Драматургия - это социологическая перспектива, обычно используемая в микросоциологии счета социального взаимодействия в повседневной жизни.
Термин был впервые применен в социологии из театра Эрвингом Гоффманом, который разработал большую часть соответствующей терминологии и идей в своей книге 1956 года Представление себя в повседневной жизни.. Кеннет Бёрк, которого Гоффман позже признал как влиятельное, ранее представил свои представления о драматизме в 1945 году, который, в свою очередь, происходит от Шекспира. Однако фундаментальное различие между взглядами Берка и Гоффмана состоит в том, что Берк считал жизнь на самом деле театром, тогда как Гоффман рассматривал театр как метафору. Если мы представляем себя режиссерами, наблюдающими за тем, что происходит в театре повседневной жизни, мы занимаемся тем, что Гоффман назвал драматургическим анализом, изучением социального взаимодействия с точки зрения театрального представления.
В драматургической социологии утверждается что элементы человеческого взаимодействия зависят от времени, места и аудитории. Другими словами, для Гоффмана я - это ощущение того, кто он есть, драматический эффект, возникающий из непосредственной представленной сцены. Гоффман формирует театральную метафору, определяя метод, в котором один человек представляет себя другому, основываясь на культурных ценностях, нормах и верованиях. Спектакли могут иметь сбои (актеры знают об этом), но большинство из них успешны. Цель этой презентации себя - принятие публикой через тщательно проведенное выступление. Если актер добьется успеха, аудитория будет смотреть на актера так, как он хочет, чтобы на него смотрели.
Драматургическое действие - это социальное действие, предназначенное для того, чтобы его увидели другие и чтобы улучшить публичное представление о себе. Помимо Гоффмана, эту концепцию использовали, в частности, Юрген Хабермас и Гарольд Гарфинкель.
Театральную метафору можно увидеть в происхождении слова «человек», которое происходит от латинского persona, означающего «маска, которую носят актеры». Мы ведем себя по-разному (играем разные роли) перед разными людьми (аудиториями). Подбираем одежду (костюм), соответствующую образу, который мы хотим создать. Мы обращаемся за помощью к друзьям, поставщикам и декораторам (коллегам-актерам и сценической команде), чтобы помочь нам успешно «организовать» ужин для друга, вечеринку по случаю дня рождения для родственника или торжественный вечер для сбора средств. Если нам нужно изменить нашу одежду или мы хотим сказать что-то нелестное об одном из наших гостей, мы стараемся сделать это так, чтобы не было видно посторонних (за кулисами). Представление себя другим известно как драматургия.
Драматургическая перспектива - одна из нескольких социологических парадигм, отделенных от других социологических теорий или теоретических основ, потому что, а не исследует причину человеческое поведение, анализирует контекст. Это, однако, спорно в социологии.
В «Анализе кадров» (1974) Гоффман пишет: «Важно то чувство, которое он [человек или актер] дает им [другим или аудитории], общаясь с ними, каким человеком он является. за ролью, в которой он находится ". Драматургическая перспектива может рассматриваться как якорь к этой перспективе, в которой личность человека проявляется через роль (роли) и консенсус между актером и аудиторией. Из-за этой зависимости от консенсуса для определения социальных ситуаций, точка зрения утверждает, что нет конкретного смысла в любом взаимодействии, которое нельзя было бы переопределить. Драматургия подчеркивает выразительность как главный компонент взаимодействия; поэтому это называется «полностью двусторонним взглядом на человеческое взаимодействие».
Теория драматургии предполагает, что идентичность человека не является стабильной и независимой психологической сущностью, а, скорее, она постоянно переделывается по мере взаимодействия человека с другими. В драматургической модели социальное взаимодействие анализируется с точки зрения того, как люди проживают свою жизнь как актеры, выступающие на сцене.
Этот анализ предлагает взглянуть на концепции статуса, что похоже на роль в пьесе; и роль, которая служит сценарием, обеспечивая диалоги и действия для персонажей. Как и на сцене, люди в повседневной жизни управляют обстановкой, одеждой, словами и невербальными действиями, чтобы произвести на других особое впечатление. Гоффман описал "производительность" каждого человека как представление себя ; усилия человека произвести определенное впечатление в умах других. Этот процесс также иногда называют управлением впечатлениями.
Гоффман проводит важное различие между поведением на первой сцене, то есть действиями, которые видны публике и являются частью представления; и поведение за кулисами, то есть действия, которые люди совершают в отсутствие аудитории. Например, официант в ресторане, скорее всего, будет вести себя в одном направлении перед посетителями, но на кухне может вести себя гораздо более непринужденно. Вполне вероятно, что он или она делает на кухне вещи, которые могут показаться неприемлемыми перед покупателями.
Перед взаимодействием с другим человеком человек готовит роль или впечатление, которое он или она хочет произвести на другой. Эти роли подчиняются тому, что в театре называется ломающим характером. Могут произойти несвоевременные вторжения, когда выступление за кулисами прерывается кем-то, кому не предназначено его видеть. Кроме того, есть примеры того, как аудитория на любом личном выступлении играет роль в определении ее курса: как обычно мы игнорируем многие недостатки исполнения из такта, например, если кто-то спотыкается или плюется во время выступления.
В рамках анализа драматургии команды - это группы людей, которые сотрудничают друг с другом, чтобы разделять «партийную линию». Члены команды должны делиться информацией, поскольку ошибки отражаются на всех. Члены команды также обладают внутренними знаниями, и их не обманывают действия друг друга.
Есть семь важных элементов, которые Гоффман определяет в отношении производительности:
Этапы или регионы относятся к трем отдельным областям, где разные люди с можно найти разные роли и информацию. Есть три стадии: передняя, задняя и внешняя.
Ожидается, что в обществе люди будут представлять себя определенным образом; однако, когда человек идет против нормы, общество обычно это замечает. Поэтому ожидается, что люди наденут костюмы и будут вести себя по-другому, когда окажутся перед «публикой». Гоффман заметил эту привычку общества и развил идею передней сцены .
В своей книге Представление себя в повседневной жизни Гоффман определяет фронт как «ту часть деятельности человека, которая регулярно функционирует. в общем и фиксированном виде мы определяем ситуацию для тех, кто наблюдает за представлением. Таким образом, передняя часть - это выразительное оборудование стандартного типа, намеренно или непреднамеренно используемое человеком во время его выступления ».
Во время фронта На сцене актер формально выступает и придерживается условностей, которые имеют значение для публики. Это часть драматургического представления, которая последовательна и содержит обобщенные способы объяснения ситуации или роли, которую актер играет, аудитории, которая ее наблюдает. Актер знает, что за ними наблюдают, и действует соответственно. Это фиксированная презентация. Эту концепцию можно увидеть в фильме Ожидание... (2005), в котором официанты должны действовать в столовой гораздо более корректно и презентабельно, чем на кухне.
Гоффман объясняет, что передняя сцена включает в себя различие между сеттингом и личным фасадом, двумя концепциями, которые необходимы актеру для успешного выступления. Параметр - это сцена, которая должна присутствовать для выступления актера; если его нет, актер не может выступать. Личное прикрытие состоит из предметов или оборудования, необходимых для работы. Эти предметы обычно узнаются аудиторией как постоянное представление о представлении и актере. Личный фронт делится на два разных аспекта:
В Представление себя в повседневной жизни Гоффман объясняет, что за кулисами "исполнитель" может расслабиться, он может опуститься, отказаться от слов и выйти за рамки своего характера ". Когда все сказано и сделано, и человек возвращается на заднюю сцену, он испытывает такое чувство облегчения, что знает, что действия, которые не попустительствовали бы на передней сцене, можно свободно выразить. За кулисами действия не должны угождать никому, кроме себя. Задняя сцена - это место, где артисты присутствуют, а аудитория нет, поэтому исполнители могут выйти за рамки персонажа, не опасаясь нарушить представление. Здесь могут проявляться разного рода неформальные действия или факты, подавляемые на передовой. Проще говоря, задняя сцена полностью отделена от передней сцены, и именно здесь готовится исполнение программы. Зрители не могут появляться сзади, и актер использует множество методов, чтобы обеспечить это.
Задняя область - термин относительный, поскольку он существует только в отношении определенной аудитории: там, где присутствуют два или более человек, почти никогда не будет настоящей «задней области».
Вне или вне сцены - это место, где люди не участвуют в представлении (хотя они могут не знать об этом). За кулисами отдельные актеры встречаются со зрителями независимо от выступления команды на передней сцене. Конкретные выступления могут быть даны, когда аудитория сегментирована как таковая.
Границы или границы важны, поскольку они предотвращают или ограничивают перемещение людей между различными регионами. Исполнители должны уметь преодолевать границы, чтобы определять, кто, когда и как имеет доступ к представлению. Пограничный феномен подчеркивается Виктором Тернером концепцией лиминальности и, таким образом, продолжается в воображаемом поле: семиотика ритуала.
управление порогами может осуществляться по нескольким осям; наиболее грубым является исключение-включение, аналогичное базовому цифровому двухпозиционному (1 - 0). Быть частью или не быть частью может рассматриваться как фундаментальный актив в обществе, но пока общество воспринимается как ризоматический конгломерат, а не как единое или древовидное целое. Пограничный контроль, так сказать, парадоксальным образом становится центральным вопросом. Таким образом, исследование лиминальности в социологии, ритуале и театре раскрывает вымышленные элементы, лежащие в основе общества. Обряды перехода, кажется, отражают это как разыгрывание исключения, и диссоциация, по-видимому, является важной чертой такого рода. Введение исключения из общества кажется необходимым для формирования воображаемого центрального правительства (ср. Мишель Фуко ).
Многие выступления должны препятствовать тому, чтобы аудитория могла получить некоторую информацию (секреты). Для этого создано несколько специализированных ролей.
Существуют разные типы секретов, которые необходимо скрывать по разным причинам:
В схеме Гоффмана есть три основные роли, каждая из которых сосредоточена на том, кто и к какой информации имеет доступ: исполнители наиболее осведомлены; зрители знают только то, что раскрыли исполнители и что они наблюдали сами; а у посторонних мало, если вообще есть соответствующая информация.
Эти роли можно разделить на три группы:
Исполнители могут общаться вне характера на цель, чтобы сигнализировать другим в своей команде, или случайно.
Обычное нехарактерное общение за кулисами включает:
Обычные выходы на сцену вне характера включают:
Управление впечатлением относится к работе по поддержанию желаемого впечатления и состоит из защитных и защитных приемов. Защитные методы используются для того, чтобы скрыть ошибки, только когда начинается взаимодействие. Например, полагаться на тактичность аудитории и не обращать внимания на ошибки исполнителей. Напротив, защитные приемы используются до начала взаимодействия и включают:
Полагая, что теории не должны применяться там, где они не были проверены, Утверждалось, что драматургия должна применяться только в случаях, когда задействованы люди, связанные с институтом в целом, для которого была разработана теория.
В дополнение к этому, также было сказано эта драматургия не способствует достижению социологической цели понимания легитимности общества. Утверждается, что это черновик по позитивизму, который не интересуется как разумом, так и рациональностью. Джон Уэлш назвал это «товаром».
Исследование драматургии лучше всего проводить с помощью полевых работ, таких как включенное наблюдение.
Во-первых, драматургия использовался, чтобы показать, как социальные движения передают власть. Роберт Д. Бенфорд и Скотт А. Хант утверждали, что «социальные движения можно охарактеризовать как драмы, в которых главные герои и антагонисты соревнуются, чтобы повлиять на интерпретацию аудиторией властных отношений в самых разных областях». Люди, ищущие власти, представляют свое «я» на первой сцене, чтобы привлечь внимание. Тем не менее, задняя часть сцены все еще присутствует, хотя и не обнаруживается. Это соревнование власти, яркий пример драматургии.
Полезный и повседневный способ понять драматургию (особенно переднюю и заднюю сцену) - это подумать об официанте или официантке в ресторане. Их главная забота о нем или ее - «обслуживание клиентов». Даже если клиент грубый, официанты и / или официантки должны быть вежливыми («клиент всегда прав») в рамках своих служебных обязанностей. Тот же официант или официантка говорит по-другому, выходя в свою комнату отдыха. он / она может жаловаться, имитировать и обсуждать со своими коллегами, насколько раздражает и грубо клиент. В этом примере официант / официантка ведет себя определенным образом при общении с клиентами и совершенно иначе - со своими коллегами.
Драматургия также применялась к развивающейся междисциплинарной области научных исследований, известной как исследования самого себя, которые имеют дело с человеческой идентичностью в технологическом обществе.
Что касается ведения блогов (в частности, модных блогов ), блоггеры и их читатели разделяют социальную среду в виде онлайн-платформы. Блогер может создать свою собственную личность и создать собственный образ, который может быть далек от того, кем они являются на самом деле в реальном мире - другими словами, модный блог - это «авторитетное представление» для его стиля. Между блоггером и аудиторией создаются отношения, в которых блоггер контролирует, как и что их представляет, а аудитория - зрители этой презентации самого себя блоггера.
Драматургия может также применяться ко всем аспектам театральных исполнителей.