Политическое разделение Королевства Испания определено в Части VIII испанской конституции 1978 года, которая устанавливает три уровня территориальной организации : муниципалитеты, провинции и автономные сообщества, первая группа составляет подразделения второго, а вторая группа составляет подразделения последнего. Государство гарантирует реализацию принципа солидарности, стремясь установить экономический баланс между различными областями испанской территории.
Автономные сообщества были образованы путем осуществления права на автономию или самоуправление, которое конституция гарантии национальностям и регионам Испании, декларируя при этом нерушимое единство испанской нации. Автономные сообщества обладают сильно децентрализованной формой территориальной организации, но основанной на передаче, и, таким образом, Испания не является федерацией, поскольку государство выше сообществ и сохраняет полный суверенитет. В связи с отсутствием четкого определения в конституции Конституционный суд Испании назвал эту модель территориальной организации «Государством автономных сообществ», чтобы избежать использования какой-либо конкретной модели.
Автономные сообщества (comunidades autónomas на испанском и галисийском языках, comunitats autónomes на каталонском языке, autonomia erkidego на баскском языке) составляют Первый (высший) уровень территориальной организации Испании. Они создавались постепенно после обнародования испанской конституции в 1978 году для «национальностей и регионов », которые составляют испанскую нацию, путем осуществления права на самоуправление:
Конституция допускает два исключения из вышеуказанного набора критериев, а именно, что испанский парламент оставляет за собой право:
Даже несмотря на то, что провинции были основой для создания автономных сообществ, они примерно следуют линиям старых королевств и регионов Пиренейского полуострова до объединения.
Первоначально автономия должна была предоставляться только так называемым " исторические национальности »: Каталония, Страна Басков и Галисия, регионы с сильной региональной идентичностью, которым было предоставлено самоуправление или утвержден Статут автономии во время Второй Испанской республики (1931–1936).
В то время как конституция все еще разрабатывалась, а самоуправление, казалось, было предоставлено только «историческим национальностям», в Андалусии был народный протест, требующий самоуправления как что ж, что привело к созданию более быстрого процесса для этого региона, который в конечном итоге также идентифицировал себя как «историческая национальность». В конце концов, право на самоуправление было распространено на любой другой регион, который этого хотел.
«Историческим народам» должна была быть предоставлена автономия посредством быстрого и упрощенного процесса, в то время как остальные регионы имели соблюдать особые требования, изложенные в конституции. В период с 1979 по 1983 год все регионы Испании предпочли стать автономными сообществами; еще четыре общины идентифицируют себя как «национальности», хотя и присоединяются к автономии через более длительный процесс, предусмотренный конституцией.
Хотя в конституции не указано, сколько автономных сообществ должно было быть создано, 31 июля 1981 года Леопольдо Кальво-Сотело, затем премьер-министр Испании и Фелипе Гонсалес, лидер оппозиции в парламенте, подписал "" (Primeros pactos autonómicos на испанском языке), в котором они согласились на создание 17 автономных сообществ и двух автономных городов с теми же институтами управления, но разные компетенции. К 1983 году были составлены все 17 автономных сообществ: Андалусия, Арагон, Астурия, Балеарские острова, Страна Басков., Канарские острова, Кантабрия, Кастилия и Леон, Кастилия – Ла-Манча, Каталония, Сообщество Мадрида, Эстремадура, Галисия, Ла-Риоха, Наварра, регион Мерсии и Валенсийского сообщества. Два автономных города, Сеута и Мелилья, были образованы в 1995 году.
Автономные сообщества имеют широкий спектр полномочий, но передача власти отдельным сообществам имеет был асимметричным. Конституционный суд заявил, что автономные сообщества характеризуются как однородностью, так и разнообразием. Автономные сообщества «равны» в своем подчинении конституционному строю, в своем представительстве в Сенате Испании и в том смысле, что их различия не должны подразумевать никаких экономических или социальных привилегий по сравнению с другими. Тем не менее, они различаются по процессу присоединения к автономии и диапазону их компетенций. Случаи Страны Басков и Наварры являются исключительными в том смысле, что средневековые хартии (fueros на испанском языке), предоставлявшие им финансовую автономию, были сохранены или, скорее, «обновлены»; остальные автономные сообщества не пользуются финансовой автономией.
Все автономные сообщества имеют парламентскую форму правления. Правительственные институты различных автономных сообществ (например, Парламент или Управление исполнительной власти) могут иметь названия, характерные для данного сообщества. Например, набор правительственных учреждений в Каталонии и Валенсийском сообществе известен как Женералитат, Парламент Астурии известен как Генеральная хунта (букв. Общее собрание или собрание), а Ксунта в Галисии - наименование должности исполнительной власти, иначе известной просто как «Правительство».
Официальные названия автономных сообществ могут быть только на испанском языке (что относится к большинству из них), только на официальном языке сообщества (как в Валенсийском сообществе и на Балеарских островах), или на испанском и на одном из официальных языков (как в Стране Басков, Наварре и Галисии). С 2006 г. окситанский - на его аранском диалекте - также является одним из официальных языков Каталонии, что делает его единственным автономным сообществом, название которого имеет три официальных варианта (испанский: Cataluña, каталонский : Каталония, окситанский: Каталония).
Провинции (провинции на испанском и галисийском языках, провинции на каталонском языке, пробинциак на баскском языке) являются территориальными и административными единицами второго уровня Испании. Схема провинций была создана в 1833 г. Хавьером де Бургосом и основывалась на пределах старых латиноамериканских королевств, хотя при необходимости разделяла их по географическим и / или демографическим причинам (т. Е. Для обеспечения относительной однородности по размеру и населению).
Эта схема претерпела лишь незначительные изменения с 1833 года, в первую очередь разделение Канарских островов на две провинции в 1927 году. В Испании пятьдесят провинций.
Провинция - это местное образование с правосубъектностью, состоящее из совокупностей муниципалитетов. Управление провинциями осуществляется провинциальными департаментами или советами, за следующими исключениями:
Обязанности провинций варьируются в зависимости от автономных сообществ, к которым они принадлежат. С момента создания автономных сообществ сфера их действия минимальна, за исключением исторических территорий Страны Басков. Во всех случаях им гарантируется правовой статус и автономия для осуществления внутреннего управления в соответствии с конституцией.
Официальные названия провинций могут быть на испанском, одном из официальных языков сообщества, к которому они принадлежат, или на обоих языках.
муниципалитеты Испании (муниципии или конехос на испанском, conllos на галисийском, муниципалитеты в Каталонский, удалерриак в баскском ), составляют самый низкий уровень территориальной организации в стране, и конституция гарантирует им определенную автономию. Администрация муниципалитетов соответствует ayuntamientos (ayuntamientos на испанском, conllos на галисийском, ajuntament на каталонском, udalak на баскском), состоящем из мэров и советников, избираемых всеобщим голосованием.
Муниципалитеты являются основными субъектами территориальной организации государства, непосредственными каналами участия граждан в общественных делах. Официальные названия муниципалитетов Испании могут быть на испанском - официальном языке страны, на любом из официальных языков автономных сообществ, к которым они принадлежат, если применимо, или на обоих языках.
Все Граждане Испании должны зарегистрироваться в муниципалитете, в котором они проживают, и после этого они юридически считаются «соседями» (резидентами) муниципалитета, что дает им различные права и привилегии, а также влечет за собой определенные обязательства., включая право голосовать или быть избранным на государственную должность в указанном муниципалитете. Право голоса на муниципальных выборах распространяется на испанских граждан, проживающих за границей. Испанец за границей, зарегистрировавшись в консульстве, имеет право голосовать на местных выборах в последнем муниципалитете, в котором он проживал. Гражданин Испании, родившийся за границей, должен выбрать между последним муниципалитетом - его мать или отец последний раз проживал в.
Автономные сообщества имеют право создавать дополнительные территориальные образования в своих внутренних территориальных организациях, не устраняя провинции или муниципалитеты ( даже если последний может иметь другое название). Каталония создала два типа дополнительных территориальных образований: комарки и вегерии, оба из которых обладали административными полномочиями и первоначально были признаны в последнем Статуте автономии (органический закон) сообщества, но Конституционный суд отменил, среди прочего, те части, которые изменили территориальную организацию. Почти все общины определили территориальные образования (например, комарки или мериндады), но они не имеют административных полномочий и являются просто географическими или историческими обозначениями.
Частным случаем таких территориальных образований является Западная Сахара, бывшая колонией Испанской Сахары до 1976 г., оспаривается между Марокко, которая контролирует 80% территории и управляет ею как неотъемлемой частью своей национальной территории, и Сахарская Арабская Демократическая Республика, которая контролирует и управляет оставшимися 20% как «Освобожденные территории ". Организация Объединенных Наций, однако, по-прежнему считает Испанию государством, управляющим всей территорией в рамках несамоуправляющихся территорий, ожидая результатов продолжающихся переговоров в Манхассете и последующие выборы будут контролироваться Миссией Организации Объединенных Наций по референдуму в Западной Сахаре.