Тайцы

редактировать
Тайская этническая группа в Таиланде
Тайцы. ไทย สยาม
Кхон Тайцы на церемонии кремации Ват Чеди Луанг в Чиангмае
Общая численность населения
c.52–59 миллионов
Регионы со значительной численностью населения
Таиланд c.51–57,8 миллиона
Тайская диаспора
c.1,1 млн
США 319,794 (2017)
Южная Корея 185,389 (2018)
Австралия 81850 (2019)
Тайвань 64,922 (2018)
Германия 58,820 (2017)
Малайзия 51,000–70,000 (2012)
Япония 50,179 (2017)
Сингапур 47,700 (2012)
Соединенное Королевство 45,000 (2018)
Швеция 43,556 (2019)
Франция 30,000 (2012)
Израиль 28,000 (2011)
Ливия 24,600 (2011)
Нидерланды 20,106 (2017)
Канада 19010 (2016)
Норвегия 18324 (2016)
Лаос 15497 (2015)
ОАЭ 14232 (2012)
Дания 12524 (2018)
Финляндия 11553
Гонконг 11493 (2016)
Саудовская А rabia 11240 (2012)
Швейцария 9,058 (2015)
Китай 8618 (2012)
Новая Зеландия 8,500 (2012)
Италия 5766 (2016)
Бруней 5466 (2012)
Бельгия 3811 (2012)
Австрия 3773 (2012)
Индия 3715 (2012)
Южная Африка 3500 (2012)
Катар 2500 (2012)
Бахрейн 2424 (2012)
Кувейт 2378 (2012)
Египет 2331 (2012)
Остальной мирc.47000
Языки
Тайский. (центральный тайский)
Религия
Преимущественно Теравада Буддизм и народная религия тай
Родственные этнические группы
Другие народы тай. (например, Лаосский народ, шанский народ, народ Дай, народ Ахом ). тайский китайский, малазийский сиамский

тайский люди, центральный тайский (тайский : ชาว ไทย) или сиамский (тайский : ชาว สยาม; исторически, а иногда и внутри страны), в узком смысле, являются Tai этнической группой, доминирующей в Центральном и Южном Таиланде (собственно сиамцы). Тайцы, входящие в состав более крупной этнолингвистической группы тайского народа Юго-Восточной Азии, а также Южного Китая и Северо-Восточной Индии, говорят на центрально-тайском языке, который классифицируется как часть семейства языков кра-дай. Большинство тайцев являются последователями Теравады буддизма.

В результате государственной политики в течение 1930-х и 1940-х годов, приведшей к успешной принудительной ассимиляции Многие различные этнолингвистические группы в стране превратились в доминирующий тайский язык и культуру, термин «тайцы» стал обозначать население Таиланда в целом. Сюда входят другие подгруппы тайской этнолингвистической группы, такие как северный тайский народ (ланна) и исанский народ, а также нетайские группы, крупнейшие из которых принадлежит этническому китайцу.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 География и демография
  • 4 Культура и общество
  • 5 Религия
  • 6 Краниометрия
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки

Этимология

Согласно Мишелю Ферлу, этнонимы тайский / тайский (или Тэй / Тай) произошел от этимона * k (ə) ri: «человек» по следующей цепочке: *kəri:>* kəli:>*kədi:/*kədaj>*di:/*daj>* daj (прото-юго-западный Тай)>tʰaj (в сиамском и лаосском ) или>taj (в других юго-западных и центральных тайских языках классифицировано Ли Фангкуэй ). Работа Мишеля Ферлуса основана на некоторых простых правилах фонетического изменения наблюдаемый в синосфере и изучаемый по большей части Уильямом Х. Бакстером (1992).

Мишель Ферлус отмечает, что глубоко укоренившееся в Таиланде убеждение состоит в том, что термин «тайский» происходит от от последних слогов -daya в Sukhodaya / Sukhothay (สุโขทัย), название первого тайского королевства. Орфография подчеркивает эту престижную этимологию путем написания ไทย (транслитерация ai-d-y) для обозначения тайского / сиамского народа, в то время как форма ไท (транслитерированная ai-d) иногда используется для обозначения этнических групп, говорящих на тайском языке. Лао пишет ໄທ (транслитерированный ai-d) в обоих случаях.

История

Kra-Dai маршрут миграции, предложенный Маттиасом Гернером (2014) в лингвистическом вычислительном проекте.

Там были множество теорий, предполагающих происхождение тайских народов, к которым тайцы относятся к подгруппе, включая ассоциацию тайского народа с королевством Наньчжао, которая оказалась несостоятельной. Лингвистическое исследование показало, что происхождение народа тай может быть около Гуанси-Чжуанского автономного района южного Китая, где народ чжуан в настоящее время составляет примерно одну треть всего населения. Предполагается, что древние тайцы основали королевство Наньюэ, которое хань лидеры называют «иностранным слугой» (китайский : ), synecdoche для вассального государства. Династия Цинь основала Гуандун в 214 г. до н.э., положив начало последовательным волнам китайских миграций с севера на сотни лет вперед.

Под политическим и культурным давлением с севера некоторые тайские народы мигрировали на юг, где они встретили классические индейские цивилизации Юго-Восточной Азии. Согласно лингвистическим и другим историческим данным, миграция тайоязычных племен из Гуанси на юго-запад происходила где-то между VIII-X веками.

Тайцы с севера постепенно поселились в долине Чао Прайя с десятого века и далее, на землях дваравати культуры, ассимилирующих более ранний австроазиатский мон и кхмеры, а также как вступающие в контакт с Кхмерской империей. Таи, которые прибыли на территорию современного Таиланда, были поглощены буддизмом тхеравады монов, индуистско-кхмерской культурой и государственным управлением. Таким образом, тайская культура представляет собой смесь тайских традиций с индийскими, монскими и кхмерскими влияниями.

Ранние тайские вождества включали королевство Сукхотай и провинцию Супханбури. Королевство Лаво, которое было центром кхмерской культуры в долине Чао Прайя, также было точкой сплочения тайцев. Ангкорцы называли тайцев "Сиамом", и они появились на барельефе на Ангкор-Ват как часть армии Королевства Лаво. Иногда тайские вождества в долине Чао Прайя попадали под контроль Ангкори при сильных монархах (в том числе Сурьяварман II и Джаяварман VII ), но в основном они были независимыми.

Новый город-государство, известный как Аюттхая, охватывающий области центрального и южного Таиланда, названный в честь индийского города Айодхья, был Основанная Раматибоди и ставшая центром растущей тайской империи, начиная с 1350 года. Вдохновленная тогдашней индуистской Кхмерской империей, продолжающиеся завоевания Аюттхайской империи привели к появлению большего количества тайских поселений. кхмерская империя ослабла после их поражения в Ангкоре в 1431 году. В этот период аюттайцы развили феодальную систему, поскольку различные вассальные государства отдавали дань уважения королям Аюттхаянов. Даже когда власть Таиланда расширилась за счет монов и кхмеров, тайские аюттайцы столкнулись с неудачами со стороны малайцев в Малакке и были остановлены тоунгу из Бирмы.

Другие народы, жившие под властью Таиланда, в основном мон, кхмеры и лаосцы, а также китайские, индийские или мусульманские иммигранты продолжали ассимилироваться тайцами, но в то же время они оказали влияние на тайскую культуру. философия, экономика и политика. В своей статье Jek pon Lao (1987) (เจ้ ก ป น ลาว - ​​китайский смешанный с лаосским) Суджит Вонгтет, который описывает себя в статье как китаец, смешанный с лао (Jek pon Lao), утверждает что современные тайцы действительно китайцы, смешанные с лаосскими. Он намекает, что тайцы больше не являются четко определенной расой, а этнической принадлежностью, состоящей из многих рас и культур. Самая большая и влиятельная группа - это тайские китайцы. Терафан Луангтонгкум, тайский лингвист китайского происхождения, утверждает, что 40% населения Таиланда являются потомками бывших китайских иммигрантов.

Хотя спорадические войны продолжались с бирманцами и другими соседями, китайские войны с Бирмой и европейское вмешательство в других частях Юго-Восточной Азии позволили тайцам развить независимый курс, торгуя с европейцами, а также натравливая великие державы друг против друга. чтобы оставаться независимым. Династия Чаккри при Раме I держала бирманцев в страхе, в то время как Рама II и Рама III помогли сформировать большую часть тайского общества, но также привел к неудачам тайцев, поскольку европейцы переселились в районы, окружающие современный Таиланд, и ограничили любые притязания тайцев на Камбоджу в споре с Бирмой и Вьетнамом. Тайцы учились у европейских торговцев и дипломатов, сохраняя при этом независимый курс. Китайское, малайское и британское влияние способствовало дальнейшему формированию тайского народа, который часто ассимилировал иностранные идеи, но сумел сохранить большую часть своей культуры и сопротивлялся европейской колонизации, охватившей их соседей. Таиланд также является единственной страной в Юго-Восточной Азии, которая не была колонизирована европейскими державами в современной истории.

Концепция тайской нации не развивалась до начала 20-го века при принце Дамронге, а затем короле Раме VI (Ваджиравудхе). До этой эры в тайском языке даже не было слова «нация». Король Рама VI также навязал идею «тайского происхождения» (khwam-pen-thai) своим подданным и строго определил, что является «тайским» и «нетайским». Авторы этого периода переписали историю Таиланда с этнонационалистической точки зрения, игнорируя тот факт, что концепция этнической принадлежности не играла важной роли в Юго-Восточной Азии до 19 века. Этот недавно развившийся национализм был основой политики «тайификации » Таиланда, которая усилилась после конца абсолютной монархии в 1932 и особенно во время правления фельдмаршала Плэк Пхибунсонгхрам (1938–1944). Меньшинства были вынуждены ассимилироваться, а региональные различия северного, северо-восточного и южного Таиланда были вытеснены в пользу одной однородной «тайской» культуры. В результате многие граждане Таиланда не могут отличить свою национальность (сан-чат) от этнического происхождения (чуэа-чат). Джек เจ๊ก (китаец) и кхаек แขก (индиец, араб, мусульманин) после нескольких поколений в Таиланде очень легко объявить себя "тайским тайцем" (этническим тайцем) и игнорировать или с удобством отказаться от своей этнической принадлежности..

География и демография

Тайцы за рубежом.

Подавляющее большинство тайцев живет в Таиланде, хотя некоторые тайцы также встречаются в других частях Юго-Восточной Азии. Около 51–57 миллионов человек живут только в Таиланде, в то время как крупные сообщества также можно найти в США, Китае, Лаосе, Тайване, Малайзия, Сингапур, Камбоджа, Бирма, Южная Корея, Германия, Соединенное Королевство, Канада, Австралия, Швеция, Норвегия, Ливия, и Объединенные Арабские Эмираты.

Культура и общество

Тайцы могут быть разбиты на различные региональные группы со своими региональными разновидностями тайского языка. Эти группы включают центральный тайский (также стандартный вариант языка и культуры), южно-тайский, исан (более тесно связанный со стандартным лаосский Лаоса, чем стандартный тайский), ланна-тай и яви / малайскоязычный тайский малайский. В каждом регионе существует несколько этнических групп. Современная культура Центрального Таиланда стала более доминирующей благодаря официальной политике правительства, которая была разработана для ассимиляции и объединения разрозненных тайцев, несмотря на этнолингвистические и культурные связи между людьми, не говорящими на стандартном тайском языке, и их общинами.

Искусство коренных народов включает муай-тай (кикбоксинг), тайский танец, макрук (тайские шахматы) и нангяй (Игра теней ).

Религия

Современные тайцы преимущественно тхеравады буддисты и четко отождествляют свою этническую идентичность со своими религиозными практиками, которые включают аспекты поклонения предкам, среди других верований древних фольклор Таиланда. Тайцы преимущественно (более 90%) признают себя буддистами. Начиная с правления царя Рамкамхэнга Сукхотая и снова с момента «ортодоксальной реформации» царя Монгкута в 19 веке, он основан на «оригинальном» шри-ланкийском тхераваде. Буддизм. Однако народная вера тайцев представляет собой синкретическую смесь официальных буддийских учений, анимистических элементов, восходящих к изначальным верованиям тайских народов, и браминов - Индуистские элементы из Индии, частично унаследованные от индуистской кхмерской империи Ангкор.

Буддийские монахи получают еду от жителей деревни

Вера в местных, природных и домашних духов, влияющих на светские вопросы такие как здоровье или процветание, а также призраки (тайский : phi, ผี) широко распространены. Это видно, например, в так называемых домах для духов (san phra phum), которые можно найти возле многих домов. Пхи играют важную роль в местном фольклоре, но также и в современной массовой культуре, такой как телесериалы и фильмы. «Фильмы-призраки» (nang phi) - особый, важный жанр тайского кино.

Индуизм оставил существенный и актуальный след в тайской культуре. Некоторые тайцы поклоняются индуистским богам, таким как Ганеша, Шива, Вишну или Брахма (например, в знаменитом Эраване в Бангкоке Святыня ). Они не видят противоречия между этой практикой и своей основной буддийской верой. Тайский национальный эпос Рамакиен является переработкой индуистского Рамаяны. Индийские мифологические персонажи, такие как Дэвы, Якши, Наги, боги и их верховые животные (вахана ), характеризуют мифологию тайцев и часто изображаются в тайском искусстве, даже как украшение буддийских храмов. Национальный символ Таиланда Гаруда также взят из индуистской мифологии.

Характерной чертой тайского буддизма является практика тхам бун (ทำบุญ) («создание заслуг "). Это может быть сделано в основном за счет еды и натуральных пожертвований монахам, пожертвований на обновление и украшение храмов, освобождения плененных существ (рыб, птиц) и т. Д. Более того, многие тайцы боготворят известных и харизматичных монахов, которым можно приписать тауматургия или со статусом усовершенствованного буддийского святого (Арахант ). Другими важными чертами тайского народного верования являются астрология, нумерология, талисманы и амулеты (часто изображения почитаемых монахов)

Помимо двух миллионов мусульман малайцев в Таиланде, есть еще два миллиона этнических тайцев, исповедующих ислам, особенно на юге, но также и в большом Бангкоке. В результате миссионерской работы существует также меньшинство из примерно 500 000 тайцев-христиан : католиков и различных протестантских конфессий.

Краниометрия

Существует статистически значимая разница в краниометрических данных между тайскими черепами из Северо-Восточного Таиланда по сравнению с тайскими черепами из Центральный Таиланд, в том, что первые несколько больше.

См. Также

Примечания

Ссылки

Библиография

  • Гирслинг, Джон Л.С., Таиланд: общество и политика (Cornell University Press, 1981).
  • Тервил, Б.Дж., История современного Таиланд (Университет Квинсленда, 1984).
  • Вятт, Д.К., Таиланд: краткая история (издательство Йельского университета, 1986).

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Жители Таиланда.
Последняя правка сделана 2021-06-10 03:50:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте