Папа Иоанна

редактировать
женщина, правившая папой в средние века, согласно легенде

Иллюстрированная рукопись, изображающая Папу Иоанна с папой тиара. Национальная библиотека Франции, ок. 1560. Изображение "Папы Иоанна VII" в религиозной Нюрнбергской хронике Хартмана Шеделя, опубликованной в 1493 году

Папа Иоанн (Иоанн Англикус, 855–857) была, согласно легенде, женщиной, которая правила папой в течение нескольких лет в средневековье. Ее история впервые появилась в хрониках в 13 веке и впоследствии распространилась по Европе. В эту историю поверили многие века, но большинство современных ученых считают ее вымышленной.

В большинстве версий ее истории она описывается как талантливая и образованная женщина, которая маскировалась под мужчину, часто по велению любовника.. В большинстве случаев благодаря своим способностям она поднялась по церковной иерархии и в конечном итоге была избрана Папой. Ее пол был раскрыт, когда она родила во время шествия, и вскоре она умерла либо в результате убийства, либо по естественным причинам. В отчетах говорится, что более поздние церковные процессии обходились без этого места, и что Ватикан удалил женщину-Папу из своих официальных списков и разработал ритуал, чтобы будущие папы были мужчинами. В XVI веке в Сиенском соборе среди других понтификов был изображен бюст Жанны; это было удалено после протестов в 1600 году.

Хроника Жана де Майи, написанная около 1250 года, содержит первое упоминание о неназванном папе-женщине, и в последующие несколько лет она вдохновила на создание еще нескольких отчетов. Самая популярная и влиятельная версия - это то, что было вставлено в книгу Мартина Опавского, позднее в 13 веке. Мартин представил подробности о том, что при рождении папа-женщина звали Иоанн Англикус из Майнца, что она правила в 9 веке, и что она вошла в церковь, чтобы последовать за своим возлюбленным. Легенда была общепринятой до XVI века, когда широкие дебаты среди католических и протестантских писателей поставили эту историю под сомнение; разные авторы отмечали невероятно большой разрыв между предполагаемой жизнью Жанны и ее первым появлением в текстах. Ученый-протестант Дэвид Блондель в конце концов продемонстрировал невозможность этой истории. Папа Иоанну в настоящее время широко считают вымышленным персонажем, хотя легенда остается влиятельной в описании культуры.

Содержание
  • 1 Легенда
  • 2 Дальнейшее развитие
  • 3 Во время Реформации
  • 4 Современный анализ и критика
  • 5 Художественная литература
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
    • 8.1 Первичные источники
    • 8.2 Вторичные источники
    • 8.3 Художественная литература
  • 9 Внешние ссылки
Легенда

Самое раннее упоминание о папе-женщине встречается в доминиканской хронике Жана де Майи Мец, Chronica Universalis Mettensis, написанной в начале 13-го века. век. В его рассказе имя папы-женщины не упоминается, а события происходят в 1099 году. По словам Жана:

Относительно некоего Папы или, скорее, Папы-женщины, которая не указана в списке пап или епископами Рима, потому что она была женщиной, которая замаскировалась под мужчину и стала по своему характеру и талантам любопытным секретарем, затем кардиналом и, наконец, папой. Однажды, садясь на лошадь, она родила ребенка. Сразу же по римскому правосудию она была привязана за ноги к конскому хвосту, и люди волочили ее и забивали камнями поллиги, и там, где она умерла, ее похоронили, и на том месте написано: "Petre, Pater Patrum, Papisse Prodito Partum "[О Петр, Отец отцов, Предай деторождение женщины Папы]. В то же время был впервые установлен четырехдневный пост, названный «постом женщины-Папы».

— Жан де Майи, Chronica Universalis Mettensis

История Жана де Майи была подхвачена его товарищем-доминиканцем Стефана Бурбонского, который адаптировал его для своей работы над Семью дарами Святого Духа. Однако эта легенда получила наибольшую известность, когда она появилась в третьей редакции (отредактированной редакции) «Chronicon Pontificum et Imperatorum» Мартина Опавского позднее, в 13 веке. Эта версия, которая, возможно, принадлежит самому Мартину, является первой, в которой фигуре было присвоено имя, указывающее на то, что она была известна как «Джон Англикус» или «Иоанн из Майнца». Он также изменяет дату с 11-го на 9-й век, указывая на то, что Жанна правила между Львом IV и Бенедиктом III в 850-х годах. Согласно Хроникону:

Иоанн Англикус, родившийся в Майнце, был Папой в течение двух лет, семи месяцев и четырех дней, и умер в Риме, после чего в Папстве образовалась вакансия. одного месяца. Утверждается, что этот Иоанн был женщиной, которую некий любовник привел в Афины, одетую в мужскую одежду. Там она овладела разнообразными отраслями знаний, пока ей не было равных, а затем в Риме она преподавала гуманитарные науки и имела великих мастеров среди своих учеников и слушателей. В городе возникло высокое мнение о ее жизни и образовании; и она была выбрана Папой Римским. Однако пока Папа забеременела от своего спутника. Из-за незнания точного времени, когда ожидались роды, она родила ребенка во время процессии от Св. Петра до Латеранского, в переулке, когда-то называвшемся Виа Сакра (священный путь), но теперь известном как «избегаемая улица» между Колизеем и Святым Климентом. церковь. Говорят, что после ее смерти она была похоронена на том же месте. Лорд Папа всегда отворачивается от улицы, и многие считают, что это делается из-за отвращения к этому событию. Она также не включена в список Святых Понтификов как из-за ее женского пола, так и из-за грязи дела.

— Мартин Опавский, Chronicon Pontificum et Imperatorum

Одна из версий Хроникона дает альтернативу судьба для женщины-папы. Согласно этому, она умерла не сразу после разоблачения, а была заключена в тюрьму и низложена, после чего совершила много лет покаяния. Ее сын от этого дела в конце концов стал епископом Остии и приказал похоронить ее в своем соборе, когда она умерла.

Другие упоминания о папе-женщине приписываются более ранним авторам, хотя ни одно из них не встречается в рукописях, предшествующих Хронике. Чаще всего упоминается Анастасий Библиотекарий (ум. 886), составитель Liber Pontificalis, который был современником Папы-женщины по датировке Хроникона. Однако эта история встречается только в одной ненадежной рукописи Анастасия. В этой рукописи из Ватиканской библиотеки соответствующий отрывок вставлен в виде сноски внизу страницы. Это не по порядку, и написано иначе, оно датируется временами Мартина Опавского. Это «свидетельство» Папе-женщине, вероятно, будет основано на рассказе Мартина, а не на его возможном источнике. То же самое можно сказать и о «Хрониках Пап» Мариана Скота, тексте, написанном в 11 веке. Некоторые из его рукописей содержат краткое упоминание женщины-папы по имени Джоанна (самый ранний источник, приписывающий ей женскую форму имени), но все эти рукописи более поздние, чем работа Мартина. Более ранние рукописи легенды не содержат.

Иллюстрация Папы Иннокентия X, проверявшего свои яички, из «Триумфальных рома» (1645 г.)

Некоторые версии легенды предполагают, что последующие папы подвергались обследованию, в ходе которого, сидя на так- называется sedia stercoraria или «стул для навоза», содержащий отверстие, кардинал должен был протянуть руку и установить, что у нового папы были яички, прежде чем объявить «Duos habet et bene pendentes» («У него их два, и они красиво болтаются ") или" habet "(" они у него ") для краткости.

Были также связанные с этим легенды. В 1290-х годах доминиканец Роберт Юзесский рассказал о видении, в котором он увидел место, «где, как говорят, папа оказался мужчиной». Папа Иоанна была связана с чудесными событиями. Петрарка (1304–1374) писал в своей Chronica de le Vite de Pontefici et Imperadori Romani, что после того, как Папа Иоанна была раскрыта как женщина:

... в Брешии шел кровавый дождь в течение трех дней и ночи. Во Франции появилась чудесная саранча, у которой было шесть крыльев и очень мощные зубы. Они чудом пролетели по воздуху и все утонули в Британском море. Золотые тела были отвергнуты морскими волнами и испортили воздух, так что очень много людей погибло.

— Петрарка, Chronica de le Vite de Pontefici et Imperadori Romani

Однако приписывание этой работы Петрарке может быть неверным.

Дальнейшее развитие
Без названия popess на Листе Розенвальда неразрезанных гравюр Таро. Начало 16 века. Теперь в Национальной галерее в Вашингтоне, округ Колумбия.

Начиная с середины 13 века, легенда широко распространялась и поверила. Джоанна использовалась как образец в доминиканской проповеди. Бартоломео Платина, ученый, который был префектом Ватиканской библиотеки, написал книгу Vitæ Pontificum Platinæ Historici liber de vita Christi ac omnium pontificum qui hactenus ducenti fuere et XX в 1479 году по поручению своего покровителя, Папа Сикст IV. В книге содержится следующий рассказ о Папе-женщине:

Папа Иоанн VIII: Иоанн английского происхождения родился в Менце (Майнц ) и, как говорят, достиг поп-свободы благодаря злому искусству; за то, что маскировалась под мужчину, тогда как она была женщиной, она в молодости поехала со своим любовником, ученым человеком, в Афины, и достигла такого прогресса в учебе у местных профессоров, что, приехав в Рим, она встретила немногих, кто мог равны, тем более не превосходят ее, даже в знании Священных Писаний; и благодаря своим ученым и остроумным чтениям и спорам она приобрела такое большое уважение и авторитет, что после смерти Папы Льва IV (как говорит Мартин) по общему согласию она была избрана Папой в его комнате. Когда она шла в Латеранскую церковь между Колизейским театром (так названо из Колосса Нерона ) и святым Климентом, ее мучения постигли ее, и она умерла на этом месте, просидев два года, один месяц и четыре дня и похоронен там без всякой пышности. Эта история рассказана вульгарно, но очень сомнительными и малоизвестными авторами, и поэтому я изложил ее едва и коротко, чтобы не показаться упрямым и упрямым, если бы я признал то, о чем так часто говорят. Лучше мне ошибиться с остальным миром, хотя несомненно, что то, что я рассказал, может показаться не совсем невероятным.

Папа Иоанна родила. Ксилография из немецкого перевода Генриха Штайнхевеля книги Джованни Боккаччо De mulieribus Clearis, напечатанной Йоханнесом Зайнером в Ульме ок. 1474 г. (Британский музей )

Ссылки на Папу-женщину имеются в большом количестве в более позднем Средневековье и Ренессансе. Джованни Боккаччо писал о ней в De Mulieribus Claris (1353 г.). Хроникон Адама из Уска (1404 г.) дает ей имя, Агнес, и, кроме того, упоминает статую в Риме, которая, как говорят, принадлежит ей. ранее нигде не упоминался ни одним из более ранних писателей; предположительно, это была настоящая статуя, которая была принята за женщину-папу. Издание конца XIV века Mirabilia Urbis Romae, путеводителя для паломников в Рим, сообщает читателям что останки Папы-женщины захоронены в соборе Святого Петра. Примерно в это время была сделана длинная серия бюстов Папы прошлого для Дуомо Сиены, в том числе одна из Папы-женщин по имени «Иоганн VIII, Foemina de Anglia», между Львом IV и Бенедиктом III.

На суде в 1415 году Ян Гус утверждал, что церкви не обязательно нужен папа, потому что во время понтификата «Папы Агнесы» (как он ее еще называл) все было хорошо. Оппоненты Хуса на этом суде настаивали, что его аргумент не доказывает ничего подобного о независимости церкви, но они не оспаривали, что папа-женщина вообще была.

Во время Реформации

В 1587 году Флоримон де Ремон, магистрат парламента Бордо и антиквар, опубликовал свою первую попытку деконструировать легенду Erreur Populaire de la Papesse Jeanne (также впоследствии опубликованную под названием L'Anti-Papesse). В трактате были применены гуманистические методы текстуальной критики к легенде о Папе Иоанне с более широким намерением обеспечить надежные исторические принципы церковной истории, и легенда начала разбираться, деталь за деталью. «Erreur Populaire» Ремонда переживал одно за другим, достигнув пятнадцатого уже в 1691 году.

В 1601 году Папа Климент VIII объявил легенду о папе-женщине ложной. Знаменитый ее бюст с надписью Johannes VIII, Femina ex Anglia, который был вырезан для серии папских фигур в Duomo di Siena около 1400 г. и отмечен путешественниками, был либо уничтожен, либо заново вырезан и помечен заново., замененный мужской фигурой Папы Захария.

Легенда о Папе Иоанне была «разрушена» Давидом Блонделем, протестантом середины 17 века историк, который предположил, что история Папы Иоанна, возможно, возникла в сатире против Папы Иоанна XI, который умер в возрасте 20 лет. Блондель, посредством подробного анализа заявлений и предложенного времени, утверждал, что таких событий не могло произойти.

Итальянский историк XVI века Онофрио Панвинио, комментируя одно из Бартоломео Работы Платины, относящиеся к Папе Иоанне, предполагают, что история Папы Иоанна, возможно, произошла из рассказов Папы Иоанна XII ; Сообщается, что у Иоанна было много любовниц, в том числе одна по имени Жанна, которая была очень влиятельной в Риме во время его понтификата.

Гравюра, изображающая рождение папы Иоанны, из «Подарка паписту» (1675)

Во времена Реформация, различные протестантские писатели подхватили легенду о Папе Иоанне в своих антикатолических сочинениях, а католики ответили собственной полемикой. Согласно Пьеру Гюставу Брюне,

Различные авторы в XVI и XVII веках занимались папой Иоанной, но это было с точки зрения полемики, ведущейся между сторонниками лютеранской или кальвинистской реформы и апологеты католицизма.

Английский писатель Александр Кук написал книгу под названием «Папа Иоанн: диалог между протестантом и папистом», целью которой было доказать существование Папы Иоанна со ссылкой на католические традиции. В 1675 году он был переиздан как подарок паписту: «Жизнь и смерть папы Иоанна», явно доказывающий на основе печатных копий и рукописей папских писателей и других, что женщина по имени Жанна на самом деле была Папой Римского, и Был ли доставлен внебрачный сын на открытой улице, когда она шла в торжественной процессии. В книге рассказывается о том, как Папа Иоанна родила сына на виду у всех окружающих, и сопровождается подробной гравюрой, на которой изображен довольно удивленный младенец, выглядывающий из-под одеяния Папы. Даже в XIX веке такие авторы, как Эвальдус Кист и Карл Хазе, обсуждали эту историю как реальное событие. Однако другие протестантские писатели, такие как Давид Блондель и Готфрид Лейбниц, отвергли эту историю.

Современный анализ и критика
Карта Таро Попесс из Висконти-Сфорца колода Таро, ок. 1450

Большинство современных ученых отвергают Папу Иоанна как средневековую легенду. Британский историк Джон Джулиус Норвич отверг миф, рассмотрев логическую оценку свидетельств. Оксфордский Папский словарь заявляет, что «не существует современных свидетельств того, что Папа-женщина в любую из предполагаемых дат ее правления», но, тем не менее, признает, что легенда Папы Иоанна была широко распространена на протяжении веков, даже католиками.

Католическая энциклопедия 1910 года подробно остановилась на проблеме исторической временной шкалы:

Между Львом IV и Бенедиктом III, куда Мартинус Полон помещает ее, ее нельзя вставить, потому что Лев IV умер 17 июля. 855 г., и сразу после его смерти Бенедикт III был избран духовенством и народом Рима; но из-за создания Антипапы в лице свергнутого кардинала Анастасия он не был посвящен в сан до 29 сентября. Существуют монеты с изображениями Бенедикта III и императора Лотаря, умершего 28 сентября 855 г.; следовательно, Бенедикт должен был быть признан папой до последней упомянутой даты. 7 октября 855 г. Бенедикт III издал грамоту для аббатства Корви. Хинкмар, архиепископ Реймса, сообщил Николаю I, что посланник, которого он послал Льву IV, узнал на своем пути о смерти этого Папы, и поэтому передал его прошение Бенедикту III, который принял решение (Хинкмар, эп. xl в PL, CXXXVI, 85). Все эти свидетели доказывают правильность дат, данных в жизнях Льва IV и Бенедикта III, и между этими двумя папами не было междуцарствия, так что в этом месте нет места для предполагаемой папессы.

Также было отмечено, что враги папства в 9 веке не упоминали папу-женщину. Например, Константинопольский Фотий, который стал Патриархом в 858 году и был свергнут папой Николаем I в 863 году, был врагом папы. Он яростно утверждал, что его собственный авторитет как патриарха выше авторитета папы в Риме, и мог бы максимально использовать любой скандал того времени, связанный с папством; но он ни разу не упоминает эту историю ни в одном из своих объемных произведений. Действительно, в какой-то момент он упоминает «Лео и Бенедикт, последовательно великие священники Римской церкви».

Розмари и Дэрролл Пардо, авторы книги «Папа-женщина: Тайна Папы Иоанна», предполагают, что если бы папа-женщина действительно существовал, более вероятные временные рамки - 1086 и 1108 годы, когда было несколько антипап; в это время правление законных пап Виктор III, Урбан II и Пасхал II не всегда устанавливалось в Риме, поскольку город был оккупирован Генрихом IV, императором Священной Римской империи, а позже разграблен норманнами. Это также согласуется с самой ранней известной версией легенды, написанной Жаном де Майи, поскольку он относит историю к 1099 году. Рассказ де Майи был подтвержден его товарищем Стивеном Бурбонским.

Питер Стэнфорд, британский писатель и бывший редактор The Catholic Herald, в своей книге «Легенда о Папе Иоанне: В поисках истины» (2000) заключил: «Взвесив все [е] доказательства, я убежден, что Папа Иоанна была исторической фигурой, хотя, возможно, не все подробности о ней, которые передавались на протяжении веков, верны ". Работа Стэнфорда была раскритикована как «легковерная» одним известным историком. Несмотря на отсутствие исторических свидетельств ее существования, остается вопрос, почему история Папы Иоанна стала популярной и широко распространенной. Филип Дженкинс в Новый антикатолицизм: последний допустимый предрассудок предполагает, что периодическое возрождение того, что он называет этой «антипапской легендой», больше связано с феминисткой. и антикатолический принятие желаемого за действительное, чем историческая точность.

Sede stercoraria, трон с дырой в сиденье, ныне на St. Иоанн Латеран (формальная резиденция пап и центр католицизма). Этот и другие похожие на унитаз стулья использовались при посвящении Папы Паскаля II в 1099 году. Фактически, один до сих пор находится в Ватиканских музеях, другой - в Musée du Лувр. Причина конфигурации кресла спорна. Было высказано предположение, что они изначально были римскими биде или имперскими стульями для родов, которые из-за своего возраста и имперских связей использовались в церемониях папами, намеревающимися подчеркнуть свои собственные имперские притязания (как они это делали также со своими Латинское титул, Pontifex Maximus ).

Ален Буро цитирует гуманиста Якопо д'Анджело де Скарпария, посетившего Рим в 1406 году для интронизации Григория XII. Папа ненадолго сидел на двух «проколотых стульях» в Латеране: «... вульгарные люди рассказывают безумную басню, что его трогают, чтобы убедиться, что он действительно мужчина», - знак того, что это следствие легенды о Папе Иоанне все еще было в римском улица.

Новый Орлеан: гуляки с Марди Гра на площади Джексон, Французский квартал. Беременные женщины наряжаются в образ «Папы Иоанна».

Средневековые папы, начиная с 13 века, действительно избегали прямого пути между Латераном и Собор Святого Петра, как утверждал Мартин Опавский. Однако нет никаких доказательств того, что эта практика датируется b подтверждать ранее. Происхождение этой практики неясно, но вполне вероятно, что она сохранилась из-за широко распространенной веры в легенду о Жанне, и действительно считалось, что она восходит к тому периоду.

Хотя некоторые средневековые писатели называли Папу-женщину «Иоанном VIII», настоящий Папа Иоанн VIII правил между 872 и 882 годами. Из-за отсутствия записей Средневековья часто возникала путаница. царит оценка событий. Легенда о Папе Иоанне также связана с пробелом в нумерации Иоанна. В XI веке Папа Иоанн XIV ошибочно считался двумя Папами. Когда Петрус Эспанус был избран папой в 1276 году, он считал, что уже было двадцать пап по имени Иоанн, поэтому он пропустил число XX и назвал себя Иоанн XXI.

В 2018 году Майкл Э. Габихт, археолог из Университет Флиндерса опубликовал новые доказательства в поддержку исторического Папы Иоанна. Хабихт и графоаналитик Маргарита Спихер проанализировали папские монограммы на средневековых монетах и ​​обнаружили, что Папе Иоанну VIII приписываются две существенно разные монограммы. Хабихт утверждает, что более ранняя монограмма, датируемая им с 856 по 858 год, принадлежит Папе Иоанну, а последняя монограмма, датируемая им после 875 года, принадлежит Папе Иоанну VIII.

В художественной литературе

Папа Иоанна остается популярным объектом для художественных произведений. В число пьес входят «Пэпстин Йоханна» Людвига Ахима фон Арнима (1813), фрагмент Бертольда Брехта (в Werke. Bd. 10) и монодрама, Паусин Йоханна Сес ван дер Плюйм (1996).

Греческий автор Эммануэль Роудес 'Роман 1866 года, Папесса Джоанна, восхищался Марком Твеном и Альфредом Джарри и свободно переводился Лоуренс Даррелл как «Любопытная история папы Иоанна» (1954). Американский Донна Вулфолк Кросс 1996 исторический роман, Папа Иоанн недавно был экранизирован по немецкому мюзиклу, а также по фильму, описанному ниже. Среди других романов - Das Mährchen von der Päpstin Johanna auf Neue erörtert (1829), Черная магия Марджори Боуэн (1909), Ludwig Gorm's Päpstin Johanna (1912), Yves Bichet's La Papessene (2005)., и Писец Хьюго Н. Герстля: История единственной женщины-Папы (2005). В «Веселых приключениях Роббина Гуда» Говарда Пайла есть отсылка.

Было снято два фильма, основанных на истории Папы Иоанна: Папа Иоанн (1972), режиссер Майкл Андерсон, в США был назван «Самозванец дьявола».. В 2009 году он был переработан, чтобы включить больше оригинального сценария Джона Брайли и выпущен под названием «Она... которая будет Папой». Также в 2009 году был выпущен еще один фильм под названием Папа Иоанн, снятый в Германии, Великобритании, Италии и Испании режиссером Зёнке Вортманном и продюсером Берндом Эйхингером по роману Кросса.

В пьесе Лучшие девушки от Кэрил Черчилль в роли персонажа был изображен Папа Иоанн, которую в прошлом приглашали в ресторан вместе с другими исторически важными женщинами современными женщина, Марлен, чтобы обсудить ограничение феминизма в прошлом.

Папа Иоанн упоминается в видеоигре Persona 5 как источник вдохновения для Джоанны, одной из главных личностей (когнитивных существ, используемых людьми для борьбы с демонами), принадлежащих Макото Нидзима.

В июле 2019 года на Мальте в канаве Мдина прошло театрализованное представление с участием Папы Иоанна в роли главного героя.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература

Первоисточники

Вторичные источники

  • Гюстав Брюне (1880). La papesse Jeanne etude Historique et litteraire par Philomneste junior (на французском языке) (второе изд.). Брюссель: Дж. Гей. п. 29.
  • Клемент Вуд, Женщина, которая была Папой, Wm. Faro, Inc., Нью-Йорк. 1931
  • Артуро Ортега Блейк, Джоанна Кобиета która zostala Papiezem, Edit. Филип Уилсон, 2006. Опубликовано в Варшаве, ISBN 83-7236-208-4.
  • Ален Буро, Миф о Папе Иоанне, University Of Chicago Press, 2000. Опубликовано в Париж как La Papesse Jeanne. Стандартный счет историков, ISBN 978-0226067452.
  • Стивен Л. Харрис, Брайон Л. Григсби, Заблуждения о средневековье, Routledge, 2007. ISBN 978-0415871136.
  • Питер Стэнфорд, Она-Папа. В поисках истины, скрывающейся за тайной Папы Иоанна, Хайнеман, Лондон 1998 ISBN 0-434-02458-9. Опубликовано в США как «Легенда о Папе Иоанне: В поисках истины», Генри Холт и компания, 1999. Популярный журналистский отчет.
  • «5 главных мифов о папстве»
  • Джоан Моррис, Папа Иоанн VIII, англичанка, издательство Pope Joan Vrai Publishers, Лондон 1985 ISBN 978-0951027219.
  • Майкл Э. Хабихт, Пэпстин Йоханна. Ein vertuschtes Pontifikat einer Frau oder eine fiktive Legende? epubli, Berlin 2018 ISBN 978-3-746757-36-0. Статья
  • Майкл Э. Хабихт, Папа Иоанн: Скрытый понтификат женщины или вымышленная легенда? epubli, Berlin 2018 ISBN 978-3-746764-33-7. Легенды средневековой женщины-папы могут сказать правду

Художественная литература

Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, относящиеся к Папе Иоанну.
Последняя правка сделана 2021-06-02 11:14:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте