Непоследовательность философов (تهافت الفلاسفة Tahāfut al-Falāsifaʰ на арабском ) - это название знакового труда XI века персидского теолога Аль-Газали, ученика школы ашарита школы исламского богословия, критикующего Авиценнианская школа ранней исламской философии. мусульманские философы, такие как Ибн Сина (Авиценна) и аль-Фараби (Альфарабиус) осуждаются в этой книге, поскольку они следуют греческой философии, даже когда она противоречит исламу. Текст имел поразительный успех и стал важной вехой в расцвете школы ашаритов в исламской философии и богословском дискурсе.
Книга отдает предпочтение вере перед философией в вопросах, конкретно касающихся метафизики или знания божественного.
В июле 1091 года по приглашению Низама аль-Мулька аль-Газали стал профессором права в Низамийе в Багдаде, один из самых престижных колледжей того времени. Этот колледж был отчасти предназначен для обучения ученых противодействию религиозной пропаганде фатимидских халифов, и назначение Аль-Газали в Низамию было частью этого.
Эта книга представляла собой серию из четырех теологических работ, которые он написал во время его пребывания в должности профессора права в Низамийе. Первый был кратким изложением философской мысли под названием Макасид аль-Фаласифа (Цели философов ), изложением, которое следует философской доктрине Авиценны. В Maqāsid, Аль-Газали ясно заявил, что эта книга была задумана как введение в Тахафут, и он также заявил, что нужно хорошо разбираться в идеях философов, прежде чем начинать опровергать их идеи. Тахафут аль-Фаласифа был вторым произведением из этой серии. Третья работа, «Мияр аль-Ильм фи Фан аль-Мантик» («Критерий знания в искусстве логики»), была экспозицией «Логики» Авиценны, которую аль-Газали изложил как приложение к Тахафуту. И последней работой была Аль-Иктисад фи аль-иштикад (Умеренность в вере), изложение теологии ашаритов, чтобы заполнить метафизическую доктрину, которую он опровергает и отрицает в Тахафуте.
Эта серия ясно показывает, что Аль-Газали не опровергал всю философскую науку, как полагают многие ученые. Аль-Газали заявил, что не находит проблемными другие разделы философии, включая физику, логику, астрономию или математику, его единственный спор был с метафизикой, в которой он утверждал, что философы не использовали одни и те же инструменты, а именно логика, которую они использовали для других наук.
Работа состоит из 20 глав, в которых аль-Газали пытается опровергнуть доктрины Авиценны.
Он утверждает, что Авиценна и его последователи совершили ошибку в семнадцати пунктах (каждый из которых он подробно рассматривает в главе, в общей сложности 17 глав), совершив ересь. Но в трех других главах он обвиняет их в полной нерелигиозности. Среди обвинений, которые он выдвинул против философов, - их неспособность доказать существование Бога и невозможность доказать невозможность существования двух богов.
Двадцать пунктов таковы:
Из двадцати пунктов аль-Газали назвал три, которые он обвиняет не только в ереси. но также и неверие в ислам.
Непоследовательность философов проповедует теорию ашарита окказионализм. Аль-Газали писал, что когда огонь и хлопок находятся в контакте, хлопок сжигается непосредственно Богом, а не огнем, утверждение, которое он защищал, используя логику исламской философии.
, он объяснил, что, поскольку Бог обычно рассматривается как рациональное, а не произвольное, его поведение, обычно вызывающее события в одной и той же последовательности (то есть то, что нам кажется эффективной причинной обусловленностью), может быть понято как естественное продолжение этого принципа разума, который мы затем описываем как законы природы. Однако, собственно говоря, это не законы природы, а законы, с помощью которых Бог выбирает управлять своим собственным поведением (своей автономией в строгом смысле) - другими словами, своей рациональной волей.
Аль-Газали выражает свою поддержку научной методологии, основанной на демонстрации и математике, в то время как обсуждая астрономию. Описав солнечное затмение и лунное затмение, он пишет:
Тот, кто думает, что участвовать в диспуте для опровержения такой теории является религиозным долг вредит религии и ослабляет ее. Ибо эти вопросы основываются на демонстрациях, геометрических и арифметических, которые не оставляют места для сомнений.
В его защиту доктрины ашаритов сотворенной вселенной, которая конечна во времени, против аристотелевская доктрина вечной вселенной, Аль-Газали предложил модальную теорию возможных миров, утверждая, что их реальный мир лучший из всех возможные миры из всех альтернативных линий времени и мировых историй, которые, возможно, создал Бог. Его теория параллельна теории Дунса Скота в 14 веке. Хотя неясно, имел ли Аль-Газали какое-либо влияние на Скота, они оба, возможно, основали свою теорию на чтении «Метафизики» Авиценны.
Ибн Рушд (Аверроэс) написал опровержение работы аль-Газали, озаглавленной Несогласованность несогласованности (Тахафут ат-Тахафут), в котором он защищает доктрины философов и критикует собственные аргументы аль-Газали. Он написан как своего рода диалог: Аверроэс цитирует отрывки аль-Газали, а затем отвечает на них. Этот текст не был так хорошо принят широкой исламской аудиторией. В XV веке опровержение аргументов Ибн Рушда в «Тахафут ат-Тахафут» было написано тюркским ученым, также известным как Хваджа Зада (ум. 1487), который защищал взгляды аль-Газали. Это еще раз показало исламским ученым слабость человеческого понимания и силу веры.
Другой менее критический ответ на аргументы Аль-Газали был написан предшественником Ибн Рушда Ибн Туфаил (Абубасер) как часть его арабского философского романа, Хай ибн Якзан (позже переведен на латинский и английский как Philosophus Autodidactus). Ибн Туфаил цитирует аль-Газали как оказавшего влияние на его роман, особенно его взгляды на суфизм, но критически относился к его взглядам против авиценнизма. Ибн ан-Нафис позже написал еще один роман, Теолог Самодидактус, как ответ на «Философус Автодидактус» Ибн Туфаила, защищающий некоторые взгляды аль-Газали.
Настаивание Аль-Газали на радикальной божественной имманентности в мире природы было положено в качестве одной из причин того, что дух научных исследований позже засохли на исламских землях. Если «рука Аллаха не скована цепями», тогда не было смысла открывать мнимые законы природы. Например:
... наш оппонент утверждает, что источником возгорания является исключительно огонь; это естественный, а не произвольный агент, и он не может воздерживаться от того, что есть в его природе, когда он приводится в контакт с воспринимающим субстратом. Мы отрицаем это, говоря: агентом горения является Бог, сотворивший черное в хлопке и разъединение его частей, и именно Бог заставил хлопок гореть и превратил его в пепел, либо через посредство ангелов, либо без него. посредничество. Ибо огонь - это мертвое тело, которое не действует, и каково доказательство того, что он является агентом? Действительно, у философов нет другого доказательства, кроме наблюдения возникновения возгорания при контакте с огнем, но наблюдение доказывает только одновременность, а не причинность, и, в действительности, нет другой причины, кроме Бога. 207>Османский султан Мехмед II (он же эль-Фатих) однажды поручил двум ученым из королевства написать книгу, обобщающую идеи двух великих философов о том, кто выиграл споры во времени
.