A возможный мир, представляет собой законченный и последовательный способ, которым мир является или мог бы быть. Они широко используются в качестве математического инструмента в логике, философии и лингвистике для обеспечения семантики для интенсионального и модальная логика. Их метафизический статус был предметом споров в философии, причем модальные реалисты, такие как Дэвид Льюис, утверждали, что они буквально существуют альтернативно. реалии, и другие, такие как Роберт Стальнакер, утверждая, что это не так.
Возможные миры являются одной из основополагающих концепций в модальной и интенсиональной логике. Формулы в этой логике используются для представления утверждений о том, что может быть правдой, что должно быть правдой, что считается правдой и т. Д. Чтобы дать этим утверждениям формальную интерпретацию, логики используют структуры, содержащие возможные миры. Например, в реляционной семантике для классической пропозициональной модальной логики формула (читается как «возможно P») действительно верна. iff истинно в некотором мире, доступном из реального мира.
Возможные миры играют центральную роль в работе как лингвистов, так и философов, работающих в формальной семантике. Современная формальная семантика сформулирована в формальных системах, основанных на грамматике Монтегю, которая сама построена на интенсиональной логике Ричарда Монтегю. Современные исследования в области семантики обычно используют возможные миры как формальные инструменты без привязки к какой-либо конкретной теории их метафизического статуса. Термин «возможный мир» сохраняется даже у тех, кто не придает им метафизического значения.
Онтологический статус возможных миров вызвал интенсивные споры. Дэвид Льюис, как известно, отстаивал позицию, известную как модальный реализм, согласно которой возможные миры являются реальными, конкретными местами, которые существуют в том же смысле, что и реальный мир. По мнению Льюиса, реальный мир особенный только тем, что мы в нем живем. Эта доктрина называется индексичностью действительности, поскольку ее можно понимать как утверждение, что термин «актуальный» является индексным, таким как «сейчас» и «здесь». Льюис привел множество аргументов в пользу этой позиции. Он утверждал, что так же, как реальность атомов демонстрируется их объяснительной силой в физике, также возможны миры, оправдываемые их объяснительной силой в философии. Он также утверждал, что возможные миры должны быть реальными, потому что они просто «способы, которыми все могло быть», и никто не сомневается, что такие вещи существуют. Наконец, он утверждал, что они не могут быть сведены к более «онтологически респектабельным» сущностям, таким как максимально последовательные наборы предложений, не делая теории модальности круговыми. (Он назвал эти теории «эрзац-модальным реализмом», которые пытаются получить выгоды от семантики возможных миров «по дешевке».)
Модальный реализм является спорным. W.V. Куайн отверг его как «метафизически экстравагантный». Сталнакер ответил на аргументы Льюиса, указав, что способ, которым могли бы быть вещи, сам по себе не является миром, а скорее свойством, которым может обладать такой мир. Поскольку свойства могут существовать без применения их к каким-либо существующим объектам, нет причин делать вывод о существовании других миров, подобных нашему. Другой аргумент Стальнакера нападает на теорию действительности Льюиса, основанную на индексальности. Сталнакер утверждает, что даже если английское слово «фактический» является индексальным, это не означает, что существуют другие миры. Для сравнения можно использовать индексное «я», не веря, что другие люди действительно существуют. Некоторые философы вместо этого одобряют взгляд на возможные миры как на максимально последовательные наборы предложений или описаний, в то время как другие, такие как Саул Крипке, рассматривают их как чисто формальные (т.е. математические) приемы.
По крайней мере, со времен Аристотеля философы были очень озабочены логическим статусом предложений, например необходимость, случайность и невозможность. В двадцатом веке для объяснения этих понятий использовались возможные миры. В модальной логике предложение понимается в терминах миров, в которых оно истинно, и миров, в которых оно ложно. Таким образом, были предложены эквивалентности, подобные следующей:
Возможные миры играют центральную роль во многих других философских дебатах. К ним относятся дебаты о аргументе зомби, а также о физикализме и супервентности в философии разума. Многие споры в философии религии были разбужены использованием возможных миров.
Идея возможных миров чаще всего приписывается Готфриду Лейбницу, который говорил о возможных мирах как об идеях в разуме Бога. и использовал это понятие, чтобы доказать, что наш фактически созданный мир должен быть «лучшим из всех возможных миров ». Артур Шопенгауэр утверждал, что наш мир, напротив, должен быть худшим из всех возможных миров, потому что, если бы он был немного хуже, он не мог бы продолжать существовать. Ученые обнаружили неявные более ранние следы идеи возможных миров в работах Рене Декарта, оказавших большое влияние на Лейбница, аль-Газали (Непоследовательность философов ), Аверроэс (Непоследовательность несогласованности ), Фахр ад-Дин ар-Рази (Маталиб аль-'Алия) и Иоанн Дунс Скот.
Современное философское использование этого понятия было впервые предложено Дэвидом Льюисом и Саулом Крипке.