Операция Энтеббе

редактировать

Операция Энтеббе
Часть арабо-израильского конфликта
Операция «Тандерболт». IV.jpg . Израильские коммандос из Сайерет Маткал после операции.
Дата4 июля 1976 г.
МестоположениеАэропорт Энтеббе, Уганда 0 ° 02'43 "N 32 ° 27'13" E / 0,04528 ° N 32,45361 ° E / 0,04528; 32,45361 Координаты : 0 ° 02′43 ″ N 32 ° 27′13 ″ E / 0,04528 ° N 32,45361 ° E / 0,04528; 32.45361
Результат

Успешная миссия

  • Спасено 102 заложника из 106
  • Четверть ВВС Уганды уничтожена
Воюющие стороны
Израиль PFLP-GC Flag.svg PFLP-EO. Революционные ячейки. Уганда
Командиры и лидеры
Израиль Дэн Шомрон. Израиль Екутиэль Адам. Израиль Бенни Пелед. Израиль Йонатан Нетаньяху PFLP-GC Flag.svg Вади Хаддад. Вильфрид Бёсе . Уганда Иди Амин
Сила
c.100 коммандос плюс летный экипаж и вспомогательный персонал7 угонщиков. 100+ угандийских солдат
потери и потери
1 убитый. 5 раненыхУгонщики :. 7 убитых. Уганда :. 45 убитых. Уничтожено 11–30 самолетов
3 заложника убиты. 10 заложников ранены
Операция Энтеббе территории в Африке Бенгази Бенгази Тель-Авив Тель-Авив Энтеббе Энтеббе Афины Афины Участки, связанные с Операцией Энтеббе

Операция Энтеббе или Операция Тандерболт была успешной контртеррористической заложницей - спасательная операция, выполняемая коммандос из Силы обороны Израиля (IDF) в аэропорту Энтеббе в Уганда 4 июля 1976 года.

Неделей ранее, 27 июня, Air France Airbus A300 реактивный авиалайнер с 248 пассажирами были угнаны двумя членами Народного фронта освобождения Палестины - Внешние операции (НФОП-EO) по приказу Вади Хаддада (который ранее отделился от НФОП из Джорджа Хабаша ), и двух членов немецких революционных ячеек. У угонщиков была заявленная цель - освободить 40 палестинских и связанных с ними боевиков, заключенных в четырех других странах в Израиле. Рейс, вылетавший из Тель-Авив с назначением Париж, был изменен после остановки в Афинах через Бенгази в Энтеббе, главный аэропорт Уганды. Правительство Уганды поддержало угонщиков, и диктатор Иди Амин, который был проинформирован об угоне самого начала, лично приветствовал их. Переместив всех заложников в самолет в заброшенное здание аэропорта, угонщики отделили всех израильтян и нескольких неизраильских евреев от большей группы и заставят их перебраться в отдельную комнату. В течение следующих двух дней 148 заложников неизраильского происхождения были освобождены и отправлены в Париж. Девяносто четыре пассажира, в основном израильтяне, вместе с экипажем Air France, состоящим из 12 человек, остались заложниками и им угрожали смертью.

ЦАХАЛ действовал на основании информации, предоставленной израильской разведкой Моссад. Угонщики пригрозили убить заложников, если их требования об освобождении заключенных не будут выполнены. Эта угроза привела к планированию спасательной операции. Эти планы включали подготовку к вооруженному сопротивлению со стороны армии Уганды.

. Операция проходила ночью. Израильские транспортные самолеты перевезли 100 коммандос на расстоянии 4000 километров (2500 миль) в Уганду для проведения спасательной операции. Операция, на планирование которой ушла неделя, длилась 90 минут. Из 106 оставшихся заложников 102 были спасены и трое погибли. Другой заложник находился в больнице, а позже был убит. Пять израильских коммандос были ранены и один, командир подразделения лейтенант. Полковник Йонатан Нетаньяху, был убит. Нетаньяху был старшим братом Биньямина Нетаньяху, который стал премьер-министром Израиля. Все угонщики и сорок пять угандийских солдат были убиты, одиннадцать советских МиГ-17 и МиГ-21 ВВС Уганды были уничтожены. Кенийский Источники поддержали Израиль, и после операции Иди Амин отдал приказ нанести ответный удар и убить несколько сотен кенийцев, находившихся тогда в Уганде. В Уганде было убито 245 кенийцев и 3000 бежали.

Операция Энтеббе, носившая военное кодовое название Операция Тандерболт, в памяти иногда регистрируется задним числом как Операция Джонатан лидера отряда Йонатана Нетаньяху.

Содержание
  • 1 Угон самолета
    • 1.1 Ситуация с заложниками в аэропорту Энтеббе
    • 1.2 Разделение заложников на две группы
    • 1.3 Освобождение безопасников неизраильского происхождения
  • 2 Оперативное планирование
    • 2.1 Попытки дипломатического решения
    • 2.2 Подготовка к рейду
      • 2.2.1 Заправка самолетов
      • 2.2.2 Разведка с заложниками
    • 2.3 Оперативная группа
  • 3 Рейд
    • 3.1 Маршрут атаки
    • 3.2 Спасение заложников
    • 3.3 Отъезд
    • 3.4 Реакция Уганды
  • 4 Последствия
  • 5 Поминовения
  • 6 Драматизации и документальные фильмы
    • 6.1 Документальные фильмы
    • 6.2 Драматизации
    • 6.3 Фильмы, вдохновленные операцией Энтеббе
    • 6.4 Другие носители
  • 7 Галерея
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки
Угон
Рейс 139 Air France
Airbus A300B4 -203, Air France AN0792167.jpg Air France Airbus A300, участвовавший в аэропорту Шарль де Голль в 1980 г.
Угон самолета
Дата27 июня 1976 г.
Краткое содержаниеУгон
ЗонаГреческое воздушное пространство
Самолет
Тип воздушного суднаAirbus A300B4-203
ОператорAir France
Регистрация F-BVGG
Пункт отправленияМеждународный аэропорт Бен-Гурион, Израиль
Остановка в путиМеждународный аэропорт Афины (Эллиникон), Греция
Пункт назначенияМеждународный аэропорт Шарль де Голль, Франция
Пассажиры260
Пассажиры248
Экипаж12
Погибшие4
Травмы10
Выжившие256

27 июня 1976 г., рейс 139 Air France, Airbus A300B4-203, регистрация F-BVGG (c / n 019), вылетел из Тель-Авив, Израиль, на борту 246 пассажиров, в основном евреев и Израильских пассажиров и экипаж из 12 человек. Самолет вылетел в Афины, Греция, где подобрал еще 58 пассажиров, включая четырех угонщиков. Он отправился в Париж в 12:30. Сразу после взлета самолет угнали два Палинца из Народного фронта освобождения двестины - внешние операции (НФОП-ВЗ) и Немцы, Вильфрид Бёзе и Бриджит Кульман, из немецких революционных ячеек. Угонщики направили рейс в Бенгази, Ливия. Там его продержали на земле семь часов для дозаправки. В это время угонщики освободили гражданку израильского происхождения Патрицию Мартелл, которая сделала вид, что у нее выкидыш. Самолет вылетел из Бенгази и в 15:15 28-го числа, более чем через 24 часа после первоначального вылета рейса, прибыл в аэропорт Энтеббе в Уганде.

Ситуация с заложниками в аэропорту Энтеббе

В Энтеббе к четырем угонщикам присоединились по крайней мере еще четыре человека, которые поддерживали силы президента Уганды Иди Амина. Похитители перевели пассажиров в транзитный зал заброшенного бывшего терминала аэропорта, где они держали их под охраной в течение следующих дней. Амин приезжал к заложникам почти ежедневно, сообщая им о происходящем.

28 июня угонщик самолета НФОП-ЕО выступил с заявлением и сформулировал свое заявление. Требования: Помимо выкупа в размере 5 миллионов долларов США за освобождение самолета, они потребовали освобождения 53 заключенных и пропалестинских боевиков, 40 из которых были заключенными в Израиле. Они угрожали, что, если эти требования не будут выполнены, они начнут убивать заложников 1 июля 1976 года.

Разделение заложников на две группы

29 июня, после того как угандийские солдаты открыли Войдя в комнату рядом с переполненным залом ожидания, разрушив разделяющую стену, угонщики отделили израильтян (в том числе с двойным гражданством) от других заложников и сказали им перебраться в соседнюю комнату. При этом выживший в Холокосте показал угонщику Вилфриду Бёзе регистрационный номер лагеря , вытатуированный на руке. Бёзе протестовал: «Я не нацист!... Я идеалист ». Кроме того, пятеро еврейских евреев неизраильского происхождения - две ультразвуковые пары из США и Бельгии и французская жительница Израиля - вынуждены присоединиться к израильской группе. По словам Моник Эпштейн Халепски, французского заложника среди пятерых, похитители выделили их для допроса и заподозрили в сокрытии своей израильской личности. С другой стороны, по словам французского заложника Мишеля Кожо-Гольдберга, похитители не идентифицированы хотя бы одного израильтянина среди пассажиров, который был военным офицером с двойным образом, использовал свой неизраильский паспорт, и позже он был объявлен в рамках второго освобождения заложников неизраильского происхождения.. Гражданка США Джанет Альмог, француженка Жоселин Монье (чей муж или парень был израильтянином) и французско-израильский гражданин с двойным гражданством Жан-Жак Мимуни, чье имя не упоминалось при чтении начального списка на основе паспорта, как сообщается, присоединились к израильтянам. группа заложников по своему выбору.

Освобождение освобождения природного происхождения неизраильского

30 июня угонщикиили 48 заложников. Освобожденных отбирали из неизраильской группы - в основном пожилые и больные пассажиры и матери с детьми. Сорок семь из них были доставлены зафрахтованным Air France Boeing 747 из Энтеббе, Уганда, в Париж, Франция, один пассажир в течение дня лечился в больнице. 1 июля, после того как израильское правительство заявило о своем согласии на переговоры, захватчики продлили крайний срок до полудня 4 июля и освободили еще одну группу из 100 неизраильских источников происхождения, которые через несколько часов снова отправили в Париж. Среди 106 заложников, оставшихся со своими похитителями в аэропорту Энтеббе, были 12 экипажа Air France, которые отказались улетать, около десяти молодых французских пассажиров и израильская группа из 84 человек.

Оперативное планирование

За неделю до рейда Израиль попытался использовать политические средства для освобождения заложников. Многие источники указывают, что израильский кабинет был готов освободить палестинских заключенных, если военное решение казалось маловероятным. Отставной офицер ЦАХАЛа Барух «Бурка» Бар-Лев знал Иди Амина много лет и, как считается, имел с ним крепкие личные отношения. По просьбе кабинета министров он много раз разговаривал с Амином по телефону, безуспешно пытаясь освободить кабинетников. Правительство Израиля также обратилось к правительству США с просьбой передать послание президенту Египта Анвару Садату с просьбой потребовать, чтобы Амин освободил заложников. Премьер-министр Ицхак Рабин и министр обороны Шимон Перес в течение недели не соглашались, уступить ли требованиям угонщиков (позиция Рабина) или нет, чтобы предотвратить новый терроризм (позиция Переса).

В крайний срок 1 июля израильский кабинет переговоров с угонщиками, чтобы продлить крайний срок до 4 июля. Амин также попросил их продлить срок до этой даты. Это означало, что он мог совершить дипломатическую поездку в Порт-Луи, Маврикий, чтобы официально передать дело в Организации африканского единства Сивусагуру Рамгуламу. Это продление срока захвата заложников оказалось решающим для предоставления израильским силой времени, чтобы добраться до Энтеббе.

3 июля, в 18:30, израильский кабинет утвердил спасательную представительную генерал-майором Екутиэль Адам и бригадный генерал Дан Шомрон. Шомрон был назначен командующим операцией.

Попытки дипломатического решения

По мере развития кризиса предпринимались попытки вести переговоры об освобождении заложников. Согласно рассекреченным дипломатическим документам, египетское правительство при Садате пыталось вести переговоры как с ООП, так и с правительством Уганды. Председатель ООП Ясир Арафат направил своего политического помощника Хани аль-Хасана в Уганду в специальном качестве посланника для власти с захватчиками заложников и с Амином. Однако угонщики самолетов НФОП-ЕО отказались его видеть.

Подготовка к рейду

Когда израильские силы смогли договориться о политическом решении, они решили, что их единственный выход - это нападение с целью спасения заложников. Подполковник, ведущий пилот операции, позже сказал, что израильтяне изначально задумали план спасения, который предусматривает высадку военно-морских десантников в озеро Виктория. Коммандос должны были быть ехать на резиновых лодках в аэропорт на берегу озера. Они планировали убить угонщиков и освободить заложников, попросить Амина пропустить домой. Израильтяне отказались от этого плана, потому что у них не было необходимого времени, а также из-за того, что они получили о том, что на озере Виктория обитает нильский крокодил.

, офицер разведки миссии позже заявлено, что надлежащая планировка аэропорта неизвестна., а также местонахождение заложников и приготовление здания с помощью взрывчатки.

Заправка самолетов

При планировании налета израильские силы должны быть спланированы, как заправить Самолет Lockheed C-130 Hercules, который они намеревались использовать на пути в Энтеббе. У израильтян не было материально-технических возможностей для устройств в воздухе четырех шести самолетов, находящихся на таком удалении от воздушного пространства Израиля. В то время как несколько восточноафриканских стран, включая Кению, предпочтительную логистику, проявили сочувствие, ни из них не пожелала навлечь на себя гнев Амина или палестинцев, позволив израильтянам посадить свои самолеты в пределах своих границ.

Рейд не мог пройти без помощи по крайней мере одного государства Восточной Африки. Правительство Израиля добилось разрешения для оперативной группы ЦАХАЛа пересечь воздушное пространство в том, что сегодня является международным аэропортом Джомо Кеньятта. Кенийский министр сельского хозяйства Брюс Маккензи убедил президента Кеньятту разрешить Моссад собирать разведданные до операции и разрешить израильским ВВС доступ к Найроби аэропорт. Маккензи поддержал операцию после того, как сэр Морис Олдфилд, тогдашний глава британской разведки MI6, связал свои контакты в Моссаде с Маккензи, который некоторое время был контактом в МИ -6. Еврей, владелец сети, Блок в Кении, вместе с другими еврейской и израильской общиной Найроби, возможно, также использовал свое политическое и экономическое влияние, чтобы помочь убедить президента Кении Джомо Кеньятта, чтобы помочь Израилю.

Посол Уганды в Лесото, Исаак Люмаго, услышал некоторые детали операции от ВВС Кении офицеры, которые обсуждают возможность выплаты Израилем компенсации за помощь, и передали информацию командиру Уганды Исааку Малиямунгу. Малиямунгу не предупредил Амина и не предпринял никаких действий в отношении разведки, якобы отклонив сообщение как «гасию» (чушь). По словам сына Амина, Джаффара Ремо, президенту Уганды все же удалось получить предупреждение Лумаго по телефону, и выполнив свои обязанности на встрече ОАЕ, он сел в самолет и вылетел обратно в Уганду. Бывший агент разведывательной службы Уганды, Государственное исследовательское бюро, также утверждал, что Амин был проинформирован Люмаго о немину рейде. Агент объявил, что Амин боялся стрелять в израильские вооруженные силы, если его войска действительно будут сражаться с израильскими вооруженными силами, что он дал приказ армии Уганды не открывать огонь по израильским самолетам во время возможного налета

.

Разведка о заложенных

Мессоссад сформировал точную картину заложников, количества угонщиков и причастности угандийских войск к введенным заложникам в Париже. Кроме того, израильские фирмы участвовали в проектах в Африке в 1960-х и 1970-х годах, и во время подготовки рейда израильская армия консультировалась с Солел Бонех, крупной израильской строительной компанией, которая построила терминал, где удерживались заложники.. Планируя военную операцию, ЦАХАЛ построил частичную копию терминала аэропорта с помощью гражданских лиц, которые помогли построить оригинал.

Муки Бетсер сказал в более позднем интервью, что оперативники Моссада подробно опросили заложников, которые были выпущены. Он сказал, что пассажир французского еврейского происхождения, имевший военное прошлое и «феноменальная память». Тайно вылетели в аэропорт Энтеббе в полночь, не будучи представленными средствами управления воздушным движением Энтеббе, после того, как Бетцер собрал разведданные и запланировал это на несколько дней, транспортных самолетов израильских ВВС C-130 Hercules.

Оперативная группа

Израильская наземная оперативная группа насчитывала приблизительно 100 человек и включала следующие элементы:

Наземное командование и управление
Эта небольшая группа включала в себя командующего операцией и общего наземного командующего бригадного генерала Дана Шомрона, представитель ВВС полковник Ами Аялон и персонал связи и поддержки.
Штурм
Штурмовой отряд из 29 человек под командованием подполковника Йонатана Нетаньяху - эти силы полностью состояли из коммандос из Сайерет Маткал, и им была дана основная задача - атаковать старый терминал и спасти заложников. Майор Бетсер возглавил одну из штурмовых групп элемента и принял командование после того, как подполковник Нетаньяху был убит.
Securers
  1. Отряд десантников во главе с полковником. Матан Вильнаи - ему поручено охранять гражданское поле аэропорта, расчищать и охранять взлетно-посадочные полосы, а также охранять и заправлять заправку израильских самолетов в Энтеббе.
  2. Войска Голани под командованием Кол. Ури Саги - ему поручено обезопасить самолет C-130 Hercules для эвакуации заложников, подвести его как можно ближе к терминалу и доставить заложников;
  3. Силы Сайерет Маткал во главе с майором Шаулем Мофазом - им поручено очистить военную взлетно-посадочную полосу и уничтожить эскадрилью Истребители МиГ на земле, чтобы предотвратить любой возможный перехват со стороны ВВС Уганды ; также с удержанием вражеских сухопутных войск из города Энтеббе.
Рейд
Аэрофотоснимок города Энтеббе и международного аэропорта Энтеббе на закате

Маршрут атаки

Взлетая из Шарм-эль-Шейха, оперативная группа пролетела по международному маршруту над Красным морем, в основном пролетая над высота не более 30 м (100 футов), чтобы избежать обнаружения радаров силами Египта, Судана и Саудовской Аравии. У южного выхода Красного моря С-130 повернули на юг и прошли к югу от Джибути. Оттуда они направились к северо-востоку от Найроби, Кения, вероятно, через Сомали и область Огаден в Эфиопии. Они повернули на запад, миновали Африканскую рифтовую долину и озеро Виктория.

. Два самолета Боинг 707 следовали за грузовыми самолетами. Первый Боинг с медицинским оборудованием приземлился в международном аэропорту Джомо Кеньятта в Найроби, Кения. Командующий операцией генерал Йекутиэль Адам находился на борту второго «Боинга», который совершил облет аэропорта Энтеббе во время налета.

Израильские силы приземлились в Энтеббе 3июля в 23:00 IST с уже открытыми дверями грузового отсека. Первый самолет чуть не рулил в кювет, точная планировка аэропорта не была известна. Были привезены черный автомобиль Mercedes, похожий на автомобиль президента Иди Амина, и Land Rovers, которые обычно сопровождали Mercedes Амина. Израильтяне надеялись, что можно использовать их для обхода контрольно-пропускных пунктов. Когда C-130 приземлились, члены израильской штурмовой группы подъехали к зданию аэровокзала так же, как Амин. Когда они подошли к терминалу, двое угандийских часовых, зная, что Иди Амин недавно купил белый «Мерседес», приказали машинам остановиться. Нетаньяху приказал коммандос расстрелять часовых из пистолетов с глушителем, но они не убили их. Это было против плана и против приказов. Когда они отъехали, израильский коммандос в одном из следующих Land Rover убил их из винтовки без глушителя. Опасаясь, что угонщики будут предупреждены преждевременно, штурмовая группа быстро подошла к терминалу.

Спасение заложников

Фотография старого терминала 1994 года с США. Авиационные силы C-130 Hercules припаркованы впереди. До сих пор видны пулевые отверстия от налета 1976 года.

Израильтяне приводят свои машины и побежали к терминалу. Заложники находились в главном зале здания аэропорта, непосредственно примыкающем к взлетно-посадочной полосе. Войдя в терминал, коммандос крикнули в мегафон: «Спокойно! Стой! Мы израильские солдаты »на иврите и английском языках. Жан-Жак Маймони, 19-летний французский иммигрант в Израиль, встал и был убит, когда командир израильской роты Муки Бетцер и другой солдат приняли его за угонщика и открыли по нему огонь. Другой заложник, 52-летний Паско Коэн, также был смертельно ранен в результате обстрела коммандос. Кроме того, третий заложник, 56-летняя Ида Борохович, русский еврей, эмигрировавший в Израиль, был убит угонщиком под перекрестным огнем.

По словам заложника Илана Хартува. Вильфрид Бёзе был единственным угонщиком, который после начала операции вошел в зал, в котором находились заложники. Сначала он направил свой автомат Калашникова на заложников, но «сразу же пришел в себя» и приказал им укрыться в туалете, чем их убьют спецназовцы. По словам Хартува, Бёзе стрелял только по израильским солдатам, а не по заложникам.

В какой-то момент израильский коммандос крикнул на иврите: «Где остальные?» имея в виду угонщиков. Заложники указали на другую дверь главного зала аэропорта, в которую спецназовцы бросили несколько ручных гранат. Затем они вошли в комнату и застрелили трех оставшихся угонщиков, закончивение нападения. Тем временем три других самолета C-130 Hercules приземлились и разгрузили бронетранспортеры для обеспечения защиты в течение ожидаемого часа дозаправки. Затем израильтяне уничтожили угандийские истребители МиГ, чтобы не допустить их преследования, и провели обыск аэродрома для сбора разведданных.

Отъезд

Спасенных пассажиров встречали в аэропорту Бен-Гурион

После налета Израильская штурмовая группа вернулась к самолетам и начала погрузку заложников. При этом угандийские солдаты стреляли в них. Израильские коммандос открыли ответный огонь из своих AK47, в результате чего угандийцы были ранены. Во время этой короткой стрельбы угандийские солдаты открыли огонь с контрольно-диспетчерской аэропорта. По меньшей мере пять спецназовцев были ранены, командир израильского подразделения Йонатан Нетаньяху был убит. Израильские коммандос открыли огонь из ручных пулеметов и реактивной гранаты обратно по диспетчерской вышке , подавив огонь угандийцев. По словам одного из сыновей Иди Амина, военнослужащий, стрелявший в Нетаньяху, двоюродного брата семьи Амина, был убит ответным огнем. Израильтяне завершили эвакуацию заложников, погрузили тело Нетаньяху в один из самолетов и покинули аэропорт. Вся операция длилась 53 минуты, из которых штурм длился всего 30 минут. Все семь присутствовавших угонщиков и от 33 до 45 угандийских солдат были убиты. Одиннадцать истребителей советской постройки МиГ-17 и МиГ-21 ВВС армии Уганды были уничтожены на земле в аэропорту Энтеббе. Из 106 заложников трое были убиты, один остался в Уганде (74-летняя Дора Блох ) и примерно 10 были ранены. 102 спасенных заложника были доставлены в Израиль через Найроби, Кения, вскоре после рейда.

Реакция Уганды

Члены семьи отдают дань уважения 75-летней Доре Блох после того, как она была убита офицерами Уганды.

Амин пришел в ярость, узнав о рейде, и, как сообщается, хвастался, что он мог преподать израильтянам урок, если бы знал, что они нанесут удар. После рейда Малиямунгуовали 14 солдат по подозрению в сотрудничестве с израильтянами. Когда они собрались в комнате в казармах Макиндье, он застрелил 12 из них из своего пистолета.

Дора Блох, 74-летняя израильтянин, также имеющая британское гражданство, была доставлена ​​в больницу Мулаго. в Кампале после того, как подавился куриной костью. После рейда она была убита офицерами армии Уганды, как и некоторые из ее врачей и медсестер, очевидно, за попытку вмешаться. В апреле 1987 года Генри Киемба, генеральный прокурор и министр юстиции в то время, сообщил Комиссии по правам человека Уганды, что Блох была вытащена из больничной койки и убита двумя армейскими офицерами по приказу Амина. Блох застрелили, а ее бросили в багажник автомобиля с номерами спецслужб Уганды. Ее останки были обнаружены возле сахарной плантации в 20 милях (32 км) к востоку от Кампалы в 1979 году, после войны Уганды и Танзании, положившей конец правлению Амина. Амин также приказал убить кенийцев, проживающих в Уганде, в отместку за помощь Кении в ходе рейда. Уганда убила 245 кенийцев, включая аэропорт в Энтеббе. Чтобы избежать резни, около 3000 кенийцев покинуть Уганду в качестве агента.

24 мая 1978 года Маккензи был убит, когда бомба, прикрепленная к егоу, взорвалась, когда Маккензи уезжал на встречу с Амином. Некоторые утверждали, что президент Уганды Иди Амин приказал агентам Уганды убить Маккензи в отместку за участие Кении и действия Маккензи. Другие возможные причины взрыва, в том числе, что другой человек на борту самолета может быть план. Позже главный директор Моссада Меир Амит приказал посадить лес в Израиле на имя Маккензи.

Последствия

9 сентября Совет Безопасности ООН собрался. Июль 1976 г., чтобы рассмотреть жалобу председателя Организации африканского единства, обвиняющую Израиль в «акте агрессии». Совет разрешил послу Израиля в ООН Хаиму Херцогу и министру иностранных дел Уганды Джуму Орис Абдалла участвовать без права голоса. Генеральный секретарь ООН Курт Вальдхейм заявил Совету Безопасности, что рейд был «серьезным нарушением суверенитета государства-члена Организации Организации», хотя он «полностью осознавал, что это не единственный элемент, участвовавший в нем.... когда мировое сообщество вынуждено решать беспрецедентные проблемы, вызывающие в результате международного терроризма ». Абдалла, представитель Уганды, утверждал, что дело было близко к мирному разрешению, когда Израиль вмешался, а Херцог, представитель Израиля, обвинил Уганду в прямом соучастии в угоне самолета. США и Великобритания поддержали резолюцию, в которой осуждались угон самолетов и аналогичные действия, сожаления в связи с гибелью людей в результате угона (не осуждая ни Израиль, ни Уганду), подтверждена необходимость уважать суверенитет и территориальную целостность всех государств и государств призыв к международному сообществу для повышения безопасности гражданской авиации. Однако резолюция не получила необходимого количества голосов «за», потому что двое голосующих членов воздержались. Вторая резолюция, выдвинутая Бенином, Ливией и Танзанией, осуждающая Израиль, не была поставлена ​​на голосование.

Западные страны высказались в поддержку рейда. Западная Германия назвала рейд «актом самообороны». Швейцария и Франция высоко оценили операцию. Представители Соединенного Королевства и США весьма похвалили, назвав рейд на Энтеббе «невозможной операцией». Некоторые в Соединенных Штатах отметили, что были объявлены 4 июля 1976 года, через 200 лет после подписания декларации независимости США. В частном разговоре с послом Израиля Диницем Генри Киссинджер высказывает критику в отношении использования Израилем американского оборудования во время операции, но в то время эта критика не была обнародована. В середине июля 1976 года суперкартер USS Ranger и его эскорт вошли в Индийский океан и действовали у побережья Кении в ответ на военных действий со стороны сил Уганды.

Капитан Бакос был награжден Почетным легионом, остальные члены экипажа были награждены французским орденом заслуги.

Отель Норфолк в Найроби, принадлежащий видному члену местная еврейская община была взорвана 31 декабря 1980 года. В результате взрыва бомбы была разрушена гостиница, в результате чего погибло 20 человек разных национальностей и 87 были ранены. Это считалось актом мести пропалестинских боевиков за вспомогательную роль в операции «Энтеббе».

В последующие годы Бетсер и братья Нетаньяху - Иддо и Бенджамин, все ветераны Сайерет Маткал - на все более публичных форумах спорили о том, кто виноват в неожиданной ранней стрельке, которая привела к смерти Йонатана и частичной потере тактической неожиданности.

В результате операции Военные США разработали спасательные группы по образцу подразделения, использовавшегося при спасательных операциях в Энтеббе. Одной из примечательных попыток подражать этим была операция «Орлиный коготь», неудавшееся в 1980 г. спасение 53 американских посольств, удерживаемых в заложниках Тегеране во время кризиса с заложниками в Иране.

В письме от 13 июля 1976 г. Штаб Верховного главнокомандующего Имперских вооруженных сил Ирана похвалил израильских коммандос за миссию и выразил соболезнования в связи с «потерей и мученической смертью» Нетаньяху.

Иди Амин был свергнут с поста диктатора Уганды в 1979 году., менее чем через три года после операции.

F-BVGG, участвовавший в угоне рейса 139 Air France, был отремонтирован и возвращен в эксплуатацию Air France. В апреле 1996 года самолет был передан в аренду Vietnam Airlines на три месяца. В декабре того же года самолет был переоборудован в грузовую и передан компании S-C Aviation, перерегистрировав ее как N742SC. В 1998 году самолет был передан авиакомпании MNG Airlines и перерегистрирован как TC-MNA. В 2009 году самолет был помещен на хранение в стамбульском аэропорту Ататюрк и списан в 2020 году.

Памятные даты

В августе 2012 года Уганда и Израиль отметили налёт на мрачной церемонии на базе башня в старом аэропорту Энтеббе, где был убит Йонатан Нетаньяху. Уганда и Израиль подтвердили свою приверженность «борьбе с терроризмом и работе на благо человечества». Кроме того, были возложены венки, соблюдена минута молчания, произнесены речи, прочитано стихотворение. Флаги Уганды и Израиля развевались бок о бок, демонстрируя прочные двусторонние отношения двух стран, рядом с мемориальной доской с историей рейда. На церемонии присутствовали государственный министр животноводства Уганды Брайт Рвамирама и заместитель министра иностранных дел Израиля Даниэль Аялон, которые возложили венки на это место. Через сорок лет после операции по спасению премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и брат убитого израильского коммандос Сайерет Маткал Йони Нетаньяху посетили Энтеббе с израильской делегацией и заложили основу для дальнейшего развития Африки к югу от Сахары двусторонние отношения.

Драматизации и документальные фильмы

Документальные фильмы

  • Operation Thunderbolt: Entebbe, документальный фильм об угоне и последующей спасательной операции.
  • Взлет и падение Иди Амина (1980), в биографическом фильме диктатора Уганды кратко рассказывается об этом рейде с необычным изображением Амина, проявляющего трусость, когда он узнает о нем.
  • Спасение в Энтеббе, эпизод 12 документального фильма 2005 года. сериал «Несмотря ни на что: Израиль выживает» Майкла Гринспена.
  • Коэн на мосту (2010), документальный фильм режиссера Эндрю Вайнриба, который получил доступ к выжившим коммандос и заложникам.
  • Живые или Умереть в Энтеббе (2012) режиссера Эяля Боерса следует за Йонатаном Хаятом путешествие с целью раскрыть обстоятельства смерти его дяди Жан-Жака Маймони во время рейда.
  • «Нападение на Энтеббе», эпизод National Geographic Channel документальный фильм Критическая ситуация.
  • Operation Thunderbolt, пятый эпизод документального сериала Military Channel 2012 года «Black Ops».

Драматизации

Фильмы, вдохновленные операцией Энтеббе

  • Силы Дельта (1986), в которых показана операция по спасению заложников, вдохновленная операцией Энтеббе.
  • Замин (2003) - это Болливудский фильм с участием Аджая Девгана и Абхишека Баччана, которые составляют план по спасению заложников индийского авиалайнера, захваченного пакистанскими боевиками в ходе операции Энтеббе.

Другие СМИ

Галерея
См. al так
  • flag Уганда портал
  • flag Франция портал
  • flag Израильский портал
  • Авиационный портал
Примечания
Ссылки
Далее чтение
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Operation Thunderbolt.
Слушайте эту статью Разговорный значок Википедии Этот аудиофайл был создан на основе редакции статьи от 20 декабря 2017 года и не соответствует правок. ()
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:01:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте