Тетраморф

редактировать
Состав четырех живых существ в один тетраморф. Матфей человек, Марк лев, Лука вол и Иоанн орел.

A тетраморф - это символическое расположение четырех различных элементов или сочетание четырех разных элементов в одном блоке. Термин происходит от греческого слова «тетра», что означает «четыре» и «морфинг».

Существуют археологические свидетельства, показывающие, что древний человек разделил четыре четверти горизонта, или пространство, позднее место жертвоприношения, например храм, и приписал каждой четверти характеристики и духовные качества. В качестве альтернативы составные элементы были вырезаны на мифических существах, таких как древние египетские, греческие и вавилонские сфинксы древности, изображающие тела, похожие на быков. с птичьими крыльями, львиными лапами и человеческими лицами. Такие сложные существа встречаются во многих мифологиях.

В христианском искусстве тетраморф - это союз символов Четырех Евангелистов, происходящих от четырех живых существ в Книга Иезекииля, в одну фигуру или, чаще, в группу из четырех фигур. Каждый из четырех евангелистов связан с одним из живых существ, обычно изображенных с крыльями. Наиболее частая ассоциация, но не оригинальная или единственная, это: Матфей человек, Марк лев, Лука вол и Иоанн орел. В христианском искусстве и иконографии, портреты евангелистов часто сопровождаются тетраморфами или только символами, используемыми для их изображения. Портреты евангелистов, изображающие их в человеческих формах, часто сопровождаются их символическими существами, а Христос в величии часто изображается в окружении четырех символов.

Слово происходит от греческого, означающего «четыре формы» или «формы». В английском языке каждый символ может быть описан как тетраморф в единственном числе и группа как «тетраморфы», но обычно только в контекстах, в которые включены все четыре. Тетраморфы были особенно распространены в раннем средневековом искусстве, прежде всего в иллюминированных Евангелиях, но остаются обычным явлением в религиозном искусстве по сей день.

Содержание
  • 1 Происхождение
    • 1.1 Живые существа Иезекииля
    • 1.2 Четыре евангелиста как четыре живых существа
  • 2 Тетраморф в искусстве
    • 2.1 Изображение и символика в христианстве
    • 2.2 Изображения в Христианское искусство
      • 2.2.1 Архитектура
      • 2.2.2 Живопись и освещение рукописей
    • 2.3 Другие изображения
  • 3 Ссылки
Истоки
Ассирийцы ламассу датируется 721 г. до н. Э.

Изображения объединения различных элементов в один символ первоначально использовались древними египтянами ассирийцами и греками. Изображение сфинкса, найденного в Египте и Вавилоне, изображало тело льва и голову человека, а гарпий из греческой мифологии изображало человеческие женщины, похожие на птиц.

Живые существа Иезекииля

Пророк Иезекииль жил среди евреев, изгнанных в Вавилон в 6 веке до нашей эры. Существа в его видении, от которых произошли изображения тетраморфа, напоминают древнее ассирийское искусство.

Животные, связанные с христианским тетраморфом, происходят от вавилонских символов четырех фиксированных знаков зодиака: бык, олицетворяющий Тельца ; лев, представляющий Льва ; орел, олицетворяющий Скорпиона ; мужчина или ангел, представляющий Водолея. В западной астрологии четыре символа связаны с элементами Земли, Огня, Воды и Воздуха соответственно. Существа христианского тетраморфа были также распространены в египетской, греческой и ассирийской мифологии. Ранние христиане восприняли этот символизм и адаптировали его для четырех евангелистов как тетраморф, который впервые появляется в христианском искусстве в V веке, но чье толковательное происхождение происходит от Иринея во II веке.

Элементы христианского тетраморфа впервые появляются в видении Иезекииля, который описывает четыре существа такими, какими они являются ему в видении:

Что касается сходства их лиц, у них четверо были лица человека и льва лице на правой стороне; и у них четверо было лице вола на левой стороне; у них четверо также было лицо орла.

Они описаны позже в Книге Откровения:

И первый зверь был подобен льву, второй зверь был подобен тельцу, а третий зверь имел лицо как человек, а четвертый зверь был подобен летящему орлу.

Четыре евангелиста как четыре живых существа

Клунийское резное изображение из слоновой кости 13 века Величие Христа в окружении созданий тетраморфа

Ассоциация четырех живых существ с четырьмя евангелистами возникла с Иринеем во 2 веке. Интерпретация каждого существа менялась на протяжении истории церкви. Наиболее распространенная интерпретация, впервые изложенная Викторином и принятая Иеронимом, святым Григорием и Келлской книгой, заключается в том, что человек - Матфей, ​​лев Марк, вол Лука и орел Иоанн. Существа тетраморфа, как и четыре Евангелие евангелистов, представляют четыре грани Христа.

ЧеловекЛевТеленокОрел
Ириней (130-202)МатфейИоаннЛукаМарк
Ипполит Римский (170-235)МаркМатфейЛукаИоанн
Викторин Петтауский (ум. 304)МатфейИоаннЛукаМарк
Епифаний (310-403)МатфейМаркЛукаИоанн
Хроматий Аквилейский (ум. 407)МатфейИоаннЛюкМарк
Иероним (347-420)МатфейМаркЛюкИоанн
Псевдо-Афанасий (ок. 350)МатфейЛукаМаркИоанн
Амвросий (340-397))МэтьюМаркЛюкДжон
Августин (354-430)МаркМатфейЛукаИоанн
Примасий из Хадрумета (ум. 560)МаркМатфейЛукаИоанн
Святой Григорий Великий (540-604)МатфейМа rkЛюкИоанн
Келлская книга (ок. 800)МатфейМаркЛукаИоанн
Адам Святого Виктора (ум. 1146)МатфейМаркЛукаИоанн
Фома Аквинский (1225-1274)МатфейМаркЛюкДжон
Джеймисон Фоссет Браун Библейский комментарий (1871)ЛюкМэтьюМаркДжон
Эйми Семпл Макферсон (1890-1944)ЛюкДжонМаркМэтью
Вочман Ни (1903-1972)ЛюкМэтьюМаркДжон
Х. А. Айронсайд (1876-1951)ЛюкМэтьюМаркДжон
Справочная Библия Скоуфилда (изд. 1967)ЛюкМэтьюМаркДжон
Уитнесс Ли (1905-1997)ЛюкМэтьюМаркИоанн

Из таблицы видно, что в истории церкви использовались различные схемы толкования. Ниже приводится краткое изложение четырех основных схем с их наиболее известными сторонниками и обоснованием. Данное обоснование обычно связано с тем, как начинается каждое Евангелие, с основными темами в каждом Евангелии или с аспектом Христа, подчеркнутым в каждом Евангелии.

1-я схема - Ириней

Этот человек - Матфей, ​​потому что его Евангелие начинается с генеалогии Иисуса; лев - Иоанн, потому что его Евангелие начинается с уверенности; вол - Лука, потому что его Евангелие начинается со священнической жертвы; а орел - это Марк, потому что его Евангелие начинается с пророчества Исаии. Ириней берет начало в этой связи между четырьмя животными и четырьмя евангелистами, потому что он ищет ответ на вопрос «Почему четыре Евангелия?»

2-я схема (наиболее распространенная) - Джером

Обоснование этой схемы - это то, как начинается каждое повествование Евангелия. Матфей - человек, потому что он начинает с генеалогии; Марк - лев, ревущий в пустыне с пророческой силой; Лука - вол, потому что он начинает с храмовой жертвы; а Иоанн - орел, летящий к небу, как божественное Слово. Надо сказать, что в определенный момент, когда достаточное количество толкователей в церкви поддержали эту схему, многие из тех, кто последовал за ней, просто не исполнили своих полномочий.

3-я схема - Августин

Лев - это Матфей, ​​потому что Евангелие от Матфея изображает царственный характер Христа, происходившего из колена Иудина; вол - Лука, потому что Христос проявляется в Своем священническом характере; этот человек - Марк, из-за человечности Христа, показанной в этом Евангелии, сосредоточенной на том, что сделал этот человек; а орел - Иоанн, потому что тайна Слова восходит к небу. Августин отходит от схемы Иеронима, говоря: «Эта последняя формулировка сосредоточена только на начале книг, а не на общем плане евангелистов, который следовало бы изучить более тщательно».

4-я схема - Эйми Семпл Макферсон

Орел - это Матфей, ​​который представляет Иисуса как Царя, который скоро вернется искать свой народ, Иисус вернется; вол - это Лука, где он представляет Иисуса как страдающего слугу, понесшего нашу болезнь, Иисуса исцеляющего; «Лик человека» (представляющий Марка) представляет Иисуса как совершенного человека, который пришел спасти нас, Иисус Спасает; Лев - Иоанн представляет Иисуса как Крестителя в Святом Духе.

5-я схема - Уитнесс Ли

Лев - это Матфей, ​​потому что Матфей изображает Господа Иисуса как Царя; вол - это Марк, потому что Марк изображает Его как раба; этот человек - Лука, потому что Лука изображает Его совершенным, подлинным человеком; орел - это Иоанн, потому что Иоанн изображает Его как Бога.

Тетраморф в искусстве

Представление и символизм в христианстве

Четыре евангелиста, как показано в Келлской книге, c.800 г. н.э.

Существа тетраморфа, как они появляются в своих животных формах, преимущественно изображаются как крылатые фигуры. Крылья, древний символ божественности, олицетворяют божественность евангелистов, божественную природу Христа и добродетели, необходимые для христианского спасения. Что касается изображения святого Марка, в частности, использование крыльев отличает его от изображений святого Иеронима, который также связан с образом льва.

Совершенное человеческое тело Христа первоначально было представлено как крылатый человек, а позже был адаптирован для святого Матфея, чтобы символизировать человечество Христа. В контексте тетраморфов крылатый человек указывает на человечность и разум Христа, а также на описание Матфея Воплощения Христа. Лев святого Марка олицетворяет мужество, воскресение и царственную власть, что совпадает с темой Христа как царя в Евангелии от Марка. Он также интерпретируется как Лев Иудейский как ссылка на царское происхождение Христа. Бык или бык - это древний христианский символ искупления и жизни через жертву, означающий летописи Луки о Христе как священнике и его последней жертве за будущее человечества. Орел олицетворяет небо, небеса и человеческий дух, параллельно божественной природе Христа.

В своих самых ранних проявлениях евангелисты изображались в человеческом обличье, каждый со свитком или книгой, символизирующими Евангелие.. К V веку изображения евангелистов превратились в соответствующие им тетраморфы. К более позднему средневековью тетраморф в виде существ использовался реже. Вместо этого евангелистов часто изображали в человеческих формах в сопровождении своих символических существ или в виде людей с головами животных.

На изображениях, где создания окружают Христа, крылатый человек и орел часто изображаются в По бокам Христа, со львом и волом, стоящими ниже у его ног, с человеком справа от Христа, имеющим преимущество над орлом, и левом слева от вола. Эти позиции отражают средневековую великую цепочку бытий.

Изображения в христианском искусстве

Архитектура

Использование тетраморфа в архитектуре наиболее распространено в украшении христианских церквей. В средневековых церквях символы евангелистов обычно находятся над порталами, обращенными на запад, и в восточной апсиде, особенно вокруг восседающей на троне фигуры Христа во славе в сценах Страшного суда. Это изображение Христа во славе часто изображает Христа Вседержителя в мандорле, окруженном созданиями тетраморфа, часто встречается на сферическом потолке внутри апсиды, обычно в виде мозаики или фрески. В более старых римских церквях, таких как Санта-Пуденциана и Санта-Мария-ин-Трастевере, мозаики часто изображают четырех существ по прямой линии, а не в форме круга.

Средневековые церкви также украшены скульптурами барельефных символов евангелистов на западных фасадах, снаружи вокруг окон восточной апсиды или в виде больших статуй на стенах апсиды. Обычно все четыре существа тетраморфа встречаются вместе либо в одном образе, либо в одной структуре, но нередко присутствие одного евангелиста доминирует в образе церкви. Обычно это встречается в городах, которые называют одного из евангелистов своим святым покровителем. Ярким примером является Базилика Святого Марка в Венеции, где крылатый лев является талисманом города, а Святой Марк - покровителем города.

Живопись и иллюминация рукописей

Наиболее освещенные Евангельские книги предваряются портретами евангелистов, часто объединенные на одной странице. Островные рукописи были очень сосредоточены на абстрактных линейных узорах, в которых сочетались средиземноморские, англосаксонские и кельтские влияния, последние в основном прослеживаются по сохранившимся металлическим конструкциям. Художникам того времени изначально больше нравились изображения животных, чем людей, поэтому в ранних Евангелиях евангелисты были представлены в виде тетраморфных символов, а не портретов. Их предпочтения к абстрактному, геометрическому и стилизованному искусству привели к множеству различий в изображениях тетраморфов. Кельтские художники рисовали существ относительно реалистично, или их божественная природа могла быть подчеркнута включением крыльев или человеческих черт, таких как руки вместо когтей или животное, стоящее прямо.

Евангелисты и тетраморфы были широко представлены в оттонских рукописях, поскольку книги Евангелия, перископы и Апокалипсис были наиболее популярны, и хотя они имитировали византийский художественный стиль, Каролингские иллюминации сознательно возродили ранний христианский стиль и были намного более сложными, чем кельтское или островное искусство.

Для большинства иллюстрированных рукописных портретов евангелист обычно занимал целую страницу. Хотя многочисленные примеры позднеантичных портретов изображали каждую фигуру в положении стоя, евангелисты преимущественно изображались в сидячем положении за письменным столом или с книгой или свитком, как со ссылкой на Евангелия. Символы тетраморфов были наиболее распространены в средние века до романского периода, прежде чем они потеряли популярность, и изображения евангелистов в их человеческих формах стали более распространенными. Однако тетраморфы использовались до сих пор и были обнаружены в произведениях искусства Возрождения и даже в современном искусстве. Ярким примером 20-го века является массивный гобелен Грэма Сазерленда, который висит в соборе Ковентри.

Другие изображения

Тетраморф четырех живых существ изображен на карте мира многих колод Таро, включая Марсельское Таро и Колода Таро Уэйта-Смита. Он также изображен в некоторых исламском искусстве.

Ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Тетраморф.
Последняя правка сделана 2021-06-10 03:04:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте