Нусиби ( Nu-shibi, кит.:弩 失 畢; пиньинь : Nǔ shībì ; среднекитайский : * nuo X ɕiɪt̚piɪt̚) было китайским собирательным названием пяти племен правого (западного) крыла в Западно-тюркском каганате и членов " конфедерация десяти стрел, встречающаяся в китайской литературе (十箭 shíjiàn ; древнетюркский : 𐰆𐰣: 𐰸, латинизированный: On Oq). Упоминания о Нушиби появились в китайских источниках в 651 году и исчезли после 766 года. Племена Нушиби заняли земли Западно-Тюркского Каганата к западу от реки Или в современном Казахстане.
Юрий Зуев реконструирует среднекитайское произношение Нушиби как nou siet-piet, которое, как он утверждает, транскрибирует тюркский oŋ šadapït «правое крыло». Шадапит либо означает «свита шада » ( Клаусон, 1972), либо титул, родственный староперсидскому * satapati (Bombaci, 1976) «властелин сотни» или заимствованный из среднеиранского * špādapit lt;* špād-pad » армейский лорд », сравните Пехлеви Спахбед ( Рона -Тас, 2016: 70). Если это правда, то Нушиби можно отождествить с Шадапитом ( древнетюркский : 𐱁𐰑𐰯𐰃𐱃), упомянутым в надписях Орхона.
Другие ученые этимологизировали Нусиби, не имея в виду Шадапита. Янош Харматта реконструировал «Нушиби» как * nu śipiɺ, * nu śipir ; и предложил иранские этимологии, означающие «хорошие всадники»: с * nu «хороший» (ср. древнеперсидский * naiba-) и * aśśaβâra, * aśva-bâra или * aśśaβârya (ср. Saka aśśa "лошадь", древнеиндийское bhârya, «солдат, слуга»). Нурлан Кенжеахмет этимологизировал 弩 失 畢 (MC: nuǝ-șit-pjit) как китайскую транскрипцию согдийского nšypyk (* nišēbīg), nšmy (* nišame), что означает «запад».
В Афрасиаба картинах, как нушиби западные тюрки этнические турки, а не отюречились согдийцев, как это было предложено маркированной монголоидные черты лица и без бороды. Это самая многочисленная этническая группа на фреске, и они не послы, а скорее военные. Их изображение позволяет увидеть костюмы турок 6-7 веков нашей эры. Обычно они носят 3 или 5 длинных косичек, часто собираемых в одну длинную косу. У них пальто с однотонными рукавами до щиколотки и двумя лацканами. Такая мода на воротник впервые появилась в Хотане недалеко от Турфана, традиционной тюркской земли, во II-IV веках нашей эры. У них низкие черные остроносые сапоги. Они носят золотые браслеты с лазуритом или жемчугом.
После раскола Первого тюркского каганата в 604 году в Западно-Тюркском каганате изначально было трехплеменное правое крыло нушиби и пятиплеменное левое крыло дуолу. Позже два племени Нушиби, Аскал и Кошу, реорганизовались, каждое из них разделилось на два племени, в результате чего общее количество достигло десяти, отсюда и общее название Он Ок (гл. 十 箭 «десять стрел»). Оба нушиби и Duolu принадлежали к тюркским племенам Чуйской группы, и говорили близкие диалекты.
Переход господства от группы Дуолу к Нушиби имел результат, отразившийся на всем Эразийском континенте. Нушиби контролировали и извлекали выгоду из эксплуатации своего участка трансконтинентальной торговой дороги ( Шелковый путь ) и были в союзе с Согдиана, цепочкой небольших оазисных княжеств, которые также были членами Западно-Тюркского каганата и служили основными операторами Шелкового пути. Интерес Нусиби к операции по Шелковому пути привел их, помимо согдийцев, в коалицию с Византией и Китаем, двумя другими сверхдержавами, заинтересованными в торговле между Востоком и Западом. На западе в коалицию вошли хазары на Северном Кавказе и булгары в степях Северного Причерноморья. Этому мировоззрению противостояла коалиция двух других держав, Персии и Восточно-Тюркского каганата, которая привела к первым мировым войнам раннего средневековья VII века.
Интересы Нушиби в Западно-Тюркском Каганате продвигал Каган Тонг Джабгу Каган, известный из армянских летописей как «Царь Севера». Столица располагалась к северу от оазиса Чач (современный Ташкент). Период господства Нушиби был прерван в 628 году объединенным восстанием племен карлуков и доулу и последующей смертью Тонг Джабгу Кагана от рук его дяди. В междуцарствие, во главе со своим дядей Кюлюг-Сибир хан с названием Багатур каган, фракция Duolu восстановил свое прежнее доминирующее положение. Переворот привел к значительным последствиям: в 630 году Багатур-Каган должен был предоставить булгарам независимость и позволить им реорганизоваться в так называемую Великую Болгарию. Нушиби оппозиции узурпатора возглавил Ашина Nishu, линейки с седлом в Пайкенд ( Paikent), правившего Бухарская область. Сибир-хан был убит в 631 году, и Нушиби установил их избранного сына Тонг-джабгу-кагана с титулом Ирбис Ишбара сэр Джабгу-Каган, чей титул Сэр получил графически уничижительную китайскую транслитерацию 肆Sì (lt; MC * / siɪ H /) «наглый, недисциплинированный». Сы Джабху Каган был известен западным современникам как Синджибу и Силзибул, но вскоре ему пришлось заменить его Асина Нишу под именем Дуолу Каган (632–634), вероятно, чтобы успокоить северные племена дуолу. Следующая преемственность последовала за традиционным порядком боковой преемственности, младший брат Нишу был возведен на престол с титулом Ишбара Толис-шад (634–639), он провел крупную реформу, согласившись на автономию и местное руководство крыльев Дулу и Нусиби, а не взяты из клана Асина. Порядок, благоприятный для Duolu и нушибите, был вредным к карлукам, ягма, кипчаки, Basmals, и худшим из всех потомков Восточных / Северная хунна - Chuyüe (позже тюрки-шато ) и Чуе они были особенно с болью, потому что их Chumuhun Kins находились в привилегированном Duolu и Chuban в обоих Duolo amp; нушиби крыльев.
В 647 году Западно-Тюркский каганат был разделен на два независимых государства в результате договора по реке Или. Период независимости длился до возникновения Второго тюркского каганата. В 667 г. крыло Нусиби Онка объединилось с Тибетом. Около 720, кампания под руководством Кульской Тегин разгромила силы племенного союза нушиби во главе с Ezgil (Изгиль) племени, и подчинил бывший «западное крыло», которое с того времени исчез из литературы. Эпизод военного похода упоминается в надписи Бильге Каган орхонских надписей.
Tongdian, Vol. 199 записывает имена пяти подплемен и титулы их лидеров.
Hanzi | Пиньинь | Реконструкция Беквита | Реконструкция Зуева |
---|---|---|---|
阿 悉 結 闕 俟 斤 | Āxījiē què sìjīn | * Äskäl čur irkin | * Эзгиль Кюл-Эркин |
哥舒 闕 俟 斤 | Gēshū què sìjīn | * Qošu čur irkin | * Кашу Кюль-Эркин |
拔 塞 幹 暾 沙 缽 (略) 俟 斤 | Básègàn tūn shābō (lüè) sìjīn | * Barsqan tun iśbara irkin | * Барслан Тун-ашпа- [ра] -эркин |
阿 悉 結 泥 孰 俟 斤 | Āxījiē níshú sìjīn | * Äskäl niźuk irkin | * Эзгиль Низук-Эркин |
阿舒 處 半 俟 斤 | Gēshū chùbàn sìjīn | * Qošu čupan irkin | * Кашу Чопан-Эркин |
Разница между группами Нусиби и Дуолу была исключительно экономической, следствием их относительного географического положения. Дулу занимал северную часть степей Средней Азии, вдали от главной артерии Шелкового пути, и был мало затронут внутриконтинентальной торговлей. Основным источником торгового дохода Duolu пришел из Турфана в бассейне Турфан. Нусиби заняли земли к югу от Дулу, контролировали значительный участок артерии караванной дороги и многочисленные ответвления и были серьезно затронуты ее работой. Двуязычные тюрко-согдийские купцы управляли созвездием оазисных городов-государств с общим названием Согдиана и установили симбиотические отношения со своими кочевыми спонсорами-нушиби. Лев Гумилев отмечал, что язык дуолу и нусиби был диалектом типа «дджо» ( dj abgu), в отличие от диалекта типа «йо» ( y abgu). Диалекты типа «дджо» относятся к кипчакской и сибирско-тюркской ветвям тюркской языковой семьи; в чувашском, единственном сохранившемся огурском диалекте, «y-» / j / иногда становится «ś-» / ɕ /.
Надпись Трюмного Кагана, 1-я сторона, 14:
Я, Тенгриллик и Тенгри родился тюркским Бильге каган. Услышь мои слова. Когда правил мой отец, Бильге каган тюркский, вы, верховные тюркские беки, нижние тардушские беки, Шад - апыт беки во главе с Кул Чуром, остальные тюлесские беки, Апа Таркан...
Надпись Трюмного Кагана, 1-я сторона, 15:
Во главе с Шад - Апыт беками, Байруками… Тамган Таркан, Тоньюкуком, Бойла Бата Таркан, Буйруксом…, Внутренними Буйруками во главе с Себеком Кул Эркином, все байки Буйрука! Мой отец…
Надпись Трюмного кагана, 2-я сторона, 2:
Я, тенгрианский тюркский каган, уроженец Тенгри, взошел на престол. Слушайте мои слова все вы, мои младшие братья и мои сыновья, мой народ и родственники, мой народ, шадапыт беков на юге, таркан и бурук беков на севере, тридцать (татар?), Беков и народ Девяти Огузов. ! Слушайте мои слова и слушайте! Все люди после меня на востоке до восхода солнца
Надпись Кюль Тегина, 2-я сторона, 2:
Мы боролись [...] с Кошу тутуком. Он [Кюль Тегин] убил многих из их храбрых людей. Он привез много их имущества и вещей. Когда Кюль Тегину было двадцать семь лет, он пошел к карлукам. Они стали нашими врагами. Мы пошли в поход к истокам Тамак-идук.
Часть серии о | ||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
История Казахстана | ||||||||||||||||||||||
Древний | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Ханства | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Колонизация и посткочевой период | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Темы | ||||||||||||||||||||||
|