Регионы со значительным населением | |
---|---|
Северная и Южная Америка | |
Языки | |
Креольские языки | |
Религия | |
Африканские диаспорные религии | |
Родственные этнические группы | |
Бордовые народы Черные семинолы, Bushinengue, ямайский Maroons, Kalungas, Palenqueros, киломбол Исторических группы Симарронские люди Большое Мрачное Болото maroons |
Маруны - потомки африканцев в Америке, которые основали поселения вдали от рабства. Они часто смешивались с коренными народами, в конечном итоге превращаясь в отдельные креольские культуры, такие как гарифуна и маскогос.
Маруны, удивленные собаками (1893) (Брюссель) Луи Самена.Maroon, который может иметь более общее ощущение брошенного без ресурсов, вошел в английский язык примерно в 1590-х годах от французского прилагательного marron, означающего «дикий» или «беглец».
Американское испанское слово cimarrón часто используется в качестве источника английского слова maroon, используемого для описания сообществ беглых рабов во Флориде, в Великом Мрачном Болоте на границе Вирджинии и Северной Каролины, на колониальных островах Карибского моря и в других странах. другие части Нового Света. Лайл Кэмпбелл говорит, что испанское слово cimarrón означает «дикий, непокорный» или «беглый раб». Лингвист Лео Спитцер, пишет в журнале Language, говорит: «Если есть связь между англ. Maroon, о. Марроном и Sp. Cimarrón, Испания (или испанская Америка), вероятно, дала слово непосредственно Англии (или английской Америке).). " Кубинский филолог Хосе Хуан Арром проследил происхождение слова maroon дальше, чем от испанского cimarrón, которое сначала использовалось на Эспаньоле для обозначения одичавшего крупного рогатого скота, затем - порабощенных индейцев, сбежавших в холмы, а к началу 1530-х годов - порабощенных африканцев, которые это сделали. тот же самый. Он предполагает, что американское испанское слово происходит от корня аравакского слова simarabo, истолкованного как «беглец», на араваканском языке, на котором говорят коренные жители острова таино.
В Новом Свете еще в 1512 году порабощенные африканцы бежали от испанских захватчиков и либо присоединились к коренным народам, либо зарабатывали на жизнь самостоятельно. Сэр Фрэнсис Дрейк заручился поддержкой нескольких симарронов во время своих набегов на испанцев. Еще в 1655 году сбежавшие африканцы сформировали свои общины на внутренней Ямайке, а к 18 веку Няня-Таун и другие деревни начали борьбу за независимое признание.
Когда беглые чернокожие и американские индейцы объединились и существовали независимо, их называли маронами. На Карибских островах они формировали банды, а на некоторых островах - вооруженные лагеря. Общины маронов столкнулись с большими шансами противостоять нападениям враждебных колонистов, получая пищу для пропитания, а также воспроизводя и увеличивая свою численность. По мере того как плантаторы занимали все больше земель для посевов, мароны начали терять позиции на небольших островах. Лишь на некоторых крупных островах были организованы бордовые сообщества, способные процветать за счет выращивания сельскохозяйственных культур и охоты. Здесь их число росло по мере того, как все больше черных сбегали с плантаций и присоединялись к своим бандам. Стремясь отделиться от белых, мароны набирали силу и в условиях растущих боевых действий совершали набеги и грабили плантации и преследовали плантаторов, пока те не начали опасаться массового восстания порабощенных черных.
Ранние бордовые сообщества обычно были перемещены. К 1700 году мароны исчезли с небольших островов. Выживание всегда было трудным, поскольку маронам приходилось отбивать нападавших, а также выращивать пищу. Одним из самых влиятельных маронов был Франсуа Макандаль, хунган или священник вуду, возглавивший шестилетнее восстание против владельцев белых плантаций на Гаити, предшествовавшее гаитянской революции.
На Кубе были бордовые общины в горах, где африканские беженцы, избежавшие жестокости рабства, присоединились к беженцам Таинос. До того, как дороги были проложены в горах Пуэрто-Рико, густые заросли удерживали многих сбежавших маронов на юго-западных холмах, где многие также вступали в брак с туземцами. Сбежавшие негры искали убежище подальше от прибрежных плантаций Понсе. Остатки этих сообществ сохранились до наших дней (2006 г.), например, в Виньялесе, Куба, и Адджунтасе, Пуэрто-Рико.
Сообщества маронов появились во многих местах Карибского бассейна (например, на Сент-Винсенте и Доминике ), но ни одно из них не считалось такой серьезной угрозой для британцев, как ямайские мароны. Британский губернатор подписал договор в 1739 и 1740 годах, обещая им 2500 акров (1012 га) в двух местах, чтобы положить конец войне между общинами. В обмен они должны были согласиться захватить других сбежавших черных. Им была выплачена награда в размере двух долларов за каждого возвращенного африканца.
Начиная с конца 17 века, ямайские маруны боролись с британскими колонистами до ничьей и в конце концов подписали договоры в середине 18 века, которые фактически освободили их за столетие до Закона 1833 года об отмене рабства, который вступил в силу в 1838 году. Ямайские мароны в значительной степени автономны и отделены от ямайского общества. Физическая изоляция, которую их предки использовали в своих интересах, сегодня привела к тому, что их общины остаются одними из самых недоступных на острове. В своем крупнейшем городе, Аккомпонге, в приходе Святой Елизаветы, подветренные мароны все еще обладают оживленной общиной, насчитывающей около 600 человек. Иностранцам предлагаются туры по деревне, а каждый 6 января проводится большой фестиваль в ознаменование подписания мирный договор с англичанами после Первой маронской войны.
В колонии плантаций Суринама, которую Англия уступила Нидерландам по Бредскому договору (1667 г.), бежавшие от восстания чернокожие начали строить свои деревни с конца 17 века. Поскольку большинство плантаций существовали в восточной части страны, недалеко от реки Коммевейня и Маровейн реки, в Marronage (то есть, убегая) проходило вдоль речных границ, а иногда и через границу Французской Гвианы. К 1740 году мароны сформировали кланы и почувствовали себя достаточно сильными, чтобы бросить вызов голландским колонистам, вынудив их подписать мирные договоры. 10 октября 1760 года ндюка подписали такой договор, составленный Адьяко Бенти Базитоном из Бостона, бывшим порабощенным африканцем с Ямайки, который научился читать и писать и знал о Ямайском договоре. Договор по-прежнему важен, поскольку он определяет территориальные права маронов на богатые золотом внутренние районы Суринама.
Порабощенные люди часто спасались бегством в первом поколении их прибытия из Африки и часто сохраняли свои африканские языки и большую часть своей культуры и религии. Африканские традиции включали такие вещи, как использование лечебных трав вместе со специальными барабанами и танцами, когда травы вводят больному человеку. Другие африканские традиции и обряды исцеления сохранились на протяжении веков.
В джунглях вокруг Карибского моря предложили пищу, кров и изоляцию для уцелевших порабощенных людей. Мароны зарабатывали на выращивании овощей и охоте. Их выживание зависело от военных способностей и культуры этих общин, использовавших партизанскую тактику и сильно укрепленных жилищ с ловушками и диверсиями. Некоторые определили выход из общины как дезертирство и, следовательно, наказание за смерть. Они также первоначально совершали набеги на плантации. Во время этих атак мароны сжигали урожай, крали домашний скот и инструменты, убивали рабовладельцев и приглашали других порабощенных людей присоединиться к своим общинам. Отдельные группы маронов часто вступали в союз с местными коренными племенами и иногда ассимилировались с этими популяциями. Мароны сыграли важную роль в истории Бразилии, Суринама, Пуэрто-Рико, Гаити, Доминиканской Республики, Кубы и Ямайки.
Из- за различий в истории, географии, африканской национальности и культуре коренных народов Западного полушария существует много разнообразия среди культурных групп бордовых.
Бордовые поселения часто имели клановую, чужеродную идентичность. Иногда они развивали креольские языки, смешивая европейские языки с их оригинальными африканскими языками. Одним из таких бордово- креольских языков в Суринаме является сарамакканский. В других случаях мароны принимали вариации местного европейского языка ( креолизацию ) в качестве общего языка, поскольку члены общины часто говорили на различных родных языках.
Мароны создали свои собственные независимые сообщества, которые в некоторых случаях существовали веками и до недавнего времени оставались отделенными от основного общества. В 19-м и 20-м веках сообщества бордовых начали исчезать из-за вырубки лесов, хотя в некоторых странах, таких как Гайана и Суринам, все еще есть большие популяции бордовых, живущих в лесах. В последнее время многие из них переехали в города по мере ускорения процесса урбанизации.
Типичное бордовое сообщество на ранней стадии обычно состоит из трех типов людей.
Маронаж был постоянной угрозой для плантационных сообществ Нового Света. Наказания за пойманных маронов были суровыми: удаление ахиллова сухожилия, ампутация ноги, кастрация и поджаривание до смерти.
Сообщества маронов должны быть недоступны и располагаться в неблагоприятной окружающей среде, чтобы быть устойчивыми. Например, бордовые сообщества были основаны в отдаленных болотах на юге США ; в глубоких каньонах с провалами в грунте, но с небольшим количеством воды или плодородной почвы на Ямайке; и в глубоких джунглях Гвианы.
Сообщества маронов использовали суровость окружающей среды в своих интересах, чтобы скрыть и защитить свои сообщества. Замаскированные тропы, ложные тропы, мины-ловушки, подводные тропы, трясины и зыбучие пески, а также природные объекты использовались для сокрытия темно-бордовых деревень.
Бордовые мужчины использовали образцовые навыки партизанской войны для борьбы со своими европейскими врагами. Няня, знаменитый ямайский бордовый, разработала тактику партизанской войны, которая до сих пор используется многими вооруженными силами по всему миру. Европейские войска использовали строгую и установленную стратегию, в то время как бордовые мужчины атаковали и быстро отступали, использовали тактику засад и сражались, когда и где хотели.
Несмотря на то, что колониальные правительства пребывали в постоянном состоянии ненависти к маронским общинам, люди в колониальной системе торговали с ними товарами и услугами. Мароны также торговали с изолированными белыми поселенцами и общинами коренных американцев. Сообщества маронов играли группы интересов друг с другом. В то же время сообщества бордовых также использовались в качестве пешек во время столкновений колониальных держав.
Абсолютная секретность и лояльность членов имели решающее значение для выживания бордового сообщества. Чтобы обеспечить эту лояльность, сообщества бордовых использовали суровые методы защиты от дезертирства и шпионов. Новых членов привозили в общины объездными путями, чтобы они не могли найти обратный путь, и отбывали испытательный срок, часто как порабощенные люди. Такие преступления, как дезертирство и прелюбодеяние, карались смертью.
На Кубе сбежавшие порабощенные люди присоединились к беженцам- таиносам в горах, чтобы сформировать бордовые общины. В долине Виньялес обнаружено 28 археологических памятников, связанных с беглыми африканскими рабами или маронами начала 19 века; вещественные доказательства их присутствия обнаружены в пещерах региона, где группы селились на разное время. Устное предание гласит, что мароны укрывались на склонах могот и в пещерах; В муниципальном музее Виньялеса есть археологические экспонаты, изображающие жизнь беглых рабов, как это было установлено археологическими исследованиями. Культурные традиции, воссозданные во время Semana de la Cultura (Недели культуры), отмечают основание города в 1607 году.
Подобные бордовые сообщества развивались на островах по всему Карибскому морю, например, у народа гарифуна. Многие из гарифуна были депортированы на материк, где некоторые в конечном итоге поселились вдоль побережья Москито или в Белизе. Со своего первоначального места высадки на острове Роатан мароны перебрались в Трухильо. Постепенно группы мигрировали на юг в Королевство Мискито и на север в Белиз.
Беглые рабы и беглые французские республиканские солдаты сформировали так называемую Armée Française dans les bois (Французская армия в лесу), в которую вошли около 6000 человек, которые вели партизанскую войну против британской армии, оккупировавшей Санта-Лючию. Во главе с французским комиссаром Гаспаром Гойраном им удалось вернуть большую часть острова у британцев, но 26 мая 1796 года их силы, защищавшие форт в Морн-Форчуне, около 2000 человек, сдались британской дивизии под командованием Генерал Джон Мур. После капитуляции более 2500 военнопленных, в основном чернокожих или представителей смешанной расы, а также девяносто девять женщин и детей были перевезены из Сент-Люсии в Портчестерский замок.
Американские браки начались в испанской колонии на острове Эспаньола. Губернатор Николас де Овандо уже жаловался на беглых рабов и их взаимодействия с индейцами таино к 1503 году. Мароны присоединились к туземцам в их войнах против испанцев и скрылись с вождем повстанцев Энрикильо в горах Бахоруко. Когда архидьякон Алонсо де Кастро совершил поездку в Испаньолу в 1542 году, он оценил численность бордового населения в 2–3 000 человек.
Французы столкнулись со многими формами сопротивления рабов в 17-18 веках. Порабощенных африканцев, бежавших в отдаленные горные районы, называли маррон ( французский язык ) или мауон ( гаитянский креол ), что означает «сбежавший раб». Мароны сформировали сплоченные общины, занимавшиеся мелким земледелием и охотой. Было известно, что они возвращались на плантации к свободным членам семьи и друзьям. В нескольких случаях они также присоединялись к поселениям таино, бежавшим от испанцев в 17 веке. Другие попытки сопротивления рабов французской системе плантаций были более прямыми. Лидер бордовых Макандал возглавил движение за отравление питьевой воды владельцев плантаций в 1750-х годах. Букман объявил войну французским владельцам плантаций в 1791 году, положив начало Гаитянской революции. Статуя под названием Le Nègre Marron или Nèg Mawon - культовый бронзовый бюст, который был установлен в самом центре Порт-о-Пренса в ознаменование роли маронов в обеспечении независимости Гаити.
Сбежавшие порабощенные люди во время испанской оккупации острова Ямайка бежали во внутренние районы и присоединились к живущим там таино, образуя сообщества беженцев. Позже многие из них обрели свободу во время неразберихи вокруг английского вторжения на Ямайку 1655 года. Порабощенные беженцами люди продолжали присоединяться к ним на протяжении десятилетий до отмены рабства в 1838 году. В конце 17-го и 18-го веков британцы пытались захватить маронов, потому что они время от времени совершали набеги на плантации и затрудняли проникновение во внутренние районы. Рост вооруженных столкновений на протяжении десятилетий привел к Первой маронской войне в 1730-х годах, но британцы не смогли победить маронов. В конце концов они договорились с группами в 1739 и 1740 годах, что позволило им иметь автономию в своих общинах в обмен на согласие быть призванным на военную службу вместе с колонистами, если это необходимо. Некоторые фракции бордовых стали настолько грозными, что заключили договоры с местными колониальными властями, иногда договариваясь о своей независимости в обмен на помощь в выслеживании других сбежавших порабощенных людей.
Из - за напряженности и неоднократных конфликтов с маронов от Трелони города, то Вторая Maroon война вспыхнула в 1795 После того, как губернатор обманул Трелони марунов в капитуляцию, колониальное правительство выслало около 600 пленных марунов в Новой Шотландии. Из-за их трудностей и трудностей черных лоялистов, поселившихся в Новой Шотландии и Англии после американской революции, Великобритания основала колонию в Западной Африке, Сьерра-Леоне. Это дало этническим африканцам возможность основать здесь свою общину, начиная с 1792 года. Около 1800 года несколько ямайских маронов были перевезены во Фритаун, первое поселение в Сьерра-Леоне.
Единственным поселением подветренных маронов, сохранившим формальную автономию на Ямайке после Второй маронской войны, был Аккомпонг в округе Сент-Элизабет, жители которого соблюдали договор 1739 года с британцами. Сообщество Наветренных Маронов также расположено в Чарльз-Тауне, на реке Бафф-Бэй в Портлендском приходе. Другой находится в Мур-Тауне (бывший Няня), также в приходе Портленда. В 2005 году музыка городка Мур Марунс была объявлена ЮНЕСКО «Шедевром устного и нематериального наследия человечества». Четвертая община находится в Скоттс-Холле, также в приходе Портленда. Автономия Аккомпонга была ратифицирована правительством Ямайки, когда остров получил независимость в 1962 году.
Правительство пыталось поддержать выживание других бордовых поселений. Правительство Ямайки и сообщества маронов организовали Ежегодную Международную конференцию маронов, которая первоначально должна была проводиться в сменяющихся сообществах по всему острову, но с 2009 года конференция проводится в Чарльз-Тауне. Приглашаются мароны из других стран Карибского бассейна, Центральной и Южной Америки.. В 2016 году полковник Аккомпонга и его делегация отправились в Королевство Ашанти в Гане, чтобы возобновить связи с народами акан и асанте своих предков.
В Пуэрто - Рико, таины семьи из соседней Utuado переехала в юго - западные горных цепи, а также избежали Африки в рабстве людей, которые вступали в брак с ними. Анализ ДНК современных людей из этой области показывает материнское происхождение от народов мандинка, волоф и фулани через связанный с ними африканский гаплотип мтДНК, L1b, который здесь присутствует. Его принесли порабощенные африканцы, которые сбежали с плантаций вокруг Понсе и образовали общины с араваками ( таино и калинаго ) в горах. Линии араваков ( люди таино, представленные в гаплогруппе A, и люди калинаго, представленные в гаплогруппе C ) также можно найти в этой области.
Вокруг Гондурасского залива возникло несколько различных обществ бордовых. Некоторые из них были найдены во внутренних районах современного Гондураса, вдоль торговых путей, по которым серебро, добытое на тихоокеанской стороне перешейка, перевозилось порабощенными людьми в прибрежные города, такие как Трухильо или Пуэрто-Кабальос, для отправки в Европу. Когда порабощенные люди спасались бегством, они уходили в горы в поисках безопасности. В 1648 году английский епископ Гватемалы Томас Гейдж сообщил о том, что на этих маршрутах действуют сотни маронов.
Мискита Самба была каштановой группой, которые формируются из порабощенных людей, которые восстали на португальский корабле вокруг 1640, вредительства судна на побережье Гондураса-Никарагуа и ускользая в интерьер. В течение следующих полувека они вступили в брак с коренными народами. В конце концов они стали лидерами Побережья Москитов и возглавили обширные набеги рабов на контролируемые испанцами территории в первой половине 18 века.
Гарифуна являются потомками бордовые общин, которые развивались на острове Сент - Винсент. В 1797 году они были депортированы на побережье Гондураса.
Баяно, человек мандинка, который был порабощен и взят в Панаму в 1552 году, в том же году возглавил восстание против испанцев в Панаме. Он и его последователи сбежали и основали деревни в низинах. Позже эти люди, известные как Симаррон, помогали сэру Фрэнсису Дрейку в борьбе с испанцами.
Гаспар Янга был африканским лидером колонии маронов в высокогорье Веракрус на территории современной Мексики. В 1609 году, пробыв в бегах 38 лет, Янга провел переговоры с испанскими колонистами о создании самоуправляемого бордового поселения под названием Сан-Лоренцо-де-лос-Негрос (позже переименованного в Янга ).
В 1790-х годах около 600 ямайских маронов были депортированы в британские поселения в Новой Шотландии, куда также были переселены британские рабы, бежавшие из Соединенных Штатов. Недовольные условиями, в 1800 году большинство эмигрировало в Африку, где сейчас находится Сьерра-Леоне.
Лейквью был основан как город вольноотпущенников группой афроамериканских беглых рабов и вольноотпущенников, иммигрировавших из Северной Каролины вскоре после войны 1812 года. Они прибыли между 1818–1820 годами. Этот район был идеальным для оставшихся коренных американцев, которые жили, охотились, ловили рыбу и обрабатывали этот регион, а также для черного сообщества, интегрированного с коренными жителями.
Мароны, бежавшие из британских колоний и вступившие в союз с индейцами семинолов, были одним из крупнейших и наиболее успешных сообществ маронов на территории современной Флориды благодаря большему количеству прав и свобод, предоставленных Испанской империей. Некоторые состояли в смешанных браках и были семинолами в культурном отношении; другие поддерживали более африканскую культуру. Потомки тех, кто был перемещен вместе с семинолами на территорию Индии в 1830-х годах, признаны черными семинолами. Многие из них ранее были частью нации семинолов Оклахомы, но были исключены с конца 20-го века новыми правилами членства, которые требуют доказательства происхождения коренных американцев из исторических документов.
До середины 1760-х годов бордовые колонии выстроились вдоль берегов озера Борн, чуть ниже по течению Нового Орлеана, штат Луизиана. Эти беглые порабощенные люди контролировали многие каналы и отдаленные переходы от озера Пончартрейн до залива, включая Риголец. Эти колонии были окончательно уничтожены ополчением из контролируемого испанцами Нового Орлеана во главе с Франсиско Булиньи. Свободные цветные помогли поймать этих беглецов.
В Великом Мрачном Maroons Swamp населял болотистые Великую гнетущую Болоте в Вирджинии и Северной Каролине. Хотя условия были суровыми, исследования показывают, что в период с 1700 по 1860 годы здесь жили тысячи людей.
Одним из самых известных киломбо (темно-бордовых поселений) в Бразилии был Пальмарес (Пальмовая нация), основанный в начале 17 века. На пике своего развития он насчитывал более 30 000 свободных людей и управлялся королем Зумби. Пальмарес сохранял свое независимое существование почти сто лет, пока не был завоеван португальцами в 1694 году.
Сбежавшие порабощенные люди основали независимые общины на отдаленном тихоокеанском побережье, вне досягаемости колониальной администрации. В Колумбии, на побережье Карибского моря по- прежнему видит бордовые общин, как Сан - Базилио де Паленке, где креольский Паленкеро говорят на языке.
Помимо беглых порабощенных людей, выжившие после кораблекрушений сформировали независимые общины вдоль рек северного побережья и смешались с общинами коренных народов в районах, находящихся вне досягаемости колониальной администрации. Отдельные сообщества можно выделить из кантонов Cojimies y Tababuela, Esmeraldas, Limones.
В Гайане и Суринаме (где приходится Maroons около 15% населения), спасся поработили человек, или Bushinengues, бежал в глубь и вместе с коренными народами и создал несколько независимых племен, среди них сарамак, в Paramaka, в Ndyuka (Аукан), Квинти, Алуку (Бони) и Матаваи. Ндюка были первыми, кто подписал мирный договор, предлагающий им территориальную автономию в 1760 году. В 1770-х годах Алуку также желали заключения мирного договора, однако Суринамское общество начало войну против них, что привело к бегству во Французскую Гвиану. Другие племена подписали мирные договоры с суринамским правительством, Квинти были последними в 1887 году. 25 мая 1891 года Алуку официально стали гражданами Франции.
К 1980-м годам бушиненги в Суринаме начали бороться за свои права на землю. Между 1986 и 1992 годами Суринамская внутренняя война велась Джангл Коммандос, партизанской группой, борющейся за права бордового меньшинства против военной диктатуры Дези Бутерс. В 2005 году после постановления Межамериканского суда по правам человека правительство Суринама согласилось выплатить компенсацию оставшимся в живых после резни в деревне Мойвана 1986 года, когда солдаты убили 39 безоружных людей ндюка, в основном женщин и детей. 13 июня 2020 года Ронни Брунсвейк был избран вице-президентом Суринама путем аккламации на безальтернативных выборах. Он был открыт 16 июля как первый марон в Суринаме, занявший пост вице-президента.
Самыми важными маронами на Реюньоне были Чимендеф, Котт, Димитиль и Мафате.
Мароны на Маврикии включали Диамамув.
|work=
( справка ) (История ямайских маронов.)