Гаэтано Росси (итальянский: ; 18 мая 1774 - 25 января 1855) был итальянским оперой либреттистом нескольких известных композиторов бельканто, включая Джоакино Россини, Гаэтано Доницетти и Саверио Меркаданте в Италии и Джакомо Мейербер в одном из своих первых успехов в Италии. Среди других композиторов, с которыми он работал, были Саймон Майр, композитор и учитель Доницетти, а также плодовитый Джованни Пачини.
Родившийся в Вероне, Росси писал религиозные произведения. стих к тому времени, когда ему исполнилось 13 лет. Он писал либретти около 60 лет, начиная с 1797 г. в основном с фарса. Росси написал тексты для некоторых значительных опер известных композиторов той эпохи. К ним относятся Танкреди и Семирамида для Россини и Il crociato в Эгитто для Мейербера, а также более поздние оперы для Доницетти, такие как Мария Падилья (в соавторстве) и Линда ди Шамуникс. Помимо писательского мастерства, он также некоторое время работал режиссером в Teatro Filarmonico в Вероне. Музыковед Джон Блэк считает его создателем грубого стихосложения, «но, тем не менее, он хорошо разбирался в драматических ситуациях, и его тексты, если они были многословными, были эффективными». Его успех был двояким: в поиске в основном зарубежных источников для использования, а также в представлении «сильно романтических сюжетов итальянской сцене».
Легенда: Осень = Осенний сезон (Autunno); Карнавал = сезон карнавала (то есть с 26 декабря до Пасхи); Весна = Весенний сезон (Primavera)
Дата первого исполнения | Название оперы | Композитор (ы) | Место премьеры | Жанр или субтитр |
---|---|---|---|---|
Осень 1797 года | Альсира (после Вольтера ; авторство неуверенно) | Джузеппе Николини | Флоренция, Театро делла Пергола | драма на музыку |
26 декабря 1797 года | Каролина и Мексика | Никколо Антонио Зингарелли | Венеция, La Fenice | tragedia per musica |
18 октября 1798 года | Че оригинальни! (также обозначается как: La musicomania ossia Il pazzo per la musica, Вена, 9 мая 1803 г., Il fanatico per la musica, Венеция 1815 г., и Oh! Che originali, Милан, 1829 г.) | Иоганн Симон Майр ; Адольфо Басси (с Майром и) как Il musicomaniaco (Триест, Teatro della Società filarmonico-drammatica, 1830); (1835) | Венеция, Teatro San Benedetto | farsa per musica |
8 декабря 1798 г. | Amore e paura (также как: Amore e paura ossia il Conte Pimpinella, Падуя, осень 1802 г.) | Витторио Тренто | Венеция, Театро Сан-Бенедетто | farsa di un atto per musica |
январь 1799 | Gli sciti (по Вольтеру) | Джузеппе Николини; Иоганн Симон Майр (Венеция, Ла Фениче, 21 февраля 1800 г.) | Милан, Театр Алла Скала | музыкальный театр |
Карнавал 1799 | Le quattro mogli (также как : Il concorso delle spose ossia il letterato alla moda, Милан, Театро Каркано, весна 1806) | Венеция, Театро Сан-Бенедетто | драматическая игра для музыки | |
1 мая 1799 | Аделаида ди Гесклино (по Вольтеру) | Иоганн Симон Майр; (1800) | Венеция, La Fenice | dramma di sentimento |
9 октября 1799 | Labino e Carlotta (вероятно, после Иоганна Вольфганга фон Гете ; также как : Werter e Carlotta, Sabino e Carlotta) | Иоганн Симон Майр | Венеция, Театро Сан-Бенедетто | фарса для музыки in un solo atto |
9 октября 1799 | Л'аваро (по Карло Гольдони ) | Иоганн Саймон Майр | Венеция, Театро Сан-Бенедетто | фарса на музыку в соло-атто |
15 октября 1799 г. | Il sarto di Milano | Venice, Teatro San Samuele | farsa giocosa per musica | |
24 ноября 1799 г. | L'accademia in musica (после Франческо Альбергати Капачелли ) | Иоганн Симон Майр | Венеция, Театро Сан-Самуэле | farsa giocosa per musica |
5 декабря 1799 | Антигона | Франческо Базили | Венеция, Ла Фениче | драма для музыки |
28 декабря 1799 | Ратто делле Сабин | Никколо Антонио Зингарелли | Венеция, Ла Фениче | музыкальная драма |
27 D декабрь 1799 | La pazza giornata ovvero Il matrimonio di Figaro | Маркос Антониу да Фонсека Португалия, тогда известный как Марко Антонио Портогалло | Венеция, Театро Сан-Бенедетто | комическая драма на музыку |
май 1800 г. | La locandiera (по Карло Гольдони) | Иоганн Симон Майр; Джузеппе Фаринелли как Chi la dura la vince ossia La locandiera (Рим, Teatro Valle, карнавал 1803) и La locandiera di spirito (Парма 1805) | Виченца, Teatro Berico | farsa giocosa per musica |
Осень 1800 г. | Я должен знать | Витторио Тренто | Венеция, Театро Сан-Самуэле | farsa giocosa per musica |
14 января 1801 | Gli sposi infatuati | Venice, Teatro San Moisè | farsa giocosa per musica | |
21 апреля 1801 | Ginevra di Scozia (после Орландо Фуриозо Людовико Ариосто ; также обозначается как: Ариоданте) | Иоганн Саймон Майр; Джузеппе Моска как G. di Sc. оссия Ариоданте (Турин, карнавал 1802);. Маркос Антониу Португалия (Лиссабон 1805);. Винченцо Пучитта (Королевский театр, Лондон, 1812) | Триест, Teatro Nuovo (первая опера) | dramma serio eroico per musica |
26 декабря 1801 | I virtuosi (также как: I virtuosi di teatro, Венеция, Карнавал 1818 г.) | Иоганн Симон Майр | Венеция, Театро Сан-Лука | farsa giocosa |
26 декабря 1801 г. | Арген | Иоганн Саймон Майр; Стефано Павеси в роли Аристодемо (Неаполь, Театро Сан-Карло, 13 августа 1807 г.) | Венеция, Ла Фениче | dramma eroico |
26 декабря 1801 г. | Аделаида и Тебальдо | Венеция, Театро Сан-Бенедетто | сентиментальная драма | |
1802 | Джульетта | Джузеппе Фаринелли | Парма | драматическая полу- серио |
Осень 1802 | Памела (после Сэмюэля Ричардсона Памела, или Добродетель награждена ) | Джузеппе Фаринелли | Падуя, Театро Nuovo | farsa in musica |
23 июля 1803 | Il ventaglio | Джузеппе Фаринелли | Падуя, Театро Nuovo | farsa comica in musica |
26 декабря 1803 г. | I riti d'Efeso | Джузеппе Фаринелли; (1812) | Венеция, La Fenice | dramma eroico |
31 декабря 1803 г. | Arsace e Semira | Francesco Gnecco | Venice, La Fenice | dramma eroico in musica |
Весна 1804 | Il sordo | И. Гираче; Джузеппе Фаринелли в роли Il finto sordo (1805) | Венеция, Театро Сан-Бенедетто | f arsa comica in musica |
Весна 1804 | Pamela nubile | Пьетро Генерали | Венеция, Театро Сан-Бенедетто | Фарса в музыке |
1804 | La calzolaia | Пьетро Хенерали | Венеция | farsa comica in musica |
5 июля 1804 г. | Элиза (в честь Элизы, ou Le voyage aux glaciers du Mont Сен-Бернар Сен-Сир) | Иоганн Симон Майр | Венеция, Театр Сан-Бенедетто | сентиментальная драма для музыки |
8 января 1805 г. | Эральдо эд Эмма | Милан, Театр Алла Скала | эроическая драма для музыки | |
9 февраля 1805 г. | Трионфо д'Эмилия | Стефано Павеси; (Лиссабон, Teatro Nacional de São Carlos, 1807); как Il trionfo di Emilia (Рим, Teatro Argentina, 19 января 1818 г.) | Милан, Teatro alla Scala | dramma eroico per musica |
Весна 1805 | Дон Кишотт де ла Мансия | Пьетро Хенерали | Милан, Театр Алла Скала | драматическая игра для музыки |
26 июля 1805 г. | L'amor coniugale (после Léonore, ou L'amour супружеский Жан-Николя Буйи ) | Иоганн Симон Майр | Падуя, Театро Нуово | dramma di sentimento |
26 октября 1805 г. | La roccia di Frauenstein (после I fuorusciti Анджело Анелли; также обозначается как Gli emigrati di Franconia) | Иоганн Саймон Майр | Венеция, La Fenice | melodramma eroi-comico |
4 января 1806 | Gli americani (по Вольтеру) | Иоганн Саймон Майр; Никола Антонио Манфроче (1810) как Альсира; Маркос Антониу Португалия (1816) как Il trionfo di Gusmano | Венеция, Ла Фениче | eroico melodramma |
1806 | Аттила | Джузеппе Фаринелли | неизвестно (оценка 1 807, Рим, Teatro delle Dame ) | dramma serio per musica |
Карнавал 1807 г. | I Cherusci (также как: Gli antichi Cherusci, Милан 1818 г.) | Стефано Павеси; Иоганн Симон Майр (Рим, Аргентинский театр, карнавал 1808 г.) | Венеция, Ла Фениче | eroico melodramma |
19 марта 1807 г. | Elisa ovvero L'ospizio del Gran S. Бернардо | Джованни Паизиелло (на основе композиции Майра) | Неаполь, Театро ди Сан-Карло | azione drammatica |
Лето 1807 г. | Amor soldato | Луиджи Антонио Калегари | Венеция, Театр Сан-Бенедетто | драматическая игра для музыки |
26 декабря 1807 г. | Каллиро | Джузеппе Фаринелли | Венеция, Ла Фениче | melodramma eroico |
27 апреля 1808 года | La festa della rosa | Стефано Павеси; Карло Кочча (Лиссабон, 13 августа 1821 г.) | Венеция, Ла Фениче | комическая мелодрамма |
26 декабря 1808 г. | Ипполита, Реджина делле Амаззони | Стефано Павеси | Бергамо, Teatro della Società (= Teatro Sociale) | eroico melo-dramma |
Карнавал 1809 | Guerra в темпе | Венеция, Театр Сан-Моисе | farsa per musica | |
Карнавал 1809 года | Il trionfo delle belle | Стефано Павеси | Венеция, Театро Сан-Моизе | эрой-комическая драма in un atto |
Осень 1809 | Зилия | Падуя, Театро Нуово | музыкальная фарса | |
22 февраля 1810 г. | I Gauri (по мотивам «Les Guèbres, ou la Tolérance» Вольтера) | Карло Меллара | Венеция, Ла Фениче | eroico melodramma |
15 сентября 1810 г. | Аделина | Пьетро Хенерали | Венеция, Театр Сан-Моисе | сентиментальная мелодрама |
Осень 1810 | Матрица брака | Джоакино Россини | Венеция, Театро Сан Мойсе | farsa comica in musica |
Карнавал 1811 года | Cecchina suonatrice di Ghironda | Пьетро Хенерали | Венеция, Театр Сан-Мойсе | комическая мелодрамма |
Карнавал 1811 года | L'amor figliale | Иоганн Симон Майр | Венеция, Театр Сан-Моисе | мелодрама настроений |
Осень 1811 г. | Я одинок | Карло Кочча | Венеция, Театр Сан-Мойсе | мелодрамма настроения |
26 декабря 1811 г. | Идоменей | Джузеппе Моска; Гаэтано Карулли (Милан, июнь 1825 г.); Джованни Луиджи Баццони (Милан, Театро Каноббиана, 24 июня 1836 г.) | Венеция, Ла Фениче | eroico melodramma |
27 декабря 1811 г. | Tre mariti | Джузеппе Фаринелли | Венеция, Театр Сан-Мойсе | farsa comica in musica |
30 декабря 1812 года | Il qui pro quo | Фердинандо Орланди | Мачерата, Teatro Comunale | Melo-dramma comico |
Карнавал 1812 года | Il finto Stanislao, re di Polonia | Джузеппе Моска | Венеция, Teatro San Moisè | Melodramma comico in un atto |
Осень 1812 года | Карло Меллара | Il marito imbarazzo | Венеция, Театро Сан-Моисе | фарса in un atto |
26 декабря 1812 г. | Теодоро | Стефано Павеси | Венеция, Ла Фениче | eroico melodramma |
6 февраля 1813 г. | Танкреди | Джоакино Россини | Венеция, Ла Фениче | мелодрамма эроико |
7 января 1813 г. | I baccanti | Фердинандо Паэр ; Пьетро Хенерали в роли I baccanti di Roma (Венеция, La Fenice, 4 января 1816 г.), позже также названный как I baccanali di Roma | Париж, Théâtre des Tuileries | dramma per musica |
4 Январь 1814 г. | Avviso al pubblico (также упоминается как: La gazzetta) | Джузеппе Моска | Милан, Театр Алла Скала | комическая мелодрамма |
16 Февраль 1814 г. | Il crescendo (возможно, написанный Джузеппе Фоппой) | Карло Кочча | Венеция, Театро Сан-Моизе | ? |
14 июля 1814 г. | Траяно в Дачия | Феличе Блангини | Мюнхен | dramma eroico per musica |
26 декабря 1814 г. | Эвеллина | Карло Кочча | Милан, Teatro Re | eroico melodramma |
30 января 1815 г. | La fedeltà coniugale | [it ] | Parma, Teatro Imperiale | dramma semiserio |
21 июня 1815 г. | La figlia dell'aria | ; Мануэль дель Популо Висенте Родригес Гарсия (Нью-Йорк, Итальянский театр, март 1827 г.) | Венеция, Театро Сан-Моизе | мелодрамма эрой-комико |
27 Май 1815 г. | Селанира | Стефано Павеси | Венеция, Театр Сан-Бенедетто | эроико-мелодрама |
8 июня 1815 г. | Клотильда | Карло Кочча | Венеция, Театр Сан-Бенедетто | мелодрама полусерио |
26 декабря 1815 г. | Зорайд | Джузеппе Фаринелли | Венедиг, La Fenice | melodramma eroico |
8 июня 1816 г. | Мальвина | Никола Ваккай | Венеция, Театро Сан-Бенедетто | melodramma di sentimento |
26 декабря 1816 г. | Этелинда | Карло Кочча; Петер фон Винтер (Милан, Театр Ла Скала, 23 марта 1818 г.); Анджело Пеллегрини (Комо, Театро Сочиале, 10 сентября 1831 г.) | Венеция, Театро Сан-Бенедетто | полусерийная мелодрамма |
19 июля 1817 г. | Ромильда и Костанца | Джакомо Мейербер | Падуя, Новый Театр | melodramma semiserio |
26 декабря 1817 г. | Ланасса (по мотивам «Веув дю Малабар» [1770] Антуана Лемьера) | Иоганн Симон Майр | Венеция, Ла Фениче | eroico melodramma |
1817 | Adelaide e Comingio | Джованни Пачини | мелодрамма полусерио | |
1819 | La sposa fedele | Джованни Пачини | melodramma semiserio | |
1819 | Эмма ди Ресбурго | Джакомо Мейербер; Ф. Челли (1821); Каролина Уччелли в роли Анны ди Ресбурго (1835) | мелодрамма эроико | |
1820 | Il Conte di Lenosse | Джузеппе Николини | мелодрамма эройко | |
1821 | Л'ероэ ди Ланкастро | Джузеппе Николини; Лорд Бургерш (1829) | серия мелодрам | |
1821 | Мария Стуарда, Реджина ди Скозия | Саверио Меркаданте | серьезная драма для музыки | |
1821 | Вальмиро и Заида | Франческо Сампьери | драма для музыки | |
1822 | Тебальдо и Изолина | Франческо Морлакки | мелодрамма эроико | |
1823 | Семирамида | Джоакино Россини | трагическая мелодрамма | |
1824 | Ильда д'Авенель | Франческо Морлакки; Джузеппе Николини (1828) | melodramma eroico | |
1824 | Il crociato in Egitto | Giacomo Meyerbeer | melodramma eroico | |
4 февраля 1826 года | Il paria | Michele Carafa | Venice, La Fenice | melodramma tragico |
1826 | Mitridate | Джованни Тадолини | melodramma eroico | |
1827 | Джованна д'Арко | Никола Ваккай | романтическая мелодрамма | |
1828 | I кавальери ди Валенца | Джованни Пачини; А. Гандини в роли Изабеллы ди Лара (1830); Франческо Шира в роли Каваллейроса Валенки (1836); У. Фонтана в роли Изабеллы ди Лара (1836) | трагическая мелодрамма | |
1828 | L'orfano della selva | Карло Кочча; Н. Паолетти (1839) | комическая мелодрамма | |
25 февраля 1830 г. | Мария ди Брабанте | Альбер Гийон ; Алессандро Гандини (Модена 1833) | Венеция, Ла Фениче | эроико-мелодрама |
1830 | Amore e mistero | Фелисиано Стреппони | комическая мелодрамма | |
1830 | La donna bianca di Avenello | Стефано Павеси; Галльери (1854) | комическая мелодрамма | |
8 февраля 1830 г. | Малек-Адель | Джузеппе Николини; (Cremona 1835) | Верона, Teatro Filarmonico | eroico melodramma |
5 февраля 1831 г. | Fenella ossia La muta di Portici (после Germain Delavigne и Эжена Скриба La muette de Portici ) | Стефано Павеси | Венеция, La Fenice | мелодрамма в quattro parti |
17 марта 1831 | Бениовски | Пьетро Хенерали | Венеция, Ла Фениче | мелодрамма |
11 октября 1831 г. | Кьяра ди Розенберг | Луиджи Риччи | Милан, Ла Скала | мелодрамма |
1831 | Энрико ди Монфорт | Карло Кочча | мелодрамма | |
1832 | Айвенго | Джованни Пачини | мелодрамма | |
1833 | Гли Эльвези | Джованни Пачини | мелодрамма | |
1833 | Ирен | Джованни Пачини? | tragedia lirica | |
25 ноября 1834 г. | Эрнани (нем. Эрнани) | Винченцо Габусси | Париж, Итальянский театр | mélodrame en trois actes |
21 февраля 1835 г. | Карло ди Боргонья | Джованни Пачини | Венеция, La Fenice | melodramma romantico in tre parti |
1835 | La fidanzata delle isole | P. Candio | melodrammo romantico | |
1835 | Chiara di Montalbano in Francia | Luigi Ricci | melodramma semiserio | |
1837 | Il giuramento | Саверио Меркаданте | мелодрамма | |
1837 | Иджиния д'Асти | С. Леви | мелодрамма | |
1837 | Il rapimento | Пласидо Манданичи | комическая мелодрамма | |
1838 | Le nozze di Figaro | Луиджи Риччи | комическая мелодрамма | |
1838 | Le due illustri rivali | Saverio Mercadante | melodramma | |
1838 | La prigione d'Edimburgo | Федерико Риччи | полусерийная мелодрамма | |
1838 | Алисия ди Рье | Джузеппе Лилло | мелодрамма | |
1839 | Ромильда | Фердинанд Хиллер ; Л. Гаваззени (1845); К. Бонифорти в роли Велледы (1847); Б. Прати как Амильда (1854) | мелодрамма | |
1839 | Россане | мелодрамма | ||
1839 | Il bravo | Saverio Mercadante | мелодрамма | |
1840 | Джованна II Реджина ди Наполи | Карло Кочча | мелодрамма | |
1840 | Джиневра дельи Альмиери | Самуэле Леви | мелодрамма | |
1841 | Клеменца ди Валуа | Винченцо Габусси | мелодрамма | |
1841 | Il proscritto | Отто Николай | трагическая мелодрамма | |
26 декабря 1841 г. | Мария Падилья | Гаэтано Доницетти | Милан, Ла Скала | мелодрамма in tre atti (с Гаэтано Доницетти ) |
19 мая 1842 г. | Линда ди Шамуникс | Гаэтано Доницетти | Вена, Кернтнертортеатр | мелодрамма |
1846 | Ромеа ди Монфорт | Карло Педротти | мелодрамма | |
1851 | Il Lazzarone | Франческо Бергер ; Г. Рота; Альберто Рандеггер ; А. Зельман | комическая мелодрамма | |
1852 | Il perruchiere della reggenza | Карло Педротти | комическая мелодрамма | |
1852 | Il marito e l'amante | Федерико Риччи | драматический комикс | |
1853 | Il paniere d'amore | Федерико Риччи | комическая мелодрамма | |
20 марта 1854 г. | Дженовеффа дель Брабанте | Карло Педротти | Милан, Ла Скала | мелодрамма |
1856 г. | Цыгане в Помпежано | Г. Рота | мелодрамма | |
1859 | Il diavolo a quattro | Луиджи Риччи | мелодрамма комикс | |
1880 | Танкреда | Теодор Дёлер | dramma lirico |
Примечания
Источники