Няня маронов

редактировать
Лидер Наветренных маронов на Ямайке

Королева-няня, бабушка-няня или няня (ок. 1686 - ок. 1755), был в 18 веке лидером ямайских маронов. Она возглавила сообщество ранее порабощенных африканцев под названием «Наветренные мароны». В начале 18 века под предводительством Няни Наветренные мароны на протяжении многих лет вели партизанскую войну против британских властей в колонии Ямайки в ходе так называемой Первой маронской войны.

Многое из того, что о ней известно, взято из устной истории, так как текстовых свидетельств мало. Согласно легенде Маронов, королева-няня родилась на территории сегодняшней Ганы из народа акан или фанти. Согласно устной традиции и по крайней мере одному документальному источнику, она никогда не была порабощена. Хотя широко распространено мнение, что она прибыла на Ямайку в качестве рабыни, неизвестно, как она попала на Ямайку.

За годы войны британцы понесли значительные потери в столкновениях с наветренными маронами восточной Ямайки. Маруны приписывали свое господство над британцами успешному использованию Няней сверхъестественных сил. Не сумев победить их на поле битвы, британцы подали иск о мире, подписав с ними договор 20 апреля 1740 года. Договор остановил военные действия, предоставил санкционированную государством свободу маронам и предоставил 500 акров земли няне и ее последователи. Деревня, построенная на гранте земли, все еще стоит и сегодня называется Мур-Таун. Он также известен как New Nanny Town. Современные жители города Мур отмечают 20 апреля 1740 года как праздник.

В 1975 году правительство Ямайки объявило няню своей единственной женщиной-национальным героем, отметив ее успех в качестве лидера, военного тактика и стратега. Ее изображение также есть на ямайской купюре в 500 долларов, которая называется «Няня».

Содержание
  • 1 Истоки няни
  • 2 Ямайские мароны
  • 3 Наветренные мароны
  • 4 Первая маронская война
  • 5 Военная тактика
  • 6 Договор
  • 7 Мур-Таун и Война Тэки
  • 8 Духовная женщина
  • 9 Смерть
  • 10 Похвалы
  • 11 Ссылки
  • 12 Библиография
  • 13 Внешние ссылки
Происхождение няни

Согласно Согласно легенде бордовых, Няня родилась в нации Фанти / Фанте около 1686 года на территории современной Ганы в Западной Африке. Есть несколько версий ее раннего рассказа. Из объективных источников неясно, что является точным.

В одной истории она пришла как свободная женщина, у которой, возможно, даже были свои рабы. В другом случае она приехала на Ямайку в качестве рабыни, но затем сбежала, возможно, даже спрыгнув с корабля, когда он находился вдали от берега. Однако устные предания о ее прибытии на Ямайку утверждают, что она всегда была свободна.

Другая версия ее жизни гласит, что она была королевской африканской крови и приехала на Ямайку как свободная женщина. Возможно, она была замужем за мароном по имени Адоу, но у нее не было детей, которые выжили бы.

Ямайские мароны

мароны являются потомками западноафриканцев, в основном люди из акана народа фанте. Они были известны как Короманти или Короманти и считались свирепыми бойцами. Ряд рабов произошел из других регионов Африки, включая Нигерию, Конго и Мадагаскар. Однако происхождение по крайней мере половины рабов на Ямайке во время ранней английской колонизации острова неизвестно.

После того, как они были доставлены на Ямайку в ходе трансатлантических рабов., многие рабы бежали из гнетущих условий плантаций и сформировали свои собственные сообщества в суровых холмистых внутренних районах острова. Люди, сбежавшие из рабства, присоединились к этим общинам маронов в горах восточной Ямайки или в Кокпит-Стране на западе острова. Вплоть до 1650-х годов под властью Испании рабы бежали и вступали в брак с коренными островитянами, таино или араваками, в своих общинах в Голубых горах (Ямайка), расположенный в Портлендском приходе и Сент-Томасском приходе, Ямайка, в восточной части острова.

Наветренный Марунс

В 1655 году, после вторжения на Ямайку англичане захватили Ямайку у испанцев, но многие испанские рабы стали свободными под руководством испанских мароновских лидеров, таких как Хуан де Болас и Хуан де Серрас. Испанцы ушли, освободив в процессе своих рабов, и присоединились к сообществам Наветренных Маронов. Эти ранее порабощенные люди, чьи ряды пополнились беглыми и освобожденными рабами, стали ядром Наветренных Маронов. Они устроили длительную борьбу против английского порабощения и порабощения. Позже, в 17 веке, больше рабов сбежали, присоединившись к двум основным бандам Маронов Наветренных и Подветренных. К началу 18 века эти маронские города возглавлялись соответственно Нэнни, которая разделяла лидерство восточных маронов с Куао и капитаном Каджо и Сопровождающим в Запад. Наветренные мароны сражались с британцами на восточной стороне острова из своих деревень в Синих горах Портленда.

Сообщество разводило животных, охотилось и выращивало урожай. Мароны в Городе няни и подобные общины выжили, посылая торговцев в близлежащие рыночные городки, чтобы обменять еду на оружие и ткань. Оно было организовано очень похоже на типичное Асанте общество в Африке. С 1655 года и до подписания мирных договоров в 1739 и 1740 годах эти мароны возглавили большинство восстаний рабов на Ямайке, помогая освобождать рабов с плантаций. Они совершили набег, а затем повредили земли и здания, принадлежащие владельцам плантаций.

Мароны также были известны тем, что совершали набеги на плантации в поисках оружия и еды, сжигали плантации и заставляли освобожденных рабов присоединиться к своим горным общинам. Няня очень преуспела в организации планов по освобождению рабов. В течение 30 лет ей приписывают освобождение более 1000 рабов и помощь им в расселении в сообществе маронов.

Первая маронская война

К 1720 году няня и Куао, которую иногда называют ее братом, поселилась и контролировала территорию в Синих горах. Позже ему было присвоено название Nanny Town, и он имел стратегическое расположение с видом на реку Стоуни через 900-футовый (270 м) хребет, что делало внезапную атаку британцев очень сложной.

Няня стала народным героем среди маронов и рабов. Хотя англичане несколько раз захватывали Нянький город, они не смогли удержать его из-за многочисленных партизанских атак маронов. Маруны вели успешную войну против британских колониальных сил в течение десятилетия.

Когда Няня-Таун был заброшен, Наветренные Маруны под командованием Няньки перебрались в Нью-Няня-Таун. Между 1728 и 1734 годами, во время Первой маронской войны, Няня и другие поселения маронов часто подвергались нападениям британских войск. Они хотели остановить набеги и считали, что мароны предотвратили заселение внутренних районов. По некоторым данным, в 1733 году многие мароны из города няни путешествовали по острову, чтобы объединиться с подветренными маронами. В 1734 году капитан Стоддарт атаковал остатки Нянького города, «расположенного на одной из самых высоких гор на острове», по «единственному доступному пути»: «Он нашел его крутым, каменистым и трудным, и недостаточно широким, чтобы допускать проход двух человек рядом ».

Помимо использования оврага, напоминающего то, что ямайцы называют« кабиной », мароны также использовали ловушки, чтобы заманить британцев в засады. Несколько маронов выбегали из поля зрения британцев, а затем бежали в направлении сокрытых товарищей маронов, которые собирались атаковать. Попав в эти засады несколько раз, британцы нанесли ответный удар. По словам плантатора Брайана Эдвардса (политик), написавшего свой рассказ полвека спустя, капитан Стоддарт «нашел хижины, в которых спали негры», и «выстрелил в них так быстро, что многие были убиты. в их жилищах ". Однако недавние данные показывают, что количество Наветренных Маронов, убитых Стоддартом в его атаке на Город Няни, выражалось однозначными числами.

Военная тактика

Успех Наветренных Маронов против гораздо более сильных и лучших Вооруженный враг был свидетельством большого мастерства, которым обладал их лидер, няня. Одним из их преимуществ перед британцами была возможность связи на большом расстоянии. Они первыми начали использовать коровий рог, называемый абенг. Этот рог с просверленным на одном конце отверстием использовался для связи на большие расстояния. Его сигналы позволяли наблюдателям Маронов общаться на больших расстояниях, и они были непонятны британцам, у которых не было подобных возможностей связи.

Войска няни были мастерами маскировки. Солдаты так искусно скрывали свое местонахождение, что британские солдаты распространяли рассказы о деревьях в лесу, оживающих и отрубающих голову. Помимо физических аспектов маскировки, мароны стали экспертами в замедлении дыхания, чтобы не показывать свое присутствие кому-либо поблизости. Мароны также разработали способы создания скрытых пожаров, которые не были легко заметны.

Наветренные мароны были новаторами в партизанской войне. В борьбе с британцами они использовали неожиданность, знание местности и грамотно выбранные позиции. Их деревня располагалась на пересеченной местности, куда вход был только один. Этот единственный путь был узкой тропой, шириной которой хватило только для одного человека. Солдаты, пытавшиеся атаковать, выстроившись в один ряд, легко попали в засаду. Чтобы усилить страх врага, силы няньки никогда не убивали всех атакующих сил. Она всегда позволяла остатку жить, чтобы вернуться на базу, чтобы рассказать историю и ужас встречи.

Договор

Когда британцы подписали договор с Каджо в В 1739 году этот успех позволил им предложить наветренным маронам менее выгодный договор. Представители британского губернатора на Ямайке подписали договор с Наветренными маронами в 1740 году между колониальными властями и Куао, который позже стал одним из лидеров Кроуфордс-тауна. В этом договоре между колониальными властями и маронами Куао не упоминалось, сколько земли будет отведено под город Кроуфорд. В результате возник ряд споров между плантаторами и маронами города Кроуфорд, а затем и последующими городами Чарльз-Таун и Скоттс-холл. В ответ Ассамблея Ямайки часто пыталась разрешить земельные споры в пользу маронов, чтобы сохранить мир.

Кроме того, позже в том же году был подписан отдельный земельный грант с няней и Maroons of Nanny Town, который предоставил «няне и людям, которые сейчас проживают с ней и их наследниками... определенный участок земли площадью пятьсот акров в округе Портленда...». Этот земельный патент состоял из 500 акров (2,4 км²) земли, предоставленной правительством маронам из Нью-Няня-Таун в соответствии с отдельным документом 1740 года, положившим конец Первой маронской войне. На этом месте был построен перестроенный Город Няни, позже названный Городом Мур. В 1781 году Собрание согласилось приобрести еще 500 акров у соседнего плантатора Чарльза Дугласа, чтобы увеличить площадь общинных земель Мур-Таун до 1000 акров.

Маруны из Нью-няней, как и жители Куджо и Куао, согласились не оставлять укрытие новые беглые рабы, но чтобы помочь поймать их за награды. Ожидалось, что мароны будут сражаться на стороне британцев в случае нападения французов или испанцев. Подписав договоры с маронами, британцы не только заключили перемирие с неприятным противником, но и привлекли этого врага к захвату беглых рабов. Колониальные власти первоначально признали два города Марона: Город Кроуфорда и Город Каджо, который позже был переименован в Город Трелони. В конце концов, в 18 веке было пять городов Маронов - Аккомпонг-Таун, Трелони-Таун, Чарльз-Таун, Ямайка, Скоттс-Холл (Ямайка) и Няня-Таун (позже Мур-Таун) - живут под собственными вождями с британским надзирателем в каждом городе. Взамен они согласились не укрывать новых беглых рабов, а помочь поймать их за награды. Ожидается, что мароны также будут сражаться на стороне британцев в случае нападения французов или испанцев.

Мур-Таун и война Тэки

Новый город няни был переименован в Мур-Таун, возможно, в 1760 году. после губернатора сэра Генри Мура, 1-го баронета, во время войны Тэки, которую мароны помогли подавить. Первое официальное упоминание о городе Мур в колониальных записях относится к 1760 году.

К 1760 году Нью-няня-город, ныне известный как город Мур, находился под командованием белого суперинтенданта по имени Чарльз Свигл и лидеров маронов. об этом городе, Клэш и Самбо, доложили Свиглу, когда суперинтендант командовал их войсками против повстанцев-рабов в Войне Тэки. Возможно, к этому времени няня уже умерла.

Духовная женщина

Многие в ее обществе приписывали лидерские качества няни ее способностям Оби. Обиа - это религия африканского происхождения, которая до сих пор исповедуется в Суринаме, Ямайке, Тринидаде и Тобаго, Гайане, Барбадосе, Белиз и другие страны Карибского бассейна. Это связано как с хорошей, так и с плохой магией, чарами, удачей и мистикой в целом. В некоторых странах Карибского бассейна аспекты Обиа сохранились благодаря синтезу с христианской символикой и практикой, введенной европейскими колонизаторами и рабовладельцами.

Согласно устной истории Марона, успех Нэнни в защите своего народа от превосходящих британских сил часто приписывался ее таинственным сверхъестественным способностям. Согласно легенде, няня обладала магическими способностями и могла ловить пули, а затем перенаправлять их обратно в людей, которые стреляли в нее.

Другая легенда бордовых утверждает, что если какой-либо светловолосый белый человек переходит к первоначальной няне Город, его сразу же убивают.

Смерть

В Журнале Ассамблеи Ямайки от 29–30 марта 1733 года есть цитата за «решимость, храбрость и верность», присуждаемую » верные рабы... под командованием капитана Самбо », а именно Уильяма Каффи, который был вознагражден за сражение с маронами в Первой маронской войне и которого называют« очень хорошим партийным негром, убившим няню, старую женщину повстанцев. ". Эти наемные солдаты были известны как «Черные выстрелы».

Однако маловероятно, что Каффи убила няню, которая управляла Городом Нянь, поскольку есть свидетельства того, что город Мур был предоставлен ее людям под ее руководством в 1740 году.

Некоторые утверждают, что королева няня дожила до старухи и умерла естественной смертью в 1760-х годах. Точная дата ее смерти остается загадкой. Отчасти путаница заключается в том, что «няня» - это почетный титул, и многие высокопоставленные женщины называли его в Марон-Тауне. Однако мароны непреклонны в том, что существовала только одна «королева-няня».

Согласно устной истории маронов, останки няни захоронены в «Bump Grave» в городе Мур.

Почести

Няня празднуется на Ямайке и за рубежом:

Ссылки
Библиография
  • Кэмпбелл, Мавис Кристин (1990). Мароны Ямайки, 1655-1796: история сопротивления, сотрудничества и предательства. Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press. ISBN 978-0865430969. OCLC 21894759.
  • Готтлиб, Карла Льюис (2000). Мать всех нас: история королевы Няни, лидера Наветренных ямайских маронов. Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press. ISBN 978-0865435643. OCLC 38061550.
  • Мендес Мендес, Серафин; Куэто, Гейл; Родригес Дейнс, Нейса (2003). Известные карибские и карибские американцы: биографический словарь. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. С. 324–325. ISBN 978-0313314438. OCLC 46959797.
  • Шива, Майкл (2018). После договоров: Социальная, экономическая и демографическая история общества маронов на Ямайке, 1739-1842 гг. (PDF) (доктор философии). Саутгемптон: Саутгемптонский университет.
  • Туэлон, Алан (декабрь 1973 г.). «Няня - бордовый вождь». Caribbean Quarterly. 19 (4): 20–27. DOI : 10.1080 / 00086495.1973.11829168. JSTOR 23050240.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-31 09:18:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте