Джузеппе Саверио Раффаэле Меркаданте (крещен 17 сентября 1795 - 17 декабря 1870) был итальянский композитор, особенно оперный. Хотя Меркаданте, возможно, и не сохранил международную знаменитость Гаэтано Доницетти или Джоачино Россини за пределами своей жизни, он написал столь же плодотворное количество произведений, как и те и другие; и его развитие оперных структур, мелодических стилей и оркестровки внесло значительный вклад в основы, на которых Джузеппе Верди построил свою драматическую технику.
Меркаданте родился незаконнорожденным в Альтамуре, недалеко от Бари в Апулии ; его точная дата рождения не указана, но он крестился 17 сентября 1795 года. Меркаданте изучал флейту, скрипку и композицию в консерватории в Неаполе и организовывал концерты среди своих соотечественников. Композитор оперы Джоакино Россини сказал директору консерватории Никколо Зингарелли : «Мои комплименты, маэстро, ваш молодой ученик Меркаданте начинается там, где мы заканчиваем». В 1817 году он стал дирижером оркестра колледжа, сочинив ряд симфоний и концертов для различных инструментов, в том числе шесть для флейты около 1818–1819 годов, и чьи партитуры для автографов хранятся в консерватории Неаполя, где они предположительно впервые были исполнены с ним. в качестве солиста.
Место рождения Меркаданте и дом, расположенный на улице Корсо Федерико II ди Свевиа, Альтамура (мемориальная доска восходит к фашистскому периоду Италии )Поощрение Россини побудило его сочинить для оперы, где он добился значительного успеха своей второй такой работой (Violenza e Constanza) в 1820 году. Следующие три его оперы более или менее забыты, но сокращенная запись Марии Стуарды, Regina di Scozia, была выпущена Опера Рара в 2006 году. Его следующая опера «Элиза и Клаудио» имела огромный успех и время от времени возрождалась в 20-м веке, последняя из которых была исполнена Wexford Festival Opera в 1988 году.
MercadanteНекоторое время работал в Вене, в Мадриде., в Кадисе и в Лиссабоне, но вновь обосновался в Италии в 1831 году. Россини пригласил его в Париж в 1836 году, где он сочинил I Briganti для четырех человек. из самых известных певцов того времени, Джулия Гризи, Джованни Баттиста Рубини, Антонио Тамбурини и Луиджи Лаблаче, все из которых работал в тесном сотрудничестве с Беллини. Находясь там, он имел возможность услышать оперы Мейербера и Галеви, которые оказали на него сильное влияние, особенно La Juive последнего. Это влияние выразилось в усилении акцента на драматической стороне.
Когда Меркаданте вернулся в Италию после проживания в Испании и Португалии, музыка Доницетти безраздельно властвовала в Неаполе, и это господство не прекратилось до тех пор, пока не возникли проблемы с цензурой с Полиуто вызвал последний прорыв. Но стиль Меркаданте начал меняться с представлением I Normanni a Parigi в Teatro Regio в Турине в 1832 году: «Именно с этой партитурой Меркаданте вступил в процесс развития своей музыкальной драматургии, которая в некоторые аспекты фактически предвещали приход Верди, когда он, начиная с 1837 года, начал работу над шедеврами своей художественной зрелости: так называемыми «реформаторскими операми».
Начало так называемой «реформы» движение », частью которого был Меркаданте, возникло в результате публикации манифеста Джузеппе Мадзини, написанного им в 1836 году, Filosofia della musica.
В период после 1831 года он написал несколько из его наиболее важных работ, в том числе Il giuramento, премьера которого состоялась в La Scala в ноябре 1837 г. Была отмечена одна яркая и новаторская характеристика этой оперы:
..it знаменует собой первую успешную попытку в итальянской опере, премьера которой состоялась в Италии, лишить примадонну или другую звездную певицу, ее до тех пор неотъемлемое право иметь сцену в конце. Сделав это, Меркаданте озвучил то, что должно было стать похоронным звоном эпохи бельканто.
В начале следующего года, когда сочинял Elena da Feltre (премьера которой состоялась в январе 1839 года), Меркаданте написал Франческо Флоримо, излагая свои идеи о том, как должна быть построена опера, вслед за «революцией», начатой в его предыдущей опере:
Я продолжил революцию, начатую мною в Il giuramento: разнообразные формы, изгнанные кабалетты, крещендо, вокальные партии упрощены, меньше повторов, больше оригинальности в каденциях, должное внимание к драме, богатая оркестровка, но не настолько, чтобы заглушать голоса, никаких длинных соло в ансамблях (они только заставляют другие партии стоять холостой ход в ущерб действию), мало басового барабана и намного меньше духового оркестра.
Елена да Фельтре последовала за ним; один критик нашел в нем много похвалы:
Произведение гармоничной смелости, тонкости и оригинальной оркестровки, оно внезапно обретает смысл часто цитируемых сравнений между Меркаданте и Верди. В нем есть общая согласованность, которую можно найти и найти в среднем и позднем Верди - удивительное ожидание, поскольку Елена да Фельтре датируется 1838 годом, за год до первой оперы Верди
Это временно поставило его в авангарде композиторов, которые тогда работали в Италии., хотя вскоре его обошли Джованни Пачини с Саффо и Джузеппе Верди с несколькими операми, особенно с Эрнани.
Некоторые из более поздних работ Меркаданте, особенно Orazi e Curiazi, также были весьма успешными. Многие его оперы были исполнены в течение 19 века, и было отмечено, что некоторые из них получили гораздо больше, чем оперы ранних опер Верди за тот же период времени.
На протяжении всей своей жизни он создал больше инструментальных произведений. чем большинство его современных композиторов опер из-за его пожизненной озабоченности оркестровкой, а с 1840 года его положения в качестве директора Неаполитанской консерватории в течение последних тридцати лет своей жизни. С 1863 года он был почти полностью слепым и диктовал все свои сочинения.
Спустя десятилетия после его смерти в Неаполе в 1870 году его произведения были в значительной степени забыты, но они время от времени возобновлялись и записывались после Второй мировой войны, хотя ему еще предстоит достичь чего-то вроде нынешней популярности самых известных сочинений его чуть более молодых современников: см. сочинения Доницетти и сочинения Беллини.
Французский солист Жан-Пьер Рампал особенно записал несколько концертов Mercadante для флейты и струнного оркестра, в том числе большой и романтический концерт ми минор, который с тех пор приобрел некоторую популярность среди концертных флейтистов.
Название | Жанр | Акты | Либретто | Премьера | Город, театр | Notes |
---|---|---|---|---|---|---|
L'apoteosi d'Ercole | dramma per musica | 2 действия | Джованни Шмидт | 19 августа 1819 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | |
Violenza e costanza, ossia I falsi monetari | драма на музыку | 2 действия | Андреа Леоне Тоттола | 19 января 1820 года | Неаполь, | Пересмотрено: Il castello dei spiriti: Лиссабон, 14 марта 1825 г. |
Anacreonte in Samo | dramma per musica | 2 действия | Джованни Шмидт | 1 августа 1820 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | По мотивам Anacréon chez Polycrate Жана Анри Гая. |
Il geloso ravveduto | melodramma buffo | 2 действия | Бартоломео Синьорини | октябрь 1820 года | Рим, Театро Валле | |
Сципионе в Картажине | мелодрамма серио | 2 действия | Якопо Ферретти | 26 декабря 1820 года | Рим, Театро Аргентина | |
Мария Стуарда, regina di Scozia | dramma serio | 2 действия | Гаэтано Росси | 29 мая 1821 г. | Болонья, Teatro Comunale | |
Elisa e Claudio, ossia L'amore protetto dall'amicizia | melodramma semiserio | 2 действия | Луиджи Романелли | 30 октября 1821 г. | Милан, Teatro alla Scala | По роману Rosella, ossia Amore e crudeltà Филиппо Касари |
Андронико | melodramma tragico | 2 действия | Джованни Креглианович | 26 декабря 1821 года | Венеция, Teatro La Fenice | |
Il posto abbandonato, ossia Adele ed Emerico | melodramma semiserio | 2 действия | Феличе Романи | 21 сентября 1822 года | Милан, Teatro alla Scala | |
Amleto | melodramma tragico | 2 действия | Felice Romani | 26 декабря 1822 г. | Милан, Teatro alla Скала | По мотивам Шекспира пьесы Гамлета. |
Альфонсо эд Элиза | мелодрамма серио | 2 действия | 26 декабря 1822 г. | Мантуя, Театро Нуово | По материалам Альфьери ; В редакции Аминта эд Арджира для Реджио Эмилия, Театро Пубблико, 23 апреля 1823 г. | |
Didone abbandonata | драма на музыку | 2 действия | Андреа Леоне Тоттола | 18 января 1823 г. | Турин, Teatro Regio | По мотивам Metastasio |
Gli sciti | драма на музыку | 2 действия | Андреа Леоне Тоттола | 18 марта 1823 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | По мотивам Les scythes Вольтера. |
Костанцо эд Альмериска | драма на музыку | 2 действия | Андреа Леоне Тоттола | 22 ноября 1823 г. | Неаполь, Театро Сан-Карло | |
Gli amici ди Сиракуза | мелодрамма эроико | 2 действия | Якопо Ферретти | 7 февраля 1824 г. | Рим, Театро Аргентина | По мотивам Плутарха. |
Доралисы | мелодраммы | 2 действия | 18 сентября 1824 года | Вена, Kärntnertortheater | ||
Le nozze di Telemaco ed Antiope | azione lirica | 7 действий | Calisto Bassi | 5 ноября 1824 г. | Вена, Kärntnertortheater | Pastice, с музыкой других композиторов. |
Il podestà di Burgos, ossia Il signore del villaggio | melodramma giocoso | 2 действия | Calisto Bassi | 20 ноября 1824 г. | Вена, Kärntnertortheater | Под названием Il signore del villaggio, данным в Неаполе в Театро дель Фондо 28 мая 1825 года (на неаполитанском диалекте); Эдуардо эд Анжелика, данный в Неаполе в Театро дель Фондо в 1828 году. |
Нитокри | музыкальная драма | 2 действия | Лодовико Пиоссаско Фейс | 26 Декабрь 1824 г. | Турин, Театр Реджио | С речитативами Апостоло Зенона |
Иперместра | трагедия | 2 действия | Луиджи Риччиути | 29 декабря 1825 года | Неаполь, Театро Сан-Карло | На основе Эшило |
Эроде, осия Марианна | драмма tragico | 2 действия | Луиджи Риччиути | 12 декабря 1824 г. | Венеция, Театро Ла Фениче | По материалам Voltaire |
Caritea regina di Spagna, ossia La morte di Don Alfonso re di Portogallo. (Donna Caritea) | melodramma serio | 2 действия | 21 февраля 1826 г. | Венеция, Театр Ла Фениче | ||
Эцио | драма на музыку | 2 действия | Пьетро Метастазио | 2 февраля 1827 года | Турин, Театро Реджио | |
Il montanaro | melodramma comico | 2 действия | Феличе Романи | 16 апреля 1827 г. | Милан, Театро Алла Скала | На основании Августа Лафонтена |
La testa di bronzo, ossia La capanna solitaria | melodramma eroicomico | 2 действия | Felice Romani | 3 декабря 1827 г. | Лиссабон, Teatro privato dei Baroni Quintella a Laranjeiras | |
Адриано в Siria | dramma eroico | 2 действия | Пьетро Метастазио | 24 февраля 1828 года | Лиссабон, Театро де Сан-Карлуш | |
Габриэлла ди Верджи | dramma tragico | 2 действия | 8 августа 1828 г. | Лиссабон, Театр Сан-Карлос | По пьесе «Габриэль де Верджи» Дормон де Беллой ; Отредактировано с текстом Эмануэле Бидера для Генуи, Театр Карло Феличе, 16 июня 1832 г. | |
La rappresaglia | melodramma buffo | 2 действия | Чезаре Стербини | 21 февраля 1829 г. | Кадис, Главный театр | |
Don Chisciotte alle nozze di Gamaccio | melodramma giocoso | 1 atto | 10 февраля 1830 г. | Кадис, Главный театр | На основе Мигеля де Сервантеса | |
Франческа да Римини | мелодрамма | 2 действия | Феличе Романи | 1831 | Сочинял для Мадрида, но, вероятно, там не выступал. | |
Заира | melodramma tragico | 2 действия | Феличе Романи | 31 августа 1831 г. | Неаполь, Театро Сан-Карло | На основе Вольтера |
I normanni a Parigi | tragedia lirica | 4 действия | Феличе Романи | 7 февраля 1832 г. | Турин, Teatro Regio | |
Ismalia, ossia Amore e morte | melodramma | 3 действия | Felice Romani | 27 октября 1832 г. | Милан, Театр Алла Скала | |
Il Conte di Essex | мелодрамма | 3 действия | Феличе Романи | 10 марта 1833 г. | Милан, Театр Алла Скала | |
Эмма Антиохия | трагедия лирика | 3 действия | Феличе Романи | 8 марта 1834 г. | Венеция, Театро Ла Фениче | |
Уггеро иль данезе | мелодрамма | 4 действия | Феличе Романи | 11 августа 1834 г. | Бергамо, Театро Риккарди | |
La gioventù di Enrico V | мелодрамма | 4 действия | Феличе Романи | 25 ноября 1834 | Мила n, Teatro alla Scala | Отчасти по мотивам Шекспира |
I из-за Фигаро | melodramma buffo | 2 действия | Felice Romani | 26 Январь 1835 года | Мадрид, Театр Принсипи | По мотивам «Фигаро» Оноре-Антуана Ришо Мартелли ; Написано в 1826 г. |
Франческа Донато, ossia Corinto distrutta | мелодрамма | 3 действия | Феличе Романи | 14 февраля 1835 г. | Турин, Театро Реджио | На основании Байрона ; Редакция Сальваторе Каммарано для театра Сан-Карло, Неаполь, 5 января 1845 г. |
I briganti | мелодрамма | 3 действия | 22 марта 1836 г. | Париж, Théâtre-Italien | На основе Die Räuber Шиллера; Отредактировано для миланского театра Ла Скала, 6 ноября 1837 г. | |
Il giuramento | melodramma | 3 действия | Гаэтано Росси | 11 марта 1837 г. | Милан, Театр Ла Скала | Под названием Amore e dovere, данным в Риме в 1839 году. |
Le due illustri rivali | мелодрамма | 3 действия | Гаэтано Росси | 10 марта 1838 года | Венеция, Театр Ла Фениче | Отредактировано для театра Ла Скала, 26 декабря 1839 года. |
Елена да Фельтре | трагедия | 3 действия | Сальваторе Каммарано | 1 января 1839 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | Завершено осенью 1837 г. |
Il bravo, ossia La veneziana | мелодрамма | 3 действия | Гаэтано Росси | 9 марта 1839 г. | Милан, Театро Алла Скала | По мотивам романа Огюста Анисет-Буржуа и Браво, рассказа Джеймса Фенимора Купера. |
La vestale | трагедия лирика | 3 действия | Сальваторе Каммарано | 10 марта 1840 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | Дан под названием Эмилия в Риме осенью 1842 года; Как Сан Камилло дал в Риме в 1851 году. |
La solitaria delle Asturie, ossia La Spagna ricuperata | melodramma | 5 действий | Felice Romani | 12 марта 1840 года | Венеция, Театр Ла Фениче | |
Il proscritto | melodramma tragico | 3 действия | Сальваторе Каммарано | 4 Январь 1842 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | На основе «Проскрита» Ф. Суле. |
Il reggente | dramma lirico | 3 действия | Сальваторе Каммарано | 2 февраля 1843 г. | Турин, Театро Реджио | На основе Gustave III ou Le bal masqué автора Эжен Скриб ; Пересмотрено с изменениями для Триеста, 11 ноября 1843 г. |
Леонора | мелодрамма | 4 действия | Марко Д'Ариенцо | 5 декабря 1844 г. | Неаполь, Teatro Nuovo | На основе Ленор автора Готфрида Августа Бюргера ; Аранжировка как I cacciatori delle Alpi для Мантуи в 1859 году. |
Il Vascello de Gama | melodramma romantico | 1 пролог и 3 действия | Salvatore Cammarano | 6 марта 1845 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | По мотивам пьесы Деснуайе де Бьевиля «Науфраж де ля Медуз». |
Orazi e Curiazi | tragedia lirica | 3 действия | Сальваторе Каммарано | 10 ноября 1846 г. | Неаполь, Театро Сан-Карло | По мотивам Горация автора Пьера Корнеля. |
La schiava saracena, ovvero Il campo dei crociati | melodramma tragico | 4 действия | Francesco Мария Пьяве | 26 декабря 1848 года | Милан, Театр Алла Скала | Пересмотр для Театра Сан-Карло, Неаполь, 29 октября 1850 года. |
Медея | tragedia lirica | 3 действия | Сальваторе Каммарано.. Феличе Романи | 1 марта 1851 г. | Неаполь, Театро Сан-Карло | |
Статира | tragedia lirica | 3 действия | 8 января 1853 г. | Неаполь, Театро Сан-Карло | По мотивам «Олимпи» Вольтера | |
Виолетта | мелодрамма | 4 действия | Марко Д'Ариенцо | 10 января 1853 г. | Неаполь, Театро Нуово | |
Пелагио | трагедия лирика | 4 действия | Марко Д'Ариензо | 12 февраля 1857 г. | Неаполь, Теат ro Сан-Карло | |
Вирджиния | tragedia lirica | 3 действия | Сальваторе Каммарано | 7 апреля 1866 г. | Неаполь, Театро Сан-Карло | На основе Альфиери; Написано в период с декабря 1849 по март 1850 года. |
L'orfano di Brono, ossia Caterina dei Medici. (Caterina di Brono) | мелодрамма | 3 действия | Сальваторе Каммарано | Незавершенный; существует только первый акт.. Написано в 1869/1870 гг. |
Примечания
Источники
На Викискладе есть медиафайлы по теме Saverio Mercadante. |