Окказионализм

редактировать

Оккасионализм - это философия cal теория о причинной связи, которая гласит, что созданные вещества не могут быть эффективными причинами событий. Вместо этого все события считаются вызванными непосредственно Богом. (Родственная теория, которая получила название «случайная причинность», также отрицает связь эффективной причинности между мирскими событиями, но может отличаться в отношении истинной причины, которая их заменяет.) Теория утверждает, что иллюзия эффективной причинности Между мирскими событиями возникает из-за того, что Бог вызывает одно событие за другим. Однако между ними нет необходимой связи: дело не в том, что первое событие заставляет Бога вызывать второе событие: скорее, Бог сначала вызывает одно, а затем вызывает другое.

Содержание
  • 1 Исламские богословские школы
  • 2 Дуализм
  • 3 Аргументы Юма, Беркли и Лейбница
  • 4 Квантовая механика
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Внешние ссылки
Исламские богословские школы

Доктрина впервые получила известность в исламских теологических школах Ирака, особенно в Басре. Богослов девятого века Абу аль-Хасан аль-Аш'ари утверждал, что в сотворенном порядке не существует вторичной причинности. Мир поддерживается и управляется прямым вмешательством божественной первичной причинности. Таким образом, мир находится в постоянном состоянии отдыха Богом.

Самым известным сторонником ашарита окказионалистской доктрины был Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали, теолог XI века, живший в Багдаде. В Непоследовательность философов Аль-Газали начал философскую критику неоплатоников под влиянием ранних исламских философов, таких как Аль-Фараби и Ибн Сина. В ответ на утверждение философов о том, что созданный порядок управляется вторичными действующими причинами (Бог, так сказать, является первичной и конечной причиной в онтологическом и логическом смысле), Газали утверждает, что то, что мы наблюдаем поскольку закономерность в природе, основанная предположительно на каком-то естественном законе, на самом деле является разновидностью постоянной и непрерывной закономерности. Нет никакой независимой необходимости в изменении и становлении, кроме той, которую предопределил Бог. Постулировать независимую причинность вне Божьего знания и действий - значит лишить Его истинной свободы воли и умалить Его атрибут силы. В его знаменитом примере, когда огонь и хлопок соприкасаются, хлопок сгорает не из-за тепла огня, а благодаря прямому вмешательству Бога, утверждение, которое он защищал , используя логику. В XII веке эту теорию защищал и дополнительно укреплял исламский богослов Фахр ад-Дин ар-Рази, используя свой опыт в естественных науках из астрономии, космология и физика.

Поскольку Бог обычно рассматривается как рациональный, а не произвольный, Его поведение обычно вызывает события в одной и той же последовательности (т. Е. То, что нам кажется эффективной причинной связью) можно рассматривать как естественное продолжение того принципа разума, который мы затем описываем как законы природы. Однако, собственно говоря, это не законы природы, а законы, с помощью которых Бог выбирает управлять своим собственным поведением (Его автономией в строгом смысле) - другими словами, Его рациональной волей. Это, однако, не является существенным элементом окказионалистской теории, и окказионализм может включать положения, в которых поведение Бога (и, следовательно, поведение мира) рассматривается как в высшей степени непостижимое, тем самым сохраняя сущностную трансцендентность Бога. При таком понимании очевидные аномалии, такие как чудеса, на самом деле не таковы: это просто поведение Бога, которое нам кажется необычным. Учитывая Его трансцендентную свободу, Он не связан даже своей собственной природой. Чудеса, как разрывы в рациональной структуре вселенной, могут происходить, поскольку отношения Бога с миром не опосредуются рациональными принципами.

В статье 1978 года в Studia Islamica Ленн Гудман задает вопрос: «Отрицал ли Аль-Газали причинно-следственную связь?» и демонстрирует, что Газали не отрицал существования наблюдаемой «мирской» причинности. Согласно анализу Гудмана, Газали не утверждает, что нет никакой связи между наблюдаемой причиной и наблюдаемым следствием: скорее, Газали утверждает, что нет необходимой связи между наблюдаемой причиной и следствием.

Дуализм

Одним из мотивов теории является дуалист вера в то, что разум и материя настолько различаются по своей сущности, что невозможно влияют на других. Таким образом, разум человека не может быть истинной причиной движения его руки, а физическая рана не может быть истинной причиной душевных страданий. Другими словами, ментальное не может быть причиной физического и наоборот. Кроме того, окказионалисты обычно считают, что физическое тоже не может быть причиной физического, поскольку между физическими причинами и следствиями не может быть никакой необходимой связи. Считается, что воля Бога необходима.

Это учение, однако, чаще ассоциируется с некоторыми философами семнадцатого века из картезианской школы. Есть намеки на окказионалистскую точку зрения то здесь, то там в собственных трудах Декарта, но в большинстве случаев их можно объяснить альтернативными интерпретациями. Однако многие из его более поздних последователей совершенно открыто придерживались окказионалистской позиции. В той или иной форме это учение можно найти в трудах: Йоханнеса Клауберга, Клода Клерселье, Гераульда де Кордемуа, Арнольда Геулинкса, Луи де Ла Форж, Франсуа Лами и (в первую очередь) Николас Мальбранш.

Аргументы Юма, Беркли и Лейбниц

Эти Отрицательный аргумент окказионалистов о том, что между мирскими событиями не может быть обнаружена необходимая связь, был предвосхищен некоторыми аргументами Николаса Отрекура в четырнадцатом веке, а затем был подхвачен Дэвидом Хьюмом в восемнадцатом. Юм, однако, остановился, когда дело дошло до положительной стороны теории, когда Бог был призван заменить такие связи, жалуясь, что «мы попали в сказочную страну [...] Наша линия слишком коротка, чтобы постичь такие огромные бездны ". Вместо этого Юм чувствовал, что единственное место, где можно найти необходимые связи, - это субъективные ассоциации идей внутри самого разума. Джордж Беркли тоже был вдохновлен окказионалистами, и он согласился с ними в том, что телам нельзя приписывать эффективную силу. Для Беркли тела просто существовали как идеи в воспринимающем сознании, и все такие идеи были, как он выразился, «явно неактивными». Однако Беркли не соглашался с окказионалистами, продолжая наделять сами созданные умы эффективной силой. Готфрид Вильгельм Лейбниц соглашался с окказионалистами в том, что не может быть эффективной причинной связи между отдельными сотворенными субстанциями, но он не думал, что отсюда следует, что в сотворенном мире вообще нет эффективной силы. Напротив, каждая простая субстанция способна производить изменения сама по себе. Иллюзия трансцендентной эффективной причинности для Лейбница возникла из предустановленной гармонии между изменениями, имманентно производимыми в разных субстанциях. Лейбниц имеет в виду, что если бы Бога не было, «не было бы ничего реального в возможностях, не только ничего существующего, но и ничего возможного».

Квантовая механика

В 1993 году Карен Хардинг В статье «Причинность тогда и сейчас: Аль Газали и квантовая теория» описывается несколько «замечательных» сходств между концепцией окказионализма Газали и широко принятой копенгагенской интерпретацией квантовой механики. Она заявила: "В обоих случаях, вопреки здравому смыслу, объекты рассматриваются как не имеющие присущих свойств и не обладающие независимым существованием. Чтобы объект существовал, он должен быть создан либо Богом (аль-Газили), либо наблюдатель (Копенгагенская интерпретация) ". Она также заявила:

Кроме того, мир не совсем предсказуем. По мнению аль-Газали, у Бога есть способность делать все, что угодно, когда Он пожелает. В целом мир функционирует предсказуемо, но чудесное событие может произойти в любой момент. Все, что нужно для того, чтобы произошло чудо, - это чтобы Бог не следовал Своему «обычаю». Квантовый мир очень похож. Свинцовые шарики падают при выпуске, потому что вероятность их подобного поведения очень высока. Однако вполне возможно, что свинцовый шар может «чудесным образом» подняться, а не упасть при отпускании. Хотя вероятность такого события очень мала, такое событие, тем не менее, все же возможно.

Продолжающий философ Грэм Харман работает над окказионализмом в контексте объектно-ориентированной онтологии, в 2020 году Саймон Вейр предложил альтернативный взгляд на отношения между квантовой теорией и оккасионализмом, в противоположность копенгагенской интерпретации, где виртуальные частицы действуют как один из многих видов посредников чувственных объектов.

См. Также
Примечания
  1. ^Стивен Надлер, «Окказионализм Луи де ла Форжа», в Надлере (ред.), Причинность в Ранняя современная философия (Юниверсити-Парк, Пенсильвания: издательство Пенсильванского государственного университета, 1993), 57–73; Надлер, «Декарт и случайная причинность», Британский журнал истории философии, 2 (1994) 35–54.
  2. ^Гриффель, Франк (2010), Философское богословие Аль-Газали, Oxford University Press.
  3. ^Гудман, Ленн Эван. «Отрицал ли Аль-Газали причинно-следственную связь?» Studia Islamica, нет. 47, 1978, стр. 83–120. JSTOR, JSTOR, www.jstor.org/stable/1595550.
  4. ^Дэниел Гарбер, Метафизическая физика Декарта (Чикаго: University of Chicago Press, 1992), 299–305.
  5. ^Дэвид Хьюм, Исследование о человеческом понимании, секция. 7, пт. 1.
  6. ^Джордж Беркли, Трактат о принципах человеческого знания, раздел. 25.
  7. ^Лефтоу, Брайан (1989). «Космологический аргумент Лейбница». Философские исследования: международный журнал философии в аналитической традиции. 57 (2): 135–155. DOI : 10.1007 / BF00354595. ISSN 0031-8116. JSTOR 4320068. S2CID 170744902.
  8. ^Хардинг, Карен (лето 1993 г.), «Причинная связь тогда и сейчас: Аль-Газали и квантовая теория» (PDF), Американский журнал исламских социальных наук Sciences, 10 (2).
  9. ^Харман, Грэм (09.11.2010). «Время, пространство, сущность и эйдос: новая теория причинности». Космос и история: журнал естественной и социальной философии. 6 (1): 1–17. ISSN 1832-9101.
  10. ^Харман, Грэм (01.02.2010). «Асимметричная причинность: влияние без компенсации». Параллакс. 16 (1): 96–109. doi : 10.1080 / 13534640903478833. ISSN 1353-4645. S2CID 145281215.
  11. ^Харман, Грэм (2016). «Новый окказионализм?». Сбросить современность !. ZKM and MIT Press.
  12. ^Уир, Саймон (21.04.2020). «Живой и неживой оккасионализм». Открытая философия. 3 (1): 147–160. doi : 10.1515 / opphil-2020-0010.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 07:35:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте