Юебань. | |
---|---|
160–490 | |
Историческая эпоха | 1-е тысячелетие |
• Основание | 160 |
• Исчезновение | 490 |
Сегодняшняя часть | Казахстана |
Юэбан (Китайский : 悅 般) (Среднекитайский : * / jiuᴇt̚- pˠan / < Позднеханьский китайский : * / jyat-pɑn /), в просторечии: «Слабый Xiongnu », это имя, используемое китайскими историками для остатков северных Xiongnu в Жетысу, ныне часть современного Казахстана. В китайской литературе их обычно называют юэбань. Юэбань приобрели свою известность после распада государства северных хунну, потому что в отличие от основной части северных хунну, ускользнувших от китайской сферы знаний, племена юэбань остались ближе к Китаю.
Юэбань возникла после распада конфедерации сюнну. Они испытали сильное влияние согдийской культуры. Около 480-х годов юебанцы разделились на четыре чуйских племени: чигиль (處 月 Chuyue), Čumul (處 密 Chumi), * Čomuqqun (處 木 昆 Chumukun) и Čupan (處半 'Чубан).
Одна ветвь юэбань, Чую, позже смешавшись с Гоктюркс, образовала Шатуо западного Гёктюркского каганата. Потомки Юэбань Шатуо сыграли важную роль в династической истории Китая. В X веке оставшаяся ветвь шатуо племени чуй, возможно, присоединилась к монголоязычным татарской конфедерации на территории современной Монголии и стала известна как 11>Онгуд или белые татары ветвь татар.
Другое племя юэбанского происхождения, Чумукун, могло быть связано с племенным союзом кимеков, существовавшим в период 743-1050 гг. Нашей эры и хорошо известным персидским и арабским писателям. Абу Саид Гардизи (ум. 1061) перечислил семь составляющих Кимекского каганата как Ими, Йемек татары, Баяндур, Кипчаки, Ланиказ и Айлад.
Юрий Зуев реконструировал 悅 般 исходную форму Юэбана как * Örpen ~ Ürpen, идентифицируемую с топонимом Örpün, упомянутым в Надпись Бильге-Кагана. Зуев также сравнил * Örpen ~ Ürpen с префектурой 咽 麫 Yànmiàn (предположительно из MC < *iet-mien < *ermen ~ örmen?) at the Иртыша истока в VII веке. Между тем Владимир Тишин сравнил 咽 麫 Yànmiàn ( < LMC *ʔjianˊ-mjianˋ < EMC *ʔɛn-mjian < *Emän) to the names of the Chumukun's "town of Yan" (咽城) and the Река Эмель.
Гумилев далее отождествил Юебан с «Шесть префектур согдийцами». Между тем, Сергей Кляшторный отождествил Алты-Чуб Содак с населенными Согдийцами «Шесть варварских префектур» (六 胡 州 Liùhúzhōu) Лю, Ли 麗, Хань 含 (или Ше 舍), Сай 塞, И 依 и Ци 契, установленный Тан китайцем в 679 г. из " сдавшиеся турки "(降 突厥)," первоначально согдийский народ, который коллективно подчинился восточным туркам "Позднее Алты Чуб Содак упоминался в Кул Тегин надписи как враги Второго тюркского каганата., и они были завоеваны Бильге Каганом в 701 году. Шесть префектур также восстали против Тан, пока Танская армия не разогнала их в 722 году.
Согласно Книге Вэй язык и обычаи юэбанцев были такими же, как и у гаоче, которые были тюркоязычными. Юэбани подстригали волосы и равномерно подстригали вымазанные топленым маслом, высушенные на солнце, глянцевые брови и мылись перед едой три раза в день.
Между 155 и 166 годами Сянбэй (* Särpi) (гл. 鮮卑, Wade – Giles Hsien-pi, Hsien-pei), бывший вассал племя сунну, объединившееся под Таншихуай, провело серию кампаний против северных сунну, в конечном итоге нанеся им поражение и вынудив их бежать на запад, что положило начало серии Миграции хунну (93 г. н.э. - около 380 г. н.э.) на запад, в южную Сибирь и Среднюю Азию.
Поражение положило конец выдающемуся положению хунну как главной державы во внутренней Азии. Таншихуай изгнал хунну из Джунгарии за пределы Тарбагатайских гор и вытеснил Динглинг за Саянские горы. Поражение стоило сюнну доходов от Шелкового пути в сельскохозяйственных угодьях Таримской котловины («Западные территории», Сию или Синьцзянь в китайских анналах), вынуждая их найти новые зависимости, и Xiongnu снова разделится.
Племена, известные как "слабые хунну" или юебанцы, воспользовались уязвимостью соседнего Уара (народа, возможно связанного с эфталитами и / или " Авары ", которые позже вторглись в Восточную Европу) и завоевали Жетысу, где основали княжество Юэбань. Позже некоторые уары вернулись в Жетысу и в сотрудничестве с мукринами, племенем сяньбэй, во II веке заняли склоны Тянь-Шаня, сохраняя свою независимость в течение некоторого времени как Западная Сяньбэйская Орда.
Жетысу также населяли ази (которые жили между Суябом и Узкентом ) и Тухси. Ази и туси иногда связывают, соответственно, с асии и тохарцами и юэчжи - индоевропейскими народами, которые завоевали Бактрия шестью веками ранее и образовала Кушанскую империю. Гумилев считал Тухси остатками Тургеша, наряду с Ази и Халаджем. Караханид лингвист Махмуд Кашгари описал Тухси как династический племя тюркоязычных моноглотов. Это может свидетельствовать о том, что индоевропейские народы претерпели замену языка в форме «тюркизации ». Альтернативно ази также предлагалось быть енисейским говорящим, Василием Бартольдом отмечалось сходство между древнетюркскими 𐰔 азами и этнонимом ассан народа, говорящего на вымерший енисейский котт диалект.)
В 448 г. император Тайу из Северной Вэй принял посланника из Юэбани для ведения переговоров с жужанами. Если юэбань будет оказывать на них давление с запада, жужанцы потеряют свободу маневра. Хотя прямых записей о войне в Джунгарии нет, по ходу событий мира не было, и кочевая империя Журан начала приходить в упадок.
В конце 5-го века на юэбань напали Тиле, который отделился от жужаней в 487 году. Юэбанское княжество прекратило свое существование в 480-х годах и разделилось на четыре племени, известные как чую, чуми, чумухун и чубан. Господство врагов Юэбана Тиле было недолгим: сначала гефталиты завоевали Тиле (495-496), затем журанцы в 530-х годах и, наконец, в 551 году турки, как вассалы Журана, снова подавили Восстание Тиле.
Тем не менее, четыре отколовшихся племени все же стали основными игроками в Первом тюркском каганате. После распада Первого каганата Чумукун находился в крыле Дуолу, тогда как Чубан входил и в Дуолу, и в Нусиби крыло Западно-Тюркского каганата Он Ок (Десять стрел) элиты. Намного позже ветвь Чуюе, смешавшись с гектюрк остатками, образовала племя шатуо в южной Джунгарии, к западу от озера Баркол.
Тибетский географ 8-го века упоминал чумухунов в Алтай и к югу от него как Ибилкур, и ассоциировал их с Кюлюг-Кюльчуром. Они были единственным чуйским племенем, которое в середине VIII века сохранило свою независимость, несмотря на то, что оно было зажато между карлуками и тюргешами. Их владения находились на западной стороне хребта Тарбагатай. Китайские летописцы перечислили Чумукун (處 木 昆) во главе с * Кюлюг Чер ([屈] 律 啜 [Qu] lü chuo) как первое из пяти дуолу племен в союзе Он-Ок. 308>
Основываясь на реконструкции истории Юэбани, Лев Гумилев выступил против широко распространенного в то время мнения о том, что жужанцы были синонимами «аварцев » или «Псевдоаваров». (который напал на сабиров перед вторжением в Восточную Европу), потому что жужанам пришлось бы пройти через государство Юэбань, чтобы атаковать сабиров.
Нет записей, касающихся Религия Юэбань, хотя китайские летописи изображают некоторые проявления религиозных обрядов и магии. Повествование о юэбанцах рассказывает о чародеях, способных вызвать мороз и ливень. Во время войны с жужанами чубанские колдуны спровоцировали против них снежную бурю, из-за чего жужанцы настолько обморожены, что им пришлось остановить свою кампанию и отступить. Подобная легенда позже рассказывается о евразийских аварах колдунах в их войне с франками и найманских колдунах против Чингис-хана.
Manichaean Потомки племени Chuyue, Шатуо, позже основали китайское государство Hou Tang (923-936) в Северном Китае и приняли китайскую фамилию Ли (李). В Шатуо преобладал культ Дракона. Позднее основатель Тан Ли Кейонг также происходил из племени драконов. В анналах даже отмечалось, что шатуо совершали «старые службы по обычаю Севера» у Громовой горы, у Врат Дракона. В Китае Чуй Шатуо стал активными приверженцами и защитниками буддизма и даосизма и инициировал строительство многих буддийских храмов. После Шатуо большинство этих храмов было разрушено.