Гадданг

редактировать
Гадданг
Общая численность населения
30 000 (оценка)
Регионы со значительной численностью населения
Филиппины :. (Долина Кагаян, CAR )
Языки
Gaddang, Ga'dang, Yogad, Cauayeno, Арта, Илокано, Английский, Тагальский
Религия
Христианство (Преимущественно Римско-католический, с меньшинство протестантов )
Родственные этнические группы
ибанаг, итавис, илокано, другие филиппинцы

гадданг являются коренным филиппинским народом; лингвистически идентифицированная этническая группа, проживавшая веками в водоразделе реки Кагаян в Северном Лусоне, Филиппины. говорящих на гадданге недавно сообщалось, что их число достигает 30 000. Это может включать еще 6000 родственных гаджан носителей и других изолированных языковых групп чей словарный запас идентичен более чем на 75%. В группе они составляют менее одной двадцатой одного процента населения Филиппин.

Различные члены нескольких ближайших групп, говорящие на взаимно понятных диалектах (которые обычно включают гадданг, га'данг, кауэйно и йогад - а также исторически утраченные задокументированные языки) теперь регулярно изображаются как единый народ в правительственных документах, историях и культурной литературе. Различия могут быть обнаружены между (а) христианизированными «низинными жителями» и (б) бывшими нехристианскими жителями гор ; одни источники игнорируют или приукрашивают их, а другие преувеличивают. Идентичность - это исключительно их язык; Гадданги исторически включали людей из многих окружающих, но отличающихся по языку людей.

Содержание
  • 1 Гадданг на своей родине
    • 1.1 Земля
    • 1.2 Идея народа
    • 1.3 Развивающаяся идентичность
  • 2 Предыстория
  • 3 Исторические записи
    • 3.1 Испания прибывает в долину Кагаян
    • 3.2 Гадданг во время испанской оккупации
    • 3.3 Во время американской оккупации
    • 3.4 Японская оккупация и Вторая мировая война
    • 3.5 После Второй мировой войны
  • 4 Культура гадданга
    • 4.1 Язык
    • 4.2 Этнография и лингвистические исследования
    • 4.3 Культура нагорья
    • 4.4 Класс и экономика
    • 4.5 Статус женщин и несовершеннолетних детей
    • 4.6 Родство
    • 4.7 Погребальные обряды
    • 4.8 Другие народные традиции
    • 4.9 Мифология коренных народов
  • 5 Источники
Гадданг на их родине
Бассейн реки Кагаян в Северном Лусоне, с некоторыми топонимами

Земля

Долина Кагаян отрезан от остальной части Лусона густыми лесами горных хребтов высотой в милю, которые соединяются в перевал Балете около Багио. Направляйтесь на юг от устья реки Кагаян и вдоль ее притока реки Магат ; они становятся доминирующим присутствием. Террасы Кордильеры приближаются с запада, затем более темные участки северной Сьерра-Мадре поднимаются на восток, переходя в горы Карабальо у истоков реки.

Когда-то покрытое сплошным тропическим лесом, дно долины сегодня представляет собой лоскутное одеяло интенсивного сельского хозяйства и средних общественных центров, окруженное деревнями и небольшими деревнями. Даже в отдаленных горах теперь есть постоянные фермы, всепогодные дороги, вышки сотовой связи, шахты и рынки. Большая часть местной лесной флоры исчезла, и сегодня на любых невозделываемых территориях прорастают инвазивные cogon или чужеродные сорняки.

Идея народа

Ранние испанские изображения филиппинских народов были написаны для военных или евангелических целей. Они игнорировали то, что мы считаем научными доказательствами, и могли быть ненадежными в отношении условий. Не было местных репортеров.

Итак, демографические и языковые различия этого периода, как поселения и дороги, являются культурным наложением, наложенным иностранными захватчиками на сохранившееся население; новые функции, направленные на поддержку целей и интересов церкви, государства и бизнеса. Они полностью не отражают какие-либо местные организационные концепции. В 1902 году комиссар США по делам нехристианских племен написал:

Одно впечатление, которое сложилось в отношении племен Филиппин, я считаю ошибочным, а именно количество различных типов или рас и множественность племена. В связи с тем, что нигде на Филиппинах мы не сталкиваемся с крупными политическими структурами или единицами, у нас есть превосходное количество обозначений для практически идентичных людей... Например, среди могущественных и многочисленных игорот из Северного Лусона единственная политическая организация находится в независимом сообществе. В нормальных условиях город через долину является врагом и ищет глав своих соседей... Иногда три или четыре разных термина применялись разными городами к одинаковым народам.

Следовательно, мы можем утверждать, что не было " Люди гадданг "до испанского вторжения; просто жители лесных деревень с крайне непрочными отношениями с жителями других протодеревен. Языки и обычаи могут быть общими с соседними народами или нет. Правительство и церковь назвали определенные деревни объединенным народом.

Если мы предположим, что численность гаддангов была достаточно стабильной на протяжении двадцати поколений с момента прибытия испанцев, все население Гадданга (живое и мертвое) составляет около полумиллиона.

Развивающаяся идентичность

На протяжении всей зарегистрированной истории область, заштрихованная розовым цветом, была занята носителями гадданга.

Американский бизнесмен Фредерик Х. Сойер жил в Центральном Лусоне с 1886 года. Он составил сборник «Жителей Филиппины из официальных, религиозных и коммерческих источников в последние годы испанской администрации. Изданный в 1900 году, он был ресурсом для прибывающих американцев. Его описания скудны и в лучшем случае вторичны. В его разделе под названием Gaddanes мы узнаем языческих жителей высокогорья. Однако жителей Байомбонга, Бамбанга, Дупакса и Аритао называют италонами, в то время как им подобных в Исабеле являются ирая и каталанганы.

В 1917 году уважаемый Филиппинский университет антрополог Х. Отли Бейер сообщил о 21 240 христианских гаддангах («цивилизованных и пользующихся полным самоуправлением») и 12 480 языческих гадданах («полуоседлых сельскохозяйственных группах, пользующихся частичным самоуправлением). Он разбил христианскую группу на 16 240 человек, говорящих на гадданге, и 5000 человек. говорящие на йогаде. Некоторые языческие гадданги говорили на маддукаянге (или калибунгане) - группа, насчитывающая 8480 душ. Также было 2000 языков, говорящих на каталангане (вероятно, аета но, возможно, это теперь неидентифицируемый язык игорот ) и еще 2000 говорящих на ирайе (не путать с языком мангьянов Миндоро, но, вероятно, предназначались для обозначения ирреев).

Статья 1959 года отца Годфри Ламбрехта, CICM предваряет:

(Гадданг) - естественные города Байомбонг, Солано и Багабаг, города, построенные недалеко от западного берега реки Магат. (приток... реки Кагаян) и городов Сантьяго (Кариг), Ангаданан, Кауаян и Рейна Мерседес.... Согласно переписи населения 1939 года, языческий Гаданг насчитывал примерно 2000 человек, из которых около 1400 проживали на окраинах субпровинций Калинга и Бонток... и около 600 проживали в муниципальных районах Антатет, Далиг и баррио Гаму и Тумауини, Далиг обычно считается местом происхождения христианизированного Гаданга. В той же переписи населения было зарегистрировано 14 964 христианина, говорящих на языке гаданг. Из них 6790 были в Нуэва-Бискайя, а 8174 - в Исабеле. Среди них определенно было от 3000 до 4000 человек, которые не были натуралами, а были Илокано, Ибанаг или Йогад, которые из-за проникновения, смешанных браков и ежедневных контактов с Гадангом выучили язык аборигенов.

Согласно переписи населения Филиппин 1960 года. 6086 Гадданг в провинции Исабела, 1907 в тогдашней Горной провинции и 5299 в Нуэва-Бискайя. Используя эти данные, Мэри Кристин Абриза написала:

Гадданги встречаются в северной части Новой Бискайи, особенно Байомбонг, Солано и Багабаг на западном берегу. реки Магат и Сантьяго, Ангаданан, Кауаян и Рейна Мерседес на реке Кагаян для Христиане; и западная Исабела, на окраинах Калинги и Бонтока, в городах Антатет, Далиг и баррио Гаму и Тумауини Для нехристианских общин. По данным переписи 1960 г., было 25 000 гаддангов, и что 10% или около 2 500 из них были нехристианами.

Международный фонд сельскохозяйственного развития опубликовал свое исследование по вопросам коренных народов на Филиппинах в 2012 году; исследование идентифицирует Гадданг в Исабеле, Нуэва-Эсиха, Нуэва-Бискайя, Квирино и Горных провинциях. Гадданг включены в Закон о правах коренных народов 1997 года (глава II, раздел 3h) следующим определением:

Культурные сообщества коренных народов / коренные народы также должны включать народы, которые считаются коренными своего происхождения от населения, населявшего страну, во время завоевания или колонизации, или во время вторжения некоренных религий и культур, или установления нынешних государственных границ, которые сохраняют часть или все свои собственные социальные, экономические, культурные и политические институты, но которые могли быть вытеснены из своих традиционных владений или переселились за пределы родовых владений

В муниципалитете Апарри (ранее Фару) есть сельский барангай по имени Гадданг.) там, где Кагаян впадает в море.

Доказано, что Гадданг оккупировал эту обширную защищенную долину вместе с аналогичными Ибанагом, Итависом, Иснегом, и малауэги народы f или многие сотни лет; все народы долины Кагаян имеют культурное сходство. И, как и у библейских евреев, именно их история сделала их такими, какие они есть.

Предыстория

Археологические раскопки в Пенабланке устанавливают присутствие людей в прибрежных водах Северного Лусона еще в эпоху плейстоцена (до миллион лет назад). Последующая предыстория Лусона в настоящее время вызывает значительные разногласия по поводу миграции, и генетические исследования не дали окончательных результатов.

Река Кагаян и ее притоки на Лусоне, Филиппинах. Доисторические народы расселились по рекам от устья на севере

Археологи в целом сходятся во мнении, что - между 200 г. до н. Э. и 300 г. н.э. - колонизирующие экспедиции австронезийских народов прибыли вдоль северного побережья Лусона. Они обнаружили, что водораздел реки Кагаян редко заселен древними негрито народами аета (атта), в то время как холмы уже были домом для недавно прибывших Кордильеры (считается, что они происходят из Тайваня еще в 500 г. до н.э.) и, возможно, свирепые, таинственные илонготы в Карабалье. Долины Кагаяна и его притоков были покрыты густыми старовозрастными дождевыми лесами с необычайно разнообразной флорой и фауной.

В отличие от Эты охотников-собирателей или Кордильерской террасы. -фермеры, эти индо-малайские колонисты в основном практиковали свидл земледелие, а некоторые были вовлечены в примитивную прибрежную и прибрежную экономику; все общества, которые предпочитают низкую плотность населения и (по мере истощения ресурсов) зависят от частых перемещений. Социальная структура, сопровождающая эти обычаи, редко выходит за рамки расширенной семейной группы (согласно Тернеру ) и часто ограничивается одним поселением. Такие общества часто имеют подозрение - даже враждебность по отношению к посторонним - и упорное сопротивление к изменению. Итак, консерватизм вынуждает членов часто перемещаться перед лицом давления населения.

Индо-малайцы прибыли отдельными небольшими группами в течение этого полтысячелетия, несомненно, говорящими на разных диалектах; время и разделение, несомненно, способствовали дальнейшей лингвистической фрагментации. На протяжении поколений они продвигались вглубь страны, в долины вдоль реки Кагаян и ее притоков, уходя в предгорья. Гадданги занимают земли более удаленные от устья реки, чем большинство других индо-малайских групп, поэтому они, вероятно, были одними из первых, кто прибыл. Однако все потомки этой 500-летней миграции имеют общие элементы языка, генетики, обычаев и верований. Этнологи записали версии общего "эпоса", описывающего прибытие героев Бивага и Маланы (в некоторых версиях с Суматры), их приключения с магией букарот и изображения прибрежной жизни среди населения долины Кагаян. включая Gaddang. Другие культурные сходства включают семейный коллективизм, недостаток эндогамных практик и заметное безразличие к сохранению активов из поколения в поколение. Такое социально гибкое поведение, как правило, способствует высокой индивидуальной выживаемости, но относительно мало способствует установлению и поддержанию прочной преемственности для каждой небольшой группы.

Исторические записи

Первоначальная перепись филиппинцев основана на сборах дани от Лусона до Минданао, проведенных испанцами в 1591 году (через 26 лет после Легаспи основания испанская колониальная администрация); он нашел почти 630 000 местных жителей.

До Легаспи острова посещали Магеллана 1521 г. и экспедиция 1543 г. Виллалобос. Согласно их отчетам, дополненным археологическими данными, научные оценки численности населения архипелиганов на момент прибытия Легаспи составили от немногим более одного миллиона до почти 1,7 миллиона. Даже с учетом неэффективности ранних испанских методологий переписи, эти данные подтверждают утверждения о 40% -70% -ном сокращении численности филиппинского населения из-за болезней и военных действий всего за четверть века и делают очевидным приход испанцев (с их оружия и болезней) стало катастрофическим событием для всех островов. Подобные культурные нарушения (хотя и в гораздо меньшем масштабе) современных дорог и сельскохозяйственных технологий на возвышенности Гадданг описаны в книге доктора Бена Уоллеса 2012 года «Сорняки, дороги и Бог».

Испания прибывает в долину Кагаян

Mapa del itinerario de la Expedición de Miguel López de Legazpi en la Islas Filipinas (1560-е годы)

Несомненно, испанская оккупация привела к совершенно иному социально-экономическому порядок из того, что существовало в долине Кагаян. Миссии и энкомида -расветвление представили концепции землевладения, выходящие за рамки узуфрукта системы едва организованных сообществ, возделывающих временные участки в лесу. Церковь и Корона требовали регулярной дани товаров и услуг; они рассматривали неуловимых аборигенов низменностей как собственность и ресурс. Незаметные лесные деревушки и крошечные эксклюзивные общества мешали испанским планам экономической эксплуатации их нового приобретения. Лесные тропы превратились в дороги, возникли города и церкви, появились новые навыки и социальные различия, а старые вышли из употребления в течение одного поколения.

В долине Кагаян и близлежащих районах, которые больше всего затронули Гадданг, первые экспедиции под руководством Хуана де Сальседо в 1572 году и Хуана Пабло Карриона (который в 1580 году прогнал японских пиратов наводнив побережье Кагаян), в долину проникло испанское господство. Каррион основал алькальдерию Нуэва-Сеговия в 1585 году, и туземцы немедленно начали то, что испанцы считали восстаниями против завоеваний, которые вспыхивали с 1580-х по 1640-е годы.

Тем не менее, к 1591 году испанские вооруженные силы установили гранты энкомида на юге до Тубигарао ; и Луис Перес Дасмариньяс возглавил экспедицию на север через горы Карабальо в современные Нуэва-Бискайя и Исабела. В 1595-6 годах была учреждена епархия Нуэва Сеговия, и прибыли доминиканские миссионеры. Католическая церковь насильственно обратила в веру долину Кагаян с двух направлений, при этом южный толчок основал миссию в Итуй к 1609 году.

Гадданг Во время Испанская оккупация

Гадданг вошел в письменную историю в 1608 году, когда доминиканский орден основал миссию Святого Фердинанда в общине Гадданг на Абуатане, Боло (ныне сельский барангай Бангага, город Илаган ), почти сорок лет (и тридцать лиг) от первых испанских поселений в регионе Кагаян. В 1621 году произошло восстание Гадданга (или Иррея), которое возглавили Фелипе Катабай и Габриэль Даяг. Восстание Гадданга было против церковных требований, так как восстание Магалата было направлено против дани короны в Тугуэгарао поколением ранее. Принудительное внедрение новых культур и методов ведения сельского хозяйства, безусловно, оттолкнуло коренных жителей.

В записях, оставленных испанскими религиозными и военными, говорится, что жители сожгли деревню и церковь и переместились в предгорья к западу от (несколько дней пути). Поколение спустя вернувшиеся из Гадданга по приглашению Фрая Педро де Санто Томаса воссоздали общину боло, хотя место проживания было изменено на противоположную сторону Кагаяна от первоначальной деревни. Власти утверждали, что восстание Гадданга фактически закончилось первой мессой, проведенной августинцами 12 апреля 1639 года в Байомбонге, Нуэва-Бискайя, предполагаемом «последнем оплоте» Гаддангов.

Эта история предполагает, что протесты положили начало различению между «христианизированным» и «нехристианским» Гаддангом. Боло-ареал Гадданг искал убежища у горных племен, которые постоянно отказывались отказаться от традиционных верований и обычаев в пользу католицизма. Игороты Кордильер убили отца Эстебана Марина в 1601 году; впоследствии они оказали партизанское сопротивление после того, как капитан Матео де Аранада сжег их деревни. Похоже, альпинисты приняли Гадданг как союзников против испанцев. В то время как гадданги отказывались выращивать рис на террасах (предпочитая продолжать свою экономическую деятельность), они научились строить дома на деревьях и охотиться в местном стиле. Однако многие Гадданги в конечном итоге вернулись в долину, приняв Испанию и Церковь следовать развивающемуся образу жизни сельского хозяйства в низинах, который предлагал социальный коллективизм и материальные блага, недоступные для жителей холмов.

Миссии, отправленные из Нуэва-Сеговии, продолжали процветать и расширяться на юг, достигнув к 1702 году области Диффун (южная Исабела). Письма от доминиканского провинциала Хосе Эррера Фердинанду VI ясно показывают эту военную деятельность финансировалось миссиями. Между тем, миссия Итуя сначала крестила Исинай и Илонгот; тридцать лет спустя в Байомбонге также проводились службы для Гадданга. Однако к 1640-м годам эта миссия перестала существовать - в долине Магат не хватало всеобъемлющей организации энкомиды (и сопровождавших ее вооруженных сил) долины Кагаян. Однако по переписи 1747 года вновь созданная миссия Паники насчитала 470 местных жителей (то есть взрослых мужчин-христиан) в Байомбонге и 213 жителей Багабага, все из которых были названы Гаддангом или Йогадом. С более чем 600 семей (2500–3000 человек), значительный размер этих городов Гадданг в долине Магат - более 170 километров от современного города Илаган - свидетельствует о том, что крупное местное поселение просуществовало дольше, чем 120 с лишним лет после Иррея. восстание. К 1789 году доминиканец о. Франсиско Антолин сделал оценки населения Кордильяра; его численность Паники Гадданга - десять тысяч, еще четыре тысячи - в регионе Кауаян.

Гадданг снова упоминается в испанских записях в связи с восстанием Дабо в конце 1700-х годов против королевской табачной монополии; К тому времени Илаган-Сити был центром финансирования и складирования табачной промышленности в Долине. Табак требует интенсивного выращивания, а уроженцы Кагаян считались слишком малочисленными и слишком примитивными, чтобы обеспечить необходимую рабочую силу. Для работы были привезены рабочие из западных прибрежных провинций Илокос и Пангасинан. Сегодня потомки этих иммигрантов 18-го и 19-го веков (в частности, Илокано ) превосходят численностью потомков аборигенов Гадданга, Ибанага и других народов долины Кагая в соотношении 7: 1.

В последние годы правления Испании королевская реформа и реорганизация правительства и экономики Кагаяна началась с создания провинции Нуэва-Бискайя провинции в 1839 году. 1865, Провинция Исабела была создана из частей Кагаяна и Нуэва Бискайя. Новые администрации открыли земли долины Кагаян для крупных сельскохозяйственных предприятий, финансируемых испанскими, китайскими и богатыми инвесторами из Центрального Лусона, привлекая больше рабочих со всего Лусона.

Но первоначальным делом этих новых провинциальных правительств были набеги на охоту за головами, которые начались в начале 1830-х годов и продолжались в первые годы американского правления. Племена Майояо, Силипана и Киангана устраивали засады на путешественников и даже атаковали города от Илагана до Байомбонга, унеся почти 300 жизней. Более 100 жертв были жителями Гадданга Багабага, Лумабанг и Байомбонг. После доминиканского о. Хуан Рубио был обезглавлен по пути в Камараг. Губернатор Оскарис из Нуэва-Бискайя повел отряд из более чем 340 солдат и вооруженных гражданских лиц против майояо, сжигая посевы и три их деревни. Майояо потребовали мира, и после этого Оскариз повел свои войска через холмы до Ангаданана. Однако к 1868 году губернаторы провинций Лепанто, Бонток и Исабела повторили экспедицию через высокогорье Кордильеров, чтобы подавить новую волну хедхантинга.

В течение испанского периода образование было полностью функцией церкви с целью обращения коренных жителей в католицизм. Хотя трон постановил, что обучение должно было вестись на испанском языке, большинству монахов было легче работать на местных языках. Эта практика имела двойной эффект: поддержание местных диалектов / языков и подавление испанской грамотности (и, следовательно, путей к власти) среди сельских жителей. Указ об образовании 1863 года изменил это положение, потребовав начального образования (и открытия школ в каждом муниципалитете) при одновременном использовании испанского языка для обучения. Однако внедрение в отдаленных районах Северного Лусона не было полностью начато революцией 1898 года.

Во время американской оккупации

Учителя Гадданг и Илокано в лучшей местной одежде около 1902 года

Первая Филиппинская Республика, в основном проживающие в Маниле иллюстрарадо и руководители, которые их поддерживали, возражали против Парижского договора, который положил конец испано-американской войне и дал Соединенным Штатам владение Филиппинами. Среди проблем было требование США избавиться от всех филиппинских земельных владений, аннулирование грантов, предоставленных Испании и церкви коренными жителями (а также ликвидация общинных наследственных владений). То, что филиппинские националисты считали продолжением борьбы за независимость, правительство США рассматривало как восстание. Войска президента Агинальдо были изгнаны из Манилы в феврале 1899 года и отступили через Нуэва-Эсиха, Тарлак и, наконец, (в октябре) в Байомбонг. Однако через месяц штаб Республики покинул Нуэва-Бискайю в своем последнем путешествии, которое закончилось в Паланане, Изабела (захваченная филиппинскими разведчиками, завербованными из Пампанга ) в марте 1901 года. мало кто из руководителей и ни один из олигархов Манилы, но действия в Нуэва-Бискайя и Изабелла сделали их близкими к агонии восстания.

Возможно, самое раннее официальное упоминание Гадданга во время американской оккупации направляет читателя на «Игорот». Писатели говорили о «нехристианских» горных племенах:

Под игоротами мы можем распознать различные обозначения подгрупп, такие как гадданг, дадаяг или майояо. Эти группы не разделены племенной организацией... поскольку племенная организация не существует среди этих людей. но они разделены только небольшими различиями в диалекте.

Среди практик этих народов игорот была охота за головами. Перепись также каталогизирует население низменностей Кагаян; с теориями о происхождении жителей, в которых говорится:

Илокано также мигрировали еще дальше на юг, в уединенную долину верхнего Магата, которая составляет красивую, но изолированную провинцию Нуэва-Бискайя. Однако основная часть населения здесь очень сильно отличается от почти всего христианского населения остальной части Архипелага. Он состоит из обращенных из двух горских племен игорот, у которых до сих пор есть многочисленные языческие представители в этой провинции и Исабеле. Это Иснаи и Гадданг. В 1632 г. испанец] основал в этой долине миссию под названием Итуй, что привело к созданию Аритао, Дупакса и Бамбанга, населенных христианизированными иснеями. и Байомбонг, Багабаг и Ибунг, населенные христианизированными гаддангами. Население, однако, не сильно увеличилось, остальную часть христианизированного населения составляют илокано иммигранты.

Проблемный, но влиятельный D. К. Вустер прибыл на Филиппины в качестве студента зоологии в 1887 году, впоследствии он был единственным членом и Комиссии Шурмана, и Комиссии Тафта. Он много путешествовал по Бенге, Бонтоку, Исабеле и Нуэва-Вискайя, а также рассмотрел ранние попытки каталогизировать коренные народы в нехристианских племенах Северного Лусона; он собирает «Калауас, Катанганес, Дадаяги, Ирайя, Калибуган, Набауганес и Йогадес» в единую группу нехристианских «Калингас» (термин ибанагов для «диких людей» - не нынешняя этническая группа), с которыми низменность ( «Христианин») Гадданг опознаются.

Когда США забрали Филиппины у Испании в 1899 году, они установили то, что обещал президент Мак-Кинли, будет «мягкой ассимиляцией». Управление со стороны вооруженных сил США энергично способствовало физическим улучшениям, многие из которых актуальны и сегодня. Армия строила дороги, мосты, больницы и общественные здания, улучшала ирригацию и сельскохозяйственное производство, строила школы и укомплектовала их персоналом по образцу США и приглашала миссионерские организации основывать колледжи. Самое главное, что эти улучшения затронули всю страну, а не только окрестности столицы. Улучшения инфраструктуры внесли большие изменения в жизнь «христианизированного» Гадданга в Нуэва-Бискайя и Исабела (хотя они, несомненно, оказали гораздо меньшее влияние на Гадданг в горах). Закон о земле 1902 года и покупка государством 166 000 гектаров католических церковных владений также повлияли на народы долины Кагаян.

Кроме того, принятие в 1916 году Закона Джонса перенаправило почти все усилия США на Филиппинах, заставив их сосредоточиться на ближайшем будущем, когда филиппинцы будут сами руководить собой. судьбы. Это положило начало продвижению социальных реформ, основанных на испанских традициях. Регулирование и инспекция безопасности пищевых продуктов, программы по искоренению малярии и анкилостомоза, а также расширенное просвещение населения были конкретными американскими проектами, которые затронули провинциальный Северный Лусон. Было принято практическое решение немедленно начать обучение на английском языке, и эта практика была окончательно прекращена только через двадцать пять лет после обретения независимости.

В течение первых лет 20-го века американские администраторы задокументировали ряд случаев, когда на островах филиппинцы участвовали в продаже или покупке женщин и девочек ифугао или игорот в качестве домашней прислуги. Была задокументирована регулярная продажа «нехристианских» племен кордильеров и негрито для работы на ферме в Исабеле и Новой Вискайе, и несколько гаддангов были указаны в качестве покупателей. В 1903 году старший инспектор полиции Изабеллы написал своему начальству в Манилу

: «В этой провинции обычная практика владеть рабами... Мальчики и девочки покупаются примерно по 100 песо, мужчины (старше) 30 лет и старше женщины дешевле. Когда их покупают (их) обычно крестят и заставляют работать на ранчо или в доме... Губернатор купил три. Могу ли я продолжить расследование? "

Хотя с домашними рабами часто обращались как с меньшими членами филиппинских семей, Ситуация усугублялась продажей рабов резидентам Китая, ведущим бизнес на Филиппинах. Когда губернатор Джордж Карри прибыл в Изабелу в 1904 году, он попытался обеспечить соблюдение Закона Конгресса, запрещающего рабство на Филиппинах, но пожаловался, что Комиссия не предусмотрела никаких наказаний. Эта практика, считавшаяся многовековой, к 1920 году фактически прекратилась де-юре.

В 1908 году был образован административный район Горная провинция, в который вошел муниципалитет Натонин и его барангай (ныне муниципалитет) Парачелис в верховьях реки Маллиг, а также муниципалитет Ифугао Альфонсо Листа в гору от Сан-Матео, Исабела. Эти области были домом для гаданг-говорящих иррей и баливонских народов, упомянутых в ранней переписи населения как «нехристианские» гадданги. Особой задачей администрации новой провинции было пресечение охоты за головами.

В 1901 году армия США начала вербовать войска для борьбы с повстанцами на Филиппинах. Многие Гадданг воспользовались этой возможностью и присоединились к филиппинским разведчикам еще в 1901 году (более 30 гаддангов присоединились к первоначальному отряду из 5000 скаутов) и продолжали это делать до конца 1930-х годов. Скауты были развернуты в битве при Батаане, большинство из них не было на своей родине во время японской оккупации. Рядовой 26-го кавалерийского полка Гадданга, Хосе П. Тугаб, как говорят, воевал в Батаане, сбежал в Китай на японском корабле, был с Чан Кайши в Чункинге и силами США / Анзак в Новой Гвинее, а затем вернулся, чтобы помочь освободить свой собственный филиппинский дом.

Японская оккупация и Вторая мировая война

Сразу после начала американской оккупации японцы начали проводить политику экономического проникновения на Филиппины, уделяя особое внимание слаборазвитым сельскохозяйственным районам Миндинао и предоставляя рабочую силу для строительства в горах северного Лусона. Строительство Багио, начавшееся в 1904 году, привлекло более 1000 японцев, которые в конечном итоге владели фермами, предприятиями розничной торговли и транспортом. Право собственности на землю в соответствии с Законом о государственной земле 1903 года (P.L. 926) японскими гражданами на Филиппинах увеличилось до более чем 200 000 гектаров; К 1919 году правительство Содружества было достаточно обеспокоено японской корпоративной собственностью на землю, чтобы инициировать Закон о земле 1919 года (P.L.926), который ограничивал владение землей ситуациями, когда 61% собственности принадлежало гражданам Филиппин или США. К 1930-м годам в большинстве муниципалитетов на севере Лусона имелся, по крайней мере, один принадлежащий японцам бизнес, владелец которого в первую очередь был предан своей родине.

10 декабря 1941 года подразделения 14-й японской армии высадились в Апарри, Кагаян и двинулись вглубь страны, чтобы 12-го числа захватить Тугегуарао. Несчастные регулярные подразделения филиппинской армии (PA) 11-й дивизии сдались или бежали. В то время как главные силы генерала Хоммы направлялись к Илокос-Норте вдоль побережья, были также развернуты войска для управления богатой сельским хозяйством долины Кагаян и содействия японской экспроприации продовольственных запасов (что включало разделку более половины фермерских хозяйств). карабао за мясо, чтобы прокормить свою армию). К концу 1942 года продукты питания и другие товары для коренных жителей региона долины Кагаян стали очень дефицитными. Между тем, находящаяся в Маниле Вторая Филиппинская республика президента Лорела поощряла сотрудничество с японцами. В эти тяжелые для Северного Лусона времена многие отдельные японские солдаты установили отношения с филиппинскими жителями, они женились на местных женщинах и родили детей, демонстрируя свое ожидание стать постоянными (если превосходящими) жителями.

Генерал Ямасита Surrenders.jpg

Беглецы из Филиппин и армии США прятались в горах или в долинах; некоторые участвовали в небольших партизанских действиях против японцев. В октябре 1942 года американцы подполковник. Мартин Мозес и подполковник. Артур Ноубл попытался организовать скоординированную партизанскую акцию на Северном Лусоне; Однако связь не удалась, и атаки не увенчались успехом. Тем не менее, японцы, оккупировавшие долину Кагаян, осознали серьезную угрозу - они вывели тысячи солдат из захвата Манилы и Батаана, чтобы воспрепятствовать любому сопротивлению ожесточенным и неизбирательным образом. «(Местные) лидеры были убиты или взяты в плен, мирные жители были ограблены, подвергнуты пыткам и истреблены, их города и баррио были разрушены».

Выживший американский капитан Фолькманн реорганизовал Moses and Noble's партизанская операция в составе вооруженных сил США на Филиппинах - Северный Лусон (USAFIP-NL) в 1943 году с новым акцентом на сбор разведданных. Базируясь в Кордильерах, его местные силы (в том числе несколько Гаддангов) были эффективны, хотя и подвергались большому риску, и предоставили генералу Макартуру важную информацию о расположении японских войск. Капитан Ральф Прегер действовал полуавтономно в долине Кагаян при поддержке губернатора Кагаяна Марсело Аддуру, который даже успешно атаковал японские объекты в Тугуэгаро.

В 1945 году силы сопротивления также координировали свою деятельность с американским вторжением. Действия хоумлендов Гадданга, в которых местные партизаны оказали заметное влияние, включают: фланговые действия на перевале Балете (ныне перевал Далтон ), чтобы открыть долину Магат, уничтожение мостов на дороге Багабаг-Бонток, чтобы отрезать снабжение Генерала Ямашита силы 14-й армии в горах, и привод от Сервантеса до Mankayan, что уменьшило окончательную японскую крепость в Kiangan.

после Второй мировой войны

Содружество Филиппин была создана как независимое государство согласно Манильскому договору 4 июля 1946 года. Население Филиппин на момент обретения независимости составляло менее 18 миллионов человек. К 2014 году филиппинская перепись превысила 100 миллионов и, по прогнозам, вырастет до 200 миллионов в следующие сорок лет, даже после потери большого числа филиппинских постоянных эмигрантов в другие страны.

Ускоренный рост населения оказал два воздействия на общины равнинных Гадданг: (а) огромное количество люди переселились в относительно малолюдные долины Магат / Кагаян из других частей страны, подавляющее большинство коренных жителей и региональные ресурсы для их размещения и интеграции; в то время как (б) образованные Гадданг продолжили эмигрировать и стали постоянными жителями Канады, США (особенно в Калифорнии, Вашингтоне и Среднем Западе), ЕС и других странах Юго-Восточной Азии.

В октябре 1997 года национальный законодательный орган принял Закон о правах коренных народов ; Национальная комиссия по коренным народам (NCIP) признает гадданг как одну из защищаемых групп. Первоначально существовала неопределенность в отношении того, какие народы были включены, однако в мае 2014 года гадданг были признаны «коренным народом с политической структурой» с сертификатом «Право на владение предками», представленным комиссаром NCIP Леонор Кинтайо. Начиная с 2014 года был начат процесс «разграничения и присвоения прав на наследственные владения»; ожидается, что претензии «охватят части муниципалитетов Бамбанг, Байомбонг, Багабаг, Солано, Диади, Кесон и Вильяверде». Кроме того, в рамках полномочий коренных народов Согласно Закону о правах народов, сертифицированные коренные народы имеют право на образование на своем родном языке; это образование пока не осуществляется ни одной организацией.

В настоящее время создана Организация коренных народов Нуэва Вискайя Гадданг, и 2019 эта группа участвовала в согласовании с агентствами, разрабатывающими ирригационные проекты в Байомбонге и Солано. Организация также активно проводит культурные выставки.

Культура Гадданга
Шляпа от народа Гадданг, выставленная в Художественный музей Гонолулу

Язык

язык Гадданг связан с Ибанагом, Йогадом, Итависом, Малауэгом и др. Он отличается наличием фонем ( «f», «v», «z» и «j» звуки) отсутствует во многих соседних филиппинских языках. Есть также заметные отличия от других языков в различии между «r» и «l», и звук «f» - глухой двубортный фрикативный звук, а не усиленный звук «p», распространенный во многих филиппинских языках (но не намного ближе на английский безголосый лабиодентальный щелевой). Произведенный от испанского происхождения звук «J» (а не «j») стал взрывным. Гадданг примечателен тем, что часто используется удвоение согласных (например: Гад-данг вместо Га-данга).

Гадданг по склонению, спряжению и морфологии является агглютинативным и характеризуется недостатком позиционных / направленных прилагательных дополнительных слов. Временные ссылки обычно выполняются с использованием контекста, окружающего эти агглютинированные существительные или глаголы.

Язык Гадданг определен в Ethnologue, Glottolog и включен в языковую группу Cagayan в системе лингвистического этнолога Lawrence Reid. Отцы-доминиканцы, приписанные к приходам Нуэва Вискайя, в 1850 г. составили словарь (переведенный Педро Сьерра) и скопированный в 1919 г. для библиотеки Университета Санто-Томаса Х. Отли Бейер. В 1965 году Эстрелла де Лара Калимаг составила список из более чем 3200 слов Гадданг, включенных в ее диссертацию в Колумбии. База данных Austronesian Basic Vocabulary Database перечисляет переводы более двухсот английских терминов на своей странице Gaddang.

Ежедневное использование Gaddang как основного языка сокращается в течение последних семидесяти лет; Недавние лексические исследования подтвердили это. В первые годы американской оккупации жители городов Нуэва-Бискайя обычно планировали общественные мероприятия (например, спектакли или собрания), которые проводились в Гадданге и на следующий день в Илокано, чтобы каждый мог участвовать и получать удовольствие. Учителя в новых американских школах должны были разработать учебные программы для учеников, говорящих на совершенно разных языках:

илокано, гадданесаа (так в оригинале) и исанайс; последний идет из раздела Dupax. Не было единого языка, который могли бы понять все. Некоторые бегло говорили, читали и писали по-испански... для других испанский язык был таким же странным языком, как и английский.

Использование английского языка в школах Исабелы и Нуэва Бискайя, а также на общественных мероприятиях, было только разочарованы принятием Конституции 1973 года и поправок к ней 1976 года. Более настоятельный толчок к национализации языка был сделан в Конституции 1987 года, что неожиданно привело к еще большей маргинализации местных языков. Телевидение и официальные коммуникации почти целиком использовали национальный филиппинский язык на протяжении почти целого поколения.

Этнография и лингвистические исследования

Несмотря на то, что гадданг последовательно идентифицируется как отдельная группа, исторические источники не справились с записью конкретных культурных практик, а доступ к материалам, доступным на этом языке, был затруднен.

Ранние испанские записи мало упоминают обычаи ибанагских и игаддангских народов, почти полностью озабоченные экономическими событиями, и усилия правительства / церкви по замене хтонических культур колониальной моделью. В отчете Филиппинской комиссии 1901 года говорится: «Из Нуэва-Бискайя города делают общее заявление о том, что не сохранилось никаких документов, относящихся к периоду испанского правительства, поскольку все они были уничтожены революционным правительством». Американские записи о занятиях, часто более описательные и более доступные, позволяют лишь поверхностно выявить существующие модели поведения и исторические обычаи, поскольку большинство корреспондентов стремились к изменениям.

Отец Годфри Ламбрехт, настоятель Св. Средняя школа и колледж Мэри 1934-56 гг. Задокументировали ряд языковых и культурных форм поведения в опубликованных статьях.

Культура нагорья

Многие писатели о туризме и культурных артефактах, кажется, влюблены в более экзотические культурные особенности высокогорья Гадданг (Ga'dang) и, следовательно, не обращают внимания на более многочисленные «ассимилированные» христианизированные семьи. Это повествование следует из первоначального американского предположения, что низменный Гадданг произошел от горных групп, которые впоследствии стали христианизированными, а затем поселились в устоявшихся долинных общинах, переняв культуру и обычаи испанцев, китайцев и других низинных народов. Многие из них также отличают жителей Гадданга Ифугао и Апайо от других горных племен прежде всего по обычаям одежды без учета языковых проблем.

Это не относится к профессору антропологии Бену Дж. Уоллесу (Колледж Дедмана, южные методисты). University), который жил и много писал о высокогорном Гадданге с 1960-х годов. Его недавняя книга (Сорняки, дороги и Бог, 2013) исследует переход этих народов в современные сельские Филиппины, перенимая больше обычаев и привычек своих низинных родственников и отказываясь от некоторых ярких прежних форм поведения.

Некоторые традиционные высокогорные мужчины Гадданга практиковали ритуал, подобный потлачу, чтобы принести престиж своей семье. Традиция отбирать головы за статус и / или исправлять ошибки, похоже, прекратилась после Второй мировой войны, когда забирать головы у японцев было менее удовлетворительно, чем у личного врага. И мужчины, и женщины руководят религиозными и социальными ритуалами и участвуют в них.

Класс и экономика

Интервью, проведенные в середине 20-го века, выявили пару наследственных социальных классов Гадданга: каммеранан и арипан. Эти термины давно вышли из употребления, но сравнение старых приходских записей с землевладениями в желаемых местах в Багабаге, Байомбобге и Солано показывает, что некоторые реальные эффекты этих классовых различий остаются активными. Эдильберто К. Тьемпо обратился к проблемам, связанным с наследием арипанов, в своем рассказе 1962 года «Быть ​​свободным».

В первые десятилетия американской оккупации значительные усилия по искоренению рабства положили конец широко распространенной практике по приобретению детей и юношества Игорот и других нагорьях для домашнего и сельскохозяйственного труда. Многие из приобретенных таким образом людей были приняты в качестве членов семей владельцев (хотя часто с меньшим статусом) среди всех народов долины Кагаян. Сегодняшний Гадданг не продолжает часто импортировать горцев как зависимый класс так часто, как это было до поколения назад. По-прежнему существует сильная традиция приводить несчастных родственников в дом, что включает в себя взаимные попытки бенефициаров «заработать себе на жизнь».

Похоже, что не было аналога в долине Кагаян класса богатых землевладельцев Центрального Лусона до сельскохозяйственной экспансии в самом конце девятнадцатого века; большинство из этих богатых филиппинцев имели илокано или китайское происхождение.

Записи за последние два столетия действительно показывают, что многие имена Гадданга являются владельцами земли и бизнеса, а также занимают должности гражданских лидеров. Католическая церковь также предлагала возможности карьерного роста. Жители Гадданга Байомбонг, Сиудад-на-Сантьяго и Багабаг с энтузиазмом воспользовались расширенными возможностями образования, доступными с начала 20 века, выпустив ряд врачей и юристов., учителя, инженеры и другие специалисты к середине 1930-х гг. Некоторое количество человек также поступило на военную службу США в качестве карьеры (армия США филиппинских разведчиков считается намного превосходящей филиппинскую армию ).

В конце 1990-х студент UST попытался провести «этноботаническое » исследование, взяв интервью у Гадданг из района Исабела на предмет экономически полезной флоры; это включало заметки по этимологической истории и народным верованиям.

Статус женщин и несовершеннолетних детей

Женщины из низовий Гадданг регулярно владеют и наследуют собственность, они управляют бизнесом, получают образование и часто занимают руководящие должности, избранные государством. Известная и знаменитая писательница Эдит Лопес Тьемпо родилась в Байомбонге по происхождению Гадданг.

Как упоминалось выше, по-видимому, не существует превалирующих правил экзогамии или эндогамии, которые влияют на статус женщины или обращение с ней. И мужчины, и женщины приобретают статус в результате брака, но для одиноких женщин есть приемлемые пути к престижу в церкви, правительстве и бизнесе.

Родство

Как было документально подтверждено с другими индо-малайскими народами, родственные отношения Гадданга сильно разветвлены и признают множество маркеров престижа, основанных как на личных достижениях, так и на обязательствах (часто превышающих поколения).

Гаддангу как народу не хватало определенного и организованного политического аппарата; следовательно, их система родства является средством упорядочения своего мира. Хотя с лингвистической точки зрения, кроме второй степени кровного родства, похоже, нет различий, прослеживание общего родственного происхождения важно, и способность делать это традиционно приветствуется и поощряется.

Погребальная практика

Современные христиане Чаще всего гадданг хоронят на общественном или частном кладбище после мессы и шествия (если возможно, с оркестром). Поминки проводятся в течение нескольких дней перед служением, позволяя членам семьи и друзьям во время путешествия увидеть покойного в гробу. Мумификация обычно не практикуется.

Другие народные традиции

Главная улица Солано, штат Невада - около 1904 г.

Триста лет испанского / католического культурного владычества, за которыми последовала почти эффективная революция, почти полностью уничтожили любые полезные доколониальные художественное или музыкальное наследие низменных кагайских народов, включая гадданг. Хотя менее затронутые искусства Кордильеров и некоторых островитян к югу от Лусона хорошо изучены, даже шестьдесят лет сильного национального и академического интереса не смогли раскрыть много осязаемых знаний о доиспанских традициях долины Кагая в музыке, пластике и пластике. или исполнительское искусство. В обзоре книги Марии Лумикао-Лорка 1984 года «Литература гадданга» говорится, что «документация и исследования языков и литератур меньшинств на Филиппинах скудны». Тем не менее, мы понимаем, что существуют значительные свидетельства интереса и участия Гадданга в колониальных традициях Лусона. примерами являются pandango si ilaw, cumparsasa и pasyon ; в то время как рост интереса к культурному наследию проявился в ежегодном фестивале Nueva Vizcaya Ammungan (Gaddang для «собирать»), принятом в 2014 году вместо фестиваля риса Ilokano Panagyaman. Фестиваль включал в себя Летнюю мастерскую коренных народов, имеющую провинциальное признание и статус.

Некоторые путешественники начала 20-го века сообщают об использовании гунгса в Изабелле, а также среди Параселиса Гадданга. Вероятно, этот инструмент был заимствован у кордильерских народов, но происхождение его не установлено. Высокогорье Гадданг также связано с танцем Турайен, который обычно сопровождается гунгса.

(Автор статьи опирается на более чем 40-летний опыт работы с Гаддангом в долине Магат для следующего:) Большинство Гадданг, похоже, любит загадки, пословиц и каламбуров, и поддерживают их диалект с помощью традиционных песен (в том числе многих харана, написанных в начале 20-го века). Истории о привидениях и колдовстве также популярны, рассказчики чаще всего рассказывают о них так, как если бы это были события, в которых они сами (или их близкие друзья / семья) участвовали.

Хорошо известная песня начала 20 века на языке гадданг:

Ope manke wayi. Yo netambam siin sicuac. Innac la inanawan. Matayac si raddam. Gumafu se nacaita can wayi si mas mappia. On se tata ak lamang a madiat. Innac la inanawan.. Araon- araon lamang. Йо angngiyeyut nu to taggang. Малав инке над. Йо футук a mebattang. Se ammec ingke caffuadan. Yo annuruturut na luac to taggang. Se antuengque ipatec. Yo raddam cu gumafu sicuam

Где ты, мой брат?. А как насчет твоих обещаний?. Ты оставил меня умирать от страданий.. Ты нашел кого-то получше.. Из-за того, что я беден,. тебе пришлось оставить меня.. Это продолжает причинять боль.. Дыхание уходит. моя грудь,. болит, так как мое сердце было отброшено.. Я больше не пытаюсь думать об этом, но мои слезы продолжают падать.. Так что я умираю от печали из-за тебя...

Наконец Несмотря на то, что он убежденно христианский, равнинный Гадданг сохраняет сильные традиции лечения болезней туральное происхождение; некоторые семьи продолжают практиковать традиции исцеления, которые были задокументированы отцом Годфри Ламбрехтом, CICM, в Сантьяго в 1950-х годах. К ним относятся шаманские практики малан, как махимуну (которые действуют как авгуры и посредники), так и маингалов («жертвоприношения» или лидеров общин, которых Ламбрехт отождествляет с исконными охотниками за головами). Духи, вызывающие такие болезни, - это карангаты (родственники этого термина встречаются в Йогад, Ибанаг и Ифугао): каждый связан с физическим местом; они не ревенанты; считается, что они вызывают жар, но не вызывают расстройство живота. Также считается, что Каралуа на пинатай (призраки) могут вызывать болезнь, чтобы наказать Гадданга, который отклоняется от обычаев, или может навещать тех, кто сталкивается с неизбежной смертью.

Мифология коренных народов

Мифология Гадданга включает в себя множество божеств:

  • Нанолай - одновременно создатель всего и культурный герой. В последней роли он - благодетельное божество. Нанолай описывается в мифе как полностью доброжелательное божество, никогда не причиняющее людям боли или наказания. Он отвечает за возникновение и развитие мира.
  • Офаг - двоюродный брат Нанолая.
  • Дасал - которому эпические воины Биваг и Малана молились о силе и мужестве перед тем, как отправиться в финал. битва.
  • Бунаг - бог земли.
  • Лимат - бог моря.
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-21 10:02:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте