живые существа, живые существа или хаййот (иврит חַיּוֹת chayot) - это класс небесных существа в еврейской мифологии. Они описаны в видении пророка Иезекииля о небесной колеснице в первой и десятой главах Книги Иезекииля. Упоминания о существах повторяются в текстах иудаизма Второго Храма, в раввинской меркабе («колесницы») литературе, в Книге Откровений в Новый Завет и в Зохаре.
Согласно еврейским и христианским традициям, есть четыре живых существа, хотя их описание зависит от источника. Символическое изображение четырех живых существ в религиозном искусстве, особенно христианском искусстве, называется тетраморфом.
Видение Иезекиилем четырех живых существ в главе 1 Иезекииля идентифицированы как херувимы в главе 10, которые являются носителями престола Бога. Херувимы как второстепенные божества-хранители порогов храмов или дворцов известны на всем Древнем Востоке. У каждого из херувимов Иезекииля четыре лика: лицо человека, льва, вола и орла. Однако их человеческий облик отличал их от грифоноподобных херувимов и ламассу из Вавилонии и Ассирии. В своей способности двигаться херувимам Иезекииля не нужно поворачиваться, поскольку они обращены ко всем точкам компаса одновременно. Это описание движения отличается от серафимов из видения Исайи (Исайя 6: 2 ), у которых есть дополнительный набор крыльев для их способности летать.
В Откровении 4: 6–8 в видении Иоанна видны четыре живых существа (греч. ζῷον, zōion). Они появляются как лев, бык, человек и орел, как и у Иезекииля, но в другом порядке. У них шесть крыльев, тогда как у четырех живых существ Иезекииля описывается только четыре. В стихе 6 говорится, что у них «глаза повсюду, спереди и сзади», что говорит о том, что они бдительны и осведомлены, что ничто не ускользает от их внимания. Описание соответствует колесам, которые находятся рядом с живыми существами в Иезекииль 1.18; 10.12, которые, как говорят, «полны глаз со всех сторон». Еврейское слово, обозначающее «колесо» (ôpannîm), также использовалось в более поздней еврейской литературе для обозначения члена ангельских орденов (1 Енох 71,7; 3 Енох 1,8; 7,1; 25,5-6 и т. Д.). В этом отрывке из Откровения четыре зверя окружают «одного» на красном престоле (который состоит из рубина и сардиуса), который противопоставляется белому престолу в Даниила 7: 9 и Откровении. 20: 11–15.
Сравнение живых существ в Иезекииле с Откровением является выдающимся апокалиптическим исследованием в западном христианстве. Примером могут служить произведения 18-го века записанной интерпретации Джонатана Эдвардса 1722/23 года. Четыре живых существа, которых Иоанн Патмосский видит в Книге Откровений, представляют собой переработку автором живых существ в видениях Иезекииля (Иезекииль 1: 5-28). ) и Исайя (Исайя 6: 2 ). Уильям Д. Маунс отметил убеждение, что живые существа могли быть связаны с четырьмя основными (или фиксированными ) знаков зодиака (Телец, Лев, Скорпион и Водолей ), но другие ученые сомневаются в этой интерпретации.
В критическом анализе видения Джона, в эссе Эйприл Де Коник 2006 года подчеркивается, что хайот в Иезекииле, возможно, не оригинальны для автора Откровения. Де Коник предполагает, что Джон мог почерпнуть из других текстов, связанных с Меркаба, и, тонко работая с изображениями, уже известными его аудитории, он изменил их для своих собственных целей. Когда Иоанн смешал и трансформировал образы своих источников, это уступило место различным толкованиям.
В иудаизме живые существа считаются ангелами огня, которые держат престол Божий. Согласно Зохар, они поддерживают небосвод. Они занимают первое место в Маймониде 'еврейской ангельской иерархии.
. В христианстве четыре живых существа - херувимы. Известная ранняя интерпретация, по-разному видоизмененная разными толкователями, заключалась в том, чтобы приравнять четырех существ к четырем евангелистам. На протяжении всей истории церкви наиболее распространенная интерпретация (впервые изложенная Викторином ), но не оригинальная или единственная, заключалась в том, что лев представляет Марка, тельца Луки, человек Матфей и орел Иоанн. Ириней был первым, кто связался с евангелистами, но интерпретация, изложенная Викторином и принятая Иеронимом, Григорием Великим, и Келлская книга стала доминирующей. Его влияние было на искусство и скульптуру и до сих пор преобладает в католицизме и англиканстве. Многие современные комментаторы придерживаются мнения, что четыре живых существа из Откровения являются посланниками Бога и небесными представителями сотворенного порядка, которые призывают все живое поклоняться Творцу. Эти четыре живых существа идентифицированы некоторыми учеными как гибриды (см. гибриды человека и животных ). Согласно этой интерпретации, существа объединяют черты мира наверху (шесть крыльев; глаза спереди и сзади, вокруг и внутри) с чертами характера из этого мира (лев, бык, человек, орел). Они представляют собой мир наверху и этот мир в полной гармонии со своим Создателем. Напротив, саранча из бездны (ср. Откр. 9: 3-11) объединяет черты нижнего мира с этим миром и представляет творение, восставшее от своего Создателя.
Викискладе есть материалы, связанные с Живыми существами (Библия). |