Тринадцать центов

редактировать
Тринадцать центов
АвторК. Селло Дуикер
СтранаЮжная Африка
ЯзыкАнглийский
ЖанрКриминальная фантастика
Опубликован2000 (Kwela Books)
ISBN 978-0-8214-2036-2

Тринадцать центов - дебютный роман южноафриканского писателя К. Селло Дуйкер. Он был опубликован в 2000 г. и вызвал одобрение критиков и немедленный успех в Южной Африке и за рубежом, получив в 2002 приз писателей Содружества за лучшую первую книгу Африки. Первое издание Thirteen Cents за пределами Южной Африки было опубликовано Ohio University Press в 2013 году как часть серии «Современное африканское письмо» с введением профессора Шона Вилджоэна.

Действие романа происходит в Южной Африке после апартеида и изображает жестокую действительность беспризорных детей Южной Африки. В качестве криминального романа и bildungsroman он рассказывает о двенадцатилетнем сироте Лазурном и его усилиях выжить на улицах Кейптауна среди преступного мира гангстеры, употребление наркотиков, насилие и проституция. Роман затрагивает серьезные темы, включая сексуальную эксплуатацию, коррупцию и употребление наркотиков. Как социально-политический роман, он критикует продолжающуюся социальную несправедливость в Южной Африке после апартеида.

Содержание
  • 1 Краткое содержание
  • 2 Персонажи
  • 3 Темы
    • 3.1 Сексуальность
    • 3.2 Достижение совершеннолетия
    • 3.3 Наркотики
    • 3.4 Педофилия
    • 3.5 Выживание
    • 3.6 Сила
  • 4 Литературные элементы
    • 4.1 Повествование
    • 4.2 Настройка
    • 4.3 Язык
  • 5 Жанр
  • 6 Влияние на роман
  • 7 Как литература после апартеида
  • 8 Социальный комментарий
  • 9 Ссылки
Краткое содержание сюжета

Лазурный - двенадцатилетний - старая сирота с удивительно голубыми глазами и смуглой кожей. В начале романа выясняется, что он ушел из дома три года назад после убийства своих родителей. Лазурь бродит по улицам Си Пойнт в Кейптауне. Его типичный день состоит из долгих прогулок, купания на пляже утром, парковки машин в городе днем ​​и сна возле бассейна ночью. Ему хорошо известно о других беспризорных детях, которые, по его утверждению, погрязли в зле. Азур представляет своего девятилетнего друга Бафану в первой главе, который, в отличие от Лазурного, употребляет наркотики и предпочитает бродить по улицам, хотя он и не бездомный. Лизель также представлена ​​в первой главе. Она проститутка, которая продает суставов Лазурному и живет под мостом вместе с «сколли», гангстерами и пьяницами.

Азур зарабатывает большую часть своих денег, занимаясь проституцией перед «моффами» - этим термином обозначают геев. Азур передает свои деньги своему старшему другу Джойсу, чтобы они положили его на банковский счет. Она настаивает на этом, поскольку говорит ему, что знает, как работают банки. Лазурь из уважения называет Джойс «тетушкой» и обещает ей, что никогда не станет частью банды. Он остается в безопасности на улицах под защитой Аллена, сутенера-гангстера, который работает в Green Point. Аллен изображен контролирующим и чрезмерно жестоким. Азур ничего не может сделать со своими деньгами, если не обсудит это с Алленом. Именно через Аллена Azure осознает силу денег.

Однажды Лазурь идет под мостом, чтобы навестить Лизель, но обнаруживает, что ее там нет. Вместо этого он проводит время с Сили, гангстером, который также живет под мостом. Вскоре лидер банды Джеральд подъезжает к машине и вызывает Сили. Когда Джеральд возвращается, Лазурь случайно называет его Сили. Джеральд немедленно приходит в ярость из-за того, что Азур сравнила его с «кафиром » (местным чернокожим), когда он гордится своей светлой кожей. В ярости Джеральд нападает на Лазурного, и Лазурный убегает.

Azure трудно зарабатывать деньги проституцией. Он держится на расстоянии от моста и постоянно остается на страже, чтобы не увидеть машину Джеральда. Лазурь слишком боится рисковать в городе, так как он может столкнуться с Джеральдом. Он также избегает Аллена, потому что он не заработал денег, чтобы дать ему, а также Джойса, потому что он слишком смущен, чтобы показаться грязным и без обуви. Все еще пытаясь заработать деньги, Лазур остается в парке в надежде, что его подберет «мафиози». В конце концов приходит один из них и награждает Azure пятьдесят долларов за свои услуги.

Азур направляется на Бри-стрит, чтобы встретиться со своим другом Винсентом. Винсент сообщает ему, что Джеральд искал Лазурь. Он советует Лазуре перестать прятаться и идти прямо к Джеральду. Винсент утверждает, что Джеральд считает себя белым только потому, что у него прямые волосы и светлая кожа. Именно в этом он черпает свою силу и поэтому завидует голубым глазам Лазурного.

Азур решает последовать совету Винсента и противостоять Джеральду. Он идет в свою хижину и находит Сили сидящим снаружи. Он спрашивает Сили, где Джеральд, прежде чем Сили внезапно начинает жестоко нападать на Лазурь, говоря ему, что он должен сделать это, потому что Джеральд наблюдает. Лазур тяжело ранен. После того, как Джеральд заставляет Азур помыть его машину, он призывает других своих последователей отвезти Азур в больницу. В больнице врачи лгут и говорят, что Лазур был избит владельцем магазина за кражу.

После посещения больницы Лазур отправляется в бордель в Солт-Ривер, где он заперт в маленькой комнате на три дня. Он говорит себе, что взрослые вокруг него оскорбляют его только для того, чтобы сделать его сильнее. Лазурь слабеет от голода и жестокого обращения. Однако он считает, что становится сильнее в результате жестокого обращения со стороны взрослых. Во время пребывания Лазурного в борделе его принуждают к половым актам с другими мужчинами. Ричард, его хозяин, меняет имя Лазурного на «Синий» из-за своих глаз.

Винсент объясняет Азуре после того, как его выпустили из публичного дома, что Джеральд чрезвычайно опасен. Он изображает Джеральда как большого тираннозавра. Позже Джеральд противостоит Лазурному под мостом. Джеральд объясняет, что он убил родителей Лазурного, чтобы сделать его сильнее. Он также объясняет, что Ричард и его друзья заставили себя на Лазурном только для того, чтобы он почувствовал, что значит быть женщиной. Джеральд говорит Лазуре никогда не возвращаться в Си-Пойнт.

Азур вскоре обнаруживает, что Джойс украл его деньги. Он решает, что никому нельзя доверять, особенно своим деньгам. На данный момент Лазур использует оставшиеся деньги, чтобы купить бомбер с оранжевой подкладкой, несмотря на предупреждение Джеральда, что только ему разрешено носить этот цвет. В ответ Джеральд угрожает ему и срезает гипс на ноге. Лазурному удается сбежать и он бежит по главной дороге. Движимый безумием, Лазурь поднимается на Столовую гору, где обосновывается в пещере.

Во время его пребывания в пещере желание Лазурного плавать усиливается. Ему начинают сниться интенсивные и творческие сны. В его снах есть тираннозавр, который разрушает город под горой и даже съедает Джеральда. Лазурный просыпается от этого сна с решимостью поплавать.

Четыре дня и четыре ночи Лазурный продолжает видеть смутные сны. В сновидениях есть один значительный персонаж, красивая женщина по имени Саартджи, которая утверждает, что замужем за тираннозавром. Через четыре дня Лазурный покидает гору, имея в кармане всего тринадцать центов. Он возвращается в город и находит хижину Лизель вместе с другими под мостом полностью разрушенной. В поисках Джеральда Лазурь встречает Сили, который сообщает ему, что Джеральд покончил жизнь самоубийством. Джеральд планировал убить Лазурного и сошел с ума, ища его. Сили показывает, что он только сделал вид, что лодыжка Лазурного была сломана, чтобы обмануть Джеральда и спасти Лазурь. Кроме того, он говорит, что знает, что Лазурь убила Джеральда, и поэтому он поднялся на гору. Азур приходит к выводу, что Сили сошел с ума.

Лазур больше не считает себя «мальчиком», потому что он видел вещи, на которых он вырос. Азур считает, что взрослые - зло, но по-прежнему сопровождает Сили в его повседневных делах. Сили, новый лидер банды, принимает тяжелые наркотики и в конце концов арестовывается полицией. В хаосе Лазурь снова уходит в гору. В пути он повторяет про себя, что его мать и отец мертвы. Он находит другую пещеру и безумно танцует вокруг разводимого им костра.

Роман завершается Лазурным описанием мощной бури, разрушающей город и пляж внизу. Лазурь наблюдает за штормом из безопасной самой высокой точки горы. Он видит огонь, падающий с неба и охватывающий город, и заявляет, что солнце правит всем. Он повторяет про себя, что его мать и отец мертвы. Он заявляет, что знает, что такое страх, потому что он видел центр тьмы.

Персонажи

Лазурь - Главный герой романа Лазурный - двенадцатилетний мальчик-сирота, живущий на улицах Кейптауна, Южная Африка.. После убийства родителей в Йоханнесбурге он покидает дом, чувствуя себя потерянным. Внешность Лазурного уникальна из-за его голубых глаз и темной кожи, что затрудняет его расовую категоризацию. На протяжении всего романа он проявляет увлечение водой и плаванием. Будучи уличным ребенком, Лазур подвергается воздействию наркотиков, бандитской деятельности и жестокому обращению. Он выживает за счет проституции, продавая секс пожилым мужчинам. Позже в романе ему исполняется тринадцать лет, что он считает своим вступлением в мужественность. Он постоянно говорит себе, что его борьба делает его сильнее как мужчину.

Бафана - подруга Лазурного, живущая на улице. Это девятилетний мальчик, которого Лазур считает непослушным, потому что у Бафаны есть дом, в который можно вернуться, но он предпочитает бродить по улицам и принимать наркотики, в том числе нюхать клей и курить пуговицы. Азур бьет его всякий раз, когда видит, что он употребляет наркотики.

Лизель - старшая подруга Лазурного, Лизель - женщина, которая живет под мостом и зарабатывает деньги проституцией. Именно она продает Лазурью его суставы в начале романа. Позже в романе она считается ненадежной после того, как Сили сообщает Лазурному, что она вводила другие вещества в свои суставы.

«Тетя» Джойс - старший друг Лазурного, которого он из уважения называет тетушкой. Она работает в ресторане La Perla и по утрам часто оставляет объедки возле куста для Лазурного и Бафана. Взамен Лазур выполняет за нее поручения. Лазурь доверяет Джойсу свои деньги. Когда он идет за деньгами позже в романе, Лазурь обнаруживает, что Джойс обманывает его, что заканчивает их отношения.

Аллен - сутенер-гангстер, работающий в Green Point. Он известен своим дурным характером, и Азур утверждает, что был свидетелем того, как он кого-то убил. Если Азур хочет что-нибудь купить, он должен сначала поговорить с Алленом. Когда Аллен впервые представлен в романе, он жестоко избивает одну из белых женщин, которая на него работает. Azure узнает ценность власти, связанной с деньгами, от Аллена, который носит дизайнерскую одежду и всегда должен быть одет лучше всех. Винсент объясняет вспыльчивость Аллена и его одержимость дизайнерской одеждой его гневом из-за того, что он не полностью белый, а, по сути, смешанная раса.

Сили - один из «миньонов» Джеральда. Он живет под мостом, но дружит с Лазурным. Он очень стильный и может потанцевать с кем угодно в городе. По словам Лазурного, это причина, по которой Джеральд любит его. После смерти Джеральда Сили становится новым лидером банды с Лазурным в качестве его правой руки. Он избивает Лазурного, когда приходит на встречу с Джеральдом, но позже говорит ему, что оказал ему услугу, не ранив его более серьезно.

Джеральд - Джеральд живет под мостом и является главой банды Двадцать восемь. Он гордится своей светлой кожей и прямыми волосами.

Винсент - особенный друг Лазурного, которого он знал еще со школьных времен в Йоханнесбурге. Он очень хорошо осведомлен о происходящем в Кейптауне и помогает Azure, когда может. Он тусуется на Бри-стрит в городе. Позже в романе Винсент уезжает из города, оставляя Лазурь, чтобы самому столкнуться с жизнью.

Ричард - еще один из приспешников Джеральда, после избиения Сили доставит Лазурного в больницу, а затем запирает его в комнате в борделе на три дня. Он педофил, который заставляет Лазурь вступать в половую связь с ним и его друзьями.

Темы

Сексуальность

Сексуальность - важная тема в романе через многочисленные сцены графически изображенных гомосексуальных действий. Лазур выживает, продавая секс пожилым мужчинам, которых он называет «моффами». Литературоведы предлагают разные интерпретации сексуализации Лазурного. Некоторые характеризуют гомосексуальные действия Лазурного как не более чем тактику выживания и средство зарабатывания денег, в то время как другие рассматривают их как часть его сексуального роста и исследования. Во введении Шон Вилджоен представляет свое прочтение повествования как «романтика сексуальности мальчика в становлении» с исследованием гомосексуализма в качестве возможного подтекста. Другие ученые идут дальше, описывая его как «откровенное повествование о молодых южноафриканских геях, борющихся с неприятием». В интервью Дуйкер отрицал, что роман посвящен геевской идентичности, и сказал: «Я писатель и заинтересован во всех аспектах человеческих отношений и идентичности. Для меня это не проблема. Мой первый роман "Тринадцать центов" не имел веселого характера, как и третий. Я действительно не хочу, чтобы меня приставляли к себе. «»

Достижение совершеннолетия

Роман был интерпретирован как повествование о взрослении, которое следует за взрослением Лазурного в зрелом возрасте и противостоянием очень взрослым обстоятельствам. должен научиться выживать во взрослом мире преступности и коррупции. Он приходит к выводу, что эти вещи делают его сильнее, чтобы стать мужчиной.

Наркотики

На протяжении всего романа оба основных и второстепенные персонажи часто изображаются как глубоко вовлеченные в употребление и продажу наркотиков, таких как марихуана. Хотя Azure осуждает Бафана за употребление тяжелых наркотиков, он сам несколько раз курил марихуану на протяжении всего романа, чтобы справиться со своими обстоятельствами.

Педофилия

Азур зарабатывает деньги, занимаясь проституцией перед геями. Хотя он соглашается на такие сексуальные действия, роман можно рассматривать как затрагивающий тему педофилии и растления детей, потому что Лазурь - несовершеннолетняя. Большинство клиентов Azure - это женатые белые мужчины, которые скрывают свою сексуальность; однако во время его пребывания в борделе его заставляют совершать половые акты для Ричарда и его друзей.

Выживание

Азур потерял обоих родителей в молодом возрасте, потому что они были убиты. В начале повествования он уже три года живет на улице. Навыки и методы, которые он использует, чтобы кормить, одевать и купаться, указывают на его способность адаптироваться и приспосабливаться к жизни на улице, чтобы выжить. Большая часть романа сосредоточена вокруг его способности выжить в преступном мире Кейптауна, не жертвуя своими личными моральными принципами и ценностями. Он часто бывает один и должен заботиться о себе.

Сила

Азур считает, что все, через что он проходит, происходит только для того, чтобы сделать его сильнее.

Литературные элементы

Повествование

Роман рассказывается от первого лица его главным героем, Лазурным. Незрелость Азура очевидна в его использовании детской лексики и синтаксиса, включая «частоту произнесения местоимения« я », вероятно, самого частого слова в тексте; короткие эмоциональные предложения; и обрезанные и редкие диалоги ». Такие элементы резко контрастируют с« суровыми и очень взрослыми обстоятельствами »Azure, которые далеки от детских и невинных.

Дюкер постоянно чередуется между реалистом и гиперреалистом., и сюрреалистическое повествование в качестве его главного героя переживает разные сферы сознания. Его трезвое изображение прожитой реальности Лазурного уличного ребенка в Кейптауне переплетается с гиперреалистическими последовательностями снов персонажа. сверхъестественное также присутствует благодаря предполагаемой способности других беспризорников принимать форму крыс или голубей, а Джеральда превращаться в тираннозавра. В других романах Дюкера есть аналогичные сверхъестественные и мифические элементы, которые способствуют критике автором южноафриканского общества.

При апартеиде большая часть литературы, написанной черными авторами, показывала главного героя, метонимика большого черного сообщества, что означает, что опыт индивидов dual также обозначает состояние и опыт расового сообщества в целом. Однако «Тринадцать центов» отражают отклонение литературы периода постапартеида от этой формы аллегории. Голос и точка зрения Лазурного не являются метонимом черного южноафриканского расового сообщества, но существуют как исключительная личность, которую нелегко отнести к категории.

Настройка

«Тринадцать центов» происходит в Кейптауне, Южная Африка, после демократические выборы 1994 г. Нельсона Манделы, которые формально ознаменовали конец апартеида. Хотя Дуйкер не комментирует напрямую дела правительства, социальный и политический контекст Южной Африки после апартеида, применительно к личности, составляет основную часть романа. Шон Вилджоен утверждает, что большая часть книги посвящена «допросу и исследованию временных и пространственных измерений его городского мира» Лазурью. Лазур должен преодолеть опасности, представленные преступным миром наркотиков и банд Кейптауна, и преодолеть бесчеловечные силы, которые «поглощают и поглотить его на улицах "Его отчаянная попытка избежать этих жестоких условий требует, чтобы он физически удалился из города, поднявшись на Столовую гору.

Язык

Некоторые лингвистические стратегии, использованные Дуйкером в Тринадцатом Центы характерны для художественной литературы после апартеида, которая бросает вызов предыдущему языковому разделению южноафриканской литературы при апартеиде. Использование непереведенных слов и переключение кода путем чередования английского и африкаанс в романе стало обычным методом представления сосуществования нескольких языков на Юге. Африканская культура. Дюкер сочетает английский язык с региональным диалектом, который смешивает стандартный южноафриканский английский и африкаанс со словами сото и коса на протяжении всего повествования. Цель и последствия частого переключения кода Дюкера по-разному интерпретировались различными учеными в данной области. Шон Вилджоэн рассматривает «отсутствие авторского посредничества между языком рассказа и читателями» как предполагающее «желание Дюкера построить бескомпромиссное, правдивое описание суровой реальности». Напротив, Казим Адебийи утверждает, что эти лингвистические стратегии прославляют « гибридность, которая стала ассоциироваться с постколониальной культурой »и что они указывают на« зарождающееся сближение между до сих пор враждебными кодами в стране ».

Использование переключения кода Дуйкером следует традициям других южноафриканских романистов в том числе Питер Абрахамс, Надин Гордимер и Ричард Рив. Однако, в отличие от этих писателей, Дуйкер затрагивает табуированные вопросы, не затронутые в других романах. Вилджоен определяет три условные границы вымышленного изображения, которые Дуйкер пересекает в тринадцати центах: «он графически изображает секс между ребенком и взрослым, он делает это специально в отношении гомосексуальных действий, и он использует ругательства и язык оскорбления в устойчивой манере, которая идет помимо добавления в прозу местного колорита ». Сам Дюкер сказал:« «Я не выхожу специально, чтобы шокировать. Многое из того, что я сказал, можно было бы смягчить. Но насилие является настолько важной частью нашей культуры, что, если бы я смягчил его, оно не было бы подлинным ».

Жанр

Тринадцать центов классифицируются как современные южноафриканские Криминальный роман в литературном мире периода после апартеида. Дуйкер дает мучительно реалистичное описание дислокации и развала общин и семей в Южной Африке после освобождения. Он также исследует темы коррупции через участие полиции в незаконном употреблении наркотиков и деятельности банд. Однако, апокалиптический финал, воспринимаемый глазами Лазурного, указывает на возможность роста более обнадеживающего будущего. Изображение Дюкера главного героя, вступающего в преступную жизнь, создает точку входа в маргинализированное преступное сообщество Кейптауна и согласуется со многими другими криминальными романами темнокожие писатели. Повествованием Азур Дюкер иллюстрирует «сложные социальные реальности, которые толкают молодых черных мужчин к преступлению». Для сравнения, в основном белые авторы пишут детективные романы с точки зрения закона и порядка.

Влияние на роман

В 1998 году К. Селло Дуйкер потратил три с половиной года. недель проживания с беспризорными детьми в Кейптауне после того, как их попросили помочь найти пропавшего мальчика. В то время, когда он изучал копирайтинг, его отсутствие привело к его исключению из колледжа и помещению в психиатрическое учреждение на два месяца. Жизнь на улице вдохновила его, и после освобождения он закончил первый набросок тринадцати центов за несколько недель. В интервью Дуикер назвал Бесси Хэд, Бен Окри, Айи Квей Армах и Дамбудзо Маречера как литературные источники его влияния. Ученые также предположили, что персонаж Лазур ссылается на Тони Моррисон Самый голубой глаз.

В качестве примера можно привести литературу периода постапартеида

«Тринадцать центов», а также другие работы Дюкера. литературы постапартеида. Жанр уходит от строгой ориентации на расовые бинарные элементы и политические темы к более современным и интимным вопросам, включая насилие, преступность, бедность и гомосексуализм. В «Тринадцати центах» Дюкер выходит за рамки бинарных категорий черного и белого, чтобы исследовать более широкие темы преступности, коррупции и гомосексуализма в том виде, в котором они были представлены Лазурью. Тем не менее, должное внимание по-прежнему уделяется расе и ее влиянию на жизнь персонажей романа. Расовая идентичность и иерархия выходят на первый план в романе, когда Джеральд считает, что Лазурная сравнивала его с кафром, и когда Винсент приписывает безудержное насилие Аллена его неспособностью скрыть свою цветную кровь.

Социальный комментарий

Ученые истолковали «Тринадцать центов» как критику южноафриканского общества и, в частности, проблемы беспризорных детей в период после апартеида. Южная Африка. Мамаду Абду Балу Нгом называет роман «обвинением южноафриканского общества». Мир, изображенный Дуикером в подробных описаниях борьбы Лазур за выживание на улицах, представляет собой мир безудержного насилия и сексуальной эксплуатации. По словам Нгома, благодаря помощи раскрывает «многогранные трудности, с которыми сталкивается уличная молодежь», роман вносит значительный вклад в литературу о беспризорных детях. Дуйкер также сталкивается с обращением с беспризорными детьми как с преступниками и публичным неудобством со стороны властей. Это проявляется во враждебном отношении врача к Лазурному в провинции. В более широком масштабе роман описывает острую бедность и социально-экономическое неравенство Южной Африки.

Ссылки
  1. ^ Sello., Duiker, K. (2013). Тринадцать центов. Афины : Ohio University Press. ISBN 9780821420362. OCLC 846981392.
  2. ^ Нгом, Мамаду Абду Бабу (2014). «Тринадцать центов от К. Селло Дуйкер: Разоблачение реальности уличных детей в Южной Африке » (PDF). Журнал панафриканских исследований. 6 (9): 44–58.
  3. ^Браун, Молли (2008). «На пути к восстановлению колонизированного разума: освобождающие фантазии Дюкера и Ихимеры». Статьи: Исследования в детской литературе. 2 : 35–41.
  4. ^ Роберт Ротич (2015). «Социальная формация Южной Африки после апартеида» (PDF). Журнал панафриканских исследований. 8 (9): 132–155.
  5. ^ Адебийи, Казим (2015). «Лингвистические стратегии в художественной литературе после апартеида» (PDF). Журнал панафриканских исследований. 8 (1): 46–59.
  6. ^ Пауэрс, Дж. Л. (2015). «Политика преступности: новый социально сознательный жанр в Южной Африке». Мировая литература сегодня. 89 (2): 30–33. doi :10.7588/worllitetoda.89.2.0030.
Последняя правка сделана 2021-06-11 09:06:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте