Марсельское Таро

редактировать
Карты 1751 года

Марсельское Таро или Марсельское Таро, также широко известный под французским обозначением Марсельское Таро, является одним из стандартных образцов для дизайна карт Таро. Это образец, из которого происходят многие последующие колоды Таро.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Этимология и английский перевод
  • 3 Структура
  • 4 Варианты
    • 4.1 Безансонские и швейцарские паттерны
    • 4.2 Пьемонтские и ломбардские паттерны
    • 4.3 Ранние французские колоды и бельгийский узор
  • 5 Более поздняя история
  • 6 Влияние на французский и английский дизайн и использование Таро
  • 7 Репродукции
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Другие публикации
  • 9 Внешние ссылки
Происхождение
Неразрезанный лист из Милана, c. 1500

Исследования Майкла Дамметта привели его к выводу, что (на основании отсутствия более ранних документальных свидетельств) колода Таро, вероятно, была изобретена в северной Италии в 15 веке и введена в южную Франция, когда французы завоевали Милан и Пьемонт в 1499 году. Примерно в то же время на юге Франции должны были появиться антецеденты Марсельского Таро. 78-карточная версия игры Таро вымерла в Италии, но сохранилась во Франции и Швейцарии. Когда игра была повторно представлена ​​на севере Италии, вместе с ней был повторно представлен марсельский дизайн карт. Все колоды Таро итальянской масти за пределами Италии происходят от типа Милан-Марсель, за исключением некоторых ранних французских и бельгийских колоды, которые демонстрируют смешанное влияние Болонского Таро (см. Ниже). Самые ранние сохранившиеся карты марсельского узора были изготовлены Жаном Нобле из Парижа около 1650 года.

В документальном фильме «Мистеры Таро Марселя» (Arte, 18 февраля 2015 г.) утверждается, что Работа Марсилио Фичино может считаться вдохновением для создания образов, характерных для Марселя.

Этимология и английский перевод

Название Tarot de Marseille не относится к особо древним традициям; он был придуман еще в 1856 году французским историком карт Роменом Мерленом и популяризирован французскими картомантами Элифасом Леви, Жераром Энкосом и Полем Марто, которые использовали это собирательное имя для обозначения множество тесно связанных проектов, которые создавались в городе Марсель на юге Франции, городе, который был центром производства игральных карт, и которые (ранее, современности, а также более позднего времени) также производились в других городах Франции. Марсельское Таро - один из стандартов, на основе которого произошли многие колоды Таро 19 века и позже.

Термин Марсельское Таро в прошлом чаще всего переводился на английский как Марсельское Таро. из-за английского экзонима Марсель, обозначающего город, название которого по-французски пишется как «Марсель». Орфография «Марсель» постепенно получает все большее распространение в английском языке для описания города в целом; аналогично, использование альтернативного английского слова Tarot of Marseille для французского термина Tarot de Marseille постепенно увеличивается.

Другие также склонны использовать инициалы TdM, что допускает двусмысленность в отношении того, обозначает ли M Марсель или Милан, регион, заявленный как истоки дизайна изображения.

В знак уважения к общепринятому названию Марсель для стиля и в знак признания того, что колода встречается в других местах, иногда также используется термин «Марсельский стиль».

Структура
Традиционные северо-итальянские игральные карты, такие как Марсельское Таро, отличает дубинки от мечей по прямым и изогнутым линиям.

Как и другие колоды Таро, Марсельское Таро содержит пятьдесят шесть карт. четыре стандартных костюма . В версиях Марсельского Таро на французском языке эти масти идентифицируются по их французским именам батонов (дубинки), эпей (мечей), купе (кубков) и денье (монет). Они считаются от туза до 10. Существовала также архаичная практика ранжирования карт от 10 до туза для масти чаш и монет в соответствии со всеми другими играми Таро за пределами Сицилии.

Кроме того, есть четыре лицевые карты в каждой масти: камердинер (валет или паж), кавалер или кавалер (всадник или рыцарь), дама (королева) и Рой (король). Оккультисты (и многие читатели Таро в наши дни, будь то англоязычные или франкоязычные) называют эту серию Малыми Арканами (или Arcanes Mineures, по-французски). Карты двора иногда называют Les Honneurs (Почести) или Les Lames Mineures de Figures (Второстепенные фигурные карты) на французском языке и «Королевские арканы» на английском языке. Для Valet de Bâtons (фр.>«Паж жезлов») название этой карты обычно появляется сбоку карты, в то время как в некоторых старых версиях Марсельского Таро эта карта, вместе с некоторыми или всеми другими, остается безымянным.

В Марсельском Таро, что является стандартом для итальянских одномастных игральных карт, пип-карты в масти мечей нарисованы как абстрактные символы изогнутыми линиями, образуя форму, напоминающую мандорлу. На карточках с четными номерами абстрактные изогнутые линии - это все, что присутствует. На нечетных пронумерованных картах внутри абстрактных рисунков изображен единственный полностью обработанный меч. Комплект дубинок нарисован как прямые объекты, которые пересекаются, образуя решетку в старших числах; На карточках с нечетными жезлами одна вертикальная жезл проходит через середину решетки. На десятках мечей и дубинок два полностью визуализированных объекта накладываются на абстрактные узоры. Дубинки с прямой подкладкой и изогнутые мечи продолжают традицию мамлюк игральных карт, в которых мечи представляли ятаганы и дубинки молотки для поло.

В этой абстракции Таро и итальянские игральные карты отличаются от испанских игральных карт, в которых мечи и дубинки изображены как отдельные объекты. Кубки и монеты нарисованы как отдельные объекты. Большинство колод заполняют пустые области карт цветочными украшениями. две чашки обычно содержат цветочный кадуцей -подобный символ, оканчивающийся двумя геральдическими головами дельфина. две монеты обычно соединяются с двумя монетами ленточным мотивом; на ленточке производитель обычно ставит свое имя и дату.

Существует также масть из двадцати двух атутов (козырные карты). Дурак, который не пронумерован в Марсельском Таро, рассматривается как отдельный и дополнительный к остальным 21 пронумерованным козырям, потому что он обычно не может выиграть взятку. Оккультисты (и многие таротисты в наши дни) называют эти двадцать две карты Les Lames Majeures de Figures (карты с основными фигурами) или Arcanes Majeures (главные арканы ) по-французски.

Маркировка карт - это практика французского происхождения, итальянцы помнили их имена наизусть. Карта XIII обычно не имеет маркировки в различных старых и современных версиях Марсельского Таро, но стоит отметить, что в колоде Нобле (около 1650 г.) карта называлась ЛАМОРТ (Смерть). По крайней мере, в некоторых изданиях французско-английской двуязычной версии пакета Гримо карта XIII названа «La Mort» на французском языке и названа «Death» на английском языке. Во многих современных картомантических колодах Таро (например, Райдер-Уэйт-Смит) карта XIII называется Смерть.

Названия козырей марсельского образца отличаются от названий в ранних итальянских источниках. Французское la Force (Сила) переводится с итальянского la Fortezza (Стойкость) для главной добродетели из Мужества. L'Amoureux (Любовник) находится в Италии l'Amore (Любовь). Le Jugement (Суд) - это l'Angelo (Ангел) или le Trombe (Трубы). L'Ermite (Отшельник) обозначается как il Gobbo (Горбун), il Vecchio (Старик) или il Tempo (Время). Ле Пенду (Повешенный) - это il Traditore (Предатель). La Torre / la Maison Dieu (Башня / Дом Бога) обозначается как la Sagitta (стрела), la Saetta (молния), la Casa del Diavolo (Дом дьявола), la Casa del Dannato ( Дом Проклятых), il Fouco (Огонь) или as l'inferno (Ад). Рейтинг козырей варьируется в зависимости от региона или периода времени.

Следующие изображения козырей взяты из колоды Жана Додаля, напечатанной в Лионе в начале 18 века. Как и в большинстве других колод Таро, в ней используются дополнительные римские цифры , следовательно, «IIII» вместо «IV».

Варианты

Безансонские и швейцарские узоры

Юнона Юпитер

Использование явно христианских традиционных изображений (таких как Папа, Дьявол, Мрачный Жнец и Страшный суд) и действительно противоречивых изображений, таких как Ла Папесс, породило споры от эпохи Возрождения до наших дней. из-за изображения женщины-Папы. Нет никаких веских исторических свидетельств о том, что папа-женщина, но эта карта может быть основана на мифическом Папе Иоанне.

. Один вариант Марсельского Таро, теперь называемый Таро Безансона, исключает скандальные Папесса и Папа, и вместо них помещает Юнону со своим павлином, а Юпитер со своим орлом. Разработанная в Эльзасе в начале 18 века, эта колода была популярна среди католиков, живших в регионах, граничащих с протестантскими общинами. Протестанты и католики, живущие за пределами конфликтных зон, предпочитали использовать марсельский образец. Во время Французской революции карты Императора и Императрицы стали предметом подобных споров и были вытеснены Дедушкой и Бабушкой. Она прибыла в Безансон только в начале 19 века, когда массовое производство привело к нынешней ассоциации этой колоды с этим городом. Обновленный вариант паттерна Безансона - это Swiss 1JJ Tarot, который до сих пор используется игроками Troccas и Troggu.

Пьемонтцы и Ломбардии узоры

Ле Фоль - Иль Матто. Две разные версии «Дурака» из Таро Верньяно, напечатанного в Турине (север Италии) Стефано Верньяно: 1827 (слева) и около 1830 года (справа).

В начале восемнадцатого века Марсельское Таро было введено в Северной Италии, начиная с из Королевства Сардиния, в которое также входили Савой (ныне во Франции) и Пьемонт, где промышленность по производству карточек рухнула после серьезной экономической депрессии. У игроков из Пьемонта не было трудностей с принятием Марсельского Таро, потому что изображения были похожи, и даже субтитры на французском языке были широко распространены во многих областях Пьемонта.

Примерно в 1820 году некоторые производители, работавшие в Турине, столице Королевства Сардиния, начали производить колоды Таро по образцу Марселя, но через несколько лет они ввели надписи на итальянском языке и небольшие вариации в некоторых цифры. Например, Дурака не преследовало дикое животное, но перед ним была бабочка. Через несколько десятилетий, вариация за вариацией, укрепила иконографию Пьемонтского Таро, что, следовательно, должно рассматриваться как производное от Марсельского Таро. В настоящее время это наиболее широко используемая колода Таро в Италии.

В управляемом австрийцами Миланском герцогстве (современный Ломбардия ) марсельский узор также прижился с итальянскими субтитрами, начиная примерно с 1810 года. «Смерть» Карта получила несколько названий от разных производителей, таких как il Tredici (Тринадцать), lo Specchio (Скелет) и Uguaglianza (Равенство). Производство этого узора прекратилось перед Первой мировой войной.

. Примерно в 1835 году Карло Делла Рокка из Милана выгравировал сложную интерпретацию узора Марселя. Он стал популярным по всей Ломбардии на протяжении 19 века. Он распространился в Пьемонт, где двусторонняя версия была адаптирована к местным вкусам и была популярна до 1950-х годов.

Ранние французские колоды и бельгийский узор

Л'Этуаль из северного французского Таро Жака Вьевиля. (c.1650) Ла Луна, конец Минкиате, XIX век

Несколько ранних французских колод демонстрируют определенные курьезы. Роскошная колода Таро 1557 года, написанная Кателин Джеффри из Лиона, Таро де Пари начала 17 века и парижская колода Жака Вьевиля (около 1650 года) имеют много общего между собой и марсельским узором, но также имеют дизайн, который кажется производным из Болонской - Флорентийской традиции, как видно в Tarocco Bolognese и Minchiate.

Адам де Отот из Руана создал колоду, похожую на колоду Вьевиля примерно во второй четверти 18 века, когда Ла Папесс заменяется на Le 'Spagnol Capitano Eracasse (итал.>«испанский капитан» Фракассо, стандартный персонаж из Commedia dell'arte ). Папа, которого часто изображают держащим шар или закрытую чашу для причастия, заменяется Баком (Вакх, греческий бог вина), держащим винный кубок или бутылку и плодоносящую виноградную лозу или гроздь винограда, когда он верхом пивная бочка или винная бочка; это было скопировано из Двойки желудей, найденной в некоторых выкройках для немецких мастеров. Повешенный показан все еще в подвеске, но правой стороной вверх. Умеренность носит в свитке девиз FAMA SOL (латинское>«Предвещаемый по слухам день»), вероятно, призывающий к терпению до дня их освобождения из Испании. Башня переименована в La Foudre (франц.>«Молния»), и на ней изображен человек, сидящий под деревом, которого поражает молния. Звезда показывает человека с компасом, смотрящего в небо рядом с башней. Луна изображает женщину, держащую прялку, а Солнце изображает человека верхом на лошади, несущего знамя. Мир изображает обнаженную женщину на вершине земного шара, разделенного на луну в звездном небе и солнце в голубом небе над башней на суше. Необычно то, что Дурак пронумерован как козырный XXII, вероятно, показывая, что он функционировал как высший козырь. Очень похожие колоды вскоре производились в Австрийских Нидерландах (современная Бельгия) до начала 19 века. На упаковке указано, что на местном уровне они назывались Cartes de Suisse. Это может свидетельствовать о том, что бельгийские игроки находились под влиянием нового режима игры, пришедшего из Швейцарии, в котором Дурак рассматривается как высший козырь, как в Троггу.

Даммит предполагает, что это семейство колод, особенно колоды, разработанные Вьевилем., происходят из регионов Савой - Пьемонт - Ломбардия и использовались до краха местной индустрии производства карт в конце 17 века (как описано над). Порядок расположения козырей Вьвилля почти идентичен порядку 16 века в Павии и Мондови. Однако известно, что не сохранилось ни одной карты из этого региона до XVIII века, чтобы подтвердить или опровергнуть эту теорию.

Более поздняя история

Все карты были первоначально напечатаны с гравюр на дереве ; Позднее карты раскрашивали вручную или по трафарету . Таро было зарегистрировано как очень популярная карточная игра во Франции в 16-м и начале 17-го веков, но позже ушло в безвестность, за исключением восточной Франции и Швейцарии. Сохранилось очень мало карт с марсельскими узорами 17 века, в основном это карты Ноблета. В отличие от этого, десятки колод XVIII века дожили до наших дней. Начиная с восточной Франции и Швейцарии, игра распространилась на север до Швеции и на восток до России, начиная с середины 18 века, что сделало ее одной из самых популярных карточных игр той эпохи, пока ее не обогнал Вист в мире. 19 век.

Одним из известных мастеров изготовления карт Таро по марсельскому образцу был Николас Конверт (около 1760 г.). Это была колода Конвер или очень похожая на нее колода, которая привлекла внимание Антуана Корта де Жеблена в конце 18 века. Труды Корта де Жеблена, которые содержали много предположений относительно предполагаемого египетского происхождения карт и их символов, привлекли внимание оккультистов к колодам Таро. Таким образом, колода Конверта стала образцом для большинства последующих эзотерических колод, начиная с колоды, разработанной Эттейлой вперед. Картомантия с Таро определенно практиковалась по всей Франции к концу 18 века; Алексис-Винсент-Шарль Бербигье сообщил о встрече с двумя «сивиллами», которые гадали с помощью карт Таро в последнее десятилетие века в Авиньоне.

С середины 18-го до начала 19-го веков, Марсельское и Безансонское таро были заменены на таро животных во французском костюме по всей большей части Европы. Затем они были вытеснены таро жанрового искусства, например, Industrie und Glück. Французские игроки игнорировали таро животных, но в 20 веке они переключились на жанр искусства Таро модерн. Французские водители грузовиков все еще использовали марсельский образец для французского Таро еще в 1970-х годах.

В 1997 Алехандро Ходоровски и Филипп Камуан завершили свою реконструированную версию Марсельского Таро. С тех пор Ходоровки в сотрудничестве с Марианн Коста опубликовал книгу Таро, основанную на этой реконструированной версии колоды Марселя.

Влияние на французский и английский дизайн и использование Таро

В англоязычных странах В мире, где мало или совсем нет традиции использования карт Таро в качестве игральных карт, колоды Таро стали известны только благодаря усилиям оккультистов, находившихся под влиянием французских картологов, таких как Эттейла, а позже Элифас Леви. Эти оккультисты позже создали эзотерические колоды, которые отражали их собственные идеи, и эти колоды были широко распространены в англоязычном мире. Различные эзотерические колоды, такие как колода Райдера-Уэйта-Смита (задуманная А.Э. Уэйтом и обработанная Памелой Колман Смит ) и Таро Тота. Колода (задуманная Алистером Кроули и обработанная леди Фридой Харрис ) и колоды Таро, вдохновленные этими двумя колодами, используются наиболее часто. Уэйт, Колман Смит, Кроули и Харрис были бывшими членами влиятельного викторианского Герметического Ордена Золотой Зари в разные соответствующие моменты времени; а Золотая Заря, в свою очередь, находилась под влиянием Леви и других французских оккультных возрожденцев. Хотя были и другие соответствующие влияния (например, значения карт Эттейлы в случае Уэйта / Колмана Смита), колоды Уэйта / Колмана Смита и Кроули / Харриса были в значительной степени вдохновлены колодами Таро, используемыми членами Золотой Зари, и колодой Золотой Зари. Учебная программа Таро.

Герметический Орден Золотой Зари был по сути первым в англоязычном мире, который отважился на эзотерическое Таро. Франкоязычные оккультисты, такие как Кур де Гебелен, Эттейла, Элифас Леви, Освальд Вирт и Папюс, имели влияние в создание эзотерического Таро во франкоязычном мире; влияние этих франкоязычных оккультистов сказалось даже на интерпретации самих карт Марсельского Таро. Несмотря на то, что колоды Марсельского Таро не являются «оккультными» сами по себе, Леви утверждает, что образы колод Марсельского Таро имеют герметическое влияние (например, алхимия, астрономия и др.). Ссылаясь на Таро, Элифас Леви заявляет: «Эта книга, которая может быть старше, чем книга Еноха, никогда не переводилась, но до сих пор сохранилась в неизменном виде первобытными буквами на отдельных листах, как скрижали древние... Это, по правде говоря, монументальное и необычное произведение, сильное и простое, как архитектура пирамид, и, следовательно, такое же долговечное, как те, - книга, которая является краткое изложение всех наук, которое может разрешить все проблемы своими бесконечными комбинациями, которое говорит, пробуждая мысли, является вдохновителем и модератором всех возможных концепций, и, возможно, шедевром человеческий разум. Его, несомненно, следует причислить к самым печальным подаркам, завещанным нам античностью..."

Во франкоязычном мире пользователи Таро для гадания и других эзотерических целей, таких как Алехандро Ходоровски, Крис Хадар и многие другие, продолжают использовать Таро Марселя. le, хотя колода Таро Освальда Вирта только для атутов (мажорные арканы) пользовалась такой популярностью в 20-м веке (хотя и меньшей, чем Марсельское Таро). В середине 1990-х годов Ходоровски связался с покойным потомком семьи Камуан, который печатал Марсельское Таро с 19 века. Они работали вместе почти десять лет, чтобы собрать колоду из 78 карт, включая оригинальные детали и 11-цветную печать. Колоды Таро из англоязычной традиции (такие как Райдер-Уэйт-Колман Смит и колоды на его основе) также набирают некоторую популярность во франкоязычных странах.

Поль Марто стал пионером подхода «число плюс масть плюс дизайн» для интерпретации пронумерованных карт младших арканов [«пиповых карт»] Марсельского Таро. До книги Марто Марсельское Таро (которая была впервые опубликована «примерно» в 1930-х годах) картомантические значения (такие как Эттейла), как правило, были единственными опубликованными для интерпретации марсельских карт. Даже в наши дни, что подтверждается чтением карт Таро членами франкоязычных списков Таро и форумов в Интернете, многие французские тароисты используют для гадания только карты старших арканов. Фактически, признавая это, многие книги Таро Марселя на французском языке (даже хорошие, такие как книга Пикара) обсуждают символизм и интерпретацию только старших арканов. Многие гадалки во Франции, которые используют «Марсельское Таро» для чтения, будут использовать только старшие арканы и будут использовать колоду Эттейи, если они собираются использовать все 78 карт для чтения.

Многие изображения колоды Райдера-Уэйта-Колмана Смита (RWS или WCS) заимствованы из «Марсельского Таро». Однако влияние других колод также очевидно в колоде RWCS, например, в колоде Жака Вьевиля 17-го века для карты Солнца и в колоде Таро Сола Буска 16-го века для определенных карточек, особенно 3-х карт. Мечи и 7 Мечей. Колода 19-го века швейцарско-французского оккультиста Освальда Вирта также оказала влияние на некоторые иконографические особенности Атаутов или основных арканов колоды RWCS.

Репродукции

Доступны различные факсимиле колоды Конверта и других старых колод. Итальянская фирма Lo Scarabeo печатает репродукцию колоды 18-го века Николаса Конверта (с реконструированной картой, отсутствующей в оригинале), упомянутой выше ISBN 0-7387-0014-2. Французская фирма Héron также публикует фоторепродукцию всего Conver, хранящуюся в Национальной библиотеке.

Другие предлагают перерисованные колоды на основе старых моделей. Гримо, пожалуй, самый известный такой создатель; их колода была разработана Полем Марто, упомянутым выше. Испанская фирма Fournier печатает издание. Lo Scarabeo печатает версию, основанную на швейцарской колоде 1751 года Клода Бурделя, с необоснованным изменением, при котором к Fou ISBN 0-7387-0011-8 (Но см. Стюарт Каплан, Энциклопедия Таро, том II, стр. 327, где изображена колода швейцарской колоды 1750 года Рохуса Шера. Карта Le Mat в колоде Шера нумеруется нулем). U.S. Games / Cartamundi также напечатал версию, основанную на Марсельском Таро Додаля 1701 года, но эта версия больше не издается.

Жан-Клод и Роксана Флорнуа также опубликовали подробное описание колод Ноблет и Додал.

В 1998 году, после четырех лет исследований, Алехандро Ходоровски и Филипп Камуан опубликовали восстановленную версию Марсельского Таро, основанную на исследовании всех древнейших существующих колод и деревянных форм (www.camoin.com). Кроме того, Даниэль Родес и Энкарна Санчес опубликовали новое издание под названием «Древние иконы Таро, реконструированные на основе Марсельского Таро».

Совсем недавно Игорь Барзилай опубликовал реставрацию Таро Николаса Конверта, раскрашенную вручную и с использованием старых бумажная техника.

Колода Додала, хранящаяся в Национальной Библиотеке, была опубликована Дуссером фотографическими фотографиями, но сейчас больше не издается.

Ссылки

Другие публикации

  • Игра Таро Майкла Дамметта ISBN 0-7156-1014-7 - a история Таро и сборник карточных игр Таро. (распечатано)
  • Злая колода карт: Истоки оккультного Таро Рональда Декера, Тьерри Деполи и Майкла Дамметта ISBN 0-312-16294-4 - история французского происхождения оккультного Таро, сосредоточенная на Эттейле, Ле Норманде и Леви.
  • «Войа дю Таро» Александро Ходоровски с Марианн Коста ISBN 2-226-15191-5 - Предоставляет личный взгляд Ходоровского на интерпретацию карт Таро де Марсель и на французскую традицию эзотерического Таро 20-го века (Примечание: эта книга также доступно на испанском языке под названием La Via Del Tarot, ISBN 84-7844-893-4 )
  • Mystical Origins of the Tarot Paul Huson ISBN 0-89281-190-0 - исторически обоснованное введение в чтение Таро и гадание.
  • Ombres et lumières du Tarot Кэрол Седилло ISBN 2-7107-0609-1 - Личный взгляд Седийо на интерпретацию карт Таро де Марсель и на 20-й век Французская традиция эзотерического Таро. Подход Седилло к картам младших арканов во многом вдохновлен классической французской книгой 1930-х годов «Марсельское Таро» Поля Марто.
  • Символизм Таро Роберта О'Нила ISBN 0-9757122-0-9 (перепечатка 2004 г. оригинала 1986 г.) - исследование символизма и исторического развития Таро.
  • Méditations sûr les 22 arcanes majeurs du Tarot (исследование Марсельское Таро) ISBN 1-58542-161-8 - опубликовано анонимно на французском языке в 1984 г. (с предисловием католического теолога и священника Ганса Урса фон Бальтазар ), и на английском языке, как в 1985 году.
  • A la recherche du Tarot perdu. Les tablettes d'Hermès, автор Роберта Мазло, ISBN 2-910401-86-3, Ramuel Ed., 1998.
Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть медиа связано с Марсельским Таро.
Последняя правка сделана 2021-06-09 10:22:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте