Виктор-Луи Моттез (13 февраля 1809 - 7 июня 1897) был французским фресковым живописцем, живописцем и портретистом.
Он родился в Лилле. Его отец был увлечен искусством и сам был художником. Отправленный на несколько лет в Париж с пенсией, Виктор был отозван из-за плохого состояния финансов его отца, и его учеба была прервана. Он учился на курсах в École de dessin в Лилле и работал под руководством своего отца и его друзей-художников, таких как Эдуард Льенар, ученик Жака-Луи Давида. Он вернулся в Париж с 1828 по 1829 год, чтобы поступить в École des Beaux-Arts и сначала учился под руководством Франсуа-Эдуарда Пико, затем как свободный ученик Доминик Энгр.
Семья Моттезов была очень религиозной и преданной дому Бурбонов, поэтому июльская революция 1830 года стала для них катастрофой. Виктор был снова отозван в Лилль своим отцом и вскоре после этого женился. Оттуда он совершил много путешествий, из которых наиболее продолжительным и заметным было путешествие в Италию, где он стал считать старых мастеров абсолютными мастерами живописи. В Риме он снова встретил Энгра - Энгр очень любил его и часто давал ему советы. Его «Христос в гробнице» (ныне в église Sainte-Catherine de Lille) и «Мученичество святого Стефана» (теперь в église Saint-Étienne de Lille ) относятся к этой эпохе. Также во время этой поездки в Италию он очень заинтересовался фресковым искусством - Моттез нарисовал свою жену Джули в этой среде и, показывая Энгра конечный результат, снял его со стены по просьбе Энгра (позже он был передан в Лувр. двумя детьми Моттеза).
Вернувшись во Францию в 1838 году, он открыл магазин в Париже и выставлялся в Парижских салонах, особенно обращаясь все больше и больше к забытому жанру фресок, особенно религиозных. Он также перевел Трактат флорентийского художника XIV века Ченнино Ченнини и учился у его техник. Его самые замечательные работы - это работы для церквей (в Église Saint-Germain-l'Auxerrois в 1840-х годах и в Saint-Séverin в 1850-х годах), которыми восхищался Энгр и Делакруа. Однако враждебность к ним духовенства, использованные материалы, стены из селитры и их положение - все это означало, что они уже пришли в упадок к концу 19-го века и в настоящее время в значительной степени утрачены (за исключением Святого Мартина, разрезавшего свой плащ надвое в церкви Св. Жермен л'Оксерруа), хотя карикатуры Мотте для них сохранились.
В те же годы он часто бывал в салоне Бертинса вместе с основными писателями и художниками того времени (его эскиз к портрету Виктора Гюго сохранился). Он создал две фрески для этого салона, уничтоженные в 1854 году. После революции 1848 года Моттез отправился в Соединенное Королевство, где он создал несколько портретов британской знати и деятелей, а также сосланного министра Франсуа Гизо, которые экспонировались в салонах Королевской Академии. Он был прекрасным портретистом на протяжении всей своей карьеры, и это было то, что в основном занимало его в последние годы его карьеры. Он вернулся во Францию в 1853 году и работал с Делакруа в Église Saint-Sulpice в начале 1860-х годов, где их резко противоположные стили ясно показали борьбу между неоклассицизмом и романтикой видения. Морис Дени считал эти фрески в Сен-Сюльпис (другой Сен-Мартен) «незабываемыми». Он проектировал витражи в église Saint-Maurice de Lille.
Он был трижды женат:
Виктор Моттез умер 7 июня 1897 г. в Бьёвре.
Портрет мадам Моттез (1837)
Воскресение мертвых (1870)
Медея
Улисс и сирены
На Викискладе есть материалы, связанные с Виктор Моттез. |