Автономные сообщества Испании

редактировать
Политическое и административное деление Испании первого уровня
Автономные сообщества.

Испанский : comunidad autónoma. баскский : autonomia erkidegoa. каталонский : comunitat autònoma. галисийский : comunidade autónoma. окситанский : comunautat autonòma. Арагонский : comunidat autonoma. Астурийский : comunidá autónoma

Галисия Наварра Мадрид Ла-Риоха Астурийский Каталония Валенсия Кастилия -. Ла-Манча Эстремадура Португалия Кастилия. и Леон Астурия Кантабрия Страна Басков Мерсия Андалусия Сеута Мелилья Франция Балеарские. Канарские. острова Атлантический океан. Океан Андорра Атлантический. Океан Флаг Балеарских островов.svg Флаг Андалусии.svg Флаг Кастилии и Леона.svg Флаг Валенсийского сообщества (2x3).svg Bandera Castilla-La Mancha.svg Флаг Aragon.svg Флаг Сообщества Мадрида.svg Флаг Ла-Риохи (с гербом).svg Флаг Мелильи.svg Великобритания (Великобритания) Флаг Сеута.svg Флаг Каталонии.svg Флаг Кантабрии. svg Флаг Страны Басков.svg Флаг Галисии.svg Флаг Эстремадуры (с гербом).svg Bandera de Navarra.svg Flag of Asturias.svg Флаг of the Canary Islands.svg Флаг региона Мерсия.svg
КатегорияАвтономн ое административное деление
МестоположениеИспания Испания
СозданоКонституции Испании 1978 года
Создано1979–1983 гг.
Число17 (+2 автономных города)
НаселениеАвтономные сообщества:. 316 798 (Ла-Риоха ) - 8 414 240 (Андалусия ). Автономные города:. 86,487 (Мелилья ), 84,777 (Сеута )
Областиавтономные сообщества:. 94 223 км (36 380 квадратных миль) (Кастилия и Леон ) - 1 927 км (744 квадратных миль) (Балеарские острова ). Автономные города:. 4,7 квадратных миль (12 км) (Мелилья ), 7,1 квадратных миль (18 км) (Сеута )
ПравительствоАвтономное правительство
ПодразделенияПровинция. Муниципалитет

В Испании, автономное сообщество (испанский : comunidad autónoma) представляет собой политическое и административное деление первого уровня, созданное в в соответствии с Конституции Испании 1978, с устойчивой ограничительной автономией национальных интересов и, составляющих Испанию.

Испания не является федерацией, но достойный ralized унитарное государство. В то время как суверенитет принадлежит нации в целом и представлен в центральных правительственных учреждениях, наций в разной степени передала власть сообществам, которые, в свою очередь, осуществляют свое право на самоуправление. правительство в пределах, функций конституции и их автономными статутами. Каждое сообщество имеет свой собственный набор делегированных полномочий; как правило, общины с более сильным местным национализмом обладают большей властью, и этот тип передачи получил название асимметричной. Некоторые ученые называют образовавшуюся систему федеративной системой во всем, кроме названия, или «федерация без федерации». Есть 17 автономных сообществ и два автономных города, которые вместе известны как «автономии ». Два автономных города имеют право стать автономными сообществами, но ни один из них еще не воспользовался им. Эта уникальная организация территориального управления известна как «Государство автономий ".

. Автономные сообщества управляются в соответствии с конституцией и своими собственными органическими законами, известными как Статуты автономии, которые определяют компетенции, которые они принимают. Имеются возможности быть асимметричной по своей природе.

Содержание
  • 1 Автономные сообщества
    • 1.1 Автономные города
  • 2 История
    • 2.1 Предпосылки
    • 2.2 Конституция 1978 года
    • 2.3 Автономные пакты
    • 2.4 Текущее положение дел
      • 2.4.1 Напряженность внутри системы
      • 2.4.2 Процесс независимости в Каталонии
  • 3 Конституционные и законодательные рамки
    • 3.1 Статут автономии
    • 3.2 Институциональная организация
    • 3.3 Юридические полномочия
    • 3.4 Степень финансовой автономии
    • 3.5 Расходы
    • 3.6 Лингвистические режимы
    • 3.7 Подразделения
    • 3.8 Полномочия автономного правительства s
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Автономные сообщества
ФлагАвтономное. сообществоСтолицаПрезидентЗаконодательное собраниеПравительственная коалицияСенат местПлощадь (км²)Население (2019)Плотность (/ км²)ВВП на душу населения (евро )Статус
Андалусия Севилья Хуан Мануэль Морено (PP )Парламент Андалусии PP, Cs 41 (9 RA,

32 DE)

87,2688,414,2409616,960Национальность
Каталония Барселона Пере Арагонес (Республиканская левая часть Каталонии )Парламент Каталонии ERC 24 (8 RA, 16 (DE)32,1147,675,21723927 248Гражданство
Сообщество Мадрида Мадрид Изабель Диас Аюсо (PP)Ассамблея Мадрида PP, Cs 14 (7 RA, 4 DE)8,0286,663,3948 3029,385Регион
Валенциан Сообщество Валенсия Ксимо Пуиг (PSOE )Валенсийский Кортес PSOE, Компромис, Unides Podem 17 (5 RA, 12 DE)23,2555,003,76921519 964Национальность
Галисия Сантьяго де Компостела Альберто Нуньес Фейхоо (PP)Парламент Галисии PP 19 (3 ​​RA, 16 DE)29,5742,699,4999120723Национальность
Кастилия и Леон Вальядолид. (единственное местонахождение учреждений, но не официально столица)Альфонсо Фернандес Мануэко (PP)Кортес Кастильский и Леон PP, Cs 39 (3 RA, 36 DE)94,2232,399,5482522,289Исторический регион
Страна Басков Витория-Гастейс. (единственное местонахождение учреждений, но не официальная столица)Иньиго Уркуллу (PNV )Баскский Парламент PNV, PSOE 15 (3 RA, 12 DE)7,2342,207,77630530 829Национальность
Кастилия-Ла-Манча Толедо Эмилиано Гарсия-Пейдж (PSOE)Кортес Кастилия-Ла-Манча PSOE 23 (3 RA, 20 DE)79,4632,032,8632617,698Регион
Канарские острова Санта-Крус-де-Тенерифе и Лас-Пальмас-де-Гран-Канария Анхель Виктор Торрес (PSOE)Парламент Канарских островов PSOE, NCa, Podemos, ASG 14 (3 RA, 11 DE)7,4472,153,38928919,568Национальность
Область Мерсии Мерсия Фернандо Лопес Мирас (PP)Региональная ассамблея Мерсии PP, Cs 6 (2 RA, 4 DE)11,3131,493,89813218,520Регион
Арагон Сарагоса Хавьер Ламбан (PSOE)Арагонские корты PSOE, Podemos, CHA, PAR 14 (2 RA, 12 DE)47,7191,319,2912825,540Национальность
Эстремадура Мерида Гильермо Фернандес Вара (PSOE)Ассамблея Эстремадура PSOE 10 (2 RA, 8 DE)41,6341,067,7102615,394Регион
Балеарские острова Пальма Франсина Арменгол (PSOE)Парламент Балеарских островов PSOE, Podemos-EUIB, Més 7 (2 RA, 5 DE)4,9921,149,46023024,393Национальность
Княжество Астурия Овьедо Адриан Барбон (PSOE)Генеральная хунта княжества Астурия PSOE 6 (2 RA, 4 DE)10,6041,022,8009621 035Исторический регион
Зарегистрированное сообщество Наварры Памплона Мария Чивите (PSOE)Парламент Наварры PSN, GBai, Podemos 5 (1 RA, 4 DE)10,391654,2146329,071Национальность
Кантабри a Сантандер Мигель Анхель Ревилья (PRC )Парла Кантабрии PRC, PSOE 5 (1 RA, 4 DE)5,321581,07810922,341Исторический регион
Ла-Риоха Логроньо Конча Андреу (PSOE)Парламент Ла-Риохи PSOE, Podemos 5 (1 RA, 4 DE)5,045316,7986325 508регион

RA: назначается на региональном уровне; Д.Э.: Избран непосредственно.

Автономные города

ФлагГербАвтономный городМэр-ПрезидентЗаконодательное собраниеПравительственная коалицияСенат местПлощадь (км²)Население (2019)Плотность (/ км²)ВВП на душу населения. (евро )
Мелилья Мелилья Эдуардо де Кастро (Cs )Сборка Мелилья CpM, PSOE, Cs 2 (DE)12, 386,4877,03116,981
Сеута Сеута Хуан Хесус Вивас (PP )Ассамблея Сеуты PP 2 (DE)18,584,7774,58319,335
История

Справочная информация

Карта Иберии в 1757 г. г.

Испания - это разнообразная страна, состоящая из нескольких разных регионов с различными экономическими и социальными структурами, а также разными языками и историческими, политическими и культурными традициями, хотя вся испанская территория была объединена под одной короной в 1479 году, это не был процесс национальной гомогенизации или слияния. Составляющие территории - будь то короны, королевства, княжества или доминионы - сохранили большую часть своего прежнего институционального существования, включая ограниченную законодательную, судебную или финансовую автономию. До середины 19 века на этих территориях также существовали разнообразные местные обычаи, законы, языки и валюты.

С 18-го века, короли Бурбона и правительство пытались установить более централизованный режим. Ведущие деятели испанского Просвещения выступали за построение испанской нации за пределами внутренних границ. Это достигло кульминации в 1833 году, когда Испания была разделена на 49 (ныне 50) провинций, которые в основном служили приводными ремнями для политики, разработанной в Мадриде.

История Испании с конца 19 века была сформирована диалектической борьбой между испанским национализмом и периферийными национализмами, в основном в Каталонии и Стране Басков, и в меньшей степени в Галисии.

В ответ на требования Каталонии ограниченная автономия была предоставлена ​​Содружеству Каталонии в 1914 году, но была упразднена в 1925 году. Она была снова предоставлена ​​в 1932 году во время Второй Испанской республики, когда Женералитат, средневековый правительственный институт Каталонии, был восстановлен. Конституция 1931 года предусматривала территориальное разделение всей Испании на «автономные районы», так и не было достигнуто полностью - только Каталония, Страна Басков и Галисия одобрили «Статуты автономии » - процедура, которая воспрепятят Гражданская война в Испании, разразившаяся в 1936 году, и победа мятежных националистических сил при Франсиско Франко.

Во время диктаторского режима генерала Франко централизм был усилен как способ сохранения «единства испанской нации». Периферийный национализм, наряду с коммунизмом и атеизмом, рассматривал его режим как главные угрозы. Его попытки борьбы с сепаратизмом с помощью жестких, но спорадических репрессий, а также его часто жесткое подавление языковой и региональной идентичности привели к обратным результатам: требования демократии переплелись с требованиями признания плюралистического видения испанской государственности.

Когда Франко умер в 1975 году, Испания вступила в фазу перехода к демократии. Самой сложной задачей недавно избранного демократическим путем Cortes Generales (испанского парламента) в 1977 году, действовавшего в качестве Учредительного собрания, был переход от унитарного централизованного государства к децентрализованному государству таким образом, чтобы удовлетворить потребности периферийных националистов. Тогдашний премьер-министр Испании, Адольфо Суарес встретился с Хосепом Тарраделласом, президентом Женералитата Каталонии в изгнании. Было достигнуто соглашение о восстановлении Женералитата и передаче ограниченных полномочий, пока конституция еще писалась. Вскоре после этого правительства разрешило создание «ассамблей членов парламента», объединенных депутатами и сенаторами с разных территорий Испании, чтобы они могли составить «доавтономные режимы» и для своих регионов.

Отцы Конституции должны найти баланс между противоположными взглядами Испании - с одной стороны, централистский взгляд, унаследованный от монархических и националистических элементов испанского общества, и с другой стороны федерализм и плюралистический взгляд на Испанию как на «нацию наций»; между единообразной децентрализацией субъектов с одинаковой компетенцией и асимметричной структурой, которая разделяла национальности. Периферийные националистические партии хотели создать многонациональное государство федеративной или конфедеративной моделью, тогда как правящий Союз демократического центра (UCD) и Народный альянс (AP) минимальной децентрализации; Социалистическая рабочая партия Испании (PSOE) сочувствовала федеральной системе.

В конце концов, конституция, опубликованная и ратифицированная в 1978 году, нашла баланс в признании существования "национальных регионов» в Испании, в «неразрывном единстве испанской нации», справиться с напряженностью, возникшей при переходе Испании к. демократии, составители нынешней конституции Испании избегали называть территориальные устройства такими ярлыками, как «федеральный», при этом закрепляя конституционные права на автономию или самоуправление "национальных органов власти и регионов", в результате асимметричного передачи власти «автономным сообществам», которые должны быть созданы.

Конституция 1978 года

Отправная точка в территориальной организации Испании вторая точка конституции, которая:

Конституция на неразрывном единстве испанской нации, общей и неделимой родины всех испанцев; он признает и гарантирует и право на самоуправление национальностей и регионов, из которых он состоит, и солидарность между ними.

— Вторая статья Конституции Испании 1978 года

Конституция довольно неоднозначно объясняла, как это было иметь место. Он не определяет, не детализирует и не навязывает состояние государства; он не делает различия между «нацией» и «национальностью»; и не уточняется, какие «национальности», а какие «регионы» или территории, которые они составляют. Вместо того, чтобы навязывать, это позволяет процессу создания децентрализованной структуры, основанного на осуществлении, осуществить эти «национальные регионы» в отношении предоставленного им права на самоуправление. Таким образом, результат этого упражнения не был предсказуем, и его строительство было намеренно неограниченным; конституция только создала процесс для возможной передачи полномочий, но он был добровольным по своей природе: сами «национальные и регионы» имели возможность выбирать, достигать самоуправления или нет.

Для реализации этого права конституция установила открытый процесс, в соответствии с которым «национальные и регионы» могут быть учреждены как «автономные сообщества». Во-первых, он признал существовавшие ранее 50 провинций Испании, территориальное подразделение либерального централизующего режима XIX века, созданное для чисто административных целей (он также признал муниципалитеты, которые интегрировали провинцию). Эти провинции будут служить строительными блоками и частями автономных сообществ. Конституция предусматривает, что следующие могут быть образованы как автономные сообщества:

  • Две более смежных провинции с общими историческими, культурными и экономическими характеристиками.
  • Островные территории.
  • Одна провинция с «историческая региональная идентичность».

Он также допускает исключение из вышеупомянутых критериев, потому что испанский язык мог:

  • санкционировать в интересах нации конституцию автономного сообщества, даже если это одна провинция без исторической региональной идентичности.
  • Разрешить или предоставить автономию субъектам или территориям, которые не были провинциями.

Конституция также установила два «пути» для присоединения к автономии. «Быстрый маршрут» или «ускоренный путь», также называемый «исключением», был установлен в статье 151 и был установлен в статье 151 и был предложенно зарезервирован для трех «исторических национальностей» - Страны Басков, Каталонии и Галисии - в силу очень строгих требований. от выбора этого маршрута было отказано через второе временное распоряжение для тех территорий, которые утвердили «Статут автономии» во время Второй Испанской республики (в случае утвердения требования одобрения трех государств, задействованных муниципалитетов, население суммировало по крайней мере, большинство избирательных переписей каждой провинции., и требовала ратификации посредством референдума с абсолютным большинством голосов выборной переписи каждой провинции, то есть всех зарегистрированных граждан, а не только из тех, кто проголосовал бы).

Конституция также прямо установила, что институциональной системой для этих сообществ будет кабинетская система с Законодательным собранием, избранным всеобщим голосованием, общественным голосованием или «правительственным» совет », президент такого совета, избираемый проявлеей, и Высоким судом. Им также был предоставлен максимальный уровень делегированных компетенций.

«Медленный путь» или «медленный путь», также называемый «нормой», был установлен в статье 143. Этот путь мог быть выбран - посредством первого временного распоряжения - «доавтономными режимами» который был составлен в 1978 году, когда конституция все еще разрабатывалась, в случае одобрения двумя третями всех вовлеченных муниципалитетов, население которых составило бы по крайней мере большинство избирательных переписей каждой провинции или островной территории. Эти общины примут на себя ограниченные полномочия в течение временного 5-летнего периода, после чего они смогут принять на себя дополнительные полномочия после переговоров с центральным правительством. Однако конституция прямо не устанавливала институциональную основу для этих сообществ. Они могли бы создать парламентскую систему, подобную «историческим народностям», или они могли бы не брать на себя никаких законодательных полномочий и просто создать механизмы для управления предоставленными им полномочиями.

После создания автономных сообществ, Статья 145 запрещает «федерацию автономных сообществ». Под этим понималось любое соглашение между сообществами, которое привело бы к изменению политического и территориального равновесия, которое вызвало бы конфронтацию между различными блоками сообществ, действие, несовместимое с принципом солидарности и единства нации.

Так называемые «дополнительные» и «переходные» положения конституции допускали некоторые исключения из вышеупомянутых рамок. Что касается территориальной организации, пятая временная диспозиция установила, что города Сеута и Мелилья, испанские эксклавы, расположенные на северном побережье Африки, могут быть образованы как «автономные сообщества», еслиАбсолютное большинство членов их городских советов согласуется с одобрениями испанского парламента, пользуясь своими прерогативами по предоставлению другим лицам другим провинциям.

С точки зрения ограниченности первого дополнительного распоряжения признало исторические права «чартерных» территорий, которые были обновлены в соответствии с конституцией. Это признание бы им установить финансовый «уставный режим », в соответствии с независимым управлением своими финансами, как и все другие сообщества, но и имели свои собственные государственные финансовые министерства с помощью взимать и собираем все налоги. В остальных общинах все налоги взимаются и собираются центральным правительством или для него, а затем перераспределяются между всеми.

Автономные пакты

Статуты автономии Страны Басков и Каталонии были одобрены испанским парламентом 18 декабря 1979 года. Положение партии в правительстве, Союз Демократический центр (UCD) заключен в том, что только три «исторические национальные» возьмут на себя полные полномочия, в то время как остальные присоединятся к автономии через статью 143, предполагая меньшие полномочия и, возможно, даже не создавая институтов правительства. Этим категорически противостояли представители Андалусии, которые требовали для своего региона уровня полномочий, предоставленных «национальныхостям».

После массового митинга в поддержку автономии был проведен референдум была организована для Андалусии с целью достижения автономии строгих требований статьи 151, или "быстрого пути" - с UCD, главной оппозиционной партией в парламенте, Испанской социалистической рабочей партией (PSOE) с требованием проголосовать "за". Эти требования не были соблюдены, поскольку в одной из провинций, Альмерия, голоса за, хотя и подавляющее большинство голосов, не составили половину результатов переписи избирателей, как это требовалось. Тем не менее, в целом результаты референдума были ясными и однозначными.

После нескольких месяцев обсуждения тогдашний премьер-министр Испании Адольфо Суарес и лидер Оппозиция, Фелипе Гонсалес достигла соглашения по урегулированию андалузского вопроса, в соответствии с с которым Парламент одобрил поправку к закону, регулирующую референдумы, использовал прерогативу статьи 144 конституции, оба действия взятые вместе, позволят Андалусии выбрать быстрый путь. Они также согласились с тем, что ни один другой регион не пойдет по «быстрому пути», но что все регионы установили парламентскую систему со всеми государственными учреждениями. Это открыло этап, получивший название cafe para todos, «кофе для всех». Это соглашение было заключено в письменной форме в июле 1981 года в виде так называемых «первых автономных пактов».

Эти «автономные пакты» заполнили пробел, оставленный открытым характером конституции. Среди прочего:

  • Они описали окончательный план территориального деления Испании с указанием конкретного числа и названия автономных сообществ, которые будут созданы.
  • Они ограничили «быстрый путь» до «исторической народности» и Андалусия; всем остальным пришлось пойти по «медленному пути».
  • Они установили, что все автономные сообщества будут иметь институты управления в рамках системы парламентарии. системы.
  • Они установили крайний срок для всех оставшихся созданных сообществ: 1 февраля 1983 г.

В итоге было создано 17 автономных сообществ:

  • Андалусия и три «исторические народности» - Страна Басков, Каталония и Галисия - пошли по «быстрому пути». и сразу взяли на себя максимальный уровень компетенций; остальные выбрали «медленный путь».
  • Арагон, Кастилия-Ла-Манча, Кастилия и Леон, Эстремадура и Валенсийское сообщество присоединилось к автономии как сообщества, объединенные двумя или более провинциями с общими историческими, экономическими и культурными ресурсами.
  • Балеарские острова и Канарские острова присоединились к автономии в качестве о стровных территорий, последняя была объединена двумя провинциями.
  • Княжество Астурия, Кантабрия, Ла-Риоха и Мерсия присоединились к автономии как провинция с исторической идентичностью (также называемые «однопровинциальными» автономными сообществами).
  • Наварра, как единая провинция, присоединилась к автономии через признание, обновление и усовершенствование своего исторического и местного «закона» (хартии; Испанские фуэро), и как таковое, оно известно как «чартерное сообщество».
  • Провинция Мадрид, где находится столица страны, была удалена из Кастилии-Ла-Манча (ранее Новая Кастилия ), к которой он ранее принадлежал и составлял автономное сообщество с одной провинцией в «национальных интересах Мадридское сообщество.

приняты особые положения для Валенсийского сообщества и Канарские острова в том смысле, что они пошли по «медленному пути», посредством последующего конечного положения других целей. компетенции чем за 5 лет, поскольку они начали процесс в направлении «меньшего пути» до утверждения «автономных пактов».

С другой стороны, Кантабрия и Ла-Риоха, хотя изначально входившие в состав Старой Кастилии - и обе изначально входили в «доавтономный режим» Кастилии и Леона - получили автономию как отдельная провинция с исторической идентичностью, шаг, поддерживаемым большинством их населения. «Автономные пакты» предоставляют возможность включения в состав Кастилии и Леона в будущем и требуют, чтобы статутыии всех трех общин включали такое положение. Леон, историческое королевство и исторический регион Испании, когда-то присоединившийся к Старой Кастилии, чтобы сформировать Кастилию и Леон, было отказано в отделении как самостоятельное автономное сообщество.

Испанский парламент, Конгресс депутатов

Во второй половине 1980-х центральное правительство, казалось, не желало все полномочия сообщества «медленного пути». По прошествии пяти лет, конституцией, все общины "медленного пути" потребовали максимальной передачи, гарантированной конституции. Это привело к так называемому "второму автономному пакту" 1992 года между тогдашним премьер-министром Испании Фелипе Гонсалесом из PSOE и лидером оппозиции Хосе Мария Аснар из недавно созданной Народная партия (ПП), преемница партия «Народный альянс». Посредством этих соглашений были переданы новые полномочия с реформамиами сообщества "медленного пути" с целью приравнять их к общинам "быстрого пути". В 1995 году города Сеута и Мелилья были образованы как «автономные города» без законодательных полномочий, но с автономным собранием, не подчиненным какой-либо другой провинции или общине.

Создание автономных сообществ было разнообразным процессом, который начался с конституции, был нормализован автономными пактами и завершился статутами автономии. Однако это непрерывный процесс; дальнейшая передача полномочий - или даже возврат переданных полномочий - всегда возможна. Это было подтверждено в 2000-х годах, когда вначале была подтверждена волна одобрения новых Статутов автономии для многих сообществ, а в последнее время многие рассматривали вопрос о повторной централизации некоторых функций после экономического и финансового кризиса 2008 года. Тем не менее, Испания теперь децентрализованная страна со структурой, отличной от любой другой, похожей, но не равной федерации, хотя во многих странах эту страну можно сравнить со странами, которые, несомненно, являются федеративными. Получившаяся уникальная система называется «Автономное государство», или, точнее, «Состояние автономий».

Текущее положение дел

С внедрением автономных сообществ Испания перестала существовать. от одной из самых централизованных стран в ОЭСР до одной из самых децентрализованных; в частности, это была страна, где доходы и децентрализованные органы (автономных сообществ) выросли больше всего, заняв первое место в Европе в 2015 году и пятое место среди стран ОЭСР по передаче налогов (после Канады, Швейцария, США и Австрия). Посредством Государства автономий, введенного после принятия Конституции Испании 1978 года, Испания была названа «выдающейся по размеру полномочий, мирно переданных за последние 30 лет» и «устаревшей децентрализованной страной», с учетом центрального правительства. всего на 18% - государственные расходы, 38% - на региональное правительство, 13% - на местные советы, оставшиеся 31% - на систему социального обеспечения.

Что касается персонала, то к 2010 году почти 1 350 000 человек или 50,3% от общего числа государственных служащих в Испании были наняты автономными сообществами; на городские и провинциальные советы приходилось 23,6%, сотрудники, работающие в центральной власти (включая полицию и вооруженные силы), составляющие 22,2% от общего числа.

Напряженность в системе

Периферийный национализм продолжает играть ключевая роль в испанской. Некоторые периферийные националисты считают, что существует эффективное практическое различие между терминами «национальности» и «регионы», поскольку больше полномочий передается всем сообществам в одинаковой степени, а другие сообщества предпочли идентифицировать себя «национальности».

Прокаталонская независимость (слева) и происпанские демонстрации в Барселона.

Многие в Галисии, Стране Басков и Каталонии - Фактически утверждено, что утверждено, что создание Государства автономий "создание новой региональной идентичности" и "изобретенных сообществ".

В 2004 году рассматривают свои общины как «нации», а не просто «национальности», а Испанию как «многонациональное государство» или «нацию наций», и у них есть выдвинула требования о дальнейшей передаче полномочий или отделении. Парламент Басков утвердил План Ибарретче, согласно которому Страна Басков утвердит новый Статут автономии, определенные ключевые положения, такие как разделение суверенитета с Испанией, полная независимость судебной власти и право на самоопределение, а также принятие на себя всех полномочий, кроме испанского закона о гражданстве, и денежно-кредитной политики. ся большой. Пока что стабильно на этом фронте.

Особо спорным моментом - особенно в Каталонии - была финансовая напряженность, когда каталонские националисты усилили свой спрос на дополнительное финансирование в 2010-х годах. В связи с этим новые правила фискальной децентрализации, действующие с 2011 года, уже делают Испанию одной из самых децентрализованных стран в мире, в том числе в бюджетных и фискальных вопросах, с базой для подоходного налога, разделенной 50/50 между правительством Испании и регионов (что-то неслыханное в гораздо более крупных федеральных землях, таких как Германия или США, где подоходный налог сохраняется как исключительно или преимущественно федеральный). Кроме того, каждый регион может также решить установить свои собственные диапазоны подоходного налога и свои собственные дополнительные ставки, выше или ниже федеральных ставок, с соответствующим доходом, начисляемым региону, который больше не должен делить его с другими регионами. Такой нынешний уровень фискальной децентрализации рассматривается такими экономистами, как Томас Пикетти, как вызывающий беспокойство, поскольку, по его мнению, «бросает вызов самой идее солидарности внутри страны и сводится к натравливанию регионов друг на друга, что особенно проблематично, когда речь идет о подоходном налоге, поскольку предполагается, что это позволит сократить неравенство между самыми богатыми и самыми бедными, помимо региональной или профессиональной идентичности ".

Процесс независимости в Каталонии

Серьезный экономический кризис в Испании, начавшийся в 2008 году, вызвал разную реакцию в разных сообществах. С одной стороны, некоторые начали рассматривать вопрос о возвращении некоторых обязанностей центральному правительству. в то время как, с другой стороны, в Каталонии дебаты по поводу бюджетного дефицита - Каталония является одним из крупнейших плательщиков налогов - побудили многих, не обязательно являющихся сепаратистами, но возмущенных финансовым дефицитом, поддержать отделение. В сентябре 2012 года Артур Мас, тогдашний президент Каталонии, запросил у центрального правительства новое «финансовое соглашение» с возможностью предоставления его общине полномочий, равных полномочиям общин зарегистрированных режим, но премьер Мариано Рахой отказался. Мас распустил каталонский парламент, созвал новые выборы и пообещал провести референдум о независимости в течение следующих четырех лет.

Правительство Рахоя заявило, что будет использовать все «правовые инструменты» - действующее законодательство требует, чтобы центральная исполнительная власть правительство или Конгресс депутатов призвать или санкционировать обязательный референдум - заблокировать любую такую ​​попытку. Испанская социалистическая рабочая партия и ее коллега в Каталонии предложили возобновить обсуждение территориальной организации Испании, изменив конституцию, чтобы создать настоящую федеративную систему, чтобы «лучше отразить особенности "Каталонии, а также изменить существующую систему налогообложения.

В пятницу 27 октября 2017 года Парламент Каталонии проголосовал за независимость Каталонии; результат был 70 за, 10 против, 2 ни разу, при этом 53 представителя не присутствовали в протесте. В последующие дни члены каталонского правительства либо бежали, либо были заключены в тюрьму.

Один ученый резюмирует текущую ситуацию следующим образом:

автономное государство, похоже, прошло полный круг, со всеми упреками. По мнению некоторых, оно не зашло достаточно далеко и не удовлетворило их стремление к совершенствованию самоуправления. По мнению других, он зашел слишком далеко, способствуя неэффективности или предосудительной лингвистической политике.

Конституционные и законодательные рамки

Государство автономий, как установлено в статье 2 Конституции, было утверждено, что основано на четырех принципы: готовность присоединиться к автономии, единству в разнообразии, автономии, но не суверенитету сообществ, и солидарности между ними всеми. Структура автономных сообществ определяется как полномочия, разрешенным конституцией, так и полномочиями, принятыми в их статутах автономии. Хотя автономные соглашения и другие законы позволяют «уравнять» все сообщества.

Статут автономии

Статут автономии - институциональный закон автономного сообщества или города, признанная конституция Испании в статье 147. Он утверждается официальной ассамблеей, представляющей сообщество, одобрено Cortes Generales, Испанским парламентом, посредством «Органического закона», требуемого положительного голосования антинародного сообщества Конгресса депутатов.

Для сообществ, присоединившихся к автономии «быстрым путем» », референдум требуется, прежде чем он может быть санкционирован парламентом. Устав автономии должен содержать, по крайней мере, название общины, ее территориальные органы, организация и местонахождение правительственных органов, они принимают название, принципы двуязычной политики, если применимо.

Конституция устанавливает, что все полномочия, не принятые государственные - центральным правительством - в конституции, могут быть приняты автономным сообществом в их стату автономии; но кроме того, все переходия, прямо не принятые автономным сообществом в их Уставе автономии, автоматический на себя государство. В случае конфликта преобладает конституция. В случае разногласий любая администрация может передать дело в Конституционный суд Испании.

Институциональная организация

Парламентская система всех автономных сообществ на разделении властей, включающем:

  • Законодательное собрание, члены которого избираются всемим голосами в системе с системой пропорционального представительства, в которой справедливо соответствуют все области, которые объединяют территорию
  • Правительственный совет с исполнительной и административной властью, мировые премьер-министром, официальным титулом которого является «президент», избирается Законодательным собрании - лидером партии или коалиции с большинством в Собрании - и назначается королем Испании
  • Высокий суд правосудия, иерархически подчиненный Верховному суду Испании
Региональному дворцу, резиденции стороне хунты, парламента Княжества Астурия

. сообщества одобрили региональные законы о выборах в пределах, установленных законодательством для всей страны. Несмотря на незначительные различия, все сообщества используют пропорциональное представительство в соответствии с методом Д'Хондта ; Все члены избирательного органа избираются на четырехлетний срок. Тем не менее, во всех общинах, за исключением Страны Басков, Каталонии, Галисии и Андалусии, выборы проводятся в последнее воскресенье мая каждые два года одновременно с муниципальными выборами во всей Испании.

Названия Правительственного совета и Законодательное собрание различается между общинами. В некоторых автономных сообществах эти институты представляют собой восстановленные исторические органы управления или представители региональных образований в испанской короны - например, Женералитат Каталонии - в то время как другие являются полностью новыми творениями.

Представляют собой два отдельных института, все вместе идентифицируются одним конкретным именем. Конкретное наименование не может относиться к одной и той же ветви власти во всех общинах; например, хунта может относиться к исполнительной власти в одних общинах, к исполнительной власти в других или к коллективному названию всех ветвей власти в других.

Данная двусмысленность конституции, которая не уточняет, какие территории являются национальными, а какие - регионами, территориями, включая подразумеваемые «трех национальных идентичностей», которые также идентифицированы как национальная в соответствии с их исторической региональной идентичностью, такая также идентифицирована как Андалусия, Арагон, Балеарские острова, Канарские острова и Валенсийское сообщество.

. Два автономных города имеют более ограниченные полномочия, чем автономные сообщества, но больше, чем в других муниципалитетах. Исполнительная власть осуществляется президентом, который также является мэром города. Таким же образом ограниченная законодательная власть наделена местным собранием.

Юридические полномочия

Автономные соглашения 1982 и 1992 пытались уравнять полномочия (компетенции), переданные 17 автономным сообществам, в пределах конституции и различий, гарантированных ею. Это привело к «асимметричной однородности». По словам Конституционного суда Испании в своем постановлении от 5 августа 1983 г., автономные сообщества характеризуются своей однородностью и разнообразием... равными в своей подчиненности конституционному строю, принципам. их представительства в Сенате, в их легитимации в Конституционном суде, и в том, что отдельными статутами [автономии] не могут быть мевать экономические или социальные привилегии; однако могут быть неравными в отношении процесса присоединения к автономии и конкретное определение автономного содержания их Устава и, следовательно, в пределах их компетенции. Автономный режим характеризуется соблюдением между однородностью и разнообразием... Без первого не будет единства или интеграции в ансамбле государства; без последнего не было бы [] истинного множественности и способности к самоуправлению ».

Полицейская машина в Стране Басков

асимметричная передача уникальной характеристической территориальной структуры Испании, обладающей различными диапазонами делегированных полномочий. Они были основаны на том, что на испанском языке называется hechos diferenciales, «дифференциальные факты» или «отличительные черты».

Это выражение относится к идее, что некоторые общины обладают определенными чертами по сравнению с Испанией в целом.. На практике эти черты являются родным «языком, своим собственным их собственной территорией», действующим от испанского, особым финансовым режимом или особыми гражданскими правами, выраженными в кодексе, которые порождают отчетливую политическую личность. Эти hechos diferenciales, обладающие особой политической и исторической индивидуальностью, конституционно и законодательно (т. Е. В их статутах автономии) признаются в исключениях, предоставленных некоторым из, и в дополнительных полномочиях, которые они принимают.

Компетенции можно разделить на три группы: исключительные для центрального государства или центрального правительства, общие компетенции и переданные компетенции, исключительные для сообществ. В статье 149 говорится, какие полномочия главным образом центральному правительству: международные отношения, оборона, уголовное правосудия, коммерческое, коммерческое, гражданское и трудовое законодательство, таможня, общие финансы и государственный долг, общественное правительство, законодательство и общая координация. Все автономные сообщества имеют право управлять своими финансами так, как они считают нужным, и несут ответственность за управление образованием - школой и университетами, здравоохранением и социальными услугами, а также культурным и городским развитием. Тем не менее, существуют различия, предусмотренные в их статутах и ​​менее конституции:

  • Арагон, Балеарские острова, Страна Басков, Каталония, Галисия и Валенсийское сообщество имеют региональный гражданский кодекс
  • В Стране Басков, Каталонии и Наварре есть свои собственные полицейские корпуса - Эрцаинца, Моссос д'Эсквадра и Нафарроако Форузаингоа соответственно; они есть и в других общинах, но они не развиты (отнесены к Испанской национальной полиции)
  • Канарские имеют особый финансовый режим в своем положении в качестве заморских территорий, в то время как Страна Басков и Наварра имеют особый финансовый режим. отдельный финансовый режим, называемый «чартерным режимом»
  • Балеарские острова, Страна Басков, Каталония, Галисия, Наварра и Валенсийское сообщество имеют общий официальный язык и, следовательно, особый лингвистический режим

Степень финансового автономия

То, как финансируются сообщества, было одним из самых спорных вопросов в их отношениях с центральным правительством. Конституция предоставила всем общинам значительный контроль над расходами, но центральное правительство сохранило эффективный контроль над их доходами. То есть правительство по-прежнему платит за уплату налогов, которые затем перераспределяются между автономными сообществами с целью обеспечения «финансового выравнивания ». Это касается всех сообществ, за исключением Страны Басков и Наварры.

Эта финансовая схема известна как «общий режим». По сути, финансовое выравнивание подразумевает, что более богатые сообщества становятся чистыми системами, а более бедными - чистыми получателями. Двумя самыми чистыми системами являются Балеарские острова и Мадридское сообщество в процентах или Мадридское сообщество и Каталония в абсолютном выражении.

Финансирование центрального правительства является основным источником доходов для сообщества «режима». Перераспределение, или трансфертные платежи, социальным сообществам общего режима для управления взятыми на себя обязанностями. Сумма, которые они получают, основывается на нескольких расчетах, которые включают учет населения, площади земли, административных единиц, рассредоточенности населения, относительной бедности, финансового давления и изолированности. Центральное правительство возвращать определенный процент налогов всем общинам с общим режимом в пределах различных допускаемых для финансового выравнивания. Сообщества с общим режимом имеют возможность повышать налог на так называемый «уступленным налогам» - налогам, имеющимся на центральном уровне, собираемым на местном уровне, - и они имеют пониженный или повышенный подоходный налог до предела.

Стране Басков и Наварре было предоставлено исключение в фискальной системе, в которой признаются их исторические «уставы» - отсюда они известны как «сообщества уставного режима " или " Благодаря своему «уставному режиму» этим общинам разрешено взимать и собирать все так называемые «контрактные налоги», включая подоходный налог и корпоративный налог, и у них есть намного больше возможностей для их снижения или повышения. «форальный» контракт влечет за настоящую финансовую автономию.

24 они собирают почти все налоги, они отправляют в центральное заранее оговоренную сумму, известную как cupo, «квота» или aportación, «взнос». ", и договор, по этой системе признается, как известен concierto, «договор», или Conventionio, «пакт». Следовательно, у них также есть concierto económico, «экономический договор». Они не участвуют в «фискальном выравнивании», поскольку не получают никаких денег обратно.

Расходы

По мере того, как автономные сообщества берут на себя больше ответственности в таких областях, как социальное обеспечение, здравоохранение и образование, структура государственных расходов с тех пор изменилась от центрального правительства к сообществам. 1980-е годы. В конце 2000-х годов на автономные сообщества приходилось 35% всех государственных расходов в Испании, что даже выше, чем у штатов в составе федерации. При отсутствии юридических ограничений для балансировки бюджетов и поскольку центральное правительство поддерживает контроль фискальными доходами в сообществе с общим режимом, они в некотором роде используются к наращиванию долга.

, в которые входят представители центрального правительства. правительства и автономных сообществ, одним из наиболее эффективных институтов внутренних государственных расходов и доходов. Через Совет были согласованы несколько соглашений о финансировании, а также ограничения государственного долга сообществ. Органический закон о финансировании автономных сообществ 1988 года требует, чтобы сообщества получили разрешение центрального министерства финансов на выпуск государственного долга.

Лингвистические режимы

Двуязычные знаки с названиями известных городов as Памплона на испанском языке и Iruña на баскском языке

В преамбуле к конституции прямо говорится, что воля нации в том, Чтобы оно защищало всех испанцев и народы Испании при осуществлении прав человека, их культуры и традиций, языков и институтов "оно должно быть отличным от ограничительной лингвистической политики в эпоху Франко, но и потому, что отчасти отличительная. таким образом, нация открыто многоязычна, на которой кастильский, то есть испанский, является официальным языком на всех территориях, но «другие испанские языки» также могут быть официальными

Статья 3 конституции заканчивается тем, что декларирует, что «богатство различных языковых форм Испании предст» в своих соответствующих сообществах в соответствии с их Уставом автономии. автором является объект особого уважения и защиты ». Испанский остается единственным официальным языком государства; другие языки являются официальными вместе с испанским только в сообществах, которые регулируются таким образом. Кроме того, знание испанского языка было объявлено правом и обязанностью всех испанцев.

В испанском законодательстве, в первую очередь в Уставе автономии двуязычных сообществ, используется термин «собственный язык» или «язык, свойственный сообществу», для обозначения языка, отличного от испанского, который возник или исторические корни на этой программе территории. Статуты об автономии отдельных автономных сообществ объявили баскский язык, свойственным Стране Басков и Наварры, каталонским языком Каталонии, Балеарских островов и Валенсийского сообщества, где он исторически, официально известен как валенсийский - и галисийский язык, свойственный Галиции. В других автономных сообществах есть и другие защищенные региональные языки. В процентах от общей численности населения Испании на баскском говорят 2%, на каталонском / валенсийском 17% и на галисийском 7% всех испанцев. Перепись, проведенная правительством Басков в 2016 году, вы заявили 700 000 свободно говорящих в Испании (51 000 в округах Басков во Франции) и 1 185 000 в целом, если включить пассивных носителей.

Официальные или защищенные языки Испании
ЯзыкСтатусНосители в Испании
арагонцы Не официальные, но признанные в Арагоне 11,000
астурлеонцы Не официальные, но признанные в Астурии и в Кастилия и Леон 100,000
Басков Должностное в Стране Басков и Наварре 580,000
Каталонский / Валенсийский как каталонский, официальный в Каталонии и Балеарских островах, а также в Валенсии в Валенсийском сообществе ; Неофициально в Арагоне около 10 миллионов, включая говорящих на втором языке
Галисийский Официальный в Галисии 2,34 миллиона
Окситанский Официальный в Каталонии 4700
Fala Неофициальный, но признанный "Bien de Interés Cultural " в Эстремадура 11000

Подразделения

Конституция Испании признает муниципалитеты гарантирует и их автономию. Муниципальные или городские советы за правительство и администрацию, муниципалитетов.

Провинции - это группы муниципалитетов, признанные конституцией. Их компетенция и государственные институты сильно различаются в разных сообществах. Во всех общинах, которые имеют более одной провинции, провинции управляются «провинциальными депутациями» или «провинциальными советами» с ограниченными административными полномочиями.

В Стране Басков провинции, переименованные в «», управляются «чартерными депутациями» - с принятием на себя компетенции провинциальной депутации, а также фискальными полномочиями их «уставного режима » - и «генеральной хунтой »- парламентми с избирательными полномочиями.

На Канарских и Балеарских островах каждый крупный остров управляется «островным советом». В Каталонии «провинциальные депутации» имеют очень небольшую власть, поскольку были созданы другие территориальные подразделения.

В этих семи автономных сообществах, образованных одной провинцией, провинциальные депутации были заменены учреждениями общин правительство; на самом деле, сами провинции не только граничат с общинами, но по сути соответствуют самим общинам. Двухуровневая территориальная организация, общая для большинства сообществ - сначала провинция, затем муниципалитеты - поэтому не существует в этих «однопровинциальных» сообществах.

Столицы и провинции каждого автономного сообщества
Автономное сообществоПровинции
Андалусия Альмерия, Кадис, Кордова, Гранада, Уэльва, Хаэн, Малага и Севилья
Арагон Уэска ​​, Теруэль и Сарагоса
Княжество Астурия (Астурия)
Балеарские острова (Балеарские острова)
Страна Басков Алава, Бискайя и Гипускоа
Канарские острова Лас-Пальмас и Санта-Крус-де-Тенерифе
Кантабрия (Кантабрия)
Кастилия-Ла-Манча Альбасете, Сьюдад-Реаль, Куэнка, Гвадалахара и Толедо
Кастилия и Леон Авила, Бургос, Леон, Паленсия, Саламанка, Сеговия, Сориа, Вальядолид и Самора
Каталония Барселона, Жирона, Лерида и Тарр агона
Эстремадура Бадахос и Касерес
Галисия Ла-Корунья, Луго, Оренсе и Понтеведра
Ла Риоха (Ла-Риоха)
Мадрид (Мадрид)
Мурсия (Мерсия)
Наварра (Наварра)
Валенсийское сообщество Аликанте, Кастельон и Валенсия

Конституция также разрешает создание других территориальных образований, образованных группами муниципалитетов. Одно из таких территориальных подразделений - комарка (эквивалент «округа», «графства» или «округа»). Хотя все общины имеют неофициальные исторические, культурные или природные комарки, только в Арагоне и Каталонии они были юридически признаны территориальными образованиями с административными полномочиями (см. общие советы ).

Компетенция автономных правительств

Компетенции автономных сообществ неоднородны. В целом компетенции делятся на «эксклюзивные», «общие» и «исполнительные» («частичные»). В некоторых случаях автономное сообщество может нести исключительную ответственность за управление область политики, но может иметь только исполнительные (т.е. осуществлять) полномочия в отношении самой политики, то есть она должна обеспечивать соблюдение политики и законов, принятых на национальном уровне.

Страна БасковГалисияКаталонияДругое
Закон, порядок и справедливость
ПолицияЧастичнаяЧастичнаяЧастичнаяЧастичная
Общественная безопасность ( Гражданская защита, огнестрельное оружие, азартные игр ы)Общий доступОбщий доступОбщий доступШ ared
Гражданское и административное право (правосудие, реестры, судебные назначения)ExclusiveExclusiveExclusiveExclusive
Child Family ЗащитаИсключительнаяИсключительнаяИсключительнаяИсключительная
Защита потребителейИсключительнаяИсключительнаяЭксклюзивныйЭксклюзивный
Защита данныхОбщийОбщийОбщий
Гражданский реестр и статистикаЭксклюзивныйЭксклюзивныйЭксклюзивныйЭксклюзивный
Здравоохранение, социальная политика и социальная политикаСтрана БасковГалисияКаталонияДругое
Социальное обеспечениеИсключительноеИсключительноеИсключительноеИсключительное
РавенствоИсключительноеИсключительноеЭксклюзивноеAN (Эксклюзивное)
Социальное обеспечениеСовместноеСовместноеСовместноеСовместное
РаботаОбщий доступОбщий доступОбщий доступОбщий доступ
ЗдравоохранениеОбщиеОбщиеОбщиеОбщие
Благотворительные / Взаимные обществаАдминистративныеАдминистративныеОбщийAN, NA, VC (Общий)
Экономика, транспорт и окружающая средаСтрана БасковГалисияКаталонияДругое
Общественная инфраструктура (дороги, шоссе)ExclusiveSharedShared
Public Infrastructure (Rail, Airports)SharedSharedSharedСовместно
Окружающая среда (Природа, Загрязнение, Реки, Погода)ИсключительноИсключительноСовместноСовместно
Экономически Планирование и разработкаЭксклюзивныйЭксклюзивныйРазделяемый
Реклама, региональные рынки и региональные контролируемые обозначения происхожденияЭксклюзивныйЭксклюзивныйИсключительноеИсключительное
Профессиональные ассоциацииИсключительноеИсключительноеИсключительноеИсключительное
Безопасность на рабочем месте и промышленная безопасностьЧастичнаяЧастичноеЧастичноеЧастичное
Финансовое (региональные кооперативные банки и финансовые рынки)ЭксклюзивноеЭксклюзивноеОбщий доступЭксклюзивный
Press MediaОбщий доступОбщий доступОбщий доступОбщий доступ
Вода (Местный дренажный бассейн)ИсключительноИсключительноИсключительноИсключительно
Региональное развитие (побережье, жилищное строительство в сел ьской местности)ЭксклюзивныйЭксклюзивныйЭксклюзивныйЭксклюзивный
Государственный сектор и совместные банкиОбщиеОбщиеОбщийОбщий
Энергетика и добычаЭксклюзивныйЭксклюзивныйОбщийОбщий
СоревновательныйЧастичноеЧастичноеЧастичноеЧастичное
Сельское хозяйство и благополучие животныхИсключительноеИсключительноеЭксклюзивныйЭксклюзивный
РыболовствоОбщееОбщееСовместноеСовместное
Охота И рыболовствоЭксклюзивноеЭксклюзивноеЭксклюзивное
Местный транспорт и связь (автомобильный транспорт, морские спасательные операции)ЭксклюзивноеЭксклюзивныйЭксклюзивныйЭксклюзивный
ТуризмЭксклюзивныйЭксклюзивныйЭкскл юзивныйЭксклюзивный
Культура и образованиеСтрана БасковГалисияКаталонияДругое
Культура (библиотеки, музеи, киноиндустрия, искусство и ремесла...)ОбщиеОбщий доступОбщий доступОбщий доступ
Культура (продвижение языка, проекты НИОКР)Общий доступОбщий доступЭксклюзивныйОбщий
Культура (спорт, отдых, мероприятия)ЭксклюзивныйЭксклюзивныйЭксклюзивныйЭксклюзивный
Образование (начальное, среднее, университетское, профессиональное и языковое)ЭксклюзивноеЭксклюзивноеЭксклюзивноеЭксклюзивное
Религиозные организацииОбщиеЭксклюзивная
Ассоциация культуры, социального обеспечения и образования ns RulesExclusiveExclusiveExclusiveExclusive
Международные отношения (культура и язык, приграничные отно шения)ЧастичноЧастичноЧастично
Ресурсы и расходыСтрана БасковГалисияКаталонияПрочие
Собственные налоговые ресурсыДаДаДаДа
Распределение средств центрального правительстваNoФонды конвергенцииФонды конвергенцииФонды конвергенции (кроме NA )
Другие ресурсыДоплата (здравоохранение и образование)Доплата (здравоохранение и образование)Доплата (здравоохранение и образование)Доплата (здравоохранение и образование)
Ресурсы100%60%60%60%
Распределенные расходы в% от общих государственных расходов36% (в среднем для всех автономных сообществ)
См. Также
  • флаг ПорталИспании
Примечания
Перевод терминов
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-12 19:27:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте