Фердинанд (фон) Хиллер (24 октября 1811 г. - 11 мая 1885 г.) был немецким композитором, дирижером, пианист, писатель и музыкальный руководитель.
Фердинанд Хиллер родился в богатой еврейской семье в Франкфурте-на-Майне, где его отец Юстус (первоначально Исаак Хильдесхайм, имя, которое он изменил в конце XVIII века, чтобы скрыть свое имя). Еврейское происхождение) был торговцем английскими тканями - бизнес в конечном итоге продолжил брат Фердинанда Джозеф. Талант Хиллера был обнаружен рано, и его обучал игре на фортепиано ведущий франкфуртский музыкант Алоиз Шмитт, игре на скрипке Йорг Хофманн, а гармонии и контрапункте Георг Якоб Фольвайлер ; в 10 лет он публично исполнил концерт Моцарта ; а два года спустя он написал свою первую композицию.
В 1822 году 13-летний Феликс Мендельсон вошел в его жизнь. Семья Мендельсонов в то время ненадолго остановилась во Франкфурте, и молодой Хиллер посетил их, где был чрезвычайно впечатлен игрой Феликса (и тем более его сестрой Фанни Мендельсон ). Когда их знакомство возобновилось в 1825 году, два мальчика сразу же завязали близкую дружбу, которая продлилась до 1843 года. Хиллер тактично описывает их ссору как результат «социальной, а не личной восприимчивости». Но на самом деле это, похоже, больше связано с преемственностью Хиллера Мендельсону на посту директора Лейпцигского оркестра Гевандхаус в 1843 году.
С 1825 по 1827 год Хиллер был учеником Иоганн Непомук Хаммель в Веймаре ; Пока он был с Хаммелем на смертном одре Бетховена, Хиллер закрепил прядь Бетховена. Этот замок сейчас находится в Государственном университете Сан-Хосе после того, как был продан на Sotheby's в 1994 году. Находясь в Вене на похоронах Бетховена, Хиллер и Хаммель слышали Иоганна Михаэля Фогля и Франц Шуберт исполняют Шуберта Winterreise. Хиллер писал, что его учитель был так тронут, что слезы текли из его глаз.
С 1828 по 1835 год Хиллер жил в Париже, где работал учителем композиции в Музыкальной школе Хорон. В конце концов он отказался от своей должности, чтобы лучше подготовиться как пианист и композитор. Он провел время в Италии, надеясь, что это поможет ему написать успешную оперу (надежда, которая так и не сбылась). В 1836 г. он находился во Франкфурте и посвятил себя композиции. Его способности были признаны, и хотя ему было 25 лет, ему было предложено выступать в качестве дирижера Cäcilienverein во время болезни дирижера Шелбля.
Помимо Мендельсона, он привлек внимание Россини который помог ему запустить его первую оперу «Ромильда» (которая провалилась) в Милане. Мендельсон добился для Хиллера прохода в Гевандхаус и предоставил возможность публичной презентации оратории Гиллера Die Zerstörung Jerusalems (Разрушение Иерусалима, 1840). После года обучения церковной музыке в Риме Хиллер вернулся в Лейпциг и в течение сезона 1843-44 дирижировал концертами Гевандхауса. К этому времени его положение в музыкальном мире было утверждено, и на него осыпали почести и назначения. В 1845 году Роберт Шуман посвятил Гиллеру свой фортепианный концерт. Хиллер стал муниципальным капельмейстером Дюссельдорфа в 1847 году, а в 1850 году получил аналогичное назначение в Кельне, где в том же году основал Кельнскую консерваторию и остался в качестве Капельмейстер до 1884 года. За это время он двенадцать раз был фестивальным директором Нижнрейнского музыкального фестиваля и дирижировал концертами Гюрзениха. Он также работал в Дрездене. Таким образом, он сыграл ведущую роль в музыкальной жизни Германии. И он был дирижером Итальянской оперы в Париже в сезоне 1852-53 гг.
Во время долгого правления Гиллера в Кельне, которое принесло ему «фон» перед его фамилией, его звездным учеником был Макс Брух, составитель виолончельной элегии Кол Нидрей, основанной на гимне синагоги, исполненном в Йом Киппур. Брух не был евреем; его познания в теме «Кол Нидрей» пришли через Хиллера, который познакомил его с берлинским хазаном, Лихтенштейном. Режим Гиллера в Кельне был сильно отмечен его консервативными вкусами, которые он пытался продлить, рекомендуя в качестве своего преемника в 1884 году либо Брамса, либо Бруха. Однако назначение досталось «модернисту» Францу Вюльнеру, который, согласно Grove «начал свой срок [...] с концертов произведений Вагнера, Лист и Рихард Штраус, всех из которых Хиллер избегал ».
Хиллер был избран членом Прусской Академии художеств в 1849 году, а в 1868 году получил звание доктора Боннского университета. Он умер в Кельне.
Приветливость Хиллера была одним из его главных достоинств; он приобрел бесчисленных друзей, таких как Шарль-Валентин Алкан, и его обширная переписка со всеми ведущими музыкантами Европы, опубликованная лишь частично, является важным источником музыкальной истории его эпохи. Еще одним его активом была его очень красивая жена Антонка, по профессии певица, на которой он женился в Италии в 1840 году и которая сделала их дом магнитом для интеллигенции, где бы они ни поселились.
Время, проведенное Хиллером в Дрездене, ознаменовало его первые встречи с Рихардом Вагнером, который стал там заместителем капельмейстера в 1843 году после успеха премьеры его Риенци (в прошлом году поставлена в Дрездене). В своей автобиографии, написанной в 1865-70 годах, когда он сводил счеты, реальные и воображаемые, после смерти Джакомо Мейербера, Вагнер обычно покровительствует Хиллеру в этот период, который, как нам говорят, «вел себя хорошо. особенно обаятельным и приятным образом в те дни ». Антонка описывается как «выдающаяся польская еврейка, которая вместе со своим мужем заставила себя креститься в протестантку»; Позже показано, что она «заручилась поддержкой большого числа своих соотечественников [...] для оперы своего мужа». (Опера - Конрадин Гиллера).
Пренебрежительные замечания Вагнера о Хиллере на протяжении всей его автобиографии Mein Leben и в его более позднем обзоре автобиографии Хиллера, однако, не отражают его отношения с Хиллером, выявленные в других документах. Вагнер довольно часто фигурирует в дневнике Хиллера того периода. Среди таких заметок:
[30.11.1844] Вагнер зашел ко мне в комнату [...] [15.1.1845] С Вагнером в Лидертафеле [...] [24.2.1845] Вагнер пришел обсудить свои дела. Дискуссия о религии с Вагнером [...] [28.4.1845] Прошла через последние два акта Тангейзера с Вагнером [...]
и так далее. Хиллер участвовал в постановке «Тангейзера» в Дрездене в октябре 1845 года. В ноябре 1846 года Хиллер пошел к Тангейзеру и заметил, что «Мендельсон сидит перед нами» (но, по-видимому, никакого разговора не произошло). В 1847 году он обсуждает свой проект Конрадина с Вагнером.
Дискуссия о «делах» и религии Вагнера в 1845 году должна была быть интересной; мы знаем из переписки, что в том же месяце Вагнер попытался одолжить у Гиллера 2 000 талеров ; Однако явное возражение Хиллера не помешало Вагнеру рекомендовать Хиллера в июне чиновнику Дрезденского двора Клемму в качестве потенциального композитора либретто.
Огромные музыкальные произведения Хиллера сейчас более или менее забыты. Он содержал произведения практически во всех жанрах, вокальных, хоровых, камерных и оркестровых. В музыкальном плане его, пожалуй, лучше всего помнят как посвященного Фортепианного концерта Шумана. Он также является посвященным трех Ноктюрнов, соч. 15, Шопена.
В период с 1839 по 1865 год он сочинил шесть опер и концерт для скрипки.
Его большой объем камерной музыки включает несколько квартетов для струнных с фортепиано и без него, начиная с его сочинения для фортепианного квартета. 1 си минор, изданный Хаслингером из Вены в 1830-х годах, и, по крайней мере, три струнных квартета, струнное трио, опубликованное посмертно как opus 207 в 1886 году Ритером-Бидерманом из Лейпцига, сонаты для фортепиано соло (opus 47, опубликованный в 1852 году Шуберт из Гамбурга и опус 59) и для фортепиано с виолончелью (минимум два - опус 22, изданный Симрок, и опус 174, изданный Кранцем), и фортепианный квинтет (опус 156), среди прочего работает. Четвертое из его фортепианных трио было записано вместе с ранним фортепианным трио Макса Бруха.
Три фортепианных концерта Хиллера - № 1 фа минор, соч. 5 (Allegro moderato; Adagio; Allegro moderato e con grazia), No. 2 фа-диез минор, соч. 69 (Moderato, ma con energia e con fuoco; Andante espressivo; Allegro con fuoco) и No. 3 ля-бемоль мажор, соч. 170 ('Concerto Espressivo': Allegro con anima; Andante quasi adagio; Allegro con spirito).
Хиллер написал как минимум четыре симфонии; один к 1831 году, другой ля минор тоже к 1831 году; также Im Freien соль мажор, прочитанный в Лондоне 28 июня 1852 года, и один ми минор, опубликованный Шоттом в качестве его опуса 67 в Майнце в 1865 году.
Он также был очень успешным лектором. и энергичный писатель, его вклады в обзоры и газеты с тех пор были собраны в виде книг. Он также опубликовал среди других: Musikalisches und Persönliches (1870), Wie hören wir Musik? (Как мы слышим [или: слушаем] музыку ?, 1880); Goethes musikalisches Leben (Музыкальная жизнь Гете, 1880); и Erinnerungsblätter (Воспоминания, 1884). Он опубликовал отчет о своей дружбе с Мендельсоном в 1874 году. Часть его обширной переписки с другими музыкантами и художниками того времени, которая сама по себе является важным историческим архивом, была опубликована в семи томах.
Среди записей музыки Хиллера:
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Хиллер, Фердинанд. |