Музыка Одисси

редактировать

Музыка Одисси (oṛiśī sangīta) - жанр классической музыки в Индии, зародившийся в восточном штате Одиша. Традиционная ритуальная музыка для служения Господу Джаганнатхе, музыка Одисси имеет более чем двухтысячелетнюю историю, подлинные сангита-шастры или трактаты, уникальные раги и таласы и особый стиль их исполнения.

Различные аспекты музыки Одисси включают в себя: чаупади, чханда, чампу, чаутиса, джанана, маласри, бхаджана, саримана, джхула, кудука, коили, пои, боли и другие. Динамику презентации можно условно разделить на четыре группы: раганга, бхабанга, натьянга и дхрубападанга. Некоторые великие композиторы-поэты традиции Одисси - поэт XII века Джаядева, Баларама Дас, Атибади Джаганнатха Дас, Динакрушна Даса, Каби Самрата Упендра Бханджа, Банамали Даса, Кабисурджья Баладеба Ратха и Кабикалаханса.

Согласно Натьяшастре Бхараты Муни, индийская классическая музыка имеет четыре основных направления: Аванти, Панчали, Одрамагадхи и Дакшинатья. Из них Odramagadhi существует в форме музыки Odissi. Музыка Орисси кристаллизовалась как независимый стиль во времена поэта Одиа Джаядевы, который сочинял тексты, предназначенные для пения, на рагах и талах, уникальных для местной традиции. Однако песни Odissi были написаны еще до того, как появился язык Odia. Музыка Одисси имеет богатое наследие, восходящее к 2 веку до н.э., когда король Каравела, правитель Одиши (Калинга ), покровительствовал этой музыке и танцам.

Традиционные формы искусства Одиши, такие как Махари, Готипуа, Прахаллада Натака, Радха Према Лила, Пала, Дасакатия, Бхарата Лила, Кханджани Бхаджана и т. Д. - все это сильно основан на музыке Odissi. Одисси - один из классических танцев Индии из штата Одиша; исполняется с музыкой Одисси.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Доисторическая музыка
    • 1.2 Скульптурные свидетельства
      • 1.2.1 Харабела
  • 2 Эволюция
    • 2.1 Чарьяпада и буддийская музыка
    • 2.2 Джаядева и Гита Говинда
      • 2.2.1 Гопала Наяка
    • 2.3 Британское правление
  • 3 Трактаты
  • 4 Характеристики
    • 4.1 Мардала
    • 4.2 Как сольный инструмент
  • 5 Отношения с другими классическая музыка
  • 6 Музыка Одисси в наше время
    • 6.1 Классичность
  • 7 Экспоненты
    • 7.1 Гуру Одисси Мардала
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
История

Музыка Одисси тесно и неразрывно связана с храмом Джаганнатхи в Пури. Божество Джаганнатхи лежит в основе культуры Одиши, и музыка Одисси изначально была музыкой, предлагаемой как сева, или служение Джаганнатхе. Каждую ночь во время Бадасингхары или последнего ритуала божества поется Гитаговинда Джаядевы в традиционных рагах и талах Одисси. Эта традиция не прерывалась со времен Джаядевы, который сам пел в храме. После времен поэта пение Гитаговинды в соответствии с подлинными рагами и талами Одисси было установлено как обязательная сева в храме, которую должны выполнять махари или девадаси, систематически записываемые в надписях, Мадала Панджи и другие официальные документы, описывающие функционирование храма. На сегодняшний день храм Джаганнатхи остается источником музыки Одисси, и самые древние и аутентичные композиции (в том числе несколько архаичных чханд Одиа и джананы самого Джаядевы) сохранились в храмовой традиции, хотя девадаси больше не встречаются из-за их систематичности. искоренение британским правительством.

Доисторическая музыка

Древняя Одиша имела богатую музыкальную культуру, что подтверждается многочисленными археологическими раскопками по всей Одише. В Санкарджанге в районе Ангул начальные подготовительные работы выявили культурный пласт периода энеолита (400 г. до н.э. и далее). Отсюда были раскопаны полированный камень кельты и гончарные изделия ручной работы. Некоторые кельты узкие, но большие по размеру. Таким образом, они описаны как Баркельты. На основании баркельтов, обнаруженных в Санкарджунге, можно утверждать, что они были более ранним музыкальным инструментом в Индии.

Скульптурные свидетельства

Существуют исторические свидетельства в виде скульптурных свидетельств, т. Е. музыкальные инструменты, пение и танцы девушек в пещерах Ранигумпха в Кхандагири и Удаягири в Бхубанешвар. Эти пещеры были построены во время правления джайнского правителя Харабелы во 2 веке до нашей эры. Кроме того, в храмах Одиши 7-го и 13-го веков нашей эры, таких как Парашурамешвара, Муктешвара, Лингараджа и Конарка, есть сотни скульптуры, изображающие музыкальные представления и танцевальные позы.

Натья Шастра упоминает четыре уникальных правритти или региональных школ художественного мастерства. Среди них упоминается Удрамагадхи. Части древнего Калинга, Кангода, Дакхина Косала, Тосали, Матсья Деса, Удра теперь составляют штат Одиша. Классическая музыка, которая преобладала в этих регионах, была известна как Удрамагадхи паддхати. Текст после Джаядевы Сангита Ратнакара также ссылается на то же самое. В настоящее время именно эта система попадает под рубрику «Музыка Одисси».

Харабела

Пещеры Кхандагири и Удайагири были высечены во времена правления джайнского императора Харабелы Калинги. В исторических записях Харабела описывается как знаток музыки и великий покровитель музыки. То же самое отражено в скульптурах, найденных в пещерах Удаягири и Кхандагири, изобилующих людьми, танцующими под музыкальное сопровождение. Маданлал Вьяс описывает его как эксперта, который организовал музыкальную программу, в которой в тандеме играли шестьдесят четыре инструмента.

Харабела был императором династии Чеди. Чеди был сыном Каушики, раги, которую, как говорят, согласно Нарадия Сикхья, создал мудрец Кашьяпа. Древние музыковеды Одиши, как и Харичандана, принадлежали к школе Нарадия. Рага Каушика - чрезвычайно популярная рага в традиции Одисси, даже до настоящего времени.

Эволюция
Десараджа Маудамани Адигуру Сингхари Шьямасундар Кар. Родившийся в семье себаята храма Джаганнатхи в Пури, он широко считается одним из величайших гуру музыки Одисси в двадцатом веке. Баниканта Нимай Чаран Харичандан, культовый музыкант Одисси 20 века и пионер записи традиционных Музыка одисси на грампластинках.

Чарьяпада и буддийская музыка

Долгое время буддизм был основной религией Одиши. Ветви Ваджраяны и Сахаджаяны были особенно влиятельными, и ученые полагают, что Одиша или Уддияна была местом рождения самой Ваджраяны. Между седьмым и одиннадцатым веками нашей эры были написаны и составлены Чарья Гитика буддийских Махасиддхов или Сиддхачарьев. Многие из махасиддхов родились в Одише и писали на языке, очень близком к сегодняшнему Одиа. Используемые ими раги были найдены в литературе Одиа на протяжении столетий после этого и остаются важными до сих пор. Некоторые из этих песен ритуально пели поверх ратхи Джаганнатхи во время Ратха-джатры.

Джаядева и Гита-Говинда

Даже традиция Махари и пение Гиты-Говинды в храме Господа Джаганнатхи с тех пор. Время царя Пратапарудры Девы в 15 веке доказывает богатую традицию Одисси.

Гопала Наяка

Во время правления Алауддина Хилджи Гопала Наяка играл важную роль в популяризации старинной индийской музыки. Некоторые ученые из Одиши в первой половине 20-го века написали о местной легенде, согласно которой Гопала Наяка был из Одиши.

После правления Мукунды Деба в 16-м веке музыка Одисси пострадала во время правления маратхов в Одиша в 17-18 веках нашей эры.

Британское правление

В течение 18-19 веков музыке Одисси в основном покровительствовали местные короли княжеств Одиша. Сюда входили Гаджапати из Пури, а также правители королевств Паралахемунди, Маюрбхандж, Гумусара, Атхагада, Атагада Патана, Дигапаханди (Бадахемунди), Халликоте, Санакхемунди, Чикити, Суранги, Джейпор, Али, Каника, Дхенканал, Банапур, Сонепур, Барамба, Нилгири, Наягарх, Тигирия, Бауд, Даспалла, Баманда (Бамра), Нарасингапур, Атамаллик, а также места со значительным населением Одиа и культурной историей, такие как Тарала (Тхарлакота), Джалантара (Джалантракота), Манджуса (Мандаса), Тикили (Теккали) и Садхейкала (Сераикела). Правители часто покровительствовали поэтам-композиторам и опытным музыкантам, вокалистам и инструменталистам. Музыканты назначались при королевских дворах и удостаивались земли или других наград. Многие короли сами были искусными музыкантами и поэтами, например, Гаджапати Капилендра Деба из Пури или Чикити.

Трактаты
Музыка Индии
Дама, играющая на танпуре, ок. 1735.jpg Дама, играющая на танпуре, ок. 1735 (Раджастхан)
Жанры
Традиционный
Медиа и перформанс
Музыкальные награды
Музыкальные фестивали
Музыкальные СМИ
Националистические и патриотические песни
Государственный гимнДжана Гана Мана
Региональная музыка
  • v
  • t

Было найдено несколько десятков трактатов о музыке, написанных на Одише. Известно, что, по крайней мере, с XIV века в государстве существовала непрерывная традиция музыковедения. Многие тексты были критически отредактированы и опубликованы Odisha Sangeet Natak Akademi и Департаментом культуры Odisha. Из них основными текстами музыки Одисси являются:

  • Гита Говинда Джаядевы (12 век)
  • Хари Наяка (14 век)
  • Гитапракаса Круснадаса Бададжена Махапатра ( 15 век)
  • Гаджапати Нараянадеба, Пурушоттама Мишра (17 век)
  • Нилакантха
  • Харичандана
  • Рагхунатха Ратха
  • Сангита Камода из Гопинатха Патры
  • Каланкура Нибандха из Каланкуры Муни
  • Сангита Садананда из Садананды Кабисурджья Брахма
  • Сангитасара Боли из Бандху Бинакары
  • Гитолиапракаса
  • Лакхьяна Чандродая из Кабичандры Рагхунатха Паричха
  • Сангита Камада
  • Сангита Каумуди

Джаядева, санскритский поэт XII века, великий композитор и выдающийся мастер классической музыки, внес огромный вклад в музыку Odissi. За его время стиль Одра-Магадхи сформировался и приобрел статус классической музыки. Он указал на преобладающие в то время классические раги, в которых они должны были петься. До этого существовала традиция Чханды. Начиная с XVI века, трактатами о музыке были Сангитарнава Чандрика, Гита Пракаша, Сангита Калпалата и Натья Манорама . Пара трактатов, а именно Сангита Сарани и Сангита Нараяна, также были написаны в начале XIX века.

Музыковеды Одиши ссылаются на множество древних текстов о музыке, таких как Натьяшастра Бхараты Муни, Вишну Пурана, Шива Самхита, Брахма Самхита, Нарада Самхита, Парашурама Самхита, Гита Говинда, Кохалия, Сангитасара Хари Наяки, Тантра, Сангита Ратнамала Мамматачарьи, Каланкура Нибандха, Панчама Сара Самхита, Рага Вивека, Сангита Чандрика, Сангита Каумуди, Сангита Сиромани, Ванмаявивека, Шивавивекапрабандха, Сангита Дамодара и другие. Таким образом, известно, что вышеупомянутые тексты были в моде в Odisha в период после 15-го века.

Характеристики

Odissi Sangita включает четыре музыкальных класса, а именно: Дхрувапада, Читрапада, Читракала и Панчал, описанный в вышеупомянутых текстах. Главный Одисси и Шокабаради. Одисси Сангита (музыка) представляет собой синтез четырех классов музыки, то есть Дхрувапада, Читрапада, Читракала и Панчал, описанных в вышеупомянутых текстах. Дхрувапада - это первая строка или строки, которые нужно повторять неоднократно. Читрапада означает расположение слов в аллитерационном стиле. Использование искусства в музыке называется Читракала. Кабисурджья Баладеба Ратха, известный поэт Одиа писал стихи, которые являются лучшими образцами Читракалы. Все это были Чханда (метрическая секция), заключающая в себе суть музыки Одисси. Чханды были составлены путем объединения бхавы (темы), калы (времени) и свары (мелодии). Чаутиса олицетворяет самобытность стиля Одисси. Все тридцать четыре (34) буквы алфавита Одиа от «Ка» до «Кса» используются в хронологическом порядке в начале каждой строки.

Особенностью музыки Одисси является пади, которая состоит из слов, которые нужно петь на Друта Тала (быстрый бит). Музыка одисси может быть исполнена на разные таласы : Наватала (девять долей), Дашатала (десять долей) или Эгаратала (одиннадцать долей). Одисси раги отличаются от раг классической музыки Хиндустани и Карнатаки. Первичные раги Одисси - это Кальяна, Ната, Шри Гауда, Баради, Панчама, Дханашри, Карната, Бхайрави и Шокабаради.

Музыка Одисси поется через Рагангу, Бхабангу и Натьянгу, Дхрубападангу, затем Чампу, Чханда, Чаутиса, Паллаби, Бхаджана, Джанана и Гита Говинда, которые считаются частью репертуара Одисси или родственной формы Одисси.

Музыка Одисси имеет кодифицированную грамматику, которая представлена ​​указанными раагами. У него также есть отличительный стиль воспроизведения. Он лиричен в своем движении с волнообразным орнаментом. Темп пения в Odissi не очень быстрый и не слишком медленный, и он поддерживает пропорциональный темп, что очень успокаивает.

Хотя между хиндустанской и персидской музыкой было межкультурное влияние, музыка Одисси осталась относительно неизменной.

Мардала

Мардала, традиционный ударный инструмент музыки Одисси

Мардала - ударный инструмент, родом из штата Одиша. Он традиционно используется в качестве основного ударного инструмента в музыке Одисси. Мардала отличается от других инструментов, которые могут иметь похожие названия на Индийском субконтиненте, благодаря своей уникальной конструкции, акустическим характеристикам и традиционной технике игры.

Рагхунатха Ратха, древний музыковед из Одиши, превозносит Мардала в своем трактате: Натьяманорама как:

анаддхе мардданам шрешхо. йатасталлакшанабрубе /

Среди мембранофонов. Мардала является превосходной степенью.. Отсюда и рассказываю его особенности.

Храм Джаганнатхи в Пури на протяжении столетий имел слугу Мардала. Это было известно как «Мадели Себа», и перкуссионист был ритуально посвящен в храм правителем Гаджапати. Мардала раньше была инструментом, сопровождающим танец Махари, прародитель современного танца Одисси, одной из основных форм классического танца Индии. В сотнях храмов Калингана по всему штату Одиша, включая знаменитые святыни, такие как Муктешвара и Конарка, Мардала занимает видное место, обычно в нише аласаканьи, играющего на инструменте. Есть поза под названием мардалика, повторяющая ту же стойку в танце Одисси.

Игра Мардалы основана на тала-паддхати или ритмической системе музыки Одисси. тала - ритмическая структура в индийской музыке. Таласы, используемые в музыке Одисси, отличаются друг от друга и не встречаются в других системах индийской музыки. Региональная терминология, используемая в контексте Мардалы, - это кала, анса, мана, анаса, бхаунри, бхаунри анаса, тали, кхали, пханка, бани, укуна, пана, чханда, бханги и т. Д. Пата на основе шабда-свара, традиционный компонент. ритм Мардалы был интегрирован в танец Одисси Гуру Деба Прасад Дас. Хотя в трактатах определено несколько сотен тала, некоторые из них встречаются чаще: экатали, кхемана или джхула, рупака, трипана, джампа, анатали, джати, адитала, матха. Также используются другие тала: нихсари, кунука, дуанамана, саримана, упана, пандитала, пахапана, анатала, атхатали и джаганнатха. Таласы имеют характерный свинг, типичный и универсальный в музыке Одисси.

Мардала тесно связана с храмом Джаганнатхи и поэтому занимает очень почетное положение в культуре Одиши. Многие гуру работали над продвижением наследия этого инструмента. Адигуру Сингхари Шьямасундар Кар, Гуру Банамали Махарана, Гуру Падманабха Панда, Гуру Басудеба Кхунтия, Гуру Махадеба Раут, Гуру Нараяна Махапатра, Гуру Банамали Махарана и Гуру

  • Махарана были среди великих Махарана Келлу. Мардала в 20 веке.

    Гуру Рабинараян Панда, Гуру Джаядеба Гири, Гуру Джанардана Даш, Гуру Дханешвар Суэйн, Гуру Сачидананда Дас, Гуру Биджая Кумар Барик, Гуру Джаганнатх Куанр - одни из современных приверженцев Мардалы. Многие мастера-ветераны Готипуа также преуспели в Мардале: Гуру Бирабара Саху, Гуру Лингарадж Барик, Гуру Магуни Дас и другие.

    Как сольный инструмент

    Роль Мардалы как сольного инструмента в течение последних нескольких десятилетий представлялась с большим успехом, помимо более известной роли аккомпанемента в ансамбле. для музыки и танцев Odissi. Сольные выступления следуют определенному правилу или пранали: начиная с джаманы, затем переходя к чханда пракарана, рагада и т. Д.

    Связь с другой классической музыкой
    Ветеран музыканта Одисси Шьямамани Деви, ученик Адигуру Сингхари Шьямасундар Кар и Сангита Судхакара Балакрушна Дас.

    Ударный инструмент, на котором играет музыка Одисси, - это Мардала. Храмовые скульптуры в Одише изобилуют статуями игроков «Мардала». В свое время Империя Калинга простиралась вплоть до реки Кавери и включала в себя большую часть Карнатаки. Царь Пурушоттама Дева из Одиши завоевал Канчи и женился на принцессе. Некоторые раги, характерные для Одиши, - это «Десакхья», «Дханасри», «Белабали», «Камоди», «Баради» и т. Д. Кроме того, некоторые раги Одисси носят те же названия, что и хиндустани или карнатик, но имеют разные сочетания нот. Более того, есть много раг, которые имеют одинаковые комбинации нот в стилях хиндустани, карнатика и одисси, но называются разными именами. Однако каждый поток имеет свой собственный стиль передачи и тонального развития, несмотря на внешнее сходство в масштабе.

    Музыка Одисси в наше время

    Великие представители музыки Одисси в наше время - Адигуру Сингхари Шьямасундара Кар, Астабадхани Ачарья Тарини Чаран Патра, Баникантха, Гокул Срихандан, Нрусингханатх Кхунтия, Локанатх Ратх, Локанатх Ратх Пала, Мохан Сундар Деб Госвами, Маркандейа Махапатра, Кашинатх Пуджапанда, Сангита Судхакара Балакрушна Дас, Радхамани Махапатра, Биснуприя Самантасингхар, Бхубанешвари Мишра, Шьямамани 3 Деви, Гопанда 35>Падмашри Сурамани Рагхунатх Паниграхи, Рамахари Дас, достигший выдающихся результатов в классической музыке.

    Классичность

    Известный ученый и культурный обозреватель Дживан Пани упоминает четыре параметра, которым должна удовлетворять любая музыкальная система, чтобы называться «классической» или шастрической:

    1. Традиция должна быть возрастом более ста лет.
    2. Система должна быть основана на одной или нескольких письменных шастрах или трактатах.
    3. В основе системы должно быть несколько раг.
    4. Раги, лежащие в основе системы, и другие приобретенные раги должны быть очерчены в особом стиле.

    Далее Дживан Пани иллюстрирует в своих работах каждый из этих аспектов в отношении музыки Одисси. Традиции музыки Odissi насчитывают почти тысячелетие, в штате Odisha в течение нескольких столетий написано несколько древних музыкальных трактатов, есть уникальные раги и особая манера исполнения. Пани далее утверждает:

    Из приведенного выше обсуждения очевидно, что музыка Одисси - это отличительная шастрическая (классическая) система. Опять же, сейчас принято считать, что танец Одисси, несомненно, является шастрическим стилем. Несомненно, музыка - это дыхание танца. Следовательно, было бы нелогично сказать, что тело, то есть танец Одисси, шастрическое, но его жизнь, то есть музыка, не шастрическая.

    Другие ученые, такие как пандит доктор Дамодар Хота и профессор Доктор Рамахари Дас выразил обеспокоенность по поводу апатии правительства и связанного с этим отсутствия покровительства сохранению и популяризации традиций классической музыки, помимо двух основных систем. Доктор Хота также указывает на искажение Odissi Music, поскольку некоторые танцевальные музыканты с 1950-х годов обслуживали свою музыку исключительно возрожденной танцевальной формой, используя музыку хиндустани и карнатика в качестве ориентиров вместо того, чтобы культивировать знания и мастерство отличительных аспектов классицизма и исполнительских аспектов Odissi. Музыка. Музыка Odissi не была так хорошо известна, как танец Odissi, среди музыкантов и танцоров за пределами Odisha, что привело к присвоению музыкальной целостности и композиции танцевальной музыки без соблюдения традиции Odissi. Исполнение танца Одисси под музыку, не относящуюся к Одисси, подвергалось резкой критике со стороны традиционных гуру как танца Одисси, так и музыки Одисси; это было воспринято как нарушение традиции Одиа, в которой язык и литература Одиа гармонично сочетались с музыкой Одисси и танцем Одисси.

    Совсем недавно, чтобы популяризировать музыку Одисси, Департамент культуры правительства штата предпринял масштабную программу под названием «Одисси Сандхья», которая будет проводиться во всех крупных городах страны. Программа осуществляется исследовательским центром Гуру Келу Чаран Мохапатра Одисси в сотрудничестве с различными культурными организациями, расположенными в разных частях страны, такими как Центральная академия Сангит Натак, Восточный зональный культурный центр в Калькутте и Прачхин Калакендра в Чандигархе.

    Экспоненты

    Гуру Одисси Мардала

    См. Также
    Ссылки
    Внешние ссылки
    На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с музыкой Odissi.
  • Последняя правка сделана 2021-06-01 08:13:32
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте