Юэбан

редактировать
Юебань.
160–490
Монголия III.jpg
Историческая эпоха1-е тысячелетие
• Основание160
• Исчезновение490
Сегодняшняя частьКазахстана

Юэбан (Китайский : 悅 般) (Среднекитайский : * / jiuᴇt̚- pˠan / < Позднеханьский китайский : * / jyat-pɑn /), в просторечии: «Слабый Xiongnu », это имя, используемое китайскими историками для остатков северных Xiongnu в Жетысу, ныне часть современного Казахстана. В китайской литературе их обычно называют юэбань. Юэбань приобрели свою известность после распада государства северных хунну, потому что в отличие от основной части северных хунну, ускользнувших от китайской сферы знаний, племена юэбань остались ближе к Китаю.

Юэбань возникла после распада конфедерации сюнну. Они испытали сильное влияние согдийской культуры. Около 480-х годов юебанцы разделились на четыре чуйских племени: чигиль (處 月 Chuyue), Čumul (處 密 Chumi), * Čomuqqun (處 木 昆 Chumukun) и Čupan (處半 'Чубан).

Одна ветвь юэбань, Чую, позже смешавшись с Гоктюркс, образовала Шатуо западного Гёктюркского каганата. Потомки Юэбань Шатуо сыграли важную роль в династической истории Китая. В X веке оставшаяся ветвь шатуо племени чуй, возможно, присоединилась к монголоязычным татарской конфедерации на территории современной Монголии и стала известна как 11>Онгуд или белые татары ветвь татар.

Другое племя юэбанского происхождения, Чумукун, могло быть связано с племенным союзом кимеков, существовавшим в период 743-1050 гг. Нашей эры и хорошо известным персидским и арабским писателям. Абу Саид Гардизи (ум. 1061) перечислил семь составляющих Кимекского каганата как Ими, Йемек татары, Баяндур, Кипчаки, Ланиказ и Айлад.

Содержание

  • 1 Личность и местонахождение
  • 2 Язык и обычаи
  • 3 История
  • 4 Теизм, духи и магия
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки

Идентичность и местонахождение

Юрий Зуев реконструировал 悅 般 исходную форму Юэбана как * Örpen ~ Ürpen, идентифицируемую с топонимом Örpün, упомянутым в Надпись Бильге-Кагана. Зуев также сравнил * Örpen ~ Ürpen с префектурой 咽 麫 Yànmiàn (предположительно из MC < *iet-mien < *ermen ~ örmen?) at the Иртыша истока в VII веке. Между тем Владимир Тишин сравнил 咽 麫 Yànmiàn ( < LMC *ʔjianˊ-mjianˋ < EMC *ʔɛn-mjian < *Emän) to the names of the Chumukun's "town of Yan" (咽城) and the Река Эмель.

Гумилев далее отождествил Юебан с «Шесть префектур согдийцами». Между тем, Сергей Кляшторный отождествил Алты-Чуб Содак с населенными Согдийцами «Шесть варварских префектур» (六 胡 州 Liùhúzhōu) Лю, Ли 麗, Хань 含 (или Ше 舍), Сай 塞, И 依 и Ци 契, установленный Тан китайцем в 679 г. из " сдавшиеся турки "(降 突厥)," первоначально согдийский народ, который коллективно подчинился восточным туркам "Позднее Алты Чуб Содак упоминался в Кул Тегин надписи как враги Второго тюркского каганата., и они были завоеваны Бильге Каганом в 701 году. Шесть префектур также восстали против Тан, пока Танская армия не разогнала их в 722 году.

Язык и обычаи

Согласно Книге Вэй язык и обычаи юэбанцев были такими же, как и у гаоче, которые были тюркоязычными. Юэбани подстригали волосы и равномерно подстригали вымазанные топленым маслом, высушенные на солнце, глянцевые брови и мылись перед едой три раза в день.

История

Журанский каганат и Юэбан Азия в 400 г.

Между 155 и 166 годами Сянбэй (* Särpi) (гл. 鮮卑, Wade – Giles Hsien-pi, Hsien-pei), бывший вассал племя сунну, объединившееся под Таншихуай, провело серию кампаний против северных сунну, в конечном итоге нанеся им поражение и вынудив их бежать на запад, что положило начало серии Миграции хунну (93 г. н.э. - около 380 г. н.э.) на запад, в южную Сибирь и Среднюю Азию.

Поражение положило конец выдающемуся положению хунну как главной державы во внутренней Азии. Таншихуай изгнал хунну из Джунгарии за пределы Тарбагатайских гор и вытеснил Динглинг за Саянские горы. Поражение стоило сюнну доходов от Шелкового пути в сельскохозяйственных угодьях Таримской котловины («Западные территории», Сию или Синьцзянь в китайских анналах), вынуждая их найти новые зависимости, и Xiongnu снова разделится.

Племена, известные как "слабые хунну" или юебанцы, воспользовались уязвимостью соседнего Уара (народа, возможно связанного с эфталитами и / или " Авары ", которые позже вторглись в Восточную Европу) и завоевали Жетысу, где основали княжество Юэбань. Позже некоторые уары вернулись в Жетысу и в сотрудничестве с мукринами, племенем сяньбэй, во II веке заняли склоны Тянь-Шаня, сохраняя свою независимость в течение некоторого времени как Западная Сяньбэйская Орда.

Жетысу также населяли ази (которые жили между Суябом и Узкентом ) и Тухси. Ази и туси иногда связывают, соответственно, с асии и тохарцами и юэчжи - индоевропейскими народами, которые завоевали Бактрия шестью веками ранее и образовала Кушанскую империю. Гумилев считал Тухси остатками Тургеша, наряду с Ази и Халаджем. Караханид лингвист Махмуд Кашгари описал Тухси как династический племя тюркоязычных моноглотов. Это может свидетельствовать о том, что индоевропейские народы претерпели замену языка в форме «тюркизации ». Альтернативно ази также предлагалось быть енисейским говорящим, Василием Бартольдом отмечалось сходство между древнетюркскими 𐰔 азами и этнонимом ассан народа, говорящего на вымерший енисейский котт диалект.)

В 448 г. император Тайу из Северной Вэй принял посланника из Юэбани для ведения переговоров с жужанами. Если юэбань будет оказывать на них давление с запада, жужанцы потеряют свободу маневра. Хотя прямых записей о войне в Джунгарии нет, по ходу событий мира не было, и кочевая империя Журан начала приходить в упадок.

В конце 5-го века на юэбань напали Тиле, который отделился от жужаней в 487 году. Юэбанское княжество прекратило свое существование в 480-х годах и разделилось на четыре племени, известные как чую, чуми, чумухун и чубан. Господство врагов Юэбана Тиле было недолгим: сначала гефталиты завоевали Тиле (495-496), затем журанцы в 530-х годах и, наконец, в 551 году турки, как вассалы Журана, снова подавили Восстание Тиле.

Тем не менее, четыре отколовшихся племени все же стали основными игроками в Первом тюркском каганате. После распада Первого каганата Чумукун находился в крыле Дуолу, тогда как Чубан входил и в Дуолу, и в Нусиби крыло Западно-Тюркского каганата Он Ок (Десять стрел) элиты. Намного позже ветвь Чуюе, смешавшись с гектюрк остатками, образовала племя шатуо в южной Джунгарии, к западу от озера Баркол.

Тибетский географ 8-го века упоминал чумухунов в Алтай и к югу от него как Ибилкур, и ассоциировал их с Кюлюг-Кюльчуром. Они были единственным чуйским племенем, которое в середине VIII века сохранило свою независимость, несмотря на то, что оно было зажато между карлуками и тюргешами. Их владения находились на западной стороне хребта Тарбагатай. Китайские летописцы перечислили Чумукун (處 木 昆) во главе с * Кюлюг Чер ([屈] 律 啜 [Qu] lü chuo) как первое из пяти дуолу племен в союзе Он-Ок. 308>

Основываясь на реконструкции истории Юэбани, Лев Гумилев выступил против широко распространенного в то время мнения о том, что жужанцы были синонимами «аварцев » или «Псевдоаваров». (который напал на сабиров перед вторжением в Восточную Европу), потому что жужанам пришлось бы пройти через государство Юэбань, чтобы атаковать сабиров.

Теизм, духи и магия

Нет записей, касающихся Религия Юэбань, хотя китайские летописи изображают некоторые проявления религиозных обрядов и магии. Повествование о юэбанцах рассказывает о чародеях, способных вызвать мороз и ливень. Во время войны с жужанами чубанские колдуны спровоцировали против них снежную бурю, из-за чего жужанцы настолько обморожены, что им пришлось остановить свою кампанию и отступить. Подобная легенда позже рассказывается о евразийских аварах колдунах в их войне с франками и найманских колдунах против Чингис-хана.

Manichaean Потомки племени Chuyue, Шатуо, позже основали китайское государство Hou Tang (923-936) в Северном Китае и приняли китайскую фамилию Ли (李). В Шатуо преобладал культ Дракона. Позднее основатель Тан Ли Кейонг также происходил из племени драконов. В анналах даже отмечалось, что шатуо совершали «старые службы по обычаю Севера» у Громовой горы, у Врат Дракона. В Китае Чуй Шатуо стал активными приверженцами и защитниками буддизма и даосизма и инициировал строительство многих буддийских храмов. После Шатуо большинство этих храмов было разрушено.

См. Также

Ссылки

  1. ^Шуесслер, Аксель. 2007. Этимологический словарь древнекитайского. Гавайский университет Press. п. 586, 155
  2. ^Книга Вэй. Vol. 102. «悅 般 國 , 在 烏孫 九百 其 先 , 單于 之 也。» Тр. «Штат Юэбань находится к северо-западу от Усуня, на расстоянии 10 930 ло от Дая. Ранее он [был] племенем северных сюнну чаньюй».
  3. ^Гумилев Л.Н., «История гуннского народа», Москва, «Наука», глава 15 http://gumilevica.kulichki.net/HPH/hph15.htm
  4. ^Гумилев Л.Н., «Древние тюрки», Москва, «Наука», 1967, гл.20 http://gumilevica.kulichki.net/OT/ot20.htm
  5. ^Махмуд ал- Кашляри. «Диван Лунат ат-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы. Часть I. (1982). п. 82-83
  6. ^Бейли, HW "Турки в хотанских текстах", в Журнале Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, № 1 (январь 1939 г.), стр. 87
  7. ^Тишин, В.В. ( 2018). «Kimäk и Chù-mù-kūn (处 木 昆): Заметки по идентификации»
  8. ^Алемани, Агусти (2009). «Из Средней Азии на Балканы: название * ču (b) -pān». Даена то Дину: Религия, Культура и культура в Иранском мире. п. 3-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  9. ^Этвуд С.П., Энциклопедия Монголии и Монгольской империи, стр.424
  10. ^Озкан Изги, «Древние культуры Центральной Азии и отношения с китайской цивилизацией »// Турки, Анкара, 2002, с. 98, ISBN 975-6782-56-0
  11. ^Паулилло, Маурисио.« Белые татары: Проблема обращения онгота в Цзинцзяо и связь уйгуров »в книге« От реки Оксус до берегов Китая: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии (orientalia - patristica - oecumenica) », изд. Tang, Winkler. (2013), стр.. 237-252
  12. ^Гумилев Л.Н. Древние тюрки, Москва, «Наука», 1967, гл.27 http://gumilevica.kulichki.net/OT/ot27.htm
  13. ^Тишин В.В. (2018). «Кимак и Чо-мù-кун (处 木 昆): Заметки об опознании»
  14. ^Бильге Каган - подпись в Тюрик Битиг
  15. ^Зуев Ю.А., Ранни тюрки : очерки истории и идеологии, Дайк-Пресс, Алматы, 2004, с. 27, 68-70
  16. ^Тишин, В.В. (2018). [«Кимак и Чù-мù-кун (处 木 昆)): Примечания к идентификации »https://doi.org/10.17746/1563-0110.2018.46.3.107-113 ]. п. 108-109
  17. ^Гумилев, Л. Миллениум вокруг Каспийского моря гл. 49. Литров, 2014.
  18. ^Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии Москва, 1964. с. 78-80, 93-94
  19. ^Pulleyblank, E.G. "Согдийская колония во Внутренней Монголии" Тонг Пао, 2-я серия, т. 41, Ливр. 4/5 (1952), стр. 326-327
  20. ^Новая книга Тан. Vol. 37
  21. ^Морибе, Ю. «Согдийские тюрки и шатуо в Дайбее в период позднего Тан и пяти династий» 東洋 史 研究 Vol. 62, выпуск 4. (2004). Страницы 660-693
  22. ^Надпись Кюль Тегина на Тюрик Битиг
  23. ^Намба Вальтер, М. «Согдийцы и буддизм». Китайско-платоническая статья 174 (2006). п. 16
  24. ^*Кызласов, Л. Р. (1 января 1996 г.). «Северные кочевники». В Литвинском, Б.А. (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250-750 гг. Н.э.. ЮНЕСКО. С. 310–320. ISBN 9231032119. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  25. ^Weishu, Vol. 102 "其 風俗 言語 與 車 同 , 而 其 人 清潔於 胡。 俗 剪髮 齊眉 , 之 , 然 光澤 , 日 三 澡 漱 , 然後 飲食。 "
  26. ^Яблонский Л.Т. (1999)." Животноводы Древнего Хорезма ". Вестник Российский гуманитарный фонд. Институт археологии РАН. Вып. 1-2: 198.
  27. ^Е.А.Цвецинская «Комплексная оценка эволюции ландшафта в дельте Амударьи Присарыкамыш, 2001
  28. ^Книга Вэй, т. 102» 為漢 車騎 將軍 竇 憲 所 逐 , 北 單于 度 金 山 , 西 走 康居 , 其 羸弱 不能 去 者 住 龜茲 «Тр.», Преследуемый Ханом Генерал колесниц и кавалерии Доу Сянь, северный Чаньюй пересек горы Цзиньвэй и бежал на запад в Канчжу. Те [кто были] изможденный, слабый и неспособный к бегу поселился севернее Цюци. »
  29. ^ Гумилев Л.Н.,« Хунну в Китае », Москва,« Наука », 1974, гл. 9, http://gumilevica.kulichki.com/HIC/hic09.htm
  30. ^Голден, Петр Б. Введение в историю тюркских народов (1992). С. 142
  31. ^Пракаш, Б. Политические и общественные движения в Древнем Пенджабе (1964)
  32. ^Гумилев Л. «Разрушенная тишина (961–1100)». В поисках воображаемого царства: трилистник с высоты птичьего полета.
  33. ^Пилипчук Я. «Турки и мусульмане: от конфронтации к обращению в ислам (конец VII века - начало XI века)» в УДК 94 (4): 95 (4). На украинском
  34. ^Зуев Ю. (2002). Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии. Алматы: Дайк-Пресс. С. 152–153. ISBN 9985-4-4152-9
  35. ^Бартольд, Вильгельм (1935). Zwölf Vorlesungen über die Geschichte der Türken Mittelasiens [Двенадцать лекций по истории тюрков Средней Азии]. Deutsche Gesellschaft für Islamkunde. Берлин: Артур Коллиньон. п. 37. OCLC 2221089.
  36. ^Гумилев Л.Н., «История гуннского народа», Москва, «Наука», гл.16, http://gumilevica.kulichki.net/HPH /hph16.htm ( На русском)
  37. ^Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов. Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 79
  38. ^Дуань, "Динглинг, Гаоджу и Тиле", стр. 346–347
  39. ^Старая книга Тан. Vol. 194
  40. ^Тонгянь т. 199
  41. ^Гумилев Л.Н., «Древние тюрки», Москва, «Наука», 1967, гл.20 http://gumilevica.kulichki.net/OT/ot20.htm
  42. ^Бакот Ж. "Разведка в Haute Asie Seplentrionale par cinq envoyes ouigours au VIII siecle" // JA, Vol. 254, № 2, г. 1956, с.147, в кн.: Гумилев Л.Н., «Древние тюрки», Москва, «Наука», 1967, гл.27 http://gumilevica.kulichki.net/OT/ot27.htm )
  43. ^Tongdian, Vol. 199
  44. ^Старая книга Тан, т. 194
  45. ^Добровиц, Михай (2014–2015). «О титулатуре западных тюркских вождей». Archivum Eurasiae Archivi Aevii. Висбаден: Otto-Harassowitz Verlag. 21.
  46. ^Тишин, В.В. (2018). «Кимак и Чо-мù-кун (处 木 昆): Заметки об отождествлении»
  47. ^Гумилев Л.Н., «Хунну в Китае», Москва, «Наука», 1974, гл. 9 Примечание 26, http://gumilevica.kulichki.com/HIC/hic09.htm
  48. ^Гумилев Л.Н., «Древние тюрки», Москва, «Наука», 1967, гл. 7 http://gumilevica.kulichki.com/OT/ot07.htm
  49. ^Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 145, ISBN 9985-4-4152-9
  50. ^Озкан Изги, «Древние культуры Центральной Азии и отношения с китайской цивилизацией» // Турки, Анкара, 2002, стр. 100
Последняя правка сделана 2021-06-22 04:46:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте