пересказывающие историю Рамы, с любовью относились к дружбе Триджаты с Ситой. [...] [Триджата] покорил сердца этих поэтов, а через них - сердца всех тех, кто познакомился с историей Рамы. [...] поэты Рамаяны [...] даровали скромной Триджате дар бессмертия. В Индии нет более известной мечты, чем мечта Триджаты, которая будет вечно жить в сердцах миллионов как идеал настоящего друга, потому что она утешала Ситу в ее самые темные часы: НЕОБХОДИМЫЙ ДРУГ - НЕОБХОДИМЫЙ <. 233>Храм, посвященный Триджате (называемый в этом регионе Тирджата), расположен недалеко от храма Каши Вишванатх, самого известного храма в Варанаси. Согласно местным преданиям, Триджата хотела сопровождать Ситу в Айодхью, но Сита сказала, что ей не разрешат в Айодхью, поскольку она демоница. Сита предложила ей посетить Варанаси и достичь мокши (освобождения) и благословила ее, чтобы ей поклонялись как богине. Триджата наслаждается ежедневным поклонением местной богине. Ей предлагают цветы и зеленые овощи. Считается, что женщины, которые поклоняются в ее святыне семь последовательных сред, наделены потомством и защитной глазурью богини на их семье. Многие преданные стекаются в святыню в Картик Пурнима, последний день индуистского месяца Картик и его следующий день, первый день месяца Маргаширша. Считается, что богиня исполнит желания всех, кто поклоняется в ее святыне, после поклонения в храме Каши Вишванатх на Картик Пурнима. В первый день Маргаширши прихожане, соблюдающие врату (пост) в предыдущем месяце Картика, завершают врату омовением в Ганге в Дашашвамедх Гхате во имя Триджаты. Местные предания утверждают, что Рама даровал Триджате благо: те, кто не купается в ее честь после соблюдения враты, потеряют для нее все заслуги (пунья), полученные от поста.

Также храм Триджаты существует в храмовом комплексе храма Балвир Хануман, Удджайн. Особая пуджа (ритуалы поклонения) предлагается богине в течение 3 дней, начиная с Картик Пурнима.

В телугу Сита Пуранаму Рамасвами Чаудари изображает Триджату как дочь дравидов Вибхишана и арийцев гандхарвы Сарамы. Триджату, наполовину арийку, называют предателем, который предает своего дядю Равану и помогает Сите. В предательстве Вибхишаны своему брату и отступничестве Раме также обвиняется его жена-арийка.

Примечания
Ссылки
  • Леодарди Г.Г. (1973). Бхатикавьям. Брилл. ISBN 90-04-03555-9.
  • Бозе, Мандакранта, изд. (2004). Возвращение к Рамаяне. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-803763-7.
  • Балке, Камилла (2010) [1964]. «Друг Ситы Триджата». В Прасаде, Динешвара (ред.). Рамакатха и другие очерки. Вани Пракашан. С. 104–112. ISBN 978-93-5000-107-3.
  • Goldman, Robert P.; Голдман, Салли Дж. Сазерленд (1996). Рамаяна Валмики: Сундаракана. Рамаяна Валмики: эпос Древней Индии. В . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-06662-0.
  • Кам, Гарретт (2000). Рамаяна в искусствах Азии. 시사 영어사. ISBN 978-0-07-115785-8.
  • Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь со специальной ссылкой на эпическую и пурановую литературу. Дели: Мотилал Банарсидасс. С. 792–793. ISBN 0-8426-0822-2.
  • Нагар, Шанти Лал (1999). Генезис и эволюция рама-катхи в индийском искусстве, мысли, литературе и культуре: с древнейших времен до наших дней. 2 . Б.Р. Издательская компания. ISBN 978-81-7646-084-2.
  • Пинчман, Трейси (2005). Гости на Божьей свадьбе: празднование Картика среди женщин Бенареса. SUNY Нажмите. ISBN 978-0-7914-6595-0.
  • Рао, Велчеру Нараяна (1 января 2001 г.). «Политика телугу Рамаян». В Richman, Паула (ред.). Вопросы Рамаяны: южноазиатская традиция. Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-22074-4.
  • Шах, Умакант П. (2003). «Рамаяна в джайнской традиции». Азиатские вариации Рамаяны: доклады, представленные на международном семинаре «Вариации Рамаяны в Азии: их культурное, социальное и антропологическое значение», Нью-Дели, январь 1981 г. Sahitya Akademi. ISBN 978-81-260-1809-3.
Последняя правка сделана 2021-06-11 11:30:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте