Перформативный поворот - это парадигматический сдвиг в гуманитарных науках и общественные науки, затронувшие такие дисциплины, как антропология, археология, лингвистика, этнография, история и относительно молодая дисциплина перформанс. Центральное место в перформативном повороте занимает концепция перформанса.
Ранее использовавшаяся в качестве метафоры для театральности, перформанс теперь часто используется как эвристический принцип для понимания человеческое поведение. Предполагается, что все человеческие практики «выполняются», поэтому любое действие в любой момент или в любом месте можно рассматривать как публичное представление себя. Этот методологический подход вошел в социальные науки и гуманитарные науки в 1990-е годы, но уходит корнями в 1940-е и 1950-е годы. В основе перформативного поворота лежала необходимость концептуализировать, как человеческие практики соотносятся с их контекстами, выходя за рамки традиционных социологических методов, не проблематизирующих репрезентацию. Вместо того чтобы сосредотачиваться исключительно на заданных символических структурах и текстах, ученые подчеркивают активное социальное конструирование реальности, а также то, как индивидуальное поведение определяется контекстом, в котором оно происходит. Производительность функционирует как метафора и аналитический инструмент и, таким образом, обеспечивает перспективу для обрамления и анализа социальных и культурных явлений.
Представление - это телесная практика, которая производит смысл. Это презентация или «реактуализация» символических систем через живые тела, а также безжизненные объекты-посредники, такие как архитектура. В академической сфере, в отличие от области исполнительского искусства, концепция перформанса обычно используется для выделения динамических взаимодействий между социальными акторами или между социальным актором и его или ее. ближайшее окружение.
Производительность - это двусмысленное понятие, и для целей анализа полезно различать два смысла «производительности». В более формальном смысле перформанс относится к событию в рамке. В этом смысле перформанс - это проявление условностей и традиций. Основатель дисциплины исследования производительности Ричард Шехнер называет эту категорию «is-performance». В более слабом смысле перформанс относится к неформальным сценариям повседневной жизни, предполагая, что повседневные практики «выполняются». Шехнер назвал это «исполнением». Как правило, перформативный поворот связан с последним, хотя два смысла исполнения следует рассматривать как концы спектра, а не как отдельные категории.
Истоки перформативного поворота можно проследить до двух направлений теоретических представлений о производительности как социальной категории, появившихся в 1940-х и 1950-х годах. Первая нить имеет антропологическое происхождение и может быть названа драматургической моделью. Кеннет Берк (1945) изложил «драматический подход» к анализу мотивов, лежащих в основе таких явлений, как коммуникативные действия и история философии. Антрополог Виктор Тернер сосредоточился на культурном выражении в театральных постановках и ритуалах. В своей очень влиятельной работе Представление себя в повседневной жизни (1959) Эрвинг Гоффман подчеркнул связь между общественной жизнью и представлением, заявив, что «театр представлений находится в публичных действиях».. В рамках перформативного поворота драматургическая модель превратилась из классической концепции «общества как театра» в более широкую категорию, которая рассматривает всю культуру как перформанс.
Второе направление теории касается развития философии языка, начатого Джоном Остином в 1950-х годах. В своей книге «Как делать что-то со словами» он ввел концепцию «перформативного высказывания », противодействуя преобладающему принципу, согласно которому повествовательные предложения всегда являются утверждениями, которые могут быть как истинными, так и ложными. Вместо этого он утверждал, что «что-то сказать - значит что-то сделать». В 1960-е годы Джон Сёрл распространил эту концепцию на более широкую область теории речевого акта, где должное внимание уделяется использованию и функциям языка. В 1970-е годы Сирл вступил в полемику с философом постмодерна Жаком Деррида о детерминированности контекста и природе авторских намерений в перформативном тексте.
Перформативный поворот укоренен в более широком культурном развитии постмодернизма. Влиятельное течение в современной мысли, постмодернизм - это радикальная переоценка предполагаемой определенности и объективности научных усилий по представлению и объяснению реальности.. Ученые постмодерна утверждают, что само общество определяет и конструирует реальность через опыт, репрезентацию и исполнение. Начиная с 1970-х годов концепция производительности была интегрирована в различные теории гуманитарных и социальных наук, такие как феноменология, критическая теория (Франкфуртская школа ), семиотика, лакановский психоанализ, деконструктивизм и феминизм. Концептуальный сдвиг проявился в методологии, ориентированной на культуру как динамическое явление, а также в акцентировании внимания на предметах исследования, которыми раньше пренебрегали, таких как повседневная жизнь. Для ученых понятие производительности - это средство разобраться с человеческой деятельностью и лучше понять, как устроена социальная жизнь.
Концепция производительности была разработана такими учеными, как Ричард Шехнер, Виктор Тернер, Клиффорд Гирц, Эрвинг Гоффман, Джон Остин, Джон Сирл, Пьер Бурдье, Стерн и Хендерсон и Джудит Батлер.
Исследования перформанса возникли в результате работы, в частности, театрального режиссера и ученого Ричарда Шехнера, который применил понятие перформанса к человеческому поведению. помимо исполнительского искусства. Его интерпретация перформанса как нехудожественного, но выразительного социального поведения и его сотрудничество в 1985 году с антропологом Виктором Тернером привело к тому, что перформанс стал отдельной дисциплиной. Шехнер определяет перформанс как «восстановленное поведение», чтобы подчеркнуть символические и закодированные аспекты культуры. Шехнер понимает производительность как континуум. Не все предназначено для представления, но все, от исполнительского искусства до политики и экономики, можно изучать как перформанс.
Родственная концепция, которая подчеркивает политический аспект перформанса и его проявление силы - это перформативность. Это связано с философом и гендером теоретиком Джудит Батлер. Это антиэссенциалистская теория субъективности, в которой действие личности повторяется и зависит от социальной аудитории. Таким образом, эти нефиксированные и ненадежные действия приобретают видимость содержания и непрерывности. Ключевой теоретический момент, который был наиболее радикальным в отношении теорий субъективности и перформанса, заключается в том, что за перформансом не стоит исполнитель. Батлер заимствовал эту идею из концепции Ницше о том, что за делом не стоит ни один человек. Это означает, что нет «я» до исполнения «я», но, скорее, у перформанса есть конститутивные силы. Вот как категории «я» для Джудит Батлер, такие как пол, рассматриваются как нечто, что «делает», а не как «есть».
В 1970-х годах Пьер Бурдье ввел концепцию «габитуса », или регулируемой импровизации, в ответ на структуралистское понятие культура как система правил (Бурдье, 1972). Культура, с его точки зрения, претерпевает сдвиг от «производительного к воспроизводящемуся социальному порядку, в котором симуляции и модели составляют мир, так что стирается различие между реальным и явным». Хотя сам Бурдье не часто употребляет термин «перформанс», представление о телесном габитусе как о формирующем участке было источником вдохновения для теоретиков перформанса.
Историк культуры Питер Берк предложил использовать термин «окказионализм », чтобы подчеркнуть значение идеи перформанса, которая «[...] в разных случаях или в разных ситуациях один и тот же человек ведет себя по-разному ».
В социальных и гуманитарных науках междисциплинарная Нить, которая способствовала перформативному повороту, - это непредставительная теория. Это «теория практик», которая фокусируется на повторяющихся способах выражения, таких как речь и жесты. В отличие от репрезентативной теории, она утверждает, что человеческое поведение является результатом лингвистического взаимодействия, а не сознательно планируемых кодов и символов. Нерепрезентативная теория интерпретирует действия и события, такие как танец или театр, как актуализацию знания. Он также намерен сместить акцент с технических аспектов представления на саму практику.
Несмотря на убедительные попытки дать определение, концепция производительности по-прежнему страдает двусмысленность. Наиболее актуальным кажется парадокс между перформансом как следствием следования сценарию (см. Восстановленное поведение Шехнером) и перформансом как плавным действием с большим пространством для импровизации. Другая проблема связана с несоответствием между перформансом как человеческой деятельностью, конструирующей культуру (ср. Батлер и Деррида), с одной стороны, и перформансом как представлением культуры, с другой (ср. Бурдье и Шехнер). Другой вопрос, важный для таких пионеров, как Остин, но теперь считающийся неуместным постмодернизмом, касается искренности актера. Может ли спектакль быть подлинным или это притворство?
Перформанс предлагает огромный междисциплинарный архив социальных практик. Он предлагает методы для изучения таких явлений, как боди-арт, экологический театр, мультимедийный перформанс и другие виды исполнительского искусства.
Перформанс также обеспечивает новый регистр кинестетических эффектов, позволяющий более осознанно наблюдать за движущимся телом. Изменяющийся опыт движения, например, в результате появления новых технологий, стал важным предметом исследования.
Более того, перформативный поворот помог ученым развить понимание отношений между повседневной жизнью и сценическими выступлениями.. Например, на конференциях и лекциях, на улице и в других местах, где люди выступают публично, исполнители, как правило, используют приемы, заимствованные из мира театра и танца.
Перформанс позволяет нам изучать природу и другие очевидные вещи. «неподвижные» и «объективированные» элементы среды обитания человека (например, архитектура) как активные агенты, а не только как пассивные объекты. Таким образом, в последние десятилетия ученые-экологи признали существование жидкого взаимодействия между человеком и природой.
Перформативный поворот предоставил дополнительные инструменты для изучения повседневной жизни. Например, дом можно рассматривать как спектакль, в котором отношения между женой и мужем представляют собой ролевую игру между двумя актерами.