Эсмеральда (опера)

редактировать
Луиза Бертин, композитор «Эсмеральда», на портрете Виктора Моттеза

«Эсмеральда» - это большая опера в четырех действиях, написанная Луизой Бертен. Либретто было написано Виктором Гюго, который адаптировал его из своего романа 1831 года Нотр-Дам де Пари (Горбун из Нотр-Дама). Премьера оперы состоялась 14 ноября 1836 года в Театре Королевской академии музыки в Париже с Корнели Сокол в главной роли. Несмотря на щедрость постановки, премьера оказалась неудачной, и «Эсмеральда» оказалась последней оперой Бертена, хотя она прожила еще 40 лет.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 История производительности
  • 3 Роли
  • 4 Краткое содержание
    • 4.1 Акт 1
    • 4.2 Акт 2
    • 4.3 Акт 3
    • 4.4 Акт 4
  • 5 Запись
  • 6 Примечания и ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Предыстория
Виктор Гюго, либреттист Ла Эсмеральды, на портрете 1832 года Альфонса-Леона Ноэля

Частично парализованная от рождения и в основном прикованная к стулу, Луиза Бертен была своего рода вундеркиндом. Она рисовала, писала стихи и, когда ей было всего 19, написала свою первую оперу «Гай Мэннеринг», либретто для которой она также написала на основе романа сэра Вальтера Скотта Гая Мэннеринга или Астролога. Две из ее более поздних опер были поставлены в Комической опере, Le loup-garou (Оборотень) в 1827 году и Фаусто в 1831 году (опять же с либретто Бертена, на этот раз адаптированным из Гете пьеса Фауст ). Хотя многие пьесы и романы Виктора Гюго позже были адаптированы как оперы (например, Эрнани, Руи Блас, Le roi s'amuse, Анджело, Тиран из Падуи, Мари Тюдор и Люкрес Борджиа ), Ла Эсмеральда была первым и единственным либретто, которое он написал сам в непосредственном сотрудничестве с композитором. Вскоре после того, как он завершил Нотр-Дам де Пари в 1830 году, Гюго начал набросок оперной адаптации. Успех романа принес ему множество предложений от композиторов, которые стремились превратить его в оперу, в том числе Мейербер и Берлиоз. Он отклонил эти предложения, но, по словам жены Хьюго, передумал из-за дружбы с семьей Бертин. В сентябре 1832 года, когда Гюго жил у Бертенов, Луиза при поддержке своего отца Луи-Франсуа Бертен попросила у него разрешения на создание оперы по произведению. Он немедленно приступил к работе над либретто, завершив его по возвращении в Париж (несмотря на безумные репетиции его пьесы Le Roi s'amuse ), и отправил Луизе первый черновой вариант рукописи 30 октября 1832 года. 197>Гектор Берлиоз, который руководил и проводил репетиции оперы «Эсмеральда», в портрете 1832 года работы Эмиля Синьоля

Процесс подготовки финального либретто был медленным, и репетиции оперы не начались до тех пор, пока через три года после того, как Гюго написал первые строки. Этому отчасти способствовали просьбы Бертина о строках разной длины, подходящие к музыке, а также задача по сжатию длинного романа в четырехчасовую оперу. Многие персонажи были исключены, включая Джехана Фролло, распутного младшего брата главного антагониста Клода Фролло, хотя некоторые аспекты его характера были включены в характер Клода. Главный герой романа, Квазимодо, играет в опере значительно меньшую роль, которая больше концентрируется на истории любви между Эсмеральдой и Фебом. По просьбе Бертина концовка романа также была изменена: Эсмеральда избежала казни. В 1834 году Нотр-Дам де Пари был помещен в Index Librorum Prohibitorum, список произведений, осужденных католической церковью. Либретто оперы было представлено цензорам в январе 1836 года, которые потребовали изменить название на «Эсмеральда» и удалить все упоминания Клода Фролло как священника. (Печатное либретто, которое было продано до премьеры, действительно изменило название, но сохранило использование слова «священник», несмотря на то, что некоторые певцы на премьере исполнили оригинальные строки, утверждая, что они забыли, какие слова подверглись цензуре.)

Производство не пощадило. Четыре главные роли были отведены действующим звездам Парижской оперы : Корнели Фалькон, Адольф Нурри, Николя Левассер и Жан-Этьен Массоль. Известные дизайнеры интерьеров и театральные дизайнеры, а также Шарль-Антуан Камбон разработали декорации и костюмы. Ограниченная подвижность Бертина мешала ей участвовать в репетициях, и ее отец поручил Берлиозу проводить репетиции и руководить певцами. Берлиозу это переживание удручает. Певцы и оркестр не проявили энтузиазма и показали это на репетициях. Кроме того, за кулисами ходили слухи, что опера ставится только из-за влияния семьи Бертинов, и упорные слухи о том, что Берлиоз написал лучшие арии для пьесы, - комплимент, который он категорически отрицал. Он писал Ференцу Листу : «Какой ад этот весь мир, ледяной ад!» Хьюго путешествовал по Бретани и отсутствовал почти на всех репетициях. По словам Адель Гюго, по возвращении он не был доволен декорациями и эскизами костюмов, не обнаружив, по его мнению, «ничего богатого и живописного». В частности, он обнаружил, что использование явно новой ткани для одежды нищих и бродяг неуместно и стирает различие между социальными классами.

История выступлений
Театр королевской академии музыки, где Премьера «Эсмеральды» состоялась в 1836 году.

Когда премьера «Эсмеральды» состоялась 14 ноября 1836 года в Королевском театре музыки в Париже, критика и некоторые слои аудитории встретили ее в целом мрачно., хотя в ночь открытия он в основном состоял из друзей и сторонников Бертиных. Обвинения в том, что это было исполнено только из-за связи ее брата с администрацией Парижской оперы и семейного руководства влиятельной газетой Journal des débats (авторами которой были Виктор Гюго и Берлиоз), привели к открытое презрение со стороны тех, кто выступает против политической позиции газеты. Было шипение и стоны, и после одной неоспоримо прекрасной арии, Квазимодо «Air дез Cloches» ( «Песня колокола») в законе 4, несколько членов аудитории, в том числе Александр Дюма, крикнул " Это Берлиоз! ». Опера снята после шести спектаклей. К последнему из них, 16 декабря 1836 года, он был сокращен до трех действий, а за ним последовал балет Дунайская вода с Мари Тальони. Именно на заключительном спектакле начался настоящий бунт. Антибертенская фракция начала кричать: «Долой Бертена!» "Долой Journal des débats!" "Опустите занавес!" Они продолжали это делать, пока Корнели Фалькон не покинула сцену и не опустили занавес. Он не поднимался до начала балета. Луиза Бертен никогда бы не сочинила другую оперу, хотя прожила еще 40 лет. В своих мемуарах Адель Гюго написала о последнем слове оперы: «Fatalité!» :

Первым несчастным случаем стало подавление произведения, певцами которого были месье Нурри и мадемуазель Фалькон, композитор, женщина выдающегося талант либреттиста М. Виктора Гюго и сюжет Нотр-Дам де Пари. За гибелью последовали актеры. Мадемуазель Фалькон потеряла голос; М. Нуррит вскоре покончил жизнь самоубийством в Италии. Корабль под названием Эсмеральда, плывавший из Англии в Ирландию, был потерян вместе с судном и грузом. Герцог Орлеанский назвал очень ценную кобылу Эсмеральдой, и в погоне с препятствиями она на галопе наскочила на лошадь и сломала себе голову.

Полная оркестровая партитура так и не была опубликована. Однако рукопись автографа хранится в Национальной библиотеке Франции, а копия - в библиотеке Парижской оперы. Версия партитуры Ференца Листа, уменьшенная для фортепиано и голоса, была опубликована Трупеной в 1837 году и переиздана в 2009 году Люси Галланд. Первый акт, переработанный для включения основных арий из остальной части оперы, продолжал исполняться эпизодически между 1837 и 1839 годами как занавес для балетных постановок, а отрывки из произведения игрались в концерт 1865 года. После этого он погрузился в безвестность. Однако «Эсмеральда» была возрождена в феврале 2002 года, когда она была поставлена ​​под аккомпанемент фортепьяно (с использованием партитуры Бертена / Листа) в Театре-Опере в Безансоне по случаю 200-летия со дня рождения Гюго. Концертное исполнение с использованием полной оркестровой партитуры было дано 23 июля 2008 года в Опере Берлиоза в Монпелье в рамках Festival de Radio France et Montpellier, а затем выпущено на компакт-диске.

Роли
Корнели Фалькон в роли Эсмеральды
РольТип голоса Премьера актерского состава, 14 ноября 1836 г.. Дирижер: Франсуа Хабенек
Эсмеральда, красивая цыганская танцовщицасопрано Корнели Сокол
Феб де Шатоперс, капитан Королевских лучниковтенор Адольф Нуррит
Клод Фролло, архидьякон Собора Парижской Богоматери бас Николас Левассер
Квазимодо, звонарь Собора Парижской БогоматеритенорЖан-Этьен-Огюст Массоль
Флер де Лис де Гонделорье, богатая невеста ФебасопраноКонстанс Джаврек
Мадам Алоиза де Гонделорье, ее матьмеццо-сопрано Августа Мори-Госселин
Дианамеццо-сопраноМадам. Лоротт
Беранжермеццо-сопраноМадам. Лоран
Ле Виконт де ГифтенорАлексис Дюпон
Месье де ШеврезбасФердинанд Прево
Месье де МорлебасЖан-Жак-Эмиль Серда
Клопен Труильфу, уличный артист и лидер бродягтенорФрансуа Вартель
Le crieur public (город глашатай )баритон Куры
Люди, бродяги и лучники
Краткое содержание

Место действия: Париж, 1482

Акт 1

Селестен Нантей ' Гравюра акта I по сценарию Камбона.

Cour des miracles ночью

Парижские нищие и воры во главе с Клопеном празднуют карнавальный сезон. шумными песнями. Эсмеральда развлекает их цыганским танцем. Фролло, коррумпированный архидьякон Собора Парижской Богоматери наблюдает за этой сценой из своего укрытия и охвачен желанием к ней. Прежде чем она закончила свой танец, Квазимодо, Деформированного звонаря в собор вводят на коронацию "Папа дураков". "Когда Фролло сердито возражает ему, толпа нападает на Фролло, которого спасает Клопен. С помощью Квазимодо Фролло пытается похитить Эсмеральду, но ее спасает прибытие Феба и его лучников. Эсмеральда и Феб взяты друг с другом, и в качестве прощального подарка он дарит ей шарф.

Акт 2

Сцена 1: Площадь Грев

Толпа насмехается над Квазимодо, который был помещен в акции за его роль в попытке похищение Эсмеральды. Однако она сжалилась над ним и предлагает ему выпить воды.

Сцена 2: Великолепная комната в доме Флер де Лис де Гонделорье

Прием вот-вот начнется. Феб, помолвленный с Флер де Лис, размышляет о своей любви к Эсмеральде. Гости прибывают, но вскоре их тянет к окну, чтобы посмотреть, как Эсмеральда танцует на улице внизу. Во время танца она машет шарфом, подаренным ей Фебом. Флер де Лис в ужасе. Шарф был ее подарком Фебу. При этом знаке его неверности Флер де Лис и ее богатые гости нападают на Феба.

Акт 3

Эскиз Камбона для Акт 3, Сцена 1

Сцена 1: У таверны

Феб и его люди пируют возле таверны. Он поет им о своей новой любви, Эсмеральде, которая должна встретиться с ним на свидании в таверне позже той же ночью. Появляется Фролло и, пытаясь предотвратить свидание, предупреждает Феба, что Эсмеральда - колдунья.

Эскиз Камбона для Акта 3, Сцена 2

Сцена 2: Комната в таверне

Фролло прячется в нише, где он может шпионить за любовниками. В приступе ревности он выбегает и атакует Феба своим мечом, сильно ранив его.

Акт 4

Сцена 1: Тюрьма

По велению Фролло Эсмеральда была заключена в тюрьму и приговорена к смертной казни за убийство Феба, хотя она и не знала об этом. все еже жив. Фролло предлагает освободить ее, если она станет его любовницей. Эсмеральда сердито отказывается.

Сцена 2: Площадь перед собором Нотр-Дам

Пока Квазимодо звонит в колокола собора, Эсмеральда готовится к казни. Фролло планирует снова похитить ее, на этот раз с помощью Клопена. Когда толпа выливается на площадь, чтобы стать свидетелем казни, Квазимодо хватает Эсмеральду и ведет ее в собор, где она получит убежище от палача. Ее пытаются убрать, но внезапно появляется раненый Феб. Его показания оправдывают ее, но он умирает у нее на руках. Она бросается на его тело, поклявшись следовать за ним. Фролло выкрикивает «Fatalité!», и его повторяет хор зрителей.

Запись
  • Луиза Бертин: Ла Эсмеральда - Майя Буг (Эсмеральда), Мануэль Нуньес Камелино (Фебус), Франческо Эллеро д'Артегна (Фролло), Фредерик Антун (Квазимодо); Национальный оркестр Монпелье и Chœur de la Radio Lettone, Лоуренс Фостер (дирижер). Живая запись выступления 23 июля 2008 года в Опере Берлиоза, Монпелье. Ярлык: Accord 4802341
Примечания и ссылки
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-26 09:31:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте