Патруль Бейры

редактировать
Блокада поставок нефти в Родезию

Патруль Бейры
Активный1 марта 1966–25 июня 1975
СтранаСоединенное Королевство
ФилиалМорской прапорщик Соединенного Королевства.svg Королевский флот
ТипВоенно-морское формирование
Рольблокада

Патруль Бейры был блокадой из поставки нефти в Родезию (ныне Зимбабве ) через Бейру, Мозамбик, в результате торговых санкций Организации Объединенных Наций в отношении Родезии.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Блокада
  • 3 Ссылки
    • 3.1 Дополнительная литература
  • 4 См. Также

Справочная информация

Правительство Родезии в одностороннем порядке объявило первое независимость колонии 11 ноября 1965 г., после отказа от британских предварительных условий независимости, которые включали расовое равенство и правление черного большинства. Ян Смит, избранный премьер-министром, продолжил эту роль. Совет Безопасности ООН отреагировал принятием Резолюции 217, призывающей к санкциям в отношении Родезии. Позднее эта резолюция была использована британцами как юридическое обоснование блокады.

Великобритания ввела собственные национальные санкции, включая нефтяное эмбарго, но исключила вторжение в Родезию. Британцы изначально были против военных действий, вместо этого полагаясь на санкции ООН, чтобы оказать давление на родезийцев. Большинство стран-членов ООН хотели расширения санкций и военных мер. Британцы изначально пытались заблокировать подобные инициативы.

В октябре 1965 года Объединенный разведывательный комитет подсчитал, что даже полное торговое эмбарго не нанесет ущерба экономике Родезии из-за уклонения от санкций, допущенного португальским Мозамбиком и Южная Африка, но предположил, что продолжительное и серьезное экономическое давление может побудить белый электорат свергнуть правительство. В начале 1966 года премьер-министр Гарольд Вильсон сделал заявление о том, что санкции работают, предсказывая, что правительство Родезии скоро падет. В то же время Министерство иностранных дел вело лихорадочные переговоры с португальским правительством об участии в санкциях, которые фактически наложили бы полную блокаду Родезии. К концу 1966 года, когда стало ясно, что Португалия не желает сотрудничать против Родезии, Королевский военно-морской флот начал изучать возможность морской блокады направлявшихся в Мозамбик судов, перевозящих нефть, предназначенную для Родезии.

В течение первой недели февраля 1966 года стало ясно, что Родезия продолжает импортировать нефть по суше из португальского Мозамбика, и премьер-министр Вильсон был предупрежден, что черные африканские государства могут потребовать более срочных мер. санкции и поднять вопрос в ООН. 24 февраля комитет начальников штабов предупредил, что танкеры с нефтью для Родезии могут незаметно прибыть в порт Бейра, конечную точку трубопровода, идущего в Родезию, и начал подготовку плана морского наблюдения для представления. Премьер-министру. Позже в феврале британское правительство и мировая пресса начали уделять внимание танкерам, перевозящим нефть для Родезии, когда 25 февраля министр торговли и промышленности Родезии объявил, что скоро прибудет танкер с нефтью для Родезии.

Блокада

После сообщений о том, что Родезия бросает вызов нефтяному эмбарго по морю, британцы почувствовали давление, чтобы принять меры и тем самым доказать свою приверженность санкциям. 1 марта Королевский флот учредил Патруль Бейры. Поскольку многие страны придерживались политики санкций, требовалось, чтобы национальность танкеров, перевозящих нефть в Бейру, была известна. Это была задача HMS Ark Royal и эскортных сил HMS Rhyl, HMS Lowestoft и позже HMS Plymouth. Находился у Бейры и велел ей подготовиться к операции по перехвату, которая начнется 4 марта. Следовательно, HMS Ark Royal покинул Момбасу 1 марта 1966 года и получил приказ проследовать к Мозамбикскому проливу, чтобы начать патрулирование у берегов Бейры. 6 марта самолет раннего предупреждения с авианосца HMS Ark Royal начал поисковые операции в Мозамбикском проливе. Вскоре к ним добавились фрегат HMS Rhyl и корабль материально-технической поддержки. 28 февраля 1966 года HMS Eagle отплыл из Сингапура по пути в Бейру и оставался на станции до 10 мая 1966 года (его заменил HMS Ark Royal (R09) ), а затем вернулся в Сингапур. 10 мая 1966 года. За 71 день "Игл" совершил 1070 самолето-пролетов, пролетел 600 000 миль, обследовал 200 000 квадратных миль в день, пройдя в общей сложности 30 000 миль (подробности согласно дневнику HMS Eagle Beira Patrol из Line Book 1964-66).

Патрулирование продолжалось до 1975 года. В любое время для патрулирования были задействованы два британских фрегата или эсминца при поддержке наземных и палубных самолетов наблюдения и вспомогательных судов. Различные британские военные корабли курсировали по Мозамбикскому проливу в 20–45 милях (32–72 км) от Бейры и проверяли нефтяные танкеры, направляющиеся в порт.

Первоначально корабли Королевского флота должны были следить за танкерами, направлявшимися в Бейру, и допрашивать их, и им разрешалось насильственно отвлекать танкер только после того, как Великобритания получила разрешение от своего государства флага. Однако в случае предоставления разрешения британским военным кораблям разрешалось только требовать изменения курса от имени своего государства флага и производить выстрел через нос, если это не сработало. Применение силы не было разрешено, и если танкер категорически отказывался подчиняться, военный корабль-слежка не мог больше предпринимать никаких действий и только следовать за ним в пределах шестимильной территориальной границы Мозамбика. Это означало, что танкеру будет разрешено беспрепятственно проследовать в порт.

После инцидента, когда греческий танкер Joanna V беспрепятственно вошел в Бейру после того, как Греция отказалась дать разрешение, британцы лоббировали право ООН применить силу. Впоследствии Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 221. Однако резолюция ограничила блокаду Бейрой и разрешила только Королевскому флоту применять силу. В результате только Королевский флот должен был обеспечить блокаду без посторонней помощи, а танкеры с нефтью для Родезии могли беспрепятственно заходить в другие порты Мозамбика. Резолюция также уполномочила британцев захватить судно «Джоанна V» при выходе из Бейры, если оно выгружало там свой нефтяной груз.

Правила ведения боевых действий впоследствии были либерализованы, но применение силы было ограничено «до минимума», а для отвода судов требовалось разрешение Министерства обороны. Британские военные корабли также должны были оставаться за пределами территориальных вод Мозамбика. После неприятного инцидента с французским танкером «Артуа» правила ведения боя были изменены, и теперь можно было использовать отключение огня.

Великобритании так и не удалось получить полномочия ООН, позволяющие участвовать другим военно-морским силам. Помимо отсутствия разрешения ООН, британцы посчитали, что блокировать другие мозамбикские порты не в состоянии, за счет риска отношений с Португалией, одним из членов НАТО. Южная Африка также могла транспортировать нефть в Бейру, имея танкеры, курсирующие через южноафриканские, а затем португальские территориальные воды, обеспечивая правовой иммунитет от перехвата. В результате Родезия продолжала получать поставки нефти. Родезия также смогла противостоять блокаде за счет строгого нормирования нефти. В сентябре 1966 года было подсчитано, что Родезия ежедневно получала 220 000 галлонов нефти, в то время как согласно политике нормирования ей требовалось всего 200 000 галлонов нефти в день.

Патруль постепенно сокращался в несколько этапов. В марте 1971 года новый премьер-министр Эдвард Хит позволил Королевскому флоту использовать один военный корабль за раз, а не два. Три месяца спустя патруль потерял свой воздушный компонент, когда Малагасийская Республика обратилась к Королевским военно-воздушным силам с просьбой ликвидировать их отряд в Маджунга. После общего сокращения количества фрегатов во флоте Королевскому флоту разрешили сделать патрулирование прерывистым. Патруль был окончательно ликвидирован 25 июня 1975 года, когда Мозамбик получил независимость от Португалии и заверил Великобританию, что не позволит перекачивать нефть в Родезию.

Операция обошлась примерно в 100 миллионов фунтов, и в операции приняли участие 76 кораблей Королевского флота. Всего было перехвачено 47 нефтеналивных танкеров, 42 из которых получили разрешение на выезд.

Ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Патрулем Бейры.

Дополнительная литература

См. Также

Последняя правка сделана 2021-05-12 10:04:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте