Метонимия ( / м ɛ т ɒ п ə м я / ) является фигурой речи, в которой вещь или понятие называется по имени чего - то тесно связанному с этим вещами или понятием.
Слова метонимия и метоним происходят от греческого μετωνυμία, metōnymía, «изменение имени», от μετά, metá, «после, после, за пределами», и -ωνυμία, -ōnymía, суффикса, обозначающего фигуры речи, от ὄνυμα, ónyma или ὄνομα, Онома, "имя".
Метонимия и связанные с ней речевые обороты распространены в повседневной речи и письме. Синекдоха и металепсис считаются специфическими типами метонимии. Многозначность, способность слова или фразы иметь несколько значений, иногда возникает в результате метонимических отношений. И метонимия, и метафора предполагают замену одного термина другим. В метафоре эта замена основана на некоторой конкретной аналогии между двумя вещами, тогда как в метонимии замена основана на некоторой понятной ассоциации или смежности.
Американский теоретик литературы Кеннет Берк рассматривает метонимию как один из четырех «основных тропов »: метафора, метонимия, синекдоха и ирония. Он обсуждает их особым образом в своей книге «Грамматика мотивов». В то время как Роман Якобсон утверждал, что фундаментальная дихотомия в тропе была между метафорой и метонимией, Берк утверждает, что фундаментальная дихотомия - между иронией и синекдохой, которую он также описывает как дихотомию между диалектикой и репрезентацией или, опять же, между редукцией и перспективой.
Помимо использования в повседневной речи, метонимия - это фигура речи в некоторых стихах и во многих риториках. Греческие и латинские риторики внесли значительный вклад в изучение метонимии.
Метонимия принимает множество различных форм.
Synecdoche использует часть для обозначения целого или целое для обозначения части.
Metalepsis использует знакомое слово или фразу в новом контексте. Например, «ведущая нога» может описывать быстрого водителя; свинец тяжелый, и тяжелая нога на педали акселератора заставляет автомобиль двигаться быстро. Фигура речи - это «метонимия метонимии».
Многие случаи полисемии происходят от метонимов: например, «курица» означает мясо, а также животное; «корона» как для объекта, так и для заведения.
Метонимия работает за счет смежности (ассоциации) между двумя понятиями, тогда как термин «метафора» основан на их аналогичном сходстве. Когда люди используют метонимию, они обычно не хотят передавать качества от одного референта к другому, как они это делают с метафорой. Нет ничего подобного прессе в репортерах или короне в монархе, но «пресса» и «корона» - оба общие метонимы.
Некоторые виды использования образного языка можно понимать и как метонимию, и как метафору; например, отношения между «короной» и «королем» можно интерпретировать метафорически (т. е. король, как и его золотая корона, мог быть на вид жестким, но в конечном итоге податливым, чрезмерно богато украшенным и постоянно неподвижным). Однако во фразе «земли, принадлежащие короне» слово «корона» определенно является метонимией. Причина в том, что монархи в целом действительно носят корону физически. Другими словами, существует уже существующая связь между «короной» и «монархией». С другой стороны, когда Гилад Цукерманн утверждает, что израильский язык - это «крест феникуку с некоторыми чертами сороки», он определенно использует метафоры. Между языком и птицей нет физической связи. Причина, по которой используются метафоры «феникс» и «кукушка», состоит в том, что, с одной стороны, гибридное слово «израильский» основано на иврите, который, как феникс, восстает из пепла; а с другой стороны, гибридный «израильский» основан на идише, который, как кукушка, кладет свое яйцо в гнездо другой птицы, обманывая ее, заставляя поверить, что это ее собственное яйцо. Кроме того, метафора «сорока» используется потому, что, согласно Цукерману, гибридное «израильское» отображает характеристики сороки, «крадущей» такие языки, как арабский и английский.
Два примера использования термина «рыбалка» помогают прояснить различие. Фраза «ловить жемчуг» использует метонимию, заимствовав у «рыбной ловли» идею брать предметы из океана. То, что переносится от «рыбной рыбы» к «рыболовному жемчугу», - это область метонимии. Напротив, метафорическое выражение «ловля информации» переносит концепцию ловли рыбы в новую область. Если кто-то «ловит рыбу» за информацией, мы не представляем себе, что этот человек находится где-то рядом с океаном; скорее, мы переносим элементы действия ловли рыбы (ожидание, надежда поймать что-то, чего нельзя увидеть, зондирование) в новую область (беседу). Таким образом, метафора работает, представляя целевой набор значений и используя их, чтобы предложить сходство между элементами, действиями или событиями в двух областях, тогда как метонимия вызывает или ссылается на конкретную область (здесь, удаление элементов из моря).
Иногда метафора и метонимия могут работать в одной и той же фигуре речи, или можно интерпретировать фразу метафорически или метонимически. Например, фразу « одолжите мне ваше ухо » можно проанализировать по-разному. Можно было представить следующие интерпретации:
Трудно сказать, какой анализ выше наиболее точно отражает то, как слушатель интерпретирует выражение, и возможно, что разные слушатели анализируют фразу по-разному или даже по-разному в разное время. Тем не менее, все три анализа дают одинаковую интерпретацию. Таким образом, метафора и метонимия, хотя и различаются по своему механизму, прекрасно работают вместе.
Вот несколько общих типов отношений, в которых часто используется метонимия:
Место часто используется в качестве метонима для правительства или других официальных учреждений, например, Брюссель для институтов Европейского Союза, Гаага для Международного Суда или Международного уголовного суда, Найроби для правительства Кении, Белый House и Capitol Hill для исполнительной и законодательной ветвей соответственно федерального правительства США или Foggy Bottom для Государственного департамента США. Другие названия адресов или мест могут стать удобными сокращениями в международной дипломатии, позволяя комментаторам и инсайдерам безлично и лаконично ссылаться на министерства иностранных дел с впечатляющими и внушительными названиями, такими как (например) набережная д'Орсе, Вильгельмштрассе или Порт.
Место может представлять собой целую отрасль: например, Уолл-стрит, используемое метонимически, может обозначать весь финансовый и корпоративный банковский сектор США. Нарицательные существительные и фразы также могут быть метонимами: « бюрократия » может означать бюрократию, независимо от того, использует ли эта бюрократия фактическую волокиту для переплета документов. В царствах Содружества, Корона является метонит для государства во всех его аспектах.
В последнее время в Израиле термин «Бальфур» стал обозначать резиденцию премьер-министра Израиля, расположенную на улице Бальфур в Иерусалиме, все улицы вокруг нее, где часто проходят демонстрации, а также премьер-министра и его семью. кто проживает в резиденции.
Западная культура изучала поэтический язык и считала его риторикой. А. аш-Шарафи поддерживает эту концепцию в своей книге « Текстовая метонимия»: «Греческая риторическая наука в свое время стала полностью поэтической наукой». Философы и риторы считали, что метафоры были основным образным языком, используемым в риторике. Метафоры служили лучшим средством привлечь внимание аудитории, потому что аудитория должна была читать между строк, чтобы понять, что оратор пытался сказать. Другие не считали метонимию хорошим риторическим методом, потому что метонимия не связана с символикой. Аль-Шарафи объясняет: «Вот почему они подорвали практический и чисто референциальный дискурс, потому что он считался банальным и не содержал ничего нового, странного или шокирующего».
Греческие ученые внесли свой вклад в определение метонимии. Например, Исократ работал над определением разницы между поэтическим языком и непоэтическим языком, говоря, что «прозаики в этом отношении затруднены, потому что их дискурс должен соответствовать формам и терминам, используемым гражданами, и тем аргументам, которые являются несостоятельными. точное и актуальное для предмета ". Другими словами, Исократ предлагает здесь, что метафора является отличительной чертой поэтического языка, потому что она заново передает опыт мира и обеспечивает своего рода клевету в восприятии мира гражданами. Демокрит описал метонимию, сказав: «Метонимия, то есть тот факт, что слова и значение меняются». Аристотель обсуждал разные определения метафоры, рассматривая один тип как то, что мы сегодня знаем как метонимию.
Латинские ученые также оказали влияние на метонимию. В трактате Rhetorica ad Herennium метонимия описывается как «фигура, которая вытягивается из объекта, очень похожего или связанного с выражением, предполагающим данный объект, но не названным его собственным именем». Автор описывает нам процесс метонимии, говоря, что мы сначала выясняем, что означает слово. Затем мы выясняем отношения этого слова с другими словами. Мы понимаем слово, а затем называем его именем, с которым оно связано. «Воспринимаемая как таковая метонимия будет фигурой речи, в которой есть процесс абстрагирования отношения близости между двумя словами до такой степени, что одно будет использоваться вместо другого». Цицерон рассматривал метонимию как более стильный риторический метод и описывал ее как основанную на словах, но мотивированную стилем.
Метонимия стала важной во французском структурализме благодаря работам Романа Якобсона. В своем эссе 1956 года «Метафорические и метонимические полюса» Якобсон связывает метонимию с лингвистической практикой [синтагматической] комбинации и литературной практикой реализма. Он объясняет:
Примат метафорического процесса в литературных школах романтизма и символизма неоднократно признавался, но все еще недостаточно осознается, что именно преобладание метонимии лежит в основе и фактически предопределяет так называемое «реалистическое» направление, принадлежащее к промежуточная стадия между закатом романтизма и подъемом символизма и противостоит обоим. Следуя по пути непрерывных отношений, реалистический автор метонимически отвлекается от сюжета к атмосфере и от персонажей к пространственно-временному сеттингу. Он любит синекдохические подробности. В сцене самоубийства Анны Карениной художественное внимание Толстого сосредоточено на сумочке героини; а в « Войне и мире» синекдохи «волосы на верхней губе» или «голые плечи» используются одним и тем же писателем для обозначения женских персонажей, которым принадлежат эти черты лица.
Теории Якобсона были важны для Клода Леви-Стросса, Ролана Барта, Жака Лакана и других.
Сны могут использовать метонимы.
Метонимы также могут быть без слов. Например, Роман Якобсон утверждал, что искусство кубизма в значительной степени опиралось на нелингвистические метонимы, в то время как искусство сюрреализма больше полагалось на метафоры.
Лакофф и Тернер утверждали, что все слова являются метонимами: «Слова обозначают концепции, которые они выражают». Некоторые художники использовали в своих картинах настоящие слова в качестве метонимов. Например, на картине Миро 1925 года «Фото: это цвет моей мечты» есть слово «фотография», обозначающее образ его мечты. Эта картина происходит из серии картин, называемых peinture-poésies (картины-стихи), которые отражают интерес Миро к снам и подсознанию, а также взаимосвязь слов, образов и мыслей. Пикассо в своей картине 1911 года «Трубка и натюрморт на столе» вставляет слово «Океан», а не рисует океан: Эти картины Миро и Пикассо в некотором смысле являются противоположностью ребуса : это слово означает картинка, а не картинка, обозначающая слово.