Якопо Ферретти (16 июля 1784 - 7 марта 1852 г.) был итальянским писателем, поэтом и оперой либреттистом. Его имя иногда пишут как Джакомо Ферретти.
Он наиболее известен тем, что поставил либретти для двух опер, сочиненных Россини, и пяти опер, сочиненных Доницетти.
Представленные его Отец в литературе в очень молодом возрасте, помимо своего родного итальянского, Ферретти освоил не только латынь и древнегреческий, но также французский и Английский, и рано начал писать стихи. Несмотря на то, что он работал в табачной промышленности с 30 до 60 лет, он был чрезвычайно плодовит, писал «все, от любовных писем до од и приветственных речей», а также многочисленные оперные либретти, все, кроме немногих, перечисленных ниже, были вообще забыл.
Его первым большим успехом была La Cenerentola, написанная с огромной скоростью для Россини на Рождество 1816 года. Впоследствии Ферретти написал, как он согласился написать либретто на тема, на которую наложила вето цензор, поэтому он встретился с композитором и директором театра, чтобы обсудить альтернативы. Он изо всех сил пытался найти новую тему, которая понравилась бы, но около двух дюжин были отклонены по той или иной причине. Наконец, устало зевая, Ферретти сказал «La Cenerentola» («Золушка»), и наконец Россини решил, что ему это нравится, поэтому Ферретти сразу же пошел домой, работал над этим день и ночь, а на Рождество отдал Россини отрывки.. На начальном этапе производства были проблемы, но Россини предсказал (правильно), что это будет большим успехом в долгосрочной перспективе.
Ферретти женился на певице Терезе Терциани в 1820 году, и их дом постоянно посещали музыканты. и поэты, в том числе Доницетти, которому Иоганн Саймон Майр вручил рекомендательное письмо к Ферретти. Они стали хорошими друзьями после приезда молодого композитора в Рим в октябре 1821 года для подготовки к постановке его Zoraida di Granata, которая стала его первым большим успехом. Ферретти работал над переработкой либретто Бартоломео Мерелли для оперы.
Всего Ферретти написал около 70 либретто, большинство из которых были для представленных опер в Риме.
Название | Жанр | Подразделы | Музыка | Première | Место, театр | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
L'inganno dura poco, ossia Le nozze di don Madrigale | burletta | 2 акта | Чезаре Джаннони | 9 сентября 1807 г. | Рим, Teatro Valle | |
La Principessa per ripiego | dramma giocoso | 2 действия | Francesco Morlacchi | 15 апреля 1809 | Рим, Театр Валле | Вероятно, по мотивам «Ингентилита вилланеллы» Франческо Саверио Зини |
Дидона | драма серио | 3 действия | Валентино Фиораванти | 9 Июнь 1810 г. | Рим, Театро Валле | По Дидоне аббандоната Пьетро Метастазио |
Балдовино | драма серио | Никколо Антонио Зингарелли | 1811 | Рим, Театр Аргентина | ||
Il bello piace a тутти | мелодрамма giocoso | 1 акт | Валентино Фиораванти | 1811 | ||
Беренис Регина д'Армения | драма на музыку | 3 действия | Никколо Антонио Зингарелли | 12 ноября 1811 г. | Рим, Театро Валле | По мотивам «Лучио Веро» Апостоло Зенона.. Как Береника в Армении: музыка Карло Эвазио Солива, март 1817 г., Турин, Teatro Regio |
Тито в Лангре | dramma serio | 2 действия | Антонио дель Фанте | 4 января 1813 г. | Рим, Театро Аргентина | |
Amore assottiglia l'ingegno | драмма-буфф | 2 действия | Пьетро Карло Гульельми | 26 декабря 1814 г. | Рим, Театро Валле | |
Ринальдо д'Асти | драмма-буфф | 2 действия | Карло Кочча | 17 февраля 1816 г. | Рим, Театро Валле | |
Ла Сенерентола, ossia La bontà in trionfo | игровая драма | 2 действия | Джоакино Россини | 25 января 1817 г. | Рим, Театр Валле | |
Полиссена | игровая драма | 3 действия | Фердинандо Рутини | 11 февраля 1817 г. | Рим, Театро Аргентина | |
Бартоломео колла Кавалла | мелодрамма буйвол | 2 действия | Антонио Пауселли | Осень 1817 года | Флоренция, Театро делла Пергола | 1827: Карло Конти (в роли Инноценте в периглио); 1836: Паоло Лами; 1838: Массимилиано Киличи |
Pulcinella impresario | Фердинандо Рутини | 1817 | Рим | |||
Сципион в Картажине | melodramma serio | 2 акта | Saverio Mercadante | 26 декабря 1820 г. | Рим, Театро Аргентина | |
La festa della riconoscenza o sia Il pellegrino bianco | melodramma giocoso | 2 действия | Филиппо Грациоли | 25 января 1821 г. | Рим, Театр Аполлона | |
Матильда ди Шабран, o sia Bellezza, e cuor di ferro | мелодрамма giocoso | 2 действия | Джоакино Россини | 24 февраля 1821 г. | Рим, Театр Аполлона | |
La capricciosa ed il soldato | мелодрамма giocoso | 2 действия | Мишель Карафа | 26 декабря 1821 г. | Рим, Театр Аполлона | |
Чезаре ин Эгитто | мелодрамма эроико | 2 действия | Джованни Пачини | 26 декабря 1821 года | Рим, аргентинский театр | |
Зораида ди Граната | мелодрамма эроико | 2 действия | Гаэтано Доницетти | 28 января 1822 г. | Рим, Театро Аргентина | Содействие. По мотивам Бартоломео Мерелли |
Амалия и Палмер | мелодрамма | 2 действия | Филиппо Челли | 14 сентября 1822 г. | Театро Аргентина | |
Эуфемио ди Мессина | melodramma eroico | 2 действия | Микеле Карафа | 26 декабря 1822 г. | Рим, Театро Аргентина | |
Il corsaro, ovvero Un maestro di cappella al Marocco | melodramma giocoso | 2 акта | Филиппо Челли | 26 декабря 1822 г. | Рим, Театро Валле | |
Амори эд арми | 2 действия | Франческо Чианчарелли | Карнавал 1823 года | Рим, Театро Валле | ||
L'ajo nell'imbarazzo, o Дон Грегорио | мелодрамма giocoso | 2 действия | Гаэтано Доницетти | 4 февраля 1824 г. | Рим, Театро Валле | |
Gli amici di Siracusa | melodramma eroico | 3 действия | Saverio Mercadante | 7 февраля 1824 г. | Рим, Театро Аргентина | |
L'audacia fortunata | драматическая игра для музыки | Антонио Сапиенца | Лето 1824 г. | Неаполь, Театро дель Фондо | 182 7: Карло Конти | |
Риккардо l'intrepido | мелодрамма | 2 действия | Джузеппе Бальдуччи | 9 сентября 1824 г. | Рим, Театро Валле | |
La comunità di Castel Formicolone ovvero Le gelosie villane | dramma giocoso | 2 действия | Vittorio Trento | 1824 | ||
Le civette in apparenza o sia una Lezione ai maldicenti | melodramma | 1 акт | Луиджи Гамбале | 3 июня 1826 г. | Рим, Teatro Valle | |
La fedeltà fra i boschi o sia Il taglialegna di Dombar | Филиппо Грациоли | сентябрь 1826 г. | Рим, Teatro Valle | |||
Olivo e Pasquale | melodramma giocoso | 2 законы | Гаэтано Доницетти | 7 января 1827 г. | Рим, Театро Валле | |
La sposa persiana | Луиджи Гамбале | 1827 | ||||
Ла sciocca per astuzia | Луиджи Гамбале | 7 февраля 1828 г. | Рим | |||
L'orfanella di Ginevra | melodramma semiserio | 2 действия | Луиджи Риччи | 9 сентября 1829 г. | Рим, Театро Валле | |
Л'ероина дель Мессико | мелодрамма серио | 2 действия | Луиджи Риччи | 9 февраля 1830 г. | Рим, Театро ди Тординона | |
Корсаро | melodramma romantico | 3 действия | Джованни Пачини | 15 января 1831 г. | Рим, Театр Аполлона | |
Il nuovo Figaro | мелодрамма giocoso | 2 действия | Луиджи Риччи | 15 февраля 1832 г. | Парма, Нуово Театро Дукале | |
Il furioso all'isola di San Domingo | мелодрамма | 2 действия | Гаэтано Доницетти | 2 января 1833 г. | Рим, Театро Валле | |
Торквато Тассо | мелодрамма | 3 действия | Гаэтано Доницетти | 9 сентября 1833 г. | Рим, Teatro Valle | |
Il Cid | melodramma serio | 2 действия | Луиджи Савж | 22 января 1834 г. | Парма, Нуово Театро Дукале | |
Я должен инкогнити | полусерийная мелодрамма | Франческо Борначини | 5 февраля 1834 г. | Рим, Театр Валле | ||
Эран Дуэ или сын тре | мелодрамма буйвола | 2 действия | Луиджи Риччи | 10 мая 1834 г. | Венеция, Театр Сан-Бенедетто | |
La casa disabitata | мелодрамма giocoso | 2 действия | Лауро Росси | 16 августа 1834 г. | Милан, Teatro alla Scala | |
Chi dura vince | melodramma eroicomico | 2 действия | Луиджи Риччи | 26 декабря 1834 г. | Рим, Театро Валле | |
La pazza per amore | melodramma semiserio | 2 действия | Пьетро Антонио Коппола | 14 февраля 1835 г. | Рим, Театро Валле | |
Il Colonnello | melodramma giocoso | 2 действия | Луиджи Риччи и Федерико Риччи | 14 марта 1835 г. | Неаполь, Teatro del Fondo | |
Monsieur de Chalumeaux | комическая мелодрама | 2 действия | Федерико Риччи | 14 июня 1835 г. | Венеция, Teatro San Benedetto | |
Giulietta ossia La fanciulla abbandonata | melodramma | 2 действия | Pasquale Guglielmo | 1835 | ||
Il disertore per amore | мелодрамма giocoso | 2 действия | Луиджи Риччи и Федерико Риччи | 13 февраля 1836 г. | Неаполь, Театро дель Фонд o | |
La festa della rosa | melodramma giocoso | 2 действия | Пьетро Антонио Коппола | 29 июня 1836 г. | Вена, Theater am Kärntnertor | |
Salvini e Adelson | melodramma semiserio | 2 действия | Luigi Savi | 1839 | ||
Il sogno punitore | мелодрамма | 3 действия | Джузеппе Герли | 1839 | ||
Фурио Камилло | трагическая мелодрамма | 3 действия | Джованни Пачини | 26 декабря 1839 г. | Рим, Театр Аполлона | |
Contraddizione e puntiglio | melodramma giocoso | Микеле Симеони | 1842 | |||
Паоло и Вирджиния | полусерийная мелодрамма | 3 действия | Марио Аспа | 29 апреля 1843 г. | Рим, Teatro Metastasio | As Gli isolani: Davide Dugnani, 1857 |
Il folletto | melodramma giocoso | 2 акта | Пьетро Антонио Коппола | 18 июня 1843 | Рим, Театро Валле | |
Il puntiglioso | Антонио Бранкаччо | 1846 | ||||
Жисмонда ди Мендризио | tragedia lirica | 3 действия | Луиджи Бад ia | 10 февраля 1846 г. | Болонья, Teatro Comunale | |
La figlia di Figaro | мелодрамма giocoso | 3 действия | Лауро Росси | 17 апреля 1846 г. | Вена, Театр ам Кернтнертор | |
Il cavaliere di San Giorgio, ossia Il mulatto | melodramma semiserio | 2 действия | Джузеппе Лилло | Осень 1846 | Турин, Театро Кариньяно |
Примечания
Другие источники