A тетраморф - это символическое расположение четырех различных элементов или сочетание четырех разных элементов в одном блоке. Термин происходит от греческого слова «тетра», что означает «четыре» и «морфинг».
Существуют археологические свидетельства, показывающие, что древний человек разделил четыре четверти горизонта, или пространство, позднее место жертвоприношения, например храм, и приписал каждой четверти характеристики и духовные качества. В качестве альтернативы составные элементы были вырезаны на мифических существах, таких как древние египетские, греческие и вавилонские сфинксы древности, изображающие тела, похожие на быков. с птичьими крыльями, львиными лапами и человеческими лицами. Такие сложные существа встречаются во многих мифологиях.
В христианском искусстве тетраморф - это союз символов Четырех Евангелистов, происходящих от четырех живых существ в Книга Иезекииля, в одну фигуру или, чаще, в группу из четырех фигур. Каждый из четырех евангелистов связан с одним из живых существ, обычно изображенных с крыльями. Наиболее частая ассоциация, но не оригинальная или единственная, это: Матфей человек, Марк лев, Лука вол и Иоанн орел. В христианском искусстве и иконографии, портреты евангелистов часто сопровождаются тетраморфами или только символами, используемыми для их изображения. Портреты евангелистов, изображающие их в человеческих формах, часто сопровождаются их символическими существами, а Христос в величии часто изображается в окружении четырех символов.
Слово происходит от греческого, означающего «четыре формы» или «формы». В английском языке каждый символ может быть описан как тетраморф в единственном числе и группа как «тетраморфы», но обычно только в контекстах, в которые включены все четыре. Тетраморфы были особенно распространены в раннем средневековом искусстве, прежде всего в иллюминированных Евангелиях, но остаются обычным явлением в религиозном искусстве по сей день.
Изображения объединения различных элементов в один символ первоначально использовались древними египтянами ассирийцами и греками. Изображение сфинкса, найденного в Египте и Вавилоне, изображало тело льва и голову человека, а гарпий из греческой мифологии изображало человеческие женщины, похожие на птиц.
Пророк Иезекииль жил среди евреев, изгнанных в Вавилон в 6 веке до нашей эры. Существа в его видении, от которых произошли изображения тетраморфа, напоминают древнее ассирийское искусство.
Животные, связанные с христианским тетраморфом, происходят от вавилонских символов четырех фиксированных знаков зодиака: бык, олицетворяющий Тельца ; лев, представляющий Льва ; орел, олицетворяющий Скорпиона ; мужчина или ангел, представляющий Водолея. В западной астрологии четыре символа связаны с элементами Земли, Огня, Воды и Воздуха соответственно. Существа христианского тетраморфа были также распространены в египетской, греческой и ассирийской мифологии. Ранние христиане восприняли этот символизм и адаптировали его для четырех евангелистов как тетраморф, который впервые появляется в христианском искусстве в V веке, но чье толковательное происхождение происходит от Иринея во II веке.
Элементы христианского тетраморфа впервые появляются в видении Иезекииля, который описывает четыре существа такими, какими они являются ему в видении:
Что касается сходства их лиц, у них четверо были лица человека и льва лице на правой стороне; и у них четверо было лице вола на левой стороне; у них четверо также было лицо орла.
Они описаны позже в Книге Откровения:
И первый зверь был подобен льву, второй зверь был подобен тельцу, а третий зверь имел лицо как человек, а четвертый зверь был подобен летящему орлу.
Ассоциация четырех живых существ с четырьмя евангелистами возникла с Иринеем во 2 веке. Интерпретация каждого существа менялась на протяжении истории церкви. Наиболее распространенная интерпретация, впервые изложенная Викторином и принятая Иеронимом, святым Григорием и Келлской книгой, заключается в том, что человек - Матфей, лев Марк, вол Лука и орел Иоанн. Существа тетраморфа, как и четыре Евангелие евангелистов, представляют четыре грани Христа.
Человек | Лев | Теленок | Орел | |
---|---|---|---|---|
Ириней (130-202) | Матфей | Иоанн | Лука | Марк |
Ипполит Римский (170-235) | Марк | Матфей | Лука | Иоанн |
Викторин Петтауский (ум. 304) | Матфей | Иоанн | Лука | Марк |
Епифаний (310-403) | Матфей | Марк | Лука | Иоанн |
Хроматий Аквилейский (ум. 407) | Матфей | Иоанн | Люк | Марк |
Иероним (347-420) | Матфей | Марк | Люк | Иоанн |
Псевдо-Афанасий (ок. 350) | Матфей | Лука | Марк | Иоанн |
Амвросий (340-397)) | Мэтью | Марк | Люк | Джон |
Августин (354-430) | Марк | Матфей | Лука | Иоанн |
Примасий из Хадрумета (ум. 560) | Марк | Матфей | Лука | Иоанн |
Святой Григорий Великий (540-604) | Матфей | Ма rk | Люк | Иоанн |
Келлская книга (ок. 800) | Матфей | Марк | Лука | Иоанн |
Адам Святого Виктора (ум. 1146) | Матфей | Марк | Лука | Иоанн |
Фома Аквинский (1225-1274) | Матфей | Марк | Люк | Джон |
Джеймисон Фоссет Браун Библейский комментарий (1871) | Люк | Мэтью | Марк | Джон |
Эйми Семпл Макферсон (1890-1944) | Люк | Джон | Марк | Мэтью |
Вочман Ни (1903-1972) | Люк | Мэтью | Марк | Джон |
Х. А. Айронсайд (1876-1951) | Люк | Мэтью | Марк | Джон |
Справочная Библия Скоуфилда (изд. 1967) | Люк | Мэтью | Марк | Джон |
Уитнесс Ли (1905-1997) | Люк | Мэтью | Марк | Иоанн |
Из таблицы видно, что в истории церкви использовались различные схемы толкования. Ниже приводится краткое изложение четырех основных схем с их наиболее известными сторонниками и обоснованием. Данное обоснование обычно связано с тем, как начинается каждое Евангелие, с основными темами в каждом Евангелии или с аспектом Христа, подчеркнутым в каждом Евангелии.
1-я схема - Ириней
Этот человек - Матфей, потому что его Евангелие начинается с генеалогии Иисуса; лев - Иоанн, потому что его Евангелие начинается с уверенности; вол - Лука, потому что его Евангелие начинается со священнической жертвы; а орел - это Марк, потому что его Евангелие начинается с пророчества Исаии. Ириней берет начало в этой связи между четырьмя животными и четырьмя евангелистами, потому что он ищет ответ на вопрос «Почему четыре Евангелия?»
2-я схема (наиболее распространенная) - Джером
Обоснование этой схемы - это то, как начинается каждое повествование Евангелия. Матфей - человек, потому что он начинает с генеалогии; Марк - лев, ревущий в пустыне с пророческой силой; Лука - вол, потому что он начинает с храмовой жертвы; а Иоанн - орел, летящий к небу, как божественное Слово. Надо сказать, что в определенный момент, когда достаточное количество толкователей в церкви поддержали эту схему, многие из тех, кто последовал за ней, просто не исполнили своих полномочий.
3-я схема - Августин
Лев - это Матфей, потому что Евангелие от Матфея изображает царственный характер Христа, происходившего из колена Иудина; вол - Лука, потому что Христос проявляется в Своем священническом характере; этот человек - Марк, из-за человечности Христа, показанной в этом Евангелии, сосредоточенной на том, что сделал этот человек; а орел - Иоанн, потому что тайна Слова восходит к небу. Августин отходит от схемы Иеронима, говоря: «Эта последняя формулировка сосредоточена только на начале книг, а не на общем плане евангелистов, который следовало бы изучить более тщательно».
4-я схема - Эйми Семпл Макферсон
Орел - это Матфей, который представляет Иисуса как Царя, который скоро вернется искать свой народ, Иисус вернется; вол - это Лука, где он представляет Иисуса как страдающего слугу, понесшего нашу болезнь, Иисуса исцеляющего; «Лик человека» (представляющий Марка) представляет Иисуса как совершенного человека, который пришел спасти нас, Иисус Спасает; Лев - Иоанн представляет Иисуса как Крестителя в Святом Духе.
5-я схема - Уитнесс Ли
Лев - это Матфей, потому что Матфей изображает Господа Иисуса как Царя; вол - это Марк, потому что Марк изображает Его как раба; этот человек - Лука, потому что Лука изображает Его совершенным, подлинным человеком; орел - это Иоанн, потому что Иоанн изображает Его как Бога.
Существа тетраморфа, как они появляются в своих животных формах, преимущественно изображаются как крылатые фигуры. Крылья, древний символ божественности, олицетворяют божественность евангелистов, божественную природу Христа и добродетели, необходимые для христианского спасения. Что касается изображения святого Марка, в частности, использование крыльев отличает его от изображений святого Иеронима, который также связан с образом льва.
Совершенное человеческое тело Христа первоначально было представлено как крылатый человек, а позже был адаптирован для святого Матфея, чтобы символизировать человечество Христа. В контексте тетраморфов крылатый человек указывает на человечность и разум Христа, а также на описание Матфея Воплощения Христа. Лев святого Марка олицетворяет мужество, воскресение и царственную власть, что совпадает с темой Христа как царя в Евангелии от Марка. Он также интерпретируется как Лев Иудейский как ссылка на царское происхождение Христа. Бык или бык - это древний христианский символ искупления и жизни через жертву, означающий летописи Луки о Христе как священнике и его последней жертве за будущее человечества. Орел олицетворяет небо, небеса и человеческий дух, параллельно божественной природе Христа.
В своих самых ранних проявлениях евангелисты изображались в человеческом обличье, каждый со свитком или книгой, символизирующими Евангелие.. К V веку изображения евангелистов превратились в соответствующие им тетраморфы. К более позднему средневековью тетраморф в виде существ использовался реже. Вместо этого евангелистов часто изображали в человеческих формах в сопровождении своих символических существ или в виде людей с головами животных.
На изображениях, где создания окружают Христа, крылатый человек и орел часто изображаются в По бокам Христа, со львом и волом, стоящими ниже у его ног, с человеком справа от Христа, имеющим преимущество над орлом, и левом слева от вола. Эти позиции отражают средневековую великую цепочку бытий.
Использование тетраморфа в архитектуре наиболее распространено в украшении христианских церквей. В средневековых церквях символы евангелистов обычно находятся над порталами, обращенными на запад, и в восточной апсиде, особенно вокруг восседающей на троне фигуры Христа во славе в сценах Страшного суда. Это изображение Христа во славе часто изображает Христа Вседержителя в мандорле, окруженном созданиями тетраморфа, часто встречается на сферическом потолке внутри апсиды, обычно в виде мозаики или фрески. В более старых римских церквях, таких как Санта-Пуденциана и Санта-Мария-ин-Трастевере, мозаики часто изображают четырех существ по прямой линии, а не в форме круга.
Средневековые церкви также украшены скульптурами барельефных символов евангелистов на западных фасадах, снаружи вокруг окон восточной апсиды или в виде больших статуй на стенах апсиды. Обычно все четыре существа тетраморфа встречаются вместе либо в одном образе, либо в одной структуре, но нередко присутствие одного евангелиста доминирует в образе церкви. Обычно это встречается в городах, которые называют одного из евангелистов своим святым покровителем. Ярким примером является Базилика Святого Марка в Венеции, где крылатый лев является талисманом города, а Святой Марк - покровителем города.
Мозаика апсиды XII века из Базилики Сан-Клементе в Риме.
Деталь крыши собора Сан-Марко в Венеции.
Центральный портал Шартрского собора в Шартре.
Наиболее освещенные Евангельские книги предваряются портретами евангелистов, часто объединенные на одной странице. Островные рукописи были очень сосредоточены на абстрактных линейных узорах, в которых сочетались средиземноморские, англосаксонские и кельтские влияния, последние в основном прослеживаются по сохранившимся металлическим конструкциям. Художникам того времени изначально больше нравились изображения животных, чем людей, поэтому в ранних Евангелиях евангелисты были представлены в виде тетраморфных символов, а не портретов. Их предпочтения к абстрактному, геометрическому и стилизованному искусству привели к множеству различий в изображениях тетраморфов. Кельтские художники рисовали существ относительно реалистично, или их божественная природа могла быть подчеркнута включением крыльев или человеческих черт, таких как руки вместо когтей или животное, стоящее прямо.
Евангелисты и тетраморфы были широко представлены в оттонских рукописях, поскольку книги Евангелия, перископы и Апокалипсис были наиболее популярны, и хотя они имитировали византийский художественный стиль, Каролингские иллюминации сознательно возродили ранний христианский стиль и были намного более сложными, чем кельтское или островное искусство.
Для большинства иллюстрированных рукописных портретов евангелист обычно занимал целую страницу. Хотя многочисленные примеры позднеантичных портретов изображали каждую фигуру в положении стоя, евангелисты преимущественно изображались в сидячем положении за письменным столом или с книгой или свитком, как со ссылкой на Евангелия. Символы тетраморфов были наиболее распространены в средние века до романского периода, прежде чем они потеряли популярность, и изображения евангелистов в их человеческих формах стали более распространенными. Однако тетраморфы использовались до сих пор и были обнаружены в произведениях искусства Возрождения и даже в современном искусстве. Ярким примером 20-го века является массивный гобелен Грэма Сазерленда, который висит в соборе Ковентри.
Святой Марк в образе льва, изображенный в Эхтернахских Евангелиях, ок. 800, Хиберно-Саксонский.
Освещение четырех евангелистов их символами, c. 820 г., каролингский.
Христос и тетраморфы в Бамбергском апокалипсисе, ок. 1000, оттонский.
Христос в окружении евангелистов, ок. 1123 г., романская фреска.
Христос в величии из Абердинского бестиария, ок. XII век, рукописная иллюминация.
Святой Лука, ок. 1477 г., иллюминация рукописей Северного Возрождения.
от Рафаэль, c. 1518 год, живопись эпохи Возрождения.
Тетраморф четырех живых существ изображен на карте мира многих колод Таро, включая Марсельское Таро и Колода Таро Уэйта-Смита. Он также изображен в некоторых исламском искусстве.
Карта мира из колоды Жана Додаля Марсельского Таро (1701–1715)
Карта мира из Гранд Эттейла колода Таро (около 1890)
Карта мира из колоды Таро Уэйта-Смита (1909)
На этом листе из рукописи Уолтерса W.659 изображена первая карта. 2 из 4 носителей небосвода (вол и человек).
На этом листе из рукописи Уолтерса W.659 изображены вторые 2 носителя небосвода (лев и стервятник).
Иллюстрация ангела со львом, быком и орлом из Ajā'ib al-makhlūqāt wa gharā'ib al-mawjūdāt около 1650 г.
На Викискладе есть материалы, связанные с Тетраморф. |