Операция «Орлиный коготь»

редактировать

Операция «Орлиный коготь»
Часть иранского кризиса с заложниками
Обломки корабля Eagle Claw в Desert One, апрель 1980.jpg Обзор обломков на. База Desert One в Иране
МестоположениеОколо Табас, Южный Хорасан, Иран. 33 ° 04′23 ″ N 55 ° 53′33 ″ В.д. / 33,07306 ° с.ш., 55,89250 ° в.д. / 33,07306; 55,89250 Координаты : 33 ° 04'23 ″ N 55 ° 53'33 ″ E / 33,07306 ° N 55,89250 ° E / 33,07306; 55.89250
КомандуетСША Президент Джимми Картер. Майор. Генерал Джеймс Б. Вотут (армия США). полковник. Джеймс Х. Кайл (USAF). лейтенант Полковник Эдвард Р. Зайфферт (USMC). Полковник. Чарльз А. Беквит (Армия США). Ховард Филипс Харт (ЦРУ)
ЦельПосольство США, Тегеран
Дата24–25 апреля 1980 г.
Казненармией США

Материально-техническое обеспечение:

РезультатМиссия не удалась. Уничтожен 1 вертолет и 1 транспортный самолет. 5 брошенных / захваченных вертолетов
Жертвы8 американских военнослужащих убиты и 4 ранены. 1 иранский мирный житель убит

Операция «Орлиный коготь», известная как Операция «Табас» (персидский : عملیات طبس) В Иране была операцией вооруженных сил США по заказу США. Президент Джимми Картер пытается положить конец кризису с заложниками в Иране, спасая 52 сотрудника посольства, удерживаемых в плену в посольстве США, Тегеран 24 Апрель 1980 года. Его неудача и ее последствия нанесли ущерб престижу США во всем мире. Картер обвинил свое поражение на президентских выборах в США в 1980 году в основном из-за того, что не смог обеспечить освобождение заложников.

Операция, одна из первых операций Delta Force, столкнулась с множеством препятствий и в конечном итоге была прервана. На первый плацдарм Desert One было отправлено восемь вертолетов, но в рабочем состоянии прибыло только пять. Один столкнулся с гидравлическими проблемами, другой попал в песчаную бурю, а у другого были обнаружены признаки треснувшей лопасти винта.

Во время планирования операции было решено, что миссия будет прервана, если в боевом состоянии останется менее шести вертолетов, хотя только четыре из них абсолютно необходимы. Шаг, который все еще обсуждается в военных кругах, полевые командиры посоветовали президенту Картеру прервать миссию, что он и сделал.

Когда американские войска готовились к отходу, один из вертолетов врезался в транспортный самолет, который содержали как военнослужащих, так и авиакеросин. В результате пожара были уничтожены оба самолета и погибли восемь военнослужащих.

В контексте иранской революции новый лидер Ирана аятолла Рухолла Хомейни использовал неудачную операцию как инструмент пропаганды. Он утверждал, что миссия была остановлена ​​стихийным бедствием («ангелы Божьи»), которые сорвали миссию США, чтобы защитить Иран и его новое консервативное теократическое правительство.

Содержание

  • 1 Планирование и подготовка
    • 1.1 Окончательный план
  • 2 Миссия
  • 3 Разгром
  • 4 Потери
  • 5 Последствия
    • 5.1 Второй план спасения
  • 6 В Искусство
  • 7 Анализ
  • 8 Поминовение
    • 8,1 Иран
    • 8,2 США
  • 9 Подразделения, участвующие в операции
    • 9,1 ВВС США
    • 9,2 Армия США
    • 9,3 ВМС США и корпус морской пехоты
  • 10 Дополнительная информация
    • 10.1 Самолеты на дисплее
  • 11 См. также
  • 12 Примечания и ссылки
    • 12.1 Примечания
    • 12.2 Цитаты
    • 12.3 Библиография
    • 12.4 Внешние ссылки

Планирование и подготовка

Пара RH-53D на борту USS Nimitz

Командиром Объединенной оперативной группы был генерал-майор Джеймс Б. Вотут, чтобы базироваться в Вади Кена, Египет, и подчиняться непосредственно Президенту. Генералу Вооту подчинялись полевые командиры ВВС США полковник Джеймс Х. Кайл по авиации и армия США Delta Force полковник Чарли Беквит по сухопутным войскам.

Тегеранское ЦРУ Военизированная группа подразделения специальной деятельности, возглавляемая отставным офицером спецназа армии США Ричардом Дж. Медоузом, имела два задания: получить информацию о заложниках и территории посольства и доставить спасателей из пустыни Два, участок недалеко от Тегерана, до территории посольства на заранее подготовленных машинах. На самом деле наиболее важная информация поступила от посольского повара, освобожденного иранцами. Он был обнаружен во время полета из Тегерана в последнюю минуту другим офицером ЦРУ и подтвердил, что заложники находились в центре территории посольства - это была ключевая информация, которую планировщики давно разыскивали.

31 марта, за три недели до операции, США Боевой диспетчер ВВС майор Джон Т. Карни-младший был доставлен на Twin Otter в Desert One, плацдарм в провинции Хорасан в Иране, недалеко от Табас (ныне провинция Южный Хорасан ) тайными оперативниками ЦРУ Джимом Райном и Клодом «Бадом» МакБрумом для тайного обследования и разведки предлагаемых взлетно-посадочных полос для самолетов C-130, которые будут использовать. Карни успешно обследовал взлетно-посадочную полосу, установил дистанционно управляемые инфракрасные огни и стробоскоп, чтобы наметить схему посадки для пилотов, и взял пробы почвы для определения несущих свойств поверхности пустыни. В то время пол был плотно утрамбован песком, но в последующие три недели песчаные бури образовали слой песка по щиколотку. Схема «четыре и один» действовала как прицел, с дальним пятым огнем в конце взлетно-посадочной полосы, выстроенным в центре ближайших четырех огней, расположенных в конце подхода. Коробка обеспечивала зону приземления, а дальний свет отмечал конец зоны развертывания. Макбрум и Райн были награждены Крестом выдающихся разведчиков.

Сайрус Вэнс, Государственный секретарь США, выступил против давления советника по национальной безопасности Збигнев Бжезинский за военное решение кризиса. Вэнс, борющийся с подагрой, в четверг, 10 апреля, поехал во Флориду на длинные выходные. В пятницу Бжезинский провел недавно запланированное заседание Совета национальной безопасности, на котором президент Картер санкционировал проведение спасательной операции. Заместитель секретаря Уоррен Кристофер, присутствовавший на встрече вместо Вэнса, не сообщил Вэнсу. Разъяренный Вэнс подал в отставку из принципа, назвав Бжезинского «злом».

Окончательный план

A-7Es на борту Coral Sea со специальными опознавательными полосами

Операция была задумана как сложная двухночная миссия. В первую ночь три ВВС США (USAF) EC-130E (позывные: Республика 4, 5 и 6), несущие материально-техническое обеспечение и три MC -130E Combat Talons (Позывные: Дракон 1, 2 и 3) с войсками Delta Force и Ranger должны были покинуть остров Масира, у побережья Омана, дозаправиться на танкерах ВВС KC-135 и долететь до "Desert One" (33 ° 04′23 ″ N 55 ° 53′33 ″ E / 33,07306 ° N 55,89250 ° E / 33.07306; 55.89250 ) в пустыне Дашт-э Лут, перелет более 1000 миль. Desert One будет обеспечен и укреплен силами защиты, и примерно 6000 галлонов США (22 700 л) реактивного топлива будет перевозиться в складных топливных баллонах.

Сухопутные войска состояли из 93 солдат Дельты для штурма посольства, штурмовой группы спецназа из 13 человек из отряда «А» Берлинской бригады для штурма Министерства иностранных дел, где находились еще трое заложников, 12 Рейнджеры, составляющие группу блокпоста, и 15 иранских и американских персидских говорящих, большинство из которых будут водителями грузовиков.

Восемь вертолетов ВМС США (USN) RH-53D Sea Stallion (Позывные: Bluebeard 1–8) размещены на борту USS Nimitz, в 60 милях от побережья Ирана. Вертолеты должны были пролететь 600 миль до Пустыни-1, заправиться топливом и доставить солдат на 260 миль (420 км) дальше к Пустыне 2 (35 ° 14′00 ″ с.ш., 52 ° 09′00 ″ в.д. / 35,23333 ° с. 52.15000 ° E / 35.23333; 52.15000 ), расположенный в 50 милях (80 км) от Тегерана. Поскольку было близко к утру, вертолеты и наземные войска днем ​​укрывались в Пустыне 2. Спасательная операция состоится во вторую ночь. Во-первых, агенты ЦРУ, которые уже находились в Иране, привозят приобретенные ими грузовики в Пустыню 2. Затем агенты ЦРУ и сухопутные войска вместе двинутся из Пустыни 2 в Тегеран. Рота армейских рейнджеров захватит заброшенную авиабазу Манзария недалеко от Тегерана, чтобы позволить прибыть нескольким C-141 Starlifters, летящим из Саудовской Аравии.

Сухопутные войска в Тегеране будут атаковать посольство, уничтожить охрану и спасти заложников при поддержке с воздуха боевых кораблей ВВС AC-130. Затем заложники и войска должны были встретиться с вертолетами, которые летели из Пустыни 2 на близлежащий стадион Амджадие. Наконец, вертолеты доставят всех на авиабазу Манзария, откуда С-141 доставят всех обратно на авиабазу в Египте. Восемь вертолетов будут уничтожены перед вылетом.

Защиту при эксплуатации должны были обеспечить Carrier Air Wing Eight (CVW-8), работающие из Нимица, и Carrier Air Wing 14 (CVW-14), работающие с корабля Коралловое море. Для этой операции на правом крыле самолета были нанесены специальные полосы вторжения. CVW-14 Marine F-4N имел красную (VMFA-323) или желтую (VMFA-531) полосу, заключенную между двумя черными полосами. Штурмовики CVW-14 (А-7 и А-6) имели оранжевую полосу, ограниченную двумя черными полосами. Самолеты CVW-8 были помечены аналогичным образом, чтобы отличить американские самолеты от иранских самолетов, закупленных в США (F-14 Tomcats и F-4 Phantoms).

Миссия

Перекрашиваем RH-53D в песок камуфляж и без маркировки на борту USS Nimitz

Только доставка солдат, оборудования и топлива самолетом C-130 шла по плану. MC-130 Dragon 1 приземлился в Desert One в 22:45 по местному времени после включения скрытого освещения. Посадка была произведена в затемненных условиях с использованием импровизированной системы инфракрасных посадочных фонарей, установленных Карни на взлетно-посадочной полосе, видимой только через очки ночного видения. Сильно загруженному Dragon 1 потребовалось четыре прохода, чтобы определить, что на взлетно-посадочной полосе нет препятствий, и выровняться с взлетно-посадочной полосой. Дракон 1 разгрузил Кайла, Группы боевого управления ВВС США (CCT) под командованием Карни и Беквита.

Группа CCT установила параллельную зону приземления к северу от грунтовой дороги и отправилась в TACAN маяки для навигации в вертолетах. Второй и третий MC-130 приземлились, используя обе взлетно-посадочные полосы, и выгрузили оставшихся солдат Delta, после чего Dragon 1 и 2 взлетели в 23:15, чтобы освободить место для трех EC-130 и восьми RH-53D и вернуться.

Вскоре после того, как первые экипажи приземлились и начали охранять Desert One, неподалеку от блокпоста армейских рейнджеров был взорван грузовик-цистерна, очевидно перевозившая топливо контрабандой. команда, использовавшая управляемую с плеча ракету, пыталась покинуть это место. Пассажир грузовика погиб, но водителю удалось скрыться на сопровождающем его пикапе. Поскольку автоцистерна была признана причастной к тайной контрабанде, считалось, что водитель не представляет угрозы для безопасности миссии. Возникший в результате пожар осветил ночной пейзаж на многие мили вокруг и фактически обеспечил визуальное руководство по Desert One для дезориентированных приближающихся вертолетов. Гражданский иранский автобус с водителем и 43 пассажирами, ехавший по той же дороге, которая теперь служила взлетно-посадочной полосой для самолетов, был вынужден остановиться примерно в то же время, и пассажиры были задержаны на борту «Республики 3».

В пути RH-53Ds Bluebeard 6 совершил аварийную посадку в пустыне, когда датчик указал на треснувшую лопасть несущего винта. Его экипаж подобрал Синяя Борода 8. Остальные вертолеты столкнулись с неожиданным погодным явлением, известным как хабуб (огромное, почти непрозрачное облако мелкой пыли). Bluebeard 5 полетел в хабуб, но отказался от миссии и вернулся на Нимиц, когда электрические проблемы вывели из строя летные приборы, и полет без визуальных ориентиров оказался невозможным. Остальные шесть вертолетов достигли Desert One с опозданием на 50–90 минут. Синяя Борода-2 прибыла последней в Пустыню-1 в 01:00 с неисправной вторичной гидравлической системой, оставив только одну гидравлическую систему для управления самолетом.

Теперь только пять вертолетов остаются полностью пригодными для перевозки людей и оборудования в Пустыню. Два, из которых шесть запланированы как порог прерывания миссии, различные командиры зашли в тупик. Старший пилот вертолета Зайфферт отказался использовать небезопасную Синюю Бороду 2 в миссии, в то время как Беквит отказался рассматривать сокращение численности своей обученной спасательной команды. Поэтому Кайл посоветовал Вооту прервать миссию. Рекомендация передана по спутниковому радио до президента. После двух с половиной часов на земле был получен президентский приказ об отмене.

Разгром

План-эскиз Desert One

Расчеты расхода топлива показали, что лишние 90 минут холостого хода на земле сделали топливо критично для одного из ЕС-130. Когда стало ясно, что в Desert One прибудут только шесть вертолетов, Кайл разрешил EC-130 перебросить 1000 галлонов США (3800 л) из баллонов в их собственные основные топливные баки, но Республика 4 уже израсходовала весь свой баллон. Топливо заправляло три вертолета, а перебрасывать его не было. Чтобы дойти до заправки топливозаправщиками без израсходования топлива, он должен был немедленно уйти и уже был загружен частью команды Delta. Вдобавок RH-53 Bluebeard 4 нуждался в дополнительном топливе, поэтому его нужно было переместить на противоположную сторону дороги.

Чтобы выполнить оба действия, Bluebeard 3 нужно было переместить прямо за EC-130. Самолет не мог перемещаться наземным такси, и его приходилось перемещать с помощью парящего такси (летящего на небольшое расстояние с малой скоростью и высотой). Боевой диспетчер ВВС США попытался руководить маневром перед самолетом, но был взорван песком пустыни, взбитым винтом. Когда Диспетчер попытался отступить, пилот Синей Бороды 3 почувствовал, что он дрейфует назад (охваченный облаком пыли, пилот имел только Диспетчер в качестве ориентира) и, таким образом, попытался «исправить» эту ситуацию, применив передний джойстик, чтобы сохранять одинаковую дистанцию ​​от маршаллера, движущегося назад. Самолет RH-53 поразил вертикальный стабилизатор EC-130 своим несущим винтом и врезался в корень крыла.

EC-130. В результате взрыва и пожара погибли восемь военнослужащих: пятеро из четырнадцати Экипаж ВВС США в EC-130 и три из пяти экипажей ВВС США в RH-53, в живых остались только пилот и второй пилот вертолета (оба сильно обгорели). Во время безумной эвакуации экипажей вертолетов на EC-130 были предприняты попытки получить их секретные служебные документы и уничтожить самолет. Экипажи вертолетов поднялись на борт ИС-130. Пять самолетов RH-53 остались в основном неповрежденными, некоторые были повреждены осколками. Bluebeards 2 и 8 теперь служат в ВМС Исламской Республики Иран. Успешно вернувшийся EC-130E Republic 5 был снят с вооружения ВВС США в июне 2013 года и теперь выставлен в Каролинском музее авиации.

. EC-130 доставили оставшиеся силы обратно на промежуточный аэродром на острове Масира. где два самолета C-141 для медицинской эвакуации с плацдарма в Вади Абу Шихат, Египет (именуемого Вади Кена в вооруженных силах США из-за его расположения около Кены, 26 ° 33′18 ″ с.ш. 33 ° 07′58 ″ E / 26.555058 ° N 33.132877 ° E / 26.555058; 33.132877 ), поднял раненых людей, экипажи вертолетов, рейнджеров и членов Delta Force и вернулся в Вади Кена. Раненые были доставлены в Региональный медицинский центр армии Ландштуля в Германии. Тегеранская группа ЦРУ покинула Иран, и иранцы не знали об их присутствии.

Потери

Среди восьми погибших военнослужащих были трое морских пехотинцев (сержант Джон Д. Харви из Роанока, Вирджиния; капрал Джордж Н. Холмс-младший из Пайн-Блафф, Арканзас; штаб-сержант Дьюи Джонсон из Дублина, Джорджия) и пять военнослужащих ВВС (майор Ричард Л. Бакке из Лонг-Бич, Калифорния; майор Гарольд Л. Льюис Младший из Форт-Уолтон-Бич, Флорида; технический сержант Джоэл С. Мэйо из Харрисвилля, Мичиган; капитан Лин Д. Макинтош из Валдосты, Джорджия; капитан Чарльз Т. Макмиллан из Корритона, Теннесси).

Последствия

США сожгли вертолет

Белый дом объявил о неудавшейся спасательной операции в 1:00 утра следующего дня. Позже заложники посольства были рассредоточены по всему Ирану, чтобы затруднить вторую попытку спасения. Следователи иранской армии обнаружили девять тел, восемь американцев и одного иранского гражданского лица. 44 иранских мирных жителя, захваченных в автобусе, рассказали очевидцы операции.

Восемь военнослужащих США погибли во время миссии. Мемориал в их честь находится на Арлингтонском национальном кладбище. 25 апреля 1980 года генерал-майор Роберт М. Бонд прочитал панегирик президента Джимми Картера на поминальной службе в их честь. Их тела были возвращены в Соединенные Штаты и захоронены в разных местах по всей стране. Трое из погибших военнослужащих - майор Ричард Бакке, майор Гарольд Льюис-младший и сержант. Джоэл Мэйо - был похоронен на Арлингтонском национальном кладбище в могиле, отмеченной обычным надгробием, примерно в 25 футах от мемориала группы.

В отставке Начальник военно-морских операций Адмирал Джеймс Л. Холлоуэй III в 1980 году возглавил официальное расследование причин провала операции от имени Объединенного комитета начальников штабов. В отчете Холлоуэя в первую очередь упоминаются недостатки в планировании миссий, командовании и контроле, а также возможности взаимодействия между службами, и он послужил катализатором для реорганизации Министерства обороны, а также Закон Голдуотера-Николса 1986 г..

Неудачи различных служб Сплоченная совместная работа несколько лет спустя подтолкнула к созданию новой мультисервисной организации. Командование специальных операций США (USSOCOM) начало действовать 16 апреля 1987 года. Каждая служба теперь имеет свои собственные силы специальных операций под общим контролем USSOCOM.

Отсутствие хорошо обученного армейского вертолета летчики, способные выполнять ночные полеты на малых высотах, необходимые для современных специальных операций, побудили к созданию 160-го авиационного полка специальных операций (SOAR) (Night Stalkers). Помимо создания 160-го SOAR, Министерство обороны США в настоящее время обучает многих пилотов военных вертолетов способам проникновения на малую высоту, дозаправке в воздухе и использованию очков ночного видения.

Второй план спасения

Планирование второй спасательной операции было санкционировано под названием «Проект Медовый Барсук» вскоре после того, как первая потерпела неудачу. Планы и учения были проведены, но потребности в людях и самолетах выросли, и в них участвовал почти батальон войск, более пятидесяти самолетов и такие непредвиденные обстоятельства, как транспортировка 12-тонного бульдозера для быстрой очистки заблокированной взлетно-посадочной полосы. Несмотря на то, что многочисленные репетиции прошли успешно, отказ вертолетов во время первой попытки привел к разработке последующей концепции, включающей только самолет с фиксированным крылом STOL, способный совершать перелеты из США в Иран с использованием дозаправки в воздухе, а затем возвращение на посадку на авианосец для оказания медицинской помощи раненым.

Концепция под названием Operation Credible Sport была разработана, но так и не была реализована. Это потребовало модифицированного Hercules, YMC-130H, оснащенного ракетными двигателями в носу и корме, чтобы обеспечить чрезвычайно короткую посадку и взлет на стадионе Амджадия. Три самолета были модифицированы по спешной секретной программе. Первый полностью модифицированный самолет разбился во время демонстрации на Duke Field на базе ВВС Эглин 29 октября 1980 года, когда его посадочные тормозные ракеты были запущены слишком рано. Осечка вызвала резкую посадку, оторвавшую правое крыло, и возник пожар. Все находившиеся на борту выжили без травм. Предстоящая смена администрации в Белом доме вынудила отказаться от этого проекта.

Операция «Мемориал Орлиного Когтя» на Арлингтонском национальном кладбище

Несмотря на провал Credible Sport, учения «Медовый барсук» продолжались до президентских выборов в США 1980 года, когда они стали лишними. Несмотря на это, были разработаны многочисленные приложения и методы для специальных операций, которые стали частью развивающегося репертуара USSOCOM.

Президент Картер продолжал попытки добиться освобождения заложников до окончания своего президентского срока. 20 января 1981 года, через несколько минут после истечения срока полномочий Картера, 52 американских пленника, удерживаемых в Иране, были освобождены, положив конец 444-дневному кризису с заложниками в Иране.

США Государственный секретарь Сайрус Р. Вэнс, полагая, что операция не сработает и только поставит под угрозу жизнь заложников, решил уйти в отставку, независимо от того, была ли миссия успешной или нет. Его отставка была подтверждена через несколько дней.

Рухолла Хомейни осудил Джимми Картера и в своей речи после инцидента воздал должное Богу, который бросил песок для защиты Ирана. Он сказал:

Кто разбил вертолеты мистера Картера? Мы сделали? Пески сделали! Они были агентами Бога. Ветер - агент Бога... Эти пески - агенты Бога. Они могут попробовать еще раз!

В искусствах

Анализ

Были аргументированы различные причины провала миссии, при этом большинство аналитиков согласились с тем, что плохое планирование, несовершенная структура управления, отсутствие адекватной подготовки пилотов и плохие погодные условия - все это способствовало факторам, которые вместе взятые обрекали операцию..

Поминовение

Иран

В соляной пустыне Дашт-э Кавир по дороге из Ашкезара в Табас в Иране есть несколько остатков операции, в том числе (как кажется) макеты вертолетов RH-53D.

Этот инцидент считается поражением США и ежегодно отмечается в Табасе, где правительственные чиновники, религиозные деятели и люди собираются и демонстрируют обломки американских самолетов и вертолетов, оставшихся после инцидента.

Названная мечеть. На месте крушения была построена «мечеть благодарности».

Иранская система противовоздушной обороны получила название Tabas в память о месте крушения.

В аэропорту Тегерана выставлен корпус RH-53D.

США

Операция «Мемориал орлиного когтя» на Арлингтонском национальном кладбище. Согласно веб-сайту кладбища

Мемориал миссии спасения Ирана, посвященный в 1983 году, состоит из колонны из белого мрамора с бронзовой табличкой, на которой указаны имена и звания тех, кто погиб во время миссии. Трое мужчин - майор Ричард Бакке, майор Гарольд Льюис-младший и сержант. Джоэл Мэйо - похоронены в могиле, отмеченной обычным надгробием, расположенной примерно в 25 футах от группового мемориала.

Подразделения, участвующие в операции

ВВС США

Армия США

ВМС и корпус морской пехоты США

Хайэм, Робин; Парилло, Марк (2013). Влияние авиации на историю: государственная мудрость, дипломатия и внешняя политика с 1903 года. п. 227. ISBN 978-0813140728. Проверено 5 апреля 2017 года.

Дополнительная информация

Самолет на дисплее

См. Также

Викискладе есть материалы по теме к Operation Eagle Claw.

Примечания и ссылки

Notes

Цитаты

Библиография

  • Thigpen (2001). Преторианский звездный корабль: нерассказанная история боевого когтя. Издательство ДИАНА. ISBN 9781428990432.
Дополнительная литература
  • Кайл, полковник Джеймс Х., ВВС США (в отставке) (1990). Желание попробовать. Нью-Йорк: Книги Ориона. ISBN 0-517-57714-3.
  • Ленахан, Род (1998). Искалеченный орел: историческая перспектива специальных операций США 1976–1996 гг. Нарвал Пресс. ISBN 1-886391-22-X.
  • Olausson, Lars, Lockheed Hercules Production List 1954–2005, Såtenäs, Швеция, ежегодно, без ISBN.
  • Райан, Пол Б. ( 1985). Иранская спасательная миссия: почему, если не удастся ?. Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-321-0.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 13:01:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте