HMS Ark Royal с Phantom FG.1 и Buccaneer Самолет S.2 на палубе, 1976 г. | |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя : | Ark Royal |
Заказано: | 18 марта 1942 г. |
Строитель: | Каммелл Лэрд, Биркенхед |
Заложен: | 3 мая 1943 г. |
Спущен на воду: | 3 мая 1950 г. |
Введен в эксплуатацию: | 22 февраля 1955 г. |
Списан: | 14 февраля 1979 г. |
Пострадал: | февраль 1979 г. |
Хоумпорт: | HMNB Девонпорт |
Идентификация: | номер вымпела : R09 |
Девиз: | Желание не покоится |
Псевдоним (ы): | Могущественный ковчег |
Судьба: | Сдан на слом 1980 |
Общие характеристики | |
Класс и тип: | Audacious-class авианосец |
Водоизмещение: |
|
Длина: | 804 футов (245 м) |
Ширина: |
|
Осадка: |
|
Движущая сила: |
|
Скорость: | 31,5 узла (58,3 км / ч) |
Дальность: |
|
Дополнение: | 2250 (2640 вкл. персонал) |
Датчики и. системы обработки: | После 1970 года:
|
Вооружение: |
|
Самолеты: |
|
HMS Ark Royal (R09) был авианосцем класса Audacious из Royal Navy и, когда он был списан в 1979 году, был последним оставшимся Обычная катапульта и задержанный авианосец. Он был первым авианосцем, оборудованным угловой кабиной пилота при вводе в эксплуатацию; ее родственный корабль, HMS Eagle, был первым авианосцем Королевского флота с угловой палубой после модификации в 1954 году. Ark Royal был единственным судном за пределами США, которое управляло McDonnell Douglas Phantom в море.
Ark Royal был кораблем-сестрой HMS Eagle, который первоначально назывался HMS Audacious, отсюда и название класса. Четыре корабля класса Audacious были заложены, но два (HMS Africa и оригинальный HMS Eagle) были списаны, когда Вторая мировая война закончилась, а строительство двух других было приостановлено на несколько лет. Оба уцелевших корабля подверглись серьезной модернизации на протяжении всей своей жизни.
18 марта 1942 года был заключен контракт с Cammell Laird из Birkenhead / Sheffield на постройку судна номер 1119. Первоначально судно было обозначено Непреодолимый, но перед запуском был переименован в Ark Royal. Непосредственно предыдущий Ark Royal, также авианосец, был торпедирован у Гибралтара 14 ноября 1941 года, в результате чего погиб один член корабельной роты.
Она была спущена на воду в 1950 году, и ее завершение заняло еще пять лет. Он был введен в строй 22 февраля 1955 г. [Naval Aviation News].
В это время она претерпела изменения, и по завершении она заметно отличалась от своего родственного корабля. Незадолго до ее спуска с верфи Cammell Laird изображение корабля, окрашенного белым подшерстком, было сделано фотографом-фотохудожником Э. Шамбре Хардман. Он много раз выставлялся под названием «Где строятся великие корабли», а затем «Рождение Королевского ковчега». На момент ввода в эксплуатацию у него была кабина пилота с частичным наклоном на 5,5 °, две паровые катапульты, способные запускать самолеты весом до 30 000 фунтов (14 000 кг), подъемник с борта палубы с левого борта (первое британское судно, оснащенное таким устройство), модифицированное вооружение и новую систему приземления . Ark Royal был первым кораблем, который был построен с наклонной полетной палубой и паровыми катапультами, в отличие от того, что они добавлялись после запуска. Эти нововведения позволили самолету одновременно приземляться и взлетать с авианосца. Ее полетная палуба была построена размером 800 на 112 футов (244 на 34 м).
Ark Royal в 1957 году.Прошло еще четыре года, прежде чем она приступила к ходовым испытаниям.
Примерно через год после ввода в эксплуатацию ее 4,5-дюймовые (110-мм) пушки переднего левого борта были сняты для улучшения операции самолета над наклонной палубой. Четыре года спустя были убраны подъемник левого борта палубы и передние 4,5-дюймовые орудия правого борта. После переоборудования 1964 года осталась только одна спаренная 4,5-дюймовая артиллерийская установка на корме по левому и правому борту. С 1967 по февраль 1970 года она подверглась переоборудованию, которое было серьезной перестройкой ее структуры, но только строгим обновлением ее электронного оборудования и ограничивалось изменениями, необходимыми для работы версии Phantom от RN. До и во время ремонта опасения по поводу затрат, возраста корпуса и меняющихся политических взглядов на военно-морские требования угрожали ремонту и даже вероятностью того, что корабль может быть списан, несмотря на убедительные аргументы в пользу сохранения и модернизации авианосца.
Ремонт обошелся примерно в 30 миллионов фунтов стерлингов; намного меньше, чем модернизация Eagle, но также добавлены несколько улучшений, которые позволили ей с комфортом управлять более крупными самолетами Phantom и Buccaneer Mk.2. Ее модификации включали в себя полную кабину экипажа под углом 8,5 °, новые и гораздо более мощные паровые катапульты, уздечки, тяжелые дефлекторы реактивной струи (оба из которых Eagle не получил) и тяжелые предохранительные тросы. Было проложено 1200 миль новых кабелей, но корабль не был полностью перемонтирован и сохранил старую электрооборудование постоянного тока. Также были добавлены модифицированный остров (с другой компоновкой, чем у Eagle) и частично новый электронный комплект, хотя некоторые из ее оригинальных радаров, такие как 983 высотомера, были сохранены, и она не получила набор 3-D радаров воздушного поиска, который она сестра установила вместо этого две двухрядные версии 966 стандартной системы дальнего действия RN 965 и один из новых 986 комплектов. Примечательно, что Ark Royal был первым и единственным носителем RN, оснащенным системой подхода авианосца USN, радаром AN-SPN 35, повышающим возможности и безопасность ночных самолетов. Размер ее полетной палубы был увеличен по левому борту, что дало ей дополнительное пространство на палубе для авиагруппы, которого не было у Eagle. Она также была оснащена четырьмя ракетными пусковыми установками Seacat для оборонительного вооружения, которые действовали в 1973 году. Примечательно, что не было ничего, кроме капитального ремонта ее паровых турбин и котлов, а это означало, что механически она была очень устаревшей; однако снятие с производства Eagle означало, что какое-то время основные запасные части были доступны. В соответствии с новой государственной политикой Ark Royal тогда планировалось, что в соответствии с новой государственной политикой утилизировать авианосцы не более пяти лет. Интенсивное техническое обслуживание, а также новая программа непрерывного обслуживания и ремонта (с судами технического обслуживания RN всегда в ее рабочих группах.), был в состоянии поддерживать его в плавании до конца 1978 года, хотя участившиеся механические и электрические отказы привели к его снятию с эксплуатации в начале 1979 года.
Первоначально при вводе в эксплуатацию на корабле было до 50 самолетов, в состав которых входило Sea Hawks, Sea Venoms, Gannets, Skyraiders и различные вертолеты. Поскольку более поздние типы самолетов росли в размерах и сложности, ее авиагруппа упала ниже 40, когда она оставила службу в 1978 году.
Ark Royal участвовал во многих учениях в составе британского флота и эскадрилий НАТО (Организация Североатлантического договора ), но не видел боевое дежурство. Она не участвовала в Суэцком кризисе в Египте в 1956 году, примерно через год после ввода в эксплуатацию, потому что она ехала туда, когда у нее был подшипник главного карданного вала, и ей пришлось вернуться в Девонпорт для капитального ремонта. Орел заменил ее в Суэце. В 1963 году она провела испытания нового типа самолета с вертикальным / коротким взлетом и посадкой (V / STOL), Hawker P.1127, который позже превратился в Hawker Siddeley Harrier. Этот же самолет, который теперь был модернизирован и разработан как British Aerospace Sea Harrier, позже был принят в качестве основного ударного средства будущего третьего и последнего Ark Royal с 1980 года.
Она была частью патруля Бейры, проводившего военно-морскую блокаду Родезии в 1965 году. Белая книга обороны 1966 года планировал конец британских авианосцев в начале 1970-х годов, но она вошла в док для переоборудования, чтобы предотвратить увольнение на верфи и возможные политические проблемы. Новое правительство пересмотрело дело авианосцев, обнаружив, что самолеты берегового базирования не могут обеспечить адекватное прикрытие британских концернов «к востоку от Суэца ».
9 ноября 1970 года, участвуя в учениях НАТО, она столкнулась с Бравым, советским военно-морским флотом эсминцем типа Котлин, который преследовал Арк Ройал ( обычная практика во время холодной войны ). Арк Ройал получил незначительные повреждения, а советский эсминец получил незначительные повреждения и два экипажа пропали без вести. Командир Арк Ройал, капитан Рэй Лиго, был освобожден от вины на последующем военном трибунале.
Phantom FG.1 на Ark Royal в 1972 годуКорабль, показанный в британском телесериале 1960-х годов Не только... но также с Питером Куком и Дадли Мур. Когда заказы закончились, с катапульты в море были выпущены предметы, в том числе пианино и туалет с вымпелом.
К 1970 году Ark Royal насчитывала 39 самолетов. Обычно это 12 Phantom FG MK.1 из 892-й морской эскадрильи, 14 Buccaneer S MK.2 из 809-й эскадрильи, 4 Gannet AEW (Airborne Early Warning ) Mk.3s из B эскадрильи 849, 6 Sea King HAS Mk.1 из 824-й эскадрильи, 2 Wessex HAR Mk.1 из корабельной эскадрильи и один Gannet COD Mk.4. позже заменен на AEW3. Buccaneers также использовались в качестве самолетов-заправщиков, использующих дозаправщики, и в качестве самолетов-разведчиков дальнего действия с установленными в бомбоотсеках камерами. В июле 1976 года она представляла Великобританию на праздновании двухсотлетия США в Форт-Лодердейле, Флорида.
. В 1972 году пираты на борту «Арк Ройал» приняли участие в миссии дальнего удара по Британскому Гондурасу в Центральной Америке незадолго до обретения независимости в качестве конституционной монархии под названием Правительство Ее Величества Белиза для предотвращения возможного гватемальского вторжения, которое давние территориальные претензии.
В 1977 году под флагом адмирала сэра Генри Лича, главнокомандующего флотом KCB, Ark Royal возглавил церемонию награждения и празднования королевского флота королевы Елизаветы II <156 Серебряный юбилей>в Спитхеде.
В середине 1970-х корабль вернулся на телевидение. Был снят крупный документальный сериал BBC Sailor, показывающий жизнь на борту корабля во время развертывания Западной Атлантики с февраля по июль 1976 года. Ее командиром в то время был капитан Уилфред Грэм, позже ставший флаг-офицером Портсмута, а командиром корабля (старшим офицером) был командир Дэвид Коулинг. Музыкальной темой программы была "Sailing " Рода Стюарта - песня, которая стала ассоциироваться с кораблем и его преемником. Она посетила Форт-Лодердейл, Флорида с 30 мая по 14 июня 1978 года.
Арк Ройал вместе с USS Nimitz во время остановки в Норфолке, Вирджиния во время своего пребывания в 1978 году. Окончательное развертывание WESTLANTОна вошла в HMNB Devonport 4 декабря 1978 г. и списана 14 февраля 1979 г. Как и ее сестра Игл, у нее была относительно короткая (24 года) жизнь, а когда Белый Ensign спустился в последний раз. В Королевском флоте больше не было самолетов в море, и эта ситуация сохранялась до ввода в строй легких авианосцев класса Invincible с их дополнением к самолетам вертикального взлета и посадки Sea Harrier. начало 1980-х. 29 марта 1980 года Министерство обороны (MOD) объявило, что она будет продана на металлолом, и таким образом прекратил планы по ее сохранению. Она покинула Девонпорт 22 сентября 1980 года на буксире, чтобы быть отправленной на слом в Cairnryan около Stranraer в Шотландии, прибыв 28 сентября. Когда она прибыла к разбойникам, ее сестринский корабль «Орел» находился в финальном процессе разбивки там. Распад Ark Royal длился до 1983 года. В течение этого периода многие бывшие члены экипажа отправились на причал в отдаленном уголке Лох-Райана, чтобы отдать дань уважения, некоторые довели до слез, когда увидели, что корабль разрывается на части. Однако различные части корабля остаются в качестве сувениров или памятников; например, якорь (вместе с якорем от ее сестринского корабля «Игл») у Музея авиации флота в RNAS Yeovilton. Один из других ее якорей находится в Армада-Уэй, Плимут, недалеко от Плимут-Хоу.
Эскадрилья | Тип самолета | Количество. самолетов | Роль |
---|---|---|---|
809 NAS | Buccaneer S2 | 14 | Strike |
892 NAS | Phantom FG1 | 12 | Fleet Air Defense |
849B NAS | Gannet AEW3 | 4 | Airborne Early Warning |
Gannet COD4 | 1 | Carrier On Board Delivery | |
824 NAS | Sea King HAS2 | 7 | Противолодочная война |
Корабль | Wessex HAS1 | 2 | Поиск и спасение |
В то время как карьера Ark Royal длилась 24 года от время ее ввода в эксплуатацию (ее имя было нарицательным) столько же времени она потратила на ремонт; ремонт и резерв и модернизация как в наладонном обслуживании (12 лет). От инженеров требовалось немало усилий, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии в перерывах между верфями. Арк Роял плохо сохранился во время его длительного строительства с 1942 по 1955 год, и большая часть его оборудования устарела к моменту завершения, включая устаревшую электрооборудование постоянного тока, дополненное позже некоторыми системами переменного тока, что привело к тому, что корабль испытывал регулярные дефекты и механические поломки.. Орел был более надежным и хорошо построенным кораблем и проводил в море гораздо больше времени, чем ее сестра. Утилизация Ark Royal в 1980 году, через два года после Eagle, ознаменовала конец обычных операций с неподвижным крылом на борту авианосцев Royal Navy. Она принесла столько нововведений, но ее замена не была оснащена ни одним из них. Была дискуссия о сохранении ее как корабля-музея, и были собраны некоторые частные средства; МО не санкционирует эти усилия. Музей авиации флота впоследствии имитировал остров корабля и полетную палубу в центральном зале как выставку «Опыт авианосца».
Авианосец класса «Кентавр» HMS Hermes остался на вооружении после нее, но в 1971 году был преобразован в вертолетный авианосец, а затем в V / STOL носитель. Гораздо меньший по размерам авианосец класса «Инвинсибл» мог нести только самолеты и вертолеты с вертикальным / коротким взлетом и посадкой. Два новых авианосца класса класса Queen Elizabeth, которые должны быть введены в эксплуатацию в 2017 и 2020 годах, изначально были предназначены для эксплуатации самолетов V / STOL. Несмотря на рекомендации экспертов, и в попытке сократить расходы, правительство Великобритании потребовало, чтобы новые авианосцы были модифицированы для использования обычных самолетов CATOBAR (взлет с катапульты и подъем с барьером / остановка). Установка электромагнитных катапультов потребовала бы огромных структурных изменений и модернизации выработки энергии кораблями, что оказалось невозможным и привело к решению вернуться к исходной конфигурации.
Корабль был показан в 1976 BBC телесериале Sailor, который был одним из первых летать на стене документальные фильмы.
Примечания
Библиография
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с HMS Ark Royal (R09). |
Предыдущий. 91 | HMS Ark Royal. 1955–1978 | Преемник. R07 |