Wessex | |
---|---|
A Royal Navy Wessex HU.5 | |
Роль | Вертолет |
Национальное происхождение | Соединенное Королевство |
Производитель | Westland Aircraft. Westland Helicopters |
Первый полет | 20 июня 1958 г. |
Введение | 1961 |
В отставке | 2003 (Royal Air Force ) |
Основные пользователи | Royal Navy. Royal Air Force. Royal Australian Navy. Уругвайская военно-морская авиация |
Произведено | 1958–1970 |
Построено | 382 |
Разработано на основе | Sikorsky H-34 |
Westland Wessex - это Построенный в Великобритании турбинный двигатель Sikorsky H-34. Он был разработан и произведен по лицензии компанией Westland Aircraft (позже Westland Helicopters ). Одним из основных отличий от H-34 Сикорского была замена силовой установки с поршневым двигателем на турбовальный двигатель . модели были оснащены одним двигателем Napier Gazelle, в то время как в более поздних версиях использовалась пара двигателей de Havilland Gnome.
Wessex изначально производился для Royal Navy (RN), а затем для Royal Air Force (RAF); было произведено ограниченное количество гражданских самолетов, а также несколько экспортных продаж. Wessex работал как противолодочный боевой вертолет и как вспомогательный вертолет; пожалуй, лучше всего он известен благодаря использованию в качестве вертолета поисково-спасательных операций (SAR). Этот тип был принят на вооружение в 1961 году и прослужил более 40 лет до того, как был выведен на пенсию в Великобритании.
В 1956 году американец Построенный S-58 был отправлен в Великобританию для Westland для использования в качестве образца самолета. Первоначально собранный с его циклоном Райта, он был продемонстрирован британским вооруженным силам, что привело к предварительному заказу для Королевского флота. Для британского производства он был переоборудован с одним двигателем Napier Gazelle с турбонаддувом, который впервые полетел в этой конфигурации 17 мая 1957 года. Более легкий (на 600 фунтов) двигатель «Газель» означал некоторые перераспределение веса. Первый произведенный Westland Wessex серийный XL727, обозначенный Wessex HAS.1, впервые поднялся в воздух 20 июня 1958 года. Первые серийные Wessex HAS1 были доставлены в Fleet Air Королевского флота. Arm (FAA) в начале 1960 г.; Wessex был первым вертолетом, эксплуатируемым FAA, который был специально спроектирован с нуля в качестве противолодочной платформы.
В эксплуатации Wessex оказался значительным улучшением по сравнению с более старым Westland Whirlwind.. Решение, принятое Westland установить современную газотурбинную силовую установку, дало Wessex большую грузоподъемность, было более тихим и генерировало меньше вибрации, последнее качество было очень полезным при лечении раненых во время полета. Двигатель «Газель» обеспечивал быстрый запуск и, следовательно, меньшее время отклика. Wessex также мог работать в широком диапазоне погодных условий, а также ночью, отчасти из-за использования системы автопилота. Те же качества, которые сделали Wessex хорошо подходящим для противолодочной роли, также пригодились для поисково-спасательной миссии (SAR), для которой этот тип стал широко использоваться.
Пара Вертолеты ВМС Уэссекса в кабине экипажа HMS Intrepid, 1968Усовершенствованный вариант, Wessex HAS3, пришел на смену HAS1 в противолодочной роли; он отличался более мощным радаром и улучшенной авионикой, большей мощностью двигателя, улучшенными навигационными характеристиками и более совершенной системой вооружения; Таким образом, первоначальный HAS1 был переведен на поисково-спасательные работы. Вариант «штурмовика коммандос», Wessex HU5, также разрабатывался как транспортный вертолет на поле боя; он обычно использовался на морских десантных кораблях , таких как десантный авианосец HMS Albion, и активно использовался для перевозки Royal Marines. Wessex HU5 оснащался сдвоенными двигателями de Havilland Gnome, которые обеспечивали почти вдвое большую мощность по сравнению с исходной моделью HAS1 и значительно расширяли дальность полета самолета. Это позволяло работать в более широком диапазоне условий; В 1970-х годах HU5 также начал использоваться для поисково-спасательных операций.
В качестве противолодочного вертолета «Уэссекс» в качестве альтернативы мог быть оснащен погружающимся гидролокатором для обнаружения и отслеживания подводные цели или вооруженные либо глубинными бомбами, либо торпедами ; один Wessex не мог быть оборудован для одновременного обнаружения и атаки подводных лодок, поскольку это превышало его грузоподъемность. Именно это ограничение вскоре заставило Королевский флот искать более мощный вертолет, который мог бы обеспечить такую возможность. Это в конечном итоге привело к тому, что Westland приступила к адаптации и производству другого вертолета, спроектированного Сикорским, в виде Westland Sea King.
Wessex также успешно использовался в качестве вертолета общего назначения для Королевских ВВС, способного выполнять военнослужащие, санитарная авиация и наземная поддержка. Wessex был первым из вертолетов Королевских ВВС, на котором полеты по приборам и, следовательно, операции в ночное время были реально жизнеспособными. В отличие от флота Уэссекса ВМС, который в основном состоял из ранних одномоторных моделей, ВВС Великобритании постановили, что все его вертолеты Уэссекса должны быть двухмоторными; это было основным фактором в решении RAF отказаться от принятия на вооружение вертолетов бывшего FAA Wessex, поскольку флот перешел на более новую модель Sea King.
Wessex впервые был использован Королевским флотом, который ввел Wessex HAS.1 в строй в 1961 году. Будучи удовлетворенным хорошими начальными характеристиками Wessex, он стремится улучшить его авионику и оборудование. Вскоре ВМФ настаивал на разработке усовершенствованного HAS.3, который поступил на вооружение в 1967 году. В оперативном плане младшие модели будут назначены для выполнения ключевых задач борьбы с подводными лодками и транспорта коммандос, в то время как более старые и менее способные модели будут обычно назначается на наземные базы поиска и спасания (SAR).
RAF стали оператором Уэссекса в 1962 году; Эти вертолеты, которые использовались для спасательных операций в воздухе-море или в горах, помогли сделать «Уэссекс» особенно известным самолетом этой службы и способствовали спасению многих жизней за время его службы. В качестве одной из постоянных обязанностей Королевских ВВС несколько вертолетов Уэссекса постоянно находились в режиме ожидания для реагирования на чрезвычайную ситуацию, находящуюся в любом месте в пределах 40 миль от британской береговой линии, в течение 15 минут в дневное время, в ночное время это время реакции было сокращено до 60 минут. Вертолеты Уэссекса, выполняющие поисково-спасательные операции, также находились за границей, например, на Кипре. Качества Уэссекса были описаны как «идеальные для полетов в горах».
Войска, отправляющиеся в Вестленд Уэссекс во время ученийУэссекс часто использовался на поле боя в качестве вспомогательного транспорта; Помимо доставки припасов и оборудования, Уэссекс мог также перевозить небольшие группы войск. В оперативном плане Wessex мог поднимать меньше вертолетов Bristol Belvedere ВВС Великобритании, но был более прочным и требовал меньшего обслуживания; таким образом, когда Belvedere был отправлен в отставку в конце 1960-х, эскадрильям Уэссекса часто поручали выполнять свои прежние обязанности по поддержке британской армии на разовой основе. В крупномасштабных вертолетно-штурмовых операциях этот тип мог сопровождать Hawker Siddeley Harrier ВВС Великобритании. Вариант HC.4 Westland Sea King начал заменять Wessex в этом качестве с конца 1970-х годов, хотя миссии по перевозке войск будут продолжаться до конца 1990-х.
Wessex's карьера в сфере обслуживания включала долгосрочные командировки в Гонконг и Северную Ирландию для поддержки операций внутренней безопасности, выполнения транспортных и наблюдательных миссий. В Северной Ирландии использование вертолетов для снабжения оказалось жизнеспособной альтернативой уязвимым автоколоннам; операции на этом театре военных действий привели к применению различного оборонительного оборудования и средств противодействия угрозе, исходящей от стрелкового оружия и переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК).
Также использовались вертолеты Wessex рейсом королевы ВВС Великобритании для перевозки VIP-персон, включая членов британской королевской семьи ; В этой роли вертолеты получили обозначение HCC.4 и были по сути аналогичны HC.2, отличия включали модернизированный интерьер, дополнительное навигационное оборудование и расширенные программы обслуживания. Оба принц Филипп и принц Чарльз были обученными пилотами Уэссекса, иногда они выступали в качестве членов летного экипажа в дополнение к пассажирам на борту VIP-служб. В 1998 году Wessex был заменен на арендованный в частном порядке Sikorsky S-76.
В 1962 году разразился международный кризис as Индонезия пригрозила конфронтацией по вопросу Брунея, который не входил во вновь образованную Федерацию Малайи. К февралю 1964 года большое количество вертолетов RAF и RN, в том числе Westland Wessex, действовало с баз в Саравак и Сабах, чтобы помочь отрядам армии и морской пехоты бороться с партизанами, проникшими в Индонезию. граница в тысячу миль с Малайзией. Удалив большую часть противолодочного оборудования, чтобы облегчить самолет, во время кампании на Борнео «Уэссекс» обычно использовался как транспортный вертолет, способный перевозить до 16 военнослужащих или грузовой груз весом в 4000 фунтов. прямо на передовую. Наряду с Westland Scout, «Уэссекс» стал одной из основных рабочих лошадок кампании, примерно половина из них управлялась непосредственно с наземных баз и регулярно сменялась с теми, что находились на судах RN, размещенных у берега. Благодаря этим операциям Commando Helicopter Force получил прозвище «Джунгли».
Около 55 Westland Wessex HU.5 участвовали в Фолклендской войне, сражаясь в Южной Атлантике в 1982 году. 21 мая 1982 года Wessex HU.5 845-й эскадрильи поддержали высадку британцев на Восточном Фолкленде.. Этот тип активно использовался на протяжении всего конфликта для транспортировки и размещения британских спецподразделений, включая членов специальной воздушной службы (SAS) и специальной лодочной службы (SBS). В общей сложности девять Уэссексов (восемь HU.5 и один HAS.3) были потеряны во время Фолклендской кампании. Два HU.5 из 845-й эскадрильи разбились на леднике Фортуна в Южной Георгии во время попытки эвакуировать членов SAS во время снежной бури, шесть из 848-й Wessex Squadron HU.5 были потеряно, когда контейнеровоз Atlantic Conveyor был потоплен, а HAS.3 на борту HMS Glamorgan был уничтожен, когда судно было поражено ракетой Exocet.
Гражданская версия вертолета, Уэссекс 60, был также изготовлен и поставлен ряду гражданских операторов, в том числе Bristow Helicopters, одному из крупнейших операторов винтокрылых машин в мире. Бристоу управлял ими с различных британских аэродромов и вертолетных площадок, чтобы поддержать растущую нефтяную отрасль Северного моря, пока они не были сняты с производства в 1982 году.
В В апреле 1961 года Королевский военно-морской флот Австралии (RAN) объявил, что они выбрали Westland Wessex в качестве стандартного служебного вертолета для своих кораблей, и о своем намерении приобрести около 30 вертолетов для противолодочного патрулирования, эвакуации раненых и связи с флотом. РАН официально приняла первые два из 27 вертолетов Уэссекса в сентябре 1963 года; 817-я эскадрилья была первой, кто использовал этот тип; Уэссекс и его погружная гидроакустическая система быстро оказались самой эффективной противолодочной платформой, которую когда-либо видели в RAN.
Уэссекс стал важным операционным сдвигом для авиации флота, позволив RAN продолжить переделка авианосца HMAS Melbourne в противолодочную платформу. В типичных операциях авианосца Wessex будет использоваться во время запуска и восстановления самолетов в качестве охранного вертолета; Во время противолодочного патрулирования обычная процедура заключалась в том, чтобы один Уэссекс находился в воздухе для активного прикрытия корабля, в то время как второй должен был быть полностью вооружен и подготовлен к операциям. Такое расположение использовалось во время переброски войск во Вьетнам в 1960-х годах. Выполнение поисково-спасательных боевых вылетов стало еще одной важной задачей этого типа; В 1974 году несколько вертолетов Уэссекса участвовали в операции по оказанию помощи в Дарвине после циклона Трейси.
. Хотя Уэссекс оказался слишком большим, чтобы его можно было использовать с большинства эсминцев RAN, он Было установлено, что он хорошо подходит в качестве военно-транспортного вертолета с тяжелых десантных кораблей и более крупных судов. К 1980 году Wessex больше не использовался для противолодочных операций, его заменил более совершенный и способный Westland Sea King в этом качестве. Вместо этого оставшиеся вертолеты Уэссекса были оставлены для выполнения своих второстепенных функций в качестве охраны самолета, поисково-спасательной платформы и служебного транспортного вертолета. Тип был выведен из эксплуатации в 1989 году.
Внешнее видео | |
---|---|
Вестленд-Уэссекс из Королевских ВВС Олдергроув на учениях с командой горных спасателей Морн | |
Уэссекс, выполняющий различные маневры во время публичного показа |
Данные Westland Aircraft с 1915 г.
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Нет никаких зарегистрированных вымышленных появлений Уэссекса. Однако Уэссекс изобразил CH-34 Choctaws в фильме Стэнли Кубрика 1987 года Full Metal Jacket. Использовались вертолеты Wessex 60s, гражданская версия Wessex HC.2, использовавшаяся в качестве транспортных средств ВВС Великобритании. Они оснащены сдвоенным двухместным двигателем de Havilland Gnome с характерным длинным носом и одним большим выхлопом турбины с каждой стороны, что отличает их от CH-34 времен Вьетнама.
Родственная разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
На Викискладе есть материалы, связанные с Вестленд Уэссекс. |