Йоханнес Клауберг

редактировать
Йоханнес Клауберг
Johann Clauberg.jpg
Родился24 февраля 1622 г.
Умер31 января 1665
ЭпохаФилософия 17
РегионЗападная философия
Школа картезианство
Влияния

Иоганнес Клауберг (24 февраля 1622 г. - 31 января 1665 г.) был немецким теологом и философом. Клауберг был основателем ректором первого университета Дуйсбурга, где он преподавал с 1655 по 1665 год. Он как известен «схоластический картузианец».

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Работы
  • 3 Примечания
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки
Биография

Он родился в Золингене, и получил образование в аристотелевской традиции в Кельне, Моерсе и Бремене, в Гронингене, где он обнаружил то, что стало называться реформированным аристотелизмом. Первые диспуты он провел в Гронингене под руководством Тобиаса Андреа. Его первый трактат по метафизике был написан еще в студенческие годы: «Элемент философии sive Ontosophia» (1647). Путешествуя по Франции и Англии, он приехал изучать картузианскую философию под руководством Иоганна де Рэя в Лейден. В 1649 году он стал профессором философии и теологии в Херборне, но также (1651) из-за зависти своих коллег принял приглашение на должность в Дуйсбурге.

Клауберг был одним из первых учителей новых доктрин в Германии и точным и методичным комментатором сочинений своих учителей. Его теория связи между душой и телом в некоторых отношениях аналогична теории Мальбранша ; но поэтому его не следует рассматривать как истинного предшественника оккасионализма, поскольку он использует повод для стимула, который непосредственно производит ментальный феномен, без постулирования вмешательства Бога. Считается, что его взгляд на отношение Бога к его созданием предвещает пантеизм из Спинозы. Мы создаем только благодаря непрерывной творческой энергии, чем мыслительные способности от нас, или вернее, в меньшей степени, поскольку есть мысли, которые навязывают нам себя, мы или нет.

Метафизика, согласно концепции Клауберга, изучает не бытие (ens), а постижимое, как самый общий объект интеллекта (ens cogitabile). Самое высокое понятие - это не бытие, а объект в целом, известный интеллекту. Для метафизики Клаубергические названия онтософия или онтологии, которые принимаются были приняты Вольфом. В пролегоменах к его Elementa Философия sive Ontosophiae (1647) Клауберг говорит:

«Украина» называет себя теософией или теологией, которую можно назвать онтософией или онтологией ту науку, которая не занимается этим и это существо, в отличие от других. -за его особого имени или свойств, но с существом в целом.

Этьен Жильсон пишет:

Этот текст может считаться при нынешнем уровне исторических знаний для свидетельства о рождении онтологии как науки, задуманной по образцу теологии, но радикально отличной от нее, поскольку бытие как бытие считается безразличным ко всем ее мыслимым определениям. «Существует, - говорит Клауберг, - определенная наука, которая рассматривает бытие в той мере, в каком оно есть, то есть в той мере, в каком оно понимается как имеющая определенную общую природу или степень бытия, степень, которая может быть найдена в той мере. мере. телесном, так и в бестелесном мире. в Боге и в каждом отдельном существе, существующем в соответствии со своим собственным способом ». Позже Лейбниц похвалит Клауберга за такое начинание, но он пожалеет, что оно не было более успешным. Само «онтология» встречается, по крайней мере, один раз в недатированном фрагменте Лейбница, и можно ожидать, что оно случайно встретится в разных местах, но только в 1729 году оно наконец вступило в свою с «Онтологией» Кристиана Вольфа. «

Клауберг умер в Дуйсбурге и похоронен в городском соборе.

Работы

Собрание его философских работ было опубликовано в Амстердаме (1691 г.), жизнью с Х. К. Хеннина; см. также Э. Целлер, Geschichte der deutschen Philosophie seit Leibnitz (1873 г.).

  • Disputatio theologica Practica de Sovientia, Groningen, 1646.
  • [проп.], Тобиас Андреа [praes.], Tessarakas thesiumphilusphicarum de logicae ab aliis disclinis quibuscum vulgo confundi assolet identifye (Гронинг, 1646) стр.
  • Elementaphilusphiae seu Ontosophia. Scientia quibuscum. creaturisque suo modo communiter attribuuntur, independenta partibus quatuor, quatum I. Prolegomen, quibus ostenditur ratio huius sc ientiae perficiendae; II. Didactica, ipse nim. Ontosophia seu scientia prima et catholica methoddo didascalicae inclusa brevissime; III. De usu illius scientiae in caeteris facultatibus ac scientiis omnibus; IV. Diacritica de Differentia huius scientiae ab aliis disclinis et imprimis theologia et logica quibuscum vulgo confundi solet. Pro mensura gratiae divinae impraesentiarum adspiranis developrata, et ad elicienda Doctorum de his conatibus vel Continuandis vel corrigendis iudiciis, iuris publici facta (Гронинген, 1647).
  • Defensio cartesiana adversus Iacobum pivumarisica Prior et al., in qua Renati Cartesii dissertatio de Methodo vindicatur, simul illustria Cartesianae logicae et Философия образца экспонента (Амстердам, 1652 г.).
  • Logica vetus et nova, quadripartita, modum inveniendae ac tradendae veritatis в Genesi simuldo analysisexamples (Editio princeps, Амстердам, 1654; Editio secunda, Амстердам, 1658; Editio tertia, Зульцбах, 1685); Образец logicae Cartesianae seu modus philosophandi ubi... в quibusdam novae Introductionis inphilusphiam aulicam veritas paucis excitur. Студия Паули Михаэлиса Регении (Лейпциг, 1689 г.).
  • Initiatio Философия, sive dubitatio Cartesiana, ad metaphysicam certitudinem viam aperiens (Лейден, 1655).
  • De Cognitione Dei et nostri, quatenus naturali rationis lumine, secundum veram Философия, potest compareri, exitinges centum (Дуйсбург, 1656).
  • Redenkonst, Het menschelyk verstandt in de dingen te beghrijpen, oordelen, en onthouden, stierende Johan Klauberghens. Vertaalt uit het Latyn (Амстердам, 1657).
  • Парафраз в «Размышлениях Р. Декарта о первой философии »(Дуйсбург, 1658 г.).
  • Ontosophia nova, quae vulgo Metaphysica, Theologiae, Iurisprudentiae et Philologiae, praesertim Germanicae studiosis. Accessit Logica contracta, et quae ex ea manifestratur Orthographia Germanica (Дуйсбург, 1660 г.); Metaphysica de ente, quae rectius Ontosophia... Editio tertia (Амстердам, 1664 г.); Ontosophia, quae vulgo metaphysica vatur, notis perpetuis в философии и теологии, Studiosorum usum illustrata, a Joh. Хенрико Суисеро. In calce Annexa est Claubergii logica contracta (Tiguri, 1694).
  • Ars Etymologica Teutonum e Philosophiae fontibus Derivata, то есть есть через Germanicarum voiceum et origines et praestantiam detectgendi; cum plurium tum harum Vernunft, Suchen, Außspruch, например atque exinde enatisregis praemonstrata (Дуйсбург, 1663).
  • Physica, quibus rerum corporearum vis et natura... explicantur (Амстердам, 1664); Dictata Physica Privata, то есть Physica Contracta seu theses Physicae, commentario perpetuo explicatae (Франкфурт, 1681; Лейпциг, 1689).
  • [праэс.], Chilias thesium adphilusphiam naturalem pertinentium... disputanda в Academia Duisburgensi (Гронинген, 1668).
  • Differentia inter Cartesianum et alias в Scholis usitatam Philosophiam (Гронинген, 1680).
  • Opera omnia Философская книга, изд. Иоганнес Теодор Шальбрух, 2 т. (Амстердам, 1691 г.); переиздание Hildesheim, Georg Olms, 1968.
Примечания
Дополнительная литература
  • Барду, Жан-Кристоф. Йоханнес Клауберг, Стивен Надлер (ред.), Компаньон к ранней современной философии, Молден: Блэквелл, 2002, стр. 140–151.
  • Савини, Массимилиано. Йоханнес Клауберг, Methodus cartesiana et ontologie, Paris: Vrin, 2011.
  • Тео Вербеек (ред.). Иоганн Клауберг (1622–1665) и картазианская философия в семнадцатом веке, Дордрехт: Kluwer, 1999.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 11:49:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте