ВМС Румынии во время Второй мировой войны

редактировать
Военные корабли ВМС Румынии. во время Второй мировой войны
Количество единиц
Эсминцы 4
Фрегаты 1
Морские броненосцы5
Морские торпедные катера 3
Крейсеры береговой охраны 3
Подводные лодки 8
Прочие~ 50

Военно-морской флот Румынии во время Второй мировой войны был основной военно-морской силой Оси в Черноморских кампаниях и сражался против Советского Союза Черноморский флот с 1941 по 1944 годы. Операции состояли в основном из минной борьбы, но были также миссии сопровождения и локальные морские сражения. Самой крупной военно-морской операцией румынского флота был рейд на Констанцу 26 июня 1941 г., а наиболее масштабной операцией была эвакуация Крыма в 1944 г..

Содержание
  • 1 Румынский черный Морской флот в июне 1941 г.
  • 2 Операции в Черном море
    • 2.1 Начало и основное сражение
    • 2.2 Другие сражения
    • 2.3 Эвакуация Крыма
    • 2.4 Противоминная война
  • 3 Румынские военно-морские операции в поддержка сухопутных наступлений Оси
    • 3.1 Операция München
    • 3.2 Осада Одессы
    • 3.3 Крымская кампания
    • 3.4 Румынская военно-морская авиация
    • 3.5 Заключение
  • 4 Королевский флот Румынии в 1943 году
    • 4.1 Численность флота
    • 4.2 Территориальный контроль
  • 5 Последствия
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
Черноморский флот Румынии в июне 1941 г.
СудноПроисхождениеТипПримечания
Главные боевые корабли
Regele Carol I Великобритания Гидросамолет тендер / Минный заградитель Построен в Соединенном Королевстве в 1898 году затонул Октябрь 1941 г.
Мэрэшти Италия Командир флотилии Построен в Италии для румынского флота, принят на вооружение в 1920 г.
Мэрэшти Италия Командир флотилииПостроен в Италии для ВМС Румынии, поступил на вооружение в 1920 г.
Regele Ferdinand Италия Эсминец Построен в Италии для ВМС Румынии, принят на вооружение в 1930 г.
Regina Maria Италия ЭсминецПостроен в Италии для ВМС Румынии, принят на вооружение в 1930 г.
Амирал Мургеску Румыния Минный заградитель - фрегат Построен на Галацская верфь в Румынии с 1938 по 1941 год; крупный (более 1000 тонн) хорошо вооруженный многоцелевой военный корабль
Sborul Австро-Венгрия Морской катер торпедный катер Построенный в Австро-Венгрии во время Первой мировой войны, приобретенный Румынией после окончания войны
Bistrița Соединенное Королевство Крейсер береговой охраны Построен в Лондоне в 1888 году
Соединенное Королевство Крейсер береговой охраны Построен в Лондоне в 1888 году
Соединенные Штаты Королевство Крейсер береговой охраны Построен в Лондоне в 1888 году
Морские броненосцы
Михаил Когэлничану Австро-Венгрия. Румыния Монитор Построен в Австро-Венгрии, собран и запущен в Румынии в 1907 г.; служил противолодочным эскортом, оснащенным двумя метателями глубинных бомб
Австро-Венгрия. Румыния Монитор Построен в Австро-Венгрии, собран и спущен на воду в Румынии в 1907 году; служил противолодочным эскортом, оснащенным двумя метателями глубинных бомб
Австро-Венгрия. Румыния Монитор Построен в Австро-Венгрии, собран и спущен на воду в Румынии в 1907 году; служил противолодочным эскортом, оснащенным двумя метателями глубинных бомб
Австро-Венгрия. Румыния Монитор Построен в Австро-Венгрии, собран и спущен на воду в Румынии в 1907 году; служил в качестве противолодочного эскорта, оснащенного двумя метателями глубинных бомб
Буковина Австро-Венгрия Монитор Построен в Австро-Венгрии в 1915 году, приобретен Румынией после Первой мировой войны; приспособлен для работы в море с одним метателем глубинных бомб
Корветы сопровождения
Sublocotenent Ghiculescu Франция Эскорт канонерская лодка Построен во Франции во время Первой мировой войны, приобретен Румынией после окончания войны. война
Франция Эскорт канонерская лодка Построен во Франции во время Первой мировой войны, приобретен Румынией после окончания войны
Франция Эскорт канонерская лодка Построен во Франции во время Первой мировой войны, приобретен Румынией после окончания войны
Smeul Австро-Венгрия Эскорт канонерская лодка (бывший торпедный катер)Построен в Австро-Венгрии во время Первой мировой войны как торпедный катер, приобретенный Румынией после окончания войны и преобразованный в канонерскую лодку эскорта
Нэлука Австро-Венгрия Эскорт канонерская лодка (бывший торпедный катер)Построен в Австро-Венгрии во время Первой мировой войны как торпедный катер, приобретен Румынией после окончания войны и преобразован в канонерскую лодку сопровождения; затоплен в августе 1944 г.
Быстроходный катер
Viscolul Соединенное Королевство Моторный торпедный катер Построен в Великобритании в конце 1930-х гг., приобретен Румынией в 1940 г.
Соединенное Королевство Моторный торпедный катер Построен в Великобритании в конце 1930-х годов, приобретен Румынией в 1940 году; затоплен в ноябре 1941 г.
Великобритания Моторный торпедный катер Построен в Великобритании в конце 1930-х годов, приобретен Румынией в 1940 году; затоплен ноябрь 1941 г.
Кэпитан Романо Михаил Соединенное Королевство Бронированный моторный катер Построен в Соединенном Королевстве в 1906-1907 гг.
Локотент Кэлинеску Димитрие Соединенное Королевство Бронированный моторный катер Построен в Соединенном Королевстве в 1906-1907 гг.
Maior Șonțu Ghoerghe Соединенное Королевство Бронированный моторный катер Построен в Соединенном Королевстве в 1906-1907 гг.
Плавучие батареи
К-2 Россия Плавучие батареи Построены в России во время Первой мировой войны как десантный корабль; преобразована в плавучую батарею с двумя 152-мм орудиями и приобретена Румынией в феврале 1918 г.
К-7 Россия Плавучая батарея Построена в России во время Первой мировой войны как десантный корабль; преобразована в плавучую батарею с двумя 152-мм орудиями и приобретена Румынией в феврале 1918 г.
Подводные лодки
Delfinul Италия Подводная лодка Построена в Италии для ВМС Румынии, принята на вооружение в 1936 г.
Действия на Черном море
Военно-морской флот Румынии во время Черноморской кампании Второй мировой войны
Часть Черноморских кампаний (1941-1944)
Дата26 июня 1941 г. - 23 августа 1944 г.
МестоположениеЧерное море
РезультатПобеда Советского Союза
Воюющие стороны
Румыния Румыния Советский Союз
Командиры и лидеры
Хория Макеллариу Советский Союз Филипп Октябрьский
Жертвы и потери
1 тендер на гидроплан. 2 канонерские лодки. 1 минный заградитель. 2 торпедных катера1 эсминец. 16 подводных лодок (1 общая). 2 моторных канонерских лодки. 1 моторный торпедный катер (общий)

Начало и основное сражение

Морская война в Черном море началась с рейда на Констанцу 26 июня 1941 г., единственного столкновения между крупные боевые корабли на протяжении всей кампании. Командир румынской флотилии Мэрэшти и эсминец Регина Мария вместе с минным заградителем Амирал Мургеску защищали порт от советского крейсера Ворошилов и лидеров эсминцев типа Ленинград Харьков и Москва. Румынские военные корабли поддерживались береговой артиллерией, включая немецкую береговую батарею Тирпиц (номинально под румынским командованием) и советские военные корабли бомбардировщиками Туполев SB. Рейд был провалом советских войск, в результате которого было подожжено несколько топливных баков. Ни один румынский военный корабль не был потоплен, в то время как лидер советских эсминцев "Москва" погиб на румынском минном поле, поскольку он избегал огня румынских военных кораблей и береговой артиллерии.

Другие бои

Румынская канонерская лодка Năluca (бывший торпедный катер) Румынская канонерская лодка Стихи Советская подводная лодка класса «Щука» в Черном море Советская подводная лодка класса М

9 июля 1941 г., недалеко от Румынского Черного моря порт Мангалия, румынская канонерская лодка Stihi проинформировала румынский торпедный катер класса 250t Năluca (преобразованный в канонерскую лодку) и моторные торпедные катера Viscolul и Vijelia, что Около гавани замечен перископ подводной лодки противника. В последовавшем бою советская подводная лодка типа «Щука» «Щ-206» была атакована Нэлукой, сначала 20-мм снарядами, а затем глубинными бомбами, и в конечном итоге была потоплена всеми руками.

17 декабря 1941 г. у берегов Бессарабии румынский эсминец Regele Ferdinand сопровождал конвой болгарских и венгерских грузовых судов, глубина атаковал и потопил советскую подводную лодку класса М М-59, после того как последняя безуспешно атаковала конвой торпедами. Однако, согласно другим источникам, подводная лодка М-59 была потеряна из-за мин ранее этой даты.

1 октября советская подводная лодка М-118 атаковала и потопила немецкое транспортное судно «Зальцбург». После атаки подводная лодка была обнаружена немецкой летающей лодкой BV 138C, и к месту происшествия были отправлены румынские канонерские лодки Sublocotenent Ghiculescu и Stihi Eugen. Два румынских военных корабля атаковали подводную лодку глубинными бомбами, потопив ее всеми руками. Недавние исследования в этом районе не позволили найти обломки в предполагаемом месте затопления, и была выдвинута альтернативная версия, что М-118 был потерян из-за атаки немецкого гидросамолета или румынского поля в результате заградительного удара «S-30».

Эвакуация Крыма

Румынский эсминец Regele Ferdinand Советский торпедный катер класса G-5

Эвакуация Крыма в апреле – мае 1944 года была самой сложной и масштабной операцией. румынского флота во время Второй мировой войны. С 15 апреля по 14 мая многочисленные немецкие и румынские военные корабли сопровождали множество конвоев между Констанцей и Севастополем. О масштабе и важности операции свидетельствует использование в бою всех четырех боевых кораблей румынской эскадры эсминцев, крупнейших военных кораблей Оси в Черном море. Последний этап эвакуации (10–14 мая) сопровождался ожесточенными боями, поскольку корабли Оси транспортировали под постоянными атаками советской авиации и береговой артиллерии более 30 000 военнослужащих. Из них 18 000 были перевезены румынскими судами. Всего румынские и немецкие конвои эвакуировали из Крыма более 113 000 военнослужащих стран Оси, большинство из них (более 63 000) во время первой фазы эвакуации (15-25 апреля). Это достижение принесло румынскому флоту контр-адмиралу Хории Макеллариу Рыцарский крест Железного креста (Crucea de Cavaler a Crucii de Fier на румынском языке). Во время эвакуации не было потеряно ни одного корабля ВМС Румынии, однако эсминец Regele Ferdinand был близок к потоплению. Она была поражена большой авиабомбой, которая упала в ее топливные баки, но не взорвалась. Бомба была извлечена через несколько дней после окончания операции. Во время второго этапа эвакуации (25 апреля - 10 мая) в районе Севастополя произошли два военно-морских действия с участием ВМС Румынии. 18 апреля советская подводная лодка типа «Ленинец» Л-6 была дважды атакована глубинными бомбами и была повреждена румынской канонерской лодкой Гикулеску, после каждой атаки из глубины появлялись многочисленные пузыри, а затем немецкие войска добивали ее. подводный охотник UJ-104. Ночью 27 апреля конвой в сопровождении румынской канонерской лодки Ghiculescu, немецкого охотника за подводными лодками UJ-115, одного R-лодка, двух морских траулеров KFK и 19 МФУ (включая румынские ПТА-404 и ПТА-406) атаковали советские торпедные катера класса Г-5 ТКА-332, ТКА-343 и ТКА-344 после того, как три атаковали и поврежден немецкий охотник за подводной лодкой UJ-104 (так и не восстановлен). Гикулеску открыл огонь трассирующими снарядами, что позволило всей группе сопровождения определить местонахождение двух советских МТБ и открыть огонь. ТКА-332 был подбит и потоплен.

Противоминная война

Эскорт румынских минных заградителей / эсминцев Амирал Мургеску Советская подводная лодка L-24, самая крупная подводная лодка, потопленная румынскими минами

Большинство морских потерь как нанесенные, так и пострадавшие румынские ВМС, были вызваны военно-морскими минами.

За несколько дней до операции «Барбаросса», с 16 по 19 июня 1941 г., румынский минный заградитель Амирал Мургеску вместе с двумя вспомогательными минными заградителями заложил заградительный огонь из 1000 мин у Констанцы, и именно эти мины могли Спустя неделю топят Москву. На протяжении всей войны на минах Констанцы были выведены из строя четыре советские подводные лодки (Щ-213, М-58, М-34 и Щ-208).

С 7 по 16 октября 1941 г., Амирал Мургеску вместе с двумя вспомогательными заградителями, все три в сопровождении румынских торпедных катеров класса 250t Năluca, Sborul и Smeul, румынских канонерских лодок Sublocotenent Ghiculescu и Căpitan Dumitrescu и болгарских торпедных катеров Drazki Смели и Храбри установили четыре полных минных поля и одно частичное минное поле вдоль побережья Болгарии. Эти мины позже потопили три-четыре советских подводных лодки (S-класса S-34 (на которую также претендуют болгарские мины), L-24, Щ-210 и Щ-211).

9 ноября 1941 г. румынские моторные торпедные катера «Вифорул» и «Виелия» были потоплены недалеко от Одессы советскими минами.

24 июня 1942 г. Амирал Мургеску вместе с одним вспомогательным заградителем заложил мины Одесса, в сопровождении румынских эсминцев Regele Ferdinand и Regina Maria, лидера румынской флотилии Mărășești, румынских канонерских лодок Ghiculescu, Stihi и Dumitrescu и румынской канонерской лодки Smeul (бывший торпедный катер), а также немецкого моторного тральщики Донауской флотилии. Мины, заложенные под Одессой, позже потопили советские подводные лодки М-33 и М-60 и моторные канонерские лодки YA-26 и YA-27 в 1944 году.

29-30 октября и 5 ноября 1942 года Амирал Мургеску вдоль с одним вспомогательным минным заградителем в сопровождении румынских эсминцев Regina Maria и Regele Ferdinand, румынского лидера Mărăști, румынской канонерской лодки Stihi и четырех немецких R-лодок заложили две заграждения мин для защиты Змеиного острова. Эти мины затопили советскую подводную лодку «Щ-212» 11 декабря того же года. Советская подводная лодка М-31 была либо потоплена румынскими заграждениями мин у острова 17 декабря, либо потоплена румынским лидером Мэрэшти в 1943 году.

Румынские военно-морские операции в поддержку сухопутных наступлений Оси
Румынские военно-морские операции в поддержку сухопутных наступлений Оси
Часть Восточного фронта Второй мировой войны
Михаил Когэлничану monitor.jpg . Румынский наблюдатель Михаил Когэлничану
Дата2 июля 1941 - 19 ноября 1942
МестоположениеЧерное море, Дельта Дуная
РезультатТактическая победа Румынии
Воюющие стороны
Румыния Румыния Советский Союз
Жертвы и потери
1 подводная лодка повреждена. 1 летающая лодка потоплена1 эсминец поврежден. 2 подводные лодки потоплены. 2 монитора повреждены. 7 бронированных моторных канонерских лодок потоплены. 1 грузовое судно потоплено. 1 вооруженный торговец захватил
советский наблюдатель Ударный

Operation München

Румынские военные корабли и морские пехотинцы в дельте Дуная поддержали румынско-германские сухопутные войска во время их наступления в в Бессарабию в начале июля 1941 года. Так, артиллерия румынского 17-го пехотного батальона морской пехоты, действовавшего в секторе Периправа, обстреляла и потопила шесть советских бронетранспортеров. Еще одна бронемоторная канонерская лодка была потоплена в Исакче речной артиллерией румынского пехотного отряда. 13 и 14 июля в устье Дуная происходили морские бои, каждый день румынский наблюдатель Михаил Когэлничану вступал в бой и наносил повреждения советскому наблюдателю, которого опознали как Ударный. Эти действия в сочетании с наступлением сухопутных войск Оси с севера вынудили советскую Дунайскую флотилию эвакуировать дельту Дуная 18–19 июля, что позволило румынским морским пехотинцам пересечь ветвь Килии и занять Южная Бессарабия.

Советский бронетранспортер

Осада Одессы

В поддержку румынской Осады Одессы ВМС Румынии отправили моторные торпедные катера в недавно оккупированный порт Очаков (Очеаков или Возия на румынском языке). Их миссия заключалась в том, чтобы беспокоить советские линии связи и снабжения. Ночью 18 сентября 1941 года моторные торпедные катера Viscolul и Vijelia атаковали советский конвой к югу от Одессы, каждая лодка выпустила по две торпеды по ближайшему вражескому эсминцу. Три из четырех торпед не попали. Четвертая торпеда попала в советский эсминец, но не взорвалась.

Румынская подводная лодка «Дельфинул»

Крымская кампания

2 ноября 1941 г. при поддержке немецко-румынских войск, наступавших в Крым, румынская Военно-морской флот направил свою единственную тогда подводную лодку Delfinul (также единственную подводную лодку Оси в Черном море до конца 1942 года) для патрулирования у берегов Крыма. Рано утром 6 ноября румынская подводная лодка Дельфинул заявила о потоплении советского грузового корабля водоизмещением 1975 тонн «Уралец» в четырех милях к югу от Ялты во время только румынской подводной торпедной атаки войны, однако корабль был потоплен люфтваффе, и торпедная атака не попала в минный заградитель «Островский». Впоследствии подводная лодка была атакована советскими войсками, но она проследовала по маршруту вдоль побережья Турции и сумела уклониться от до 80 глубинных бомб, прежде чем 7 ноября благополучно прибыла в порт Констанца.

Румынский Хейнкель. Гидросамолет He 114

Морская авиация Румынии

Самыми заметными достижениями румынской морской авиации во время Второй мировой войны было потопление двух советских подводных лодок одной Z.501 в августе 1941 г. с последующим захватом советского вооруженного купца группой хейнкелей в октябре. Румынские гидросамолеты контролировали советский флот местонахождение и передвижение бомбардировщиков люфтваффе, которые с помощью Escadrila 102 к концу осени 1941 года уничтожили советские подводные лодки в Черном море.

Небольшое поражение произошло осенью 1943 года, когда советский ас сбил Z.501 Григорий Речкалов.

Заключение

Наступление Оси на Советский Союз было прекращено после Операция «Уран», которая проходила с 19 по 23 ноября 1942 года во время Сталинградской битвы. Румынские военно-морские подразделения, которые непосредственно поддерживали наступления Оси в 1941 и 1942 годах, нанесли значительно больше потерь, чем они понесли во всех боях.

Королевский румынский флот в 1943 году

Численность флота

Румынские военно-морские силы потеряли противолодочную канонерскую лодку Remus Lepri в 1941 году во время испытаний на постановку мин после того, как она была преобразована в минный заградитель.. Подводная лодка «Дельфинул» начала масштабный ремонт в конце 1942 года, чтобы не допустить ее выхода из строя до конца войны. Современные подводные лодки румынской постройки «Речинул» и «Марсуинул» были построены в 1942 году, но не могли начать свою деятельность до 1944 года и пришли слишком поздно, чтобы получить результаты. Кроме того, осенью 1943 года были временно приобретены пять сверхмалых подводных лодок класса CB итальянской постройки, однако только две из них могли быть приведены в рабочее состояние до того, как их вернули итальянской R.S.I. военно-морские силы. Семь 25-тонных итальянских моторных торпедных катеров MAS, каждый из которых был вооружен двумя 350-мм торпедами, также были приобретены в 1943 году, но не использовались. Они дополнили существующую эскадрилью из семи моторных торпедных катеров, состоящую из британских судов Viscolul и шести румынских судов класса Vedenia. Таким образом, к концу 1943 г. основные боевые корабли Черноморского флота Румынии составляли:

Территориальный контроль

На протяжении всей войны многочисленные порты на западном и северном побережье Черного моря находились под защитой румынских военно-морских минных полей. К концу 1943 г. основные морские порты были защищены румынскими заграждениями мин:

ПортСтранаДата румынской установки мин
КонстанцаРумынияиюнь 1941
ВарнаБолгарияоктябрь 1941
БургасБолгарияоктябрь 1941
ОдессаРумыния (де-факто)июнь 1942 года
Севастопольнацистская Германия (де-факто)сентябрь 1943 года
Последствия
НМС Аврора

Румыния капитулировала 23 августа 1944 г. после успешного сухопутного наступления СССР. 20 августа советские ВВС совершили крупный воздушный налет на Констанцу, потопив румынский торпедный катер Năluca (перед войной он был преобразован в канонерскую лодку). Также советскими самолетами был потоплен минный заградитель "Аврора" 15 июля 1941 года недалеко от Сулины. Он был единственным минным заградителем румынского флота, который был специально построен и не использовался ни для чего другого (Амирал Мургеску также использовался в качестве эсминца сопровождения). Старый бриг «Мирча» также был потоплен во время налета советской авиации 17 апреля 1944 года. В 1943 году были приобретены семь 25-тонных итальянских моторных торпедных катеров MAS, каждый из которых был вооружен двумя 350-мм торпедами.

Уникально то, что во время Второй мировой войны румынский флот был единственным военно-морским флотом, который сражался более трех лет, не потеряв ни одного подразделения своих основных сил эсминцев и подводных лодок.

Начиная с сентября 1944 года, Советский Союз ВМС перевели все румынские военные корабли в кавказские порты. Их вернули только после войны. Старые суда были получены в сентябре 1945 года, а более современные (например, типа Regele Ferdinand) оставались на Черноморском флоте СССР до начала 1950-х годов. Некоторые военные корабли (такие как Amiral Murgescu) так и не были возвращены.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-04 09:27:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте